Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Петр (Соколов), архиеп. Воронежский (справа) и архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский). Фотография. 1927 г. Петр (Соколов), архиеп. Воронежский (справа) и архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский). Фотография. 1927 г. (Соколов Павел Иванович; 3.06 (по др. данным, 1.11) 1863, с. Балтай Вольского у. Саратовской губ.- 16.05.1937, Воронеж ?), архиеп. Воронежский. Из семьи священника. После учебы в Камышинском ДУ поступил в 1879 г. в Саратовскую ДС, к-рую окончил в 1885 г. по 2-му разряду. Был назначен учителем Духосошественской церковноприходской школы Саратова. 23 февр. 1886 г. рукоположен во иерея, назначен настоятелем Никольской ц. с. Стригай Вольского у. С 17 июня 1892 г. настоятель Казанской ц. с. Нов. Сластуха Аткарского у. Саратовской губ. 22 нояб. 1892 г. назначен епархиальным миссионером Саратовской епархии. В сент. 1911 г. определен настоятелем Иоанно-Предтеченского собора Вольска с возведением в сан протоиерея. В марте 1912 г. уволен с должности настоятеля вольского собора, оставлен в должности епархиального миссионера и причислен сверх штата к саратовскому Александро-Невскому кафедральному собору. 20 июля 1913 г. по прошению в связи с ухудшением здоровья освобожден от должности епархиального архиерея и назначен 2-м священником храмов саратовского в честь Воздвижения Креста Господня жен. мон-ря. С 1916 г. настоятель и духовник монастырских храмов. В 1917 г. избран председателем совета саратовского миссионерского Братства Святого Креста (состоял в совете братства с 1912). Награждался набедренником (1889), скуфьей (1900), камилавкой (1906), наперсным крестом (1911), орденом св. Анны 3-й степени (1914). После конфискации в 1919 г. у монастыря властями Крестовоздвиженского храма продолжал настоятельствовать в монастырской Никольской ц. В нач. 20-х гг. ХХ в. овдовел. Летом 1922 г. в Саратове стал одним из главных организаторов борьбы с обновленчеством ; в своих проповедях ярко обличал обновленцев как врагов веры.

http://pravenc.ru/text/2580324.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Международная научная конференция «Монашество в истории " Международная научная конференция «Монашество в истории: Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях»   Наконец-то люди изучающие монашество собрались вместе. Это замечательно. Прочитав материалы конференции вспоминаешь слова монаха Симеона Афонского: «Чем больше людей изучают исихазм, тем меньше становится подлинных исихастов». Обратите внимание, хороший сайт http://monhist.ru/library/lectures, но будут ли его обновлять - посмотрим. Обычно на такие сайты выкладывают несколько текстов, все что было, и потом про них забывают. - Афон Международная научная конференция «Монашество в истории: Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях» Наконец-то люди изучающие монашество собрались вместе. Это замечательно. Прочитав материалы конференции вспоминаешь слова монаха Симеона Афонского: «Чем больше людей изучают исихазм, тем меньше становится подлинных исихастов» - Афон 6 февраля 2017 года в Иоанно-Предтеченском монастыре в Москве прошла научно-практическая конференция «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях». Перед началом конференции в соборе Усекновения главы святого Иоанна Предтечи был отслужен молебен. Молебное пение возглавлял клирик обители, иерей Николай Мальцев. По окончании молебна о. Николай сказал краткое приветственное слово участникам конференции. Первое заседание, продолжавшееся с 9.30 до 13.00, был по преимуществу посвящено истории византийского и поствизантийского греческого монашества. Председательствовал на этом заседании известный историк-византинист, доктор исторических наук, профессор Михаил Вадимович Бибиков. Вести заседание ему помогал А.Ю. Виноградов. Открыл конференцию доклад М.В. Бибикова «Ранняя история Афона в памятниках святогорской монашеской историографии». Доклад был посвящен историографическому сочинению «Афониада», составленному в cepeдuhe XIX beka святогорским книжником Иаковом Неаскитиотом. М.В. Бибиков подробно рассмотрел историю создания этого произведения и проанализировал содержащиеся в нем сведения о прп. Антонии Печерском и начале монашеской жизни на Руси, а также об истории русских обителей на Афоне. По окончании доклада в рамках дискуссии обсуждался непростой вопрос о подчеркнуто враждебной позиции Иакова Неаскитиота по отношению к движению так называемых «колливадов» и в частности к одному из его протагонистов — прп. Никодиму Святогорцу; в связи с этим была рассмотрена и проблема идеологических предпочтений насельников Русского монастыря Св. Пантелеимона в период написания «Афониады».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2755

