Проповеди Имя Промысла — Крест и Любовь 5 февраля — 5 лет со дня преставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Протоиерей Александр Шаргунов   Об отце Иоанне (Крестьянкине) знает вся православная Россия. Существуют подробные жизнеописания, и, что не менее важно, проповеди и письма к духовным чадам, к которым, кажется, нечего добавить. На самом деле они должны бы стать сегодня настольной книгой для нас. Они содержат весьма полезные уроки. Как будто всем известные, но всегда новые и самые актуальные, потому что — о самом главном. О всецелом предании себя Промыслу Божию. Бог заботится обо всем, что Он создал, как если бы каждое Его творение было единственным. Ибо Он может видеть его во всякое мгновение, любит его, занимается им ради него самого во всей полноте Своих Божественных свойств. Потому на всякое время и на всяком месте Бог достоин поклонения. Все действия Промысла — действия любви. Если Он посылает нам скорби — то любовью. Все внешние бедствия — ходатаи и служители нашего блага. Бог поражает нас, чтобы привести к покаянию, возрастить в добродетели и чтобы дать нам возможность принять еще большее благо в будущей жизни. Он посылает наказание, но в Своем гневе остается милостивым. Даже Его правда, когда она настигает ни за что не желающего покаяться грешника, — милость для других, ибо действует как предупреждение или спасает от заражения. С твердой и полной верой исповедует отец Иоанн (Крестьянкин) мудрость и благость Божественного Промысла до неисследимых судов и непостижимых приговоров. С радостью он исповедует, что вся его жизнь — бесконечный ряд небесных милостей и благословений. Преподобный Силуан Афонский говорил, что одно дело верить в Бога, другое — знать Его. Отцу Иоанну уже как бы не надо было верить — он знал, год за годом душой и телом прикасаясь к тому, что Промысл Божий творил для него. Отец Иоанн родился в городе Орле в день преподобного Иоанна Пустынника и получил при крещении имя этого святого, но в тот же день Церковь празднует память преподобных отцов Псково-Печерских Марка и Ионы, подвизавшихся в обители его будущих духовных трудов. В монашеском постриге ему было дано имя апостола Иоанна Богослова. Особая связь была у него и с преподобным Серафимом Саровским: он написал о нем свою кандидатскую работу, первое служение его в сане диакона пришлось на день памяти преподобного, и Евангелие, которое он читал за литургией, как бы определяло скоро предстоящие ему испытания: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков». В конце жизни, как преподобный Серафим, отец Иоанн пребывал в пасхальной радости — первыми словами, которые он произносил каждое утро, пробудившись от сна, были: «Христос Воскресе!»

