В 1832 году попечителем строящегося собора был избран купец 3-й гильдии Петр Степанович Усачев, который приложил немало усилий к отысканию средств для завершения строительства. Мещанское общество установило ежегодный подушный сбор по 50 копеек с каждой ревизской души, который вместе с более заметными купеческими пожертвованиями обеспечил фонд строительства. Тем не менее, дело двигалось медленно. Новый Иоанно-Предтеченский собор был освящен только в 1844 году. Руководил строительством Вольского собора губернский архитектор Григорий Васильевич Петров, завершавший после смерти В.И. Суранова возведение Саратовского Собора Александра Невского. Иоанно-Предтеченский собор представлял собой просторный пятикупольный храм, выстроенный в стиле классицизма. Собор имел три престола: главный, освященный в память Усекновения главы Иоанна Крестителя, северный — во имя святителя Николая Мирликийского, Чудотворца и южный — во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. После учреждения в 1849 году Вольского викариатства собор получил статус кафедрального. Штат его состоял из соборного протоиерея, трех священников, двух диаконов и четырех псаломщиков. Собору принадлежали три каменных и три деревянных дома с флигелями и надворными постройками, в которых проживало духовенство. При соборе была церковная школа. Собору был определен приход в 1126 домов с 8407 прихожанами. С 24 октября 1880 года настоятелем собора был протоиерей Матфей Николаевич Васильев. Будучи настоятелем Кафедрального собора, отец Матфей преподавал в соборной церковно-приходской школе, был членом правления Вольского Духовного училища. Был награжден наперсным бронзовым крестом в память войны 1853-1856 годов. C 10 декабря 1908 года настоятелем собора был протоиерей Александр Николаевич Дубровский, принявший мученическую смерть в 1918 году. В Кафедральном соборе несколько десятилетий хранился архив Вольского Духовного Правления. Переправленный в 1912 году в Духовную Консисторию, а затем в Саратовскую Ученую Архивную Комиссию, архив этот по сей день хранится в Государственном Архиве Саратовской Области. Дела по сооружению собора, и приходно-расходные книги по содержанию архиерейского дома за 1850 – 1851 годы были оставлены при соборе и были, вероятно, утрачены при его разрушении. Иоанно-Предтеченский собор имел приход, который в 1912 году составлял 1120 душ. При соборе работала церковно-приходская одноклассная школа с четырехлетним курсом обучения, помещавшаяся в доме А. Д. Гусевой. В 1912 году в этой школе обучалось 57 мальчиков и 10 девочек. В 1913 году при соборе начал работу Иоанно-Дамаскинский Кружок ревнителей Православия. В 1914-1916 годах на ремонт и поновление иконостаса собора Городской Думой отпускалось ежегодно 1000 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=34974

Традиционное освящение вербных и пальмовых ветвей (ваий) За усердное служение Церкви Божией, пастырское душепопечительство и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил награды архимандрита Савву (Тутунова) Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в праздник Входа Господня в Иерусалим. Торжественное изнесение ковчега с частицей Ризы Господней и Гвоздем от Креста Господня из алтаря Храма Христа Спасителя Молебен на начало чина мироварения в малом соборе Донского монастыря Утреня в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре в канун Великого вторника Монахиня на утрене в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре в канун Великого вторника Чин умовения ног в Храме Христа Спасителя Святое Евангелие на Плащанице в Храме Христа Спасителя на вечерне Великого пятка Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Традиционное посещение Святейшим Патриархом храмов Москвы и освящение куличей в Великую субботу Традиционное посещение Святейшим Патриархом храмов Москвы в Великую субботу Пасхальная Божественная литургия в Храме Христа Спасителя Пасхальная Божественная литургия в Храме Христа Спасителя Пасхальная Божественная литургия в Храме Христа Спасителя Пасхальная Божественная литургия в Храме Христа Спасителя Великая вечерня в Храме Христа Спасителя в день праздника Светлого Христова Воскресения Патриаршее служение в Троице-Сергиевой лавре в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю 2-ю по Пасхе Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю 2-ю по Пасхе Молебное пение в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени перед Храмом Христа Спасителя Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Болгарскую Православную Церковь. Возложение в Пловдиве венков к памятникам русским и советским воинам — освободителям Болгарии

http://patriarchia.ru/db/text/2708700.ht...

