Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 26 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 – †5.2.2006 С преподобным преподобен будеши… Древнее изречение явило свою вечную правоту в жизни отца Иоанна. Он застал многих людей, которых мы теперь почитаем в лике святых Русской Церкви. В отрочестве он паломничал к старцу священноисповеднику Георгию Коссову 1 . Большое влияние на юного Ивана оказал священномученик владыка Серафим (Остроумов). Батюшка приобщился и к оптинской традиции, окормляясь у последнего оптинского старца игумена Иоанна (Соколова). В монахи батюшку постриг духовник — глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов) 2 . Псково-Печерский монастырь познакомил батюшку с преподобным иеросхимонахом Симеоном (Желниным) 3 и сослужителем праведного Иоанна Кронштадтского митрополитом Вениамином (Федченковым) 4 . Архимандрит Иоанн родился в Орле. С шести лет проходил пономарское послушание; был при владыке Серафиме (Остро­умове). Закончив среднюю школу и бухгалтерские курсы, работал в Москве бухгалтером, окормлялся у игумена Иоанна (Со­колова), последнего оптинского старца. В январе 1945 г. митрополит Николай (Ярушевич) рукоположил его во диакона, а 25 октября 1945 г. Святейший Патриарх Алексий I совершил иерей­скую хиротонию в Измайловском храме Рождества Христова. Закончив Московскую Духовную семинарию и академию и подготовив в 1950 г. диссертацию, отец Иоанн не смог ее защитить, потому что был арестован как ревностный пастырь и приговорен к семи годам лагерей. Освобожденный досрочно в 1955 г., он был назначен в Псковскую епархию, а через два года — в Рязанскую, где за 11 лет служения 5 раз перемещался с прихода на приход. 10 июня 1966 г. отец Иоанн принял монашество. Постригал его глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов). В марте 1967 г. иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. В 1970 г. он был введен в сан игумена, в 1973 г. — в сан архимандрита. Богата жизнь батюшки на встречи с преподобническим житием. Отец Иоанн непрестанно впитывал живое слово Божиих людей, и когда оно звучало издалека — заочно. Батюшка никогда не виделся с митрополитом Сурожским Антонием, и все же духовное единство — в молитве — было. Архимандрит советует просить о близких словами владыки Антония: “Боже! Ты знаешь все, и любовь Твоя совершенна, возьми же жизнь имярек в Свою руку и делай то, что я жажду делать, но не могу. Аминь”.

http://pravmir.ru/arhimandrit-ioann-kres...

Об архимандрите Иоанне Крестьянкине Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Свои воспоминания об отце Иоанне (Крестьянкине) я не записывал очень долго. Мне казалось – все пишут. Напишут всё, что только можно! Но когда я прочитал то, что было написано действительно очень многими, захотелось написать и мне, тем более что многие годы на исповеди я приводил людям мнения отца Иоанна по самым разным вопросам. Я работал на протяжении всего Великого поста 2005 года, к Пасхе закончил и отправил в Печоры. Отец Иоанн прочитал эти заметки и одобрил их. Он ничего не велел убирать, ничего не сказал против, и теперь эти заметки для меня самого очень и очень дороги. Ведь отец Иоанн сам их читал, он со всем согласился! Не сказал, что я что-нибудь написал от себя. А Татьяна Смирнова, после того как они прочитали в Печорах мое «творение», позвонила в Москву и сказала: «Нам очень понравилось! Хорошо! Но почему же так мало?» – «Да у меня почти двадцать страниц – это совсем немало», – подумал я, но потом, также мысленно, с Татьяной Сергеевной согласился: действительно, об отце Иоанне можно писать и писать! Но, к сожалению, того, что еще можно и нужно о нем написать, прочитать он не сможет. Так что эти воспоминания, как бы они написаны ни были, ценны уже тем, что их читал и одобрил сам архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Мои родители, протоиерей Анатолий и Ольга Михайловна Правдолюбовы, всегда были очень близки к отцу Иоанну (Крестьянкину). Когда отец Иоанн служил в селе Троица-Пеленица (Ясаково) Рязанской епархии, мой папа в те же годы служил в городе Спасск-Рязанский. Эти приходы были ближайшими друг к другу и мои родители часто виделись с отцом Иоанном. Уже тогда они относились к нему как к старцу, хотя разница в возрасте моего папы и отца Иоанна была всего четыре года. Особенно близкими отношения поддерживались у них в то время, когда отец Иоанн служил на последнем своем приходе Рязанской епархии – в Никольском храме города Касимова. Это время хорошо запомнили и мы, дети, тогда уже достаточно взрослые. Запомнились продолжительные богослужения отца Иоанна – всенощные бдения с литией, акафистами и очень продолжительными проповедями.

