Современным христианам полезно помнить и обновлять в уме то, о чем с поистине пророческой силой писал более 80 лет назад прот. Г. Флоровский : «...в день Пятидесятницы Святой Дух снизошел на Церковь , которая была тогда представлена двенадцатью апостолами и теми, кто был с ними... Святой Дух снизошел раз и навсегда. Это – страшное и непостижимое таинство» 167 . Однако есть основания полагать, что это таинство неоднократно искажалось в истории Церкви и церковных разделений. Один из пиков такого рода разделений пришелся на понтификат Иннокентия III (1198–1216), в миру – Лотаря из Сеньи. 2.3. Иннокентий III, Иоанн Х Каматир и Варлаам Калабрийский об «экклесиологическом Филиокве» Вначале кратко изложим суть учения об «экклесиологическом Филиокве», по сути, сформулированного Иннокентием III в 1199 г. 168 2.3.1. Экклесиологическая аргументация Иннокентия III Даже из проведенного нами беглого сопоставления догматической конституции «О Вышней Троице» Второго Лионского Собора 1274 г. и фрагмента из сочинения Жослена Суассонского (XII в.) становится ясным, что латинское богословие в течение длительного времени стремилось выделить Лица Отца и Сына в особую общность в рамках единой Троицы. Следствием такой процедуры неизбежно оказывалось подчиненное положение третьего Ее Лица – Св. Духа. Как бы исторически ни возник и что бы политически ни означал в западнохристианском мире примат папы Римского, с начала II тысячелетия (а особенно активно – во второй половине XI–XIII вв., с началом григорианской реформы) положение папы в Римской Церкви стало мыслиться во многом аналогично положению Бога Сына внутри Троицы. Говоря вкратце, папа стал, по сути, мыслиться второй – близкой по значению Христу – Главе Церкви (который занимает в рамках этой схемы место Отца) – причиной нисхождения благодати на епископов, клир и мир, точно так же, как Петр стал мыслиться второй после Христа причиной уделения благодати апостолам. Сама же благодать и Лицо Св. Духа в рамках этой схемы мыслятся находящимися в подчиненном положении не только Христу (Который, будучи невидимым Главой Церкви, занимает место Отца), но и Его видимому викарию – папе. Папа, стало быть, обладает особой благодатью, которая едва ли не вплотную уподобляет его как викария и образ Христа Самому Божественному Первообразу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Составив опровержение, он позволил себе распространиться сверх должной меры и заслужил порицание за многословие. Вследствие чего учение проклятого Сикидита и епископа Пафосского сделалось предметом соблазна и образования партий, так что великое и страшное таинство стало обсуждаться на улицах и перекрестках сбродной толпой. Ο πολς ν μσ χρνος α ϑνσει μν , Ξιφιλνος Γεργιος ρχιερατεσας τη πτ, προχειρζεται δ μετ’ ατνπατριρχης Καματηρς ωννης α γνεται μ μνον τς ρχιερατις αϑδρας διδοχος λλ α τς δξης προστετης, ν Ξιφιλνος π τος ϑεοις δροις εσφερεν, ρτο τονυν α πλιν τ ντδοξα μρη ϑερμτερα πρς διλεξιν. Скоро умер Георгий Ксифилин, пробыв семь лет на патриаршем престоле, вместо него избирается Иоанн Каматир, который был не только преемником кафедры, но и мнения Ксифилина относительно таинства евхаристии, при нем религиозные партии опять вступили в жаркую борьбу. ς δ’ ντισται τ βασιλε λεξ τ χδην οτω α σχεδν παρ πσιν χαλινωττ γλττ διαλαλομενα, μεταλητν τϑησιν τν πατριρχην α τν παρατυχοσαν τ πλει τν ρχιερων μγυριν τος νατροις τ ϑεα πεμητο λγια, απολλνατρωϑεν λγων,.. μδοξος βασιλες α σμψηφος γνεται τος