Относительно внешней стороны Греко-Восточного церковного пения, т. е. состава поющих лиц, учреждений и приспособлений, предмета, порядка, места и времени пения, певческих приемов и способов исполнения, мы имеем следующие известия. 1. Внешняя обстановка и порядок пения В сонме трудолюбцев по предмету церковного пения на греческом востоке различаются: песнописцы, т. е. составители церковных песнопений, песнотворцы или сочинители мелодий и песнопевцы, т. е. исполнители или певцы. Все они состоят под особым покровительством Божией Матери. Она, по церковной песни, духовно утверждает лики песнословящих ее и сподобляет венцев славы 2 . Поэтому церковные песнописцы и песнотворцы (наприм., Роман Сладкопевец , Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин ) на иконах изображаются под покровительством Божией Матери, которая, в память исцеления отсеченной руки препод. И. Дамаскина, обыкновенно рисуется в виде „Троеручицы“. Церковные певцы состоят также под особым покровительством Божией Матери. Богоматерь, по Никифору Каллисту, явившись Косме Маюмскому, сочинителю песни „Честнейшую Херувим“, с веселым лицом сказала: „Приятны мне песни твои, но сия приятнее всех других; приятны мне те, которые поют духовные песни, но никогда я столь близка не бываю к ним, как когда поют они сию новую песнь твой“ 3 . Икона Богоматери обыкновенно ставилась в певческой школе, называлась попской или поповской, так как и само искусство церковного пения у греков называлось поповским искусством (παπαδικ τχνη) и имела у Богомладенца, – покровителя малолетних певчих, – особое певческое перстосложение с простертыми указательным и мизинцем и приклоненными совокупно прочими тремя перстами. На Афоне, в лавре св. Афанасия, есть икона Богоматери Кукузелиссы – „Троеручица“, и сохраняется предание о даровании Богоматерью Иоанну Кукузелю во сне златницы в воздаяние за его усердное и прекрасное пение 4 . С первых же веков христианства церковное пение различается: по составу поющих лиц – священническое, клиросное и общенародное, а по чину и способам исполнения – пение одиночное, антифонное или попеременное и совокупное 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Преподобный Георгий Иверский много путешествовал по святым местам, насыщаясь премудростью и благочестием. Он перевел на грузинский язык много богослужебных книг, трудясь на Афоне. Потом он ушел в Грузию, где в течение пяти лет трудился, поучая народ жить в страхе Божием, в любви и милосердии. Преподобный собрал многих сирот и убогих и учил их Священному Писанию . Таким образом прп. Георгий в земле Иверской завершил дело свв. апп. Андрея Первозванного и Симона Кананита. Погребен он на Святой Горе 24 мая 1067 года. Преподобный Антоний Печерский был родом из Чернигова; ушел на Афон, лежащий на границах мира греческого и славянского, куда вместо пустынь Египта и Палестины устремились подвижники благочестия. Игумен афонский постриг юношу Антипу в ангельский чин с именем Антоний, дав ему имя отца иночествующих прп. Антония Великого , и благословил его идти в Киев. И принес он благословение Святой Горы в пределы Руси и поселился на холме возле села Берестово в пещере. Пищей его были хлеб и вода, пост и молитва украшали подвижника. Память его совершается 10/23 июля. Преподобный Иоанн Кукузель был талантливым и даровитым придворным певцом, но тайно скрылся на Святую Гору, желая ангельского жития. Он скрыл свои дарования и стал пастухом, предаваясь в горах богомыслию и молитве. Однажды, когда он в пустыне пел Божественные гимны, то ангельский его глас привел в умиление его стадо, и овцы окружили своего пастуха, внимательно слушая его дивное пение. Игумен узнал о происшедшем, но по просьбе прп. Иоанна оставил его при своем послушании, однако благословил в воскресные и праздничные дни петь в соборе. Матерь Божия несколько раз являлась прп. Иоанну, и один раз Она ублажила его за усердное и благоговейное пение и положила в руку его златницу, а в другой раз исцелила его ноги, которые от долгого стояния в молитве покрылись ранами и кишели червями. После многих подвигов созерцательной жизни, непрестанной молитвы и поста прп. Иоанн отошел ко Господу 1/14 октября 1200 года. Он похоронен в построенной им еще при жизни церкви во имя Архангелов, куда он уединялся на шесть дней в неделю для молитвенных подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь в с. Мборье. IX - XIII вв. Церковь в с. Мборье. IX - XIII вв. Второй период (731 до нач. XI в.) начинается с присоединения Вост. Иллирика визант. имп. Львом III Исавром к К-польскому Патриархату и завершается подчинением многих епископий совр. А. Охридской архиепископии. В 3-й нотиции К-польского Патриархата Диррахийская митрополия занимает 