С самого своего основания Иоанно-Предтеченский монастырь имел от князей Псковских, а позднее от великих князей и царей разные привилегии. Так, великим князем Василием Ивановичем в 1510 г. была дана игуменье с сестрами тарханная, или несудимая грамота, подтвержденная затем царем Иваном Васильевичем Грозным в 1536 г. и царем Федором Ивановичем в 1585 г. Эти тарханные грамоты освобождали от принадлежности суду обыкновенных присутственных мест и представляли личному суду князя. Кроме того, тарханные грамоты освобождали от всяких податей. Во время осады г. Пскова польским королем Стефаном Баторием Иоанно-Предтеченский монастырь вместе с Псковом испытал невзгоды этого нападения. Частые пожары, опустошавшие иногда весь г. Псков, касались и Ивановского монастыря. При осаде Пскова в 1615 г. шведским королем Густавом Адольфом Ивановский монастырь был подвергнут разорению. Иоанно-Предтеченский монастырь, как наиболее пострадавший от поляков, литовцев и шведов, был по государеву указу возобновлен. Заботы царя Михаила Федоровича о монастыре сказались в даровании монастырю особой грамоты. Эта грамота была пожалована 28 марта 1623 г. от имени царя и патриарха Филарета. Ею подтверждалось данное князем Тимофеем и его супругой Марфой право владения на земли вблизи г. Гдова и другие, кроме того игуменье монастыря и сестрам давалось право самим судить своих монастырских людей и крестьян во всех делах, кроме разбоя и убийства. Из грамоты видно, что владения монастыря подразделялись на нивы белые и оброчные. В царствование царя Алексея Михайловича монастырь получил от этого государя 13 января 1646 г. подтверждение всех своих прав на владение землями и право несудимости. При царях Иоанне и Петре Алексеевичах 1 января 1685 г. эти права были вновь подтверждены. 12 октября 1716 г. супруга Петра I Параскева Федоровна при проезде через г. Псков посетила Иоанно-Предтеченский монастырь и пожертвовала 50 руб. на устройство иконостаса и два покрова. С конца царствования императора Петра I начался постепенный упадок Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1764 г. при императрице Екатерине II последовала секуляризация церковных имуществ или положение о духовных штатах, после чего Ивановский монастырь лишился почти всех своих поместий. После учреждения для монастырей штатов в 1764 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был поставлен в число второклассных монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=46874

ПОСТАНОВИЛИ: Журнал 76 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О назначении заместителя председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. ПОСТАНОВИЛИ: Священника Георгия Рощина, сотрудника Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, назначить заместителем председателя означенного Отдела. Журнал 77 СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия, исполняющего обязанности управляющего делами Московской Патриархии, о назначении наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря города Саранска игумена Климента (Родайкина). ПОСТАНОВИЛИ: Назначить наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря города Саранска игумена Климента (Родайкина) с возведением в сан архимандрита. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия об освобождении игумена Андроника (Могилатова) от обязанностей наместника Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни города Сарова и о назначении на эту должность архимандрита Кирилла (Покровского). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Освободить игумена Андроника (Могилатова) от обязанностей наместника Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни города Сарова. 2) Назначить наместником Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни города Сарова архимандрита Кирилла (Покровского). СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного епископа Пермского и Соликамского Иринарха о преобразовании Иоанно-Предтеченского прихода в бывшем Красном селе, ныне входящем в черту города Соликамска, в Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь и о назначении на должность настоятельницы монахини Варвары (Сухининой) с освобождением последней от должности настоятельницы Обвинского Свято-Успенского женского монастыря, а также о преобразовании Обвинского Свято-Успенского женского монастыря Пермской епархии в монастырское подворье со статусом приписного к Соликамскому Красносельскому Иоанно-Предтеченскому монастырю. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Преобразовать Иоанно-Предтеченский приход в бывшем Красном селе, ныне входящем в черту города Соликамска, в Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь.

http://mospat.ru/archive/86256-zhurnaly-...

