Всемогущий Творец природы, воззвав нас из ничтожества в мир сей и соединив теснейшим образом благополучие временной жизни с местом временного нашего пребывания на земле, укоренил в сердце нашем нежнейшую любовь к Отечеству. Любовь сия беспрестанно обнаруживается в наших суждениях, в наших чувствованиях, в наших поступках. Беседуем ли мы с друзьями? Мы любим рассуждать о народном богатстве, мире и безопасности, о удовлетворении различным потребностям граждан, о мудрых отечественных законах, о победах и прочих знаменитых деяниях наших предков. Находимся ли мы в удалении от родного края? Наш дух от стран чуждых невольно перелетает на место нашей родины – и мы с удовольствием размышляем о родительском крове, в котором в первый раз узрели свет солнца; о храме Божием, в котором посвятили себя на служение Господу; о цветах, полях, лесах, горах и источниках, при которых раскрылись наши силы, которые были позорищем наших невинных забав, свидетелями нашего веселья, наших восторгов. Отверзается ли сердце наше для радостных чувствований? Мы радуемся, когда труды земледельца награждаются обильной жатвой; когда науки и художества возводятся на высший степень совершенства; когда богатые отирают слезы бедным; когда наши грады украшаются великолепными зданиями; радуемся о благе наших присных, наших друзей, наших соотечественников. Если представляется нам мысль о бедствиях общественных, то мы, забыв о собственном благе, скорбим преимущественно об одном Отечестве. Но все ли мы любим наше Отечество той высокой любовью, которой возлюбил свое Отечество храбрый Иуда Маккавейский? Утешаем ли мы наших ближних так, как Маккавей веселил Иакова своими подвигами? Сей мужественный витязь каждое дело начинал пламенной молитвой и потому каждое его дело было благоуспешно. Каждую должность он проходил свято и ненарушимо; он был и сын почтительнейший к родителю, и брат искреннейший, и гражданин деятельнейший, и судья нелицеприятнейший, и ревностнейший исполнитель отечественных обрядов. Нужно было вооруженной рукой защищаться от врагов и сей доблестный герой, одержав многократные победы над неприятелями, пожертвовал Отечеству самой жизнью. И возвесели Иакова в делах своих и даже до века память его во благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Глава 9. Продолжение пророчества о казнях Божиих, возвещаемых трубными звуками (Апок. 9:1–19) Ф.Яковлев. «Апостолы» «И пятый Ангел воструби, и видех звезду с небесе спадшу на землю, и дан бысть ей ключ студенца бездны. И отверзе студенца бездны, и взыде дым от студенца, яко дым пещи велики, и омерче солнце и воздух от дыма студеничнаго. И от дыма изыдоша прузи на землю, и дана быст им область, якоже имут область скорпии земнии. Иречено быст им, да не вредят травы земныя, ни всякаго злака, ни вся­кого древа, но человеки точию, иже не имут печати Божия на челех своих. И дано бысть им, да не убиют их, но да муку приимут пять месяцей: и мучение их яко мучение скорпиево, егда усекнет человека. И в тыя дни взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть. И уподобления пругов подобна конем, уготовленным на брань, и на главах их яко венцы уподобле­ны злату, и лица их яко лица человечески. И имеяху власы, яко власы женския, и зубы их, яко львов беша: и имеяху броня, яко броня железны, и глас крил их яко глас колесниц, егда кони многи текут на брань. Имеяху ошиби подобии скорпииным, и жала бяху в ошибах их: и дана бе область им вредити человеки пять месяц. И имели над собой царя ангела бездны, ему же имя еврейски Аваддон, а еллински Аполлион» ( Апок. 9:1–11 ). Бедствия, которые низринутся на землю по звуку