Аз вам отцам и братиям нашим зельно челом бию. Сие же завещаю, еже бы промежду вами брани ни которые не было, но любовь, яже о Христе и мир духовный посреди вас. А юных и безбрадных иноков не принимать и не постригать здесь таковых. А мирских юноков безбрадных на служение не держать. А женского пола всяческих в нашу пустыню не входно, ниже бессловесных скотов коих женского пола не быти у них. Пианственного пития отнюдь не подобает держать нам. А еже как пребывать в пустыни нашей молитве во веки, и как питаться, и когда подобает исходить потребы ради в благословенно время на рукоделие, и о прочем, сия вся вчинена суть в писании Господина и Учителя моего старца Нила, и яже написана в сей книге. Сего ради аз вскоре претекох и вкратце написах. Понеже тамо обрящеши вся, яже благоугодна суть Богови». См. устав сей в статье: Нилов скит. Отсюда до «Ипатский Троицкий Костромской монастырь» перенесено снизу, с буквы I Иоакиманский монастырь Псковской Епархии упразднённый девичий. См. Екиманский. Иоанно-Богословская Кохтыжская пустынь См. Кохтыжская Иоанно-Богословская. Добавление из VI тома Иоанно-Богословский монастырь Мужской упразднённый. Находился в Ярославской Епархии близ города Ростова от Борисоглебского монастыря в 3 вёрстах. Ныне тут приходская церковь . В 1289 году Игумен монастыря сего Тарасий хиротонисан в Епископа Ростовского. См. Истор. Иерархии, ч. I, стр. 117. Иоанно-Крестительский монастырь Архимандричий. Находится в Грузии. Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь См. Крыпецкий Иоанно-Богословский. Иоанновский или Ивановский Московский монастырь 2 класса девичий монастырь Московской Епархии. Находится в столичном городе Москве, в Белом городе, в Ивановском сороке. Строения в нём следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Усекновения честной главы Иоанна Предтечи с приделом Св. Николая Чудотворца; 2) ЦЕРКОВЬ над святыми воротами во имя Казанской Божьей Матери; 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) КЕЛЬИ; 5) ОГРАДА вокруг монастыря каменная. О времени основания его неизвестно, а по преданию, основан он Царём Иваном Васильевичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1786 г. к монастырю по резолюции преосвященного Иннокентия была приписана церковь во имя Святого великомученика и архидьякона Стефана, бывший мужской монастырь с луга. Церковь эта была каменная и построена в 1546 г. Из-за ветхости церковь Стефана в 1803 г. по требованию губернатора Я.И. Ламбздорфа была отдана консисторией в казенное ведомство. На этом месте предполагалось построить особое здание для хранения казенного пороха и селитры. В 1840 г. по указу Псковской духовной консистории эта церковь из-за ветхости была разобрана. В начале XIX в. Иоанно-Предтеченский монастырь стал опять увеличиваться в количестве насельниц. Этому способствовали щедрые пожертвования графини А.А. Орловой-Чесменской. В 1803 г. Иоанно-Предтеченскому монастырю были даны следующие вотчины: 1) земля в Ново-Уситовской волости Островского уезда; 2) пустошь Климово в Акатово Полонской волости Псковского уезда и рыбные ловли в Псковском озере. В 1826 г. рыбные ловли и мельницы были от монастыря отняты и взамен них дано ежегодное денежное вознаграждение. Во второклассном Иоанно-Предтеченском монастыре были два каменных храма: во имя Святого пророка Иоанна Предтечи и придельный во имя Святого апостола Андрея Первозванного. Главный Иоанно-Предтеченский соборный храм одноэтажный, каменный, холодный. Церковь сложена из земляной, крепкой известковой тесаной плиты вперемешку с четырехугольными кирпичами такой глины, обжига и цвета каких в Пскове нет. На юго-западной стороне Иоанно-Предтеченской церкви возвышалась двухпролетная звонница, четырехгранные столбики которой были скруглены в средних частях. Главный храм имел придел во имя Святого апостола Андрея Первозванного. На месте прежнего придела, пришедшего в ветхость, в 1845 г. была построена с северной стороны собора каменная, одноэтажная, теплая церковь. Андреевский храм был построен на средства псковского купца Андрея Афанасьевича Дерябина. Причт монастыря состоял из двух священников, одного дьякона и двух причетников. Но по указу Святейшего Синода в 1842 г. должность дьякона была упразднена.