http://pravoslavie.ru/44519.html

Будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин), родившийся 11 апреля 1910 года в Орле, в детстве служил здесь алтарником и пономарем. Позднее был послушником и иподиаконом у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова), прославленного в лике святых. В годы юности его духовными наставниками были орловские протоиереи Николай Азбукин и Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние священноисповедника Георгия Коссова из орловского села Спас-Чекряк. Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей-архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская прозорливая старица-монахиня Вера (Логинова), благословляя его на жизнь в Москве, предрекла ему встречу с ней на Псковской земле, которая и состоялась через 40 лет. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании юного Ивана Крестьянкина обаяние Божиего человека, силу его духа и тепло любви к людям. После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал главным бухгалтером на небольшом предприятии. С началом военного лихолетья Ваню на фронт не взяли: болезнь глаз оставила его в тылу. Оставаясь в Москве, он продолжал работать. В 1944 году стал псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове. С 14 января 1945 года — диакон, рукоположен в безбрачном состоянии митрополитом Николаем (Ярушевичем). В 1945 году был рукоположен Патриархом Алексием I во священники, поступил в Московскую духовную семинарию. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил семь лет исправительно-трудовых лагерей, в которых много пострадал за веру. Вернувшись из заключения досрочно в 1955 году, он был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию. 10 июня 1966 года он принял монашество с именем Иоанн. В 1967 году иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. С тех пор почти сорок лет его жизнь была связана с этой обителью.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/05/ca...

поиск:   разделы   рассылка Екатерина Степанова Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): неопубликованные воспоминания Источник:  Нескучный сад Как бы человек ни молился – – сам или по молитвослову – – главное, чтобы он делал это систематически, со вниманием и благоговением. Примером такого отношения может послужить " Келейная книжица " архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Это обычный блокнотик, где от руки записаны особенно любимые батюшкой молитвы, собранные им за последние 25 лет жизни, и порядок их прочтения. Этот карманный молитвослов батюшка всегда носил с собой и прибегал к нему ежедневно. Об этой книжице и не только о ней наш корреспондент Екатерина СТЕПАНОВА побеседовала с келейником отца Иоанна архимандритом ФИЛАРЕТОМ (Кольцовым) и письмоводителем батюшки Татьяной СМИРНОВОЙ. - – Как появилась эта книжица? Архимандрит Филарет: В советское время купить книги было трудно, особенно духовные, тем более сборники молитв. Практически ничего не издавалось, кроме Библии и Журнала московской патриархии. И те выходили ограниченным тиражом. А отцу Иоанну его чада со всей страны привозили духовную литературу, жития святых, сборники проповедей, писем – все, что могли достать. Со временем у батюшки собралось довольно большое собрание книг дореволюционного издания, которые он вскоре подарил Псково-Печерскому монастырю и сам брал из братской библиотеки. Если во время чтения отец Иоанн встречал какие-то молитвы, которые приходились ему по душе и которыми он хотел бы поделиться со своими чадами, он их выписывал отдельно в небольшой блокнотик. Эти молитвы батюшка каждый день прочитывал дополнительно к своему монашескому молитвенному правилу. Со временем батюшка установил и соблюдал порядок чтения этих молитв по дням недели. Этот блокнотик отец Иоанн называл " келейная книжица " , за 25 лет в нем были собраны 27 любимых батюшкиных молитв написанных аккуратным почерком на 82 страницах. Книжица издана фотографическим способом, все в ней осталось таким, как было у отца Иоанна. Мы даже сохранили кляксы и следы рук батюшки на страничках, чтобы каждый мог иметь у себя именно тот блокнотик, ту книжицу, по которой ежедневно молился отец Иоанн.

