Наверх 1.12 а. Семинар «От фрагментарности к целостному видению родной истории и культуры» Председатель: Костанян Наира Николаевна, директор школы учитель высшей категории, Отличник просвещения СССР, Лауреат премии мэра «Грант Москвы» в области гуманитарных наук Время проведения: 1 февраля, 10.00. Место проведения: средняя общеобразовательная школа с этнокультурным русским компонентом образования ул. Клары Цеткин, 27. Проезд: м. «Войковская», трамв. до ост. «Новопетровская ул.» (4-я от метро). Костанян Наира Николаевна, директор школы учитель высшей категории. «О программе русской школы с этнокультурным русским компонентом образования». Открытые уроки Начало уроков 10.30: История отечества: «Теплый свет издалека. История и современность. Памяти преподобного Сергия Радонежского» (11Г класс). Учитель – Новичков Петр Алексеевич, учитель высшей категории. Русская словесность: «Святочные рассказы Н.С. Лескова.(К целостному видению русской культуры)» (7Г класс). Учитель – Яхненко Екатерина Владимировна, учитель I kameropuu, к. филол. н. Русская словесность: «Н.Н. Страхов и Ф.М. Достоевский. О духовном и мировоззренческом родстве двух русских мыслителей» (10Г класс). Учитель – Костанян Наира Николаевна, учитель высшей категории. Начало уроков 11.40: Выдающиеся люди России: «Святитель Митрофаний - первый епископ Воронежский» (7Г класс). Учитель – Богданова Анна Сергеевна, учитель II категории. Мировые религии: «Святитель как духовный вождь народа. Святитель Гермоген и Святитель Иоанн Готский» . Учитель – Ефремов Александр Валентинович, учитель I kameropuu, в. н. с. РГБ. Русская словесность: «Капитанская дочка А.С. Пушкина в контексте русской истории и культуры» . (8Г класс). Учитель – Костанян Наира Николаевна, учитель высшей категории. Выставка декоративно-прикладного искусства. Ведущий – Ануфриева К. А., учитель высшей категории, почетный работник образования РФ. Начало: 12.50 Мастер-классы по технологии и изобразительному искусству. Ануфриева К. А., учитель высшей категории, почетный работник образования РФ, Борейко А. Г. и Точигина С. А., учителя II категории.

http://pravoslavie.ru/423.html

В 542–571 гг. по поручению Юстиниана занимался борьбой с ересями и обращением в христианство остатков язычников в Малой Азии (Азии, Карии, Лидии и Фригии), где крестил «70 тысяч душ», построил 99 церквей и 12 монастырей, средства для чего получал из государственной казны. Подолгу жил в Константинополе, где имел связи при дворе, и наездами – в городе Тралле, участвовал в громких столичных процессах 562 и 580 гг. над языческими жрецами и двумя Патриархами, обвиненными в язычестве и человеческих жертвоприношениях. Как епископ Азии, властно управлял крупной, богатой епархией, имел вспыльчивый, грубый, резкий нрав. В 571 г. вновь оказался в ссылке как преследуемый монофисит, потерял влияние при дворе и последующие годы до смерти провел в заключении, тюрьмах (в том числе 28 месяцев на морском острове), лишениях, жестоко мучаясь от подагры, покрытый воспаленными язвами. Сохранилась лишь третья часть написанной им «Церковной истории» (две другие, отразившие события с эпохи Константина Великого , дошли в извлечениях в хрониках Дионисия Телльмахрского и Михаила Сирийца). См.: монтанисты, агиография, историки Византии. Ионическое море – для греков это было прежде всего нынешнее Адриатическое море, то есть море к северо-западу от Греции. И. м. не имет отношения к ионийцам и Ионии. Иония – в широком смысле – все западное побережье Малой Азии с прилегающими островами; в узком смысле – полоса малоазийского побережья от города Фокеи на севере до Милета на юге, а также острова Самос и Хиос в Эгейском море. Иорга (Iorga) Николау (1871–1940 гг.) – известный румынский византинист, написавший лучшую книгу о судьбах византийского наследия после гибели Византии. Иордан – 1) главная