http://sobory.ru/article/?object=46874

В таком виде Макаровский погост пришел к XX веку. После отъезда А. Ф. Полянской за границу погост окончательно перешел в ведение прихода, а после продажи имения подполковнику Григорию Петровичу Теплякову весь Иоанно-Богословский ансамбль был выключен из границ усадьбы. Но тогда наступили трудные времена для богаделен: крестьянская община оказалась неспособной содержать приют для престарелых на прежнем уровне, а Тепляков с самого начала выказал мало заинтересованности в благотворительности. Ближе к революции богоугодное заведение уже едва теплилось, а затем и совсем истончилось и сошло на нет, ибо у новой власти до призрения обиженных судьбой руки не доходили, вся страна ходила в обиженных. Существовать за счет благотворителей богадельни тоже не могли за отсутствием таковых: богатые люди частью разбежались, частью сгорели в горниле классовой борьбы. В 1927 году был вскрыт склеп Макара Полянского, еще раньше тяжкие увечья были нанесены «замку» и хозяйственным постройкам. Потом пришел черед погоста. В 1941 году предполагалось разместить на погосте и в селе стрелковый полк, потом эвакуированную швейную фабрику, промкомбинат… В 1946 году верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь, а в 1961 году ее снова отобрали. С 1969 года в Макаровке начались восстановительные работы, а в 1987 году жители села при содействии верующих Луховки, Куликовки и Солдатского через патриарха Пимена сумели вытребовать Иоанно-Богословский храм и колокольню в ведение прихода. Настоятелем в Иоанно-Богословский храм был назначен протоиерей Георгий Сакович. В 1991 году открывшейся Саранской епархии была передана Знаменская церковь, а в 1996 году – Михайло-Архангельская. Бывший «замок» Полянских стал епархиальным управлением. Таким образом, за десять лет погост поэтапно перешел к подлинному хозяину – православному народу, а в 1994 году он наконец-то превратился в настоящую обитель: по благословению патриарха Алексия Второго и по решению архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия в Макаровке открылся мужской Иоанно-Богословский монастырь. Таким образом, мужское иночество в городе воскресло. Наместником монастыря стал протоиерей Максим Чеботарёв (в монашестве Владимир).

http://sobory.ru/article/?object=04079

2) Назначить настоятельницей Соликамского Красносельского Иоанно-Предтеченского женского монастыря монахиню Варвару (Сухинину), освободив ее от должности настоятельницы Обвинского Свято-Успенского женского монастыря. 3) Преобразовать Обвинский Свято-Успенский женский монастырь Пермской епархии в монастырское подворье со статусом приписного к Соликамскому Красносельскому Иоанно-Предтеченскому монастырю. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного епископа Пермского и Соликамского Иринарха о благословении на преобразование Пророко-Ильинской женской пустыни Пермской епархии в монастырское подворье со статусом приписного к Кунгурскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю и об освобождении монахини Веры (Редкиной) от должности старшей сестры данной пустыни. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Преобразовать Пророко-Ильинскую женскую пустынь Пермской епархии в монастырское подворье со статусом приписного к Кунгурскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю. 2) Освободить монахиню Веру (Редкину) от должности старшей сестры Пророко-Ильинской женской пустыни. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного епископа Пермского и Соликамского Иринарха об освобождении монахини Руфины (Сидоровой) от должности настоятельницы Бахаревского Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря в городе Перми и о назначении ее на должность настоятельницы Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, а также о назначении на должность настоятельницы Бахаревского Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря в городе Перми монахини Софии (Забурдаевой). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Освободить монахиню Руфину (Сидорову) от должности настоятельницы Бахаревского Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря в городе Перми и назначить ее настоятельницей Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря с возведением в сан игумении. 2) Назначить настоятельницей Бахаревского Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря в городе Перми монахиню Софию (Забурдаеву) с возложением наперсного креста по должности.

http://mospat.ru/archive/86256-zhurnaly-...

