Архив Пн Истории монашества посвящен новый раздел сайта Иоанно-Предтеченского монастыря 6 июля 2016 г. 10:03 Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе, доктор искусствоведения, профессор Андрей Баталов недавно сказал об Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре , что женская обитель на Китай-городе постепенно становится своеобразным научным центром. В начале нынешнего года здесь состоялась масштабная научно-практическая конференция к 600-летию святыни «Московский Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь: история обители от возникновения до наших дней». В июне прошел выпуск курсов дополнительного образования для насельниц женских обителей. К  достижениям монастыря в этой области  можно отнести и то, что на его официальном сайте появился раздел, посвященный истории монашества. Об этом проекте рассказывают монахиня Анувия (Виноградова), куратор по образованию в ставропигильных женских монастырях, и преподаватель курса западного монашества Александр Ткаченко, заведующий редакцией Литургики Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» , член Синодальной библейско-богословской комиссии . Совместная идея монашествующих и ученых — Мать Анувия, скажите, пожалуйста, кто стал инициатором раздела, посвященного истории монашества? Монахиня Анувия (Виноградова): Инициатива одновременно исходила от нас и от преподавателей столичных православных и светских вузов, которые на протяжении четырех лет читали лекции на наших курсах, принимали зачеты у сестер Иоанно-Предтеченского монастыря и других монастырей, занимавшихся вместе с нами. В какой-то момент подумалось: коль удалось нам собрать в стенах обители ведущих специалистов в своей области, хорошо бы с их лекциями и исследованиями ознакомить более широкий круг людей. В первую очередь — монашествующих из других обителей, интересующихся историей западного и восточного монашества разных веков. А как это сделать? Решили предоставить площадку на своем сайте, о чем более подробно может рассказать один из ответственных за наполнение нового раздела — Александр Анатольевич Ткаченко.

http://patriarchia.ru/db/text/4554146.ht...

Параскево-Вознесенский и Иоанно-Богословский монастыри Мордовии 4 августа 2006 г. 19:55 Параскево-Вознесенский женский монастырь, с. Пайгарма Параскево-Вознесенский женский монастырь — возрождающаяся святыня нашего Отечества. Монастырь расположен в селе Пайгарма. По преданию, на месте основания монастыря чудесно явился образ св. мц. Параскевы в 1865 году. Сначала здесь была построена часовня, а затем на средства благотворительницы Киселевой и некоторых крестьян основана в 1866 г. женская община. В 1884 г. община получила статус монастыря. В обители были построены Успенский собор и храм во имя Вознесения Господня. Образ св. мц. Параскевы , написанный в XIX веке на Афоне, с частицей ее мощей был главной святыней монастыря и почитался как чудотворный. Эта угодница Божия имеет особую благодать в устроении семейной жизни, ее также считают покровительницей торговли. При монастыре был устроен приют для детей-сирот духовного звания и гостиница для паломников. К родникам, а их в монастыре три — великомученицы Параскевы, Николая Угодника и преподобного Серафима Саровского — можно спуститься крутой тропой и лестницей. Два источника — великомученицы Параскевы и святителя Николая — богаты железом. Источник преподобного Серафима Саровского совсем другой, емкость его окрашена зелеными малахитовыми разводами, и вкус отдает минеральными солями. Известно немало случаев, когда немощные люди, искупавшись в целебных источниках, исцелялись от, казалось бы, неизлечимых болезней. В 1918 году в монастыре разместили госпиталь для красноармейцев, и с той поры военные занимали там все больше места, а монахини — все меньше, пока их совсем не выселили. Монастырь вновь открыт 18 июля 1994 г. Ранее обитель принадлежала Пензенской епархии. Иоанно-Богословский мужской монастырь, с. Макаровка Иоанно-Богословский мужской монастырь является выдающимся памятником архитектуры XVII-XVIII века. Его составляют: летний собор Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (1704), колокольня высотой 36 м. (1720-.), зимняя отапливаемая церковь Михаила Архангела (1702 г.), а также церковь иконы Божией Матери «Знамение» (начала XVII в.)

http://patriarchia.ru/db/text/130370.htm...