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Остатки рая (рассказ из жизни преподобного Варсонофия Оптинского ) 1 В бедных домах Казани хорошо знали полковника Павла Ивановича Плиханкова и его денщика, солдата Александра. Вот 14 мая 1889 года, накануне праздника Вознесения Господня, перед всенощной, отправились они на окраинные улицы города. Павел Иванович в белом кителе и фуражке с белым верхом, худощавый, стройный, с седеющей бородкой и внимательными, немного грустными глазами. Александр нес на плече довольно тяжелую котомку. Сдвинув бескозырку на затылок, он поспевал за полковником немного позади, вразвалку, так как отвык уже в денщиках от строевого шага. У одного невзрачного, с пятнами облупившейся штукатурки дома они остановились, огляделись. Потом спустились по нескольким ступенькам к дверям полуподвального жилья. Постучались… В большой комнате с низким потолком сумрачно: два окна, лишь на треть выглядывая из-под земли, давали мало света. В углу перед иконами теплилась лампадка. Вошедшие помолились. Их встретила хозяйка, еще молодая женщина, и десятилетний сын ее Митя. Хозяина не было – он подрабатывал на волжских пристанях где-то под Нижним. Женщина зарабатывала на жизнь стиркой белья. Митя же, благодаря Павлу Ивановичу, учился у одного иеродиакона Иоанно-Предтеченского монастыря церковнославянскому чтению, – он хотел стать чтецом в храме. – Митя, – сказал Павел Иванович, – завтра праздник, и у нас, как прошлым летом, будет лесной пир. С нами будет один монах. Оповести наших друзей, чтобы завтра после службы собрались у моста через Казанку. – Я мигом, Павел Иванович! – говорит Митя. – Кого звать-то? Павел Иванович на минуту задумывается. – Федюшу Прохора, трех сестричек Зотовых… Матвея хроменького… Танюшу – он назвал еще несколько имен. – Если кто еще попросится, то не зови совсем маленьких, им тяжело будет, далеко идти. Таких, что старше тебя, тоже не надо, это уж по другим соображениям. Мите не нужно было долго объяснять все это: в прошлое лето на четырех таких «лесных пирах» побывал. Там дети хорошо друг друга узнали, сдружились. Он хлопнул дверью и исчез. Денщик Александр в это время беседовал с хозяйкой, спрашивал, какие есть неотложные нужды.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Чистое зеркало молитвы (черты из жизни преподобного Анатолия Оптинского (Зерцалова)) 1 В нескольких верстах от Пафнутьев-Боровского монастыря, на краю поля, сбегающего по широкому холму к заболоченной отчасти речке, за которой густою зеленой стеной стоял лес, расположились две длинные улицы села Бобыли, существовавшего здесь с незапамятных времен. Это было типичное русское село с бревенчатыми избами, огородами, садами, в которых находились и ульи, с амбарами и ригами на задворках. В середине села возвышался старинный белокаменный храм Святителя Николая с двумя приделами – во имя великомучеников Никиты и Георгия Победоносца. Служба в нем совершалась по воскресным дням и в двунадесятые праздники, в прочее время причт – и священник, и диакон, и псаломщик, – как простые крестьяне, занимались сельским хозяйством, совершая обычный деревенский круг работ. Они пахали свои наделы, сеяли и потом убирали хлеб, косили траву на сено для своей скотины, заготавливали на зиму дрова – всех работ, впрочем, не перечислишь. В храме этого села в начале XIX века служил диакон Моисей Петрович Копьёв. Раньше, то есть несколько лет тому назад, не окончив по каким-то причинам семинарии, он стал псаломщиком в церкви соседнего села Мокрого. Там и женился; жена его, Анна Сергеевна, была дочерью здешнего священника. Оба они были люди истинно русские – благочестивые и трудолюбивые, а что еще весьма характерно – милостивые. Поселившись в селе Бобыли, они неустанным трудом достигли некоторого благосостояния и с большой любовью помогали бедным, привечали странников, монахов, жертвовали и на храм. 6 марта 1824 года у них родился сын, которого назвали Алексеем, в честь святого Алексия, человека Божия. В последующие годы в семье появилось еще пять дочерей, почти погодков. Несмотря на свою крайнюю занятость, супруги Копьёвы бывали на богомолье в монастырях – в Пафнутьев-Боровском, в Калужском Лаврентьевском и в Оптиной Пустыни. К последней у них было особенное чувство – оно и немудрено, ведь это было время, когда в Иоанно-Предтеченском Скиту жил старец отец Леонид (в схиме Лев), которого крестьяне, посещавшие его в великом множестве, называли не иначе как отцом родным. Старших детей супруги брали с собой на богомолье, а с младшими дома оставалась бабушка, родительница Анны Сергеевны, жившая с ними.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