http://moral.ru/ioann.html

Виновных не ищите! Виновных не ищите! Молитесь! Мы-то с вами еще не до крови сражались. Надо потерпеть эту сердечную тугу с молитвой веры и упования – это наше дело, а Господь сделает свое – сохранит Православие и Церковь Российскую. Отец Иоанн говорил, что каждое время ставит и перед Церковью, и перед теми, кто ищет спасения, сообразные задачи. Неизменно только одно: при любых обстоятельствах сохранить веру и любовь к Богу. Премудрость Божия дала нашему времени наглядные примеры Своего могущества в видимых подвигах новомучеников и исповедников Российских. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин.12:24 ). И новомученики стали семенем будущего возрождения Православной России. Они умирали ради спасения грядущих по ним. Монашеские кельи, рассеянные по всей многострадальной стране, хранили Дух Божий в тайне от духа вражия. Нередко отец Иоанн утешал изнемогающих от безнадежия словами: «Мы-то с вами еще не до крови сражались. Надо потерпеть эту сердечную тугу с молитвой веры и упования – это наше дело, а Господь сделает свое – сохранит Православие и Церковь Российскую. И если десять ветхозаветных праведников спасли Израиль от гнева Божия, то не усомнимся и мы теперь в спасении России, когда миллионы россиян в годину испытания своей кровью засвидетельствовали верность Богу. А многие из оставшихся в живых противопоставили 70-летним бесовским соблазнам свою тайную молитву, любовь к Церкви и жизнь свою страдальческую. Так неужели Промысл Божий ушел из нашей жизни, оставив нас на произвол человеческих страстей и вражией тирании? Быть этого не может! А значит, камо бежим от лица Божия, от гнева Божия, от любви Божией? Это Он возвел на крест Россию, и, значит, только этот Крест нам во спасение. Будем же верить Божиим обетованиям и любви Его». Батюшка воскрешал в своей памяти примеры из жизни Святых Отцов в смутные времена истории и тем вдохновлялся на труды. Монахи, несущие свет Православия миру, были ему примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Всероссийское солнышко Воспоминания об отце Иоанне (Крестьянкине) В этом году исполнился уже 101 год со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина), нашего воистину «всероссийского солнышка», как назвал его епископ Зарайский Меркурий в своей книге «Поле жизни». Да простит меня батюшка Иоанн, что я, грешный, по суете и многозаботливости не успел закончить свои воспоминания о встречах с ним к самой дате его рождения – 11 апреля. К сожалению, многое ушло уже из памяти, и лишь с годами пришло понимание, что за такими людьми, как отец Иоанн, надо записывать и записывать. «Многое видел ты, но не сберег». Вот некоторые из воспоминаний о встречах с отцом Иоанном, которые, может быть, послужат на пользу боголюбивым читателям. С отцом Иоанном (Крестьянкиным) наша семья познакомилась в 1985 году. Время это было для нас нелегкое: год назад в армии умер мой брат Николай, нашу квартиру обокрали и вынесли из нее почти все иконы… И вдруг… благодаря маминой пациентке, Марии Павловне, появляется возможность ездить в Печоры и останавливаться там. Это было чудо по тем временам. Но это чудо явилось продолжением другого чуда, вернее – старческой прозорливости. В свое время моя мама, Галина Георгиевна, проходила врачебную практику в Печорах Псковских и духовно окормлялась у старца Симеона. Вдруг ей предписывают срочно отправляться в Усть-Нарву. Она пошла к старцу Симеону за советом. Тот сказал ей: «Иди, учись». – «Батюшка, ну как же так? А здесь место святое…» – «Езжай! Специально сюда приедешь». И пророчество старца исполнилось через 25 лет. Попасть к отцу Иоанну было очень трудно: существовало негласное (вероятно, согласованное с властями) распоряжение наместника отца Гавриила – не пускать. И, тем не менее (и это было чудо Божие), отец Иоанн нас принял. Помню, как он утешил маму во всех ее скорбях, как успокоил и воодушевил. И спросил меня: «А кем ты хочешь стать, Володенька?» Я в это время был увлечен историей и ответил: «Историком». Старец лишь покачал головой: «И о прошлом не все говорить-то можно. О настоящем вообще молчать надо. А будущее от нас сокрыто. Ты больше языками занимайся. Они во всем полезны будут».