Служили 2 священника. Старший священник Чижов Алексей Александрович 1863 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1884 года. Младший священник – Авессаломов Василий Александрович 1870 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1893 года. Строительство собора Начинала строительство монахиня Паисия, назначенная в 1899 году исполняющей должность настоятельницы монастыря.В этом году епархиальный архитектор Дружинин признал тесный Иоанно-Предтеченским храм ненадёжным. В 1900 году церковь осматривал инженер Альберти В.А. и сделал вывод, что храм нужно перепланировать и расширить его. В 1906 году игумения Паисия подала рапорт о построении нового собора на месте прежней церкви, обосновывая просьбу тем, что Иоанно-Предтеченская церковь не представляет художественной ценности. Вологодский епископ Никон не разрешил разобрать Иоанно-Предтеченскую церковь. В 1907 году решено строить новый храм на новом месте по проекту художника-архитектора Курицына Владимира Николаевича. В 1908 году проект утверждён. В 1909 году заложен храм, игумения Паисия просит выдать монахине Агнии (Алфимовой) и рясофорной послушнице Евгении Бетехтиной книгу для сбора средств в Пермской, Тобольской и Омской епархиях. Священный Синод отклонил эту просьбу. Собор строится на собственные средства монастыря. В 1912 году игумения Паисия умирает и дело её продолжает игумения Аркадия. Средств не хватает, и в 1913 году игумения Аркадия просит выдать монахине Евстолии (Шемякиной) и рясофорной послушнице Евдокии Матвеевне Поповой книгу для сбора средств. Разрешение от Священного Синода получено, но начинается война. В 1915 году никакие работы по строительству собора не проводились. После революции 1917 года В 1918 году все монастырское имущество передано Предтеченской производственной общине. В 1920 году планировалось объединить 3 производственные общины Гледенскую, Иоанно-Предтеченскую и Яиковскую (все бывшие женские монастыри) в единую коммуну Путеводная Звезда. Монахини старше 50 лет в Путеводную Звезду не допускались. Их переводили в Гледенскую общину, которой предназначалось выполнять функции богадельни. Проект объединения не осуществился. В 1921 году все монахини выселены из Иоанно-Предтеченского монастыря, в 1922 году службы в Иоанно-Предтеченской церкви прекратились.

http://sobory.ru/article/?object=12554

В период служения моего деда в Троицкой церкви у Милициных родилась вторая дочь - Елена. Вот запись в Метрической книге градо-уфимской Троицкой церкви: " Елена родилась 14, крещена 21 марта 1904 года. Родители: градо-уфимской Свято-Троицкой церкви диакон Николай Васильев Милицин и законная жена его Иулия Даниилова, оба православные. Восприемники: коллежский секретарь Николай Афанасьев Беккаревич и дочь надворного советника девица Екатерина Афанасьева Беккаревич. Таинство совершил священник Виктор Покровский с причтом " . Иоанно-Предтеченская церковь. Рождение сына Василия. Так как в УЕВ по какой-то причине нет сведений о последующем перемещении диакона Николая Милицина из Троицкой к Иоанно-Предтеченской церкви, установить окончание его служения в Троицкой церкви удалось по сохранившимся в метрических книгах записям с подписями о.Николая. В Иоанно-Предтеченской церкви мой дед служил с 14 июля 1906 года (первая подпись в метрической книге) по 8 февраля 1907 года (последняя подпись), всего полгода. Во время служения в Иоанно-Предтеченской церкви родился третий ребенок Милициных, Василий, названный, конечно же, в честь своего деда, Василия Павловича Милицина. Вот запись в Метрической книге Иоанно-Предтеченской церкви: " Василий родился 2, крещен 15 августа 1906 года. Родители: градо-уфимской Иоанно-Предтеченской церкви диакон Николай Васильев Милицин и законная жена его Иулия Даниилова, оба православные. Восприемники: Студент уфимской Духовной семинарии Владимир Михайлов Монбланов и дочь коллежского асессора Александра Васильева Можевизина. Таинство совершил протоиерей Николай Шестаков с псаломщиком Петром Колокольцевым " . Крестовоздвиженская церковь 1907-1909 годы 8 февраля 1907 года о.Николай был определен к Крестовоздвижеской церкви г.Уфы. Вот запись о его перемещении: " Диакон, временно причисленный к градо-уфимской Иоанно-Предтеченской церкви, Николай Милицин, согласно прошению, резолюцией Его Преосвященства от 8 февраля с.г., определен на псаломщическое место к Крестовоздвиженской церкви г.Уфы " (УЕВ 1907 стр.257-258).

