Иоанна; поэтому его рукоположили у нас, в нашем патриаршем храме Животворящего и мироточивого столпа Мцхетского, и затем он послан был на кафедру Готскую, как об этом свидетельствует и наш, и ваш большой синаксар» 12 . Об этом же свидетельствуют как восточные, так и западные церковные историки, а также вещественные памятники. При раскопках древних церковных памятников в Херсонесе нашли плиту с греческою надписью следующего содержания: «Православные жители Готфеи в 750 году избирают в пастыри препод. Иоанна и посылают его в Иверию к патриаршему престолу, где он, рукоположенный в епископы, сохраняет невредимыми догматы церкви-правую веру». Надпись эта, вполне подтверждая приведенный факт, указывает точно и самую дату 13 . Иоанн Готский, посвященный во Мцхете, считается одним из главных виновников созыва VII вселенского собора. Этот замечательный деятель после своей кончины (около 785 года) причислен к лику святых. Как высоко ценили просвещенные чада грузинской церкви, подвизавшиеся на христианском Востоке, отечественный свой язык, значение грузинской нации в Христовой церкви и до какого высокого самосознания они дошли, это лучше всего можно видеть из интересного послесловия к Синайскому евангелию, которое датировано 979 г. Благочестивый писатель двуглава (двуевангелия). Иоанн, подвизавшийся на Синае, поместил в конце этой святой книги довольно обширное послесловие, в котором восхваляет грузинский язык и его значение для последователей христианской церкви. «Язык грузинский сбережен, говорит он, до второго суда, чтобы каждый народ судить на нем». В заключении послесловия говорится, что «этот язык украшен и благословен именем Господа» 14 . Не изменим тебе, заявил перед целым миром, грядущими веками и народами Руисско-Урбнийский церковный собор, созванный св. венценосцем Грузии Давидом Возобновителем в 1103 году, – не изменим тебе, родившая нас в святости кафолическая – церковь , и не предадим тебя, наше похвала, православие. И не предатели мы твои, удостоенные твоего уразумения об этом свидетельствует (сама) истина» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Добился для кафедры автокефалии от Гангрской митрополии, что подтверждают и офиц. списки кафедр К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. N 2). Во время нашествия арабов, опустошавших окрестности, Г. призвал всех, пострадавших от набегов врага, укрыться за стенами Амастриды, сам же, безоружный, с молитвой обошел городские стены, т. о. избавив город от разорения. Др. источники не упоминают Амастриду в числе городов, пострадавших от араб. завоевания, однако существуют достоверные сведения о присутствии арабов на юж. и вост. границах Пафлагонии. Своим заступничеством Г. спас амастридских купцов, схваченных и осужденных на смерть в Трапезунде (совр. Трабзон, Турция) якобы за нарушение таможенных правил. Их отчаянные молитвы чудесным образом были услышаны Г., и он тотчас отправился в Трапезунд. Однако местный воевода (στρατρχης) наотрез отказался отпустить купцов, и тогда его супруга была поражена слепотой. Когда воевода раскаялся и передал Г. узников, женщина прозрела. В Амастриде под покровительством Г. провел 4 года свт. Иоанн Готский , вынужденный бежать от хазар. Г. также возглавлял торжественную процессию по отправлению мощей свт. Иоанна в Тавриду, к месту погребения. Он опекал обездоленных, занимался украшением храмов, особенно заботясь о благочинии алтаря. Г. мирно скончался в правление имп. Никифора I (802-811), к-рому Г. предсказал имп. власть, когда тот еще был придворным чиновником. В житии подчеркивается благочестие Никифора и его равнодушие к власти, сообщается также, что император, сняв порфиру, тайно облачался в одежду Г., считая, что так он поспособствует укреплению царства. В тексте необычным образом приведена дата кончины Г.: «за 2 дня до 10-го числа месяца дистра», из-за чего, по мнению Васильевского, произошли расхождения в установлении дня памяти святителя. Вероятно, греч. составитель минейного сборника, в к-ром содержался оригинал рукописи, посчитал, что месяц сиро-македон. календаря дистр соответствует не марту, а февр., откуда и появилась дата 8 февр. Скорее всего дистр считали февр. и те, кто позднее поместили память Г. под 21 числом. Для объяснения этого решения Васильевский предлагал читать не τ πρ δο τς δεκτης, а τ πρτ πρς δο δεκδας, т. е. в первый день после 2 декад. В примечаниях к «Житиям святых» свт. Димитрия Ростовского (ЖСв. Февр. С. 366) днем кончины Г. названо 3 марта.