φϑαρτα λγουσιν τ ϑεα μυστρια α τν ρχιερων ο πλεους α λογιμτεροι, οτε σλλογος τν διανων α ξμπαν τς συγλτου τ πλρωμα, α υροται μ προβναι περαιτρω τν περ τν ϑεων μυστηρων συζτησιν, λλ’ ρεσθαι πντας τ ληϑς σμα α αμα Χριστο α εναι τατα α νομζεσϑαι πρ τς μν αινοπρεπς σωτηρας α λμενα α χεμενα, αϑς ατς πσταται μνος τελσας τατα... Ποιν δ πρς βασιλως α τς συνδου πσης π τος μ στοιχοσι τος υρωϑεσν ριστο τος μν ερωμνος αϑαρεσις, τος δ’ τς τρας μερδος δμευσις τν ντων α λασις σματος. Κα τ μν τς διλαλς τατης α τς υρσεως εσεβ α φιλϑεα α τν ρατς χντων πρς διαλξεις νασειρασμο α ταφρεαι δυσπρσοδοι. Когда же дошло до сведения царя Алексея, что так открыто и почти всеми без всякой осторожности обсуждаются религиозные вопросы, он приглашает патриарха и случившихся в столице архиереев во дворец... и после продолжительных с той и другой стороны объяснений царь заявил себя на стороне тех, которые признавали нетленными тело и кровь Христову в евхаристии, на этой стороне было большинство ученых архиереев, собор диаконов и весь сенат. Было определено не продолжать далее исследования о божественной тайне, но всем довольствоваться признанием, что это есть нетленное тело и кровь Христова, ради нашего спасения чудесно ломимое и изливаемое, как сам ведает, совершивший это. Наказание от царя и собора положено тем, которые не примут этого определения, следующее: людям священного сана – извержение, светским – конфискация имущества и телесное наказание. Таковы-то были благочестивые и боголюбивые плоды разговоров этих и определения, они послужили к обузданию людей невоздержных в состязаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Составив опровержение, он позволил себе распространиться сверх должной меры и заслужил порицание за многословье. Вследствие чего учение проклятого Сикидита и епископа Пафосского сделалось предметом соблазна и образования партий, так что великое и страшное Таинство стало обсуждаться на улицах и перекрестках сбродной толпой. Ο πολς ν μσω χρνος κα θνσκει μν . Ξιφιλνος Γεργιος ρχιερατεσας τη πτ, προχειρζεται δ μετ’ ατν πατριρχης Καματηρς ωννης’ κα γνεται μ μνον τς ρχιερατικς καθδρας διδοχος λλ κα τς δξης προστετηκς, ν Ξιφιλνος π τος θεοις δροις εσφερεν, ρτο τονυν κα πλιν τ αντδοξα μρη θερμτερα προς διλειν. Скоро умер Георгий Ксифилин, пробыв семь лет на патриаршем престоле. Вместо него избирается Иоанн Каматир, который был не только преемником кафедры, но и сторонником мнения Ксифилина относительно Таинства Евхаристии; при нем религиозные партии опять вступили в жаркую борьбу. ς δ’ ντισται τ βασιλε λεξ τ χδην οτω κα σχεδν παρ πσιν χαλινωττω γλττ διαλαλομενα, μετκλητον τθησιν τον πατριρχην κα τν παρατυχοσαν τ πλει τν ρχιρεων μγυριν τος νακτροις τ θεα πεμητο λγια, κα πολλν κατρωθεν λγων... μδοξος βασιλες κα σμψηφος γνεται τος φθαρτα λγουσιν τ θεα μυστρια κα τν ρχιρεων ο πλεους κα λογιμτεροι, οτε σλλογος τν διακνων κα ξμπαν τς συγκλτου τ πλρωμα, κα κυροται μ προβναι περαιτρω τν περ τν θεων μυστηρων συζτησιν, λλ’ ρκεσθαι πντας τ ληθς σμα κα αμα Χριστο κα εναι τατα κα νομζεσθαι πρ τς μν καινοπρεπς σωτηρας κα κλμενα κα χεμενα, καθς αθος πσταται μνος τελσας τατα... Ποιν δ προς βασιλως και τς συνδου πσης π τος μ στοιχοσι τος κυρωθεσιν ριστο τος μν ερωμνοις καθαρεσις, τος δ’ κ τς τρας μερδος δμευτις τν ντων και κλασις σματος. Και τ μν τς διαλαλις τατης και τς κυρσεως εσεβ και φιλθεα κα τν κρατς χντων προς διαλξεις νασειρασμο κα ταφρεαι δυσπρσοδοι. Когда же дошло до сведения царя Алексея, что так