товарища Синодального Обер-Прокурора, от 19 мая сего года за 2410, о том, что со стороны Министерства Внутренних Дел не встречается препятствий к учреждению женской общины при Красносельской Иоанно-Предтеченской, близ города Соликамска, церкви, на средства купцов Рязанцевых с наименованием сей общины Иоанно Предтеченскою, и 2) справку, по коей оказалось следующее: Соликамские купцы Василий и Иван Рязанцевы, в поданном Пермскому епархиальному начальству прошении, объяснили, что покойный их родитель, Соликамский купец Александр Рязанцев, еще при жизни своей, имел желание устроить женскую общину, вблизи города Соликамска, при безприходной приписной к Соликамскому Свято-Троицкому собору, Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви. Обновив и украсив означенный храм, родитель их пожелал, чтобы при этом храме был особый самостоятельный причт, и на содержание его внес капитал в 10400 руб., а на отведенной от города усадебной земле устроил приличное помещение для причта, который и состоит при Красносельской церкви с 1887 года. Вполне сочувствуя благому желанию своего родителя, они, Рязанцевы, изъявляют желание в память их отца основать при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви женскую общину для благочестивых вдов и девиц, желающих посвятить себя на служение Богу, и для этого обязываются: 1) на отведенной от граждан города Соликамска земле, в количестве 3 десят. 1160 саж., построить помещение для 20 – 25 сестер, с необходимыми надворными строениями; 2) на содержание общины внести 10000 р., с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты поступали ежегодно на содержание общины и проживающих в ней сестер; 3) если сестры общины пожелают заниматься хлебопашеством, то они Рязанцевы, изъявляют готовность взять в аренду на 24 года от 10 до 15 десят. Близ лежащей земли от крестьян Поповского сельского общества, на что крестьяне означенного общества изъявляют свое полное согласие. Община должна состоять при Красносельской церкви и именоваться Иоанно-Предтеченскою и причт ея должен исполнять все духовные требы для общины, без обязательного вознаграждения, взамен чего сестры общины обязываются наблюдать за полною чистотою в храме, за целостию ризницы и приготовлять просфоры.

http://sobory.ru/article/?object=16250

Евпловской, на Мясницкой, свящ. Дим. Феод. Добронравова Единоверенской Введенской, что у Салтыкова моста, ц. Благочинного Единоверческих церквей, И.Г. Звездинского Екатерининской, на Ордынке, свящ. Иоанн. Петр. Ключарева Елисаветинской, на Дорогомиловском кладбище, священ. Дим. Дим. Виноградова Ермолаевской, на Садовой, прот. Серг. Серг. Модестова Зачатиевской, в Зачатиевском м-ре, прот. Саввы Ал-иев. Нечаева Зачатиевской, в Углу, прот. Мих. Сим. Боголюбского Знаменской, близ Девичьего поля, свящ. Иоан. Иоанн. Крастелева Знаменской, на Знаменке, свящ. Георг. Ал-иев. Ключарова Знаменской, в Переяславской слободе, свящ. Вас. Петр. Флерина Знаменской, на Петровке, свящ. Ник. Макс. Никольского Иверской, на Ордынке, свящ. Ник. Иоан. Мячина Илие-Обыденской, свящ. Анд. Иван. Соколова Ильинской, на Воронцовом поле, прот. Дим. Иоан. Языкова Иоакиманской, на Б. Якиманке, священ. Ал-дра Дим. Крылова Иоанно-Богословской, в Бронной, Иоан. П. Ключарева Иоанно-Богословской, под Вязом, свящ. Дим. Мих. Воздвиженского Иоанно-Воинской, на Калужской улице свящ. Конст. Мих. Маркова Иоанно-Предтечевской, под Бором, свящ. Ал-ия Ник. Суходского Иоанно-Предтечевской, в Ивановском девичьем монастыре ц., свящ. Вас. Дим. Лебедева Иоанно-Предтечевской, в Пресне, свящ. Феод. Георг. Ремова Казанской, у Калужских ворот, прот. Викт. Тим. Покровского Казанской, в Сущеве, свящ. Вас. Мих. Маркова Климентовской, на Пятницкой, священ. Ал-ия Серг. Парусникова Князе-Владимирской, в Старых Садех, свящ. Тимоф. Илар. Соболева Константино-Еленинской, в кремле, свящ. Иоанн. Вас. Рождественского Константино-Еленинской, в Межевом ин- ституте, прот. Андрея Григор. Подотебнова Космо-Дамианской, в Кадашеве, священ. Петра Кирилл. Орлова Космо-Дамианской, в Садовниках, свящ. Иоан. Иоанн. Струженцова Космо-Дамианской, на Старой Кузнецкой, прот. Матф. Вас. Соловьева Космо-Дамианской, в Старх Панех, прот. Вас. Серг. Богословского Космо-Дамианской, в Таганке, свящ. Иоанн. Ник. Бушневского Космо-Дамианской, в Щубине, прот. Мих. Георг. Невского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сура. Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь. Храмы монастыря: Собор Успения Пресвятой Богородицы Домовый храм Иоанна Кронштадтского Карта и ближайшие объекты Сурский Иоанно-Богословский монастырь, общежительный, в селе Суре, Пинежского уезда, в 212 верстах от города Пинеги, учрежденный в 1900 году из женской общины, основанной в 1899 году известным Кронштадтским пастырем отцом Иоанном Сергиевым на месте своей родины; при монастыре школа. К нему приписан Троицкий скит, в 18 верстах от него. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Сурский общежительный монастырь находится в селе Суре, на берегу реки Пинеги, в 213 верстах от уездного города того же имени. Этот монастырь весьма недавнего происхождения. Основание его связано с именем покойного кронштадтского пастыря о. Иоанна Ильича Сергиева, который был уроженцем этой местности. Им первоначально учреждена была в селе Суре женская община в 1899 году. По указу Св. Синода, в 1900 году эта община обращена в женский монастырь. Архангельское подворье Сурского Иоанно-Богословского монастыря. Управляется он игуменьей. Храм в обители один, деревянный, во имя св. апостола Иоанна Богослова. При монастыре содержится школа и гостиница для богомольцев. Сообщение с монастырем из г. Пинеги поддерживается на пароходе по реке того же имени.   Источник: П.П. Сойкин " Православныя русские обители " Иоанно-Богословский Сурский монастырь расположен в селе Сура Пинежского района Архангельской области. Сура - одно из древнейших поселений языческих чудских племен, село, где и сегодня сильны языческие традиции и старообрядческие устои. Однако именно эта земля дала Руси двух святых представителей белого духовенства – Сергия Малопинежского и Иоанна Кронштадтского. Сурский монастырь был основан как женская монашеская община в 1899 г. на месте, благословлённом святым Иоанном Кронштадским. Первоначально были построены деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи. Две монахини, начальница мать Варвара и инокиня Ангелина и 33 послушницы приняли духовное благословение св. Иоанна Кронштадтского на жительство в открытом монастыре. 20 июня 1900 г., в очередной его приезд в Суру, состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской духовной консистории вместо Сурской женской общины был учрежден собственно заштатный Иоанно-Богословский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=16023