http://pravenc.ru/text/162168.html

Том II Содержание К переизданию цикла общих работ А. А. Васильева по истории Византии А.Г. Грушевой Основные вехи жизни А. А. Васильева Список трудов А. А. Васильева Предисловия Глава 1. Очерк разработки истории Византии Краткий очерк разработки истории Византии на Западе Общие популярные обзоры истории Византии Очерк разработки истории Византии в России Периодика, справочные издания, папирология Глава 2. Империя от времен Константина до Юстиниана Великого Константин Великий и христианство «Обращение» Константина Арианство и первый Вселенский собор Основание Константинополя Реформы Диоклетиана и Константина Императоры и общество от Константина Великого до начала шестого века Констанций (337–361) Юлиан Отступник (361–363) Церковь и государство в конце IV века Германский (готский) вопрос в IV веке Национальные и религиозные интересы эпохи Аркадий (395–408) Разрешение готского вопроса Иоанн Златоуст Феодосии II Малый, или Младший (408–450) Богословские споры и третий Вселенский собор Стены Константинополя Маркиан (450–457) и Лев I (457–474). Аспар Четвертый Вселенский собор Зенон (474–491), Одоакр и Теодорих Остготский Акт единения Анастасий I (491–518) Общие выводы Литература, просвещение и искусство Глава 3. Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518–610) Царствование Юстиниана и Феодоры Войны с вандалами, остготами и вестготами; их результаты. Персия. Славяне Значение внешней политики Юстиниана Законодательная деятельность Юстиниана. Трибониан Церковная политика Юстиниана Закрытие афинской школы Церковные проблемы и пятый Вселенский собор Внутренняя политика Юстиниана. Восстание «Ника» Налогообложение и финансовые проблемы Торговля в царствование Юстиниана 1 Косма Индикоплов Защита византийской торговли Непосредственные преемники Юстиниана Война с персами Славяне и авары Религиозные дела Формирование экзархатов и переворот 610 г. Вопрос о славянах в Греции Литература, просвещение и искусство Глава 4 . Эпоха династии Ираклия (610–717) Внешнеполитические проблемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

1036 Весьма вероятно, что это консульство следовало за браком на дочери Маркиана, и тем самым выдвигало его как вероятного преемника, 1038 Кандид Исавр сообщает, что префект выдал из средств, находившихся в его ведении, 47 тысяч фунтов золота, а комит царских щедрот – 17 тысяч фунтов золота и 700 тысяч фунтов серебра. Иоанн Лидиец, современник Юстиниана, когда выяснение этих расходов имело особый интерес, дает те же цифры: 65 тысяч фунтов золота и 700 т. ф. сер. (Johan. Lyd. De mag. 3, 44). Прокопий (b. v. 1,6) определяет сумму расходов в 1300 кентенариев; ту же цифру дает Приск (frg. 42). Niceph. Call. 15, 27 – 1200 кент. 1039 У Феофана поход Ираклия отнесен к следующему году после поражения Василиска, что противоречит другим свидетельствам и является простым недоразумением компилятора. 1047 Вивиан был префектом претория в 469 году (Cod. Just. 1, 3, 26); Тациан – префектом города в 450 г. (Ib. I, 3, 2). 1048 Подробный рассказ с упоминанием действующих лиц см.: Symeon Metaphrast. Vita Marcelli. С. 34 (P. G. 116, 74).–Отголоском разгоревшейся тогда борьбы между православными и арианами является сообщение Феодора Чтеца (2, 43) о публичном состязании между красноречивым и искусным в слове арианином и православным, менее его ученым. Не умея переспорить противника, православный предложил испытание огнем. Арианин отказался, а православный взошел на костер и выдержал испытание, доказав тем истину своего исповедания. 