В Житии прп. Елисаветы, чудотворицы, названы 3 церкви Пресв. Богородицы: 1-я - Фисаврос (Θησαυρς, т. е. Сокровище, по предположению Стьернона, кафедральный собор), 2-я - Катахилас (Καταχειλς; κατ Χλας, согласно пространному Житию прп. Парфения Лампсакского; Κατχειλας - в сокращенной версии этого Жития в Императорском Минологии), 3-я - Халкопратия, а также ц. мч. Романа (PG. 114. Col. 1360-1361; Halkin. 1973. P. 254, 261). Сохранилась также надпись V-VI вв. с именем Иоанна, пресвитера ц. мч. Романа ( Sayar. 1998. S. 374). В сев. части Нижнего города (Калекапы) обнаружены фундаменты базилики с мозаиками V в. К юго-западу от базилики найдены маленькая церковь и кладбище XI в. В 813 г. Сисиний, императорский куратор Цурула, восстановил монастырь Пресв. Богородицы, находившийся, по мнению исследователей, в И. Ф. (Ibid. S. 379-380). В нач. XIV в. в И. Ф. был основан жен. монастырь Пресв. Богородицы Крионеритиссы. В 1729 г. кафедральным собором И. Ф. стала ц. вмч. Георгия Победоносца, куда была перенесена глава мц. Гликерии. Также в И. Ф. известны поствизант. церкви святых Апостолов, свт. Николая Чудотворца и Пресв. Богородицы Фанеромени. Перинфские епископы ап. Апеллий (I в.); Дометий (сер. II в.); Маркиан (ранее IV в.); Евтихий (ранее IV в.). Ираклийские архиереи Филипп († 303 или 304); Дометий (нач. IV в.?); Педерот (упом. в 325); Феодор (ок. 330-355); Ипатиан (355-364); Дорофей (ок. 365-375/6; впосл. еп. Антиохийский и К-польский); Сабин (Савин, ок. 375-?); Павел (380 или 382-403); Серапион (403-404); Евгений (упом. в 404); Фритила (упом. в 431); Лев (после 431 - ранее 449); Кириак (упом. в 449, 451); Иоанн (упом. в 457); Феодор (упом. в 503); Феофил (упом. в 518, 520); Иоанн (упом. в 520); Константин (упом. в 536-552); Мегефий (упом. в 553); Сисиний (упом. в 680-681); неизвестный (упом. в 692); аноним (упом. в 754, ранее еп. Готский, иконоборец); Лев (упом. в 787-806); Константин (нач. IX в.); Никифор (после 847 - ранее 854); Игнатий ( 854); Иоанн, сторонник свт.

http://pravenc.ru/text/673873.html

Архиереи самопровозглашенной Украинской Автокефальной Православной Церкви предпринимают шаги для восстановления диалога с канонической Украинской Православной Церковью 21 августа 2006 г. 14:16 Архиереи самопровозглашенной Украинской автокефальной православной церкви признали, что переговоры с так называемым Киевским патриархатом «зашли в глухой тупик из-за неконструктивной позиции» его главы Филарета Денисенко, который «не принял компромиссные варианты объединения, предложенные епископатом УАПЦ», сообщает «Интерфакс». Вместе с тем они одобрили предпринятые меры для восстановления диалога с канонической Украинской Православной Церковью. Об этом говорится в «Заявлении на тему объединения украинского православия», распространенном в украинской столице пресс-службой УАПЦ по итогам прошедшего здесь на прошлой неделе общего заседания архиерейского собора и патриаршего совета УАПЦ. Собор обновил состав комиссии по переговорам с Украинской Православной Церковью, которую возглавит митрополит Галицкий Андрей Абрамчук (УАПЦ). Учреждены и другие органы УАПЦ. Вновь созданную богословско-каноническую комиссию, которая должна координировать богословскую работу духовных школ УАПЦ и разработать «богословско-научное обеспечение объединительного процесса», возглавил архиепископ Херсонесский и Крымский Иоанн (Модзалевский), в прошлом — архиепископ Московский и Коломенский в составе т.н. «Российской истинно-православной церкви», перешедший в УАПЦ в конце 1990-х годов. Ранее не существовавший Отдел внешних церковных связей УАПЦ возглавит проживающий в Германии архиепископ Кафский и Готский Петр (Брук де Тралль). Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/134425.htm...

