Знаменской, на Знаменке, свящ. Георгия Ал-евича Ключарева Знаменской, близ Девичьего м-ря, свящ. Иоан. Иоан. Державина Иверской, на Ордынке, свящ. Ник. Иоан. Мячина Илие-Обыденской, священ. Андрея Ив. Соколова Ильинской, на Воронцовом поле, прот. Дим. Иоан. Языкова Иоакиманской, на Б. Якиманке, свящ. Ал-дра Дим. Крылова Иоанно-Богословской, в Бронной, Иоанна Петровича Ключарева Иоанно-Богословской, под Вязом, свящ. Дим. Мих. Воздвиженского Иоанно-Воинской, на Калужской улице, свящ. Конст. Мих. Маркова Иоанно-Предтечевской у Варварских ворот, священ. Николая Григорьевича Побединского —36— Иоанно-Предтечевской, под Бором, свящ. Ал-ия Ник. Суходского Иоанно-Предтечевской, в Ивановском Девичьем монастыре, свящ. Вас. Дм. Лебедева Иоанно-Предтечевской, в Пресне, свящ. Феод. Георг. Ремова Казанской, у Калужских ворот, прот. Вик. Тим. Покровского Казанской, в Сущеве, свящ. Вас. Мих. Маркова Климентовской, на Пятницкой, свящ. Ал-ия Серг. Парусникова Князе-Владимирской, в Сарых Садех, свящ. Тимоф. Илар. Соболева Константино-Еленинской, в Кремле, свящ. Иоан. Вас. Рождественского Космо-Дамианской, в Кадашеве, свящ. Петра Кирилл. Орлова Космо-Дамианской, в Садовниках, свящ. Иоан. Иоанн. Струженцова Космо-Дамианской, на Старой Кузнецкой. прот. Матф. Вас. Соловьева Космо-Дамианской, в Старых Панех, прот. Вас. Серг. Богословского Космо-Дамианской, в Таганке, свящ. Серг. Ипполит. Глаголевского Космо-Дамианской, в Шубине, свящ. Серг. Никол. Лебедева Крестовоздвиженской, в в Алексеевском монастыре, прот. Серг. Петр. Смирнова Крестовоздвиженской, в бывом м-ре, прот. Феофил. Иоанн. Кроткова Крестовоздвиженской, в Убогих домах, свящ. Симеона Ал-др. Голубева Максимовской, на Варварке, свящ. Андр. Стеф. Смирнова Марие-Магдалининской, в Императорском Техническом училище, свящ. Ник. Серг. Виноградова —37— Марие-Магдалининской, при Коммерческом училище, свящ. Иоанна Иосиф. Покровского Марие-Магдалининской, в мало-летнем отделении Николаевского Института, свящ. Вас. Андр. Крылова Марие-Магдалининской в приюте слепых, свящ. Иоанна Феодр. Горского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К этой группе статей примыкают материалы об «Управлении делами Московской Патриархии», структурном подразделении Московской Патриархии (МП), действующем на правах синодального учреждения. Ряд материалов посвящены всеобщей и отечественной истории, а также религии. Они безусловно привлекут внимание широкой аудитории, к ним относится статья об унитариях, членах религиозного течения, возникшего в XVII в. и окончательно сложившегося во 2-й пол. XVIII в. на основе учения социниан. Интересны читателям будут статьи об архангеле Урииле и Ут-Напишти, антагонисте знаменитого урукского царя Гильгамеша, движении Фалуньгун, албанском церковном и политическом деятеле Фане (Феофане) Ноли, районе Стамбула Фанар, где находится резиденция Константинопольского Патриарха, о фарисеях, католическом монастыре Фатима в Португалии, где детям (по их словам) явила себя Пресвятая Дева Мария. Читателям предлагается ознакомиться со статьями об «умовении ног», паралитургическом действе Великого четверга, в ходе которого совершается омовение водой ног; великом христианском празднике «Усекновении главы Иоанна Предтечи»; Успении Пресвятой Богородицы, окончании земной жизни и восшествии на небеса Приснодевы Марии (данная статья является одной из определяющих в томе). Присутствует также и подробная статья об Успенском посте. Том содержит статьи о многих монастырях, в частности об Ужгородском Воскресенском мужском монастыре, Ульяновском Стефановом Троицком мужском монастыре (Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии), Унгенском Свято Георгиевском женском монастыре, Унгенском в честь иконы Божией Матери «Утоли мои Печали» женском монастыре; Уральском Покровском женском монастыре (Уральской епархии Митрополичьего округа РПЦ в Республике Казахстан); Усольском Преображенском женском монастыре (Соликамской епархии Пермской митрополии); Успенском Аланском мужском монастыре (Владикавказской и Аланской епархии); Успенском Высоковском мужском монастыре (Городецкой епархии Нижегородской митрополии); Успенском Гремячевом женском монастыре (Калужской епархии и митрополии); Успенском женском монастыре (Бердянской епархии); Успенском женском монастыре (Бэлцкой и Фэлештской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдовы), и т.д.

