См.: облатка. Готия (Готфика) – название местности, лежавшей к северу и востоку от византийского Херсона и охватывавшей в раннее средневековье значительную часть юго-западного, горного и, возможно, южного Крыма. Центром ее являлось укрепленное городище Дорос (Дарас), называемое в византийских исторических источниках термином кастрон или фрура. Большинство исследователей отождествляет его с Мангупом (в 50 км от Херсона), хотя есть мнение, что оно могло находится на Эски-Кермене и даже в Инкермане. Имеются основания полагать, что в VIII-IX вв. византийцы отождествляли территорию Г. с так называемыми «климата». В церковной же литературе использовался термин «Готия», «Готфия». Вероятно, это было связано с образованием на крымской земле во второй половине VIII – начале IX вв. Готской епархии (см.: Иоанн Готский). В 70-е гг Х в. Г. входила в фему Херсон и управлялась турмархом. В XIII в. эти земли подчинялись правительству греческой Трапезундской империи с центром в портовом Трапезунде (см: Великие Комнины). В XIII-XV вв. источники отмечают в Крыму, наряду с Аланией, и Г. Ряд генуэзских источников конца XIV – первой половины XV вв. отождествляют Г. с христианским княжеством (греческим деспотатом) Феодоро с центром на Мангупе – городе-крепости феодоритов. Гото-аланы – средневековое население предгорного Крыма. Его основу составляли племена готов и алан. Современные исследователи используют этот термин для этнической характеристики раннесредневековых жителей Таврики. В исторических источниках данный этноним появляется в XIV в. (венецианский путешественник Иософат Барбаро). Авторы XIV – XV вв. выделяют в юго-западной части полуострова две этнические области – Готию с центром на Мангупе и Аланию с центром на Чуфут-Кале. Готы – племена германцев, родиной которых считается южное побережье Балтийского моря и район Нижней Вислы. В середине II в. они покинули северный регион Европы и вдоль рек Вислы и Припяти, по Днестру и Днепру двинулись в северное Причерноморье, где достигли берегов Крыма и Азовского моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9–31; Сидоренко В.А. К вопросу о Фуллах и Доросе//МАИЭТ. – (1994) 1995. – Вып. 4. – С. 585, Белый А.В. Вопрос о локализации Фуллвсвязи с неясным свидетельством Менандра//Проблемы археологии древнего и средневекового Крыма. – Симферополь, (1995) 1996. – С. 88–94; Белый A.B., Душевский В.П., Мажуко A.C. Девичья крепость. – Симферополь, 1999. – С. 3; Дышкант Т. Где искать город Фуллы и фулльский народ//День. – 2000. – 28 октября Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 63–65, Майко В.В. О локализации Фулл и Фулльской епархии в рапнесредневековой Таврике//Православные древности Таврики. – К., 2002. – С. 133–145; Майко В.В. Средневековое городище на холме Тепсень в Юго-Восточном Крыму. – К., 2004. – С. 12–24; Новиченков В.И., Новиченкова Н.Г. Об исторической топографии «готской земли» в Крыму//Восток-Запад: межконфессиональный диалог. – Севастополь, 2003. – С. 39; Науменко В.Е. К вопросу о характере византийско-хазарских отношений... – С. 352; Герцен А.Г. Хазары. – С. 103–104; Сорочан С.Б. «Зачарованный клад»: Еще раз о локализации Фул (Фулл)//АДСВ. – Екатеринбург, 2002. – Вып. 33. – С. 71–79). Дискуссии по этому поводу периодически вспыхивают и замирают, чтобы возобновиться с новой силой вновь. Пожалуй, чаще всего разгадку исторической головоломки увязывали с регионом южного берега Крыма, очевидно учитывая, что от Фул Иоанн Готский должен был пытаться бежать к морю, туда, где можно было найти корабль для переправы на побережье Малой Азии (см.: Бертье-Делагард A.A. Исследование некоторых недоуменных вопросов... – С. 66–67). Видимо, рядом с Доросом, где разыгрались основные события, он был перед этим схвачен. В верховьях балки Каралез (Сторожевой), южнее Мангупа, известны следы небольшого селения с остатками трехнефной базилики VII–IX вв. Его жители и могли стать теми, кто выдал преподобного, когда он находился в клисуре этой балки. Сравнительная близость поселения к Фулам, располагавшим тюрьмой, объясняет, почему пленник оказался именно в фульской филаке. Однако для того чтобы кратчайшим, а значит, и скорейшим путем попасть от окрестностей Мангупа к морю, следует двигаться на юго-запад, по хорошо известному пути в сторону Херсона – тому самому пути, которым в свое время воспользовался для бегства из Херсона Юстиниан II.