Существует точка зрения, активно сейчас внедряемая в общественное сознание, что отношения между Русью, потом Россией и Западом были всегда плохими. Это сопровождается разными любопытными комментариями, но, как правило, не приводится никаких объективных данных для этого. Например, говорится, что были войны, Россия воевала с теми-то и теми-то, но тщательно обходится вниманием вопрос о том, что когда Россия или Русь воевала с какими-то западными государствами, то воевала она как раз практически всегда в союзе с другими западными странами. В действительности, конечно, в отношениях Новгорода с Западом идиллии никакой не было. Отношения были самыми разными, неоднозначными, были и конфликты, разумеется, но было и другое, все обстояло гораздо сложнее. На протяжении сотен лет в Новгороде существовали иноземные дворы, как бы представительства, конторы заморских – сначала скандинавских, потом и немецких – купцов. Самым древним из этих иноземных дворов в Новгороде был так называемый Готский двор, который назван не от немецкого племени готов, а от острова Готланд, который находится в Балтийском море и который играл важную роль в раннее Средневековье в торговле на Балтике. Сначала это были купцы скандинавского происхождения, потом их вытеснили немцы и на самом Готланде, и они в Новгороде основали Готский двор. В отличие от Немецкого двора, о котором мы будем говорить позже, Готский двор раскопан. К сожалению, раскопки носили охранный характер, сейчас на месте Готского двора находится гостиница «Россия», аляповатое здание семидесятых годов. Раскопки не были закончены к моменту строительства этого чрезвычайно важного объекта. Но, тем не менее, кое-что найти удалось. Удалось найти само место, где находился Готский двор вплоть до XIV века. Это был готландский двор, а потом от него название одно осталось, его арендовала Ганза. Ганзе два двора принадлежало – собственно Ганзейский двор и Готский двор. В конце XII или в первой половине XIII века был основан уже и Немецкий двор святого Петра в Новгороде, второй иноземный двор или Петров двор, который так назывался по церкви святого Петра (конечно, западной Церкви), находившейся на нем. Оба двора находились в самом сердце Новгорода, на его торговой стороне, которая отделялась от противоположной, Софийской стороны рекой Волхов.

http://pravmir.ru/srednevekovyiy-novgoro...

Составился стевен – сейм союзных городов. Тогда новгородская фактория внутри получила более самостоятельности, а в важнейших случаях стала зависеть от сейма. Ему принадлежало верховное разбирательство спорных дел, назначение пошлин, постановления о способах ведения торговли. Тогда и посольства, и сношения с Новгородом делались от имени Сейма или всего Союза. Участь готландского (или готского) двора в XIII-м веке неизвестна; вероятно, он боролся и соперничал с немецким, пока наконец должен был уступить. В XIV-м веке готский двор уже находится в подчинении у немецкого. В 1351 г. было издано постановление, воспрещавшее продажу пива на готском дворе, – доказательство, что готский двор находился уже в полной зависимости от Ганзы. В 1402 г. готский двор был отдан в пользование немецкому купцу по распоряжению уполномоченного в Висби, сроком на десять лет. Таким образом, готский или готландский двор был уже не особое торговое учреждение, а только здание, принадлежавшее немецкому двору. II. Договоры с Ганзою и права немецких торговцев в Новгороде Отношения Немецкого двора и вообще торгующих иностранцев к Новгороду определялись в договорах, заключаемых Новгородом с Ганзою. Существует пять древних таких актов, 286 из которых пространнее других излагают правила два; – первый, однако, некоторые ученые считают только одним проектом, не утвержденным формально. 287 Разенкампф справедливо замечает, что если этот договор действительно не более как проект, то все-таки в нем сохраняются обычаи, наблюдавшиеся в древности и составлявшие обычное право сношений Новгорода с Варягами. Через столетие, именно в 1371 году, мы видим действительно примеры, что немецкие послы сами написали проект для подписи Новгородцев, но последнее не согласились на него. Таким образом видно, что в старину было в обычае у Немцев составлять договоры, как будто от лица Новгорода и потом уже предлагать. 288 Второй документ от носится к 1268–1270 годам, заключен князем Ярославом, которого Новгородцы принудили не нарушать прав немецких купцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Клавдий II, Готский. Антониниан. Аверс. 268–270 гг. Клавдий II, Готский. Антониниан. Аверс. 268–270 гг. Вскоре после начала правления К. Г. добился капитуляции Авреола в Медиолане, затем узурпатор был убит. В кон. 268 г. крупные силы алеманнов прорвались через Альпы и начали опустошать Италию. К. Г. разгромил их у оз. Бенак (ныне Гарда в Сев. Италии). В 269 г. К. Г. предпринял широкомасштабную кампанию против готов, вторгавшихся в рим. владения на Балканах и захвативших значительную часть этого региона. Наступая с запада по территории Иллирика, римляне во главе с К. Г. уничтожили главные силы готов в сражении при Наиссе (ныне Ниш, Сербия). Готы были вынуждены отступить за Дунай; их последующие попытки нападений быстро отражались, хотя войны на Балканах продолжались еще неск. лет. После этой победы император получил титул Готский. Морские силы готов и герулов в Эгейском м. были уничтожены рим. флотом наместника Египта Тенагинона Проба. К. Г. успешно противостоял Галльской империи. Его полководец Юлий Плацидиан добился перехода под власть К. Г. всей Испании и Нарбонской Галлии. В это же время (вероятно, в кон. 269) восстание против Галльской империи поднял г. Августодун (ныне Отён, Франция). Горожане провозгласили себя подданными Рима и обратились за поддержкой к К. Г. Однако он не смог или не успел выслать помощь восставшим. Спустя неск. недель город был взят галльскими войсками имп. Викторина и разграблен. Отношения К. Г. с Пальмирской империей также были враждебными, хотя столкновения главных сил не произошло. В 269 г. пальмирцы попытались захватить Египет, но были разгромлены его наместником Тенагиноном Пробом. Краткость правления К. Г. и неполнота источников не дают оснований для характеристики религ. политики К. Г. О ней можно судить лишь по изображениям К. Г. на монетах, где император соседствовал с различными божествами традиц. рим. религии, в т. ч. известно изображение Sol Invictus (синкретическое божество Непобедимое Солнце), что указывает на интерес к этому культу нового верховного божества, к-рый при преемнике К. Г. Аврелиане превратился в офиц. культ империи. Также при К. Г. впервые на монетах появились изображения егип. богини Исиды. Редким проявлением религиозности К. Г. стали изображения Гефеста с надписью: «Regi artis» (Царю искусства). Согласно Аврелию Виктору, К. Г. обращался к Сивиллиным книгам для гаданий о будущем ( Aur. Vict. De Caes. 34. 3).