http://radonezh.ru/2023/11/02/v-prodazhu...

К этой группе статьей примыкают материалы об «Управлении делами Московской Патриархии», структурном подразделении Московской Патриархии (МП), действующем на правах синодального учреждения. Ряд материалов посвящены всеобщей и отечественной истории, а также религии. К ним относится статья об унитариях, членах религиозного течения, возникшего в XVII в. и окончательно сложившегося во второй половине XVIII в. на основе учения социниан. Интересна читателям будет статья об архангеле Урииле. Читателям предлагается ознакомиться со статьями об «умовении ног», паралитургическом действе Великого Четверга, в ходе которого совершается омовение водой ног; великом христианском празднике «Усекновении главы Иоанна Предтечи»; Успении Пресвятой Богородицы, окончании земной жизни и восшествии на Небеса Приснодевы Марии (данная статья является одной из определяющих в томе). Том содержит статьи о многих монастырях, в частности об Ужгородском Воскресенском мужском монастыре, Ульяновском Стефановом Троицком мужском монастыре ( Сыктывкарская епархия ), Унгенском Георгиевском женском монастыре, Унгенском в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» женском монастыре, Уральском Покровском женском монастыре (Уральская епархия), Усольском Преображенском женском монастыре ( Соликамская епархия ), Успенском Аланском мужском монастыре ( Владикавказская епархии ), Успенском Высоковском мужском монастыре ( Городецкая епархия ), Успенском Гремячевом женском монастыре ( Калужская епархия ), Успенском женском монастыре ( Бердянская епархия ), Успенском женском монастыре ( Бельцкая епархия ) и т.д. Внимание историков Римско-Католической Церкви привлечет статья об ультрамонтанизме, направлении в католицизме, представители которого отстаивали главенство папы Римского над светскими правителями и выступали за строгое подчинение Риму управления Католической Церковью. Историкам искусства и студентам будет интересно ознакомиться со статьей «Умиление». Данный термин возник в русской культуре как определение иконографического типа, в котором Божия Матерь и Младенец Христос представлены с прильнувшими друг к другу ликами.

http://patriarchia.ru/db/text/6073476.ht...