трубы пятого ангела, превышают предшествовавшие. Пред глазами нашими какие-то безобраз­ные, чудовищные исчадия ада, из которого они вырвутся с дымом, затме­вающим солнце и воздух. Они низринутся на землю, чтобы угрызать лю­дей и поражать мучительными страданиями, но только тех людей, кото­рые не отличены печатью Божиею, то есть злочестивых и развратных. Они названы в Писании саранчою ( «прузи») по многочисленности и губи­тельному их свойству. Саранча, как известно нам, насекомое отвратитель­ное, быстро разрождающееся до неисчислимости, прожорливое, пожи­рающее в короткое время всякое произрастение, всякую траву и зелень. Но саранча, описываемая в пророчестве, пагубна людям и не пожирает их, а ужаливает подобно змее ядовитой и, сверх того, ужаленье ее не смер­тельно, а столько же мучительно, как ужаленье змеи. Вид ее странен и чу­довищен: с головы походит на человека; на голове носит венец из под­дельного золота; волосы у нее женские, зубы львиные, тело покрыто че­шуей железной, как бы латами; она с крыльями, которые во время полета производят треск и шум, как бы слышишь множество колесниц, мчащих­ся на войну; хвост ее змеиный с такою особенностью, что конец его воо­ружен жалом. Такие ужасные чудовища, описываемые Иоанном, должны быть не иначе, как произведение ада; они и имеют властителем над собой ангела бездны, названного в пророчестве Аваддоном или Аполлионом: первое слово еврейское, а второе греческое; то и другое значат «губитель».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Борзобогатый-Красенский Иван Яцкович, ок. 1505 - между 21.03 и 17.09.1585, Луцк), еп. Луцкий и Острожский (Западнорусская митрополия) . Из знатного волынского рода, принадлежавшего к польской шляхте и имевшего герб «Ielita» ( Niesiecki K. Herbarz Polski. Lipsk, 1839. T. 2. S. 257). Был женат, имел 2 сыновей и 2 дочерей, рано овдовел. По данным книг Холмского гродского суда, в 50-х гг. XVI в. Борзобогатый-Красенский занимался торговлей в г. Красноставе в Холмском старостве. В наиболее ранних сохранившихся книгах Луцкого гродского суда Борзобогатый-Красенский упоминается с 1560 г. как войт луцкий, в 1561-1562 гг.- также в качестве луцкого ключника, мостовничего и городничего. В 1560 г. шляхтич со слугами напал на Луцкий замок, при этом заключил в тюрьму воротного замка Ю. Хормаза и велел отрубить ему обе руки. В этом деле, к-рое неоднократно прекращали и возобновляли, Борзобогатый-Красенский несколько раз выступал на суде в качестве ответчика. Будучи луцким войтом и городничим, Борзобогатый-Красенский занимался незаконными поборами. В 1562 г. он задержал в Луцке на неск. дней посольство, в к-рое входили архидиак. Геннадий и купец В. Поздняков, отправленное царем Иоанном IV Васильевичем на Синай и в Иерусалим с милостыней, под предлогом неуплаты мыта, несмотря на имевшуюся у послов королевскую охранную грамоту. Борзобогатый-Красенский был подвергнут строгому взысканию со стороны короля (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2035. К., 1883. С. 11). Мн. исследователи ошибочно отождествляли Борзобогатого-Красенского с его племянником Иваном Олехновичем Борзобогатым-Красенским, к-рый до сер. 60-х гг. XVI в. занимал должность цельника (сборщика торговых пошлин) Волынской земли, затем был луцким мостовничим. Дядя и племянник совместно владели рядом имений. Против них было возбуждено судебное дело по поводу неуплаты в королевскую казну мытных и др. налогов за неск. лет. В 1562 г. суд постановил отнять у ответчиков в пользу короля 4 имения, находившихся в их совместном владении (мест. Радомысль, села Суховоля, Галичаны и Зборышев).