http://pravoslavie.ru/45921.html

Монастырь – обетованная земля Монастырский период стал вершиной служения отца Иоанна. Здесь он получил от Господа энергию силы на многие годы, в которые раскрылись все стороны его духовного дарования, здесь явилось в нем истинное старческое служение. Колокольным звоном гудел воздух, изливая радость на город и его окрестности, когда новый насельник вошел в монастырские врата. Праздновали день памяти игумена Печерской обители преподобномученика Корнилия . И все вокруг свидетельствовало, что жизнь, отданная Богу, благословенна Им вовеки. Монастырь! Обетованная земля! Желанная и выстраданная! Как же долго отец Иоанн до нее шел! Душу его переполняла благодарность Богу за все: за прошлое, настоящее и даже за будущее. С этим чувством он припал к раке преподобного, его принес Богу за Божественной литургией и, скрыв радость за монашеской строгостью, пошел к наместнику архимандриту Алипию. Он и привел собрата в келью, которая стала его домом до конца дней земных. Слово отца наместника, сказанное им при расставании: «Отсюда тебя и выносить будем», – оказалось пророческим. Псково-Печерский монастырь в 1967 году в буквальном смысле был воином-богатырем. Его доспехами были не стены и башни (что они могли значить в то время?!), но дух насельников. Молитвами и бесстрашным мужеством совсем недавно, в 1961 году, они отразили осаду всемогущего государства, снова воинствующего на Церковь . Насельники, бывшие воины, сменили солдатские гимнастерки на монашеские подрясники. Они хорошо знали цену жизни. И как не выдали врагу свою земную Родину, так могли ли отдать свое Небесное Отечество, обретенное в страданиях военного лихолетья. Приняв в сердца живую веру, они вооружились страхом Божиим, чтобы воинствовать против греха. Вера в Бога, любовь к Богу и молитва освящали жизнь обители. Монастырский период стал вершиной служения отца Иоанна. Придя в монастырь уже в преполовении своего жизненного пути, он получил от Господа энергию и силы на многие годы, в которые раскрылись все стороны его духовного дарования, здесь явилось в нем истинное старческое служение. Все в монастыре вызывало в душе его глубокое благоговение. Стены и храмы воскрешали богатую событиями и духовной жизнью историю. Насельники во главе с наместником – богомудрые старцы. Паломники, притекающие в обитель из безбожного, утопающего во грехах мира, воспринимались как истинные подвижники благочестия. Отец Иоанн видел людей в ограде монастыря ангелами. Частенько из толпы, сопровождавшей его из храма, был слышен его веселый возглас: «Да что ты, миленькая, что ты?! Какие здесь враги? Вот вокруг меня – все ангелы, и ты тоже».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Проповеди Разное О проповедях отца Иоанна Мы публикуем проповеди насельника Псково-Печерской обители, нашего монастырского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Сокрывшись от мирской жизни в монастырских трудах и подвигах, отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял духовно и охранял его в жизни — его богомудрых наставников. От младенчества до юности — это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского. Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей — архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня (генеральша по происхождению) Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании обаяние Божьего человека, силу его духа и тепло любви к людям. Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына, а последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков). Слово на Усекновение главы Пророка и Предтечи Иоанна

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3259...

