Преподобный Иоанн Кукузель, песнотворец Святой Иоанн Кукузель родился в конце XIII века в городе Диррахии области Иллирия . Святой рано остался без отца. Когда пришло время получать образование, мать доверила сына лучшим учителям, которые прекрасно справились с поставленной задачей. Завершив обучение, Иоанн, обладатель ангельского голоса, стал одним из придворных певчих и любимцем императора. Правитель задумал женить молодого человека. Но тот всей душой стремился покинуть мир и вести монашескую жизнь. Господь предоставил ему удобный случай: приезд игумена Великой Лавры Святой Горы Афон настолько впечатлил Иоанна, что он решил тут же отречься от мирской жизни. Сменив шелковые одежды на власяницу, никем не узнанный, он явился к вратам Великой Лавры. После недолгого испытания он принял постриг и получил послушание пасти коз в горах. Вдали от всех Иоанн проводил весь день в молитве, вознося Господу столь сладостные песнопения, что козы переставали щипать траву и вся природа замирала, слушая ангельский голос. Однажды его услышал живший неподалеку отшельник. Пораженный необычайным талантом Иоанна, он рассказал о нем игумену. Тогда Иоанн вынужден был открыть свое настоящее имя и звание. Благодаря заступничеству игумена перед императором, повсюду искавшим своего любимца, Иоанн остался на Афоне. Он поселился неподалеку от лавры, в келье, посвященной святым архангелам, где проводил в одиночестве шесть дней в неделю. Только по воскресеньям он приходил в монастырь и пел в церкви, вознося ко Господу сердца многочисленных иноков. Однажды, в Субботу Акафиста, когда Иоанн усердно славил Пресвятую Богородицу, Она Сама явилась ему и, протянув золотую монету, сказала: «Радуйся, дитя мое Иоанн! Пой Мне, и Я тебя не оставлю». Пресвятая Дева чудесным образом исцелила язвы на ногах святого Иоанна, ведь, будучи певчим, он проводил стоя многие часы. Остаток жизни преподобный посвятил посту, покаянию и непрестанной молитве. Иоанн заранее знал день своей смерти, собрал братий, испросил у них прощения и велел положить его тело в часовне святых архангелов.

http://pravoslavie.ru/56679.html

20. Поющим в церкви (Из жизни преп. Афанасия и Иоанна Кукузеля. Пат. ч. I, стр. 166–187) Некоторые из христиан любят церковное пение и участвуют в нем. Не говоря уже о том, что пение вообще должно быть делом приятным для певцов, оно, вместе с тем, есть дело и полезное для них. Ибо во 1-х Церковь Божия особенно поминает их в одном из своих прошений ко Господу и тем испрашивает им особенную Его милость; а во 2-х потому полезное, что из житий Святых мы узнаем, что и Пресвятая Богородица любит тех, которые поют в церкви, и оказывает им особенное Свое благоволение. Так относительно последнего, в житии преподобного Афанасия Афонского , пишется следующее: один из учеников Афанасия Матвей раз во время утрени увидал, что в церковь вошла некая жена, облеченная небесною славою и честью, с двумя, в белых как свет одеждах, юношами, из которых один держал горящую свечу и освещал ей путь, идя пред нею как раб, а другой следовал за нею, и оба относились к ней с великим благоговением. Когда эти необыкновенные посетители стали осматривать всех присутствующих в церкви, чудная та жена разделяла всей братии дары: – тем, которые были на клиросах, она давала каждому по золотой монете, а находившимся в притворе по 6 серебреников всякому; некоторым же из братии дала даже по 6 золотых монет. Сам же благоговейный Матвей получил лишь 6 серебряных монет, ибо он стоял в притвор. Лишь только кончилось это видение, он тотчас пошел на клирос, возвестил о нем отцу своему, и просил у него позволения поместиться в лик поющих (Пат. ч. I, стр. 98). Подобное