Леушино (акватория Рыбинского водохранилища). Иоанно-Предтеченский Леушинский женский монастырь. Церковь Иоанна Богослова в скиту " Крестик " . Пустынька, Крестик /// Объект утрачен Слева старая часть здания, справа пристроенная к нему церковь. Первая треть XX в. Музей архитектуры им. А.В.Щусева, инв. II-1270 (ошибочная аннотация «Общий вид трапезной»; с сайта goskatalog.ru; изображение обработано) Сергей Прохоров ?? Скит находился в одной версте к югу от монастыря. Он был основан на месте остановки св. Иоанна Кронштадтского во время прогулки летом 1892 года. Сначала оно было отмечено крестиком (отсюда – одно из названий скита). В 1892 - 1893 гг. была построена деревянная келья с часовней, а в 1898 – 1899 гг. к келье была пристроена церковь Иоанна Богослова. Со временем появились другие строения и садик: " [...] место, огражденное здесь деревянным забором (скиток " Пустынька " ), представляет собою ровный квадрат, посредине которого расположен одноэтажный деревянный дом, на восточной половине коего - храм во имя святого Апостола Иоанна Богослова. С этой стороны от ограды до храма - кельи сестер, а по ту сторону церковного домика - садик с аллеями, где и любил всегда прохаживаться отец Иоанн, совершая свои тайные молитвы. " Игумения Таисия (Солопова). Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским. В кн.: Игумения Таисия (Солопова). Автобиографические записки. Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским. М., " Отчий дом " , 2006, с. 237, 260-264 Иоанно-Богословский скит (в просторечии называемый «Крестик») располагался в 1,5 км к юго-востоку от обители. Основан на месте, где в 1892 году св. прав. Иоанн Кронштадтский в неурочное место нашел кустик спелой земляники. Это место первоначально было отмечено крестом, почему скит и получил название «Крестик». В 1893 г. игумения Таисия устроила на этом месте небольшую часовню и келью. В 1899 году в часовне устроили алтарь. Освящение Иоанно-Богословского храма совершил св. прав. Иоанн Кронштадтский в июле 1899 г. Место это любили св. Иоанн и игумения Таисия, нередко удалявшиеся туда для молитвенного уединения. Пользовался он большим почитанием и у верующих. Один из паломников даже указал, что со временем он превратится в большой монастырь. Все постройки скита были деревянные за исключением отдельно стоящей каменной колокольни, устроенной в 1910 г. 8 мая (на престольный праздник) совершался ежегодный крестных ход вокруг скитской ограды В обоих скитах имелись келейные корпуса, скотные дворы и прочие хозяйственные постройки. После выселения монахинь из стен Леушинского монастыря в 1928 г., большинство инокинь разместились в скитах. Закрыты они были постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 06.03.1931 г. http://leushino.cerkov.ru/istoriya/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35044

Домашаны. Иоанно-Богословский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1997. Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Смолевичский район, д. Домашаны, рядом с кладбищем Координаты: 54.018993, 27.945678 Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Тихвинской иконы Божией Матери Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь находится в деревне Домашаны, расположенной в 25 км от г. Минска и в километре от дороги Минск – Москва. Первый источник, в котором упоминается селение - «Субботник Смолевичской церкви» за 1738 г. Документальных сведений, указывающих точную дату возникновения поселения, не сохранилось. Предполагается, что появилось оно в XVI в. на землях Смолевичской округи, принадлежавшей в первой половине этого столетия князю Константину Острожскому, активному борцу за православие. Во время его княжения быстро увеличивалось число поселений, развивались города, открывались православные школы и церкви. В 1508 г. в Смолевичах была построена Свято-Никольская церковь, вокруг которой в близлежащих селениях впоследствии возникли приписные церкви и часовни. В деревне Домашаны церковь появилась предположительно в XIX столетии. Расположение деревни Домашаны таково, что ее жители не раз оказывались в центре огненных испытаний, выпавших на долю нашей родины. События Отечественной войны 1812 г. непосредственно коснулись этих мест. Особенно тяжелые бои шли на Смолевичских землях и во время освобождения Беларуси в 1944 г. Но небольшой деревянный храм на вершине кладбищенского холма деревни Домашаны уцелел. В советское время церковь была разрушена, разделив судьбу большинства православных храмов Беларуси. Восстановление церкви началось в 1994 г. и завершилось в 1997 г. Много сил отдал восстановлению этого храма священник Сергей Георгиевич Плечков, которому также охотно помогали местные жители. Отец Сергий умер 24 сентября 1997 г. Перед кончиной он принял монашеский постриг с именем Иоанна. В настоящее время церковь находится под охраной государства как памятник архитектуры народного зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=12914