http://pravoslavie.ru/106526.html

В благодарность за труды по возрождению Иоанно-Предтеченского монастыря г. Москвы Предстоятель Русской Церкви вручил настоятельнице обители игумении Афанасии (Грошевой) юбилейный крест, изготовленный по случаю празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В дар Иоанно-Предтеченскому монастырю Святейший Владыка передал старинный список Тихвинской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил высокие церковные награды. Во внимание к многолетнему служению на благо Церкви и усердным миссионерским трудам, а также за значительный вклад в развитие духовного просвещения и в связи с 70-летием со дня рождения председатель общества «Скиния» А.В. Бугаевский удостоен ордена свт. Иннокентия, митрополита Московского, I степени. А.В. Бугаевский — известный российский агиограф, церковный и общественный деятель. Им были составлены жития особо почитаемых византийских святых, организованы международные конференции, посвященные агиографии, гимнографии и иконографии святых IV-V bekob. При активном участии А.В. Бугаевского Церкви был возвращен Ипатьевский монастырь в Костроме, комплекс храмов и зданий Рязанского кремля, Иоанно-Предтеченского и Покровского монастырей в Москве, множество храмов и церковных строений в Московской, Рязанской, Костромской, Пермской и других епархиях Русской Православной Церкви. Во внимание к трудам на благо Церкви казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы монахиня Анувия (Виноградова) награждена орденом прп. Серафима Саровского III степени. Во внимание к помощи Иоанно-Предтеченскому ставропигиальному женскому монастырю г. Москвы председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции И.А. Яровая удостоена ордена прп. Евфросинии Московской III степени. По завершении богослужения Святейший Патриарх Кирилл посетил северный двор Иоанно-Предтеченского монастыря, где в прошлом располагался главный вход в обитель. Предстоятель Русской Церкви ознакомился с планами ремонтно-реставрационных работ по восстановлению исторического облика обители. Пояснения давали заместитель генерального директора музеев Московского Кремля по научной работе А.Л. Баталов, архитектор-реставратор монастыря А.В. Петрова и казначея монастыря монахиня Анувия (Виноградова). В 2015 году с ряда строений монастыря было снято оперативное управление Московского университета Министерства внутренних дел РФ, что позволило приступить к реставрации святых врат и северного двора. В советское время в северном дворике размещался спортзал университета МВД. В настоящее время спортзал демонтирован, планируется восстановление северной галереи, соединяющей святые врата с собором обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4215675.ht...

Псков. Иоанно-Предтеченский монастырь с Завеличья (подворье Крыпецкого монастыря). Упразднённый в 1923 г. исторический Ивановский монастырь с 2007 г. является подворьем Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря . Храмы бывшего Ивановского монастыря: Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский девичий монастырь расположен на левом берегу реки Великой напротив Кремля, в местности известной в Пскове под именем Завеличья. Его основательницей считается благоверная княгиня Евфросиния, дочь литовского князя Рогволода Борисовича и родственница псковского князя Довмонта. Замуж Евфросиния была выдана за князя Ярослава Владимировича. Ярослав большую часть времени проводил в Ливонии. В одном из своих походов, Ярослав увидал в Ливонском городе местную жительницу, пленившись красотой которой, он отверг свою супругу и окончательно поселился на жительство в пределах Ливонии. Оставленная своим мужем, княгиня Евфросиния приступила к устройству обители, где и приняла иноческое пострижение с именем Евпраксия. Место для монастыря ею было избрано вблизи того холма, где по преданию княгиня Ольга поставила крест и видела три луча, осенявшие то место, где теперь стоит Троицкий собор. Благоверная Евпраксия устроила храм во имя Святого Предтечи. По преданию, Евпраксия стала первой игуменьей монастыря. В каком именно году начата Евпраксией постройка монастыря с точностью сказать трудно. Одни исторические источники считают годом основания 1240, а другие 1243 год. Во всяком случае, все исторические данные сообщают, что строение монастыря было окончено в 1243 г. и в этом же году княгиня была вызвана своим мужем в Ливонский город Одемпе, где 8 мая была убита своим пасынком. Тело княгини мученицы было принесено в г. Псков и погребено в основанном ею Ивановском монастыре. В XIII в. Иоанно-Предтеченскому монастырю щедро помогали своими пожертвованиями князь Довмонт-Тимофей и его супруга Марфа. Ими были пожертвованы вотчины и угодья вблизи г. Гдова. После смерти князя Довмонта княгиня Марфа переселилась в Иоанно-Предтеченский монастырь, где приняла иноческое пострижение. В 1487 г. в Ивановском монастыре была погребена супруга псковского князя Ярослава, умершая от моровой язвы. В Псковских синодиках упоминаются имена 10 княгинь-инокинь, нашедших место вечного упокоения в стенах Иоанно-Предтеченского монастыря. Вероятным является то предположение, что Иоанновский монастырь, основанный подвижницей княгиней, являлся для последующих псковских княгинь местом погребения.