сему чудо находим и в жизни преподобного Иоанна Кукузеля (пам. 1 окт.). Раз, пропевши в субботу акафист, после бдения, сел Иоанн в форму, (так называются братскиее седалища) – напротив иконы Богоматери, пред которою читался акафист, и тонкий сон упокоил утомившиеся его чувства. „Радуйся, Иоанн!» вдруг произнёс кроткий голос. Иоанн смотрит... В сиянии небесного света стояла пред ним Богоматерь. „Пой и не переставай петь,» продолжала Она, „Я за это не оставлю тебя.» При этих словах, Богоматерь положила в руку Иоанна червонец, и стала невидима. Иоанн проснулся, и видит, что действительно в правой руке его лежит червонец (златница). Слезы искренней признательности потекли из очей певца; он заплакал и благословил неизреченную милость и благоволение к нему Царицы Небесной. Червонец был привешен к Богоматерней иконе, пред которою пел Иоанн и удостоился явления небесного, и поразительные чудеса совершались от иконы и от самой златницы. С тех пор Иоанн усерднее прежнего начал проходить клиросное свое послушание (Пат. ч. I, стр. 186–187).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Чудо 20 Об Иоанне Кукузельском Жил некий юноша в большом городе Диррахии, бывшей Юстиниане. Он лишился отца, а мать его, благочестивая и боголюбивая отдала сына изучать священные книги. За то, что он был восприимчив умом а голосом просто прекрасен. все его называли ангелогласым. В то время, как сложилось в царстве, искали благоречивых и доброгласных. Нашли и этого мальчика, послали в царскую школу, чтобы он изучал музыкальное искусство и стал в нем совершенным. Вскоре будучи сообразительным и разумным, он превзошел всех. Поэтому и царь полюбил его и одарил изобильно. Спустя некоторое время Иоанн увидел что все князья почитают его за ту любовь, которую ему оказывает царь, – за его звучное пение. Он очень огорчился, опасаясь, как бы земная слава не повредила небесному ликованию, поэтому стал искать подходящего момента, чтобы уйти из мира. В те дни к царю пришел игумен великой Лавры Святой Горы Афон по какому-то неотложному делу. Все уладив, он ушел обратно. Иоанн Кукузельский, видя благообразие наставника монастыря и его ангельское жительство, возблагоговел и оставил всю царскую славу и пышность. Он снял плотские тканные одежды, надел власяные и, взяв трудовой посох в руки, пошел в Лавру. Привратник спросил Иоанна, что он ищет и какое ремесло знает. Тот ответил: «Желаю стать монахом, а сам я пастух». Когда через привратника об этом узнал игумен, то обрадовался, потому что им был нужен такой человек. Они его испытали и вскоре сделали монахом, и послали в пустынное место пасти коз. Иоанн ушел с радостью и вожделением безмолвия, к которому так стремился. Он совершал свое служение без лени, непрестанно молясь Господу. А царь очень тосковал о нем. Он посылал людей, чтобы те обыскивали города и деревни, крепости, пустыни и монастыри. Посланные пришли и на Афон, и там внимательно смотрели и искали, но никто не узнал Кукузеля, потому что тот был одет в старую и рваную одежду. В один из дней Иоанн пас коз на круче. Увидев, что внизу никого нет, и никто его не услышит, он начал петь песнопение с великой искусностью и умилением. А некий подвижник, живший поблизости в пещере, услышав такую сладостную и слаженную мелодию, удивился. Он вышел из пещеры и увидел поразительное зрелище: пастух поет, а козы не пасутся, но стоят и радостно слушают, пораженные его ангельской, а не человеческой песнью. Когда монах увидел все, то пошел в Лавру и сообщил о том игумену. Игумен послал за пастухом, а когда его привели, игумен сказал ему: «Заклинаю тебя Богом, скажи правду. Ты Иоанн Кукузельский, которого так ищет царь?»