15-е место. В нее входят 8 епископий: Фамнис, Скампа, Ликинид (совр. Охрид, Македония), Амантия, Бюлис, Атрад, Авлон и Акрокеравний (Главеница) ( Darrouz è s. Notitiae. P. 236). В 10-й нотиции (нач. Х в.) митрополит Диррахия стоит на 42-м месте (перед Смирнским) с 15 епископами своей юрисдикции, в т. ч. на территории совр. А. в городах Стефаниак, Хуновия (совр. Буррели), Кроа (Круя), Элисс (совр. Лежа), Диоклея (совр. Подгорица), Скодра, Дриваст (совр. Дришти), Палата, Главеница, или Акрокеравний, Авлон, Цериник, Пульхериополь и Градиций (Ibid. P. 330). Приведение этих названий показывает довольно развитую церковную организацию, а также возникновение новых епископий при сохранении старых, хотя и с измененным порядковым номером. Из Диррахийских митрополитов в этот период известны Никифор , упомянутый в актах Всел. VII Собора (787), и Лукиан , подписавший протоколы К-польского Собора 879 г. Сохранились также имена иерархов Дриинопольской епископии, в числе к-рых Косма (754-787), к-рый представлял Эпир на VII Всел. Соборе, и Василий I (822). В Х или в нач. XI в. подвизался и пострадал недалеко от совр. Эльбасана св. князь Иоанн-Владимир (22 мая 1016), св. мощи к-рого сохранились в одноименном мон-ре. Третий период (нач. XI в.- 1767) В кон. IX - нач. XI в. А. входила в Болгарское царство Самуила. В 1018 г., после завоевания Византией Болгарского царства, имп. Василий II для управления Церковью на присоединенных к империи болг. землях создал Охридскую архиепископию, включив в ее юрисдикцию 32 церковные епархии на территории совр. гос-в Болгарии, Македонии, Юж. Сербии и А. На территории совр. А. в нее вошли епископии Акрокеравнийская (Главеница), Пульхериопольская (Берат), Церникская, Адрианопольская, Бутротская. Диррахийская митрополия в XI-XIII вв. по-прежнему входила в юрисдикцию К-польского Патриархата. Среди окормлявших ее архиереев известны Лаврентий (1025), Константин Кавасила (1180), Роман (1240). Последнее упоминание митрополита Диррахийского в юрисдикции К-поля относится к 1280 г., позднее он числится в юрисдикции Охрида. Как произошел переход в др. юрисдикцию - неясно. Родом из Диррахия был визант. музыкант св. Иоанн Кукузель (XII или XIII в., пам. 1 окт.), к-рый жил на Св. горе. На Афоне подвизались также святые Нифонт († 1330, пам. 14 июня) из Люковы близ Химары и Нил Эрихиот (Ерикусийский) († 1350, пам. 10 или 16 авг.) из Канины.

http://pravenc.ru/text/64028.html

Всего на территории обители пятнадцать параклисов и ещё девятнадцать за её пределами. Паломнику стоит посетить места подвигов преподобного Афанасия и святителя Григория Паламы, а также параклис в честь Святых бессребреников, воздвигнутый на месте языческого капища. В связи с тем, что по ночам демоны разрушали все возведённые за день постройки, преподобный Афанасий, по божественному внушению, построил часовню в течении одного дня и по завершении строительства сразу совершил в ней божественную литургию. Бесовская брань после этого прекратилась. Между собором и трапезной находятся уникальный монолитный фиал XI века и тысячелетний кипарис, посаженный самим преподобным Афанасием. Рядом находится ещё одно дерево, которое посадил его ученик преподобный Евфимий, основатель Иверского монастыря. На них турецкий военачальник в 1821 году повесил трёх монахов, за то, что они воспрепятствовали изъятию фиала, который тот хотел преподнести в дар султану. Трапезная Лавры имеет форму креста и расписана изографами критской школы. Это один из самых значительных памятников на Святой Горе, во многом сохранивший облик трапезной, построенной самим преподобным Афанасием. Двадцать четыре мраморных стола, по всей видимости, попали в монастырь из Константинополя. Расписана трапезная Феофаном Критским. Кроме изображений Святых есть фрески с портретами греческих философов: Пифагора, Сократа, Аристотеля, Платона, Фалеса, Плутарха. Интересна и фреска, на которой Богородица прогоняет языческую богиню Артемиду, святилище которой существовало ранее на месте, где была построена Лавра. Строительство лаврской арсаны началось при непосредственном участии преподобного Афанасия. В XII веке была построена знаменитая пятиэтажная оборонительная башня. Путь от причала до обители занимает примерно полчаса и пролегает сквозь густой лес. В Лавре и в подчинённых ей скитах и келиях подвизалось более пятидесяти Святых. Среди них Иоанн Кукузелис, свт. Григорий Палама и его соратник патриарх Филофей Коккин. В лаврской ризнице хранятся евангелие, корона и одежды императора Никифора Фоки, уникальное русское сорокакилограммовое евангелие и множество Священных сосудов. Библиотека Лавры считается наиболее крупной на Святой Горе – здесь хранится 2050 рукописей и более 30 тысяч печатных книг.

