Хитроумная политика Феодоры по обеспечению церковного един­ства оказалась неэффективной из-за неприятия ее римскими папами. Во время, предшествующее высадке имперских войск в Италии, на папский престол не восходила ни одна выдающаяся личность. Однако Юстиниан продолжал придавать громадное политическое значение римским епископам как из-за его видения единства “Римской” Церкви, в которой кафедра Ветхого Рима занимала бы первенство чести, так и из-за его планов отвоевания Италии. В 534 г., накануне высадки византийского экспедиционного корпуса в Италии, высокопоставленная византийская делегация отправилась в Рим, чтобы добиться от папы Иоанна II (Юстиниан, обращаясь к нему, смиренно называл себя его “благочестивейшим сыном”) формального отлучения от Церкви “неусыпающих монахов”, бывших друзьями папского престола и главными противниками теопасхизма в Константинополе. Иоанн поддержал Юстиниана, и, таким образом, казалось, что политика примирения, проводимая царственными супругами, продвигается согласно их планам. Однако в 535 г., когда уже началась высадка византийцев в Италии, папой был избран престарелый диакон Агапит, рукоположенный Симмахом продолжатель традиций пап Геласия и Феликса III. В том же году история повторилась — готский король Теодохад отправил его в Константинополь с миссией уговорить императора отозвать Велизария из Италии. Конечно, эта миссия была заведомо безнадежна: Юстиниан, столь близкий к своей цели, не мог и не хотел соглашаться на условия готского узурпатора. Тем не менее папа был встречен со всей возможной пышностью. Именно тогда он обнаружил, что патриарх Анфим выступает с откровенно северианских позиций. Ересь патриарха была обличена, и он моментально исчез, а на его место папа выдвинул кандидатуру православного Мины, которого хиротонисал лично. После этого великого триумфа папа решил остаться в Константинополе, чтобы не навлекать на себя месть готов. Через несколько месяцев он скончался. На его место Теодахад назначил своего ставленника Сильверия, насквозь коррумпированного человека, выделяющегося только тем, что он был сыном папы Гормизды. Когда Велизарий в 537 г. занял Рим, Сильверий был отправлен имперской властью в ссылку, а на его место Феодора поставила своего человека Вигилия . Вигилий, выходец из видной римской аристократической семьи, был папским апокрисиарием (то есть послом) при имперском дворе. Именно там он завоевал доверие Феодоры и заранее обещал ей в случае своего избрания папой поддерживать религиозную политику императора.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

– С. 207, 210, 215, 226 (упоминая кира Фул, автор каждый раз без каких-либо оснований называет его не иначе как «хазарский наместник» или «наместник кагана); Науменко В.Е. К вопросу о характере византийско-хазарских отношений... – С. 546. Следует подчеркнуть, что в тексте источника не содержится даже намека на языческие или иудаистские убеждения этого «господина " -правителя. Весьма оригинально эту проблему попытался решить Х.-Ф. Байер: «Так как в Фуллах в 787 г. или немногим позже был брошен в тюрьму по приказу хазарского кагана Иоанн Готский, а после этого учреждена епископия хотзиров (хазар), ставшая архиепископией до 907 г., то можно считать доказанным, что Фуллы были хазарскими» (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 94–95). Такой классический схоластический силлогизм способен вызвать лишь удивление, ибо основывается на недоказанных положениях, в числе которых фигурирует и мифическое «епископство Хотзирон», непонятно каким образом связанное с Хазарией. Столь же надуманны представления о Фулах как о «центре хазарской администрации в Степной Таврике», да и местонахождение этой области надо искать гораздо ближе к морю, учитывая маршрут бегства Иоанна из филаки одноименного кастрона или полисмы (ср.: Ромашов С. А. Крым в хазарскую эпоху//Хазары: Второй Международный коллоквиум. Тезисы. – М., 2002. – С. 88–89). 1981 Острогорський Г. Icmopiя Bisahmii. – Льbib, 2002. – С. 44–45, 81; Шевченко I. Peлiriйhi micii очима Biзahmii//Записки наукового товариства im. Т. Шевченка. – Льbib, 1991. – Т.222: Npaцi icmopuko-фiлocoфcьkoi cekцii. – С. 19//Даркевич В.П. Византия и Восток//СА, –1991.– С. 71; Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли из варвара сделать христианина? – М., 2003. 