Савва (Тихомиров Иоанн), архиепископ Тверской и Кашинский Родился 15 марта 1819 года в селе Палехе, Вязниковского уезда, Владимирской губернии. Отец его служил пономарем при церкви названного села и умер за полтора месяца до рождения будущего иерарха. Мать переселилась на свою родину, в село Горицы, Шуйского уезда, к брату диакону. Крайняя бедность окружала колыбель новорожденного. Для питания его требовалось свежее молоко, но у матери не было коровы, просить же молока у брата она совестилась, так как у него было свое многочисленное семейство с малыми детьми. На помощь младенцу пришла соседка – крестьянка, доставлявшая ему, тайно от родных, молоко. Так рос и воспитывался сирота Иоанн трудами рук матери и подаяниями добрых людей. «Когда, бывало, служит кто-либо в церкви молебен или панихиду, после вознаграждения причту, давали и нам с пономаревым сыном особо по грошу, а иногда и по пятаку», говорит святитель в своей автобиографии. «Но раз служил молебен проезжавший из Мурома стряпчий; он пожаловал мне серебряную монету, кажется, пятиалтынный; это привело меня в крайнее изумление и восторг. И все получаемые мною, таким образом, лепты я спешил отдать своей матушке». Настало время обучения. Для этого нужно было отправиться в город Шую, а отправиться было не на чем. «Во второй половине июля 1827 года, – говорит иерарх, – матушка повела меня пешком в Шую. День был жаркий; отойдя несколько верст, я стал уставать, к счастью догнал нас по дороге знакомый матушке крестьянин, ехавший тогда в Шую. Матушка упросила его посадить меня на телегу и подвезти. Добрый крестьянин, спасибо, не отказал, посадил меня в телегу. Но тут оказалась другая беда: пока лошадь шла шагом, матушка не очень далеко отставала от нас, но как скоро лошадь начинала бежать рысью, и матушка скрывалась от моих глаз, я, опасаясь как за себя, так и за нее, начинал плакать. Наконец, мы приехали в Шую». В училище мальчик получил фамилию своего двоюродного брата – Тихомиров, так как отец его не имел собственной фамилии, что в среде духовенства старого времени не было редкостью. Обладая счастливыми способностями и прилежанием, мальчик Тихомиров без затруднений, хотя и не без скорбей, по причине бедности, прошел училищный курс. На развитие в нем добрых христианских навыков имела сильное влияние квартирная хозяйка, простая русская женщина. Будучи безграмотной, она каждую ночь, на глазах детей, продолжительно молилась, как умела, а в воскресенье и праздничные дни, как бы рано ни начиналась заутреня в соборе, она по первому удару колокола вставала сама и будила всех, никому не дозволяя оставаться дома, – всех непременно отправляла в церковь . “Бывало у печки, на гвоздике, всегда висело несколько плеток, и эти орудия казни не оставались без употребления”, говорит в своей биографии преосвященный.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Се аз и дети, яже ми даде Бог Двадцатилетний опыт священнической практики на приходах обогатил отца Иоанна всесторонним знанием жизни, в том числе и семейной, и он помогал нам не только молитвой, но и советом. О плодах, вызревших на нивах жизни инока-старца, рассказывает протоиерей Григорий Секретарев 126 . «Молитва отца Иоанна действенной помощью 28 лет сопутствовала мне и часто невозможное делала свершившимся. Я приходской священник. Первая моя встреча с отцом Иоанном произошла в ранней юности. Но только через 18 лет, когда я начал подумывать о создании семьи, мне напомнили о батюшке. В Печорах я познакомился с девушкой, которую захотел назвать своей супругой. Но когда предложил ей руку и сердце, она неожиданно для меня ответила, что должна посоветоваться с родителями и с батюшкой отцом Иоанном. Я возмутился духом – как же это, я жених, а она будет советоваться, с родителями – понятно, но зачем же и еще с кем-то? Но тотчас в сердце появилось твердое убеждение, что именно так и надо – взять благословение у своего духовника. С этого периода началось и мое близкое общение с отцом Иоанном. Именно он готовил нас к венчанию, к духовному восприятию совершаемого в нашей жизни изменения, к рождению семьи – малой церкви Христовой. Проникновенно и глубоко понимая великую, благодатную силу Таинства и несомненно веря, что совершителем этого творческого акта является Сам Бог, отец Иоанн и нас настраивал на ответственное и сознательное принятие божественной силы и благословения, которое подается в Таинстве Венчания. «Этого благословения вам и вашим детям хватит на всю жизнь», – напутствовал батюшка. Невесте он дал напечатанные на машинке выписки из творений святых отцов о христианской семье и браке, книжицу – подборку изречений Иоанна Златоуста о семейной жизни. Так она знакомилась с христианским понятием о неведомой ей дотоле новой жизни. Отец Иоанн рассказал нам подробно, как готовиться к предстоящему венчанию, как совершалось оно во времена его молодости и что означают те или иные моменты Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