http://pravenc.ru/text/578298.html

Первая Пасха Изгнание торгующих из храма (Ин.2:13–22) Из Галилеи, где Иисус Христос являлся более как частное лицо, Он приходит в Иерусалим на праздник Пасхи. Здесь и в это именно время Он начинает Своё общественное служение. Первым делом Его служения Израилю было очищение храма Иерусалимского, или собственно двора языков, от допущенного – под благовидным предлогом законности – осквернения. Очищение двора храма состояло в изгнании продавцов волов, овец и голубей – необходимых для жертв – и в удалении пеняжников, то есть менял (κερματιστας от κλλυβος=малая монета, равная оволу и взимаемая менялами за промен). Изгнание было совершено решительно и строго, что видно из того, что для изгнания (χβλλειν=изгонять с насилием: Мф.22:13 ; Лк.4:29 ; Ин.9:34 ) в греческом тексте здесь употреблено слово «бич» (φραγλλιον=flagellus) из вервий – конечно, не для ударов животным, в этом случае нисколько не виновным, но для угрозы продающим. Столы менял опрокидываются и деньги их рассыпаются – и в заключение повелевается принять клетки с голубями и произносится горький упрёк превратившим дом Отца Небесного в дом торговли. Очищение храма с такою ревностью напомнило ученикам Иисуса Христа о ревности по дому Божию, которая снедала некогда праотца Его Давида ( Пс.68:10 ), а Иудеев побудило требовать от Иисуса знамения – то есть доказательства того, что Он имеет власть так поступать. На это требование Иисус Христос отвечает – по мнению Иудеев, хвастливым, а по недоверию учеников, загадочным – обещанием в три дня воздвигнуть разрушенный Иудеями храм – и слышит от них горделивое признание, что храм их строился 46 лет. А Он – по свидетельству Евангелиста – говорил о храме тела Своего, что, впрочем, ученики поняли только тогда, когда Он воскрес из мёртвых. Примечание. Рассказанное Евангелистом Иоанном событие нужно отличать от подобного же изгнания торжников из храма, о котором говорят другие Евангелисты ( Мф.21:12,13 ; Мк.11:15–17 ; Лк.19:45–46 ) и которое отстоит от сего и по времени, как бывшее перед страданиями Иисуса Христа, и по некоторым подробностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Сравнение евангельских сказаний об этом событии и экзегетические примечания М. Муретов . «Православное обозрение», 1883 В то время как члены великого синедриона, решив во что бы то ни стало взять Иисуса и после праздника Пасхи предать Его смерти, были озабочены исполнением своего намерения, один человек неожиданно изменил их план и ускорил развязку. То был Иуда, по прозванию Искариот, из числа двенадцати приближеннейших учеников Господа. «Тогда, – так повествует святой Матфей, – один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что хотите дать мне, и я вам предам Его? Они же поставили ему тридцать сребреников. И с того времени искал удобного случая, чтобы Его предать» ( Мф. 26:14–16 ). Марк рассказывает факт в общем согласно с Матфеем, но в частностях есть и некоторые особенности. «И пошел, – говорит он, – Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы Его предать им. Они же, услышав, обрадовались и обещали ему дать денег. И искал, как бы в удобное время предать Его» ( Мк. 14:10–11 ). Марк не говорит, что сам Иуда, и притом прежде всего, потребовал от синедрионистов денежной награды: Иуда пошел к первосвященникам для того, чтобы предать Господа, деньги же были обещаны Иуде первосвященниками. Кроме того, Марк не указывает точно, какая сумма была обещана Иуде за его злодейство; он говорит вообще, что Иуде обещали дать денег. Лука передает дело так: «Вошел сатана в Иуду, называемого Искариотом, бывшего из числа двенадцати. Он пошел и уговорился с первосвященниками и начальниками о том, как им предать Его. Они обрадовались и положили дать ему денег. И он согласился и искал удобного случая предать Его им без народа» ( Лк. 22:3–6 ). Как и Марк, и Лука не говорит, что Иуда сам наперед потребовал денежной награды; прямою и непосредственною целью его тайного появления пред священниками было предать Иисуса; деньги же предложены Иуде после уговора о предании Господа, и Искариот только согласился их взять. Далее, если Матфей, по-видимому, указывает на сребреники, как на главную причину поступка Иудина, а Марк вообще ничего не говорит о мотивах измены, то Лука, согласно с Иоанном (13:2, 27), прямо и выразительно указывает на сатану, который вошел в Иуду. Наконец, согласно с Марком, Лука не указывает точно, сколько сребреников получил Иуда, но говорит вообще о денежной награде, данной предателю от синедриона.