1982 Житие Константина Философа (текст, комментарии)//Сказание о начале славянской письменности. – М., 1981. – Гл. 12. С. 85–86,122–123, комм. 4. В такую же глубокую древность уходили некоторые элементы ритуального народного обряда (использование челюстей мелкого рогатого скота, отполированных кабаньих клыков, петушиных шпор), связанные происхождением с культом Великой богини плодородия и своеобразной местной культурной средой горного и южнобережного Крыма, которые демонстрируют многолетние раскопки святилища у перевала Гурзуфское Седло, несмотря на то, что в средневековье здесь функционировали уже не языческие, а разновременные христианские культовые сооружения, храмы, числом не менее трех (см.: Новиченкова Н.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые историки ставят под вопрос участие в соборных деяниях святителей Николая Мирликийского и Спиридона Тримифунтского, о чем известно из их житий, на том основании, что их имен нет в сочинениях современников Собора и хроно­логически ближайших к нему авторов позднейшей эпохи. Так, В. В. Болотов заметил, что «ни один из историков, ни одно из ска­заний о Никейском соборе, хотя с слабою претензиею на древ­ность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мир Ликийских» 75 , но, поскольку в таких признавае­мых наиболее достоверными документах упоминаются имена лишь нескольких соборных отцов, едва ли стоит всерьез прини­мать подобный аргумент и не доверять церковному преданию. Среди участников Собора были и епископы, возглавлявшие христианские общины за пределами империи: «Один перс – Иоанн и один епископ готский – Феофил; Симеон, епископ Селевкии-Ктесифона, отправил на собор нескольких пресвите­ров (в их числе Шах-дуста (Садофа), впоследствии мученик)» 76 . На Собор съехались исповедники, пострадавшие в гоне­ния Диоклетиана, Галерия и Лициния, многие со следами ран и увечий, нанесенных пытками. По словам блаженного Феодорита Кирского , «Павел, епископ Неокесарии – крепости, лежа­щей на берегах Евфрата, испытал на себе жестокость Ликиния: у него обе руки находились в расслаблении от того, что их обжи­гали раскаленным железом, которое стянуло и лишило жизни нервы, дающие членам движение. У иных был выколот правый глаз, у других подсечено правое колено. В числе последних нахо­дился Пафнутий Египетский» 77 . По богословским воззрениям участников Собора можно раз­делить на несколько групп. Одну из них составляли твердые при­верженцы Священного Предания и одновременно хорошо обра­зованные богословы, способные к аргументированной защите догмата о полноте Божества во Христе и о совечности Сына Божия Отцу; к их числу принадлежали святители Александр Алексан­дрийский, Евстафий Антиохийский , Осия Кордубский. Одним из самых искусных апологетов православного догмата был бли­жайший помощник предстоятеля Александрийской Церкви свя­той Афанасий, приехавший в Никею в диаконском сане. В Собо­ре участвовали пламенные ревнители Священного Предания, при этом не обладавшие основательным образованием, и в этом смысле скорее простецы, чем ученые богословы, такие, как свя­тители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

    Священномученик Мартин, папа Римский († 655, память 14 апреля) – в 653 г. сослан в Херсонес Таврический, где и скончался.     Поп. Максим Исповедник († 662, память 21 января) – сослан в Мингрелию, где и скончался; погребен в монастыре святого Арония.     VIII век     Святитель Стефан, архиепископ Сурожский († ок. 750, память 15 декабря).     Святитель Иоанн, епископ Готский († 790, память 19 мая).     IX век     Святитель Георгий, митрополит Митиленский, исповедник († после 820, память 7 апреля) – в 815 г. был сослан в Херсонес Таврический, где и скончался.     Преподобный Иосиф песнописец († 883, память 4 апреля) – в 831—842 гг. был в ссылке в Херсонесе Таврическом. VIII в. Инкерманский монастырь VIII в. Бахчисарайский мужской монастырь в честь Успения Божией Матери VIII в. Монастырь Шулдан VIII в. Монастырь Чилтера VII в. Монастырь Чилтер-Коба VIII в. Монастырь Тепе-Кермен VIII в. Монастырь Барабан-Коя VIII в. Монастырь Табана-Дере VIII в. Монастырь Качи-Кальон VIII в. Монастырь Эски-Кермен 891 г. Балаклавский Таврический мужской монастырь в честь св. великомученика Георгия Победоносца     Хронологический список константинопольских патриархов, византийских императоров и основных событий, имеющих отношение к истории русской православной церкви (1-Х ВВ.) 30 — Крестная смерть, Воскресение и Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. — Сошествие Святого Духа на апостолов. Первая проповедь апостолов и распространение христианства. Начало благовестия апостола Андрея. 