открыто и почти всеми без всякой осторожности обсуждаются религиозные вопросы, он приглашает патриарха и случившихся в столице архиереев во дворец... и после продолжительных с той и другой стороны объяснений царь заявил себя на стороне тех, которые признавали нетленными Тело и Кровь Христову в Евхаристии; на этой стороне было большинство ученых архиереев, собор диаконов и весь сенат. Было определено не продолжать далее исследования о Божественной тайне, но всем довольствоваться признанием, что это есть нетленное Тело и Кровь Христовы, ради нашего спасения чудесно ломимое и изливаемое, как сам ведает совершивший это. Наказание от царя и собора положено тем, которые не примут этого определения, следу ющее: людям священного сана – извержение, светским – конфискация имущества и телесное наказание. Таковы-то были благочестивые и боголюбивые плоды разговоров этих и определения, они послужили к обузданию людей невоздержанных в состязаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Такое понимание первенства во Вселенской Церкви и места Константинопольского Патриарха в семье Поместных Православных Церквей входит в радикальное противоречие с православным церковным Преданием и категорически отвергается Русской Православной Церковью, которая остается приверженной букве и духу церковных канонов. Святоотеческая традиция и православное учение о Церкви утверждает равенство Предстоятелей Святых Божиих Церквей и не наделяет первого из них какими-либо властными полномочиями. Об этом, среди прочих, свидетельствовали на протяжении истории Святейшие Восточные Патриархи, в том числе, Константинопольские. Патриарх Константинопольский Иоанн X Каматир (1198-1206) в послании Папе Римскому Иннокентию настаивал, что Римская Церковь не может быть матерью прочих Церквей, потому что «есть пять великих Церквей, которые и патриаршим достоинством почтены, и она [Римская Церковь] первая среди равночестных сестер»; «в отношении этих великих престолов думаем, что Римская Церковь первая по порядку и почитается только в силу одного этого достоинства, будучи первой в отношении других Церквей как сестер равночестных и единоотчих, порожденных единым Небесным Отцом “от Него же всякое отечество на небе и на земле” (Еф. 3:15), а тому, что она учительница и мать других [Церквей], мы ни в коей мере и ныне не научены» . Исповедание веры 1623 года Патриарха Александрийского Митрофана Критопула, подписанное также Патриархами Константинопольским Иеремией ΙΙΙ, Антиохийским Афанасием V, Иерусалимским Хрисанфом и несколькими архиереями Константинопольской Церкви, определяет: «Между четырьмя Патриархами существует равенство, воистину подобающее христианским пастырям. Никто из них не превозносится над другими, и никто из них отнюдь не считает себя достойным называться главою Кафолической Церкви… Таковая глава Кафолической Церкви – Господь Иисус Христос, Который есть глава всех, из Которого все тело составляется (Еф. 5, 15–16)… Зная сие, святейшие и блаженнейшие четыре Патриарха Кафолической Церкви, Апостолов преемники и истины поборники, никого вообще не хотят называть главой, довольствуясь реченным обоженным и всемогущим Главою, сидящим одесную Отца и всех назирающим. Они же обходятся друг с другом во всем равночестно. Кроме кафедры, нет между ними никакого другого различия. Председательствует Константинопольский, рядом с ним Александрийский, затем Антиохийский, близ него Иерусалимский» .

http://new.mospat.ru/ge/documents/90905-...

