Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Игумения Таисия Игумения Таисия (в миру – Мария Васильевна Солопова, 1842–1915) – настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря, автор духовных стихов. По отцу – из древнего новгородского дворянского рода, по матери – одной из ветвей рода Пушкиных. После окончания в 1860 году Санкт-петербургского Павловского института благородных девиц почти десять лет провела послушницей Тихвинского монастыря, в Введенском храме которого хранилась древнейшая икона Тихвинской Божьей Матери. В 1870 году в Тихвинском монастыре она стала рясофорной послушницей с именем Аркадия. С 1872 года – регент Покровского Зверина монастыря в Новгороде, основанного в начале XII века на месте зверинца новгородских князей. С 1878 года – казначей Званского Знаменского монастыря, основанного в 1869 году по духовному завещанию вдовы Гавриила Державина, пожертвовавшей монастырю державинское родовое имение Званку со всеми землями и угодьями. Так что послушница Аркадия ведала казной обители, которую называли Званским Державина монастырем. Через год в этом монастыре она приняла постриг с именем Таисия. С 1881 года – настоятельница Леушской женской общины при деревне Леушине в Череповецком уезде. Через четыре года община стала Леушским монастырем. При игумении Таисии за тридцать лет в нем было воздвигнуто два каменных собора, открыты две школы – церковно-приходская и церковно-учительская, основаны иконописная и золотошвейная мастерские. Обитель превратилась в один из самых крупных женских монастырей в России, где подвизалось до 700 насельниц. За эти же годы игумения Таисия основала и возродила еще десять монастырей и скитов, среди них был и древнейший Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия. Но современники недаром называли игумению Таисию Леушскую «внучкой» великого Пушкина. Их связывали не только родовые корни. Она была автором книг об Иоанне Богослове, «Жизнеописания Христа ради юродивой блаженной Евдокии», «Писем новоначальной инокине», «Келейных записок», автобиографии. Важное значение в религиозной литературе того времени имели «Беседы» и переписка игумении Таисии с Иоанном Кронштадтским , ее книга « Иоанн Кронштадтский как духовный пастырь». Первым читателем многих литературных трудов игумении Таисии был ее духовный отец Иоанн Кронштадтский . Отцу Иоанну еще до журнальных публикаций она посылала на благословение и свои стихи. Сохранился один из его отзывов 1898 года: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Тамбов. Казанский мужской монастырь. Колокольня (новая). Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 2009 и 2014. Архитектор:А.С. Лунькин, Г.М. Лунькина, Д.В. Третьяков Адрес: Россия, Тамбовская область, г. Тамбов, на территории Казанского Богородичного мужского монастыря (ул. Максима Горького, д. 3) Координаты: 52.721361, 41.45795 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Восстановление монастыря началось с 1992 года. На сегодняшний день основные работы завершены, открыты оба храма и колокольня, но на этом план возведения монастыря не заканчивается. Главной доминантой монастыря является проходная колокольня. Первая колокольня была построена в 1848 году. В 1926 году комиссией было принято решение снять шпиль с колокольни, угрожавший падением. В 1930-х гг. колокольню полностью взорвали, а на ее фундаменте построили железнодорожную школу, впоследствии преобразованную в среднюю общеобразовательную школу 32. Когда пришло время восстановления колокольни, остро встал вопрос о месте строительства, так как на тот момент школа все еще действовала и в ней обучалось около 600 учеников. Новую колокольню решили строить слева и впереди от школы, в западной части обители напротив Иоанно-Предтеченского храма. Изменилось не только расположение колокольни, но и ее внешний вид. Из-за того, что современные постройки сильно зажали Казанский монастырь и вторглись в общественное пространство обители, было принято решение построить колокольню в два раза выше прежней. Строительство колокольни началось в 2009 году, а закончилось в 2011-м. Шпиль на колокольню устанавливали при помощи вертолета. Общая высота колокольни составляет 106 метров, делая ее третей в России по высоте (после колокольни Петропавловского собора в С.-Петербурге и колокольни Спасо-Преображенского собора в Рыбинске). В 2012 году в Воронеже было отлито 14 колоколов, которые подключили к часам колокольни, смотрящим циферблатом на все четыре стороны. Со строительством колокольни монастырь обрел центральный парадный вход. В ночное время все колокольни Тамбова ярко подсвечиваются.