В течение 1914 года наличных денег поступило: а) по подписным листам от благочинных столичных церквей гор. Москвы и прочих жертвователей Помощника благочинного 4-го округа Сретенского сорока священника Спасской, в Спасском, церкви о. Григория Орлова Помощника благочинного 1-го отделения Сретенского сорока протоиерея Харитониевской, в Огородниких, церкви Иоанна Бушневского От исправляющего должность благочинного Московских придворных соборов и церквей сакеллария придворного Благовещенского собора протоиерея Петра Маркова От наместника Симонова монастыря архимандрита Митрофана – через благочинного ставропигиальн. монастырей епископа Евфимия От наместника Чудова монастыря – архимандрита Арсения (ныне епископа Серпуховского) От настоятеля Флорищевской пустыни, Владимирской епархии, архимандрита Макария От игумении Успенского, в городе Александрове, Владимирской епархии, монастыря Тамары От благочинного 2-го отделения Замоскворецкого сорока протоиерея Иверской, на Ордынке, церкви Николая Мячина От благочинного 2 го отделения Сретенского сорока протоиерея Духосошественской, на Лазаревском кладбище, церкви о. Владимира Остроухова От благочинного 3-го отделения Замоскворецкого сорока протоиерея Казанской, у Калужских ворот, церкви Серия Розанова От благочинного 1-го отделения Ивановского сорока протоиерея Воскресенской, на Семеновском кладбище, церкви Владимира Недумова От помощника благочинного 3-го отделения Сретенского сорока священника Покровской, в Красном селе церкви, Петра Голубева От благочинного столичных епархиальных монастырей архимандрита Злотоустова монастыря Феодосия От благочинного Китайского сорока, протоиерея Николо-Москворецкой церкви Петра Смирнова От благочинного 2-го отделения Никитского сорока протоиерея Пятницкой, в Охотном ряду, церкви Серия Маркова От благочинного 1-го отделения Никитского сорока протоиерея Большевознесенской, на Царицинской улице, церкви, Иоанна Арбекова От благочинного 1-го отделения Пречистенского сорока протоиерея церкви Афанасия и Кирилла Евлампия Троицкого

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церкви, пусть с благоговением прочтется, по крайней мере, в течение св. четыредесятницы.    Преподобный и Богоносный отче наш Иоанне! Моли Христа Бога, да пошлет Он нам силы и ревность шествовать вслед за тобою по степеням духовной лествицы, возводящей на небо, шествовать особенно в настоящие дни поста и покаяния. Аминь. Слово в неделю пятую Великого поста, сказанное в Предтеченск...     «Образ покаяния тебе имуще, всепреподобная Марие, Христа моли, во времени поста, сему нам дароватися» (Светилен).    Мы видели образ поста и молитвенных подвигов, нам близкий и доступный, в лице преподобного Иоанна Лествичника. Ныне пред нами образ покаяния так же близкий и доступный, в лице преподобной Марии Египетской. Кто не знает дивной жизни этой дивной жены? Кто не знает, в какую глубину зол она низошла, на какую высоту добродетелей потом взошла и как совершился этот поразительный переход? Не станем же разсказывать то, что известно всем, а изложим только, какия главныя истины, относящияся к подвигу покаяния, напоминает нам эта поучительная жизнь.    