Три ночью оставил Филиппополь, поджег армянский квартал и занял твердыню Стенимак с горстью своих храбрецов. Генрих же, заняв гарнизонами Русий, Визу и Аркадиополь, отдал город Апр фракийскому аристократу Феодору Врана, единственному, по словам Вилльярдуэна, греку, державшему сторону франков. Он и женился на Агнессе Французской, сестре короля Филиппа Августа и юной вдове двух греческих царей. Врана выделялся из той фракийской аристократии, которая хотела служить латинскому императору, и заставил с собою считаться. Его род происходил из Адрианополя, известен и в XIV и в XV в. Между греческими крупными землевладельцами-властелями, наложившими свою руку на судьбы монархии Комнинов и Ангелов, выделился ряд мелких динатов, на развалинах греческого царства утвердивших свое благополучие и новую политическую роль. Одни из них, как упомянутый Врана, действовали через латинян и под их флагом. Прочнее оказалось, но труднее на первых порах было положение тех, кто опирался на свой народ, как Ласкарь. Катастрофа Фракии явилась поворотным моментом в настроении греков. Они опомнились – хотя и поздно, – увидев настоящее лицо Калоянна, ими нареченного желанного императора, на сторону которого склонился сам старый патриарх Иоанн Каматир, скрывшийся в Дидимотих. Калоянн теперь хвалился именем Грекобойцы, припомнив царя Василия II Болгаробойцу. Греки толпами начали покидать лагерь Иоанницы. Уцелевшие их архонты (крупные землевладельцы) снарядили Михаила Костомира с товарищами в Константинополь к Ф. Врана, прося его стать посредником между ними и Генрихом. Они уже сами предлагали латинскому императору Адрианополь и Дидимотих, прося лишь не отдавать эти города венецианцам: настолько последние угнетали население. Генрих вошел с греками в соглашение и отдал на ленном праве оба города Феодору Врана и его супруге Агнессе Французской. Точнее, Генрих заставил сделать это самих венецианцев. В венецианских архивах сохранилась грамота 23 , по которой подеста венецианцев Зено назначает капитаном Адрианополя и всего округа до реки Кавротома 24 счастливейшего кесаря и благороднейшего Комнина Феодора Врана, под условием платить ежегодно 25 фунтов мануиловских червонцев и выставлять, по требованию подеста, 500 всадников, из коих 200 панцирных, не притеснять венецианцев, живущих в Адрианополе; всякие новые приобретения земель делить с венецианцами полюбовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Фундаментальный евхаристический реализм дался греческому богословию не совсем просто и безболезненно. Реализм никак не вмещался в спиритуализм и символизм Оригена и анафематствованного заодно с ним Евагрия. Этот спиритуализм остался в большой мере непреодоленным и в Ареопагитиках. Ο влиянии трех названных авторов не приходится распространяться. Впрочем, и спиритуалисты не отрицали преложения, но для них причащение Тела и Крови Христовых было скорее второстепенным внешним выражением соединения души с Богом. Реализм успешно противостоял их крайностям в учении ο Евхаристии, и в Византии даже родилась противоположная, «гиперреалистическая» крайность. В XII в. Михаил Глика (он же Сикидит) в своих «Богословских главах к неудобопонятным местам Священного Писания » выразил убеждение, что Святое Причастие одновременно тленно и нетленно: тленно после освящения Даров до причащения, нетленно сразу после принятия Причастия. Прежде чем священник или мирянин вкусил Тело Христово, оно таким же образом страдательно и смертно, как было оно подвержено страданию и смерти, когда Евхаристия была установлена на Тайной Вечери. Оно истинно разделяется, неизреченно претерпевает смерть, оно раздробляется и поядается зубами причастников. Но как оно после смерти на кресте и погребения восстало в нетлении, бесстрастии и славе, так происходит и в Божественной Литургии, когда оно, как во гробе погребенное в причастнике, тотчас восстает во славе, неизреченно соединяясь с сущностью души причастника, даруя ему свое нетление и восставляя его к вечной жизни. Многие богословы не приняли эту теорию, но ее поддержали Патриархи Георгий Ксифилин (1191–1198) и Иоанн Каматир (1198–1206). Спор не получил официального завершения. Прерванный латинским пленением Византии, он возобновился было в Никее, но заглох, будучи вытеснен актуальными темами антилатинской полемики. Богослов-исихаст Николай Кавасила в «Изъяснении Божественной Литургии» высказывается с полной определенностью. В подробном описании Проскомидии он показывает, что агнец уготовляется во образ Тела Христова. Но в момент эпиклезы образ становится реальностью: «дары освятились, и жертва [θυσα] совершилась и великое Пожертое [θμα] и Священножертвенное [ερεον], закланное за мир, видимо возлежит на священном престоле. Хлеб Господня Тела уже более не образ [τπος], не дар, несущий изображение [εκνα] истинного Дара или имеющий в себе некое начертание, словно на доске, спасительных страданий, но сам истинный Дар, само всесвятое Тело Владыки, воистину приявшее все те поругания, оскорбления, раны, распятое, закланное, мученически «засвидетельствовавшее пред Понтием Пилатом доброе исповедание» ( 1Тим. 6:13 ), заушенное, бичеванное, претерпевшее оплевания, желчи вкусившее. Подобно и вино – Сама Кровь, истекшая при заклании Тела. Сие Тело, сия Кровь, образованное Духом Святым, рожденное от Марии Девы, погребенное, воскресшее в третий день, возшедшее на небеса и сидящее одесную Отца» (PG 150, 425).