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зимой 488–89 гг. началось народное движение среди готов. Военные люди пешком и на конях; дети, женщины и старики со всеми пожитками на возах – все эти толпы составляли громадную движущуюся массу народа. Путь шел через нынешнюю Болгарию к Срему. Здесь пытались загородить дорогу гепиды, вероятно по внушению Одоакра, но Феодорих нанес им страшное поражение, захватив их лагерь с большими запасами продовольствия. Дальнейший путь шел на Любляны и Аквилею. Одоакр, очень хорошо понимая, что Феодорих идет в Италию именем императора, ответил на открытый вызов тем, что провозгласил Цесарем своего сына 171 . О ходе военных столкновений между Феодорихом и Одоакром источники дают мало известий. Первое дело было 28 августа 489 г. в Северной Италии, оно окончилось в пользу Феодориха; через месяц готы стояли под Вероной, где Одоакр собрал свои силы, но и здесь перевес был на стороне Феодориха. В то время, как Одоакр заперся в тогдашней столице Равенне, вся Северная и Средняя Италия постепенно перешла на сторону Феодориха, которому итальянцы оказывали доверие как императорскому посланцу. Большим ударом для Одоакра, окончательно подорвавшим его положение, было то, что его главнокомандующий Туфа с частью войск перешел на сторону победителя. Был, однако, еще момент, когда измена Туфы Феодориху и переход его на сторону Одоакра вновь подняли значение Одоакра в Северной Италии, но в течение 490 г. Феодориху пришло подкрепление от вестготов, с которым он нанес Одоакру новое поражение при Адде и окружил его вновь в Равенне. Три года продолжалась осада этого важного и укрепленного города; лишь с помощью флота, отрезавшего Равенну от морских сношений и от подвоза съестных припасов, удалось, наконец, Феодориху принудить своего противника к сдаче. Равеннский епископ Иоанн вышел из осажденного города в лагерь готский и начал переговоры о сдаче города. Насчет условий сдачи имеются противоречивые известия: по одним – Одоакр выговорил себе право на одинаковую власть в Италии с Феодорихом, по другим – побежденному предоставлено было право жизни. Сын Одоакра Фела остался заложником у Феодориха. 5 марта 493 г. готы вступили во владение Равенной, через 10 дней Одоакр был убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Около 250-го года часть готов утвердилась в южной части Крыма; тогда как их соплеменники, жившие при устьях Днепра, Днестра и Дуная, предпринимали опустошительные набеги на греческие земли чрез Дарданелльский пролив, крымские готы опустошали северные берега Малой Азии, и в 267 году увели множество пленных из Галатии и Каппадокии. Эти пленные и сделались первыми проповедниками христианства в стране воспорской, между готами и древнейшими жителями. Частнейшие обстоятельства утверждения здесь веры совершенно неизвестны: но чрез 58 лет, т. е. в 325 году, готский епископ Феофил, подписался под актами первого вселенского собора Theophilus, Gotthiac metropolis – или по другому списку: De Gothis, Theophilus Bosporitanus, вместе с Домуом, епископом воспорским. Вероятно, понтийские епископы содействовали обращению воспорских язычников. Какое влияние на нравы обращенных имела св. вера, показывает св. Афанасий александрийский в слове «о воплощении Бога Слова» §§ 51 и 52: «варвары – скифы, эфиопы, персы, армяне, готы и др., которым врождена дикость нравов, которые, пока приносят жертвы идолам, всегда враждуют между собою и не умеют обойтись без оружия, едва познают Христа, тотчас обращаются от войны к земледелию и руки, привычные к оружию, простирают на молитву». Эти слова могут относиться только к крымским готам – «способным земледельцам», по отзыву Прокопия, писателя VI века. Соплеменники же их, готы придунайские, еще в 341 году, когда начал среди них действовать епископ Улфила, оставались язычниками и беспокойными соседями империи. И св. Кирилл иерусалимский , в своих огласительных словах, говоренных около 347 года, исчисляя варваров, имеющих православных епископов, священников, диаконов, монахов и монахинь, упоминает и о готах, разумея, конечно, крымских, потому что паства Улфилы держалась арианства. В западной части острова христианство утвердилось несколько позже, чем в восточной. Насадителями св. веры были тут благовестники – епископы, посланные на проповедь Евангелия Ермоном, епископом иерусалимским, в 310 году. Благовествовали они в Херсоне, и соседним скифам; из них св. Капитон около 324 года просветил всех жителей этого города. – И епископ херсонский, и епископ готский зависели от престола константинопольского; о епископе готов, Униле, говорит св. Иоанн Златоуст (в 14 письме к Олимпиаде), что он рукоположен им (может быть – около 398 г.); когда Унила умер около 405 г., то царь готский отправил к Златоусту монаха Модуария и просил другого епископа. Тоже повторилось и в 547 году, в царствование Юстиниана. – К сему же времени, вероятно, относится учреждение, кроме Херсонской и Готской, новых епархий: Воспорской, Сугдейской и Фульской. Стольным городом первой был Херсон, второй Дорос, третьей Воспор, четвертой Сугдея (н. Судак), пятой Фуллы. Но епархия Фульская потом соединена была с Сугдейской. Фуллы – нын. урочище Рускофил. §3. Крымские христиане VIII – XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Порфирий Эфесский, мученик из лицедеев (15 сентября), выступая перед Юлианом, кощунственно изображал на сцене Таинство Крещения и внезапно обратился, исповедал себя христианином и тут же после пыток был казнен (Эфес, 361 г.). В правление Юлиана Отступника пострадали также сщмч. Василий , пресв. Анкирский (22 марта), исповедница диаконисса Поплин Антиохийская (9 октября), мч. воин Максим Антиохийский (5 сентября), Вакх (6 мая), Иоанн Врач и Евул (6 марта), исповедники Евгений и Макарий (19 февр.), мч. Артемий Антиохийский (20 октября) и др. Преследовали христиан императошл-ариане Констанций II (337–361) и Валент (364–378), а также арианствуюшие готы 277 . Ревностный защитник Православия свт. Афанасий Александрийский (память 18 января) был гоним имп. Констанцием. В 370 г. при императоре Валенте. были потоплены в зажженном корабле св. мученики Урван , Феодор , Медимн и др. (около 70–80 человек) из церковного клира (память 5 и 29 сентября). В царствование этого императора пострадали от ариан свв. исповедники Эдесские (до 80 человек, память 25 сентября), в числе которых епископы Евлогий и Протоген . Среди готов христианство стало проповедоваться в начале IV века. Первый епископ готов – Улфил (возглавлял кафедру 40 лет, с 348 по 388 гг.). Он составил готскую азбуку и перевел Священное Писание на готский язык. Позднее, после 376 года, под влиянием императора Валента Улфил стал распространять среди готов арианство. В числе первых готских христиан, еще не зараженных арианством, – мч. Савва Готский , благочестивый мирянин, после продолжительных истязаний утопленный в реке своими единоплеменниками – язычниками ок.372 (память 15 апреля). В царствование арианина Валента около 375 г. пострадали 26 готских мучеников , в числе которых княгиня Гаафа (она была побита камнями) и княжна Дуклида . Память готских мучеников 26 марта. В 586 г. по приказанию короля вестготов арианина Леовигильда был казнен его сын, царевич готский мч. Ерминингельд (память 1 ноября). Персидские и аравийские мученики IV–VI веков

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По-видимому, контакты с хазарами далеко не всегда проходили безболезненно для населения юж. К. Крупнейший известный конфликт между византийцами и хазарами в К. произошел ок. 787 г., когда против хазар подняло восстание христ. (в основном готско-греч.) население страны Дори (Готии). Наряду с местными архонтами одним из лидеров восстания был еп. Иоанн Готский , как указывает его Житие. В ходе восстания жители изгнали из Дороса (Мангупа) хазар. гарнизон, но затем не смогли справиться с большими силами, присланными каганом. 