7); и еще о труженике подвижнейшем, которого бес совратил в иудейство чрез сновидения (гл. 8). Подобная же повесть предлагается в Прологе на 9-й (22) день января. Молодой подвижник своевольно поселился в горную пещеру, принимал откровения от беса и поверил ему, что будет взят на небо, и, конечно, погиб бы, если б не сохранила его благодать и не внушила, хотя не с истинным расположением, открыть о том игумену… Заключение Итак, нет несчастнее, нет ближе к погибели того человека, который не имеет для себя руководителя на пути Божием, особенно, кто едва только отстал от худого образа жизни. Все приведенные нами свидетельства отцов-подвижников с совершенною ясностью убеждают нас, что старческое руководство необходимо для неуклонного следования по пути к духовному совершенству. А потому мы убеждены, что для подъема и укрепления монашеской жизни там, где она поослабла, следует прежде всего насадить старчество – пусть даже против желания обитателей этих монастырей. Ибо пройдет немного времени, и подчинившие себя руководству старцев увидят и поймут, ощутят на себе самих великую от него пользу. Дай Бог, чтобы это желание наше исполнилось поскорее. 10 Такой прием из чужих монастырей допущен преподобным по снисхождению к особым обстоятельствам того времени. Вообще же принимать из других монастырей не следует, так как монашествующие должны пребывать согласно обету в тех местах, в которых отреклись от мира (смотри 4-е правило IV Вселенского Собора) 23 «Сынове твои, обнищавшии, седяще на край всякого исхода, яко свекла недоваренная, исполнены ярости Господни, разслаблени Господом Богом» 24 Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем. Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб 31 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах 32 Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной. 39 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно. то, чему оно научило вас, в том пребывайте Читать далее Источник: Настольная книга для монашествующих и мирян/Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - Псков : Псково-Печерский монастырь, 2021. - 304 с.Настольная книга для монашествующих и мирян/Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - Псков : Псково-Печерский монастырь, 2021. - 304 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. (1 Кор. 2: 4–5) архимандрит Иоанн (Крестьянкин) В 2006 году в день памяти Новомучеников и исповедников Российских после принятия Святых Таин мирно отошел ко Господу светильник Русской Православной Церкви архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . И в этом мы видим премудрое и всегда благовременное действие Промысла Божия, ибо отец Иоанн принадлежал к святому поколению новомучеников не только по физическому возрасту, но и духовно. В сосуд своего сердца он трепетно восприял, бережно сохранил в нем и примером своей жизни передал нам сокровище духовных традиций Святой Руси. Уже нет посреди нас всероссийского батюшки, но мы можем встретиться с ним через его письма. Письма архимандрита Иоанна, в отличие от его проповедей, обращены не ко всем, а к кому-либо из нас и являются личными ответами на личные вопросы, и поэтому их воздействие на душу оказывается особенно плодотворным. И если в проповеди иную мысль отец Иоанн излагает пространно, то в письмах он старается быть предельно кратким и ёмким, так как приходилось давать множество ответов на множество вопросов. И ответы отец Иоанн давал не от своего человеческого ума: каждый вопрос он молитвенно возносил к Господу и мудрый ответ получал и давал нам от Самого Господа. Отец Иоанн продолжает традицию духовного наставления письмами, которую установили, например, такие известные русские святые, как преподобные Макарий и Амвросий Оптинские, святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов). Но отцу Иоанну пришлось жить в иных исторических обстоятельствах и отвечать на вопросы, которых в царской России не существовало. И при чтении его писем нужно быть особо внимательным, ибо иногда в малых, немногих словах заключается великая духовная мудрость. Письма отца Иоанна являются редкой сокровищницей духовного рассуждения не только для тех, кому они лично адресованы, но и для всех нас. Ибо в письмах, как и в проповедях, мы живо ощущаем явление духа и силы, веры и правды, смирения и любви.