С. Девятова Скачать epub pdf Подвижницы Москвы и Московской области Начиная рассказ о блаженных старицах, проживавших в Москве и Московской области в двадцатом столетье, вспомним об известных Московских старицах, к которым обращались верующие люди за духовным советом и молитвенной помощью в 17–19 веках. Знакомясь с историей возникновения Иоанно-Предтеченского монастыря 2 , мы находим упоминание о прозорливых старицах, проживавших в этой святой обители. Известно, что супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна часто навещала жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах. Блаженная Марфа в марте 1638 года была погребена в монастырском Соборе. Около трехсот лет почивали в Ивановской обители мощи святой блаженной схимонахини Марфы, Христа ради юродивой – молитвенницы и покровительницы царствовавшей династии Романовых. В середине XIX века по благословению свт. Филарета Московского мощи блаженной при перестройке Собора были обретены и положены в новую мраморную гробницу. В связи с закрытием Собора в 1926 году мощи святой блаженной Марфы были вскрыты и перезахоронены, в настоящее время их местонахождение остается неизвестным. Память блаженной празднуется в обители в день преставления 1/14 марта и в Соборе Московских святых в воскресение перед 26 августа/8 сентября. Благочестивая императрица Елизавета Петровна собиралась на склоне лет по обычаю предков постричься в монашество. По её указанию строился в Санкт-Петербурге Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь, куда императрица собиралась удалиться. Но не императрица Елизавета Петровна, а её дочь (княжна Августа Тараканова) в 1785 году «для блага России» была пострижена в монашество с именем Досифеи в Московском Ивановском монастыре: «Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около 25 лет. Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней с верой за помощью (после смерти Екатерины II к старице Досифее стали допускать верующих).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Преподобный Моисей (15 января 1782 – 16/29 июня 1862) Преподобный Моисей (в миру Тимофей Иванович Путилов) родился в благочестивой купеческой семье в г. Борисоглебске Ярославской губернии. В 1805 – 1811 гг. был послушником Саровской пустыни и Свенского монастыря. В 1811 – 1821 гг. жил среди пустынников Рославльских лесов Смоленской губернии, где был пострижен в монашество с именем Моисей. В 1821 г. епископом Калужским Филаретом был призван в Оптину пустынь для устройства при ней Иоанно-Предтеченского скита. 22 декабря 1822 г. посвящен в иеродиакона, а 25 – в иеромонаха с поставлением братским духовником. В 1826 г. иеромонах Моисей был назначен настоятелем Оптиной пустыни. Возведение в сан архимандрита состоялось в 1853 г. В настоятельство прп. Моисея зародилось оптинское старчество, был приглашен старец Лев, назначен духовником старец Макарий, число братства значительно возросло, также монастырь расцвел внешним благолепием, была собрана богатейшая библиотека, развернуто книгоиздание. Тридцать семь лет продолжалось настоятельство прп. Моисея. Современники говорили о нем: «Это был муж дела, а не словес самохвальных». Указание пути ко спасению Усердно желаю тебе от души возмогать о Господе в державе крепости Его, а не от своего разума и силы чего-либо доброго ожидать. Сила бо Божия совершается в немощи нашей, да уповаем на Господа. Кротость и воздержание с терпением находящих скорбей привлечет на тебя Божие благоволение, и, по верному слову Христову, «претерпевый до конца, той спасен будет» 17 . Влекомый действием благодати человек в желание добродетели, не находя в себе к совершению той сил и способов, наставляется чрез то ко взысканию непосредственной помощи Христовой – начинает обращаться к Нему от всего сердца, взывать, плакать и воздыхать и учащать моления свои к Нему. И таким образом обретает, ощущает помощь и входит в живую веру, в которой утверждается сердцем, успокаивается и обретает все... Не трудитесь же напрасно в искании себе утешения и покоя и спасения, кроме смирения. Все вам только в огорчение, в беспокойство и в пагубу послужит, ежели вы не возьметесь за смирение Христово. Без него растерзают вас волки.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Тамбовская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Тамбовской области [ править править код ] История [ править править код ] История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю. Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

