ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Зачатьевскому ставропигиальному женскому монастырю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Литургия: Проповеди священномученика Серафима (Звездинского)» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-214-1284. 21. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Иоанно-Богословским Савво-Крыпецким монастырем макета книги «Псковский Иоанно-Предтеченский женский монастырь» (сост. иеромонах Мардарий (Алексеев)), предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Иоанно-Богословскому Савво-Крыпецкому монастырю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Псковский Иоанно-Предтеченский женский монастырь» (сост. иеромонах Мардарий (Алексеев)) при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания, а также с учетом замечания. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-214-1285. 22. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Иоанно-Богословским Савво-Крыпецким монастырем макета книги Н. Серебрянского «Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Иоанно-Богословскому Савво-Крыпецкому монастырю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги Н. Серебрянского «Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания, а также с учетом замечания. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-214-1286.          26. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного издательством «Никея» текста книги «Исповедь» (сост. С. Ермолаев), предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Никея» право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Исповедь» (сост. С. Ермолаев) при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания, а также исправления указанного в замечаниях недостатка.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря, на сайте которого имеет место активное обновление новостной ленты, содержащей информацию о жизни обители; развиваются страницы, посвященные истории монастыря, преемственности духовных традиций; публикуются беседы игумении с сестрами, воспоминания о духовниках, почивших сестрах, о духовном подвижничестве в городском монастыре; Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь за активную разработку в социальных сетях монастырских страниц, отсылающих читателей к сайту Оптиной, а также за онлайн-общение с посетителями канала монастыря в сети «Твиттер»; Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, на чьем сайте создан монастырский синодик, где рассказывается о почивших насельницах, духовниках обители; публикуются воспоминания о подвижниках, связанных с Зачатьевским монастырем; сформирована библиотека, в которой почти ежедневно появляются жития и воспоминания о святых дня; Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря за развитие оригинального проекта «Монашество в истории»; Данилова ставропигиального мужского монастыря за создание и наполнение популярного интернет-издания «Прихожанин», где публикуются не только новости монастыря, но и интересные материалы о церковной жизни; Донского ставропигиального мужского монастыря за активное наполнение раздела, посвященного социальной и волонтерской деятельности обители; Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни Шамордино за улучшение интерфейса сайта и развитие катехизаторской страницы «Азбука веры»; Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря за оснащение монастырского сайта веб-камерами, благодаря которым теперь можно в онлайн-режиме смотреть прямую трансляцию из монастыря, а также принимать участие в 3D экскурсии по обители. Также архимандрит Мелхиседек в своем выступлении особо отметил высокую посещаемость сайтов Сретенского ставропигиального мужского монастыря и Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5061256...

25 февраля Праздник Иверской иконы Божией Матери, день памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца . Литургия в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 26 февраля Неделя сыропустная (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания . Освящение возрожденного храма Воскресения Христова  Патриаршего подворья на Семеновском кладбище г. Москвы. Литургия в новоосвященном храме Вечерня с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве ВЕЛИКИЙ ПОСТ 27 февраля Понедельник первой седмицы Великого поста, день памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского . Уставное богослужение в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве 28 февраля Вторник первой седмицы Великого поста . Уставное богослужение в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре Повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы МАРТ 1 марта Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме Воскресения Словущего Андреевского ставропигиального мужского монастыря города Москвы 2 марта Четверг первой седмицы Великого поста . Уставное богослужение в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы Повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы 3 марта Пятница первой седмицы Великого поста . Литургия Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Утреня в храме Казанской иконы Божией Матери Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря в Москве 4 марта Суббота первой седмицы Великого поста, день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, и великомученика Феодора Тирона . Освящение храма святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке, г. Москвы. Литургия в новоосвященном храме Канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия . Всенощное бдение в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Спасского собора Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы

http://patriarchia.ru/db/text/4943019.ht...