http://pravoslavie.ru/68171.html

Алексей, это ваше собственное учение, но не учение Церкви. Этого нет в Священном Писании и у Св отцов. Душа облечена плотью как одеждой, вот об этом говорит Св. Писание и Св. Отцы, именуя тело домом души, её одеянием. В Евангелии сказано: " Слово стало плотью " (Иоанн 1:14) - т. е. Господь облёкся ВО плоть, а не существовал где-то вне Своего тела, управляя им снаружи. Апостолы называют тело своим домом, хижиною и храминой, сравнивают его с одеянием [тело дом души, её одеяние]: " Доколе нахожусь [внутри, не снаружи] в этой телесной храмине " (2 Пет. 1:13-14), " Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина разрушится... Ибо находясь в этой хижине [внутри, не снаружи], воздыхаем под бременем, потому что не хотим СОвлечься [т. е. снять с себя, как снимают одежду] " (2 Кор. 5:1-4). Тело - это не только дом для души, но и храм Духа Святого: " Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога " (1Кор. 6:19). Тело есть и одежда, и орудие души: " Душа окружается и одевается членами тела " (прп. Макарий Великий); " Душа, находясь в теле, оживляет его " (свт. Василий Великий); " душа, сподобившаяся стать причастницей Божественной благодати, будучи сама освящена, освящает и все тело свое; потому что, будучи в союзе с телом, находясь ВО ВСЕХ его членах, сообщает им действие благодати Божией " , " Душа - сущность, отличная от тела, хотя находится в теле и теснейшим образом связана с ним. И обладая очень тонким материальным веществом (составной частью её), пропитывает и наполняет все мельчайшие частицы тела человека, и это дает ей возможность " командовать " телом, руководить действиями тела " (старец архим. Иоанн Крестьянкин). " Из Священного Писания мы знаем, что жизнь души нашей имеет три периода.1-й период - жизнь души В ТЕЛЕ человека. 2-й период - жизнь души, освободившейся от тела, начало вечной жизни. И, наконец, 3-й период - новая жизнь души в своем теле, в котором она находилась во время земной жизни " (старец архим. Иоанн Крестьянкин). 25.04.2017 - 02:32 Алексей, Св. Писании учит, :

http://radonezh.ru/analytics/zhizn-propo...

Он твердо сохранял христианское отношение ко всем, кто участвовал в его осуждении. Главное для него – остаться верным Христу не только в словесном исповедании веры, но и в устроении сердца. Не впустить в душу духа злобы, возмущения, вражды, обиды, не потерять мир и любовь ко всем, не воспротивиться изволению Божию, пославшему его на страдания и скорби. Для него стал безразличен внешний итог этой бесчинной провокации, важнее не потерпеть духовное поражение. Только об этом он просил и молился, предоставляя весь ход событий воле Божией. Живая вера, которой давно жил отец Иоанн, руководствовала его поступками. Слова Спасителя явились во всей своей силе и власти в период следствия. «..Поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф. 10:18–20 ). Мог ли сам отец Иоанн обдумывать каждое слово при допросах? В той обстановке, когда человека специально сбивают с толку словопрениями и угрозами, это практически невозможно. А все дальнейшие «показания» отца Иоанна внутренне абсолютно последовательны, непротиворечивы и являются его свидетельством о Христе, Которого он носил в своем сердце, за Которого он не отрекался пострадать и даже умереть. Он оставался совершенно непоколебим в духовном смысле. Все поздние, хоть и краткие рассказы отца Иоанна о периоде следствия безгласно высвечиваются и в протоколах. Он вспоминал о собрате, сраженном совестью до обморока, и о длительном отсутствии следователя, давшем ему возможность помолиться. В показаниях же свидетелей ясно просматривается, что следователь держит их на одном и очень коротком поводке. Им было поставлено несколько задач: Крестьянкин должен быть уличен в клевете на государственную систему через высказывания о гонении на Церковь , в измышлениях на советскую действительность, выражающихся в разговорах о падении морали и нравов, в разжигании религиозного фанатизма среди молодежи, и в подтверждение его опасности для строя должно засвидетельствовать его популярность среди верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