река Палестины, берет начало у подножья сирийского горного массива, протекает по территории восточной Палестины, через Генисаретское озеро и впадает в Мертвое море. См.: Сирия, Моисей, Иоанн Креститель, крещение, Андрей Апостол, Богоявление, Епифания, водоосвятие; 2) готский историк, переработавший в Равенне ценные позднеримские источники и написавший «Гетику» – лучший исторический труд о готах III – середины VI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А в Александрии после избрания Феодосия разразился острый конфликт в монофизитском лагере. Последователи Юлиана Галикарнаского (афтартодокеты, см. ниже), возглавляемые диаконом Гайаном, отказались признать Феодосия. В Египет был отправлен знаменитый полководец Нерсес с 6-тысячным корпусом. Феодосий был утвержден на своем троне ценой жизни 3 тысяч гайанистов. Однако теперь он был настолько скомпрометирован и его позиция была настолько шаткой, что он вряд ли мог пойти на уступки, ожидаемые от него царственными супругами. Это был первый сбой. Во-вторых же, и в главных, хитроумная политика Феодоры по обеспечению церковного единства оказалась неэффективной из-за неприятия ее римскими папами. Во время, предшествовавшее высадке имперских войск в Италии, на папский престол не восходило ни одной выдающейся личности. Однако Юстиниан продолжал придавать громадное политическое значение римским епископам в силу своего видения единства Римской Церкви, в которой кафедра Ветхого Рима должна была иметь первенство чести, а также оттого, что этого требовали планы отвоевания Италии. В 534 г., накануне высадки византийского экспедиционного корпуса в Италии, высокопоставленная византийская делегация отправилась в Рим, чтобы добиться от папы Иоанна II (Юстиниан, обращаясь к нему, смиренно называл себя его «благочестивейшим сыном») формального отлучения от Церкви «неусыпающих монахов», бывших друзьями папского престола и главными противниками «теопасхизма» в Константинополе. Иоанн поддержал Юстиниана. Казалось, политика примирения, проводимая царственными супругами, продвигается успешно. Однако в 535 г., когда уже началась высадка византийцев в Италии, папой был избран престарелый диакон Агапит, рукоположенный Симмахом, - продолжатель традиций пап Геласия и Феликса III. В том же году история повторилась - готский король Теодохад отправил Агапита в Константинополь с миссией уговорить императора отозвать Велизария из Италии. Конечно, эта миссия была заведомо безнадежна: Юстиниан, столь близкий к своей цели, не мог и не хотел соглашаться на условия готского узурпатора. Тем не менее папа был встречен со всей возможной пышностью. Именно тогда он обнаружил, что патриарх Анфим выступает с откровенно севирианских позиций. Ересь патриарха была обличена, и его моментально убрали с кафедры, а на его место папа выдвинул кандидатуру православного Мины, которого хиротонисал лично. После этого великого триумфа папа решил остаться в Константинополе, чтобы не навлекать на себя месть готов. Через несколько месяцев он скончался.

http://sedmitza.ru/lib/text/434766/

168. 9–10, §284; С. 186, комм. 20). Принятие этой поправки снимает надуманную необходимость возводить епархию Готфия в ранг некой огромной церковной митрополии, ибо таковой она впервые упоминается только в XIII в., а для второй половины VIII в. проблематична даже как автокефальная епархия (Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в. – С. 110–112; Могаричев Ю.М. Иоанн Готский и образование Готской епархии. – С. 24–25). 2026 Следы пожара археологически прослеживаются в средней части плато, у Лагерной балки, недалеко от большой мангупской базилики, но они с трудом поддаются датировке по причине невыразительности слоев. Определенно можно лишь сказать, что они относятся к концу раннего Средневековья (подр. см.: Хвольсон Д. А. Еврейские древности в Крыму. – С. 858; Хвольсон Д.