http://sobory.ru/article/?object=15907

Да и в библиотеках восточных я не видывал греческих рукописей такого Евангелия и Апостола ранее XI века 211 . Впрочем, если бы и нашлись такие из них, кои писаны были в 9-м, 8-м или 7-м столетии, то все-таки надлежит думать, что просветители и пастыри славян заблагорассудили переводить Новый Завет не с них, а с полных Четвероевангелий и Апостолов, дабы дать этому новопросвещенному народу полное новозаветное откровение с указанием чтений его на полях и в конце рукописей, как это водилось древле. 8) Из числа рассмотренных мною рукописей некоторые, весьма важные никогда не были напечатаны, а иные вышли в свет очень давно и редко кому известны. Не место здесь именовать и описывать их; но не могу умолчать о том, что в одном медицинском сочинении VII века найден мною рецепт святого и всехвального евангелиста Луки, который, как известно, был врач. Я списал этот рецепт. Лекарство евангелиста пользует только тех, которые живут благочестиво. Употребляя его ежедневно вместе с пищей, они сохраняют зрение и волосы и не будут страдать от грудной боли, и желчь их будет чиста. Так сказано в рукописи! 9) Древнее греческое пение церковное, то самое, которое некогда введено было в России и называлось трисоставным и ангелоподобным, действительно состояло из трех частей, соответствующих трем существенным способностям души, именно, разуму, чувствительности и воле (λογιστικν, θυμικν, πιθυμητικν). Налучшие песнопевцы (композиторы), как Иоанн Дамаскин , Кукузелли, Корони и другие, сочиняли херувимские, причастны и другие песнопения, так что в каждом из них одними звуками пленяли внимание разума, другими возбуждали чувствительность и иными увлекали душу к горнему, божественному. Их наука о церковном пении основана была на психологии. Они знали гармонию между тонами и способностями души и соблюдали единство в песнопениях и переходы от высоких и плавных звуков ума к самым верхним умилительным звукам сердца, и от этих к волнующим и потрясающим звукам воли (ντατον, κρτατον, βαρτατον), дабы церковная симфония была полным и верным выражением гармонии души христианской, и дабы молящиеся не выходили из церкви, напр., с одной возбужденной чувствительностью без увлечения воли и без озарений ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

И там у него нашлись почитатели в лице местного епископа Аделфия и именитого жителя деревни Диоскора, который предоставил в распоряжение святителя свой дом и заботился о всех его нуждах. Не забыли его и старые друзья, и многие из них приходили посетить его в заточении даже из Константинополя и Антиохии. Особенно сочувственно отозвались антиохийцы, эти возлюбленнейшие его духовные дети, которых он более всего любил и для блага которых более всего потрудился. Когда слух о заточении св. Иоанна дошел до Антиохии, то из нее потянулись в Кукуз целые караваны поклонников и почитателей, так что ничтожная армянская деревня сделалась для них как бы местом благочестивого паломничества. Недаром озлобленные враги святителя с ярой завистью говорили: «Вся Антиохия в Кукузе!». И сам святитель не забывал своих прежних друзей и духовных чад. Он вел с ними оживленную переписку, и особенно с благочестивой диакониссой Олимпиадой, сохранившиеся до нас письма к которой дышат глубоко христианской любовью святителя и отца церкви, не перестававшего и в своем заточении заботиться о духовном благе своих чад. Переписывался он и со многими епископами как восточными, так и западными, и в этих письмах оставался все тем же великим святителем, который, как бы забыв о своем собственном печальном положении, продолжал заботиться о благе и преуспевании церкви Христовой. Мало того, он не оставлял и своей заветной мечты – возможно шире распространять царство Божие среди сидящих во тьме и сени смертной. Сам находясь в заточении, он, подобно апостолу Павлу во время его нахождения в узах, продолжал заботиться о спасении других и вновь обращал свои взоры к Финикии, где так много уже сделал для разогнания языческой тьмы. Он заботился о снаряжении туда новой миссии, старался утверждать уже ранее основанные там церкви. Неподалеку от него находилась Персия, которая первоначально представляла весьма благоприятную почву для распространения Евангелия, но в это время христиане стали там подвергаться ожесточенным гонениям, как враги государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Игнатия