36 — Апостол Андрей Первозванный рукоположил первого еп. селения Византия святителя Стахия. 36—37 — Святитель Стахий, первый еп. Византийский. 53 — Онисим, еп. Византийский. 62 — Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного в г. Патры. 70 — Поликарп, еп. Византийский. 8486 — Плутарх, еп. Византийский. 9395 — Седекий, еп. Византийский. 98 — Изгнание по указу имп. Траяна святителя Климента, папы Римского, в ссылку в Крым. ок. 100 — Мученическая кончина святителя Климента, папы Римского, в Херсонесе Таврическом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Видно, что по разрушении великого союза племен готских к концу III века, отдаленные Крымские Готы, цивилизовавшись посредством христианства, жили в мире с Римлянами. Кто был епископом Крымских Готов после удаления Улфилы к берегам Дуная, не известно; но св. Иоанн Златоуст посылал туда учителей и проповедников 9 , а когда отправлялся в Кукуз, назначенный ему местом ссылки в 404 году, то на пути (из Никеи) готский диакон Модуарий вручил ему письмо своего короля 10 , которым он нзвещал о смерти поставленного им (Златоустом) епископа Унилы и просил о назначении ему преемника. Златоуст, опасаясь, чтоб его преемник в Константинополе, Арсакий, не сделал недостойного выбора, просил знатную и влиятельную диакониссу Олимпиаду замедлить ход этого дела. Она задержала у себя посла королевского на целую зиму под предлогом, что в это время нельзя ему отправиться в Босфор в Готию. Позже Златоуст с тою же целью обращался к диакону Феодулу; ибо надеялся на собственное возвращение в Константинополь. Затем он благодарил готских монахов за их благовременные сообщения и осторожность, чем предупрежден раскол в готской церкви, и утешал их за преследования, кои терпели они от Арсакия за приверженность к ереси 11 . Затем, мы не имеем сведений о Готах до 21 года царствования императора Юстиниана I , или до 548 года no Р. Хр. В этом году, услышав, что император выслал в недавно обращенную Абхазию епископа, они отправили и от себя четырех послов с просьбою дать им епископа на место умершего. Император исполнил их просьбу, и вместе с тем, обратив внимание на этот дотоле почти неизвестный и независимый от империи 12 угол, поставил сильный гарнизон в недавно отнятом у Гунновъ и укрепленном городе Воспор, а страну Дори (по готскому выговору то же, что Таврия), населенную Готами, оградил длинными стенами и башнями в гор горных ущельях, чрез кои можно было к ним проникнуть 13 . Эта страна, именовавшаяся Готией, простиралась верст на двести по берегам моря от Балаклавы до Судака и немного 14 дальше к востоку, а внутри полуострова ограничивалась Чатырдагом и другими горами, окаймляющими южные берега Тавриды. На пятом-шестом (Трульском) соборе епископ Херсонский подписался: (πσκοπος Χερσνος τς Δραντος), то есть, в стране Дори, потому что готские заселения действительно граничили с землями этой республики; значит, он назвал себя епископом Херсона Таврического.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

1999. – С. 104), слово кандофор могло означать «кандилоносец», служка в церкви. Но в сочетании с фемой наиболее подходит предложение читать kontophoros – «копьеносный. То же самое слово оказывается в новелле Иоанна Цимисхия (972–975) в значении «копьеносец» (ei tis ek ton stratioton droungarios eite kandophoros eite komes...) (Novellae constitutiones imperatorum post Iustinianum, quae supersunt//lus graeco-romanum/Ed. C. E. Zachariae a Lingenthal. – Lipsiae,1857. – Vol. 3. – P. 302). Kandophoros то же, что и kon dophoros; следовательно – «копьеносец». Отсюда же новогреч. kondare=kontarion. Впрочем, В. Г. Васильевский отметил, что данное предложение должно быть признано только удачным объяснением, а вовсе не необходимым исправлением текста. Х.-Ф. Байер, со ссылкой на Густава Карлсона, утверждает, что «дед прославляемого был кавалеристом в Малой Азии» (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 47, прим. 121). В. Н. Даниленко, предложивший иное истолкование, явно путает деда Иоанна с его отцом Львом: последний действительно мог родится в юго-восточном Причерноморье еще до переселения «кандофора» в Таврику, но приписывать ему занятие «довольно заметного поста в церковной иерархии области Армениаков» нет основания (ср.: Иоанн Готский//Греки в истории Крыма. Краткий биографический справочник. – Симферополь, 2000. – С. 158). 