Затем перед слушателями конференции выступил Д.Г. Давиденко, кандидат исторических наук, научный консультант по архивам московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря. Докладчик познакомил присутствующих с результатами своей работы по поиску, систематизации и изданию документов о возобновлении иноческой жизни в Ивановском монастыре во второй половине XIX века; документы находятся ныне в собрании Центрального государственного архива Москвы (фонды монастыря и Московской духовной консистории). Исследователь описал живую, полную интересных подробностей и не лишенную драматизма историю воссоздания обители, подчеркнув, что на Ивановский монастырь были возложены особые задачи: он стал первой женской общежительной обителью Москвы, своего рода примером. Неслучайно Иоанно-Предтеченские игумении назначались затем в другие монастыри, где предполагалось введение общежитийного устава. Д.Г. Давиденко также сообщил, что после издания первого тома документов планируется второй с материалами, охватывающими период с 1910 по 1914 год. В обсуждении доклада приняли участие сестры обители, которые задали вопросы докладчику и сделали ряд существенных дополнений к его рассказу. Научный куратор конференции, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, старший преподаватель ПСТГУ О.А. Родионов представил вниманию слушателей доклад «Учение преподобного Каллиста Ангеликуда о монашеском послушании». Личность византийского богослова XIV века, выдающегося представителя исихазма Каллиста Ангеликуда до сих пор недостаточно известна исследователям по многим причинам, в числе которых и географическая удаленность монастыря, где подвизался преподобный (Катафиги близ крепости Меленикон (Μελνικον) в Греческой Македонии, ныне Болгарии), и путаница с его именем в рукописной традиции, а также отсутствие изданий основных текстов, плохое состояние рукописей. Немаловажное обстоятельство стилистическая сложность творений богослова, носящих высокий созерцательный характер. О.А. Родионов поставил задачу познакомить аудиторию с фрагментом «Исихастского утешения» прп. Каллиста, а именно с гимном, озаглавленным «Песнь брачного чертога Господу Жениху очищенной Души Иисусу Христу, Сыну Бога Отца нашего по благодати». Данный текст не опубликован пока даже в греческом оригинале, перевод сделан автором доклада. Гимн написан в форме диалога между Женихом Христом и невестой Душой. В нем затронута тема так называемых начальных добродетелей: достижения чистоты, послушания, смирения, жительства «по совету».

http://drevo-info.ru/news/23276.html

— Отец Петр, сколько монашествующих нашей Церкви получают сейчас базовое богословское образование на открытых Курсах? — Кто-то уже успел и окончить Курсы. По нашей статистике на данный момент трехлетний курс обучения на Курсах с получением Свидетельства об их прохождении прошли 721 насельник из 79 монастырей Русской Православной Церкви. А сейчас на Курсах обучаются 1813 насельников из 245 монастырей нашей Церкви. Во многом такой охват достигается благодаря наличию у ряда Курсов филиальной сети в виде дополнительных учебных площадок в отдаленных монастырях. Всего же обучением на Курсах охвачены насельники 310 монастырей Русской Православной Церкви, как окончившие, так и продолжающие обучение. — Сколько курсов и в каких епархиях были открыты в этом году? — В 2022 году богословские Курсы для монашествующих были открыты в 18 епархиях: Вятской , Яранской , Белгородской , Владивостокской , Барнаульской , Бийской , Рубцовской , Славгородской , Красноярской , Енисейской , Канской , Новосибирской , Искитимской , Карасукской , Симбирской , Омской , Тарской и Тобольской . По нашим подсчетам доступ к базовому богословскому образованию в связи с открытием новых Курсов в текущем 2022 году получили 257 насельников из 39 монастырей. — Как Вы оцениваете в целом работу Комиссии в уходящем году? — Все же право оценивать работу Комиссии принадлежит Священноначалию. Мы с благодарностью прислушиваемся и к отзывам тех, кто обеспечивает конкретную работу на местах — руководителям, преподавателям и слушателям Курсов. Мы осуществляем нашу деятельность не жалея сил и надеемся, что полезны Церкви в той сфере, в которой несем наше послушание. Конечно, из общего числа членов Комиссии по объему выполняемой работы выделяются те, кто трудится в выездных группах. Я хотел бы поблагодарить за это архимандрита Феофилакта (Безукладникова) , наместника Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря , иеромонаха Аполлинария (Панина), ректора Перервинской духовной семинарии, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, иеромонаха Павла (Черкасова), проректора по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, игумению Фаину (Кулешову), настоятельницу Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь , монахиню Анувию (Виноградову), секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначею Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря Москвы, монахиню Феониллу (Харченко) и инокиню Спиридонию (Свердленко), помощниц секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих.

http://patriarchia.ru/db/text/5988601.ht...

