Н.И. Полетаев Глава II. История Псковской Иерархии История княжества Псковского, ч. I-IV, Киев, 1831 г. Процесс ее составления и печатания. П. П. Румянцев, Б. Г. Анастасевич и другие. – Летопись древнего Славяно-Русского княжеского города Изборска, Спб., 1825 г. – Анализ «Истории» псковокой иерархии. – Описание монастырей Иоанно-Богословского Крыпецкого и Рождество-Богородицкого Светогорского с прибавлением списка преосвященных архиереев псковских, Дерпт, 1821 г. – Описание Псковско-Печерского первоклассного монастыря, Дерпт, 1821 г. 217 – Описание Иоанно-Предтечева псковского монастыря, Дерпт, 1821 г. – Описание Святогорского Успенского монастыря, Дерпт, 1821 г. Научное значение «Истории» псковской иерархии. «В исследованиях древней Российской истории и отличной пользы от того ожидаю, что толь знаменитый ученостию муж ныне псковскою епархиею управляет. Вероятно, что богатое под спудом там хранится сокровище и предопределено, может быть, было судьбами к обработанию тому, кто более других к сему способен... Питаю надежду, что мы пребыванию вашему во Пскове наконец обязаны будем появлением ученой летописи сего для истории нашей любопытного края.» С такими, полными веры в ученые силы своего преосвящ. друга, словами гр. H. П. Румянцев обратился к Евгению в мартовском (24 ч.) и октябрьском (21 ч.) письмах 1817 и 1818 г., спустя уже много времени по приезде последнего на псковскую архиепископию (Переписка, стр. 5, 13 и 14). Но любознательный Евгений давно уже шел на встречу этому ожиданию и этой розовой надежде ученого канцлера. «С самого приезда моего во Псков, сообщал он Румянцеву 9 апр. 1817 г. в ответ на первое его письмо, я занялся собиранием монастырских грамот и других известий, сверх собранных уже из печатных летописей и надписей и изданных» в 4-х частях (в шести?) с 1790 по 1794 г. (1795?) Н. Ильинским, под названием: «Историческое описание т. Пскова и его древних пригородов». 218 Но доселе не отыскал я еще ни одной грамоты старее времен царя Ивана Васильевича и отца его Василья Ивановича, да и сии грамоты касаются только до вотчин монастырских и неподсудности мирским властям.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Сура. Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь. Храмы монастыря: Собор Успения Пресвятой Богородицы Домовый храм Иоанна Кронштадтского Карта и ближайшие объекты Сурский Иоанно-Богословский монастырь, общежительный, в селе Суре, Пинежского уезда, в 212 верстах от города Пинеги, учрежденный в 1900 году из женской общины, основанной в 1899 году известным Кронштадтским пастырем отцом Иоанном Сергиевым на месте своей родины; при монастыре школа. К нему приписан Троицкий скит, в 18 верстах от него. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Сурский общежительный монастырь находится в селе Суре, на берегу реки Пинеги, в 213 верстах от уездного города того же имени. Этот монастырь весьма недавнего происхождения. Основание его связано с именем покойного кронштадтского пастыря о. Иоанна Ильича Сергиева, который был уроженцем этой местности. Им первоначально учреждена была в селе Суре женская община в 1899 году. По указу Св. Синода, в 1900 году эта община обращена в женский монастырь. Архангельское подворье Сурского Иоанно-Богословского монастыря. Управляется он игуменьей. Храм в обители один, деревянный, во имя св. апостола Иоанна Богослова. При монастыре содержится школа и гостиница для богомольцев. Сообщение с монастырем из г. Пинеги поддерживается на пароходе по реке того же имени.   Источник: П.П. Сойкин " Православныя русские обители " Иоанно-Богословский Сурский монастырь расположен в селе Сура Пинежского района Архангельской области. Сура - одно из древнейших поселений языческих чудских племен, село, где и сегодня сильны языческие традиции и старообрядческие устои. Однако именно эта земля дала Руси двух святых представителей белого духовенства – Сергия Малопинежского и Иоанна Кронштадтского. Сурский монастырь был основан как женская монашеская община в 1899 г. на месте, благословлённом святым Иоанном Кронштадским. Первоначально были построены деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи. Две монахини, начальница мать Варвара и инокиня Ангелина и 33 послушницы приняли духовное благословение св. Иоанна Кронштадтского на жительство в открытом монастыре. 20 июня 1900 г., в очередной его приезд в Суру, состоялось торжественное освящение монастырского храма. В ноябре того же года указом Архангельской духовной консистории вместо Сурской женской общины был учрежден собственно заштатный Иоанно-Богословский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=16023

