Праздник Успения Божией Матери. 550-летие Псково-Печерской обители ФОТОРЕПОРТАЖ 14/27 августа. Всенощное бдение в канун празднования Успения Пресвятой Богородицы 27 августа 2023 года, накануне Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре Его Высокопреосвященству сослужили исполняющий обязанности наместника Псково-Печерской обители иеромонах Иларион (Карандеев) с братией монастыря и гости праздника в священном сане. Песнопения всенощного бдения исполнили: братский хор монастыря под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники. 15/28 августа. Божественная литургия и торжества в честь Успения Божией Матери и 550-летия обители 28 августа 2023 года, в празднование Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности наместника Псково-Печерской обители иеромонах Иларион (Карандеев) с братией обители в священном сане; наместник Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин), исполняющий обязанности наместника Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря иеромонах Всеволод (Сиканов); настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иеромонах Алексий (Годлевский); благочинный Печорского округа епархии протоиерей Владимир Семиндяев; благочинный Плюсского округа епархии протоиерей Александр Тимофеев; благочинный Псковского районного округа иерей Михаил Буценка; исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии иеромонах Андрей (Коротков) и гости праздника в священном сане. Песнопения Литургии исполнили: братский хор монастыря под управлением инока Олега (Гладышева) и Архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова. За богослужением молились Губернатор Псковской области Михаил Ведерников, многочисленные прихожане и паломники, прибывшие со всех уголков России и стран ближнего зарубежья.

http://pravoslavie.ru/155736.html

Гедеон II, архиепископ Полтавский и Переяславский (Вишневский Георгий Иванович) Родился в 1797 году в семье причетника села Кутузова Бронницкого уезда Московской губернии. Обучался в Перервинской духовной семинарии. В 1819 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1823 году окончил академию и 16 июля назначен инспектором Рязанской духовной семинарии; 21 августа удостоен звания магистра богословия. 23 ноября 1823 года пострижен в монашество; 25 ноября рукоположен во иеродиакона, а 2 декабря – во иеромонаха. 26 июля 1825 года в сане игумена назначен настоятелем Рязанского Иоанно-Богословского монастыря. С 22 декабря 1827 года – ректор Рязанской духовной семинарии. 1 января 1828 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря. С сентября того же года – ректор Подольской духовной семинарии и настоятель Каменец-Подольского Троицкого монастыря. 29 июля 1834 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Полтавского митрополитом Филаретом (Дроздовым) совместно с другими иерархами. В 1843 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 24 марта 1844 года возведен в сан архиепископа. 5 апреля 1846 года награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира. Скончался 11 октября 1849 года в селе Абазовке во время объезда епархии. Погребен под Преображенскою церковью Мгарского Спасо-Преобра- женского Лубенского монастыря. В период преподавательской деятельности Гедеон отличался необыкновенным спокойствием и хладнокровием. К учащимся относился ровно, без излишней любезности. Хладнокровно выслушивал и разбирал жалобы и даже при наказаниях был спокоен. Свой предмет он вел с большим умением. Его лекции по философии были очень увлекательны. Несмотря на свою монашескую рясу, он находил возможным знакомить своих слушателей с новыми идеями и иногда позволял себе полиберальничать в классе. Как епархиальный архиерей архиепископ Гедеон был деятельным администратором и усидчивым канцелярским работником. Он «строго и зорко следил за правильным течением и решением дел по консистории, с опасностью иногда для своего здоровья».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Летовская Роща, урочище. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком скиту Сурского монастыря. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Троицы Живоначальной в Троицком скиту Сурского монастыря Деревянная церковь, построенная в 1910-1911 гг. вместо сгоревшей, но по ее же проекту. Оригинальная постройка с элементами модерна, перекрытая шатровой кровлей, со звонницей, с примыкающим к ней корпусом келий. Сгорела в 1950-х гг., на месте церкви поставлен памятный крест. http://pinega.blagochin.ru/ 17 июля 1900 г. по просьбе о. Иоанна Кронштадтского Указом Государя во владение Иоанно-Богословской женской общины была передана корабельная казенная роща на Летовских холмах в 18 км от Суры. Впервые отец Иоанн посетил Рощу в 1901 г. Прибыв пешком на самый высокий холм, Батюшка любовался открывшимся видом на окрестности. В своем письме он писал: «Место – чарующее своим местоположением и громадными корабельными лесами. Большая часть — гористая, покрытая лесом; на самой вершине горы вырублено несколько лесу и опорожнено место для постройки малой церкви, вроде скитской. Село Сурское видно с горы превосходно, и горизонт чрезвычайно обширный; взором окинуть можно пространство в 40 верст – такая высота…» 14 июня 1902 г. в Летовской роще был освящен храм в честь Живоначальной Троицы. Позднее в своем дневнике Батюшка напишет: «Дивное место, как Сион Святый; на горе воздвигнут новый храм, оттуда видно далеко кругом, а особенно по направлению к селу Суре. Вот они Летовские холмы, бывшие пяти или шести тысяч лет тому назад берегами великой тогда реки Суры. О сколь дивны дела Твои в природе, Боже наш, и в действии водной стихии Твоей!» Храм сгорел в 1902 году и в 1911 году был отстроен заново. Новый храм был выстроен в точности как старый на средства благотворителя Михаила Ивановича Петрова. В храме был трехъярусный иконостас, насчитывалось 60 икон, в основном выполненных масляными красками на досках. К храму примыкала колокольня с 6 колоколами. Помимо храма в скиту были выстроены скотный двор деревянный с жилым помещением для сестер, мезонин, казарма для рабочих, баня, сторожка, рига, амбар, конюшня, 2 погреба. В хозяйстве у сестер было несколько коров и телушек, лошади, козы, овцы и куры. Выращивали овощи, жито. Вокруг богатые сенокосные пастбища. В 1960-е годы храм был сожжен. И только в 2003-2005 гг. инициативой вновь образованной женской общины был сделан новый сруб для Троицкого скита и в 2006 г. перевезен в Рощу. Но вскоре строительство было прекращено, и храм на долгое время остался без должного покрытия, сруб стал прогнивать от дождей и непогоды. С образованием монастыря в ноябре 2012 года на Троицком скиту возобновились работы.

http://sobory.ru/article/?object=36314

Павел, митрополит Рязанский и Муромский (Моравский) До 1672 года – игумен Крестомаровской пустыни Нижегородской епархии. В 1672 году назначен архимандритом Макарьева Желтоводского монастыря Нижегородской епархии. 2 апреля 1676 года хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского с возведением в сан архиепископа. С 6 сентября 1681 года – архиепископ Суздальский и Юрьевский. В ноябре того же года возведен в сан митрополита Рязанского и Муромского. Скончался 5 сентября 1686 года в городе Рязани. Сохранившиеся сведения о деятельности митрополита Павла незначительны. Из выдающихся событий Рязанской епархии за период его управления известны: построение Рязанского странноприимного мужского монастыря во имя преподобного Симеона Столпника и начало построения Рязанского Успенского собора. В истории русской духовной литературы митрополит Павел оставил о себе память своей замечательной наставительной грамотой к архимандриту Рязанского Иоанно-Богословского монастыря Иосифу и келарю Рязанского Солотченского монастыря Пахомию. Поводом для написания этой грамоты послужили многие нарушения церковных правил и обрядов, замеченные им при объезде епархии. И он, не надеясь только на свои силы, обратился к лицам доверенным и известным преданностью Церкви с целью привлечь их к содействию в исправлении того, что «за неведением или невежеством в седьми тайнах церковных обрящется деемое не по преданию и уставу церковному». И далее, основываясь на Священном Писании , он изложил те ошибки и заблуждения в церковных обрядах, которые были распространены в Рязанской епархии. Коснулся митрополит Павел и знаменитого спора о времени пресуществления, причем он придерживался иной точки зрения по этому вопросу, нежели патриарх Иоаким: «В Божественной литургии ума намерение твердо имети. Ума же намерение сие есть, егда глаголет словеса сия: “Приимите, ядите и пийте от нея” – да имать ум свой весь собран в оны словеса... Блюди, о иерее, аще во время оно ум твой будет неподвижным... Аще ж в то время уста твоя глаголют оне словеса, ум же твой иная мыслит, веждь, яко смертию, сиречь непрощенно согрешаеши». Эта грамота характеризует митрополита Павла как хорошего знатока Священного Писания и церковных правил, понимающего современные нужды паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Астрахань. Благовещенский женский