Москвы; диакон Олег Заломаев, клирик храма пророка Божия Илии в Черкизове г. Москвы; иеродиакон Мефодий (Исаев), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря; диакон Ярослав Калинин, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии; диакон Владимир Кононович, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при больнице МОНИКИ г. Москвы; диакон Дионисий Куприченков, клирик храма Всех святых, Патриаршего подворья на Соколе г. Москвы; диакон Владимир Никитенко, клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы; диакон Павел Николаев, клирик храма свт. Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове г. Москвы; иеродиакон Игнатий (Правосудов), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря; диакон Виталий Хмелев, клирик Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; диакон Сергий Шебуренков, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москвы; диакон Александр Шмат, клирик храма равноап. кн. Владимира при Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова г. Москвы; диакон Сергий Шпехт, клирик храма  вмч. Георгия Победоносца, Патриаршего подворья в п. Семхоз Московской области. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. Проповедь перед причастием произнес священник Иоанн Нефедов, клирик Храма Христа Спасителя. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. В алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Святейшего Владыки с награжденными клириками. Протоиерей Андрей Бондаренко, обращаясь от лица награжденных к Святейшему Патриарху Кириллу, в частности, сказал:   «Ваше Святейшество, мы высказываем слова благодарности за то, что Вы оказали нам такую великую милость, и, конечно, просим Ваших молитв, чтобы готовность наша полагать за Церковь наши силы, время и здоровье была действительно настоящей, крепкой, чтобы мы исполняли миссию Церкви в деле проповеди Слова Божия, Слова спасения, понимая, что эта проповедь не всегда бывает в почете и уважении, но, как показывает история, совершается в страданиях и скорбях.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5419851...

Москвы; диакон Олег Заломаев, клирик храма пророка Божия Илии в Черкизове г. Москвы; иеродиакон Мефодий (Исаев), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря; диакон Ярослав Калинин, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии; диакон Владимир Кононович, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при больнице МОНИКИ г. Москвы; диакон Дионисий Куприченков, клирик храма Всех святых, Патриаршего подворья на Соколе г. Москвы; диакон Владимир Никитенко, клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы; диакон Павел Николаев, клирик храма свт. Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове г. Москвы; иеродиакон Игнатий (Правосудов), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря; диакон Виталий Хмелев, клирик Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; диакон Сергий Шебуренков, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москвы; диакон Александр Шмат, клирик храма равноап. кн. Владимира при Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова г. Москвы; диакон Сергий Шпехт, клирик храма  вмч. Георгия Победоносца, Патриаршего подворья в п. Семхоз Московской области. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. Проповедь перед причастием произнес священник Иоанн Нефедов, клирик Храма Христа Спасителя. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь . В алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Святейшего Владыки с награжденными клириками. Протоиерей Андрей Бондаренко, обращаясь от лица награжденных к Святейшему Патриарху Кириллу, в частности, сказал:   «Ваше Святейшество, мы высказываем слова благодарности за то, что Вы оказали нам такую великую милость, и, конечно, просим Ваших молитв, чтобы готовность наша полагать за Церковь наши силы, время и здоровье была действительно настоящей, крепкой, чтобы мы исполняли миссию Церкви в деле проповеди Слова Божия, Слова спасения, понимая, что эта проповедь не всегда бывает в почете и уважении, но, как показывает история, совершается в страданиях и скорбях.

http://patriarchia.ru/db/text/5419604.ht...