1055 Никифор Каллист – 15, 27 – сохранил очень подробное описание этого события, причем роль убийцы Ардабурия и Аспара отведена Зенону. Рассказ изобилует такими данными, в которых нельзя признать свидетельств современников, и в целом он не заслуживает доверия. 1058 Malala.372; Chron. Pash. 597. В Пасхальных Хрониках Убийство Аспара записано под 468 годом. В обоих источниках ариане названы ξακιονται от местности, называвшейся «Эксакионион» по имени колонны, носившей это имя. Там был, очевидно, готский лагерь, оказавшийся в стенах после расширения города при Анфимии. Ср.: Malala. 385. ν δ Αρσιανς (Αλριχος) τ δγματι, στιν ξακιοντης.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Поскольку соглашение 519г. между Константинополем и Римом, одобренное императорским двором, содержало в этом вопросе некоторую неясность, часть скифской группы под руководством Максенция отправилась в Рим, чтобы убедить папу Гормизда в том, что прочность халкидонской позиции требует формального принятия теопасхизма. Юстиниан был сначала обеспокоен их поездкой, вероятно, опасаясь, что она расстроит мир с Римом. Он просил папу изгнать монахов . Однако скифы, прожившие в Риме четырнадцать месяцев, получили некоторую поддержку, особенно от своего соотечественника–скифа, знаменитого канониста Дионисия Малого (Exiguus), переведшего на латинский язык третье письмо Кирилла Несторию, а также от эксперта по богословию африканского епископата, святого Фульгенция Руспского . Тогда Юстиниан передумал: он написал Гормизду другое, довольно властное письмо с просьбой к папе «совершить то, что дает мир и согласие святым церквам» и дать «скорый ответ», «удовлетворяющий благочестивых монахов» . Тем не менее в 520г. Гормизд решил изгнать монахов, заявив, что теопасхитская формула не нужна. Иоанн Максенций из Константинополя послал папе резкий протест , а Юстиниан продолжал поддерживать скифов. Действительно, с этого времени религиозная политика императора, направленная на объединение папы, Константинопольской церкви и антихалкидонского Востока, будет сосредоточена на теопасхитской формуле, которая, как он теперь в этом уверился, необходима для «мира и согласия». Тем временем готский король Теодорих, сознавая, что его контроль над Италией находится под угрозой благодаря новым и дружеским отношениям между Римом и православным Константинополем, становился все более подозрительным по отношению к папству. В 506г. король франков Хлодвиг обратился в кафолическое православие, а за ним последовал его зять Сигизмунд Бургундский (510). В 523г. умер Тразимунд, король вандалов, муж сестры Теодориха и непреклонный арианин. Все эти события все более и более настораживали арианина Теодориха. В 524г. Боэций, знаменитый христианский философ и выдающийся представитель римской аристократий, был обвинен в заговоре с Византией против готского владычества. Вместе с другим сенатором, Альбином, он был казнен. Почти в то же время Юстин 1 опубликовал указ, объявляющий арианскую церковь на византийской территории вне закона. И тогда преемнику Гормизда папе Иоанну I (523), другу Боэция, пришлось ехать в Константинополь с унизительной миссией, дабы заступиться перед императором за ариан, опасаясь их мести итальянским кафолическим христианам. Римская церковь, постепенно теряя свое положение третейского судьи, становилась сомнительным политическим орудием, которое то готские короли, то император использовали для контроля над Италией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Королевская грамота к Иоанну начиналась так: «Мы, Густав, божиею милостию свейский, готский и вендский король, челом бью твоему велеможнейшеству князю, государю Ивану Васильевичу, о твоей милости. Великий князь и царь всея Русския