http://sobory.ru/article/?object=37788

Закрыть Игуменья Мария Балашовская Жизнь и духовное возрастание настоятельницы Балашовского Покровского женского монастыря 28.11.2013 672 Время на чтение 37 минут Яркой личностью второй половины XIX - начала XX вв. является настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария (Мандрыка). Почти 60 лет жизни она отдала служению Богу, несла послушание в Свияжском Иоанно-Предтеченском монастыре, два десятилетия являлась старшей в живописной мастерской Казанско-Богородицкого монастыря, слыла в Казани не только известным иконописцем, но художницей и духовным стихотворцем. К сожалению, стихи монахини Марии в дореволюционных изданиях до сих не обнаружены, хотя судя даже по письму архимандрита Антония (Вадковского), будущего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 29 ноября 1884 г. к своим родителям можно сделать вывод, что она была высокодуховным стихотворцем. Особенно её духовно-организаторский талант в укреплении монашеских традиций раскрылся в Балашовском Покровском женском монастыре, становлению которого она отдала более тридцати лет жизни. Но безжалостное время почти стёрло из памяти её подвижническую жизнь. Безвозвратно исчезли почти все, написанные ею иконы. Не известен год её смерти. Утрачено место последнего упокоения. По крупицам исследователи из Казани, Саратова, Балашова собирают разрозненные сведения об этом замечательном человеке, деятеле Русской Православной Церкви. Будущая монахиня Мария родилась в 1841 г. в малороссийской дворянской семье. Её отец - Мандрыка Захар Николаевич (род ок. 1811 - умер между 1841 и 1845 гг.) был есаулом Оренбургского казачьего войска. Мать - Екатерина Захаровна Мандрыка (в девичестве - Рокасовская), рано овдовев одна воспитывала единственную дочь. Екатерину определили в престижный по тому времени Казанский Родионовский институт благородных девиц. Основание института связано с именем Анны Петровны Родионовой (1751 - 1827), на средства которой и было в 1841 году открыто это учебное заведение. Согласно уставу, в институт принимались девочки из семей дворян, духовенства, купцов 1- м 2-й гильдии в возрасте от 8 до 13 лет. Срок обучения составлял шесть лет. Программа включала - Закон Божий, русский язык и литературу, французский и немецкий языки, арифметику, географию, историю, рисование, музыку, рукоделие.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/29/...

Астрахань. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты Введенская церковь, достоявшая до наших дней, хоть и в очень искаженном виде, располагается недалеко от древнего Иоанно-Предтеченского монастыря. В Солдатской слободе, с благословения архиепископа Платона (Любарского), была построена деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Освящёна она была 21 ноября 1797 года самим архиепископом Платоном. Новоустроенная церковь была снабжена церковной утварью: частью оставшейся от упразднённой Никольской церкви, а частью – от Троицкого монастыря. В 1814 году в фундаменте церкви были обнаружены подгнившие венцы, отчего она оказалась непрочной и склонной к разрушению. Вследствие этого благочинный протоиерей Андрей Бедняков и церковный староста купец Николай Шайкин 7 июля 1814 года обратились к Астраханскому архиепископу Гаию (Токаову) с просьбой выдать им сборную книгу на построение нового каменного Введенского храма. 30 июня 1817 года тем же лицам была выдана храмоздательная грамота. 4 сентября 1818 года было заложено основание храма. Основные строительные работы вёл астраханский подрядчик Филипп Петров, а главным жертвователем на строительство храма стал астраханский купец Иван Львович Михайловский. После построения каменной трапезы в ней были устроены два боковых придела, которые были освящены: правый в честь равноапостольных Константина и Елены 16 января 1819 года протоиереем Фёдором Александровым, а левый в честь Благоверного князя Александра Невского 19 января им же. Сам храм был закончен постройкою в 1822 году и освящён Астраханским архиепископом Авраамом (Шумилиным) 14 мая. В 1872 году к колокольне Введенского храма с левой стороны была пристроена каменная палата для церковной ризницы. В 1902-1903 годах расширена была трапеза храма с обеих сторон, с перенесением обоих придельных алтарей на один уровень с центральным. Боковые приделы были освящены: правый в честь Фёдоровской иконы Божией Матери, а левый в честь Равноапостольных царей Константина и Елены. Введенский храм был построен по одному архитектурному плану с храмом Иоанна Златоуста, но многочисленные перестройки со временем сильно изменили первоначальный облик церквей.