монастырь. Часовня Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Благовещенский женский монастырь был основан в начале 17-го века (первое упоминание - 1614 год) и находился где-то на территории Белого города. По упразднении в 1706 году Вознесенского мужского монастыря, обитель была перенесена на его территорию, где к этому времени уже имелся каменный соборный Благовещенский храм, освящённый в 1699 году. В начале 17-го века к храму был пристроен придел в честь Мученицы Параскевы Пятницы. В 1722 году на территорию обители был перенесена из Кремля древняя деревянная домовая воеводская церковь в честь Апостола Иоанна Богослова. В перенесенном храме был устроен придел в честь чтимой иконы Божией Матери «Живоносный источник». Позднее церковь была перестроена в камне на средства епископа Мефодия и освящена 19 марта 1765 года. Во второй половине 19-го века в связи с крайней ветхостью, церковь, по благословению Астраханского архиепископа Афанасия (Дроздова), была значительно перестроена и вновь освящена 30 октября 1865 года. Для иконы Божией Матери «Живоносный источник» была сооружена отдельная часовня, куда и был поставлен чудотворный образ. В 1778 году игуменьей Маргаритой была устроена небольшая каменная часовня в юго-восточном углу монастыря. В этой часовне была поставлена очень почитавшаяся астраханцами хранившаяся в обители икона Святителя Николая Чудотворца. К концу 19 столетия эта часовня пришла в крайнюю ветхость и в состояние, близкое к разрушению. В 1900 году по благословению игуменьи Зинаиды часовню разобрали, и в конце марта 1901 года началось строительство новой часовни. Освящена она была в феврале 1901 года. На приобретённом у города участке земли в начале 20 столетия была воздвигнута новая монастырская колокольня. Строительство закончилось в сентябре 1907 года. Притеснения монастыря начались в конце 1918 года. Окончательно обитель была закрыта в 1922 году. В 1929 году было продано под слом (на кирпич) здание Иоанно-Богословской церкви, вместе с которой была разобрана и часовня «Живоносный источник». А 22 апреля 1930 года было принято решение о продаже под снос здания Благовещенского собора. Тогда же была сломана и величественная монастырская колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=07255

Вениамин, митрополит (Зарицкий Владимир Николаевич) Дата рождения: 12 сентября 1953 г. Дата смерти: 6 сентября 2023 г. Дата хиротонии: 14 августа 2003 г. Дата пострига: 27 мая 1977 г. День ангела: 26 октября Страна: Россия Биография: Родился 12 сентября 1953 г. в с. Стодульцы Жмеринского р-на Винницкой обл. Украины в семье рабочего. В 1970 г. окончил Луко-Барскую среднюю школу, затем работал рабочим в строительном тресте. С 1973 г. — рабочий в Троице-Сергиевой лавре , в том же году стал иподиаконом еп. Рязанского Симона (Новикова), с 1974 г. исполнял послушание чтеца в Успенском соборе г. Кинешма Ивановской области. 30 марта 1975 г. рукоположен во диакона, 6 апреля — во иерея, служил в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново, затем настоятелем Знаменской церкви с. Красное Палехского р-на Ивановской обл. 27 мая 1977 г. архимандритом Амвросием (Щуровым)  пострижен в монашество. 16 декабря 1977 г. принят в клир Орловской епархии , назначен настоятелем церкви Рождества Христова в г. Болхове Орловской обл. С 3 октября 1978 г. — настоятель Никольской церкви в пос. Кромы Орловской обл. 25 марта 1982 г. возведен в сан игумена. В 1985 г. окончил Московскую духовную семинарию. В 1987 г. назначен секретарем Орловского епархиального управления, 6 июня того же года возведен в сан архимандрита, 7 июля назначен настоятелем Никитского кафедрального собора г. Орла. С 1 января 1989 г. исполнял послушание эконома-строителя Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии. 11 декабря 1990 г. командирован для служения в Николо-Угрешский монастырь . 12 июня 1992 г. назначен наместником Николо-Угрешского монастыря. В 1999-2010 гг. — ректор Николо-Угрешской семинарии. В 2002 г. окончил Московскую духовную академию, защитил на кафедре нравственного богословия дипломную работу на тему «Жизнь и труды митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского)». 14 августа 2003 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Люберецкого, викария Московской епархии . Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. ( журнал 40 ) назначен епископом Пензенским и Кузнецким с освобождением от должности наместника Николо-Угрешского монастыря.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198081...