Череменец. Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь основан в XV в. по указу Ивана III. Пережив множество нашествий, был практически уничтожен (разобран на стройматериалы) в 50-х гг. XX в. Позже территорию занимала турбаза. Ныне монастырь возрождается. Главная святыня - явленная икона Иоанна Богослова - возвращена в обитель. Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь, 2 класса, общежительный, в 20 верстах от города Луги, на острове озера Череменца. Основан в 1479 году по случаю явления на сем острове иконы святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; эта явленная святая икона находится в соборной Иоанно-Богословской церкви. Ежегодно 1 мая из монастыря совершается крестный ход в город Лугу. При монастыре (с 1891 года) двухклассная школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Древнерусское слово «черма» («чорма») означает возвышенное, холмистое место, и хотя высота холма на острове не большая – 11 метров – для окружающего равнинного пейзажа он хорошо заметен. До революции собор на холме был хорошо виден изо всех окрестных усадеб, плотно расположившихся вокруг острова. А историю монастыря принято считать от 1478 г., когда крестьянину деревни Русыня на острове явилась икона апостола Иоанна Богослова. Когда об этом сообщили князю Ивану III Великому, он приказал основать на острове монастырь. Хотя археологи считают, что монастырь здесь существовал уже раньше. В 1680 г., во время литовской войны монастырь был разорен. Летописец сообщал: «Монастырь Богословский на Череменецком озере. А в нем церковь камена Иван Богослов да церковь древена Рожество Пречистые с трапезою и с келарскою. Зжен и воеван от Литовских людей». Монастырь был возрожден. Вместо деревянной Рождественской церкви была построена Преображенская каменная. На холм была устроена лестница из каменных плит с красивыми чугунными перилами. Во второй половине XIX к острову построили дамбу, озеро возле нее заболачивалось и обмелело, сейчас это уже полуостров, соединенный с материковой частью широким перешейком, хотя местные жители по-прежнему называют Череменец «Монастырским островом». По перешейку проложили дорогу. В 1902 г. по проекту архитектора Н.Г. Кудрявцева сооружена церковно-приходская школа, в 1914–16 гг. по его же проекту осуществлен ремонт собора. На острове Деревелец рядом с монастырем находилась каменная Успенская часовня, освященная в 1905 г. Главной святыней обители была явленная икона Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=00129

В состав выездной комиссии вошли: председатель — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , член Научно-методического совета, заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь — кандидат исторических наук монахиня Анувия (Виноградова), казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря ; монахиня Феонилла (Харченко), насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря. Обучение насельников монастырей Рязанской митрополии на курсах базовой богословской подготовки предполагается на восьми учебных площадках: базовая учебная площадка — Рязанская православная духовная семинария ( Рязанская епархия ) — организационно-методический центр, учебная площадка на случай введения жестких карантинных мер и перехода на заочное или дистанционное обучение; дополнительная учебная площадка 1 — Иоанно-Богословский мужской монастырь (Рязанская епархия) — для насельников данного монастыря; дополнительная учебная площадка 2 — Иоанно-Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь (Рязанская епархия) — для насельниц данного монастыря; дополнительная учебная площадка 3 — Покровский женский монастырь г. Михайлова (Рязанская епархия) — для насельниц данного монастыря; дополнительная учебная площадка 4 — Лазаревский храм г. Рязани (Рязанская епархия) — для насельников Свято-Троицкого мужского монастыря и насельниц Казанского женского монастыря г. Рязани; дополнительная учебная площадка 5 — Успенский Вышенский женский монастырь ( Скопинская епархия ) — для насельниц данного монастыря; дополнительная учебная площадка 6 — Милостиво-Богородицкий Кадомский женский монастырь ( Касимовская епархия ) — для насельниц данного монастыря; дополнительная учебная площадка 7 — Архиерейское подворье — Казанская монашеская община г. Касимова (Касимовская епархия) — для насельниц данного монастыря. Работа комиссии началась с посещения приходского дома храма Спас на Яру г. Рязани, где в актовом зале состоялась встреча с настоятелями и настоятельницами монастырей и преподавателями курсов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5691501...