земли!» Иоанн отвечал: «Мы для королевского челобитья разлитие крови христианской велим унять. Если король свои гордостные мысли оставит и за свое крестопреступление и за все свои неправды станет нам бить челом покорно своими большими послами, то мы челобитье его примем и велим наместникам своим новгородским подкрепить с ним перемирье по старым грамотам, также и рубежи велим очистить по старым перемирным грамотам; мы не захотим нигде взять его земли через старые рубежи, потому что по своей государской справедливости мы довольны своими землями, которые нам Бог дал из старины. Если же у короля и теперь та же гордость на мысли, что ему с нашими наместниками новгородскими не ссылаться, то он бы к нам и послов не отправлял, потому что старые обычаи порушиться не могут. Если сам король не знает, то купцов своих пусть спросит: новгородские пригородки Псков, Устюг, чай, знают, скольким каждый из них больше Стекольны (Стокгольма)?». Большие послы приехали и опять начали просить о непосредственных сношениях между государями; говорили: «Наместники новгородские – люди великие, но холоп государю не брат». Им отвечали: «Наместники новгородские – люди великие: князь Федор Даирович – внук казанского царя Ибрагима; князь Михайло Кисло и князь Борис Горбатый – суздальские князья от корня государей русских; князь Булгаков – литовскому королю брат в четвертом колене; теперь князь Михайла Васильевич Глинский – деда его, князя Михаила Львовича, в немецких землях знали многие; Плещеев – известный государский боярин родов за тридцать и больше. А про вашего государя в рассуд вам скажем, а не в укор, какого он рода и как животиною торговал и в Шведскую землю пришел: это делалось недавно, всем ведомо». Послы отвечали боярам: «Пожалуйста, не кручиньтесь: мы эти слова припомянули на разговор, а не в спор; от государя нашего нам приказано делать по желанию вашего государя».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Этот отрыв от митрополитов – при отсутствии патриархатов – очень облегчил обособление и замыкание германской «арианской» иерархии, не признавшей решения Вселенского Собора 381 г. Но это только одна сторона вопроса. Было бы несправедливо представить всех варваров империи как арианствующих. Характерно использование слова «варварский» Сократом: при Валенте пришли в движение τ βαρβαρικ 90 , под которыми имеются в виду прежде всего готы, разбившие императора Валента в 379 г. Данные варвары-готы ещё находились вне империи, севернее Дуная, но всеми силами стремились проникнуть внутрь во Фракию, что им и удалось сделать при Феодосии, на основании вторжения и путём известного первого в византийской дипломатии договора о мирном сосуществовании. Готы появились на территории Римской империи, восточные части которой они особенно опустошали между 256 и 363 г., нападая на провинции Понт, Каппадокию, Вифинию, Асию и другие 91 . В Ι Вселенском Соборе принимал участие готский епископ Феофил 92 , управлявший епархией Готия, находившейся в Таврическом Херсонесе (совр. Севастополь) или на Дунае (Gothia danubiana) 93 . Несмотря на избиение готских солдат в Константинополе 11/12 июля 400 г. и их сожжение внутри церкви готов 94 , готские общины оставались, в том числе, и на территории трёх диоцезов и за их пределами 95 , а именно: известно, что значительно позднее, в VIII–IX вв., на территории северо-западной Малой Азии существовал район Gothograikia 96 . В таком случае готы, если они поселились здесь с IV–V вв. или даже позднее, относились к Асийскому диоцезу – одному из трёх составивших юрисдикцию Вселенского Патриарха. Свт. Иоанн Златоуст , по своему собственному признанию, посылал в