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Нессельроде-Ересгофен (Nesselrode-Ereshofen). Из этой ветви, Филипп-Вильгельм возведён был Императором Фердинандом III, 3 августа 1655 года, в Баронское Римской Империи достоинство. Внук его, австрийский действительный тайный советник барон Франц-Карл, (рождение 14 ноября 1673 † 10 июля 1750), возведён был Императором Леопольдом I, 4 сентября 1705 года, в Графское Римской Империи достоинство. Он имел, от брака с баронессою Мариею-Терезиею Шорлеммер (рождение 17 октября 1680 † в февраля 1764), двух сыновей: Карла-Франца и Максимилиана-Юлия- Вильгельма-Франца. Старший, граф Карл-Франц, статс- и конференц-министр Курфирста Пфальцского и канцлер в герцогстве Бергском (рождение 14 ноября 1713 † 11 апреля 1798), женат был на баронессе Анне Лое (рождение 14 августа 1725 † 5 июня 1794); имел сына графа Карла-Фридриха-Александра, который, от брака с графинею Иозефиною Гацфельд-Вильденберг, оставил двух сыновей и двух дочерей: 1) графиня Каролина-Августина, была за графом Иоанном-Вильгельмом Нессельроде-Рейхенштейн (единственным сыном последнего Нессельроде старшей, рейхенштейнской ветви, умершим бездетным двумя годами прежде отца своего); 2) графиня Изабелла, ныне вдова ганноверского генерала от кавалерии, прусского графа Фердинанда Гомпеш-Больгейм; 3) граф Франц-Бертрам, от брака с баронессою Мариею-Луизою Ганкследен оставил трёх сыновей, состоящих в прусском подданстве (см. genealogisches taschenbuch der deutschen gräflichen häuser); 4) граф Фёдор Карлович (рождение 30 декабря 1785), российский генерал-лейтенант и кавалер белого орла, имеет одну дочь, Марию Фёдоровну Калержи (рождение 1820). Младший сын графа Франца-Карла (см. выше), граф Максимилиан-Юлий-Вильгельм-Карл (рождение 24 октября 1724 † 24 февраля 1810), вступил в русскую службу; был посланником в Лиссабоне, потом в Берлине, тайным советником и святого Александра Невского кавалер. Он женат был на Луизе Гонтар († 25 августа 1785), дочери купца, из города Франкфурта на Майне, еврейского происхождения; имел однаго сына, графа Карла Васильевича (Карл-Роберт, рождение 2 декабря 1780), ныне российского государственного канцлера; который, от брака с графинею Мариею Дмитриевною Гурьевою († 7 августа 1849), имеет сына графа Дмитрия Карловича (рождение 11 декабря 1816); женатого на графине Лидие Арсеньевне Закревской, (у них сын граф Анатолий Дмитриевич, рождение 1850), и двух дочерей: графиню Елену Карловну (рождение 31 марта 1813), за тайным советником Михаилом Иринеевичем Хрептовичем, и графиню Марию Карловну (рождение 12 июля 1820), за саксонским посланником в Париже, бароном Львом Зеебах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет События Нового Завета, которые происходили после Распятия Христа, нашли отражение в мировом искусстве в двух наиболее распространенных сюжетах – «Снятие с креста» и «Положение во гроб». Сюжетной основой картины В.П. Верещагина стал момент, редко встречающийся в живописи — перенесение тела Христа после снятия Его с креста. Описание В своей картине «Ночь на Голгофе» Верещагин обратился к самому трагическому евангельскому сюжету, к теме Распятия и погребения Христа-Спасителя. Художник объединил на полотне одновременно  две сцены. В левой, затемненной части композиции на высоком каменистом уступе возвышаются три креста, погруженные в атмосферу холодной лунной ночи. Художник использует необычный ракурс, линия горизонта расположена довольно низко, зритель воспринимает происходящее сверху, наблюдает за разворачивающимися грандиозными событиями. Крест, находящийся в центре уже пуст. К нему приставлена высокая лестница. Кресты стоят на безжизненной каменной скале, которая словно парит над городом. В правой части, изображена удаляющаяся погребальная процессия. Один из ее участников несет на руках безжизненное тело Христа, бережно поддерживаемое с двух сторон его учениками: Никодимом и Иосифом Аримафейским. Процессию сопровождают жены – Мария Клеопова и Мария Магдалина, помогающие приготовить тело к погребению. Божия