http://sobory.ru/article/?object=02865

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест на берегу (Часть 1) Командировка к русской Атлантиде 16.05.2015 472 Время на чтение 12 минут 24-25 апреля в Череповецкой епархии отмечают 100-летие памяти игумении Таисии (Солоповой) и 140-летие с момента основания Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Совместно с мэрией города составлена обширная программа празднования - концерты, выставки, презентация книги. В Череповецком госуниверситете пройдут Таисиевские чтения. Давняя наша читательница сообщает: «На второй день планируется поездка в Мяксу, с мечтой побывать на острове, который остался от монастыря. Но мы, мяксинцы, думаем, что лёд будет ещё наплаву. Хотя надеемся». Осенью прошлого года наши корреспонденты побывали в тех местах. Уже не в первый раз... РОМБИК С ТОЧКОЙ ...Прошло почти десять лет, когда мы в последний раз останавливались здесь. Точно так же за деревьями мелькали синие осколки бесконечного Рыбинского водохранилища, как вдруг глазам предстал высоченный Поклонный крест на самом берегу - а далее огороды, аккуратные домики старинного села Мякса. В тот раз мы спешили: сфотографировали свежий сруб будущей церкви в центре села, попытались найти председателя общины. «Их нет дома», - сообщила соседка из-за забора, отложив в сторону грабли. С мужем она убирала палисадник от зимнего мусора. Здесь, на Севере, весна поздняя, и снег только-только сошёл. Женщина представилась полным чином: «Галина Борисовна Тихова, заместитель председателя приходского совета при строящемся храме в честь иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», именуемой «Спасительница России». Эта икона была главной святыней Леушинской обители, которую затопили при устройстве Рыбинского водохранилища. А ещё я преподаю в обычной школе и веду воскресную школу. Вы-то по какому делу?» Так, у забора, мы тогда и поговорили («По пророчеству игуменьи», 492, июнь 2005 г.), не воспользовавшись приглашением войти в дом. Узнали общую обстановку, посочувствовали горю Тиховых - прямо на этой дороге, где мы стояли, шесть лет назад погиб их сын Валера, разбился на мотоцикле. После этого женщина дала обет, что все силы отдаст, чтобы в Мяксе появился православный храм. «Валеру я успела крестить, - вздохнула женщина, - а вот другого сына никак не получается к вере повернуть».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 27. Старец Варсонофий – скитоначальник. Сергей Нилус. Монах-художник отец Даниил (Болотов). Иван и Николай Беляевы В Летописи скита отмечены многие хозяйственные дела, которыми занимался отец Варсонофий как скитоначальник, хотя только исполнял обязанности по этой части. Он произвел ремонт скитского храма и скитских врат с колокольней (с поновлением живописи), ремонт многих келий в скиту, осушение почвы при помощи дренажных труб и прочее. На столе у него учетные книги, счета, ведомости... Его уже давно именуют скитоначальником, но в этой должности он был утвержден в 1907 году. Летопись сообщает: «12 мая (1907 года). Начальствующий в скиту иеромонах отец Варсонофий выехал в Калугу, где имеет быть посвящен в сан игумена, коим награжден 6-го сего мая». «15 мая. Отец игумен Варсонофий, посвященный 14-го сего мая в сан игумена и награжденный палицею, сегодня возвратился из Калуги». «29 июня. Сегодня в трапезе был прочитан указ о назначении отца игумена Варсонофия скитоначальником вместо отца Иосифа, увольняемого по болезненному состоянию» 426 . У отца Варсонофия были два келейника, старший – рясофорный монах Никита (Харьков) 427 , младший – послушник Никита Баркалов 428 . Письмоводителем был только что переведенный в скит из монастыря послушник Кирилл Зленко 429 . Трудно установить с точностью – с какого времени отец Варсонофий начал старчествовать. В 1907 году он уже широко известен как прозорливый старец, мудрый наставник в духовной жизни. Он не только братский духовник, но и окормитель множества монахинь из традиционно относившихся к оптинским старцам монастырей и общин, часто ими же и образованных. В большом количестве начали приходить и миряне. О нем прослышали и образованные люди, особенно молодые студенты, курсистки, журналисты, художники, потянулись к нему, так как он мог говорить на их языке, имел разнообразные знания, он мог открыть им корни неверия и лжи в современной культуре, хитро прикрытые внешним блеском. Не обходили его вниманием приезжавшие в Оптину епископы. О его отношениях с владыкой Трифоном мы уже говорили. 