17 чел. из числа предводителей восстания были казнены. Еп. Иоанн Готский оказался в плену у хазар, но сумел бежать и переправился через море из К. в Амастриду (ныне Амасра, Турция). Доминирование хазар в юж. К., возможно, завершилось к 30-м гг. IX в., когда визант. и гот. регионы юж. К. были объединены в военно-адм. округ - фему Климаты, которая к сер. IX в. была переименована в Херсон. Согласно спискам (нотициям) епархий К-польского Патриархата (Notitiae episcopatuum), в кон. VII-X в. кафедры Херсона и Боспора в ранге автокефальных архиепископий входили в состав митрополии Зихия . Ее центр был в Никопсии, а территория охватывала К. и сев.-вост. побережье Чёрного м. ( Darrouz è s. Notitiae. P. 206, 232, 250, 266, 293; Гадло. 1991. C. 98-106). Это положение отражает стремление Византии объединить наиболее авторитетные кафедры сев.-вост. Причерноморья в единую церковно-адм. орг-цию. В Херсоне найдены печати епископов VII в. Стефана и Диогена (?) и VIII в. Захарии ( Соколова. 1991. С. 208, 31, 32; Алексеенко. 1996. С. 161). Вероятно, в 1-й пол. VIII в. возникла епархия Сугдея (Сурож, Солдайя, ныне Судак). Традиционно считается, что она была основана при К-польском патриархе свт. Германе I (715-730). Основой для этого мнения послужило упоминание в Житии свт. Стефана Сурожского (X в.) о том, что свт. Стефан сменил на кафедре Сугдеи умершего епископа, к-рого церковнослав. версия Жития также называет Стефаном. Согласно преобладающей т. зр., рукоположение Стефана было совершено между 766 и 787 гг.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Первые раскопки провел Н.И. Репников в 1905-1907 годах. Базилика оказалась крупным сооружением длиной 19,5 м и шириной 14,5 м со стенами толщиной 0,9-1,0 м, с трех сторон окружённым галереей. Храм таких размеров вмещал 100-120 человек. Фундамент выложен из тёсаных блоков мшанкового известняка, добытых в каменоломне в устье реки Черной у окраины нынешнего Севастополя. Кстати, Партенитская базилика — единственный храм на Южном берегу, в строительстве которого использован этот интересный камень. Средний неф отделен от боковых рядами из пяти квадратных столбов из великолепно отёсанного известняка. Крыша базилики была покрыта черепицей. Мозаичный пол базилики, по словам очевидцев раскопок, был оригинальным и привлекательным. Он выложен квадратными и ромбическими плитками отлично обожженной красной и желтой черепицы, зеленовато-бурого песчаника, голубовато-серого мрамора, какого-то светлого природного материала, принятого Н.И. Репниковым за полевой шпат. Сложная композиция мозаики основана на чередовании плиток в ряду: в обычном и косом шахматном порядке, в «ёлочку» и другими способами. Особенно красива вымостка юго-восточного нефа из больших квадратных плит «полевого шпата», оттененных по краям каймой из квадратов красной и желтой черепицы размером 8х8х3 см. Длина квадратов вместе с каймой 65 см. Византийская архитектура Партенитской базилики упрощена. Классические легкие круглые колонны заменены массивными квадратными, дробящими внутреннее пространство храма. В Партенитской базилике по сравнению с классической византийской архитектурой V-VI веков явно выражено стремление к архитектурному аскетизму. В 787 году после подавления антихазарского восстания, вождем которого был епископ Иоанн Готский (его резиденцией был укрепленный монастырь на Аю-Даге), поселения, храмы и церкви Таврики были разгромлены и среди них Партенитская базилика. Понадобилось более шести столетий, чтобы восстановить базилику. В начале XV века на древний фундамент нарастили стены. Они, сложены из блоков различных горных пород, аккуратно подогнанных друг к другу и связанных известковым раствором иного качества. В центральном нефе проходила религиозная служба, боковые нефы и галерея стали хозяйственными и жилыми помещениями. Любопытно лаконичное сообщение Н.И. Репникова о том, что в стене южного нефа обнаружена мраморная гробница с дном, выложенным красной черепицей. Гробница оказалась пустой, без костей и каких-либо предметов. Возможно, что в ней был захоронен Иоанн Готский, умерший в Амастриде в Малой Азии, а затем перезахороненный в Партените. Но не исключено, что это был кенотаф (символическое погребение человека, умершего на чужбине).