Первая истина та, что покаяние для нас всегда возможно. Как бы велики и многочисленны ни были наши пороки, как бы ни долго уже мы служили беззаконию, как бы ни укоренились и ни застарели во зле, — мы всегда можем очувствоваться и обратиться к Богу с молитвою о помиловании. Семнадцать, самых свежих и цветущих, лет своей жизни Мария предавалась грехам нераскаянно. И как предавалась? Каким грехам? Казалось, она потеряла всякий стыд; казалось, она совершенно изгнала из сердца своего страх Божий, совершенно заглушила в себе голос совести. Имя Марии было покрыто всеобщим позором. Однакож и эта, повидимому, погибшая душа могла покаяться: отчего же не покаяться и нам? Может быть, наши грехи менее грехов Марии: тем легче для нас покаяние. А если даже не менее, если даже более? Мария пришла в себя и начала каяться, когда стремилась в храм, чтобы поклониться животворящему древу креста Господня: св. крестъ — этот якорь спасения для грешных всегда с нами; «кровь» Иисуса Христа, распятого на кресте, способна очистить нас «от всякого греха» (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

Вит. Ст. Лебедева Димитрие-Солунской, свящ. Ильи Мих. Флерина Духосошественской, на Даниловском кладбище, свяш. Ал-дра Вас. Модестова Духосошественской, на Лазаревском кладбище, свящ. Влад. Филип. Остроухова Евиловской, на Мясницкой, свящ. Дим. Феод. Добронравова Екатерининской, на Ордынке, свящ. Иоанна Петр. Ключарева Ермолаевской, на Садовой, прот. Серг. Серг. Модестова Зачатиевской, в Углу, прот. Мих. Сим. Боголюбского Знаменской, в 2-ой Городской Больнице, свящ. Евг. Мих. Лавровского Знаменской, в Переяславской слободе, свящ. Вас. Петр. Флерина —39— Знаменской, на Петровке, свящ. Ник. Макс. Никольского Иверской, на Ордынке, свящ. Ник. Иоан. Мячина Илие-Обыденской, свящ. Иоан. Матф. Лебедева Ильинской, на Воронцовом поле, прот. Дим. Иоан. Языкова Иоакиманской, на Б. Якиманке, свящ. Ал-дра Дим. Крылова Иоанно-Богословской, в Бронной, Иоанна Петровича Ключарева Иоанно-Богословской, под Вязом, свящ. Дим. Мих. Воздвиженского Иоанно-Воинской, на Калужской улице, свящ. Конст. Мих. Маркова Иоанно-Предтечевской, под Бором, свящ. Ал-ия Ник. Суходского Иоанно-Предтечевской, в Ивановском Девичьем монастыре, свящ. Вас. Дм. Лебедева Иоанно-Предтечевской, в Пресне, свящ. Феод. Георг. Ремова Казанской, у Калужских ворот, прот. Викт. Тим. Покровского Казанской, в Сущеве, свящ. Вас. Мих. Маркова Климентовской, на Пятницкой, свящ. Ал-ия Серг. Парусникова Князе-Владимирской, в Долгоруковском приюте, свящ. Аникиты Ал-дров. Хатунцевского Князе-Владимирской, в Сарых Садех, свящ. Тимоф. Илар. Соболева Константино-Еленинской, в Кремле, свящ. Иоанн. Вас. Рождественского Константино-Еленинской, в Межевом институте, прот. Анд. Григ. Полотебнова Космо-Дамианской, в Ладашеве, свящ. Петра Кирилл. Орлова —40— Космо-Дамианской, в Садовниках, свящ. Иоан. Иоанн. Струженцова Космо-Дамианской, на Старой Кузнецкой, прот. Матф. Вас. Соловьева Космо-Дамианской, в Старых Панех, свящ. Серг. Никол. Орлова Космо-Дамианской, в Таганке, свящ. Серг. Ипполит. Глаголевского Космо-Дамианской, в Шубине, свящ. Серг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На основании такого всестороннего благоустройства Общины думал бы я просить Ваше Преосвященство, Милостивейшего Архипастыря, принять на себя труд ходатайства пред Св. Синодом о переименовании сей Общины в Общежительный Иоанно-Богословский Женский Монастырь при селе Суре Пинежского уезда Архангельской губернии; если не найдется к сему с Вашей стороны каких-либо препятствий 873 . В материальном отношении я буду неуклонно заботиться о его обеспечении так, как и в настоящее время. Кроме сего, для поддержки сего Монастыря строится мною уже в С. – Петербурге подворье, несомненно имеющее доставлять ему достаточное обеспечение 874 . Протоиерей Иоанн Сергиев. На письме помета: «1900 г. Июня 26. В Консисторию на рассмотрение. Е Иоанникий». Епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию (Надеждину). 