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич; 1829-1908), св., прав. (пам. 1 июня, 20 дек.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых; 18 нояб.- в Соборе святых Эстонской земли) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН ЛИКОПОЛЬСКИЙ [Иоанн Ликийский, Иоанн Прозорливый († 394 или 395), прп. (пам. 27 марта; пам. греч. 6 февр.; пам. зап. 27 марта; пам. копт. и эфиоп. 21 хатура/хедара (17 нояб.)) ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК (Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) (454-559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.) ИОАНН РАИФСКИЙ († VII в.), прп., игум. Раифского мон-ря (пам. в субботу сырную и в среду Светлой седмицы в Соборе Синайских святых) ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИОАНН ЧЕШСКИЙ [Пустынник] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский

http://pravenc.ru/rubrics/122336_46.html

Албанская История христианства в Албании насчитывает почти две тысячи лет. Христианские общины стали складываться здесь вскоре после начала апостольской проповеди. На Бератском Соборе в 1922 году была провозглашена автокефалия Албанской Православной Церкви, которую в 1937 году признал Константинопольский Патриархат. В 1967 году Албания была объявлена атеистическим государством, и гонения на православных приняли массовый характер. Весной 1991 год пал коммунистический режим, и началось восстановление Православной Церкви и всей религиозной жизни в стране. Юрий Максимов Юрий Максимов На землях современной Албании подвизалось немало православных святых самых разных эпох – начиная от тех, кто пострадал при власти язычников, заканчивая теми, кто мужественно исповедовал Христа во время турецкого ига. Среди них – священномученик Астий Диррахийский, священномученик Елевферий Иллирийский, святитель Донат Еворский, святой мученик Иоанн-Владимир, преподобный Иоанн Кукузель, святой равноапостольный Косьма Этолийский, священномученик Никита Албанский, святой Иоанн Албанский и многие другие. Юрий Максимов Составил Юрий Максимов Епископ Феофан (1882-1965), - человек, стоявший у истоков возрождения Албанской Православной Церкви, виднейшая фигура не только религиозной, но и политической, общественной и культурной жизни албанского народа в ХХ веке. Получив рукоположение в священнический сан и монашеский постриг в Русской Православной Церкви, впоследствии он на короткое время стал предстоятелем Албанской Православной Церкви и правителем Албании, а затем, после свержения, возглавлял епархию Албанской Церкви в США, будучи также писателем, переводчиком, поэтом, издателем, общественным деятелем. Юрий Максимов Перевод с английского Александра Стародубцева, дополнения 2009 г. подготовлены Юрием Максимовым. Подготовил Юрий Максимов Алексей Надеждин За 15 прошедших лет целая Поместная Церковь, ранее полностью уничтоженная коммунистическим режимом, возродилась из пепла. Архиепископ Анастасий грек и посланник Константинопольского патриарха, в то время как возобновители Автокефальной Албанской Церкви установили требование, чтобы все епископы этой Церкви были по происхождению албанцами. Однако, несмотря на кампанию, развязанную против него, владыка Анастасий сумел восстановить иерархию и структуру Церкви, отстроить сотни храмов и богоугодных заведений по всей стране.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Афон. Крестный ход в Великой лавре ФОТОРЕПОРТАЖ Фотокорреспондент портала Православие.Ru Владимир Орлов стал участником торжеств на Святой горе Афон в честь преподобного Афанасия Афонского в основанной им Великой лавре. Накануне вечером 4/17 июля в Лавре состоялся молебен и крестный ход перед чудотворной иконой Божией Матери Кукузелисса (Κουκουζλισσα). Свое наименование этот образ получил после явления Небесной Владычицы преподобному Иоанну Кукузелю – великому певцу, жившему в XII веке. Однажды, заснув от измождения в храме перед этой иконой, святой во сне увидел Божию Матерь, Которая сказала ему: «Радуйся, чадо мое Иоанне! Продолжай петь Мне, и Я за это не оставлю тебя», после чего вложила в его руку золотую монету. Проснувшись, святой Иоанн обнаружил златницу у себя в руках и с тех пор до самой смерти не оставлял клиросного послушания. vk fb tw ok @ g+ lj На пути к Великой лавре Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Подготовка к отдыху Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Водосвятная чаша с сенью Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Соборный храм лавры в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Владимир Орлов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/81288.