г) Елеосвящение (Соборование). Согласно определению, содержащемуся в «Пространном Православном Катехизисе», Таинство Соборования прямо нацелено на врачевание души и тела: «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» (Филарет Московский (Дроздов), свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О Елеосвящении). Таинство восходит к описанию действий апостолов: многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк. 6:13 ), а также к призыву апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14-15 ). Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советует собороваться всем, кто подвержен болезни. Соборным маслом можно помазываться и добавлять его в пищу: «Непременно пей по чайной ложке утром вместе с просфорой и святой водой» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Таинство Соборования). Существует ошибочное мнение — во многом под влиянием католической сакраментологии, — будто Соборование совершается в качестве «последнего помазания» над умирающим человеком. Святитель Афанасий (Сахаров) на основе исторических данных опровергает это заблуждение, сообщая, что Таинство Елеосвящения совершалось над всеми верующими — как больными, так и здоровыми — с первых веков существования христианства. Молитва болящего На необходимость и действенность молитвы об исцелении указывает Священное Писание: Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя ( Сир. 38:9 ). Содержанием молитвы должно быть в первую очередь благодарение Богу за болезнь с сознанием себя достойным болезни по своим грехам и с убежденностью в том, что болезнь послана для спасения души. Такая молитва, повторенная «десятки, сотни раз… убежденно, от всего сердца», приносит «облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение — признаки посещения благодатью Божией».

http://azbyka.ru/zdorovie/pochemu-ljudi-...

Почитаемый и хорошо известный православным людям недавно почивший насельник Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) предупреждал: «Отступление от Бога — вот причина всех бед и во все времена» (см. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Главное — быть с Богом. — М.: Благовест, 2009). Как правящий архиерей ты должен будешь неустанно проповедовать слово Евангельской истины, защищать Церковь и паству от волков, стремящихся расхитить и погубить словесных овец стада Христова, беречь богозаповеданное церковное единство, иметь попечение о клире, монашествующих и мирянах твоей епархии, являть личный пример жизни во всяком благочестии и чистоте (см. 1 Тим. 2:2). Нелегок сей путь, и ты принял дар и власть не для того, чтобы благодушествовать и почивать на лаврах, не для того, чтобы самодовольно думать о том, что жизнь удалась и церковная карьера состоялась, а для того, чтобы трудиться с еще большей ревностью, не жалея ни сил, ни времени, с готовностью душу свою положить за овцы , как о том говорится в Евангелии (см. Ин. 10:11). Посему со смирением и дерзновением, возложив упование на Господа и Его Пречистую Матерь, гряди к пастве своей с тем, чтобы усердно поработать на ниве Христовой. И если тебе спустя годы вдруг покажется, что ты преуспел в многоразличных трудах и есть чем гордиться, вспомни слова Спасителя, обращенные к Его ученикам, идущим на проповедь: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук. 17:10). Сегодня после рукоположения, стоя в алтаре на горнем месте, я и собратья-архиереи в соответствии с древней традицией приветствовали тебя словами «Христос посреде нас!» . Твой утвердительный ответ: «И есть и будет!»  — стал литургическим свидетельством присутствия Самого Господа вместе с нами. Памятуй о том, что только с Ним мы можем служить, творить и созидать. Он с нами, когда мы приносим Ему словесную сию и бескровную службу, и просим, и молим и умоляем (см. Последование Литургии), Он с нами, когда мы предстоим Престолу и возносим Святые Дары, Он с нами, когда мы совершаем добрые поступки, сочувствуем и сострадаем ближним, Он с нами, когда мы идем к нищим и убогим, обездоленным и отчаявшимся, нуждающимся в нашей помощи и человеческом участии. Своими делами яви окружающим милосердный лик Христа, и тысячи людей к тебе потянутся; ты обретешь их для жизни вечной в невечернем дне Царства Божия.

http://patriarchia.ru/db/text/3537518.ht...