http://sobory.ru/article/?object=38957

Многие прибыли с намерением обратиться к императору как помощнику в разрешении их личных споров, но император велел сжечь все их ходатайства непрочитанными и только призвал враждующие стороны к примирению и согласию. Общее количество собравшихся епископов было не более трехсот восемнадцати 1319 , то есть примерно одна шестая всех епископов империи, которых было не менее тысячи восьмисот (тысяча в греческих провинциях, восемьсот в латинских), и вполовину меньше, чем участвовало в Халкидонском соборе. Вместе с пресвитерами, диаконами и другими участниками их, вероятно, было от полутора до двух тысяч. Была представлена большая часть восточных провинций, тогда как от Латинской церкви прибыло только семь делегатов: Осий из Кордовы – от Испании, Никасий из Дижона – от Франции, Цецилиан из Карфагена – от Северной Африки, Домн из Стридона – от Паннонии, Евсторгий из Милана и Марк из Калабрии – от Италии, пресвитеры Виктор, или Вит, и Викентий – от Рима, как представители пожилого папы Сильвестра I. Присутствовали также персидский епископ Иоанн и готский епископ Феофил, предшественник и учитель Ульфилы, переведшего Библию на готский. Вероятно, формальные заседания, которым предшествовали предварительные споры между ортодоксами, арианами и философами, начались около Пятидесятницы или после прибытия императора 14 июня. Завершились они 25 июля, в годовщину восшествия Константина на престол, но участники не покидали город до 25 августа 1320 . Похоже, что проводились они то в церкви или в каком-то общественном здании, то в доме императора. Формальное открытие собора сопровождалось торжественным выходом императора, который Евсевий, льстя ему, описывает так 1321 : «Когда все епископы вошли в центральное здание царского дворца, по бокам которого приготовили очень много мест, каждый занял свое место в подобающем смирении и молча ждал прибытия императора. Придворные вошли друг за другом, но только те, которые исповедовали веру во Христа. О приближении императора возвестил назначенный сигнал, все поднялись со своих мест, и император явился, как небесный вестник Бога 1322 , покрытый золотом и драгоценными камнями, славный видом, очень высокий и стройный, полный красоты, силы и величия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

С 669 года большая часть Крыма покорена была хазарами – язычниками; около 800 года каган хазарский с частью народа принял веру еврейскую. Понятно, что при господстве язычества, а еще более иудейства, положение христиан не могло быть цветущим; так и говорится об этом в сказании о путешествии св. Кирилла и Мефодия к Хазарам, а равно это же видно и из известия XI в. о страдании св. Евстратия печерского. Из пастырей церкви того времени особенно известен св. Иоанн, епископ готский. Жил он в 8-м веке. Когда в 754 году Иоанн, еп. готский, из угождения Константину Копрониму, подписал определения иконоборческого собора и за то был перемещен на почетнейшую кафедру, на митрополию ираклийскую, то готские христиане избрали сего Иоанна на место отступника и отправили для посвящения в Грузию, к православному митрополиту. Около 780 года приходил он в Царьград и беседовал с императрицею Ириною о правой вере, и, по возвращении, испытал неприятности. Главный город его епархии, Дори, был занят хазарским гарнизоном; жители, убежденные Иоанном, выгнали хазар. Но каган вновь овладел городом и многих казнил; Иоанн бежал за море и скончался в Амастриде, может быть около 785 года. Мощи его перенесены были в Крым и положены в монастыре Παρϑενν; думают, что это нынешний монастырь св. Георгия, близ Балаклавы. – Преемником