17 мая приехал преосвященный Палладий, епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. В скиту осмотрел храмы, навестил отца Иосифа, потом пил чай с отцом Варсонофием в его келии и долго беседовал с ним. 24 июня посетил скит Костромской преосвященный Тихон, он пришел из монастыря пешком. В скиту в сопровождении отца Варсонофия осмотрел все, а в Иоанно-Предтеченском храме обратил внимание на искусность новой отделки, особенно на потолок в приделе преподобного Макария, покрашенный в глубокий синий цвет и украшенный золотыми звездами. При этом он сказал, что храму, как земному небу, прилично иметь подобие неба, усеянного звездами... Он также навестил отца Варсонофия в его келии и беседовал с ним не торопясь, – так почти всегда бывало, что и владыкам не хотелось покидать полюбившегося им молитвенного места, вот они, сколько могли, и задерживались.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Питирим, святитель, епископ Тамбовский и Козловский (Прокопий) († 1698; память 28 июля/10 августа в Соборе Тамбовских святых, в воскресенье перед 28 июля в Соборе Смоленских святых) Родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили любовь к Богу и святой Церкви своим детям. С раннего детства Прокопий любил посещать Божий храм и участвовал в церковном чтении и пении. Одной из характерных особенностей детских лет Прокопия была его любовь к своему святому, преподобному Прокопию Декаполиту († ок. 750; память 27 февраля/12 марта), в день памяти которого он родился. Эта любовь осталась непоколебимой на всю его жизнь и выражалась в частом молитвенном обращении к святому и в подражании его добродетелям. Без молитвенного обращения к Прокопию он никогда ничего не предпринимал. Первоначальное образование Прокопий получил в местных школах. Кроме обычной грамоты он научился иконописанию. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме смоленских чудотворных икон. Обладая незаурядными способностями, Прокопий мог бы быть выдающимся деятелем на любом жизненном поприще. Но Промысл Божий указал ему самое достойное назначение. Пленившись монашеской жизнью, он рано оставил мир и ушел в монастырь. Монашеская жизнь Прокопия началась в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре, основанном преподобным Герасимом Болдинским († 1554; память 1/14 мая). Пройдя испытательный срок, Прокопий на 21-м году жизни был пострижен в монашество с именем Питирима. Под руководством старцев-подвижников молодой инок усердно исполнял все монашеские правила; постоянно совершенствуясь, он восходил от подвига к подвигу. Вскоре Питирим был рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. Вскоре братия монастыря избрали его игуменом. Будучи настоятелем монастыря, он оправдал доверие братии, являясь для всех любвеобильным отцом и мудрым руководителем в их духовном совершенствовании. Причем сам всегда был образцом для всех в исполнении иноческих подвигов. Как наиболее достойный по высоте подвижнической жизни и по мудрому управлению монастырем, игумен Питирим 30 января 1677 года был возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

свящ. Владислав Мишин Предисловие Предлагаемая вниманию читателя книга представляет собой наиболее полное жизнеописание старца схиархимандрита Илариона, вобравшее в себя опыт предшествующих исследователей. В основу жизнеописания старца положены воспоминания его духовных чад – иерарха Русской Православной Церкви архиепископа Сергия (Голубцова), протоиерея Владимира Жаворонкова, схимонахини Феоктисты (Говоровой), а также людей, которым посчастливилось знать батюшку во время его земной жизни. При составлении жизнеописания старца привлекались архивные материалы, часть которых была передана нам сёстрами Московского Иоанно-Предтеченского монастыря. Однако многое из жизни схиархимандрита Илариона осталось сокрытым. В первую очередь это касается афонского периода жизни отца Илариона, его отношения к Высоко-Дечанской Лавре в Сербии, а также периода пребывания в России с 1905(?) по 1914 год. В архивах Московской Патриархии и Московской епархии послужной список схиархимандрита Илариона не сохранился. Сохранился только послужной список его родного брата и преемника протоиерея Петра Удодова, жизнеописание которого включено в книгу. В дополнение к сказанному заметим, что в настоящее время в архиве Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне работает группа специалистов из Москвы. Поэтому не исключено, что через несколько лет о старце схиархимандрите Иларионе появятся новые, дополнительные сведения. Детские и юношеские годы. На Святой Горе Афонской Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном» ( Мф. 5:19 ). Эти слова Господа в полной мере можно отнести к схиархимандриту Илариону (Удодову), одному из смиренных избранников Божиих, о котором протоиерей Константин Сперанский 1 говорил: «У него молитва в устах, а работа в руках». Схиархимандрит Иларион, во святом крещёнии Иоаким, родился 20 сентября 1862 года в селе Буйловке Воронежской губернии в простой крестьянской семье. Его отца звали Хрисанфом (преставился 16 июня 1906 года), мать – Агриппиной (преставилась 11 декабря 1908 