В XVI - первой половине XVII веков монастырь неоднократно терпел разорения от крымских татар и мордвы, приходивших с юга и юго-востока, но неизменно возрождался. Хотя монастырь и владел обширными вотчинами, но неоднократные разорения не давали долгое время возможности благоустроить обитель. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 50 годы XVII века строятся каменные ограда и святые ворота по проекту зодчего Юрия Ершова. Это единственные сохранившиеся на территории Рязанской области фресковые росписи такой древности. В 1689 году был возведен каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор. В том же году был построен второй каменный храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из других каменных построек XVII века до наших дней сохранились шатровая колокольня и настоятельский корпус. В 1652 году своей грамотой патриарх Адриан благословил архимандриту Антонию и последующим настоятелям всякое священнослужение совершать в серебряно-кованной митре. В этой грамоте Иоанно-Богословский монастырь назван третьим по занимаемому им месту среди обителей Рязанско-Муромской епархии. После секуляризации в 1764 году императрицей Екатериной II церковных земель, Иоанно-Богословский монастырь, как и многие обители, приходит в упадок. Новый расцвет монастыря в хозяйственном и духовном отношениях наступает во второй половине XIX столетия. В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение потомственный Почетный гражданин, московский купец 1-й гильдии Давид Иванович Хлудов. Он стал главным жертвователем монастыря. На его средства полностью реконструируется Иоанно-Богословский собор. В нем устраивается новый иконостас, иконы для которого были написаны известным рязанским художником Н. В. Шумовым. Храм был вновь освящен 5 октября 1862г. Благодаря инициативе Д.И. Хлудова, настоятелем Иоанно-Богословского монастыря 22 марта 1865г. Святейшим Синодом назначается иеромонах, затем игумен и архимандрит Виталий (Алексеев). В течении последующих лет облик обители совершенно изменился. Общежительный устав в ней был введен по образцу Коневского монастыря, с аскетически строгими правилами.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Иоанно-Б...