Готию епископа 97 . Также известно, что изначально, около 273 г., император Аврелиан уступил готам Дакию 98 , которая граничила и отчасти пересекалась с Фракийским диоцезом. Но несмотря на ассимиляцию готы воспринимались (согласно описаниям конца IV – начала V в. именно как варвары 99 ) и как язычники, и как православные христиане 100 . На Халкидонском Соборе особо чтили память св. Евфимии, которая претерпела мучение от некоего Варвара, кто, очевидно, был антихристианским гонителем, возможно готом 101 . После Халкидонского Собора были арианствующие епископы, например епископ Девтерий. «Девтерий, епископ ариан, когда был в Городе (то есть Константинополе), крестил одного именуемого Варваром и осмелился поступить вне преданий Христа и сказал: “Крещается Варвар во имя Отца через Сына в Святом Духе”, и тотчас засох баптистерий. А Варвар, испугавшись, убежал и провозгласил о случившемся» 102 . Значит, готы-ариане тоже продолжали иметь силу в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

1931 Якобсон А. А. Средневековый Крым: Очерки истории и истории материальной культуры. – М.; А., 1964. – С. 31,157–158, прим. 34. 1933 Как я уже указывал выше, по целому ряду причин невозможно настаивать на полном господстве или хотя бы протекторате хазар в Крыму в VIII в., равно как и на почти полной самостоятельности Готии (ср.: Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI–X вв. по Р.Х.//Памятники христианского Херсонеса. – М., 1908. – Вып. 3. – С. 30–42; Артамонов М.И. История хазар. – С. 193–202,252–258; Беляев С. А. История христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука// Макарий (Булгаков) . История русской церкви ... – М., 1994. – Кн. 1. – С. 60; Амброз А.К. Юго-Западный Крым: Могильники IV–VII вв.//МАИЭТ. – (1994) 1995. – Вып. 4. – С. 65; Айбабин А.И. Этническая история... – С. 171–214, 226–227). Видеть в Иоанне Готском «первого, кто пытался выделить отдельную Готскую епархию», может быть, и можно, однако составитель Жития не указал это внятно среди заслуг своего героя, объясняющих его канонизацию, видимо, по причине того, что легитимность избрания Иоанна как епископа была сомнительна, зато служение делу Романии – непреложно (ср.: Могаричев Ю.М. Иоанн Готский и образование Готской епархии//Восток–Запад: межконфессиональный диалог: Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2002. – С. 24–25). Сам факт антихазарского выступления, при любых его трактовках, доказывает, что к концу столетия напряженность в отношениях населения Юго-Западной Таврики с хазарами стала нарастать. Причем настолько, что ее попытались использовать как козырь в политической игре, конечной целью которой могло быть создание независимого от церковной власти Херсона автокефального епископства с православной ориентировкой, вполне устраивавшей на тот момент официальный Константинополь (см.: Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в.– С. 112–113). 1934 Артамонов М.И. История хазар. – С. 327; Баранов И.А. О восстании Иоанна Готского//Феодальная Таврика. – К., 1974. – С. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он внес весомый вклад в изучение исторических памятников Лиахвского ущелья, его труды приобрели значение первоисточника. В нач. XIX в. Никозская епархия (см. в ст. Никозско-Цхинвальская епархия ), в юрисдикции к-рой находились эти территории, была упразднена; храмы и мон-ри быстро пришли в запустение и были разграблены северокавказскими племенами. К. с особым усердием изучал руины, мн. памятники известны только благодаря его описанию. Неск. сочинений К. посвятил храму V в. Никози (ДВГЭ. 1896. 20. С. 5-12); также писал о тбилисском храме V-VI вв. Метехи (Мцкемси. 