Л. Ильюнина Скачать epub pdf Часть 1 «Живое предание Церкви, святого Православия и смиренного иноческого жития», – так определяет значение старца Иоанна (Крестьянкина) для наших дней наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев). И далее делится своим сокровенным духовным опытом: «Думаю, что батюшку отца Иоанна можно сравнить с Апостолом Иоанном Богословом, его небесным покровителем, потому что он совершил апостольское служение в наше смутное время, проповедовал о любви Христовой и, как Апостол Павел, входил во все тонкости человеческой жизни и давал мудрые христианские советы. Также можно сказать и о том, что отец Иоанн является современным неложным толкователем Апокалипсиса. Прочитав письма батюшки к разным лицам и проповеди , можно убедиться в его рассудительности в толковании событий». Благословенное детство и юность Однажды отца Иоанна, уже восьмидесятилетнего старца, паломник-священник спросил: «Батюшка, отец Иоанн, скажите, почему у вас всегда +40?, видимо, гость имел в виду, образно говоря, энергичность отца Иоанна. Батюшка ответил: „Таким надо родиться“. А еще сказал: „Почему я летаю в 80 лет?“ И сам себе ответил: „Совесть у меня чиста“. А в день своего 90-летия старец сказал: „Я родился для того, чтобы быть тем, кто я есть“. „Таким надо родиться“ и „Совесть у меня чиста“ – эти слова можно поставить эпиграфом к рассказу о благословенном детстве отца Иоанна. Младенец Иоанн был последним восьмым ребенком немолодых родителей, орловских мещан Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных. Появился он на свет 29 марта (11 апреля по новому стилю) 1910 года. Господь призвал в Свои обители родного отца мальчика, когда ему было всего два года, но дал ему взамен драгоценных (так называл их сам батюшка) духовных наставников – орловских пастырей, старцев и стариц, которые с ранних лет научили его главному – чистоте совести. Потому уже на исходе дней, поражающий своим неизменно бодрым и радостным духом, он мог свидетельствовать: „Совесть у меня чиста“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): Наши проблемы начинаются с невежества (+аудио) Проповедь в неделю четвертую Великого поста, на память прп. Иоанна Лествичника 10 апреля, 2016 Проповедь в неделю четвертую Великого поста, на память прп. Иоанна Лествичника Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в неделю четвертую Великого поста, на память преподобного Иоанна Лествичника. — Приветствую вас нынешним воскресным днем, в который воспоминаются подвиги, труды преподобного и богоносного Иоанна Лествичника, или как еще строго по-славянски, писателя Лествицы. Вчера за вечерним богослужением и сегодня за божественной литургией мы молились этому преподобному и богоносному отцу нашему, чтобы он не только своими писаниями, но и своими молитвами помог нам, чего он достиг во время своей земной жизни, чтобы он нам помог тоже, как и всем, любящим Господа, стоять на Лествице нравственности. Но для того, чтобы этого достичь, надо помнить слова, которые сегодня вы слышали во время чтения святаго Евангелия, произнесенные самим Господом после своего славного преображения на горе Фаворской, нужно помнить слова эти, что сей род и эта высота духа только достигается постом и молитвой. Молитва без поста и пост без молитвы немыслимы, но сочетаются воедино. Как крыла или крылья у птицы, для того чтобы подняться в высоту воздушную, так и нам необходимо, чтобы нам подниматься в меру наших сил и возможностей по этой Лествице восхождения на нравственную высоту, то и другое. Для того чтобы нам избавиться от дурных помыслов, или как они еще именуются, смущающие помыслы, все без исключения всегда постоянно из глубины своей души говорят: «Как трудно нам вести борьбу с этими греховными навыками, которые не дают нам возможность возноситься на высоту нравственности». Чем же надо врачевать этот недуг? Молитвой. А чем надо врачевать наши телесные опыты и сласти? Надо их достигать умерщвлением своей плоти постом. Поэтому нам надо помнить об этих двух, помогающих нам в меру наших сил и возможностей или нашего духовного совершенствования, и в какой-то мере и степени доступны при наших человеческих немощах – возвышение на высоту нравственности молитвою и постом. Да поможет нам своими, еще раз повторяю, не только писаниями, но и молитвами, путем постепенного, последовательного восхождения достичь желаемого, чего жаждет дух каждого из нас.