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Хитроумный Андроник выступал именно в качестве защитника попираемых прав законного наследника престола. С предостережениями в этом смысле он обращался из своего изгнания к патриарху Феодосию и к другим лицам, у которых еще жива была благодарная память к умершему императору. Словом, Андронику было желательно связать свое имя с освобождением византийской аристократии от протосеваста. 17 февраля 1181 г. заговорщики предположили захватить протосеваста Алексея во время его поездки в Вафи-Риак на Босфоре 194 , причем нанятые убийцы должны были умертвить его в церкви в честь Феодора Тирона, во время вечерней службы. Тайна заговора не была, однако, соблюдена, и протосеваст узнал об угрожавшей ему опасности. Он назначил следствие по этому делу, которое согласно с его желаниями произведено было Пантехни, прокурором по секретным делам. Никита Акоминат упрекает судебное следствие в поспешности и пристрастности и самый суд, возглавляемый матерью-регентшей и царем, в несоблюдении установленных форм и в лишении обвиняемых права защиты. Упрек весьма знаменательный, если вспомнить ходячие мнения о византийском деспотизме и если принять в соображение, что имеется в виду политическое преступление. Патриарх Феодосий употреблял все усилия, чтобы восстановить на суде правду, т. е. чтобы признать обвинение лишь в покушении на жизнь протосеваста и не касаться вопроса об оскорблении величества, на чем, очевидно, было построено обвинение. Но Пантехни с настойчивостью провел обвинение во всей силе. Два сына Андроника, Мануил и Иоанн, также протостратор Алексей и епарх города Каматир были присуждены к тюремному заключению. Менее родовитые лица подверглись разным родам смертной казни; часть замешанных в заговоре выпущена на свободу, а часть спаслась бегством за границу. Во время судопроизводства должно было выясниться участие в заговоре и цесаревны Марии и ее мужа, хотя, по всей вероятности, вслух не было произнесено их имя. Пантехни еще готовил для цесаревны удар, когда патриарх, стоявший на стороне заговорщиков, предупредил ее об опасности и предложил ей убежище в церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Четвертый крестовый поход увенчался неожиданным для римского престола успехом – завоеванием Константинополя и поставлением латинского патриарха на ту кафедру, предстоятели которой составляли душу оппозиции православного Востока против мирского и церковного преобладания пап. Когда латинские прелаты заняли патриарший престол в Константинополе, и через них тамошние христиане подчинились папе, то господство последнего на востоке казалось упроченным навсегда; папам оставалось, по-видимому, только торжествовать над ненавистными презрителями их повелений. Случай к завоеванию Константинополя был следующий. Сын низложенного императора Исаака Ангела, царевич Алексей, искал помощи против похитителя престола, Алексея III, на Западе. Крестоносцы, шедшие в Палестину на кораблях венецианских, по убеждению Венециан, согласились подать ему помощь за большое вознаграждение деньгами и подчинение греческой церкви римскому папе. После восьмидневной осады город был взят; Алексей III спасся бегством, и на престол снова взошел слепой Исаака, имея соправителем сына. Уплата обещанных крестоносцам денег сопровождалась увеличением налогов, грабежом церквей и насилиями; провозглашение в церковных молитвах папского имени раздражало всех благомыслящих патриотов, – и новый переворот (в январе 1204 года) лишил престола и жизни Исаака и Алексея. На престол вступил Алексей V Мурзуфл, который объявил, что не хочет и слышать о подчинении иностранцам. Тогда крестоносцы решились взять Константинополь, собственно, для себя и еще перед взятием согласились между собою в дележе владений империи. 12-го апреля 1204 года столица действительно была взята; уверенность патриарха Греческого в том, что завоевание Константинополя Латинянами непременно повлечет за собою и преобладание римского престола, была столь велика, что он вместе с другими бежал из него сперва в Селиврию, а потом в Дидимотих, где скоро и умер. Это был Иоанн Каматир. Подобным образом не только из Константинополя, но и из других многих городов и монастырей, с приближением крестоносцев, бежали греческие епископы, монахи и духовные. Удалились они большею частью в Малую Азию, где Феодор Ласкарис, зять императора Алексея III, утвердился в Никее и продолжил бытие Греческой империи, и в Колхиду, где Алексей Комнин основал еще новую империю, коей столицею был Трапезунд 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