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Кукузель, прп. - житие Преподобный Иоанн Кукузель, родом из Диррахии (Болгария), в детстве остался сиротой. Обладая очень красивым голосом, поступил в придворную Константинопольскую школу, где за свои дарования приобрел расположение императора Иоанна Комнена (1118 - 1143 гг.) и стал первым придворным певцом. Но прелести императорского двора томили боголюбивого юношу. Не желая оставаться среди довольств и роскоши, избегая вступления в брак, который готовился для него императором, юный Иоанн стал искать пути покинуть столицу и скрыться в отдаленной пустыни. Волею Божией, встретившись с афонским старцем - игуменом, прибывшим в Константинополь по монастырским делам, Иоанн открыл ему свое намерение и, по его благословению, вместе с ним ушел на Святую Гору. Там его приняли, постригли в монашество и поручили ему пасти монастырское стадо. Уходя со стадом в далекие святогорские пустыни, юноша мог в уединении беспрепятственно предаваться молитве, Богомыслию и пению Божественных гимнов. Ангельская красота его голоса очаровывала даже животных, которые собирались вокруг пастуха и как завороженные слушали его. По своей скромности и смирению юный певец не открывал братии своего дара. Только однажды трогательное пастушеское пение потрясло одного пустынника, и он известил игумена о дивном певце. Юный Иоанн открылся, что он бывший придворный певец, и слезно умолил игумена оставить его на прежнем пастушеском послушании. Боясь немилости императора, который мог найти своего любимца и вернуть со Святой Горы, игумен сам ездил в Константинополь, рассказал императору всё о судьбе бывшего его подданного и просил не препятствовать молодому иноку идти по избранному им спасительному пути. С тех пор Иоанн Кукузель по воскресеньям и в другие праздники пел в соборе на правом клиросе. За свое пение святой удостоился великой милости Самой Божией Матери: однажды после акафиста, пропетого перед иконой Богородицы, святому Иоанну в тонком сне явилась Сама Богоматерь и сказала ему: " Пой и не переставай петь. Я за то не оставлю тебя " . При этих словах Она вложила в руку Иоанна золотую монету и стала невидима. Монета была подвешена к иконе, и с того времени от иконы и монеты стали совершаться чудеса. Икона та, именуемая " Кукузелиса " , находится и поныне в Лавре святого Афанасия. Память совершается 1 октября и в 10-ю пятницу по Пасхе.

http://pravicon.com/info-2471

Октябрь 1 октября Икона Кукузелисса Эта икона находится на Афоне, в лавре Афанасия. Так названа она по имени св. подвижника XII века Иоанна Кукузеля. Однажды в субботу, после всенощного бдения, после того как пропел акафист Пресвятой Богородице, Иоанн сел против иконы и слегка задремал. «Радуйся, Иоанн! – вдруг произнёс кроткий голос. – Пой и не переставай петь, Я не оставлю тебя». И Иоанн увидел в сиянии небесного света стоявшую пред ним Божию Матерь. Она положила в руку его златницу и стала невидима. Иоанн проснулся и увидел в своей руке златницу. Эта златница была привешена к иконе, и с тех пор стали совершаться чудеса как от иконы, так и от самой златницы. Покров Пресвятой Богородицы В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений. Однажды он пришёл в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Её омофором и частью пояса. Омофор – это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову, и которое спускалось до ног. Блаженный Андрей пришёл в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвёртом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Её поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону. Думая, не есть ли это видение искушение для него, блаженный Андрей спросил Епифания: – Видишь ли Госпожу и Царицу мира? – Вижу и ужасаюсь, – отвечал Епифаний. Между тем Пречистая Богородица преклонила колена и долго молилась, и слёзы стекали по ланитам Её. Богоматерь прошла в алтарь и долго ещё там молилась за народ. Затем Она вышла оттуда, сняла бывшее на Ней головное покрывало и, торжественно держа его в руках, распростёрла над всеми молящимися, как бы покрывая им их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Византия в Москве HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Маргарита Катунян Византия в Москве Не каждый день в Москве услышишь византийское богослужебное пение от прямых носителей древней традиции