являлось письмо упомянутого Поликарпа Филиппийцам; примерно к середине II века относится и так называемое Второе послание к Коринфянам, приписываемое римскому епископу Клименту. Свт. Иоанн Златоуст около 380–381 годов написал послание «К молодой вдове», а в 404–407 годы, уже находясь в ссылке в Кукузе, – 17 знаменитых писем диакониссе Олимпиаде. Однако фактической стороны деятельности диакониссы святитель не затронул. Епископ Кипрский свт. Епифаний (367–403) отправил последнему письмо, в котором упоминал о посвящении диаконисс. Послание сохранилось лишь в передаче св. Иеронима (51-е письмо). К IV–V векам относятся послания некоего Псевдо-Игнатия, последователя еретика Аполлинария, к Антиохийцам, Филадельфийцам, Филиппийцам и Тарсянам. На Западе о женском служении упоминал св. Иероним (340/350–420) в письме к Непоциану о жизни клириков, Седулий – в письме, предпосланном «Пасхальной песне» (нач. V в.) и адресованном другу Македонию, а в средневековую эпоху – Пьер Абеляр (1079–1142). Впрочем, для последнего диакониссы – это уже настоятельницы монастырей. Во всех известных письмах служительницы – вдовы или диакониссы – упомянуты в контексте других описываемых авторами событий, поэтому информация о женском служении в эпистолярных памятниках, как правило, фрагментарна, коротка и не связана с главным повествованием, характеризующим церковную жизнь соответствующих периодов и регионов. Источники экзегетического и апологетического характера. Собственно, к экзегетическим сочинениям следует отнести труды Оригена (185–253/254): комментарии на Евангелия от Матфея и Луки, Книгу пророка Исаии, Послание св. апостола Павла к Римлянам и т. д. Около 530 года некий автор, известный как Псевдо-Иероним, переписал комментарий еретика Пелагия (нач. V в.) на Первое послание к Тимофею и на Послание к Римлянам св. апостола Павла. Сочинения, составленные уже упомянутым кипрским епископом свт. Епифанием, посвящены толкованию и опровержению ересей: «Ковчег на 80 ересей» и небольшой трактат «О вере» с упоминанием служения диаконисс.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любовь сопровождала св. учителя и в место заточения, уважение к нему теперь даже возросло; каждый день приходили в дикий Кукуз из разных мест слушать наставления Златоуста 1105 . Св. Иоанн продолжал действовать для пользы верных с прежнею ревностью. Письмами своими он старался одушевлять и подкреплять усердных миссионеров своих в Финикии, Аравии и Персии; назначал новых помощников им, изыскивал средства для содержания их и для построения храмов 1106 . Известие о ярости язычников, умертвивших в Финикии пресвитеров, сильно опечалило его, и он спешил послать туда человека, способного смирить любовью ненависть слепцов 1107 . Иноки, посланные им к дунайским Готфам, также получили от него и утешения и подкрепления. О готфской Церкви сильно теперь беспокоился он. Од получил известие, что «чудный епископ Унила, которого посвятил, он не так давно и послал в Готфию, сделав много полезного, скончался, и готфский князь требует новаго епископа». Зная епископов, оставшихся в Константинополе, он тревожился, не посвятили бы они, по своему обыкновению, кого попало, в епископа готфам. С другой стороны там и в других местах люди, искренние в вере и благочестии, терпели от врагов его 1108 . Сердце его, как сердце Павла, расширялось теперь в любви более и более, и он обнимал заботливою любовью все Церкви: епископам Азия, Африки, Европы, писал он то внушения чистой любви христианской, то мысли о высоких нравственных предметах 1109 . Особенно же заботился утешать страдавших друзей своих в Константинополе 1110 , и между прочим двух пресвитеров, учителей училища Константинопольского 1111 . Образец любви его ко врагам своим представляет письмо его к Леонтию епископу 1112 Анкиры Галатской, к тому самому, который замышлял убить его в дороге 1113 . Почти два года пробыл св. Златоуст в Кукузе, по его словам, довольно покойно, но так покойно, как можно жить там, где непрестанно надобно было ожидать набега дикарей 1114 , и при том тому, который весьма слаб был здоровьем. «Болезнь, писал он сам, сильно сокрушила меня и почти совсем истощила, приковав на целую зиму к постеле».