св. Иоанну был еп. Никита, вместо которого па VII всел. соборе (787 г.) подписался Кирилл монах. Современником Иоанна был другой знаменитый святитель и исповедник, св. Стефан, епископ сурожский (сугдейский), много потерпевший от иконоборцев за правоту своей веры. Епархия сугдейская заключала в себе, кроме торговой Сугдеи, еще восемнадцать или девятнадцать сел. О епархии Воспорской следует заметить, что с 965 года, когда русские утвердились в Таматархе (Тмутаракани), она состояла в ближайших связях с христианами русскими. К концу XI в. Воспор-Киммерийский становится известным под именем Корчева. В 1016 году и те части Тавриды, которые принадлежали хазарам, возвратилисьподвласть греков. Последний каган, Георгий Цул, взятый в плен греческим военачальником, умер в Константинополе; он был христианин; вероятно, и большая часть подданных – хазар исповедовала тогда христианскуюверу. §4. Состояние крымских христиан в XI – XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

582 В. Г. Васильевский подчеркнул, что судьба кира Готфии (об остальных «архуси» агиограф в этот раз почему-то умолчал) зависела от милости хагана, что он властен был пощадить или наказать его. «Готский повелитель» был подчинен хагану. Поэтому «Готский Иоанн стал во главе заговора, имевшего целью политическую и народную свободу Готов, освобождение их от ига азиатских пришельцев» (Житие Иоанна Готского. – С. 419). Если это так, тогда как понять слова агиографа, объяснявшего выступление Иоанна с ближайшими подвижниками как превентивный, опережающий удар по хазарам («чтобы не повелевали, не подчинили себе»)? Удайся замысел в полной мере, выбор у жителей Готфии оказался бы невелик: окончательный развал кондоминиума, признание односторонней верховной власти Византии и, как следствие, война с хазарами, а, может быть, и гражданская война (подр. см.: Сорочан С. Б. «Дело» епископа Иоанна Готского... – С. 77–98). Представить себе Юго-Западную Таврику полностью независимой, абсолютно свободной было бы полнейшей утопией, тем более в глазах такого ромейского верноподданного как Иоанн (достаточно вспомнить повеление – разрешение августы Ирины на его приезд в «царствующий град», см. гл.З). 583 ...семнадцать рабов – dekaepta de doulos. В этих «рабах» видели тех, кто во время Народного восстания выступил против некой «феодальной верхушки Готии», что, р азумеется, заидеологизированный абсурд (ср.: Бабенчиков В. П. Из истории Крымской Готии//ИГАИМК. – 1935. – Вып. 117. – С. 145–155). В данном случае агиограф прибег к термину «раб» (о doulos) не в его прямом, социальном смысле, а подразумевая «рабов Божьих», живые души. 584 Дословно – «хаган убил неповинных» (о chaganos ekourasen anaitious). Конъектура А. Ю. Виноградова («а 17 невинных человек хаган забрил в рабы») не соответствует переводам Никитского и Васильевского – «17 рабов ни в чем не повинных казнил» (ср.: Виноградов А. Ю., Комар А. В. Институт тудуна и хазары в Юго-Западном Крыму VIII – начала IX в. в контекстеновых данных эпиграфики//Сугдейский сборник. – К, Судак, 2006. – Вып. 2. – С. 49). Действительно, перевод этого места дает разночтения: «а также 17 рабов хаган остриг (убил) невинных». Дело в том, что kourao может означать и «срезать», и «убивать» (A Patristic Greek Lexikon/Ed. G.W.H. Lampe. – Oxford, 1961. – P. 732). П. Шантрэ тоже указывает для koura значения, связанные с действиями по рубке, резке, острижению (Chantraine P. Dictionnaire etymologique de la langue grecque. Histoire des morts. – Paris, 1970. – T. 2. – P. 537). Поэтому можно прочитать эту фразу и

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010