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Иванов В. И. Приходо-расходные книги XVI в. Важского Иоанно-Богословского монастыря   Важский Иоанно-Богословскиймонастырь был основан новгородским боярином Василием Степановичем Шенкурским (позднее прп. Варлаам Важский) в 15 верстах от Шенкурска, недалеко от впадения реки Пинежки в реку Вагу, очевидно, в конце 1440-х гг. В 1452 г. в нем учреждено игуменство, первым был игумен Серапион. В. С. Шенкурский впервые упомянут как посадник в 1446 г. Он участвовал в заключении Яжелбицкого мира с московским великим князем в феврале 1456 г. Вскоре после этого, вероятно, он постригся в этом монастыре под именем Варлаам, а 19 июня 1462 г. скончался В 1451/52 г. по грамоте Василия Степановича монастырь получил 3 села: Ковыцово, Овсяниково и Лухановское Степыцово со страдными землями и пожнями, а также остров Онтрофьев на реке Ваге (купленный им у Обакуна). Этот источник имеет явные черты уставной грамоты. Игумену Серапиону и последующим настоятелям предписано соблюдать общее житие в монастыре, собственности («собин») никто из братьев иметь не должен. Игумену разрешено самому отбирать насельников, «кто ему люб», управлять по своему усмотрению («как его сила иметъ»), но если он покидал монастырь, то должен был отчитываться перед чернецами («дати суцетъ» ). Это, пожалуй, самое раннее установление отчетности при смене настоятелей монастыря. Что представлял собой «суцетъ», не раскрывается. Скорее всего, проводилось описание монастырского имущества. Самый ранний имеющийся образец такой описи, составленной, правда, по указу великого князя, при передаче Соловецкого монастыря от игумена Евфимия священнику Геласию и соборным старцам, датируется январем 1514 г. Не исключено, что предпологалось проводить счет, т. е. проверку прихода и расхода денег. Обнаружены упоминания о денежных приходных книгах казначея Троице-Сергиева монастыря Павла 1515 г., в которых записывали, в частности, суммы, полученные за продажу вкладных вотчин .

http://sedmitza.ru/lib/text/8414385/

С. Девятова Скачать epub pdf Духовные светильники, просиявшие за рубежом Игумения Руфина (Кокорева) (1872–1937 гг.) Игумения Руфина (в миру Ольга Андреевна Кокорева) родилась 27 июня/10 июля 1872 года в Перми в семье крупного промышленника Андрея Тимофеевича Кокорева. В доме Кокоревых часто бывали монахини, собиравшие пожертвование на монастыри. Ольга любила слушать их рассказы о жизни Спасителя, о подвигах великих святых, о монастырях. В восьмилетнем возрасте Ольга впервые побывала в Успенском женском монастыре. Однажды во сне она увидела епископа: он держал в руках коробку, наполненную крестиками. Среди них был наперсный крест, который носят игумении. «Тут вся твоя жизнь», – сказал епископ девочке. После этого видения Ольга стала упрашивать мать отпустить ее в монастырь, хоть на время. По милости Божией девочку отдали в Успенский монастырь на воспитание. 5 августа 1880 года Ольгу посвятили в послушницы. Во время ее облачения, удар монастырского колокола призвал всех ко всенощной на Преображение Господне. Удивлённая настоятельница монастыря отметила: «В первый раз одеваю послушницу с колокольным звоном. Игуменией будешь!» В 1887 году послушница Ольга приняла послушание регента Иоанно-Предтеченской обители города Соликамска. Следует отметить, что молодая послушница удостоилась духовных бесед с преподобным Арефой Верхотурским († 1915 г.), который тогда жил на Валааме, она переписывалась и с другими Валаамскими старцами. В 1900 году по благословению валаамских старцев она становится первой помощницей настоятельницы возрождающегося Верхотурского Покровского монастыря. Ей много пришлось заниматься строительными работами, созданием монастырского хора, нести послушание в иконописной мастерской, исполнять обязанности благочинной. В 1910 году епископ Палладий Пермский и Соликамский получил от православного общества просьбу о восстановлении древнего Иоанно-Богословского мужского монастыря 72 в Чердыни. Когда в 1910 году встал вопрос об открытии в Чердыни при Иоанно-Богословской церкви женского монастыря, выбор пал на благочинную Верхотурской обители инокиню Ольгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С. Девятова Скачать epub pdf Игумения Руфина  (1872–1937)          Игумения