Соликамск. Соликамский Иоанно-Предтеченский Красносельский женский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь пригородного села Красного (ныне входящего в состав города) строилась с 1715 по 1772 г. Первоначально на средства купцов Суровцевых в 1715-1728 гг. возведен был нижний храм во имя св. мученика Иоанна Воина. В 1731 году церковь была передана в приданное дочери Суровцева - Наталье, вышедшей замуж за Григория Демидова. Строительство верхнего храма во имя рождества Иоанна Предтечи было завершено в 1772 г. на средства А.Ф Турчанинова, приобретшего село Красное после смерти Демидова. Престолы храма освящены во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя св. мученика Иоанна Воина. В 1891 г. при церкви при поддержке Рязанцевых была учреждена женская община, позднее получившая статус монастыря. В числе насельниц его была будущая игумения Чердынского Иоанно-Богословского женского монастыря Руфина. В 1918 г. сестры монастыря дали приют вдовам и сиротам священнослужителей, убитых большевиками. После закрытия обители в начале 1920-х годов храм стал приходским. Закрыт он был в 1930-х годах. В 1989 г. храм был передан верующим, и в нем возобновились богослужения. Одноглавый храм с высокой столповой колокольней имеет уникальное соотношение ширины и высоты, не имеет аналогов на территории епархии. Для здания церкви характерны удлинение продольной оси здания и завершение храмового куба уменьшающимися кверху двумя восьмериками с главой. Первый этаж храма и обе трапезные перекрыты коробовыми сводами. Алтарная апсида пятигранная. Гармонично с объемом церкви соотнесена высокая восьмигранная колокольня с двумя ярусами звона, возведенная на кубическом постаменте над папертью. С запада к церкви пристроены двухэтажные палаты, нижние орнаментированы перпендикулярно зданию. Церковь богато декорирована полуколоннами, " жучковым " орнаментом, завитками-волютами, рельефными кокошниками с растительным орнаментом. Лепные украшения нижнего придела утрачены полностью, верхнего – повреждены и нуждаются в реставрации. Частично сохранились росписи, украшавшие верхний двусветный храм. Особенно славилась церковь св. Иоанна Предтечи гармоничным колокольным звоном. После закрытия храма в 1930-х годах колокола были утрачены. Памятник истории и архитектуры федерального значения.