" Чтобы быть точным в этом вопросе, - пишет Иоанн Каматир, - я признаю некую аналогию, как в геометрии: справедливо усмотреть ее между отношением апостола Петра к другим ученикам Христа и отношением Римской Церкви к прочим патриаршим престолам; но посмотрим, было ли служение Петра единственным и включающим в себя служение других учеников Христа и был ли ученический лик подвластен и подчинен ему, чтобы предоставить и Римской Церкви такое же всеобщее первенство? Но слушание евангельских слов явно разрешает наше недоумение " И вот заключение патриарха Иоанна: " Мы согласны почитать Петра первым учеником Христовым, мы согласны, чтобы приносимое ему почитание превосходило почитание других, чтобы он прославлялся своим предстоятельством, и Римскую Церковь мы почитаем первой по чину и по чести... но мы не видим, чтобы Писания обязывали нас признавать ее матерью других и заключающей в себе другие (церкви) " . Приблизительно то же самое пишет неизвестный патриарх, подчеркивая внутреннее тождество всех церквей: " Мы также признаем, в ином смысле, Петра корифеем, по неизбежному порядку... Но Петра - не папу. Ибо папа был когда-то первым среди нас, когда его мысль и его ум были согласны с нашими... Пусть будет восстановлено тождество веры, тогда и он пусть берет первенство " . Иными словами, папа есть преемник Петра, если он пребывает в вере Петровой. В писаниях Николая Месарита и в трактате, приписываемом Фотию, мы находим те же мысли, но вопрос о преемстве Петра несколько более развит. В этом смысле здесь мысль еще более ясная: апостольское служение отлично от епископского. Месарит пишет: " Ничего нет великого или удивительного в том, что Петр, корифей учеников, был в Риме... как в других городах, так и в Риме, он был как учитель - не как епископ... Лин был первым епископом Римским, избранным всем собранием апостольским, затем Ксист, а третий - священномученик Климент, поставленный на архиерейский престол самим Петром " . " Итальянцы, - продолжает он, - из учителя Вселенной делают епископа одного города " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1163...

Это показание любопытно во многих отношениях. Оно определяет между прочим время, когда Антоний был в Константинополе: 21 мая приходилось в воскресенье и при том в седьмое воскресенье после Пасхи (бывшей 9-го апреля), когда празднуется память собора св. отец. 318 – именно в 6708=1200 году. Антоний, тогда остававшийся еще мирянином Добрыней, был в Константинополе и в этом году (нельзя отрицать, что был он и прежде, и после). В этом же году было в Константинополе и русское посольство от Галицкого князя Романа. По какому случаю приезжало оно, русские летописи не говорят, а греческие позволяюсь догадываться. В записках Никиты Хонского есть упоминайте о сношениях императора Алексея Ангела с Галицким князем Романом и о последствиях этих сношений. Упомянув о нападении на империю Влахов с Команами, он говорит: «Они бы может быть подошли и к вратам Царьграда со стороны материка, если бы христианнейший Русский народ и правящее им князья, по собственному своему побуждению и в силу просьб архипастыря их, не оказали важного соучастия помощью Ромеям, как народу христианскому. Галицкий князь Роман, быстро собравши большое и сильное войско, напал на Коман, а землю их, прошедши беспрепятственно, разграбил и опустошил. Повторив несколько раз это доброе дело, он остановил набеги Коман и таким образом подал неожиданную помощь Ромеям». За этим Никита Хонский упомянул еще о межусобице Русских князей, Романа Галицкого и Рюрика киевского (Ал. Анг. III, 5). Когда именно это было, по русским летописям определить нельзя, потому что и межусобицы Романа с Рюриком и его впадение в Половецкую землю повторялись часто. Впрочем, сам Никита Хонский помогает, определению времени. Упомянув о разных событиях, бывших ранее, он отметил между прочим возведение на патриаршество Иоанна Каматира; время этого обстоятельства определяется древними списками патртархов (Band. Imp. Ог. I, 198, 208, 214, 224): по нем Иоанн Каматир сделался патриархом за 5 лет, 8 месяцев и 7 дней до взятия Константинополя Латинами, следовательно летом 1198 г..

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010