http://pravenc.ru/text/1841219.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИЙ II ГОТСКИЙ Клавдий II, Готский. Бюст. III в. (Базилика св. Иулии в Брешии, Италия) Клавдий II, Готский. Бюст. III в. (Базилика св. Иулии в Брешии, Италия) [Марк Аврелий Валерий Клавдий; лат. Claudius Gothicus] (10.05.213/4, Сирмий, ныне Сремска-Митровица, Сербия - янв./март 270, там же), рим. имп. (авг./сент. 268 - янв./март 270). Правление К. Г. пришлось на одну из наиболее острых фаз социально-политического кризиса Римской империи III в., когда она временно распалась на ряд нестабильных и противостоящих друг другу гос-в. К. Г. управлял лишь центральными областями империи (Италия, Паннония, Иллирик, Балканский п-ов, зап. часть М. Азии, Сев. Африка, Египет). Одновременно крайний Запад империи (Галльская империя) и Восток (Пальмирская империя) враждовали с К. Г. В связи со скудостью и с недостоверностью источников мн. обстоятельства жизни и правления К. Г. остаются предметом дискуссий. К. Г. по происхождению иллириец. Согласно легендарной родословной, изложенной в историческом своде «Scriptores historiae augustae» (IV в.), род К. Г. происходил от троянцев Ила и от Дардана (прародителя населения обл. Дардания в Иллирике) (Scr. hist. Aug. XXV 11. 9). По версии историка Секста Аврелия Виктора (IV в.), К. Г. был внебрачным сыном имп. Гордиана II, но эти сведения также скорее всего легенда ( Aur. Vict. De Caes. 34. 1). К. Г. сделал военную карьеру; с нач. 50-х гг. III в. занимал различные должности трибуна, командовал отдельными легионами; при имп. Валериане (253-260) стал наместником Иллирика; имп. Галлиен (260-268) назначил К. Г. командующим конницей, что традиционно в Риме считалось 2-м по значимости военным постом. К. Г. стал императором после того, как летом 268 г. имп. Галлиен был убит близ Медиолана (ныне Милан, Италия), где он осаждал узурпатора Авреола. Неясно, участвовал ли К. Г. в заговоре против Галлиена. По сведениям Аврелия Виктора, К. Г. в это время командовал рим. соединением у Тицина (ныне Павия), к-рое должно было охранять альпийские перевалы и сдерживать возможное наступление на Италию галльского имп. Постума. Получив известие о смерти Галлиена, войска провозгласили К. Г. императором. Взойдя на престол, он воспрепятствовал намерениям сената в Риме проводить репрессии против родственников Галлиена и добился обожествления этого императора. Автор «Scriptores historiae augustae» утверждает, что К. Г. был провозглашен императором в храме Великой Матери (Кибелы) в один из ее праздников, 24 марта, и рим. сенат славословил императора в храме Аполлона (Scr. hist. aug. XXV 4). Вероятно, это упоминание относится к некоему обряду, к-рый совершал К. Г. в 269 г.