Более 4 лет вик-ство не замещалось. Назначение епископа последовало в конце 1-го года мировой войны, когда в подавляющем большинстве рус. зарубежных храмов, находившихся на территории стран, с к-рыми Россия вела войну, богослужения перестали совершаться. Петроградский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) в 1915 г. представил на К. в. наместника Александро-Невской лавры архим. Феофана (Тулякова) с оставлением в должности наместника; хиротония состоялась 31 мая 1915 г. в Троицком соборе лавры. Епископское служение владыки Феофана началось в месяцы массированного наступления противника на русско-герм. фронте. Под стенами лавры возник госпитальный городок, занявший здание ДУ, верхний этаж здания ДС и ряд др. помещений; для доставки раненых на монастырский остров провели ветку железной дороги. 6 июля 1916 г. еп. Феофан был назначен епископом Калужским и Боровским. С 8 сент. 1916 по 17 июня 1917 г. К. в. возглавлял еп. Мелхиседек (Паевский) (назначен 27 авг.). В Петрограде еп. Мелхиседек оставался недолго и 24 февр. 1917 г. отбыл на постоянное жительство в староладожский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь , в котором стал настоятелем. Перевод Кронштадтского епископа из Петрограда был следствием желания Петроградского митр. Питирима (Окнова) убрать из столицы пользовавшегося любовью паствы викарного Гдовского еп. сщмч. Вениамина (Казанского) ; ссылка готовилась под видом устройства резиденций вне столицы для 2 викариев - Кронштадтского (в Ст. Ладоге) и Гдовского (в Луге). 9 мая 1917 г. в Никольском соборе г. Нов. Ладога еп. Мелхиседек рукоположил во диакона своего секретаря Николая Ломакина, 11 мая в Иоанно-Предтеченской ц. Ст. Ладоги рукоположил его во священника (впосл. протоиерей, один из священников, служивших в блокадном Ленинграде). 28 мая 1917 г., в день интронизации избранного на Петроградскую кафедру еп. Вениамина (Казанского), еп. Мелхиседек участвовал в крестном ходе от Александро-Невской лавры к Исаакиевскому кафедральному собору с группой богомольцев из Кронштадта во главе с морскими священниками. Определением от 14-17 июня Синод присвоил Петроградскому архиерею титул «Петроградский и Гдовский» вместо «Петроградский и Ладожский». Одновременно Кронштадтский еп. Мелхиседек был переименован в епископа Ладожского, 3-го викария Петроградской епархии.

http://pravenc.ru/text/2462047.html

1657 г. 5 дек. того же года Вятским архиереем был назначен Александр, еп. Коломенский Коломенская епархия была упразднена и присоединена к Патриаршей области , на вост. окраинных землях к-рой образовалась новая епархия. Еп. Александр приехал на Вятку в апр. 1658 г., местом его пребывания стал Трифонов Успенский мон-рь. Для содержания кафедры были определены Бобинский стан и Иоанно-Предтеченский мон-рь в Котельниче. Перемещение еп. Александра из Центр. России на Вятскую кафедру, по-видимому, было связано с его неприятием богослужебных реформ, начатых патриархом Никоном . После оставления Никоном Патриаршего престола в 1658 г. еп. Александр уехал в Москву. В 1661 г. вернулся в В. е., принимал у себя старообрядцев, в частности Феоктиста , бывш. игум. московского во имя Иоанна Златоуста монастыря , арестованного в 1666 г. в Хлынове, занимался ревизией богослужебной реформы. С февр. 1666 г. архиерей находился в Москве, участвовал в работе Большого Московского Собора 1666-1667 гг. Вернулся на Вятку 27 нояб. 1669 г., получив пожалование вотчинами и деньгами на постройку архиерейского дома при Никольском соборе в Хлынове, но строительство не было начато. В 1669 г. еп. Александр установил под 24 мая празднование явлению Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца (событие произошло ок. 1383). 8 янв. 1674 г. еп. Александр оставил кафедру и удалился в Коряжемский во имя свт. Николая монастырь . Его преемником на Вятской кафедре стал еп. Архиеп. Иона (Баранов). Портрет. XVII в. (КОХМ) Архиеп. Иона (Баранов). Портрет. XVII в. (КОХМ) Иона (Баранов) , 12 марта 1682 г. возведенный в сан архиепископа. Трудами архиеп. Ионы на Вятке были построены первые каменные храмы. В 1676 г. в кремле Хлынова, близ вскоре сгоревшего деревянного собора во имя свт. Николая, началось возведение кафедрального собора во имя Св. Троицы, освящение храма с приделом во имя свт. Николая состоялось в 1683 г. В Хлынове были построены также каменный архиерейский дом с домовой церковью, Спасский (1693) и Воскресенский (1695) соборы, в Трифоновом мон-ре - Успенский собор (1689) и Никольская надвратная ц.