 «Необходимо сказать о часовне, находящейся у главных ворот монастыря за монастырскою стеною, около новой церкви св. Иоанна Предтечи. Эта часовня, неизвестно когда кем выстроенная, в прежнее время не раз была оспариваема у Иоанно-Предтеченского монастыря другими монастырями и окончательно утвердилась за ними лишь в 1848 году. В древнейшей монастырской описи 1763 года говорится, что указом от 19 октября 1593 года в ведомство Иоанно-Предтеченского монастыря определена деревянная часовня, находящаяся у ворот монастыря, для продажи восковых свеч. Между тем мы застаем часовню уже каменною и не имеем никаких сведений относительно и перестройки из деревянной в таковую. Из дел 1832 года известно, что построение этой часовни приписывала себе Казанская Седмиозерная Богородицкая пустынь, находившаяся тогда в заведовании у Зилантова монастыря и до 1832 года пользовавшаяся ею, как своею собственностью. В этом же 1832 году игумен Иоанно-Предтеченского монастыря Ираклий обратился к Высокопреосвященному Филарету с прошением об отдаче означенной часовни во владение вверенного ему монастыря на том основании, что как положение часовни около самого этого монастыря, так и ее доходность, были бы очень полезны бедному Иоанно-Предтеченскому монастырю. На прошение последовала резолюция « …приписать оную часовню к Иоанновскому монастырю». Несмотря на это, в 1849 году Зилантовский монастырь вновь неожиданно стал хлопотать о передаче этой часовни ему. Дело, однако, кончилось в пользу Иоанно-Предтеченского монастыря, и часовня окончательно перешла в его собственность. Расположенная на самом краю горы, при спуске на Проломную улицу, она с течением времени, вследствие осыпи земли, сильно наклонилась по направлению к спуску и угрожала падением. Поэтому при постройке нового храма, тою землею, которая вырывалась для закладки фундамента новой церкви, часовня эта была обвалена со всех сторон, отчего площадь кругом ее увеличилась, и часовня приняла надлежащее положение. В настоящее время в ней продаются от монастыря восковые свечи. » 