http://sobory.ru/article/?object=02978

101 Протоиерей Алексий Стабников (+1918) прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Пермской епархии в 2000 году. 103 Серафим (Кузнецов), игум. Чердынский Иоанно-Богословский женский общежительный монастырь//Голос долга. 1912. 9. С. 483. 106 Серафим (Кузнецов), игум. Чердынский Иоанно-Богословский женский общежительный монастырь//Голос долга. 1912. 8. С. 433. 111 Священномученик Андроник (Никольский) (1870–1918). С 1914 года – епископ Пермский и Соликамский, с 1916 по 1918 год – епископ (затем архиепископ) Пермский и Кунгурский. В 1918 году мученически погиб от рук большевиков. В 1999 году причтен к лику местночтимых святых Пермской епархии, в 2000 году – к Собору новомучеников и исповедников Русской Церкви. 114 Иоанно-Богословский монастырь в Чердыни был превращен сначала в сельскохозяйственную артель «Трудолюбие», затем, в 1923 году, – в земледельческую кооперативную артель. 118 Схиигумения Ариадна (Мичурина) (1900–1996). С 1917 года послушница Чердынского Иоанно-Богословского монастыря, затем ближайшая помощница игумении Руфины до ее смерти в 1937 году. Возглавляла основанную матушкой Руфиной Шанхайскую Богородице-Владимирскую обитель, в 1948 году перевела ее в Сан-Франциско (США), где она находится и доныне. 122 Ариадна (Мичурина), игум. Жизненный подвиг игумении Руфины//Светоч любви. Шанхай, 1941. С. 12. 123 Митрополит Мефодий (Герасимов) (1856–1931). Архиепископ (с 1929 года – митрополит) Харбинский и Маньчжурский в 1920–1931 годах. 125 См.: Киселев А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. М.: Русская книга, 1992. С. 107–108. 131 В 1932 году красные партизаны совершили зверские набеги на русские поселки Трехречья в Северном Китае. Примерно в то же время над русскими эмигрантами участились расправы разбойничьих шаек хунхузов (так назывались вооруженные банды, действовавшие в Маньчжурии с середины XIX до середины XX века, состоявшие в основном из разорившихся крестьян и люмпенских городских элементов). 132 В 1932 году Харбин заняли японцы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Корсунь. Корсунский Иоанно-Богословский женский монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В августе 2010 года в храм в честь Корсунской иконы Божией Матери, расположенный в селе Корсунь Верховского района Орловской области, настоятелем был назначен иеромонах Силуан (Фирсов). И уже осенью того же года по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина) при храме была создана сестринская община, духовником которой стал отец Силуан. Так впервые за десятилетия безбожия в Корсуни начала возрождаться и налаживаться молитвенная жизнь. Через несколько лет с благословения митрополита Антония (Черемисова), возглавлявшего тогда Орловскую епархию, состоялись монашеские постриги сестер, так что уже в 2013 году здесь подвизалось семь монахинь, одна инокиня и несколько послушниц. 19 марта 2014 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, в связи с прошением Высокопреосвященного архиепископа Орловского и Ливенского Антония, было принято решение открыть женский монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и назначить игуменией этого монастыря монахиню Ярославу (Веригину). В день праздника Светлого Христова Воскресения, 20 апреля 2014 года  Высокопреосвященнейший архиепископ Орловский и Ливенский Антоний во время совершения Великой Пасхальной Вечерни в Ахтырском кафедральном соборе города Орла возвел матушку Ярославу в сан игумении и вручил ей посох, напутствовав на продолжение трудов по восстановлению обители. http://корсунская-пустынь.рф/ibgm/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Женский монастырь, образованный в 2014 г. на основе сложившейся при сельском храме иноческой общины. Для размещения сестер выделено здание бывшей школы, построенное в советские годы на месте усадьбы. http://svyatayarus.su/church/detail/52742/ --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=43611

В 1872 г. Каргопольцевы продали усадьбу. Землю купил петербургский купец И.М. Максимов для устройства здесь женской православной общины - купил после настоятельных уговоров монахини Сергии (в миру Анастасии Серединой, уроженки одного из окрестных сел) и жены купца. В 1875 г. была официально учреждена Леушинская женская община (пока не монастырь), ее настоятельницей стала Сергия. К сожалению, начало истории общины связано с неурядицами, интригами. Первых двух настоятельниц - Сергию и сменившую ее в 1877 г. Леонтию (Марию Александровну Коврову) - Максимов и поддерживавшая его часть монахинь выжили из общины. Впору было неудавшуюся общину закрывать. Но все же в 1881 г. была сделана последняя попытка привести дела в общине в порядок. Настоятельницей была назначена Таисия - монахиня Званского Знаменского монастыря (в Новгородской губернии), до этого не имевшая опыта подобной работы. Таисии удалось, наконец, навести порядок (это стоило ей здоровья: после клеветнического доноса на нее она заболела нервной болезнью, продолжавшейся два месяца). В 1885 г. община официально получила статус Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря. Вскоре Леушинский монастырь стал одним из самых известных и процветающих монастырей России. Игумения монастыря Таисия (Мария Васильевна Солопова, 1842-1915) - замечательная подвижница, очень много сделавшая не только для своего монастыря. Ее трудами были устроены новые и возобновлены ранее существовавшие монастыри: Иоанно-Богословский Сурский на родине св. Иоанна Кронштадского (духовного отца Таисии), Благовещенский Воронцовский в Псковской губернии, древний Ферапонтов монастырь со знаменитыми фресками Дионисия, Парфеновский Богородицкий близ Череповца, Антониево-Черноезерский на Шексне, Троицкий Синезерский близ Устюжны. Игумения Таисия обладала и литературным даром. Известны ее духовные стихи, а также прозаические работы - воспоминания: " Келейные записки " (изданы после ее смерти), " Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским " (1909). Предположительно ее же перу принадлежит " Историческое описание Иоанно-Предтеченского женского монастыря Череповецкого уезда, Новгородской губернии " (1890), опубликованное без имени автора. Помимо прочего, эти три работы представляют интерес и как источники сведений по истории Леушинского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=35039