26 июня 1900. Архангельск Его Преосвященству Преосвященнейшему Иоанникию Епископу Архангельскому и Холмогорскому и Кавалеру От Учредителя Иоанно-Богословской Сурской Женской Общины, Кронштадтского Андреевского Собора Настоятеля Протоиерея Иоанна Сергиева Прошение В виду необходимости для новоучрежденной Сурской Иоанно-Богословской Общины иметь свою именную печать, для деловой корреспонденции, покорнейше прошу Ваше Преосвященство или разрешить мне заказать в С. – Петербурге таковую, или же предписать Консистории озаботиться сим заказом. Но, во всяком случае, так как Сурская Община не замедлит переименоваться «Сурским Иоанно-Богословским Общежительным Женским Монастыремвиду необходимости для новоучрежденной Сурской Иоанно-Богословской Общины иметь свою именную печать, для деловой корреспонденции, покорнейше прошу Ваше Преосвященство или разрешить мне заказать в С. – Петербурге таковую, или же предписать Консистории озаботиться сим заказом. Но, во всяком случае, так как Сурская Община не замедлит переименоваться «Сурским Иоанно-Богословским Общежительным Женским Монастырем », то и на печать изобразить наименование «монастырем», а не «общиною», во избежании вторичной перемены печати ., то и на печать изобразить наименование «монастырем», а не «общиною», во избежании вторичной перемены печати 875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ставрополь. Иоанно-Мариинский женский монастырь. На территории монастыря: Карта и ближайшие объекты В 2013 г. исполнилось 165 лет со дня образования старейшего из существующих в городе Ставрополе монастырейСтавропольского Иоанно-Мариинского женского монастыря. В 1843 г. по указу императора Николая I было определено учредить в Кавказской области и Черномории особую епархию, выделив ее из Новочеркасской. Архиерейскую кафедру основали в городе Ставрополе. Первым епископом Кавказским и Черноморским был назначен викарий Киевской митрополии епископ Чигиринский Иеремия. С учреждением Кавказской епархии и прибытием правящего епископа в среде ставропольского общества появились новые интересы: сооружение храмов, развитие христианского просвещения в Кавказском крае, организация просветительских и благотворительных учреждений. В Государственном архиве Ставропольского края имеются фонды, документы которых отражают деятельность духовного ведомства на Ставрополье. Это материалы об открытии Кавказской епархии, указы Святейшего синода, отчеты о деятельности епархии, журналы заседаний консистории, документы об открытии церковно-приходских школ, училищ и многое другое. В истории православия на Северном Кавказе значительным событием явилось открытие женских монастырей. По настоянию Преосвященного Иеремии было принято решение об открытии двух женских монастырей в Кавказской епархии: Марие-Магдалинского - в Черномории, Иоанно-Мариинского - в Ставрополе. В краевом архиве хранятся документы, связанные с историей создания и развития Ставропольского Иоанно-Мариинского монастыря. Это прежде всего, клировые ведомости о церквах, монастырях Кавказской епархии, содержащие послужные списки священнослужителей Иоанно-Мариинского монастыря, сведения о вдовах и сиротах, подведомственных монастырю, различного рода переписка духовных правлений с настоятельницами монастыря, метрические книги, в которых отображены свидетельства о рождении и смерти церковнослужителей, монахинь и послушниц. В 1848 г. по благословению первого Преосвященного епископа Ставропольского Иеремии в трех верстах к северу от Ставрополя, на землях Терского казачьего войска, был открыт приют для сирот духовного звания женского пола.