1891. 16-19; 1892. 3-4, 22-24 (отд. отт.: Кутаис, 1891)), церкви Цроми в честь Вознесения Господня (ДВГЭ. 1896. 11. С. 14-24), мцхетском мон-ре Самтавро , мцхетском кафедральном соборе Светицховели (ДВГЭ. 1901. 9. С. 13-19; Весь Кавказ. Тифлис, 1903. 1. Ч. 2. Отд. 2. С. 61-62), монастырском комплексе Ананури (МАК. 1898. Вып. 7. С. 69-80), мон-рях Дзвели-Шуамта (ДВГЭ. 1901. 6/7. С. 1-8), Шиомгвиме (Там же. 8. С. 1-6), Ахтала (2005), Зарзма , Сапара и др. Помимо христ. памятников К. тщательно изучал и руины светских строений в Шида-Картли и Квемо-Картли: крепостей, военных сооружений. К. спас ряд эпиграфических памятников, к-рые во время поездок по Картли он тщательно фиксировал и опубликовал с комментариями. В дек. 1911 г. К. написал небольшой очерк «Грузинский кафедрал VI в. в Тавридском Херсонесе» (Сагвтисметквело кребули (Богословский сборник). Тбилиси, 1981. 12. С. 197-198), посвященный обнаруженным во время археологических раскопок в Херсонесе остаткам христ. церкви, имеющей черты груз. архитектуры. К. лично изучил детали, сфотографировал материалы, ознакомился с письменными источниками и составил план местности. В этом же очерке он привел греч. надпись, найденную на месте раскопок, к-рая подтвердила сообщение груз. летописей о том, что в VIII в. еп. Готский прп. Иоанн был хиротонисан в Мцхете. Еп. Алавердский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1898 г. Еп. Алавердский Кирион (Садзаглишвили). Фотография. 1898 г.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

Т. 63(88). С. 167-194; она же. О начале христ. Херсонеса Таврического: крестовидная церковь на главном кладбище//Сугдейский сб. 2005. Вып. 2. С. 393-420; она же. Крестовидные мартирии в Херсонесе Таврическом и на христ. Востоке: начало традиции//Sacrum et Profanum: Сб-к науч. тр. Севаст., 2007. Вып. 3: Небесные патроны и земные служители культа. С. 211-226; она же. О живописи раннехрист. склепов в Крыму: 100 лет после М. И. Ростовцева//Византия в контексте мировой культуры. СПб., 2008. С. 121-132. (Тр. ГЭ; 42); eadem (Khroushkova L. G.). Chersonesos in the Crimea: The First Christian Buildings (4th-5th Cent.)//Antiquité tardive. P., 2008. T. 16. P. 45-62; eadem. Opus Sectile Pavements in the Crimea and on the East Coast of the Black Sea//11th Intern. Colloquium on Ancient Mosaics, October 16th-20th, 2009, Bursa Turkey. Istanbul, 2011. P. 505-518; она же. Базилика в Партенитах (Юж. Крым): Мог ли быть в ней похоронен еп. Иоанн Готский?//Климентовский сб. Севаст., 2013. С. 384-408; Шумський К. В. Дyxobho-habчaльhi заклади Tabpiйcьkoï (1859-1920 рр.): Дис. Ciмф., 2004; Яшаева Т. Ю. Формы для отливки крестов из раскопок Херсонеса//Культовые памятники в мировой культуре: Археол., ист. и филос. аспекты. Севаст., 2004. С. 101-104; она же. Ампула св. Мины и карта херсонских пилигримов//Sacrum et Profanum. Севаст., 2005. Вып. 1: Культ святых мест в древних и совр. религиях. С. 201-206; она же. Поздневизант. пещерная лавра Херсона//МАИЭТ. 2006. Вып. 12. С. 321-360; Греческие предания о Св. апостоле Андрее/Изд. подг.: А. Ю. Виноградов. СПб., 2005. Т. 1: Жития; Храпунов И. Н. Древняя история Крыма. Симф., 20052; Бернацки А. Б., Кленина Е. Ю. Сакральная архитектура визант. Херсона: (По результатам раскопок и аэроснимков)//Херсонесский сб. 2006. Вып. 15. С. 37-58; Скржинская Е. Ч. Судакская крепость: История, археология, эпиграфика. Киев; Судак; СПб., 2006; La Crimée entre Byzance et le Khaganat Khazar/Éd. C. Zuckerman. P., 2006; О. В. Старообрядництво в Nibдehhiй Ykpaïhi: формування та розвиток у дpyriй пол.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010