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Черкасова М. С. Письма казанского архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу Н. И. Суворову (1885–1896 гг.) Повседневная жизнь провинциального духовенства России в последнее время привлекает к себе пристальное внимание исследователей. Особенный интерес данное явление представляет в пореформенный период, когда на фоне церковных преобразований 1860–1870-х постепенно менялся традиционный уклад жизни духовенства, обновлялась система образования, преодолевалась его сословная замкнутость и повышалась социальная Весьма ценными документами для расширения наших представлений о повседневной жизни на всех уровнях церковного сообщества (высший епископат, училищно-семинарская и академическая профессорско-преподавательская среда, городское и сельское, белое, монашествующее и «ученое» духовенство) являются источники личного происхождения (воспоминания, дневники, переписка). Резервы региональных архивохранилищ для обнаружения и последующего введения в научный оборот подобных источников еще далеко не исчерпаны. В Секторе письменных источников Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ВГИАХМЗ) в ф. 13 (Семейный архив Н. И. и И. Н. Суворовых), в деле 31 имеется комплекс писем архимандрита казанского Иоанно-Предтеченского монастыря Екзакустодина (Каменского; 1840–1909 гг.), адресованных известному вологодскому краеведу, археографу, редактору «Вологодских епархиальных ведомостей» Николаю Ивановичу Суворову (1816–1896 гг.). Охватываемый ими хронологический отрезок – февраль 1885 г. – апрель 1896 г. Автор писем – уроженец Засодимской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии, сын пономаря Крестовоздвиженской Расположенное к востоку от Кубенского озера, село Воздвиженское и составлявшие его приход деревни издавна входили в вотчины разных церковных институций – Спасо-Каменного и Спасо-Рабангского монастырей, Вологодской архиерейской кафедры. Название прихода в источниках XVIII–XIX вв. варьировалось: «Крестодвиженский Каменский», «что в Каменском Отсюда, вероятно, и шла фамилияКаменские. Волость-село Воздвиженье было пожаловано Спасо-Каменному монастырю еще во 2-й половине XV в. великой княгиней Марией после секуляризации было отнесено к экономическому ведомству, а во 2-й половине XIX в. являлось государственным.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

II. Keлeйhыe записки Из Оптинского архива В Российской Государственной библиотеке, в составе Оптинского архива 405 , находится подлинная рукопись старца Варсонофия под названием «Келейные записки», которые велись им на протяжении 1892–1896 годов 406 . Это были годы его духовного возмужания, постепенного возрастания и становления как старца – боговдохновенного пастыря, которого один из его современников по праву назвал «духоносным воином Божьей рати» 407 . Послушник Павел Плиханков задумал составить книгу житий современных подвижников и начал собирать для неё материалы – записи размещались по тематическим отделам в алфавитном порядке. И хотя работа осталась незавершённой, «Келейные записки» оптинского скитянина представляют собой удивительную, высокодуховную книгу. «Записки» содержат также многочисленные заметки о жизни русского монашества, высказывания святых Отцов Церкви, материалы, готовившиеся будущим Старцем для публикации в журнале «Душеполезное чтение». «Келейные записки» старца Варсонофия – выдающийся памятник православной аскетической и назидательной литературы рубежа XIX–XX веков. Они стали в какой-то мере неким прообразом многих произведений таких известных церковных писателей, как Евгений Поселянин (В.И. Погожев) и Сергей Александрович Нилус. «Келейные записки» сохранились до наших дней в первоначальном виде. Записи расположены в алфавитном порядке. Переплёт «Записок» – дерматиновый, с кожаным корешком и уголками. До разорения Оптиной Пустыни в 1924 году рукопись хранилась в библиотеке Иоанно-Предтеченского скита 408 . В настоящем издании текст «Келейных записок» восстановлен в их первоначальном виде – по копии с рукописного оригинала. Незначительная редакторская правка обозначена квадратными скобками. В круглых скобках – примечания самого преп. Варсонофия. Приведённые в них пространные перечни намеченных для записи тем вводят нас в круг замыслов о. Варсонофия относительно тех сюжетов, которые он намеревался включить в «Записки». Так, он предполагал сделать запись о своём сновидении 1885 года – о крепости неприступной с крестом, о явлении старца Амвросия, о монахине Казанского монастыря, опускаемой в пропасть на шнурках – «не душа ли моя?», о видении в Перми таинственного нищего, о составлении Брюсова календаря на 1877 г. и т. д. Перечни тем довольно обширны, и многое из них было реализовано в «Келейных записках» будущего старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010