А. Сборник еврейских надписей... – С. 276, Айбабин А. Крым под властью Хазарского каганата. – С. 7; Герцен А.Г. Система оборонительных сооружений Мангупа: Автореф. дис.... канд. ист. наук. – Л., 1984. – С. 20; Герцен А.Г. Крепостной ансамбль Мангупа//МАИЭТ. – 1990. – Вып. 1. – С. 135, 137; Баранов И.А. Таврика в эпоху... – С. 58; Баранов И.А. Административное устройство раннесредневекового Херсона//МАИЭТ. – 1993. – Вып. 3. – С. 141; Герцен А.Г. Византийско-хазарское пограничье в Таврике. – С. 64; Герцен А.Г. К проблеме типологии средневековых городищ Юго-Западной Таврики//Византия и средневековый Крым (АДСВ. – Вып. 27). – Симферополь, 1995. – С. 87; Герцен А.Г. Мангуп. Город в крымском поднебесье. – Симферополь, 2001. – С. 13, 28–29). Х.Ф. Байер предполагает участие в этой перестройке некоторых укреплений Дороса также и готов, которые, по его мнению, оставались друзьями хазар «...в течение многих веков после подавления готского восстания в конце VIII в.» (sic!) (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 106–107; ср.: Байер Х.-Ф. Идеология... – С. 465–466). 2027 Веймарн Е.В., Аобода И.И., Пиоро И С., Чореф М.Я. Археологические исследования столицы княжества Феодоро//Феодальная Таврика: Материалы по истории и археологии Крыма. – К., 1974. – С. 137–139. 2028 Герцен А.Г. Ранневизантийские крепости Юго-Западной Таврики//Византия и Крым: Междунар. конф. – Симферополь, 1997. – С. 34; Герцен А.Г. Мангуп. – С. 29. 2029 Герцен А.Г. Между Боспором и Херсоном: Хазары в Доросе. – С. 63; Герцен А.Г. Хазары в Доросе-Мангупе. – С. 33 2030 Показательно, что на некрополе Эски-Кермена зафиксировано лишь одно несомненно салтовское погребение (Айбабин А.И. Хронология могильников Крыма позднеримского и раннесредневекового времени//МАИЭТ. – 1990. – Вып. 1. – С. 25, мог. Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен. – С. 46). Похоже, это городище, как и крепость на Чуфут-Кале, никогда не было хазарским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подробно о внешнем образе этого поклонения «в духе и истине» Иисус учит Апостолов уже после Своего Воскресения. Святитель Иоанн Златоуст , изъясняя слова книги Деяний о том, что воскресший Христос в продолжение сорока дней являлся ученикам и говорил им о Царствии Божием (см.: Деян.1:3 ), указывает, что то, чему «Христос учил учеников и после воскресения... никто не изложил нам с подробностью... всего никто не рассказал ясно, – потому что все заботились о другом. Узнали же мы об этом от апостолов, так как они, что слышали, то и сообщили» (Беседы на Деяния Апостольские 1:3). Святитель Василий Великий к неписаному апостольскому преданию относит в том числе и молитвы Евхаристии: «К востоку обращаться в молитве, какое Писание нас научило? Слова призывания при преложении хлеба Евхаристии и чаши Благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул Апостол или Евангелие, но и прежде и после оных произносим и другие, как имеющие великую силу в Таинстве, приняв их от неписаного учения» (Книга о Святом Духе, к блаженному Амфилохию). В день Пятидесятницы Апостолы принимают от Утешителя дар говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (см.: Деян.2:4 ). Благодаря этому сверхъестественному дару проповедь Апостолов прозвучала даже до края земли (см.: Деян.1:8 ; ср.: Пс.18:5 ). И если для самих учеников Христовых родными языками были арамейский и греческий, то уже в первые века христианской истории Поместные Церкви, возникавшие по всему древнему миру, использовали в качестве богослужебных те языки, которые были распространены в конкретных местностях. Так, священник Леонид Лутковский высказывает предположение, что пролог Евангелия от Иоанна (1:1–18) был написан не на греческом языке, а на арамейском, родном языке апостола, и первоначально был богослужебным гимном