http://pravenc.ru/text/1841219.html

Хорошо известно, что служившие в войске Константина Великого готы помогали ему против Лициния. Наконец, с тем же Константином вестготы заключили договор, по которому обязывались поставлять империи для борьбы с различными народами 40.000 воинов. Готский отряд был в войске Юлиана. В III веке среди готов, а именно среди крымских готов, начинает распространяться христианство, занесенное туда, вероятно, христианскими пленниками из Малой Азии, которых готы захватывали во время своих морских набегов. На первом Вселенском соборе в Никее (325 г.) уже присутствовал готский епископ Феофил, подписавший никейский символ. Просветителем других готов явился В IV веке Ульфила (Вульфила), по происхождению, может быть, грек, но родившийся на готской земле, который прожил некоторое время в Константинополе и был там посвящен в епископы арианским епископом. Вернувшись к готам, Ульфила в течение нескольких лет проповедовал среди них христианство по арианскому обряду; чтобы готы легче могли ознакомиться с книгами Священного Писания, он, при помощи греческих букв, составил готскую азбуку и перевел на готский язык Библию. Арианская форма христианства, принятая готами, имела для последующей их истории важное значение, так как во время их позднейшего утверждения в пределах римского государства мешала им слиться с туземным населением, Которое придерживалось никейства. Крымские готы оставались православными. Мирные отношения готов с империей прекратились в 375 году, когда вторглись из Азии в Европу дикие гунны. Они были диким народом монгольской расы. Гунны нанесли жестокое поражение восточным готам, т. е. остготам, и в своем дальнейшем натиске на запад, уже вместе с покоренными остготами, стали сильно теснить вестготов, которые, будучи пограничным народом с империей и не будучи в состоянии оказать сопротивления гуннам, истребившим громадное их число вместе с женщинами и детьми, должны были силой обстоятельств перейти границу и вступить на территорию римского государства. Источники сообщают, что готы стояли на северном берегу Дуная, с плачем умоляя римские власти о разрешении переправиться через реку.