После реконструкции, 28 ноября 1910 года, Преосвященнейшим Мефодием, епископом Забайкальским и Нерчинским, в сослужении с духовенством г. Читы храм был вновь освящен архиерейским чином. Иоанно-Предтеченский храм славился среди храмов города своим церковным хором, который состоял из работников железной дороги и учащихся железнодорожных школ и училищ. Священнослужители уделяли большое внимание церковному пению, и даже сами содействовали привлечению людей к этому благому делу. После 1917 года храм не закрыли. Священнослужители в это смутное время продолжали нести Слово Божие. Исправно справлялись богослужения. 27 марта 1920 года в Иоанно-Предтеченском храме прошла торжественная служба с участием Архиепископа Мелетия. Пел Церковный хор под управлением А.И. Неверова. В годы революционного террора и богоотступничества священники Иоанно-Предтеченского храма не перешли на сторону обновленческой церкви, а остались верны Патриарху Московскому и Всея Руси Тихону, поэтому популярность храма была велика, отсюда и излишнее внимание властей, отсюда и репрессии. Последний настоятель Алексей Соболев и клирики Иоанно-Предтеченского храма были сосланы на Соловки. После 1927 года храм был закрыт. Его помещение приспособили сначала под начальную школу, а затем под спортивный зал общества «Локомотив». В 1993 году распоряжением Администрации Читинской области помещение бывшего храма было передано православной общине. В 1996 году в Иоанно-Предтеченском храме стали совершаться регулярные богослужения. Из хранилищ Свято-Воскресенского храма были переданы иконы XIX века, в частности иконы из иконостаса Кафедрального собора во имя святого благоверного Александра Невского, взорванного большевиками в 1936 году, и Казанского собора г. Читы. В ночь с 24 на 25 октября 1997 года в Иоанно-Предтеченском храме чудесным образом обновилась Казанская икона Божией Матери, сим было явлено особое благоволение Небесной Владычицы. Чудо обновления засвидетельствовано было епархиальным начальством. В 1997 году по благословению епископа Иннокентия (ныне архиепископа Корсунского) был уточнен престольный праздник храма – Рождество Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=37119

В 1917 году был реквизирован «для народных нужд» двухэтажный настоятельский дом, а в начале 1920-х годов большая часть служебных помещений монастыря. К концу 1920-х годов в ведении монастыря оставались только церковные здания: два храма и колокольня. В 1929 году Иоанно-Предтеченский монастырь закрывается, а уже в 1930 году под снос идет соборный храм и шатровая колокольня с храмом в честь св. мученика Иоанна Воина. Разрушаются и монастырские стены. Сохраняется только Сретенский храм, который используют под склад «Заготзерно». Церковь в честь Сретения Господня - единственный из всех монастырских храмов Астрахани, уцелевший в советский период. Ныне это соборный храм монастыря, освященный в 1990-е годы в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Возрождение комплекса началось в 1989 году. 22 февраля 1995 года указом Святейшего Патриарха Алексия Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своем звании. Церковь Иоанна Предтечи стала монастырским собором и отреставрирована. В 1993-1994 годах была построена звонница, которая будет действовать, пока не будет восстановлена в прежнем виде монастырская колокольня. Здание келий Иоанно-Предтеченского монастыря. Дата постройки: 2-я пол. 19 в. Расположен корпус по северной границе квадратной монастырской территории, в одну линию с корпусом кухонь. Одноэтажный, прямоугольный в плане кирпичный объем габаритами 54,8x12,1 метров сильно вытянут с запада на восток. Главный фасад южный, 26-осный. По северной стене проходи галерея. Внутреннее пространство разделено поперечными стенами на 5 основных секций, содержащих коридоры с входом в западные и восточные кельи. Фасады гладкие. Наличники окон - рисованные, прокрашены обрамляющей проем полосой побелки. Представляет интерес оформление входов белокаменными ступенями и скамьями. Здание кухонь Иоанно-Предтеченского монастыря. Дата постройки: 2-я пол. 19 в. Прямоугольное в плане, кирпичное, одноэтажное здание кухонь вытянуто по линии запад-восток. Корпус является важным элементом комплекса Иоанно-Предтеченского монастыря и служит примером монастырской служебной постройки второе половины 19 века.

http://sobory.ru/article/?object=01043

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010