скитского афонского пения. Его представлял хор монастыря Святой келлии Эвангелисмос - Благовещения со Святой горы Афон в Греции. Удивляет простота средств - одна мелодия на фоне выдержанного звука, - которыми достигается небывалая сила воздействия слова. / Приезд монастырских хоров, которые подарили редкую возможность услышать из первых уст древние канонические песнопения, - само по себе уже крупное событие. Не каждый день в Москве услышишь византийское богослужебное пение от прямых носителей древней традиции скитского афонского пения. Его представлял хор монастыря Святой келлии Эвангелисмос - Благовещения со Святой горы Афон в Греции. Сказать, что прозвучала прекрасная музыка, - значит не сказать ничего. Дело в том, что эти мелодии даже как-то трудно оценивать эстетически. Если бы целью распевщиков было создать музыкальный шедевр, то никогда не было бы достигнуто результата, подобного тому, что был явлен нам, присутствовавшим на двух незабываемых концертах. Здесь музыка существует не ради себя самой. Она - носитель слова и выражает только его. Удивляет простота средств - одна мелодия на фоне выдержанного звука (исона - он исполняется хором на цепном дыхании), которыми достигается небывалая сила воздействия слова. Создателями этих гимнов были преподобный Иоанн Кукузелис, называемый " ангелогласный " , святой мученик Афиноген, Иоанн Протопсалт Константинопольский и распевщики более позднего времени, их последователи. Греческий хор привез две программы. Оба раза их выступление открывалось вступительным словом отца Хризостома об истории греческой церковной музыки, о ее святых мужах, таких как святой Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин и других, которые " благодатью и просвещением Святого Духа достигли высот добродетелей " . Пение предварялось комментарием о происхождении мелодий, о празднике, о месте в богослужении, подобающем каждому песнопению. Знаменательно, что гимны пелись с посвящением святым. Как, например, " тропарь афонским преподобным отцам, дань чести тем, которые потом и слезами дали нам возможность насладиться плодами их трудов " . Или - Хвалебный гимн святителю Николаю.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Они молились Петру и Февронии: кто-то привел жениха – а кто-то ушел в монастырь Протоиерей Алексий Круглик о почитании муромских святых в центре Москвы 7 июля, 2018 Протоиерей Алексий Круглик о почитании муромских святых в центре Москвы «В наш храм ходила женщина за сорок. Скромная, тихая, научный сотрудник. Молилась перед иконой святых Петра и Февронии. Делилась, что просит, чтобы Господь столкнул ее с суженым нос об нос. И вот однажды привела жениха…» Зачем молиться Петру и Февронии Муромским, как в царском храме образ этих святых стал почитаем, при чем здесь День семьи, любви и верности, рассказывает исполняющий обязанности настоятеля храма Вознесения Господня (Малого) на Большой Никитской протоиерей Алексий Круглик. В будние дни притвор храма буквально завален футлярами с музыкальными инструментами: струнные, духовые, папки с партитурами. Учащие и учащиеся консерватории забегают помолиться перед выступлениями, после концертов, поставить свечку святым покровителям театрального искусства, музыки и поэзии. Сразу при входе в храм, справа в углу, висят две иконы, написанные в 2015 году специально для этого храма. Преподобный Иоанн Кукузель, мученица Кикилия Римская, мученики Порфирий и Ардалион – имена этих святых, может быть, не так широко известны, но музыканты и актеры в буквальном смысле проторили дорожку к этим иконам. А нынешний настоятель обдумывает, как умудриться и построить на небольшом пятачке в центре Москвы место для хранения музыкальных инструментов захожан и прихожан. Вообще этот приход известен в Москве знатокам и ценителям церковного пения – в здешнем хоре всегда пели студенты и выпускники консерватории, других музыкальных вузов, знатоки редких и непростых для исполнения песнопений. Посреди правого придела Вознесенского храма стоит большая купель для взрослых, построенная еще в 90-е годы ХХ века. Она появилась почти сразу после возвращения храма РПЦ. Вообще, купель для взрослых – изобретение предпоследнего столетия. Начиная с XII века на Руси крестили только младенцев, взрослые не нуждались в купелях, и даже позже, когда, например, происходило присоединение Средней Азии, взрослые массово принимали крещение в реках.

http://pravmir.ru/oni-molilis-petru-i-fe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010