5 января 2021 года — замечательный день в моей жизни. Два с половиной года я не приезжала в Псково-Печерский монастырь. Первый раз в этой прекрасной обители я оказалась в 1979 году, и это посещение подарило мне встречу с замечательным батюшкой и духовником — архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Отец Иоанн был и остаётся всеми любимым пастырем и мудрейшим наставником, явившим пример истинной христианской жизни. Зачастую своим добрым советом батюшка разрешал сложные проблемы приходящего к нему человека, ему был открыт Промысл Божий о каждом, кто к нему обращался. Отец Иоанн был истинным пастырем и отцом, добрейшим человеком. Поистине Псково-Печерский монастырь стал для меня землёй обетованной. В этом святом месте абсолютно всё пропитано теплом и радостью: древние монастырские храмы, Богом зданные пещеры, камушки на святых дорожках, уютные переулки, внушительные деревья и маленькие белочки — всё это навсегда оставило яркое впечатление в моем сердце. Несмотря на то, что отца Иоанна физически нет с нами, он всё равно незримо присутствует в этой святой обители, и по молитвам этого святого человека я снова оказалась в Свято-Успенской обители спустя три года. Оказавшись в монастыре в преддверии Рождества, мой взор встретила удивительная красота украшенной яркими огнями и Рождественскими экспозициями площади: ёлка, рождественский вертеп, гирлянды лампочек, мерцающие подобно звёздочкам в небе. Всё это создает рождественское настроение, и сердце наполняется радостью и уютом, ожидая Рождества Христова — встречи со Спасителем Мира. Проходя монастырские храмы, нельзя не заметить принесённые людьми в дар родившемуся Богомладенцу праздничные цветы и ели, которые придают храмовому пространству необыкновенно тёплую и домашнюю атмосферу, привлекая людей на Рождественское богослужение. И даже в Богом зданных пещерах была создана подобная атмосфера, ведь праздник Рождества Христова является великим событием как для земной, так и для Небесной Церкви. С тех пор, как я посещала обитель в последний раз, здесь появилась совершенно замечательная богатая церковная лавка с широким ассортиментом духовной литературы, различных церковных предметов и комфортной атмосферой.

http://pravoslavie.ru/136758.html

Архимандрит Серафим (Розенберг) Почему монаха в русском обиходе зовут ещё иноком? Монах (μοναχς) – слово греческое, оно производно от понятия один, единственный (μνος). Когда же мы говорим инок, тут проступает для разумения другой смысл: инок – иной. Он иначе живёт, чем все мы. Он иночествует. Для этого ему не обязательно уходить в затвор, в недоступный для всех скит. Он может жить и среди таких же, как сам, иных, в соседней с ними келье. Но он и здесь один, иной. Объяснения смысловых оттенков, как видим, просты и их теперь знают и многие люди, живущие в миру. Но от такого знания жизнь монаха, смысл его существования нам, увы, не становятся понятней и доступней. Архимандрит московского Сретенского монастыря отец Тихон (Шевкунов) в своей только что вышедшей книге , говоря о любимом духовном наставнике, знаменитом старце Псково-Печерского монастыря отце Иоанне (Крестьянкине), неожиданно признаётся: «…трудно даже пересказать всё, что происходило за те двадцать пять лет, что знал отца Иоанна. Хотя как раз утверждать, что я знал его, было бы, пожалуй, неверно. Отец Иоанн весь был одной поразительной и прекрасной тайной». Признание тоже по-своему поразительное. Ведь об иноке говорит не человек со стороны. Монах повествует о монахе. Отцу Иоанну в книге архимандрита Тихона посвящён целый рассказ, один из самых больших по объёму, безукоризненно достоверный, поскольку автор, как и во всей книге, не позволяет себе даже намека на вымысел. Старец присутствует здесь, да и в других рассказах, не худосочной тенью. Мы видим, как он в разные годы и десятилетия неутомимо подкрепляет своего духовного сына советами, от чего-то предостерегает, в чём-то утешает… И, однако, остаётся для него «поразительной и прекрасной тайной». А разве не такая же сокровенность – судьба монаха Михаила, принявшего в тех же Печорах с именем Мелхиседек великую схиму, то есть высшую степень отречения от мира – вскоре после своей клинической смерти и чудесного воскрешения? Перетрудившись за исполнением большого физического послушания (он был прекрасным столяром), монах здесь же, в мастерской неожиданно умер. Среди тех, кто сбежался на крики о несчастье, был и отец Иоанн (Крестьянкин). Постоял-постоял, да вдруг произнёс: «Нет, это не покойник. Он ещё поживёт!» И принялся усердно молиться.

http://pravoslavie.ru/48715.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010