" Веточки на лозе " апреля 2023 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в резиденции на Каменном острове B день памяти святителя Варсонофия, епископа Тверского, 24 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в домовом храме Тихвинской иконы Божий Матери резиденции петербургских митрополитов на Каменном острове.   Его Высокопреосвященству сослужил иерей Павел Ермошкин.   В храме молились митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, наместник Иоанно-Богословского монастыря Саранска игумен Мелетий (Кисняшкин), секретарь Саранской епархии протоиерей Виктор Хохлов, а также игумения София (Силина).   Пел малый хор под управлением игумена Силуана (Туманова) . " У каждого святого есть свой день в календаре, каждый святой прошел свой путь, который Господь ему начертал, - сказал владыка в проповеди. - Бог дает благодать духовному человеку, призывая его на служение. Каждый святой - веточка на лозе Христовой и приносит свои плоды в том месте, куда Бог его поставил и потом соберет урожай " . Архипастырь рассказал житие святителя Варсонофия, которого Господь призвал на епископское служение. Святитель был из семьи священника, в 17 лет попал в рабство к крымским татарам. В плену изучил их язык - это промыслом Божиим пригодилось ему потом. Отец выкупил сына, и тот сразу дал обет принять монашество, который вскоре исполнил, став насельником Андроникова монастыря. Уже будучи игуменом, был направлен в новую Казанскую епархию. Сподвижниками его стали епископы Герман и Гурий. В казанском Кремле был образован Спасо-Преображенский монастырь. Там за несколько лет собралось сто человек братии. Варсонофий прославился добродетельной жизнью и в 1544 году митрополитом Макарием был назначен игуменом Пешношского монастыря в Дмитрове. Позже митрополит Филипп поставил его епископом Тверским. На 76-м году жизни он написал прошение и ушел на покой, поскольку было невозможно управлять епархией при царе Иоанне Грозном, который в то время особенно лютовал. Тверь не была опричной областью, поэтому туда всех ссылали и наказывали. Практически на глазах у владыки замучили святителя Филиппа. Епископ Варсонофий уехал в Казань, где братия когда-то основанной им обители приняли его с любовью как старца. Там он и скончался на 82-м году жизни.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Илиодор, архиепископ Курский и Белгородский (Чистяков Иван Борисович) Родился в селе Воскресенском Жиздренского уезда Калужской губернии в семье священника. Обучался в Калужской духовной семинарии. В 1816 году поступил в Московскую духовную академию. В 1820 году окончил курс академии со степенью магистра; 18 сентября определен инспектором и профессором Костромской духовной семинарии, а 18 декабря того же года пострижен в монашество. 1 января 1821 года рукоположен во иеродиакона, а 2 января – во иеромонаха. 5 сентября 1822 года назначен инспектором Московской духовной семинарии. 22 августа 1823 года перемещен ректором Рязанской духовной семинарии и определен соборным иеромонахом при Московском Донском монастыре. С 4 мая 1824 года – игумен Рязанского Иоанно-Богословского монастыря. 22 июля 1825 года переведен настоятелем в Рязанский Свято-Троицкий монастырь и возведен в сан архимандрита. С 12 декабря 1827 года – ректор Новгородской духовной семинарии. С 1828 года – настоятель Новгородского Антониева монастыря (по Строеву – в 1828 году он недолго был архимандритом Рязанского Спасо-Преображенского монастыря и только после этого переведен в Новгородский Антониев монастырь). 13 марта 1832 года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. 24 марта 1844 года возведен в сан архиепископа. Состоял почетным членом конференции Казанской духовной академии. В 1845 году управлял Белгородским Троицким монастырем. С 1847 года – член секретной комиссии по делам о раскольниках и отступниках от Православия. 