http://sobory.ru/article/?object=21079

Святыни: Рака с малой частицей мощей св. Германа Казанского (главная уцелевшая часть его мощей находится в Свияжске) Еще один действующий монастырь города тоже относится по времени основания к эпохе Ивана Грозного и Первосвятителей Казанских. Он раскинулся белокаменным ансамблем прямо напротив кремля, по другую сторону площади от Спасской башни. Когда-то, под пару к этой башне, возвышался великолепный трехшатровый собор монастыря. Он был почти такой же высоты: кремлевская башня – 47 метров, а центральный шатер храма – 45. Но Иоанно-Предтеченский собор – как раз то единственное, что не сохранилось от замечательного ансамбля этой маленькой, но очень красивой обители. Мы еще расскажем об этой трагической потере. А пока – история основания обители. Два монастыря обустроил в Казанской земле великий святой, архиепископ Герман: Свияжский Успенский – в 1555 г., еще будучи архимандритом (и его первым настоятелем в течение 9 лет), и Иоанно-Предтеченский в самом центре Казани – видимо, 10 лет спустя, когда уже занял, по смерти свт. Гурия, казанскую кафедру (1564-1566 гг.). Обитель в Казани изначально была учреждена, вероятно, как подворье Свияжского Успенского монастыря, но с конца XVI века стала самостоятельной. И все же Иоанно-Предтеченский монастырь всегда уступал Свияжскому и по знаменитости, и по богатству и по числу братии (особенно разительным был контраст в земельных владениях: в середине XVIII века в вотчинах Свияжского монастыря числилось более 7200 мужских крестьянских душ, а Казанского Иоанно-Предтеченского – 90). По-разному проявляется Божий промысел… Часто складывается так, что из монастырей, основанных одним и тем же святым, одна обитель после его кончины процветает, а другая веками пребывает в «скудном состоянии», как выражались в литературе XIX века. Можно проследить очень простую закономерность: где пребывают мощи святого-основателя – там и процветание. Мощи свт. Германа пребывают в Свияжской обители. И именно она в XVIII веке стала первоклассной, а Иоанно-Предтеченская Казанская – заштатной. В последней сохранялась как главная святыня лишь икона св. Германа с очень малой частичкой его мощей. Она была прислана из Свияжска в 1756 г. Заштатный монастырь, по условиям реформы 1764 года – это монастырь «на своем содержании», без денежного оклада, выделяемого государством, но также и без земли, ибо все вотчины Церкви были конфискованы в казну в том же году. То есть положение заштатных обителей России оказалось очень незавидным…

http://sobory.ru/article/?object=06086

Местоположение монастыря Астраханский мужской заштатный Иоанно-Предтеченский монастырь находится на восточной стороне Астрахани, вне белого города, за рекою Кутумом. Он расположен на ровной долине, отделенной от города речкою; огражден со всех сторон каменными стенами и образует квадрат, каждая сторона которого имеет по 4б сажень. Основание монастыря и последующая судьба его Основание сей обители положено было при четвертом Астраханском Митрополите Савватии, главным образом на иждивение сего истинно благочестивого Иерарха и при помощи доброхотных дателей 1 . Первый храм в обители был, вероятно, деревянный. В 1688 году в октябре месяце строитель новой обители старец с братиею просили Митрополита Савватия о дозволении выстроить каменную церковь во имя Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, по имени Коего и монастырь наименован Иоанно-Предтеченским. Восемь лет продолжалось строение каменной церкви, которая освящена была уже при Митрополите Сампсоне в 1697 г. октября 19 числа 2 .  Едва основанная обитель Предтеченская вскоре получила историческое значение. Здесь в 1705 году некоторое время скрывался от взбунтовавшихся стрельцов Преосвященный Митрополит Сампсон. Около сей обители, по совету и благословению сего доблестного Архипастыря, собралось и утвердилось верное Царю войско, оттеснило мятежников в белый город и тем положило прочное начало к усмирению мятежа 3 . В 1723 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был обращен в лазарет. В нем не осталось ни одного монаха, так что и требы в лазарете совершал белый священник, к которому присылали на помощь двух иеромонахов из Спасского монастыря. Потом, в замене иеромонахов, придан был другой 6е-лый священник. Но в 1727 г. Апреля 13-го, вследствие представления Преосвященного Варлаама, опять была восстановлена Иоанно-Предтеченская обитель. При своем основании обитель Иоанно-Предтеченская не имела никакой недвижимой собственности, а содержалась единственно временными доходами от доброхотных дателей. Посему первый же строитель обители сей старец Александр с 6ратиею били челом Великим Государями Царям и Великим Князьям Иоанну и Петру Алексеевичам и Великой Государыне Софии Алексеевне о назначении им жалованья для пропитания и поддержания монастырских зданий, «кормятся де они» (писали о себе строитель с братией) «Христовым именем, а Великих Государей жалованьем, противу иных Астраханских монастырей, ничем не пожалованы, нуждны и бедны» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010