http://sobory.ru/article/?object=46874

Кунгур. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский монастырь, общежительный, в городе Кунгуре. Основан в 1868 году из существовавшей с 1822 года женской общины. При нем школа и приют для девочек-сирот духовного звания. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Монастырь возник как женская монашеская община при Предтеченской церкви города в 1825 г., официально статус общины получил в 1851 г., в монастырь преобразован в 1868 г. К нач. ХХ в. крупный монастырь с большим хозяйством, с территорией, застроенной каменными корпусами. Действовали приют и училище. Закрыт женский монастырь в 1921 г. Возрождение монастыря благословлено Священным Синодом в 2004 г. 12 мая 2005 г. был создан Устав и зарегистрирована религиозная организация Иоанно- Предтеченский женский монастырь. С 2009 г. началось возрождение женского монастыря в Кунгуре и только в 2015 г. он полностью перешел в руки монахинь. Кунгурская Иоанно-Предтеченская женская община была утверждена в 1851 году. Попечителем общины стал кунгурский купец А.Г. Пиликин, который в течение 15 лет руководил строительными работами на территории монастыря, занимающей квартал между улицами Гоголя (ранее – Острожной), Красной (ранее – Алексеевской), Ленина (ранее – Успенской). В 1850-е годы был построен первый келейный корпус, в котором позднее были устроены домовые церкви в честь иконы Владимирской Богоматери (1858 г.) и в честь Великомученика Пантелеймона и Симеона Верхотурского чудотворца (1879 г.). В 1860 году были построены: второй корпус – для женского духовного училища, третий корпус – под приют для девочек-сирот (на средства А.С. Губкина). Четвертый корпус возвели в 1869 году, пятый – в 1870 году. В 1868 году община была переименована в женский Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1903–1914 годах велось строительство каменной Иоанно-Предтеченской монастырской церкви с приделами Иверской Богоматери и Серафима Саровского. Освящение главного храма состоялось 21 сентября 1914 года. 22 и 23 сентября были освящены придельные храмы.

http://sobory.ru/article/?object=36234

Второй храм - Успенский собор. Он был построен в 1915 г., но проект разрабатывался еще при батюшке. Рассказывают о пророчестве св. Иоанна, что храм построят, но служить в нем не будут. С закрытием монастыря были закрыты и храмы. В Советское время в Успенском соборе был клуб, а сейчас храм пустует, разрушается. Никольский собор напротив подвергся разрушению, но ныне восстанавливается. При Сурском Иоанно-Богословском монастыре находился Троицкий скит. Этот скит был расположен в 18 верстах от монастыря, среди величественного векового корабельнаго леса. В скиту имелся храм во имя Св. Троицы. Теперь он частично разрушен Датой закрытия Сурского монастыря стало 8 декабря 1920 г. В этот день на заседании Сурского волостного съезда Советов (который, кстати, заседал в монастырских помещениях) было постановлено упразднить Сурскую обитель. Прошение, поданное монахинями в Архангельский губернский совет народного хозяйства, успеха не имело. Сурский монастырь подлежал уничтожению именно потому, что был монастырем. Это очевидно из того ответа, который получили монахини на свое прошение - «Рабочие труженицы Советской власти нужны, разрешить же образовывать отшельнические союзы людей, убивающих себя, Советская власть не намерена». В конце XX века монастырь стал возвращаться к жизни. 31 октября 1994 г. епископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон благословил воссоздание в Архангельске женской общины Иоанно-Богословского Сурского подворья. В 1994-1996 гг. сёстры безуспешно пытались вернуть церкви здание Архангельского подворья бывшего Иоанно-Богословского-Сурского женского монастыря. В 1996 г. по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона община была переведена в деревню Ершовка Приморского района Архангельской области и преобразована в самостоятельный Иоанно-Богословский монастырь. А в селе Сура образовалась новая община возрождаемого Сурского женского Иоанно-Богословского монастыря. Источники: П.П. Сойкин. " Православныя русские обители; И.И. Иванов. " За Пинегой, в Суре…;  " Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь. Русские церкви " .