http://pravmir.ru/arhimandrit-ioann-kres...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): Неизданные письма Спорить с Богом – дело опасное. В моей практике духовнической есть много примеров, когда дети, появившиеся в семьях, вопреки воле Божией, становились для родителей бичом на всю оставшуюся жизнь даже и до смерти преждевременной. 11 августа, 2009 Спорить с Богом – дело опасное. В моей практике духовнической есть много примеров, когда дети, появившиеся в семьях, вопреки воле Божией, становились для родителей бичом на всю оставшуюся жизнь даже и до смерти преждевременной. Дорогая Н. Д.! Вот это и есть крестный путь наш — болезни, скорбь души, и теснота, и тягота отовсюду. И нет, кажется, ни сочувствующего, ни сострадающего, а все только тяготу к тяготе прилагают нам. Но это-то и есть «друг друга тяготы носите»; и это-то и есть крестный путь  — спасительный. Да Вы все, дорогая моя, понимаете, но силы иссякают, а пополнить их может только Господь. Ведь, действительно, кажется, что весь мир восстал на Вас своими трудностями и недоброжелательством — и извне  — обстоятельства житейские, и изнутри — туга душевная о дочери, о маме, о себе, о крошке. Ведь и слезы-то об этом льются, даже если мы и не отдаем отчет, почему же они льются. Дорогая моя, и всем этим воспитывается в нас терпение, без которого ничего доброго быть не может, и еще смирение, которое одно и без всяких подвигов ходатайствует нам вечное спасение. Будем только молиться, чтобы Вы не изнемогли, а были близки к благодушию во всех обстоятельствах и в желании всей волей своей отдать себя Промыслу Божию о Вас. Не скорбите, что не можете приехать к нам. Вы уже у нас, мы уже говорим с Вами и молимся о большой, скорбящей (да скорбь ее в радость будет), болящей Н. и о малюсенькой, такой беззащитной и молитвами большой Н. пришедшей в мир с такими трудностями Н-ке, а ведь Вы уже и делите с ней, этой крохой, тяготы земной жизни, и Вам сейчас будет доставаться больше, чем ей; о Л-ке, дерзнувшей взять самодельный тяжелый крест и тоже бессознательно живущей маминой лишь молитвой. Сколько же сил и мужества надо Вам. Но не изнемогите, Вы им крайне нужны…

http://pravmir.ru/neizdannye-pisma-arxim...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - проповеди - СЛОВО в Неделю 3-ю Великого поста " ПРИИДИТЕ ВЕРНИИ ЖИВОТВОРЯЩЕМУ ДРЕВУ ПОКЛОНИМСЯ " ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ПРОПОВЕДИ О. ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) СЛОВО в Неделю 3-ю Великого поста " ПРИИДИТЕ ВЕРНИИ ЖИВОТВОРЯЩЕМУ ДРЕВУ ПОКЛОНИМСЯ " 13 (26) марта 1995 года Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! " Приидите вернии Животворящему Древу поклонимся... " - зовет сегодня Святая Церковь чад своих к подножию Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это Голгофа, перешагнув время, приблизилась к нам, воспоминанием о себе вторгаясь в сознание. Ибо на ней вознесся Крест - иже есть лествица к небесам, и на Кресте - Тот, Кто сказал: " ...Я есмь путь и истина и жизнь... " (Ин. 14, 6). Крест Христов - великая спасительная сила всех земнородных. Он простирается и в долготу всех времен, и в широту по всем местам, высота его до небес, а глубина до бездн адовых. А сегодня, в день преполовения спасительного постного подвига, Господь снисходит к тем, кто устал и изнемог под бременем поста, даруя им Свою любовь, и силу, и кроткое напоминание, что они еще не до крови сражались с грехом. Господь сегодня напоминает нам и о единственности, непреложности спасительного пути - пути Креста и страданий - и вдохновляет на нем надеждой. Свет Христова Воскресения виден только с Креста. Животворящее Крестное Древо - Крест Христов - взрощено посреди земли Божией любовью к людям, чтобы погибельный крест - от древа познания добра и зла, взятый в раю на себя человеком своеволием и непослушанием Богу, - претворить в спасительный Крест, вновь отверзающий райские двери. Крест Христов вознесен над миром со времен спасительных страданий Господа. Но и всякий пришедший в мир человек с рождения наследует крест прародителей своих и неизменно до конца дней несет его по жизни. Земля же - юдоль плача и печали, место изгнания преступившему Божие повеление - полна скорбями и страданиями. Волчцы и терния греховных навыков и страстей, с которыми мы сроднились и услаждаемся, одновременно ранят душу и воспаляют круг жизни.