Большую роль в возрождении православия на Алтае сыграл визит в 1991 году Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Барнаул и Бийск. В краевом центре Святейшим Патриархом было освящено место под строительство Александро-Невского собора, а также была возвращена верующим Свято-Никольская церковь. После этого знаменательного события городские и краевые власти вернули Церкви Знаменский храм, храмы во имя святителя Димитрия Ростовского в Барнауле и Бийске. 26 февраля 1994 года была образована самостоятельная Барнаульская и Алтайская епархия. Первым епископом Барнаульским и Алтайским стал Преосвященнейший Антоний (+2001). В настоящее время епархией управляет епископ Барнаульский и Алтайский Максим . Сегодня в епархии действуют: шесть монастырей — Знаменский женский монастырь в Барнауле, Ксение-Покровский в г. Яровое, Богоявленский женский монастырь в г. Камень-на-Оби, Иоанно-Кронштадтский женский монастырь архиерейского подворья в с. Кислуха, Казанский мужской монастырь в с. Коробейниково, Свято-Димитриевский мужской монастырь в г. Алейске; три скита — в честь Иверской иконы Божией Матери в с. Ребриха, Иоанно-Предтеченский скит в с. Сорочий Лог и Иоанно-Богословский скит в с. Чемал; зарегистрировано 179 приходов, в которых трудится около 200 священнослужителей. По материалам сайта Барнаульской и Алтайской епархии Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4513495...

5  Троице-Сергиева лавра (1993 г.); Смольный институт и монастырь, Санкт-Петербург (1994 г.); Свято-Введенский монастырь, Ярославль, монастырь Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Соловецкий монастырь (1997 г.); Нило-Столобенская пустынь, Саввино-Сторожевский монастырь (1998 г.); Юрьев монастырь, Новгород (1999 г.); Николо-Угрешский монастырь (2000 г.); Свято-Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, Иверский монастырь на Валдае (2002 г.); Свято-Данилов монастырь, Москва, Ипатьевский монастырь, Кострома, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (2003 г.); Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, Спасо-Преображенский монастырь, о. Валаам (2004 г.); Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан (2005 г.); Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Коневский Рождество-Богородичный монастырь (2006 г.); Веркольский Артемиев монастырь, Архангельская обл., Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, Печоры, Вятский Успенский Трифонов монастырь, Киров (2007 г.); Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, Псков, Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, Липецкая область (2008 г.); Свято-Троицкий Сканов монастырь, Пензенская обл., Никольский монастырь, с. Старая Ладога, Ленинградская область (2009 г.); Александро-Свирский монастырь, Ленинградская обл., Санаксарский монастырь, Мордовия, Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская обл. (2010 г.); Казанский Богородицкий монастырь, Свято-Введенский монастырь «Оптина пустынь», Калужская обл., Свято-Троицкий монастырь, Муром, Владимирской обл. (2011 г.); Успенский Колоцкий монастырь, Можайский район Московской обл., Ферапонтов Лужецкий монастырь, г. Можайск, Алексеево-Акатов монастырь, Воронеж (2012 г.); Иосифо-Волоцкий монастырь, с. Теряево Московской обл., Свято-Успенский монастырь, г. Старица Тверской обл., Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, г. С.-Петербург (2013 г.); Спасо-Елизаровский монастырь Псковская обл., Старо-Голутвинский монастырь, г. Коломна Московской обл. (2014 г.); Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского монастыря, Пермский край, Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость Свято-Успенского Далматовского монастыря, Курганская обл. (2015 г.); Свято-Иоанно-Богословский монастырь, с. Пощупово Рязанской обл. (2016 г.); Монастырь Сурб Хач, Республика Крым, Новоспасский монастырь, г. Москва, Церковь Спаса Преображения Свенского монастыря, с. Супонево Брянского района Брянской обл., Житенный монастырь, г. Осташков Тверской области (2017 г.); Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь,  с. Макарьево   Нижегородской обл.  (2019 г.); Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, Архангельская обл. (2020 г.); Богородице-рождественский Бобренев мужской монастырь, Московская обл. (2021 г.); Свято-Троицкий Холковский монастырь, Белгородская обл. (2022 г.).

http://pravoslavie.ru/155352.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010