Руфина (в миру Ольга Андреевна  Кокорева) родилась  27 июня/10 июля 1872 года  в Перми в семье крупного промышленника Андрея Тимофеевича Кокорева. В доме Кокоревых часто бывали монахини, собиравшие пожертвование на монастыри. Ольга любила слушать их рассказы  о жизни  Спасителя, о подвигах великих святых, о монастырях. В восьмилетнем возрасте Ольга впервые побывала в Успенском женском  монастыре. Однажды во сне она увидела епископа: он держал в руках коробку, наполненную крестиками. Среди них был наперсный крест, который носят игумении. «Тут вся твоя жизнь», – сказал епископ девочке. После этого видения Ольга стала упрашивать мать отпустить ее в монастырь, хоть на время. По милости Божией девочку отдали  в Успенский монастырь на воспитание.  5 августа 1880 года Ольгу посвятили в послушницы. Во время ее облачения, удар монастырского колокола призвал всех ко всенощной на Преображение Господне. Удивлённая  настоятельница монастыря отметила: «В первый раз одеваю послушницу с колокольным звоном. Игуменией будешь!» В 1887 году послушница Ольга приняла послушание регента Иоанно-Предтеченской обители города Соликамска. Следует отметить, что молодая послушница  удостоилась духовных бесед с преподобным Арефой Верхотурским († 1915 г.),  который тогда жил на Валааме, она  переписывалась и с другими  Валаамскими старцами. В 1900 году по благословению Валаамских старцев она становится первой помощницей настоятельницы возрождающегося Верхотурского Покровского монастыря. Ей много пришлось заниматься строительными работами, созданием монастырского хора, нести послушание в иконописной мастерской, исполнять обязанности благочинной. В 1910 году епископ Палладий Пермский и Соликамский получил от православного общества просьбу о восстановлении древнего Иоанно-Богословского мужского в Чердыни. Когда в 1910 году встал вопрос об открытии в Чердыни при Иоанно-Богословской церкви женского монастыря, выбор пал на благочинную Верхотурской обители инокиню Ольгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Смотраковская (Пинежка). Иоанно-Богословский Варлаамиев Важский монастырь. Богословский погост, Варламова пустынь, Важский монастырь Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1426. Адрес: Архангельская область, Шенкурский р-н, местность Пинежка, ур. Погост Координаты: 62.226694, 43.099164 Проезд:На правом берегу Ваги в 25 км от Шенкурска, у Городецкого переката. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Сошествия Святого Духа (Трех Святителей) Часовня Варлаама Важского Церковь Иоанна Богослова (разрушена в 1949-50 гг.) Карта и ближайшие объекты Основан в 1426 г. прп. Варлаамом Важским. Упразднен в 1764 г., храмы преобразованы в приходские Иоанно-Богословского прихода. Название Погост Пинежка дано по правым притокам Ваги рекам Пинежка и Малая Пинежка, между устьями которых на высоком угоре располагались постройки монастыря. К концу 1940-х гг. на территории погоста находились: деревянная церковь Сошествия Святого Духа 1782 г. с приделом Трех Святителей, каменная церковь Иоанна Богослова 1802 г. с приделами Варлаама Важского и Скорбященской И.Б.М. (1809), деревянная часовня Варлаама Важского (1821 г., возобновлена в 1894 г.). Первые монастырские деревянные церкви - Иоанновская (до 1450 г., возобновлена в 1520-30 гг.) и Трехсвятская 1450-70 гг., сгорели в 1622 г. Следующая деревянная Иоанновская церковь построена в 1627-31 гг., Варлаамовский придел в ней устроен в 1635 г., разобрана за ветхостью в 1821 г. Трехсвятская деревянная церковь с 1630-х гг. отстраивалась заново дважды. Обе постройки последовательно сгорели к 1671 г. Во второй из них был устроен придел в честь Сошествия Святого Духа. Следующая деревянная церковь была освящена уже как Духовская с приделом Трех Святителей, она простояла с 1671 по 1782 г. и была за ветхостью разобрана и заменена нынешней. Каменная Иоанновская церковь была построена в 1802 г. на новом месте к юго-востоку от Духовской. Обе имевшиеся церкви и часовня были закрыты в 1929 г., колокола сняты, несмотря на протесты населения, священники и церковные активисты репрессированы. В Варлаамовской часовне устроено зернохранилище, в Духовской церкви - школа. Иоанновская церковь разобрана в 1949-50 гг. В 1998-99 гг. рухнуло ярусное завершение Трехсвятительской (Духовской) церкви. В настоящее время готовится проект реставрации монастыря. Ежегодно в день памяти Варлаама Важского 2 июля (19 июня по старому стилю) проходит Крестный ход от г. Шенкурска и молебен у Варлаамовской часовни.