http://sobory.ru/article/?object=57330

Кунгур. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченская церковь. каменная (при Иоанно-Предтеченском женском монастыре, закрытом 17.02.1921 г.), г. Кунгур. Заложена 22.05.1894 г. Освящена 21.09.1914 г. епископом Андроником. Архитектор А.Б. Турчевич. Закрыта. Находится на территории колонии. Шумилов Е.Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. 71 с., С. 27. Лепихина З.Я. Православный Кунгур. Пермь: Звезда, 1999.  В течение 2010 г. проводилась акция по сбору подписей (собрано около 8 тысяч) за вывод Иоанно-Предтеченского храма из состава ИТК-30 (исправительно-трудовая колония-30). Сайт «Весь Кунгур» http://www.allkungur.ru/index.php?showforum=178 В 1851 году была утверждена Кунгурская Иоанно-Предтеченская женская община. Попечителем общины стал кунгурский купец А.Г. Пиликин, который в течение 15 лет руководил строительными работами на территории монастыря. В 1850-е годы был построен первый келейный корпус, в котором позднее были устроены домовые церкви в честь иконы Владимирской Богоматери (1858 г.) и в честь Великомученика Пантелеймона и Симеона Верхотурского чудотворца (1879 г.). В 1860 году были построены: второй корпус – для женского духовного училища, третий корпус – под приют для девочек-сирот (на средства А.С. Губкина). Четвертый корпус возвели в 1869 году, пятый – в 1870 году. В 1868 году община была переименована в женский Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1903-1914 годах велось строительство каменной Иоанно-Предтеченской монастырской церкви с пределами Иверской Богоматери и Серафима Саровского. Освящение главного храма состоялось 21 сентября 1914 года. 22 и 23 сентября были освящены придельные храмы. 17 февраля 1921 года монастырь был закрыт. Его сооружения были переданы в ведение Окрвоенкомата. В здании храма располагался спортивный клуб (Дворец физической культуры), который был открыт в 1925 году. В 1926 году помещения бывшего монастыря были переданы Кунгурскому исправкому. В келейных корпусах располагались портняжная, столярная, колесная, слесарная и посадочная (где выделывалась белая кожа), мастерские. В монастырской церкви по-прежнему находился клуб. В настоящее время бывшие монастырские постройки заняты УТ 389/30. В 2004 году здание Иоанно-Предтеченской церкви было возвращено верующим, в нем находится тюремный храм.

http://sobory.ru/article/?object=03013

Томск. Часовня Домны Томской. Часовня. Действует.   Год постройки:1996. Архитектор:С.Ю. Худяков, М.В. Артамонов Адрес: Россия, Томская область, г. Томск, ул. Вершинина, д. 39А стр. 1 Координаты: 56.460382, 84.961163 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня расположена на территории бывшего Иоанно-Предтеченского женского монастыря, периметрально ограниченных ул. Учебная, Вершинина, Пирогова, Студенческая, и расположена в настоящее время на территории студенческого городка. Вокруг часовни разбит сквер, заложенный выпускниками, учеными и гостями Томского политехнического университета, общей площадью 30 х 30 м. Архитектурно-планировоч ное решение сквера имеет четко выраженную центричную композицию. Основные композиционные оси построения (Запад-Восток, Север-Юг) архитектурно-пространственной композиции сквера визуально раскрыты на здания бывшей трапезной, иконописных мастерских, являющихся неотъемлемой частью общей объемно-пространственной композиции всего ансамбля восстанавливаемого Иоанно-Предтеченского монастыря. Таким образом расположение часовни совпадает с пространственной моделью организации бывшего монастыря. Предложенный авторами композиционный прием позволяет органично, пространственно дополнить восстанавливаемый ансамбль монасты ря. Архитектурная стилистика часовни по-своему сдержанно, выполнена в классическом стиле. Объемно-пространственная композиция часовни представляет собой сопряжение разновеликих объемов, переходящих один в другой. Четверик 36 х 6 м переходит в восьмерик, завершающийся круглым объемом коло кольни с луковичной главкой. Общая высота часовни составляет 19,5 м. Пропорции часовни предопределены масштабом окружающей застройки, представленной как современными зданиями (общежитие, жилой дом), так и исторически сложившимися зданиями ансамбля Иоанно-Предтеченского монастыря. Материалы наружной отделки, цветовое решение, пропорции соответствуют кла ссическим православным канонам. Внутренняя отделка предполагает последующую роспись храма. В цокольной части установлены поминальные плиты. Авторы проекта: архитекторы Артомонов М.В., Худяков С.Ю.

http://sobory.ru/article/?object=30031

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010