http://zavet.ru/ioannkr03.htm

Дорогие мои! Ликуем и радостно празднуем в день сей, восхваляя и прославляя подвиг победы Божественной Любви. Христос Воскресе! Распахнем же сердца наши навстречу Страдавшему и Умершему и Воскресшему нас ради. И войдет Он, и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, и преобразит души наши. И тогда с любовию устремимся за Ним и мы по крестному пути нашему, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскресение в жизнь вечную. Сердечно поздравляю вас с днем общей нашей радости, днем святым, днем светоносным! Воистину Воскресе Христос! Ваш Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Пасха Христова, 1987 год. Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех... ...Отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите Воскресшаго Христа во веки... И вновь пасхальный благовест наполнил мир. Христос Воскрес! Христос Воскрес! И в этом — победа жизни. Христос Воскрес! И открыл воскресный путь всякой плоти, совоскресив ее Собою. Христос Воскрес! И безнадежность смерти сокрушена, и сила смерти уже истощилась. Тысяча лет из года в год весть о начале вечного жития возвещается на Руси. И звучит благовест о Воскресении, о Жизни, звучит по-разному. Звучит то праздничным победным звоном колоколов на весь мир, то шепотком и робко, а то замирает и будто умирает совсем, чтобы вдруг неведомой, незримой силой опять и опять вознестись, достигая сердец. И сила эта — Любовь Христова к нам. Дорогие мои, сохраним же бережно этот зов к Жизни со всей Святой Русью, омывшейся верой сильных духом и их подвигом. И врачевством к бессмертию, данным Самим Христом в Святейшей Евхаристии, победим власть греха и тьмы, восстающих на Жизнь. Дорогие мои, родные! Воистину Воскресе Христос! Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Пасха Христова, 1988 год. Христос Воскресе! Дорогой батюшка! В эти светлые дни веселия и радости, особой близости Воскресшего Господа, когда все, не погубившие в себе живой души, единым сердцем поют слова Жизни Вечной: Христос Воскресе! И мертвый ни един во гробе... Христос Воскресе! И днесь весна душам. Поздравляю и я Вас, родных и близких с праздником Светлого Христова Воскресения. Сколько радости, сколько надежды хочется вложить в эти слова, ожидая от них живой силы всем, кто идет за Христом, а наипаче тем, кто несет на себе всю ответственность за дело Христово на земле, за жизнь Святой Православной Церкви, за жизнь народа Божия. Да охранит Воскресший Господь в жизнь вечную каждого делателя на Ниве Своей, да умножит их силы и дерзновение в служении и соделает труд их многоплодным. Воистину Воскресе Христос!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3263...

Любовью вел к вечной любви Памяти архиепископа Алексия (Фролова; †3 декабря 2013 г.) Святитель Божий Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий : – Я знал владыку Алексия еще из стен Московских духовных школ, когда он был студентом Московской духовной семинарии и академии. Мы были в очень хороших отношениях с ним. Он был такой духовный, боголюбивый. Он уже в те свои юные годы показывал, что он будет великим человеком. И он действительно стал таким. Святитель Божий. Это такой архипастырь, который является примером для нашей Церкви. Он любил Бога. Был подвижник. Любил свою паству и этой любовью вел людей к той вечной любви, которой является наш Бог. Воспитанник старцев Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев) : – Сначала я познакомился и даже подружился с его духовными чадами. Я тогда уже часто останавливался в Новоспасском монастыре. Потом, когда отец Иоанн (Крестьянкин) в силу своего возраста попросил меня найти себе другого постоянного духовника, у кого бы я мог окормляться, я все думал: «К кому обратиться? Куда податься?» И вдруг понял, что я практически уже время от времени живу в Новоспасской обители, близко и очень органично общаюсь с духовными чадами владыки. Поэтому я подумал и вдруг сказал своим друзьям: – А вы не спросите владыку Алексия насчет меня? Может быть, он посмотрит на меня, пообщаемся с ним? Владыка пригласил меня на беседу и не отказался после отца Иоанна (Крестьянкина) быть моим наставником. Он всегда был собранным, внешне строгим. Настоящий воспитанник старцев. Это очень импонировало. Я сам прошел эту школу, и те ответы, которые он мне давал, очень легко ложились на сердце, у меня не было диссонанса с тем, что мне ранее говорил отец Иоанн (Крестьянкин). Единственный аргумент Митрофорный протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве: – Часто мы соприкасались с владыкой Алексием, когда он возглавлял Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Тогда время от времени вставал вопрос о рассмотрении прошений, которые поступали из-за рубежа просьбы заключалась в том, чтобы прислать туда монахов из России. Тогда эти инициативы не получили особого продолжения и распространения. Когда я обратился к владыке Алексию, его ответ заставил меня задуматься. После некоторой паузы он сказал:

http://pravoslavie.ru/108843.html

поиск:   разделы   рассылка Симеон Разумихин Архимандрит Тихон (Шевкунов): овцы, не пасите своих пастырей Источник:  Нескучный сад Как мирянин может протестовать против неправильных слов и действий священноначалия, что об этом говорили отцы Николай Гурьянов и Иоанн (Крестьянкин), как относиться к изъятию из святцев имен новомучеников и нужна ли цензура, рассказал 28 марта архимандрит ТИХОН (ШЕВКУНОВ) на вечере в Илиинской гостиной. О протесте Следует еще раз повторить слова прп. Амвросия Оптинского " чтобы не ошибаться не должно торопиться " . Осудить легко, поспешно осудить – еще легче, дело простое. Во-первых, надо помолиться и разобраться. Во-вторых, надо посмотреть на себя. Вы знаете, для меня, например, всегда было так, что грех человека, который я вижу, являлся для меня причиной сообразить, что этот грех есть во мне. Вот невинный ребенок, при нем грешат, что он поймет? Улыбнется, посмеется, возьмет свой бублик и пойдет дальше. А мы сразу начинаем осуждать. Почему? Да потому, что во мне есть этот грех, поэтому я понимаю, что этот грех есть в другом человеке. Поэтому если я вижу в человеке грех, в первую очередь это мне говорит следующее: " Отец Тихон, это знак тебе, в тебе это есть. Покайся срочно, помрешь – – на мытарствах этот грех не восполнится " . Прагматично, просто, но для меня работает. Если вы действительно вдруг видите, то по трезвому рассуждению, по долгому испытанию, по совету с духовником, вы видите, то так не я говорю, а говорит Священное Писание. Если согрешит твой брат – пойди и обличи между ним и между тобой. Если не послушает – призови двух свидетелей. Не послушает – засвидетельствуй перед всей Церковью. Если и Церкви не послушает, тогда отойди от него. Отец Иоанн (Крестьянкин) в таких случаях говорил " как можно дальше " . " Овцы, не пасите своих пастырей " , – говорил святитель Григорий Богослов. Есть такое развлечение в Русской Православной Церкви: миряне начинают дрессировать и пасти своих пастырей. Мы к этому привыкли и относимся спокойно. Пасите дальше, ничего страшного. Но это дело неблагодарное и очень серьезное. Я вспоминаю протоиерея Николая Гурьянова. Вы знаете, что меня поражало больше всего?