5 ноября 1860 года, по прошению, уволен на покой в Белгородский Троицкий монастырь, где и скончался 2 февраля 1861 года. Погребен под Троицким собором Белгорода. Сведения об архиепископе Илиодоре весьма противоречивы. В журнале «Русский архив» отмечалось, что, получив звание члена секретной комиссии по делам о раскольниках, преосвященный Илиодор проявил себя слишком ревностным исполнителем, причем не отличался честностью, а прибегал к жестокости и мздоимству. Не пользовался он большим авторитетом и среди воспитанников Курской духовной семинарии. На преосвященного Илиодора было составлено немало семинарских эпиграмм, од, сатирических произведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Им стал митрополит Вологодский и Кирилловский Савва 20 ноября. ПРАВМИР. Священный Синод Русской Православной Церкви на сегодняшнем заседании поручил временное управление Великоустюжской епархией митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Савве ( журнал 92 ). Савва, митрополит Вологодский и Кирилловский (Михеев Александр Евгеньевич), родился 10 мая 1980 года в Перми, в семье рабочих. Окончил Московскую духовную семинарию, позже — Московскую духовную академию, а также Рязанский госуниверситет им. С.А. Есенина по специальности «теология» и Общецерковную аспирантуру и докторантуру. Доктор богословия. Работал в Рязанском духовном училище преподавателем литургики и гомилетики, старшим помощником проректора по воспитательной работе, проректором по учебной работе. 27 ноября 2001 года в Иоанно-Богословском храме при Рязанском духовном училище пострижен в мантию с именем Савва в честь преподобного Саввы Освященного. 2 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона, 4 декабря в сан иеромонаха. С 2005 года нес послушание келейника митрополита Симона (Новикова). Одновременно исполнял различные епархиальные послушания: секретаря архиепископа Ярославского и Ростовского, казначея и благочинного Николо-Бабаевского мужского монастыря. С 2007 года работал в Ярославской духовной семинарии: помощником проректора по воспитательной работе, проректором по учебной и воспитательной работе, первым проректором. В 2009 году возведен в сан игумена, назначен помощником благочинного Ростовского района и настоятелем Вознесенско-Благовещенского храма Ярославля, затем стал наместником Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. В 2010 году определен на должность благочинного храмов Гаврилов-Ямского района. В 2011 году назначен наместником Новоспасского ставропигиального монастыря Москвы. В том же году избран епископом Воскресенским, викарием Московской епархии. 28 июня 2011 года возведен в сан архимандрита, 10 июля наречен во епископа. С 2011 года окормлял приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа Москвы (Петропавловское благочиние). В 2011-2018 годах был управляющим Юго-Восточным викариатством и викариатством Новых территорий Москвы.

http://pravmir.ru/sinod-naznachil-vremen...

Иоанникий, епископ Кавказский и Черноморский (Образцов Иван Яковлевич) Родился в 1793 году в семье причетника села Титовки Весьегонского уезда Тверской губернии. С 1803 года учился в Тверской духовной семинарии. В 1814 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 18 июля 1817 года окончил духовную академию со степенью кандидата и 31 июля того же года назначен учителем в Черниговскую духовную семинарию. 28 августа 1819 года пострижен в монашество; 29 августа рукоположен во иеродиакона, а 30 августа – во иеромонаха. В июле 1820 года назначен присутствующим в Черниговской духовной дикастерии (судебной палате. – Прим, ред.). С 16 августа 1821 года – ректор и профессор богословских наук Минской духовной семинарии. 16 февраля 1824 года назначен настоятелем заштатного Грозовского Иоанно-Богословского монастыря; в августе того же года перемещен ректором в Могилевскую духовную семинарию. 1 сентября 1825 года переведен в Тобольскую духовную семинарию; 7 октября назначен настоятелем Знаменского монастыря и 13 октября того же года возведен в сан архимандрита. С 4 января 1826 года – кафедральный цензор. 16 января 1828 года перемещен в Пермскую духовную семинарию. 13 июля 1829 года назначен настоятелем Нижне-Ломовского Богородицкого монастыря Пензенской епархии и в том же году 27 июля – ректором Пензенской духовной семинарии. 3 апреля 1832 года хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. С 16 ноября 1835 года – епископ Оренбургский и Уфимский. С 20 ноября 1849 года – епископ Кавказский и Черноморский. 30 октября 1857 года по прошению уволен на покой в Нежинский Благовещенский монастырь. Скончался 18 апреля 1880 года. Погребен в Сретенском приделе Благовещенского монастыря. Существует мнение, что епископ Иоанникий был человеком очень ограниченных умственных способностей и не знал самых обыкновенных форм духовного производства. Был пристрастен и несправедлив. Окруженный своими племянниками, он позволял вмешиваться в дела управления не только им, но и их женам. Главным же пороком, в котором обвиняли его, было корыстолюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010