511 В греческом тексте – to themati ton Armeniakon. Фема Армениаки, одна из важнейших военных и территориально-административных областей на северо-востоке Малой Азии, была образована, очевидно, при василевсе Ираклии (610–641) или в 667 г. из так называемой Третьей Каппадокии, прилегавшей к морю, и, согласно составленному в 933–944 гг. трактату «О фемах» Константина Багрянородного, включала семь городов: Амасию, Ивору, Залих, Андрапу, Амине (Амис), Неокесарию и Синопу (Consmanminus Porphyrogenitus de Thematibus et de Administrando imperio accedit Hieroclis Synecdemus/Rec. I. Bekkerus. – Bonnae, 1840. – P. 17–21; Ostrogorsky G. Sur la date de la composition du Livre des themes et sur l’epoque de la constitution des premiers themes d ’Asie Mineure//Byzantion. – 1953. – T.23. – Fasc.l. – P. 30–60). Свое название получила из-за соседства с Арменией. Хотя здесь город Полемоний не упомянут, нет сомнений, что его территория входила в фему Армениаков, а так как до сих пор существуют его остатки в местечке Поламана, то и сам город все еще был на лицо в византийские времена. Во всяком случае, епископ Полемония (tou Polemoniou) подписывался в 787 г. под актами Вселенского синода в Никее. Можно предположить, что именно город, а не вся провинция

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Паломничать по Крыму летом очень трудно. Дело не только в климате и рельефе: понятно, что несладко бывает забираться в горы по солнцепеку. Сама природа — буйно-цветущая, роскошная — поддерживает тот дух расслабления, который обрушивается мощным потоком: почти постоянно ты находишься в толпе, в гуще людей, которые отдыхают «бессмысленно и беспощадно». Не всегда получается вырваться из суеты даже возле крымских святынь — многие из них входят в «обязательную программу» для скучающих туристов. У Крыма есть внутренний облик, сокровенная сущность, и как отличается это внутреннее от того, что мы видим! На поверхности — обманчивое обещание «вечного праздника». На глубине — двадцать веков христианства, драматическая история, воинский героизм, христианское долготерпение, людские судьбы — жизнь, смерть... Южный берег Крыма, шоссе — между скалами и морем. Радость — смотреть вокруг, радость — дышать… Экскурсовод едва успевает указывать на гору, склон, камень, участок берега: чуть ли не каждый метр — это особая страница истории, следы древней культуры: тавры, киммерийцы, хазары, скифы, греки, турки, генуэзцы… Оставив надежду что-либо твердо запомнить, проникаешься ощущением, что здесь как-то по-особому сконцентрировано время: крымская земля — совсем небольшая территория суши, на которой, как кажется, толпятся, тесня и толкая друг друга, века и тысячелетья... Вот знаменитая Медведь-гора — Аю-Даг, у подножия которой расположен Артек. Кто же с детства не знает, что гора получила свое название потому, что очень похожа на медведя? Но все не так просто. Ее настоящее название — Святая гора (от греч. για[айя] — святая). На склонах этой горы археологи обнаружили несколько десятков(!) фундаментов раннехристианских храмов и монастыря святых апостолов Петра и Павла, который основал древний святитель — Иоанн, епископ Готский (ок. † 791). Слово «святой» (γιος) сохранилось в топонимике множества крымских местечек: горы Ай-Петри (святой Петр), Ай-Никола (святой Николай), мыс Ай-Тодор (святой Феодор) получили свои названия благодаря существовавшим здесь когда-то греческим храмам и обителям. Во имя святого князя Владимира…

http://pravoslavie.ru/55294.html

Святитель Готский Иоанн вынужден был принимать епископство… от грузинских митрополитов Крым был захвачен и разграблен турками спустя 22 года после падения Константинополя. И православная жизнь здесь, будучи лишена реального окормления от матери-Церкви, всё более приходила в упадок, так что к концу XVIII века иноверец крымский хан Шагин-Герей был вынужден озаботиться наведением элементарного порядка на территории главного крымского монастыря – Свято-Успенской обители, которая попросту превратилась в мусорную свалку. Фактически Россия унаследовала от разгромленной Византии и падшей Патриархии не монастыри в привычном понимании этого слова, а голые скалы, пещеры с остатками росписей и несколько чудом сохранившихся артефактов, которые сейчас можно буквально пересчитать по пальцам. К моменту