малоазийских Церквей 152 . Сохранились свидетельства о существовании уже во веках богослужебных текстов на сирийском языке 153 ; в III веке о существовании богослужебных текстов на латинском языке пишет Тертуллиан 154 ; от IV века до нас дошли свидетельства о переводе богослужебных текстов на коптский 155 , готский 156 и абиссинский 157 языки; от V века – о создании оригинальных богослужебных текстов на армянском языке 158 . Хотя Ш. Гугишвили и датирует наиболее ранние грузинские переводы богослужебных книг V веком 159 , велика вероятность, что первые переводы богослужебных книг с греческого начались уже при святом царе Бакуре († 364), сыне равноапостольных просветителей Мириана и Наны 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К этой группе сочинений относятся остальные гомилии из афонской рукописи, найденной Венгером (принадлежат к-польскому периоду): «О том, что следует часто собираться в церковь» (Quod frequenter conveniendum sit; CPG, N 4441.3; PG. 63. Col. 461-468), предположительно произнесена зимой 399 г. ( Bonsdorff. 1922. P. 75) в церкви на Древней горе по случаю того, что мн. верующие, испугавшись холода, остались дома. И. З. призывает паству, несмотря ни на что, как можно чаще собираться в церковь, не отчаиваться в спасении, но приносить покаяние во грехах. «Об усердии присутствовавших» (De studio praesentium; CPG, N 4441.5; PG. 63. Col. 485-492), произнесена в ц. св. Ирины, вероятно, в кон. 398 г. или в нач. янв. 399 г. ( Aubineau. 1992. P. 540-541). Святитель хвалит тех, кто усердно посещают богослужения, и укоряет отсутствующих за беспечность, а также говорит о пользе пения псалмов и о том, что жен. природа не мешает женщинам идти путем добродетели. «Против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища» (Πρς τος καταλεψαντας τν κκλησαν κα ατομολσαντας πρς τς πποδρομας κα τ θατρα; Contra ludos et theatra; CPG, N 4422, 4441.7; PG. 56. Col. 263-270; рус. пер.: Творения. Т. 6. Кн. 2. C. 561-567), произнесена, вероятно, 3 июля 399 г. ( Pargoire. 1899-1900. P. 151-152; Aubineau. 1992. P. 540). И. З. негодует на тех, кто сразу после богослужения поспешили на ипподром. «Гомилия, произнесенная в церкви св. Анастасии» (Homilia dicta in templo s. Anastasiae; CPG, N 4441.8; PG. 63. Col. 493-500), относится предположительно к 398/9 г. ( Bonsdorff. 1922. P. 73). Святитель рассуждает о проповеди Евангелия, укрепляемой скорбями проповедников. К этому же периоду ( Bonsdorff. 1922. P. 73) относится гомилия, произнесенная в к-польской ц. св. Павла за богослужением, в к-ром участвовали готы, когда читалось Евангелие в гот. переводе и один готский пресвитер произнес предварительную проповедь - «Гомилия, произнесенная после [проповеди] готского пресвитера» (Homilia habita postquam presbyter Gothus; CPG, N 4441.9; PG. 63. Col. 499-510). И. З. восхваляет Бога за обращение варварских народов в христианство, чему немало способствует перевод Евангелия на их национальные языки. Письма

http://pravenc.ru/text/540881.html

Традиционное число 318 принадлежит сравнительно позднейшему времени, более же ранние показания не отличаются такой определенностью. По Евсевию, на соборе епископов было более 250, по Евстафию — ок. 270, по Константину — 300 или более трехсот. У Афанасия неоднократно встречается также число 300 (Ath. Hist. аг. 66,3 г.]; De syn. аг. 43,3 ср.: Юлий. но у него же есть и число 318, если только оно не представляет позднейшей вставки в его сочинениях (Ath. Epist. ad Afros eniscopos. 2 но Ep. ad Iovian. ap. Theod. Η. Ε. IV, 3 — вставка. Последнее число впервые, кажется, появляется у Илария (Hilar. Lib. contra Const. 