Святитель Феофан Затворник Вы хорошо сделали, что положили относительно старшей дочери — быть покойною. Прибавьте — быть любящею, и являйте свою любовь. Будьте мать, а не командирша. И молитесь много о ней, со слезами. Если у вас ей нет отрады, где она найдет ее? И тогда что будет жизнь ее?! Святитель Феофан Затворник Детей отчуждение — дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки, то что дивного, что они отчуждаются от вас? Святитель Феофан Затворник Нам нельзя одним спасать душу свою. Часть в этом неотложную имеет и попечение о детях, ласки к ним, материнская нежность, безмолвное вразумление. Святитель Феофан Затворник Кто же воспитывает детей в таких семьях, где и отец и мать занимают важные общественные должности, с утра до ночи на работе и не имеют ни времени, ни сил, ни возможности заниматься детьми? В огромном большинстве случаев — никто. Хорошо, когда воспитательницей в доме бывает старая добрая няня. Но далеко не во всякой семье есть благочестивая старушка. А такая семья, в которой некому заниматься воспитанием детей, не составляет единого неразрывного духовного целого, отчего не может быть благополучия ни в обществе, ни в государстве. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Слава Богу за благополучное разрешение и за радость о рождении сына. А впереди — труды, тревоги, и только молитва и постоянное попечение о духовном состоянии сыночка с самых первых дней его бытия в мире даруют то, о чем вы меня просите. Воспитание сына — главное дело всей вашей жизни. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Дети — это ведь живые иконы, потрудитесь над ними, не исказите в них Божий образ своим невниманием и небрежением. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Мудрые мысли о разводе Что Бог сочетал, того человек да не раз лучает. Мк. 10: 9 Я говорю вам: кто разведется с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Мф. 5: 32