http://pravenc.ru/text/161163.html

-  С тех  пор,  как  много лет  назад я пришел  в  Церковь, судьба  царя- мученика и  его родных  меня  очень  интересовала.  Тем  более,    оказавшись  в  Свердловске,  на   земле,  обагренной  их  кровью, еще  более  проникся этой  темой.  У  меня  были  альбомы с  фотографиями Николая  II ,  Александры  Федоровны,  царевен,  цесаревича  Алексия. Эта  коллекция  была  мне очень  дорога.  Когда-то  я  был  белым  священником, и  семья  моей супруги,  жившая  в Свердловске, дружила с  семьей кинодраматурга  Гелия  Рябова, он и его  жена  бывали  у нас  в  гостях.  Теща,  Елена  Ефимовна  Гоголюхина, училась  вместе  с его супругой. Мои  родные  были  знакомы и со вторым  участником  обнаружения останков -  Александром  Николаевичем  Авдониным. И я  тоже познакомился с  ним. Гоголюхины очень  почитали  царскую  семью.  То есть,  мы  все  были  людьми  близкими  по  духу. Однажды поняв  это, мои  родные решили  посвятить  меня  в  эту  тайну. -  Как  это  произошло и какие вызвало эмоции?  Наверное,  вы   отчетливо помните первое  посещение  леса  близ  деревни Коптяки. -   Я  уже сказал,  что  очень берег  альбомы  с  фотографиям  царской семьи,  которые  собирал  несколько лет.   И так случилось,  что один из них  дал посмотреть  знакомому.  А тот  не вернул, потому  что,  как он мне  рассказал,  на него  каким-то образом обратили внимание соответствующие органы, альбом  у него  изъяли.  Я  был  настолько расстроен, просто до слез! И  родственники,  видя  мое состояние, чтоб  утешить меня,  рассказали об  обнаружении  тайного захоронения царской семьи. Летом  1986 года (скорее всего это  было  17 июля,  в день убиения  царской  семьи)  Рябов и  Авдонин   показали  мне  место в лесу, недалеко от   Коптяков,  называемое  Ганиной  Ямой. Но я  знал,  что  захоронение  они  нашли не здесь. На Ганиной  яме была старая  заброшенная шахта, и  Гелий  Трофимович  Рябов   сказал,  что  именно сюда первоначально были  сброшены  тела  убитых.  Я  уже  знал  многое  о том,  как  погибла  царская семья,   но   в  тот  день   Рябов  и  Авдонин еще раз   поведали мне об этом  в подробностях  и о том,  как летом 1918 года люди  Юровского пытались  уничтожить  останки. Они попросили меня пропеть литию и «Вечную  память» (я тогда  был пономарем  в  Иоанно-Предтеченском  кафедральном соборе   Свердловска). К  тому  времени  я  уже  достаточно  близко общался с  Авдониным,  бывал  дома  у  Гелия  Рябова  в  Москве.  

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/21/...

Без малого 30 лет прослужил настоятелем протоиерей Вячеслав Якобс в Иоанно-Предтеченской церкви. В 1990 году он был пострижен в монашество, и 15 сентября в Александро-Невском кафедральном соборе совершилась его хиротония во епископа Таллинского. После рукоположения протоиерея Вячеслава Якобса во епископы священниками в Ныммеском храме недолгое время служили: игумен Никандр (Мёльтер), иерей Владимир Андреев, иерей Ювеналий Каарма. С 25 июня 1991 года в нашем храме стал служить о.Павел Попов. Можно сказать, что с его приходом начался ещё один новый этап в жизни прихода. о.Павел служил часто, его матушка, регент Юлия Попова привлекла в хор много молодых певчих. Частые богослужения о. Павла, его проповеди помогали новообращенным воцерковиться и активно участвовать в церковной жизни, в том числе часто причащаться Святых Таин. Постепенно приход стал многочисленным. По большим праздникам храм стал слишком тесен, появилась необходимость в постройке нового храма, по размерам большего, чем настоящий. При поддержке города в рамках проекта «Ренесанс церквей» удалось осуществить капитальный ремонт храма: заменить гнилые балки, несущие конструкции, заменить крышу, покрыть заново купола, утеплить храм, установить газовое отопление, обновить стены храма изнутри и снаружи. При помощи спонсоров художником Андреем Лобановым было сделано 8 витражей на все большие окна храма. Также на фасаде над пилястрами 6 фресок. На витражах и на фресках изображается житие покровителя храма Иоанна Крестителя. С июня 2006 г. протоиерея Павла Попова перевели на служение в храм святителя Николая в Копли. Новым настоятелем был назначен иерей Фома (Тоомас) Хирвоя. 7 августа 2006 года вторым священником был рукоположен выпускник рижской Духовной Семинарии иерей Сергей Лийв. Дьяконом с февраля 2000 года неустанно служит о. Дмитрий Жестков. Вместе со своей матушкой Инной (Анастасией) Сибуль они ведут Воскресную школу, которую с удовольствием посещают маленькие прихожане прихода. Источник: сайт Эстонской Православной Церкви