http://religare.ru/2_99518.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Господь Сам вас привел сюда. Вы понимаете ли, что это чудо? Огромная редкость такой дар – жить жизнью того человека, с которым разговариваешь. Батюшка обладал им в полной мере. Святые от грешных людей тем и отличаются, что проживают не одну, а тысячи жизней. О своем возвращении в лоно Православной Церкви под руководством и молитвенным покровом отца Иоанна рассказывает художник Геннадий Усачев 82 , ставший монахом Михаилом. «Мы познакомились с отцом Иоанном в 1970 году. Ни о Боге, ни о том, что Он – источник жизни, мы с друзьями не задумывались. Всеми страстьми одержимые молодые художники, и было нам в ту пору чуть больше тридцати. Единственное, до чего смогли «дотянуться» в этом возрасте – до «духовной науки» Штейнера 83 , которой мы и руководствовались. Мой друг Алексей Чухин 84 (позднее он станет священником) повстречал в Ярославле Татьяну Сергеевну Смирнову 85 . Выслушав его рассуждения о «духовности» Штейнера, она предложила ему поговорить на эту тему с отцом Владимиром Правдолюбовым, который жил в Касимове: «Хороший батюшка, не пожалеешь!» В свои 34 года я был уверен, что священники – народ недалекий, выдумали себе какую-то идею и на этом зарабатывают деньги. Такого же мнения придерживался и Алексей. Только ради любопытства пошел он к отцу Владимиру. А тот в первом же разговоре разнес любимого нами Штейнера в пух и прах. Математик по образованию, отец Владимир рассуждал о штейнерианстве без запальчивости и очень убедительно. Нас это удивило. Появилось желание видеться со священником почаще. И мы стали ходить к нему в храм, где и узнали, что совсем недавно служил в Касимове замечательный священник, звали его отец Иоанн (Крестьянкин) . Поведала нам о нем бабушка Христина. Кто она была такая? Да просто бабушка. Все в ее жизни было подчинено Богу и Церкви. Она-то и рассказала нам, как все полюбили отца Иоанна, да так, что и отпускать не хотели. При нем много народа стало ходить в церковь . Словом, она нам посоветовала: «Поезжайте в Печоры к отцу Иоанну». Мы послушались. Приехали в город, о котором ничего не знали, смотрим: народ куда-то идет, мы – за ним. Пришли в церковь , отец Иоанн как раз служил молебен. Молящихся толпа. В то время молодежь редко в церковь заходила. И нас сразу заметили. По окончании службы и отец Иоанн обратился к нам с вопросом:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Скачать epub pdf к 60-летию служения в священном сане архимандрита Иоанна (Крестьянкина) 25 октября 2005 года исполнилось 60 лет пастырского служения старейшего насельника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря – архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . Все эти годы были озарены ярким горением его духа во славу Божию. Ревностно служа Церкви Христовой, архимандрит Иоанн предстоял в молитве за народ Божий пред престолом Господа Славы, «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2, 8 ). Как истинный пастырь добрый, он все силы своей души и всю любовь своего сердца целиком отдавал святому делу душепопечения, обличая, запрещая, увещая «со всяким долготерпением и назиданием» (см.: 2Тим. 4, 2 ), и своим служением явил подвиг исповедника Христова. Батюшка наставлял мирян, помогал приходским священникам, духовно окормлял и поддерживал братию Псково-Печерской обители и других монастырей, создавал мудрые книги. Всякий, кто приходил к отцу Иоанну и открывал ему свою душу, становился еще одним его духовным чадом. Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) знают в самых разных странах мира. Последние годы из-за возраста и болезней отец Иоанн не имеет возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света по-прежнему приходят к нему на адрес Псково-Печерского монастыря. Книги отца Иоанна продолжают открывать духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу. Среди наиболее популярных книг, составленных по его беседам и письмам, можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) ». Многие труды отца Иоанна изданы на иностранных языках. Родился Иоанн Михайлович Крестьянкин 11 апреля 1910 года в Орле, в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Иларионовны Крестьянкиных, и был восьмым ребенком благочестивых родителей. Назвали мальчика в честь преподобного Иоанна пустынника, память которого празднуется Церковью в этот день. С детства мальчик прислуживал в храме и был в послушниках у известного своей монашеской строгостью архиепископа Орловского и Севского Серафима (Остроумова, † 1937).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Т.С. Смирнова Эта книга – приношение светлой и радостной памяти нашего старца, архимандрита отца Иоанна (Крестьянкина) , духовника Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, отшедшего в жизнь вечную 5 февраля 2006 года. В ней собраны воспоминания батюшки о своём почти вековом жизненном пути и записи о последних годах его жизни, а также фотографии и документы из личного архива отца Иоанна. В дальнейшем предполагается издание воспоминаний об отце Иоанне его современников и духовных чад, а также публикация материалов следственного дела. От автора …Теперь сложившиеся воспоминания вернее было бы назвать «Памятью сердец». Переехав на жительство в Печоры и приняв от батюшки благословение на послушание письмоводителя, сама я ушла из поля зрения, зато стала слышать, что иногда вспоминал отец Иоанн о своем прошлом, но главное видеть то, что он о себе не говорил, но что делал. От автора В 2002 году, когда стало очевидно, что оставшаяся часть жизни отца Иоанна (Крестьянкина) принадлежит больше уже иному миру и силы его зримо убывают, священноначалие Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря благословило меня начать сбор воспоминаний о батюшке. Приступая к делу и прося батюшкиного благословения, услышала в ответ: «Нанизывай, нанизывай с Богом». Разновременные записи, сделанные за тридцать пять лет, собирались как мозаика. Первые из них относятся к 1969 году, когда неожиданно, Божиим Промыслом, отец Иоанн вошел в мою жизнь. С 1981 года, переехав в Печоры и приняв от батюшки благословение на послушание письмоводителя, я стала слышать и записывать то, что иногда рассказывал отец Иоанн о своем прошлом. Но рядом с воспоминаниями о пути, протяженностью более чем в девяносто лет, вставало то, что изо дня в день видели мои глаза, что свидетельствовал о себе отец Иоанн в своих поступках, письмах, проповедях. По мере того как батюшкины рассказы слагались в главы будущей книги, я прочитывала ему их. И было очевидно, как он дорожил этой возможностью возвратиться в минувшее. Он то светился радостью, то слезы умиления застилали глаза, то потоком лились дополнения к уже написанному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - проповеди - СЛОВО в Неделю 4-ю Великого поста О преподобном Иоанне Лествичнике и его " Лествице " и к перенесению мощей святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ПРОПОВЕДИ О. ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) СЛОВО в Неделю 4-ю Великого поста О преподобном Иоанне Лествичнике и его " Лествице " и к перенесению мощей святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 23 марта (5 апреля) 1992 года Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя " Лествицы " . В этом установлении Церкви виден глубокий смысл. Ведь пост всецело связан с покаянием. Но что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать - грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Покаяться - это значит переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо осознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Необходимо возрастание, духовное восхождение " от силы в силу " , как бы по ступеням лестницы. Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам дивное сочинение под названием " Лествица " , в котором содержится учение о восхождении ко Господу. По указанию " Лествицы " , христианское возрастание и преуспеяние достигается через подвиги. Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд. " Лествица " состоит из тридцати слов (глав), как бы ступеней, - по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь.