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

От преподобных Киево-Печерских Антония и Феодосия, преподобных Сергия, Серафима Саровского , Оптиной пустыни, основанной в 16 веке, и возрожденной в конце 18 столетия. Именно в Оптиной пустыни получает известность русское старчество – новое духовное явление, берущее начало во многих местах России. Старец – это духовное состояние человека. Старцы это те, которые водимы Духом Святым, которые действительно познали Сущего от начала. Старцы, это те, кто носит в себе Господа Любви и поступающие по Его любви ко всем людям. Этим талантом Господь обильно наделил отца Иоанна (Крестьянкина) . Батюшка искренне отверзал свое любящее сердце каждому человеку, нуждающемуся в его пастырской помощи и советах. Старческое служение отец Иоанн сравнивал с отцовством, считая, что призвание духовника – помочь человеку нравственно возродиться, раскрыть в себе образ Божий и указать ему путь к подобию Божию. Батюшка обладал прозорливостью и даром рассуждения, столь редким в наше время. Что отличает старцев от простых мирян, это то, что они всегда, несмотря на социальное положение человека, во главу угла ставили любовь к человеку, как творению Божию. Апостол Павел писал: «Если я говорю языками человеческими и Ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы ( 1Кор. 13:1–3 ). Мы должны понимать, что мы призваны создать мир и охватить его любовью, все дальше, оставляя свободу тем, которые не хотят быть наследниками Царствия Божия. Все охватить любовью мы не сможем, но тех немногих, кого мы любим: наших близких, дальних, наших друзей, соседей мы должны любить Его любовью. Истинные старцы были носителями истинной Христовой любви. Они всегда старались скрывать свои духовные дарования, никогда их не выставляли напоказ. Когда мы спросили у отца Иоанна (Крестьянкина) : Батюшка, Вы старец? Он ответил: «Я не старец, а старик». Благодать, которая наполняла старцев, не могла скрываться только в них, она расплескивалась, потому что переполняла их чашу души любовью на всех тех, которые соприкасались с ними в связи со своими нуждами и переживаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанн Колов однажды сказал своему брату: «Я решился не иметь никаких забот, как не имеют их Ангелы, которые ничего не работают, а непрестанно служат Богу» – и, скинув с себя одежду, пошел в пустыню. Прожив там одну неделю, возвратился к своему брату. Когда постучался в двери, брат узнал его, но, не отворяя дверей, спрашивает его: «Кто ты?» Он сказал: «Я Иоанн, брат твой». Брат отвечал ему: «Иоанн стал уже Ангелом, и его нет между людьми». Иоанн упрашивал его и говорил: «Это я». Но тот не отворял ему, а оставил его скорбеть до утра. После, отворив ему двери, сказал: «Ты человек, и тебе опять нужно работать, чтобы пропитать себя». Иоанн поклонился ему и сказал: «Прости меня». Достопамятные сказания… Древние египетские иноки, «чтобы не напал на них сон, совершая частые молитвы, вместе занимаются и рукоделием, так что у них не бывает ни минуты без дела и размышления. Ибо, равно упражняя телесные и духовные силы, они уравнивают выгоды внешнего человека с пользою внутреннего, страстным движениям сердца противопоставляют тяжесть рукоделия, как какой-нибудь твердый, непоколебимый якорь, которым можно бы удерживать рассеянность и блуждание сердца внутри кельи, как в безопасной пристани». Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Покой и беспечалие Слова Господа нашего Иисуса Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28–30 ). Никогда не попускал я себе повиноваться своему помыслу, не вопросив старца. И поверьте мне, братия, что я был в великом покое, в полном беспечалии, так что я даже скорбел об этом, ибо слышал, что «многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ); и, видя, что у меня нет никакой скорби, я боялся и был в великом недоумении, не зная причины такового спокойствия, пока старец не объяснил мне этого, сказав: «Не скорби, ибо каждый, предающий себя в послушание отцам, имеет сей покой и беспечалие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Трудно, а порой невозможно оценить роль батюшки в моей жизни, она просто неоценима. Благодаря его молитвам я живу, дышу и радуюсь, хотя жизнь на земле нашей трудна, скорбна и горька, ибо мир лежит во зле, лукавстве, но есть еще на ней такие люди, как отец Иоанн, которые молятся за весь мир. Благодаря им как-то держится мир на земле, и Господь Бог еще терпит нас грешных. Эти люди – соль земли, без них бы мир давно погиб. Миром правит Бог и только Бог и никто другой, – неустанно повторял отец Иоанн. – Трудно нам, но с Богом нам легко Батюшка Иоанн учил меня благодарить Господа не только за радости, но и скорби. Особенно, как говорят святые отцы, Бог любит, когда Его благодарят за скорби, ибо всё хорошее и плохое в нашей жизни от Него. «Миром правит Бог и только Бог и никто другой, – неустанно повторял отец Иоанн. – Трудно нам, но с Богом нам легко». «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 28–30). Батюшка был добрым, любящим всех людей священником, молитвенником. И я низко склоняю перед памятью о нем свою голову и выражаю ему сердечную благодарность за то, что он направил мою жизнь к Богу, учил, что ради Него надо жить. Жаль только, что мы, обладающие самостью, не всегда слушали его. А он был прав, когда давал нам советы, как правильно надо жить. Эту правду понимаешь не сразу, а со временем, но всё равно понимаешь. Но, несмотря на наши ошибки, батюшка продолжал любить людей. А еще меня всегда удивлял и до сих пор удивляет тот факт, что батюшка Иоанн не только одаривал людей подарками – их он часто называл «гостинцы», радуя при этом людей, – но и посылал им поздравления с Рождеством Христовым и Пасхой. Каждое его поздравление отличалось не только новизной по содержанию, то есть не повторяло предыдущее, но и глубиной, емкостью содержания, учило людей, как надо жить по Божьему Закону, и прославляло торжество праздника.

http://pravoslavie.ru/78860.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010