2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р24-320-0493   21 .       Заявитель: Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: Ивановский монастырь и Оптина пустынь» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: Ивановский монастырь и Оптина пустынь». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р24-320-0494   22 .       Заявитель: Нижегородская духовная семинария. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета научного журнала «Труды Нижегородской духовной семинарии. Выпуск 21 (2023)» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании научного журнала «Труды Нижегородской духовной семинарии. Выпуск 21 (2023)». 2. Присвоить данному научному журналу номер Издательского совета – ИС Р24-320-0495   23 .       Заявитель: Николо-Сольбинский женский монастырь. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги К. Г. Капкова «Древний монастырь. Николаевская пустынь на Сольбе. XV – середина XVIII века» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги К. Г. Капкова «Древний монастырь. Николаевская пустынь на Сольбе. XV – середина XVIII века». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р24-320-0496   24 .       Заявитель: Учебный комитет Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги А. В. Щипкова «Обществознание. Учебник для духовных школ (Уровень " Бакалавриат " )» , предлагаемой к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Процитировав в начале доклада фрагменты «Правил…» святителя Василия Великого и творений преподобного Феодора Студита, являющиеся неким корнем и основанием последующей монашеской традиции, А.Б. Ванькова привела конкретные примеры из типиков мужских и женских монастырей XI-XIII столетий. Предварительные выводы, которые сделала исследователь, показывают, что повсеместно послушание игумену признавалось абсолютным — до смерти; игумен, с редчайшим исключением, являлся единственным духовным окормителем братии; в большинстве случаев на нем не лежал груз административных обязанностей. Игумен мог поручать опытным старцам принятие откровения помыслов, но исповедь и контроль за исправлением братии были его исключительным правом и обязанностью. Важнейшее значение, которое — с классических времен — придавалось понятию «отцовская власть», применимо и к монастырям: послушание монахов игумену позиционируется как послушание детей отцу; только то, что в действиях игумена шло вразрез со Священным Писанием, могло быть подвергнуто сомнению. А.Б. Ванькова отметила, что на данный момент исследование продолжается (в начале второй части заседания она по просьбе устроителей кратко познакомила слушателей с некоторыми результатами изучения иерархической структуры монастыря со времен преподобного Пахомия Великого) и в перспективе может воплотиться в книгу. Несомненно, этот труд будет полезен не только историкам, но и сегодняшнему монашеству, которое так же заботят вопросы внутренней монастырской организации и устроения монашеской жизни. Доклад О.А. Родионова, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, старшего преподавателя ПСТГУ, на тему « " Нерассуждающее послушание " в византийской аскетической традиции X-XIV веков» непосредственно продолжил тему предыдущего выступления, но в основу рассуждений о феномене абсолютного послушания (αδιακριτως υπακο) была положена в первую очередь аскетическая литература. Притом, как и в случае монастырских уставов, главным образом подразумевалось именно послушание игумену — так, как это фундаментально заложено в студийской традиции. Вопрос этот является дискутируемым до настоящего дня, хотя еще в XIX веке святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что полное непререкаемое послушание недоступно современному человеку (имея в виду и отсутствие необходимых духоносных наставников). Актуализировало этот вопрос для нашей Церкви и возобновившееся в конце ХХ века общение с Афоном, где поддерживается данная традиция («послушание во всем, за исключением блуда и ереси»).

http://patriarchia.ru/db/text/5369834.ht...

По нашим подсчетам доступ к базовому богословскому образованию в связи с открытием новых Курсов в текущем 2022 году получили 257 насельников из 39 монастырей. — Как Вы оцениваете в целом работу Комиссии в уходящем году? — Все же право оценивать работу Комиссии принадлежит Священноначалию. Мы с благодарностью прислушиваемся и к отзывам тех, кто обеспечивает конкретную работу на местах — руководителям, преподавателям и слушателям Курсов. Мы осуществляем нашу деятельность не жалея сил и надеемся, что полезны Церкви в той сфере, в которой несем наше послушание. Конечно, из общего числа членов Комиссии по объему выполняемой работы выделяются те, кто трудится в выездных группах. Я хотел бы поблагодарить за это архимандрита Феофилакта (Безукладникова) , наместника Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря , иеромонаха Аполлинария (Панина), ректора Перервинской духовной семинарии, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, иеромонаха Павла (Черкасова), проректора по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, игумению Фаину (Кулешову), настоятельницу Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь , монахиню Анувию (Виноградову), секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначею Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря Москвы, монахиню Феониллу (Харченко) и инокиню Спиридонию (Свердленко), помощниц секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих. Большое впечатление на членов Комиссии производит общий энтузиазм и усилия, полагаемые на местах. Мы видим, какой интерес проявляется сегодня к открытию курсов, к усовершенствованию работы уже действующих учебных площадок и, безусловно, это нас стимулирует в наших трудах. Ведь это означает, что работа Комиссии востребована и имеет определенный положительный результат. — Позвольте поблагодарить Вас за интервью и в завершение задать вопрос о планах Комиссии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5988603...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010