http://sedmitza.ru/lib/text/434247/

   Вульфила изобрел готский алфавит, перевел на готский язык Священное писание Нового завета и частей Ветхого. Но король Германарих повернул в язычество и поднял гонение на христианство. Вульфила с собравшимися около него христианами убежал в 349 г. в Мизию. Здесь готы осели, спасая свое христианство. Вульфила шел в курсе компромиссного с арианством греческого богословия. Он лично присутствовал на известном Константинопольском соборе 360 г., утвердившем ариминское исповедание в смысле «омийства». B 376 г. причерноморские готы, теснимые новой волной переселенцев из Азии, снова продвинулись в глубь имперской территории. При императоре Феодосии I Великом готские епископы разделились. Некоторые приняли провозглашенное пришедшим с запада Феодосием никейское православие. Большинство упорно осталось в арианстве, считая это верой Вульфилы. Авторитет Вульфилы победил. И с тех пор арианство стало национальной верой готов. И так и повелось впредь не только на нижнем Дунае, но и на всей западной границе с приходящими с севера варварами: их обращали готы в свое, не сливающееся с «ромеями» христианство. Арианством они отгораживались от католиков — ромеев. За этим арианским знаменем шли бургунды, свевы, вандалы, лангобарды.    Готы при Феодосии I массовым образом пошли на военную службу для охраны границ империи. За эту службу императоры вынуждены были даровать готамарианам исключительную привилегию — иметь свои храмы. B Константинополе готские церкви вынесены были за заставы (ξω κινων — за столбы). Отсюда название этих терпимых еретиков-ариан: εξωκιονται. Οо временам эта готская «гвардия» требовала себе построения новых церквей.    Даже Юстиниан Великий (527—565) вынуждался уступать готам. Еще в 578 г. 5-й готский полк перед персидским походом потребовал у императора Тиверия, чтобы их семействам отведены были некоторые церкви в самой столице. Император уступил, но вызвал недовольство греков. B церкви ему народ кричал: «ανασκαφητω οστα των αριανων — Πазнесем кости ариан!» Император вынужден был сократить свои обещания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Я частенько делал в книгах «готские» надписи, порою «готизируя» мое скандинавское имя и немецкую фамилию как Ruginwaldus Dwalakoneis. Процитированная вами надпись неправильна (по нечаянности): вместо HVNDAI должно быть HVNDA. Этот готский оставляет желать лучшего и в других отношениях; однако подразумевалось следующее: «Я прочел слова этих скорее всего, имелось в виду юizs bks, «этой книги», предп. — Прим. по греческой истории («записи лет») в шестом месяце сего года: тысяча девятьсот десятого, Господа Нашего; дабы получить приз, выдаваемый всякий год тому из мальчиков, кто больше всех знает о Фукидиде, и сие записал я в своих скорее всего, имелось в виду bka meina, «моя книга», предп. — Прим. двенадцатого шестого (месяца) после того, как уже?сперва прочел все слова внимательно». Frvmins по всей видимости искаженное frumist, «сперва». Остальные «ошибки» вас вряд ли заинтересуют. Надпись заключала в себе целый ряд проблем для того, кто для работы располагал лишь словарем коротеньких образчиков — фрагментов Нового Завета, переведенных на готский. «Читать» по-готски — вовсе не lisan, las, galisans, что на тот момент имело лишь первоначальное значение «собирать» (этот смысл его германские и скандинавские эквиваленты lesen и lesa сохранили и по сей день в придачу к значению «читать», скалькированному с латинского lego). В готском использовалось слово ussiggwan, «читать вслух» (выпевать). Искусство чтения про себя, молча, одними глазами (или главным образом глазами), если «древние» его вообще практиковали, по большей части позабылось. Кажется, рассказывали, что св. Медиоланский (ок. 340–397), епископ Милана, проповедник, богослов, цер Ковный политик, один из наиболее почитаемых отцов (в том же веке, когда Писание переводилось на готский) поражал наблюдателей тем, что читал, лишь двигая глазами туда-сюда, не шевеля губами и даже не бормоча себе под нос….. Я по-прежнему не испытываю ни малейших угрызений совести, делая записи в моих собственных книгах, хотя теперь обычно вношу только пометки, предположительно полезные, — если впоследствии мне удается их расшифровать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

К началу IV в. у этой общины появляются уже свои епископы; в числе отцов, заседавших на Первом Вселенском соборе, уже значится Феофил, еп. Готский. Однако истинным просветителем готов, окончательно утвердившим среди них христианство, считается Ульфила. Родители Ульфилы происходили из Каппадокии и были уведены в плен готами; среди готов Ульфила родился и вырос, так что готский язык для него был таким же родным языком, как и греческий. В молодых летах он отправился в Константинополь в качестве члена посольства к Константину Великому и здесь посвящен был в епископы. Возвратившись к готам, он принялся за перевод Св. Писания на готский язык и с этой целью изобрел азбуку, заимствовав большую часть букв из греческого алфавита. Он перевел все Св. Писание, исключая Книгу Царств, с которой он боялся знакомить готов, чтобы не возбудить и без того слишком воинственного их характера. С этих пор проповедь Евангелия пошла еще успешнее, и число обращенных заметно росло. Сам Ульфила пользовался громадным влиянием среди готов: его называли новым Моисеем, и он был как бы главой национальной Готской церкви. От готов христианство начало, хотя и весьма медленно, переходить к соседним с ними сарматским племенам, и, быть может, новая религия оказалась бы той силой, которая окончательно сблизила бы Рим и варварство, но прежде чем христианские миссионеры успели проникнуть вглубь варварских племен, эти последние еще раз были насильственно сдвинуты с места. – Причина, которая не дала совершиться мирному слиянию, заключалась в варварских полчищах, вышедших из Азии и открывших своим движением эпоху Великого переселения народов. То были гунны. Эпоха Великого переселения народов и ее ближайшие результаты 9 Общая характеристика эпохи переселения. Гунны и вопрос об их происхождении. 1. Движения германских племен, вызванные давлением гуннов: краткий очерк истории вестготов и вандалов. 2. Аттила, его личность и военные предприятия; падение Западной Римской империи. Эпоха, открывающаяся нашествием гуннов, представляет собой картину невообразимого беспорядка, беспримерного хаоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010