27 его знают: Василий Великий (362), Епифаний, Иероним, Амвросий и Руфин, а в V в. оно приводится уже всюду. Нельзя указать прямых исторических оснований для него, и возможно, что распространению его способствовало сближение его с числом рабов Авраамовых, победивших иноплеменных царей (Быт. 14, 14 у Амвросия. De Abraham I, 3, 15). Но нельзя равным образом и совершенно отвергать его потому лишь, что оно выступает несколько поздно и что ему придается мистическое значение. Епископов сопровождали пресвитеры, диаконы и другие клирики. Собор был Вселенским, но по преобладающему числу членов носил восточный характер. Западных епископов, вследствие отдаленности и трудности пути, явилось весьма немного. Все диоцезы Запада, кроме Британии, однако же, имели своих представителей. Вместо престарелого папы Сильвестра из Рима прибыли пресвитеры Витон и Викентий. Представителем Испанской церкви был Осий Кордубский, из Галлии прибыл Никасий Дижонский, из Африки — Цецилиан Карфагенский. В составленных позднее списках имен никейских отцев можно, впрочем, встретить замечания, будто западных епископов не признано необходимым перечислять, так как Запад не так заражен был ересью, как Восток. Восточная церковь зато была представлена на соборе с замечательной полнотой. Были епископы даже и из–за пределов Империи: Иоанн Персидский, Феофил Готский, Каэм Боспорский. Евсевий Кесарийский находит возможным сравнить собор с тем собранием в день Пятидесятницы, о котором говорится в кн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Разные регионы империи были представлены на соборе неравномерно. Ввиду удаленности Запада от Никеи – путь в этот город из Галлии должен был занять не менее полутора месяцев – в соборе участвовало непропорционально мало епископов из латиноязычной части империи. Некоторые историки объясняли это обстоятельство менее убедительной причиной – нераспространением арианской ереси, ставшей главным поводом к созыву собора, на Западе. Среди отцов собора известны имена семи западных епископов, и среди них Осия Кордубского и Цецилиана Карфагенского. Престарелый епископ Римский Сильвестр направил в Никею двух своих легатов в пресвитерском сане: Викентия и Витона. Восточную половину империи на соборе представляли, в частности, такие святители, как Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский, Макарий Константинопольский, Леонтий Кесарии Каппадокийской, Пафнутий Фиваидский, Павел Неокесарийский, Александр Фессалоникийский, Ипатий Гангрский. Некоторые историки ставят под вопрос участие в соборных деяниях святителей Николая Мирликийского и Спиридона Тримифунтского, о чем известно из их житий, на том основании, что их имен нет в сочинениях современников собора и хронологически ближайших к нему авторов позднейшей эпохи. Так, В.В. Болотов заметил, что «ни один из историков, ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя с слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мир Ликийских» , но поскольку в таких признаваемых наиболее достоверными документах упоминаются имена лишь нескольких соборных отцов, едва ли стоит всерьез принимать подобный аргумент и не доверять церковному Преданию. Среди участников собора были и такие епископы, которые возглавляли христианские общины, находившиеся за пределами империи: «Один перс – Иоанн и один епископ Готский – Феофил; Симеон, епископ Селевкии-Ктесифона, отправил на собор нескольких пресвитеров (в их числе Шах-Дуста (Садофа), впоследствии мученика)» . На собор съехались исповедники, пострадавшие в предшествующие гонения Диоклетиана, Галерия и Лициния, многие со следами ран и увечий, нанесенных пытками. По словам блаженного Феодорита Кирского, «Павел, епископ Неокесарии – крепости, лежащей на берегах Евфрата, испытал на себе жестокость Ликиния: у него обе руки находились в расслаблении от того, что их обжигали раскаленным железом, которое стянуло и лишило жизни нервы, дающие членам движение. У иных был выколот правый глаз, у других подсечено правое колено. В числе последних находился Пафнутий Египетский» .