http://zavet.ru/ioannkr04.htm

Закрыть «Неужели всё это будет?!» О встрече Путина со старцем о.Иоанном Крестьянкиным в 2000 году 11.04.2024 354 Сегодня день рождения псково-печерского старца Иоанна (Крестьянкина), который родился 11 апреля 1910 года в г.Орле. В этот день в апреле 2000 года, когда старцу исполнилось 90 лет, его неожиданно поздравил только что избранный Президент Владимир Путин . В поздравительной телеграмме говорилось: «Ваша жизнь — пример подлинного подвижничества и истинного служения Русской Православной Церкви, стремления к укреплению веры и духа нашего народа. Вас знает и любит вся православная Русь. Ведь во многом благодаря таким Наставникам, как Вы, Россия возвращается сегодня к своим духовным и нравственным корням». Через месяц, в мае того же 2000 года, Путин побывал в Псково-Печерской обители и посетил старца Иоанна. В какой-то момент сопровождающие оставили Президента наедине со старцем в его келье. Говорят, что они провели в беседе около часа. Всем было интересно, о чём говорили умудренный старец и молодой политик. Помню, в один из приездов в Печоры в то время я тоже полюбопытствовал, о чём могли говорить старец и Президент. Я разговорился на горке с одним печерским монахом. На мой вопрос он откровенно ответил: «Никто не знает. Отец Иоанн никогда не говорил на эту тему. Но когда Путин вышел из кельи старца, он был какой-то озадаченный и непонятно к кому обращаясь, сказал: " Неужели всё это будет!.. " ». Можно только догадываться и предполагать, что мог предсказать старец Иоанн. Но, очевидно, многое из того, что казалось невозможным, мы увидели своими глазами. Впрочем, монах тогда выразил полную уверенность, что эти слова имеют в виду не только какие-то трагические, а положительные события для будущей истории страны, намекнув на восстановление царской России. Известно, что старец Иоанн подарил президенту иконку Феодоровской Божьей Матери и благословил словами: «Иди с Богом». P.S. Несмотря на отсутствие официальной протокольной съёмки, сохранился уникальный любительский снимок, запечатлевший историческую встречу в келье старца Иоанна Крестьянкина.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/11/ne...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010