http://sobory.ru/article/?object=09416

В юргинском кафедральном Иоанно-Предтеченском соборе находятся ковчеги с частицами мощей прп. Алексия, человека Божия, и благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских. В юргинской Сретенской ц. имеются ковчеги с частицами мощей блж. Матроны Московской и прп. Александра Свирского. В Топках в ц. во имя прп. Сергия Радонежского хранится ковчег с туфлей свт. Спиридона Тримифунтского, а в Никольской ц. того же города - ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца. В ц. во имя святых Царственных страстотерпцев пос. Верх-Падунского Топкинского р-на находится ковчег с частицей мощей прп. Александра Свирского. Святыни ц. во имя блгв. кн. Александра Невского в поселке при ст. Падунская Промышленновского р-на - обновившиеся иконы Успения Пресв. Богородицы дореволюционного письма, Трех святителей и прор. Исаии. В Покровской ц. пос. Промышленная имеется ковчег с частицами мощей свт. Алексия Московского, блгв. кн. Даниила Московского, прп. Герасима Иорданского и вмч. Пантелеимона. С 2006 г. в М. и Ю. е. ежегодно с 30 июня по 5 июля проводится Феодоровский крестный ход по маршруту Анжеро-Судженск - Томск, посвященный памяти св. прав. Феодора Томского (5 июля - день обретения мощей святого). С 2010 г. в июне на территории Анжеро-Судженского благочиния совершается Онуфриевский общеепархиальный крестный ход из пос. Яя в с. Судженка. Шествие возрождает традиции проводившегося с сер. XIX в. до 20-х гг. XX в. крестного хода с чудотворной иконой прп. Онуфрия Великого в память чудесного избавления по молитвам этому святому детей от смертельной эпидемии (впосл. икона бесследно исчезла). Архиерей Еп. Иннокентий (Ветров; с 21 авг. 2012). Арх.: ГА Кемеровской обл. Р-603. Оп. 2. Д. 2. Л. 60 об. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2012. 9. С. 7. Лит.: Ухтомский Э. Э. Путешествие Государя Императора Николая II на Восток (в 1890-1891). СПб., 1897. [ Т. 3. Ч. 6 ] . С. 102-107; Русская Правосл. Церковь юга Зап. Сибири (XIX-XX вв.): Ист. очерки. Кемерово, 2007; Новомученики и исповедники земли Кузнецкой: Биобиблиогр. справ. Кемерово, 2011. С. 18-118; Сквозь времена и годы: [Фотоальб., посвящ. 20-летию Кемеровской епархии]. Кемерово, 2013. С. 20-37; Наречение и хиротония архим. Иннокентия (Ветрова) во еп. Мариинского и Юргинского//ЖМП. 2013. 1. С. 20-22; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 275, 635.

http://pravenc.ru/text/2562020.html

Днем 17 апреля состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с уральской общественностью. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом и ответил на вопросы аудитории. Во встрече приняли участие больше пяти тысяч человек. В тот же день Патриарх Кирилл посетил Иоанно-Предтеченский кафедральный собор. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Екатеринбургское епархиальное управление. Вечером 17 апреля Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе. По окончании богослужения Патриарх Кирилл прибыл в резиденцию губернатора Свердловской области, где принял участие в церемонии подписания договора о передаче Екатеринбургской епархии храма святого Димитрия Донского в Нижнем Тагиле. Утром 18 апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение нижней церкви храма-памятника на крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, после чего возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. Святейший Патриарх также освятил колокол-благовест для храма-на-крови. Средства на него собирались верующими Русской Зарубежной Церкви по благословению приснопамятного митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра. Днем Святейший Патриарх Кирилл посетил Ново-Тихвинский женский монастырь в г. Екатеринбурге. В монастырском храме во имя Всех святых Предстоятель обратился к собравшимся. «Для меня большая радость переступить порог прославленного Ново-Тихвинского монастыря, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Эта обитель была известна и в дореволюционной России, но особую известность получила в наше время, потому что здесь совершаются великие труды: и молитвенные подвиги, и обучение миссионеров, и известное на всю Русь рукоделие сестер, и многие другие добрые дела... Пусть благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной укрепляет всех вас, дорогие сестры, помогает вам служить Церкви Божией на том месте, которое для вас избрал промысл Божий». 18 апреля, после завершения визита в Екатеринбургскую и Верхотурскую епархию, Святейший Патриарх Кирилл направился в Челябинск.

http://e-vestnik.ru/church/svyatejshij_p...