http://pravoslavie.ru/44877.html

570 В греческом тексте – aposteilas gar о chaganos parelabe. Последнее слово имеет несколько иной оттенок, чем глагол «захватил» или " занял«, предложенный в переводах А. Никитского, В. Г. Васильевского , А. Ю. Виноградова. Его лучше заменит словом «получил», сопряженным с пониманием некой полудобровольности случившейся передачи крепости. Тем не менее именно насильственный «захват» хазарами Дороса исследователи обычно считают поводом для восстания во главе с Иоанном Исповедником (ср.: Иоанн Готский//Греки в истории Крыма. – С. 159). 571 В греческом тексте – to kastron auton to legomenon Doros – «кастрон no имени Дорос». Кастрон Дорос (он же Дори, Дорант, Дарас, Дору, позднее – Феодоро) большинство исследователей локализует на Мангупском плато (см.: Герцен А. Г. Крепостной ансамбль Мангупа//МАИЭТ. – 1990. – Вып. 1. – С. 101–102,135–138). В комментарии к тексту Жития В. Г. Васильевский определял его как «главный город всей Готии (to kastron tes Gotthias), резиденцию местных династов, престольный город епархии, по имени которого именовались позднейшие готские митрополиты» (Житие Иоанна Готского – С. 418). Однако надо заметить, что в VIII в. Дорос можно считать центром отдельной епархии и, значит, резиденцией епископа только под вопросом и снять этот вопрос раньше IX в. мы не можем. В греческом тексте – phylakas taxatous («сторожевых таксатов» или «резервных таксатов», а дословно «страж-таксатов»). Вольный, смысловой вариант перевода: «сторожевой гарнизон» ( Виноградов А. Ю., Комар A. В. Интситут тудуна... – С. 48) или «военный гарнизон» (Auzepy M.–F. La Vie de Jean de Gothie (BHG 891). – P. 80, sec. 4, note 17). Подробнее об этих таксатах как о легковооруженных воинах-наемниках или городских стражниках см.: Сорочан С. Б. «Дело» епископа Иоанна Готского в связи с историей византино-хазарских отношений в Таврике//Хазарский альманах. – M., 2003. – Т. 2. – С. 90. В византийской армии их называли несколько иначе – токсотами (от греч. термина лук – toxon), что было равнозначно псилам – легкой пехоте, лучникам (Стратегикон Маврикия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решение собора не было неожиданностью в историческом смысле, потому что формулы решений соборных и настроения церквей были заранее проверены. Арий, отлученный в Александрии, обратился к сочувствию всего востока, и между епископами завязалась оживленная переписка; послания эти подшивались к делу и, таким образом, Александр заранее знал своих единомудренных и врагов. Прибывший элемент западных и восточных окраин (Феофил готский и Иоанн персидский) не мог произвести перемены в общем настроении умов. Мы имеем одно известие очень тенденциозного историка, строгого арианина Филосторгия, что еще прежде собора Осий и Александр съехавшись вместе решили внести в символ слово «μοοσιος». Относиться с недоверием к этому известию нет оснований, также невозможно предполагать соглашения преднамеренного. Для Осия слово «μοοσιος» не было совершенно новым; как епископ запада и ученик Тертуллиана, часто употреблявшего слово «substantia», он мог перевести μοοσιος равнозначащим латинским «consubstantialis». Для истинного представления о деяниях первого вселенского собора у нас не имеется вполне удовлетворительных документов. Деяний в смысле πρξεις первого вселенского собора нет не только в нашем распоряжении, но и в начале V века не знали о существовании других документов, кроме тех, которыми располагаем и мы. Возможен вопрос: были ли деяния собора составлены? Всякое собрание епископов, равно как и другие какие бы то ни было собрания, можно вести двояким образом. Первый способ — это когда собрания, допуская банальное сравнение, сопровождаются составлением протоколов. Из таких протоколов собрания мы узнаем только окончательные решения вопросов, для нас может быть весьма небезразличных. Здесь можно узнать только часть тех мотивов, на которых эти решения основываются, но нельзя узнать, кто занимал какое положение, или кто влиял на такое или иное решение вопроса. Иное дело, когда возьмем ведение судебных процессов, куда обыкновенно приглашаются стенографы, которые точно воспроизводят каждое слово, произнесенное на суде. Последний способ ведения дела и даст в результате πεπραγμνα, как понимали это слово в древности. В данном случае указывается подробно: кто присутствовал на заседании, какие вопросы были предлагаемы, какие документы были представлены, как происходило голосование и на чем решили. От первого вселенского собора и остались только заключения, в виде 20 канонических правил и символа веры, и неполные списки отцов, так что в 417 г. в константинопольском архиве ничего другого не было. Не излишне прибавить, что и относительно определения первого вселенского собора о времени празднования пасхи ничего не сохранилось. И когда календарные писатели являют всему миру, какие постановления были сделаны первым вселенским собором относительно празднования пасхи, то этим обнаруживают свое глубокое невежество в церковной истории.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010