http://religare.ru/2_100575.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Воспоминания о старце Псково-Печерского монастыря - архимандрите Иоанне (Крестьянкине) 07.02.2006 433 Время на чтение 5 минут Я рос и воспитывался в лоне Грузинской Православной Церкви, с детства посещал русский приход, учился в русской школе. В юности, хотя у меня и было огромное желание, я не имел возможности посещать монастыри и храмы России. Осуществить это желание впервые мне удалось уже священнослужителем, в 1972-1973 годах. Будучи много наслышан о Псково-Печерском монастыре и его старцах, я приехав в Псков, а оттуда по благословению митрополита Иоанна поехал в Печоры, в монастырь. Вот там, в монастыре, я и удостоился милости Божией - я встретился со старцем о. Иоанном, в то время еще довольно бодрым и общительным. Я попросился к батюшке на прием, хотя многие говорили мне, что это невозможно: к батюшке много желающих, а ты, мол, только приехал и хочешь сразу к нему попасть. Тем не менее, батюшка меня принял и долго беседовал со мной, давая наставления. В эту поездку батюшка еще принимал меня, а когда я уезжал домой, то передал со мной подарок нашему патриарху. С тех пор я стараюсь по возможности на Успение Божией Матери бывать в обители. В 1986 году мы с мамой и моим послушником приехали в Печоры. В этот день отмечали сороковой день с момента кончины епископа Феодора, пребывавшего на покое в монастыре. В монастыре узнали, что батюшка будет служить панихиду в пещерах, где был погребен владыка Феодор. Мы приложились к образу Успения Божией Матери и стали пробираться сквозь толпу богомольцев к пещерам. Вход был закрыт, ждали отца Иоанна. Никакой надежды попасть в пещеры не было, но мы надеялись хотя бы увидеть батюшку. И вдруг толпа зашевелилась: " Батюшка идет, батюшка идет " , - и все стали расступаться, создавая коридор для прохода. Наконец появился отец Иоанн, как всегда с добрым выражением лица, как на крыльях летящий, в сопровождении своего послушника Вани (будущего архимандрита Филарета). " Господи, помоги приблизиться к батюшке! " Глядя на батюшку, мы видели на его лице свет и чистоту, мы видели его милость и любовь ко всем нам. Всех согревала его улыбка. Неожиданно он взял за руку мою маму, и мы втроем пошли с батюшкой в пещеры. В тот же день я попал к батюшке, он благословил меня, и мы долго беседовали. Прощаясь, батюшка сказал мне: " Я всегда рад принимать гостей из Грузии " . А братии сказал: " Это с Иверской страны - его надо утешить " . Так скрепилась наша любовь и теплые отношения со старцем.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Из воспоминаний об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) 20.10.2011 565 Время на чтение 9 минут Впервые отца Иоанна я увидел в монастыре и услышал его проповеди году в 1969-1970-м. Он сразу произвел на меня впечатление человека одновременно и очень спокойного, сосредоточенного и в то же время чрезвычайно энергичного, бодрого и духовно целеустремленного. Когда он, поблескивая и очками, и глазами (иногда даже чуть лукаво, но очень ласково щурясь), быстро шел по монастырскому двору, то производил впечатление даже не идущего, а как бы летящего, но все время налетающего на преграду из устремлявшихся к нему богомольцев, только что не хватавших его за полы - так привлекал он всех своей вдумчивой и как бы заботливой и терпеливой добротой. Сам же я познакомился с ним поближе, когда тогдашний наместник отец Алипий дал мне послушание сопровождать его на машине из Печор в Псков и помочь сесть в псковском аэропорту на самолет в Великие Луки, куда отец Иоанн срочно был направлен на отпевание местного городского священника и, насколько я помню, чтобы временно заменить его на приходе. По дороге в машине он живо расспрашивал меня о моей жизни, намерениях, о том, как я попал в монастырь и чем занимаюсь в Москве , об МГУ (который я тогда закончил и где некоторое время работал) и о степени религиозности в среде его преподавателей - и из замечаний его по этому поводу складывалось впечатление, что он смотрит на всю нашу современную жизнь как-то двойственно: и с прискорбием, с жалостью, и одновременно, несмотря ни на что, с удивительно твердым, можно сказать - несокрушимым оптимизмом. В этом он оказался для меня чрезвычайно схож с наместником отцом Алипием (умершим в 1975 году), который, когда я докладывал ему о благополучном отлете отца Иоанна и своем ярком впечатлении о нем, сказал: «Да у меня таких, как он, и трех-то монахов не наберется!» Уже годом-двумя позже, бывая в обители по редакционным заданиям от «Журнала Московской Патриархии», я изредка посещал отца Иоанна в его келье вместе с жившим по соседству с ним моим добрым знакомым - печерским монахом (впоследствии архимандритом, уже тоже скончавшимся) отцом Агафангелом (Догадиным), очень батюшку любившим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Поздравления с Рождеством Христовым (Стихи, письма, смс) Публикуем поздравления с Рождеством, написанные святителем Афанасием (Сахаровым) и архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). 5 января, 2016 Публикуем поздравления с Рождеством, написанные святителем Афанасием (Сахаровым) и архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Поздравления с Рождеством Христовым в 2019 году отличаются от поздравлений с Пасхой тем, что нет обязательной, освященной веками формулы, с которой бы оно начиналось. Праздник Рождества Христова по величию воспоминаемого события празднуется торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи. Святой Иоанн Златоуст называет праздник Рождества Христова «честнейшим и важнейшим всех праздников», «материю всех праздников». Радость этого события так велика, что Церковь издревле постановила весь день праздника сопровождать церковным звоном. Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится в жилища верующих. Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11, 1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: «Христе — отрасль от корня Иессеева и цвет от него произрос Ты от Девы». Украшение срубленных веток елок свечами, огнями и сладостями показывает, что наша природа — бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе — источнике жизни, света и радости — может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см.: Гал. 5, 22-23). Поздравления с Рождеством, тем отличаются от поздравлений с Пасхой , нет обязательной, освященной веками формулы, с которой бы оно начиналось. Это могут быть слова ирмоса из первой рождественской песни «Христос раждается, славите!»: ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ! Дорогая сестра во Христе Р.! Мои тебе поздравления с ныне рождающимся Христом и молитвенные пожелания возрастать всю жизнь во Христе в меру возраста Его. Как очистить сердце, чтобы приблизиться к великой благочестия тайне: «Бог явился во плоти?»

http://pravmir.ru/pozdravleniya-s-rozhde...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010