присоединения Крыма к России из пяти епархий Константинопольского Патриархата тут оставалась действующей только одна – Готская. К слову, если Константинопольский патриарх в этот период хотел поставить в Крым митрополита, он предварительно подавал «к высочайшим стопам» султана прошение и должен был «внести денежку» в казну Блистательной Порты. И только после этого султан утверждал (или отвергал) ту или иную кандидатуру. Таково было реальное положение Вселенского патриарха. Вообще о положении христиан на полуострове в то время свидетельствует автор научной статьи «Готская епархия в Крыму» архимандрит Арсений (Иващенко): «Ослабление христианства и упадок его, начавшись задолго до покорения Крыма турками, неудержимо шли в возрастающей степени. Тягостные подати и налоги, беззащитность перед своеволием, нападениями и грабежами со стороны господствующего народонаселения почти уравнивали положение христиан с положением скотов. О защите со стороны своего церковного правительства не могло быть и речи: оно само было беззащитно» . Лишенные реального окормления и поддержки, православные Крыма постепенно утрачивали свой язык, культуру и веру, всё более ассимилируясь с мусульманским населением. Последний греческий митрополит Игнатий даже вынужден был произносить свои проповеди на татарском. Но ключевой для нас момент заключается в событиях 1778 года, когда последний греческий митрополит Игнатий вместе с православными греками был под покровительством войск Суворова выведен за пределы Крыма.

http://pravoslavie.ru/118666.html

263 Так как Евсевий ниже говорит отдельно об Иоанне Персидском и представителях Симеона Ктесифонского, то скорее всего, здесь он имеет в виду Иакова Нисибийского (Нисибис — столица провинции Месопотамия). 264 Имеется в виду Иоанн Персидский, кроме того, на соборе присутствовали пресвитеры, представляющие Симеона Ктесифонского. 265 Скорее всего, имеется в виду Феофил Готский. 266 Скорее всего, Евсевий имеет в виду не диоцез Понт, а провинцию на северном побережье Малой Азии (главные города — Неокесария, Трапезунд), тогда речь идет о Павле Неокесарийском и Спиридоне Тримифунтском. 267 В северо-западной части Малой Азии было две провинции (I и II) Галатия. Возможно также, что Евсевий имеет в виду Никасия Дижонского, который прибыл из Галлии, которую греки также часто называли Галатией. 268 Памфилия — провинция на юго-восточном побережье Малой Азии, столицей которой были знаменитые своим епископом св. Николаем Мирры Ликийские. 269 Каппадокия (I и II) — провинции в центральной части Малой Азии. На Соборе были епископы из обоих этих провинций — Леонтий Кесарио-каппадокийский и Евпсихий Тианский. 270 Скорее всего, имеется в виду не часть света и не диоцез Азия, а провинция на западном побережье Малой Азии, из которой был Менофант Эфесский, осужденный Собором как арианин. 271 Фригия и Фригия II — провинции в западной части Малой Азии, в данном случае, видимо, имеется в виду просто Фригия, из которой прибыл на Собор Нунехий Лаодикийский. 272 Из диоцеза Фракия (провинция Мизия Нижняя) на Собор прибыл Пист Маркианопольский. 273 Речь идет не о диоцезе Македония, а о провинции с этим названием, так как дальше Евсевий перечисляет провинции этого диоцеза. Из этой провинции на Собор прибыл Александр Фессалоникский (Македония I). 274 Имеется в виду не народ, а жители провинции Ахайя, включающую в себя Пелопонесс, Аттику, Беотию и Фокиду — всю материковую часть классической Греции. 275 Старый и Новый Эпир — провинции на западном побережье Балканского полуострова. 276 Любопытно, что Евсевий при перечислении прибывших на собор епископов, следует порядку провинций по диоцезам. Понт, Галатия, Каппадокия — это почти все провинции диоцеза Понт, не хватает только Армении и Пафлагонии. Азия, Фригия, Памфилия — основные провинции диоцеза Азия. «Даже» по отношению к встрече македонцев и фракийцев, которые жили в почти соседних провинциях, кажется, можно объяснить, если мы предположим, что Евсевий следовал не географическому, а административному порядку — тогда он имеет в виду жителей из разных диоцезов и даже из разных префектур.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @10764@ Подпись к иллюстрации: Прп. Иоанн Готский Размер файла: 22.99 Кб Кто разместил: Меломан280889 Дата размещения 31.05.2014 22:25:21 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/10764.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010