Ермогену летом 1969 г. М. был снят с должности настоятеля Жировицкого мон-ря. Власти препятствовали назначению М. на др. церковные должности. По благословению патриарха Алексия I М. обратился к давнему другу и духовному собрату Ярославскому митр. Иоанну (Вендланду) с просьбой принять его в свою епархию. Несмотря на имевшийся у митр. Иоанна благодаря его международной деятельности большой авторитет у властей, ему удалось добиться разрешения поставить М. только на дальний сельский приход. В авг. 1969 г. М. стал настоятелем Иоанно-Предтеченской ц. в дер. Бабурино Даниловского р-на Ярославской обл. 25 мая 1970 г. переведен настоятелем Успенской ц. в пос. Балобаново (ныне деревня) Рыбинского р-на Ярославской обл. С 1 окт. 1972 г. благочинный Рыбинского благочиния. 19 июля 1975 г. назначен настоятелем Воскресенского собора г. Тутаева и благочинным Тутаевского благочиннического окр. 16 сент. 1975 г. стал священником кафедрального Феодоровского собора Ярославля, с июля 1982 г.- настоятелем храма. В 1988 г. М. был освобожден от должности настоятеля ярославского Феодоровского собора (митр. Иоанн в то время уже пребывал на покое) и в 1989 г. назначен настоятелем Петропавловского храма в с. Петрово Ярославского р-на и обл. Приход был маленький и бедный, М. мог служить в Петропавловском храме только в воскресные дни и по праздникам, что огорчало его, любившего проводить богослужения как можно чаще. 2 нояб. 1993 г. назначен епископом Ярославским и Ростовским. 17 дек. 1993 г. в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля патриарх Алексий II возглавил хиротонию М. 25 февр. 1995 г. возведен в сан архиепископа. В период управления Ярославской епархией активно занимался возвращением Церкви святынь, восстановлением храмов и монастырей. Под его руководством в епархии были собраны материалы для канонизации 82 Ярославских новомучеников - священнослужителей и мирян. Благодаря его деятельности по возрождению духовной жизни в 2003 г. в Ярославской епархии действовали 259 храмов, 16 мон-рей (7 мужских и 9 женских), было налажено активное сотрудничество с гос.

http://pravenc.ru/text/2563838.html

Мой путь к Христу начался в детстве, в том числе и благодаря «Журналу Московской Патриархии». Моя тётя переписала из одного из номеров — тогда этот журнал был редкостью — некролог о владыке Луке (Войно-Ясенецком). Так я узнал об этом удивительном человеке, который был верующим в трудное советское время, но при этом его многие уважали как ученого.  На меня это тогда произвело сильное впечатление. — Отец Алексий, вы несли послушание иподиакона при архиепископе Свердловском и Курганскогом Клименте (Перестюке). Чем вам запомнился этот архипастырь? — Архиепископ Климент был глубоко верующий человек, который перенес много испытаний. Он жил, любил и служил Церкви, был всегда доступен для простых верующих. Подростком он был послушником на Дальнем Востоке в обители, которую основали валаамские монахи, в Уссурийском Троицко-Николаевском монастыре. Когда монастырь закрыли в 1925 году, он эмигрировал в Китай. На чужбине его рукоположили. Там же, в Харбине, окончил богословский факультет Института святого князя Владимира. Вернулся он из Китая после войны в 1955 году, был архимандритом на Дальнем Востоке, а потом уже его рукоположили во епископа. Владыка Климент окормлял Свердловскую и Курганскую области с 1966 по 1980 год. Мы знаем, что тогда было сложное время: веру из народа безбожная власть стремилась всеми силами искоренить. Много было препон на его пути, да и эмиграцию ему не могли простить. Трудно было управлять епархией, трудно было созидать дело церковное. Мы, мальчишки-иподиаконы, этого тогда не понимали, но видели, как ему было непросто. Недавно я был около его гробницы в Екатеринбурге в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе на Ивановском кладбище. Во времена служения владыки это был единственный храм, который оставался действующим на более чем миллионный город, который тогда назывался Свердловск. Теперь гробница архиепископа Климента находится в крипте этого храма. Когда я приложился к его гробнице, ощутил глубокое чувство благоговения и молитвы. А затем погрузился в воспоминания, которые остались об этом благостном архипастыре.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhimandr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010