http://sobory.ru/article/?object=16023

Описание Зверинского В.В. 840: «Иоанно-Предтеченский или Ивановский, женский, 3 класса (с 1764 года), в городе Устюге, Вологодской губернии, на Сокольничьей горе, на которой стоял соколиный двор татарского сборщика податей Багуя или Буги, принявшего в 1262 году крещение и нареченного Иоанном. Он то и основал монастырь, который был до 1764 года мужским, а в этом году сюда переведены инокини Преображенского монастыря, тогда же упразднённого и находящегося тоже в городе Устюге». Монастырь находился на Ивановской горе в городе Великий Устюг Вологодской губернии. Ныне - город Великий Устюг Вологодской области, улица Красноармейская, 40. Основание монастыря в 1262 году праведными Иоанном и Марией Устюжскими. Во времена татаро-монгольского ига город Устюг платил дань. Баскаком - сборщиком податей в Устюге служил Буга. Устюжанка Мария была взята татарином в наложницы. В 1262 году устюжане восстали против жестокого баскака. Буга испугался смерти, принял крещение с именем Иоанн, обвенчался с Марией. Под влиянием жены Иоанн стал вести благочестивую жизнь. Однажды во сне явился ему Пророк и Креститель Господен Иоанн Предтеча и повелел поставить на Сокольей горе церковь его имени. При Иоанно-Предтеченской церкви образовался монастырь. Сокольничья гора стала называться Ивановой. Скончались Иоанн и Мария в старости, мощи их в начале 20-го века покоились под спудом в Вознесенской церкви в городе Великий Устюг. Монастырь в 17-19 веках В писцовой книге 1630 года сказано: на горе монастырь Ивановский, в нем церковь Предтеченская деревянная холодная да деревянная теплая Трехсвятительская. В 1672 году на средства Афанасия Федотовича Гусельникова построена новая теплая Трехсвятительская церковь с приделом великомученика Феодора Стратилата. В 1695 году строится каменная Иоанно-Предтеченская церковь. В 1742 году начато строительство каменной ограды вместо деревянной. С 1764 года мужской Иоанно-Предтеченский монастырь обращен в женский общежительный штатный монастырь 3-го класса, в него перевели монахинь из упразднённого Спасо-Преображенского женского монастыря в Великом Устюге. В 1768 году в Иоанно-Предтеченский монастырь переведены монахини из упразднённого Тотемского Богородицкого монастыря. С 1798 года Иоанно-Предтеченский монастырь существует в качестве заштатной женской обители.

http://sobory.ru/article/?object=12554

Екатеринбург. Кафедральный собор Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченский собор Карта и ближайшие объекты Екатеринбург. Иоанно-Предтеченский кафедральный собор на Ивановском кладбище. Заложен в 1846 году. С 1930 по 1938 год - кафедральный собор григорьевских архиереев. Церковь юридически не закрывалась. В 1943 году указом патриарха присвоен статус кафедрального собора (в Екатеринбурге властями были снесены практически все главные храмы, и функции кафедрального собора были переданы небольшому Иоанно-Предтеченскому храму). Иоанно-Предтеченская (Ивановская) церковь - одноэтажная каменная, с тремя приделами: срединным - св. Иоанна Предтечи северным - Святителя и Чудотворца Николая и южным - в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». Первоначально церковь была заложена как однопрестольная на средства екатеринбургского купца Е.А. Телегина 15 сентября 1846 г. и освящена епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сентября 1860 г. В 1886 г. с благословения епископа Екатеринбургского Нафанаила были заложены два пристроя с северной и южной стороны для двух приделов и двух подвальных под ними помещений, из которых одно предполагалось для склада церковного имущества, а другое «для сомнительных умерших». Левый Никольский придел был освящён 27 декабря 1886 г., правый, во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», был освящён 3 июня 1888 г. В 1915 г. с западной стороны к кладбищу была отведена дополнительная площадь для Братского кладбища (для погибших в войне 1914 г. и последующих годов). В 1925 г. произошел раскол староцерковного (Тихоновоского) направления на «Сергианское» и «Григорианское». Община Иоанно-Предтеченской церкви поддержала архиепископа Григория. Однако волею судеб в храме проводились службы не только григорианцев. В начале 1930 г. было принято решение о закрытии всех православных церквей Екатеринбурга, кроме Всехсвятской на Михайловском кладбище, оставленной обновленцам, и Иоанно-Предтеченской на Ивановском кладбище, оставленной староцерковникам, причем григорианцы занимали верхнюю часть церкви, а сергианцы были вынуждены занять левый подвал. Перед самой войной была закрыта и Всехсвятская церковь, после чего обновленцам пришлось разместиться в другом полуподвальном помещении Иоанно-Предтеченской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01225

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010