http://sobory.ru/article/?object=24800

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. И. Иванов. Приходо-расходные книги Важского Иоанно-Богословского монастыря начала XVII в.     Богословский монастырь был самым древним и самым крупным в Важском уезде, хотя по общероссийским меркам того времени его скорее следует отнести к малым. Данная публикация продолжает издание хозяйственных книг Богословского Важского монастыря . Приходо-расходные книги – один из наиболее важных источников изучения хозяйственной жизни монастыря и всего региона. Основная часть записей отражает его торговые операции, промысловые занятия и выполнение различных работ . Кроме того они содержат массу интересных, часто уникальных сведений о разнообразных сторонах внутренней жизни обители, о местных культовых практиках, государственном управлении и судопроизводстве, о политических и военных событиях. На страницах источника упоминаются лица, о деятельности которых в период Смуты мало что известно или нет сведений вовсе. Удалось выявить 20 приходо-расходных книг, относящихся к периоду с 1601 по 1615 г. Все они хранятся в Государственном архиве Архангельской области (ГА АО), преимущественно в фонде 829 (Шенкурский (Важский) Иоанна-Богословский мужской монастырь), однако два источника оказались включены в фонд 191 (Николаевский Корельский третьеклассный монастырь) . Большая часть приходо-расходных книг – это книги казначеев (18 единиц). Так же как в XVI в., каждый казначей вёл приход и расход не только денег, но и «платья» (одежды и обуви), которым снабжали и старцев, и мирских служителей. Нередко в одной книге представлены и приход, и расход денег (шесть случаев), но чаще приход и расход денег и платья представляют собой отдельные единицы хранения. В одной из сохранившихся книг объединён расход денег и одежды (см. публикацию, документы 8). Редким, можно даже сказать уникальным, в практике русских монастырей является составление приходо-расходных книг келарем. Книга келаря Митрофана 1602/03 г. раскрывает интересные подробности его положения и обязанностей (см. публикацию, документ 4). Среди документов есть также одна приходо-расходная память монастырского слуги, посланного в Холмогоры для продажи ржи и закупки товаров для монастыря (см. публикацию, документ 1).

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВТОРО-АФОНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Георгиевский храм Второ-Афонского монастыря. Фото Ольги Золотухиной 23 июня 2011 года Древний монастырь По преданию в IX - X веках у подножия горы Бештау находился греческий православный монастырь. Становление Второ-Афонской обители Во второй половине XIX и начале XX веков монашеский опыт Афона был принесен на Кавказ Афонскими монахами, которые основали здесь четыре монастыря с наименованиями Афонских. Одним из них стал Второ-Афонский в честь Успения Пресвятой Богородицы на Кавказских Минеральных Водах, основанный выходцами из Хиландара . По замыслу настоятеля русского Иоанно-Богословского скита Хиландарского монастыря иеросхимонаха Герасима (Попова) эта обитель должна была стать житницей Афонского скита и рассадником святогорского благочестия на его родном Кавказе. Прибывшие в 1902 году хиландарские иноки Иоанн и Сергий нашли в России всестороннюю поддержку для своего начинания. Местом для обители была избрана гора Бештау (по- карачаево - балкарски - " пять гор " ), при чём сам праведный Иоанн Кронштадтский крестом обозначил на привезенных ему фотографиях место для первого храма обители. В те годы еще можно было видеть развалины древнего греческого православного монастыря под горой, так что новая обитель стала его продолжением. Также, тут под горой Бештау уже жил афонский схимник Савва (Савельев) , который ранее предсказал появление на горе монастыря. Светские власти выделили для монастыря 20 десятин казенной земли с условием устроить образцовую молочную ферму, которая могла бы служить для удовлетворения нужд курортников в молочных продуктах. На этой территории было два источника пресной воды, один из которых назывался Благодатным. Монастырь строился в память царя-миротворца Александра III . 2 мая 1904 года место под устройство будущего Успенского храма освятил настоятель Пятигорского Спасского собора протоиерей Михаил Закхеев. Под горой Бештау начались строительные работы. Одновременно с храмом возводился и трехэтажный корпус братских келий с гостиницей, а вплотную к храму – дом для настоятеля, сторожей, старшей братии, трапезной и кухни. На строительство ушло 26 тысяч рублей. Пока велись работы, иеромонах Иоанн и его помощники разместились в землянках, вырытых в горе. В июле только начинающая существовать обитель приняла великого князя Дмитрия Константиновича , который стал почетным ктитором обители. 16 сентября 1904 года сам настоятель Иоанно-Богословского скита Хиландарского монастыря, отец Герасим, прибыл с 20 насельниками в новостроящийся монастырь.

http://drevo-info.ru/articles/18304.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010