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наконец, существует немало исторических указаний и примеров того, что церковное пение есть вообще дело угодное Богу, что люди, надлежаще употребляющие его, пользуются особым покровительством Божиим, преимущественно через Пречистую Богоматерь, а некоторые из них удостоились даже особых ее явлений и особых милостей Божиих. Св. Роман Сладкопевец получил дар песнопения через свиток, данный ему Богоматерью. Всем известна история отсечения Дамасским калифом руки св. Иоанну Дамаскину и затем исцеление ее явившеюся ему Богоматерью. Подобного сему видения Богоматери и исцеления ноги удостоился и греческий (афонский) певец XIV века Иоанн Кукузель. По Никифору Каллисту, Богоматерь, явившись Косме Маюмскому, сочинителю песни «Честнейшую херувим», с веселым лицом сказала: «Приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близка не бывала к ним, как когда поют они сию новую песнь твою». Матерь Божия, по церковной песни, духовно утверждает лики всех песнословящих ее и сподобляет их венцев славы. Присовокупим к сему, что пение, по учреждению Новозаветной Церкви, составляет необходимый элемент всякого общественного христианского богослужения, апостолами и св. отцами одобряется для всех христиан, как предмет достойный их упражнения, монастырскими же уставами вменяется в обязанность монашествующим как на домашних молитвах, так и при рукоделии. И древним и новым наблюдателям за жизнью людей известно, что пение есть плод благодушия и в свою очередь располагает певцов и слушателей к благодушию же и к соединенным с этим чувством благодетельным последствиям. Пение первенствующей христианской Церкви отличается также благодушием и благоговейною радостью, сердечностью и благодатным вдохновением. Благодушествует ли кто: да поет ( Иак. 5,13 ). Даже погребение умерших христиане совершали, в знак победы Христа над смертью , торжественно, украшая оное светлыми всенощными песнями и псалмами. Связь пения с благодушием известна и нашим современникам. Вообще, благодушие есть внутреннее довольство своим положением, духовное наслаждение, которое не только преобладает над прочими чувствами и окрашивает их, но мощно управляет ими, нередко вопреки внешним неблагоприятным для нас обстоятельствам. Оно влагает в нас благие намерения и располагает нашу волю к добру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Э. Уильямс указал на то, что в Житии содержатся 4 вставные новеллы, к-рые он считал легендарными эпизодами: объяснение прозвища Кукузель, происхождение «болгарского» полиелея и рассказы о 2 чудесах Богородицы ( Williams. 1968. P. 332). Благодаря вставке этих эпизодов агиограф подчеркнул необычность жизненного пути И. К.; являясь «варваром», имеющим слабое представление о греческой культуре и плохо владеющим греч. языком, святой тем не менее обладал божественным даром - прекрасным голосом и талантом певца. Сумев реализовать этот дар, И. К. поставил его на служение Богу и сподобился похвалы Богородицы, что стало достойным завершением его подвижнической жизни. Агиограф упоминает предания о великих гимнографах и мелургах прошлого преподобных Иоанне Дамаскине и Романе Сладкопевце , которые также получили награду от Богоматери (Ibid. P. 346-348, 478-480). Наименование И. К. в Житии «вторым Иоанном Дамаскином» повлияло на позднейшую афонскую традицию: еп. Порфирий упоминал о миниатюре из рукописи 1700 г. с изображением Богоматери, подающей монету И. К. и перо Иоанну Дамаскину ( Порфирий (Успенский). 2006. C. 225). Из Жития И. К. чудо с монетой было заимствовано в позднейшее Житие др. афонского мелурга, доместика прп. Григория Гликиса ( Williams. 1968. P. 479-480). Одной из целей агиографа, несомненно творившего в Великой Лавре, было прославление мон-ря как места явлений Богородицы и подвигов великих святых, к-рому особо покровительствовали императоры. Вероятно, агиограф стремился также объяснить происхождение чудотворной монеты, хранившейся в кафоликоне Лавры. Др. особенности Жития (отсутствие посмертных чудес, сведений о почитании мощей святого и др.) характерны для афонской агиографической традиции, в к-рой представления о святом как о строгом аскете, неуклонно выполняющем предписания устава, совмещались с любовью к Афону и почитанием преимущественно Пресв. Богородицы как покровительницы Афона (в связи с этим основным объектом почитания, связанным с памятью об И. К., впосл. стала икона Божией Матери Кукузелиссы).

http://pravenc.ru/text/471332.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010