Матерь в синем хитоне следует вместе с Иоанном Богословом, единственным из апостолов, присутствующим и скорбящим рядом со Спасителем во время Распятия. Другая жена, в белом одеянии страдальчески заламывает руки у ног Учителя. Замыкает печальное шествие одинокая согбенная фигура, полностью закутанная в длинный плащ. Группу людей объединяет яркий свет горящего факела, освещающего дорогу путникам. Вдали виден купол и стены Иерусалимского храма, погруженный в тяжелый сон город освещен жидким лунным светом, пробивающимся из-за туч. Холодный колорит произведения, растрескавшаяся земля Голгофы, нависшие тучи над городом вторят ужасу и холоду той ночи. О людской трусости и предательстве напоминает белая накидка, изображенная на переднем плане картины. Она оставлена в спешке бежавшими с горы людьми, наблюдавшими за казнью Спасителя и насмехающимися над Ним. Но когда грянул гром и сотряслась от ужаса земля и разодралась завеса в иерусалимском храме, они в страхе бежали прочь. И лишь избранные ученики остались со своим Учителем и тайно сняв тело Его с Креста решили его захоронить, перенеся в пещеру. История

http://azbyka.ru/art/noch-na-golgofe/

Как Мария Магдалина могла достигнуть первенства в видении Господа воскресшего, и почему Он явился ей одной, а не вместе с Петром и Иоанном? Свт. Филарет, митр. Московский. Из Беседы в день тезоименитства Государыни Императрицы В жизни святой Марии Магдалины есть необыкновенно светлая черта. В утро воскресения Христова она сподобилась видеть Господа воскресшего первая из учеников и учениц Его и первая сделалась проповедницею для них Воскресения Его, по непосредственному Его повелению. Воскрес Иисус заутра в первую субботу, явися прежде Марии Магдалини. – Иди ко братии Моей, и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему ( Мк. 16:9 ; Ин. 20:17 ). В сие время Мария в высшей степени достойна была данного ей впоследствии времени Церковию наименования равноапостольной. Апостолы проповедали воскресение Христово миру, были апостолами для мира – Магдалина проповедала воскресение Христово апостолам, была апостолом для апостолов. Как же достигла Мария первенства в видении Господа воскресшего и в проповедании воскресения Его? Ее преимущественно возвышенная и деятельная любовь ко Христу Спасителю доставила ей преимущество первой узреть Его по воскресении Его и быть провозвестницею воскресения Его другим. В самом деле, какая сила действовала в том, что, когда страх от врагов Христовых самих апостолов почти всех заставил скрыться, тогда Мария Магдалина, препобеждая немощь своего пола, презирая опасность, предстояла распятому Господу до кончины Его, сопровождала пренесение тела Его от креста ко гробу, присутствовала при совершении погребения Его, потом в первые часы после субботнего дня, еще сущей тме ( Ин. 20:1 ), поспешила на гроб, не обретши же тела Его и возвестив о том апостолу Петру и Иоанну, вновь устремилась ко гробу Господа и, не уразумев еще Воскресения Его, со слезами искала бездыханного тела Его? Какая сила могла все это произвести, если не крепкая, яко смерть, любы ( Песн. 8:6 )? Ее крепкий подвиг на смертном поприще Господнем и награжден праведно ускоренным живоносным лицезрением Господа воскресшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Скачать epub pdf Празднование Владимирской чудотворной иконе Божией Матери 4111 Память 23 июня В 1480 году нечестивый Ахмат, хан Большой Орды, пришел с большою ратью на реку Угру, чтобы начать войну с великим князем Иоанном Васильевичем 4112 . Москве угрожала осада. Тогда великий князь, вооружившись молитвою и благословением Геронтия 4113 , митрополита всероссийского, и своего духовника, Вассиана, архиепископа ростовского 4114 , выступил против татар на реке Угре; оба святителя усердно умоляли великого князя мужественно бороться с язычниками на защиту православной веры 4115 . Продолжительное время войска стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям. Наконец, предстательством Пресвятой Богородицы совершилось дивное чудо страх напал на татар, и они, боясь друг друга, бежали, никем не гонимые. Так премилостивый Бог, по молитвам Пресвятой Богородицы, даровал к радости христиан необычную победу над врагами без пролития крови, пощадив достояние Свое – град Москву и всю Россию. Когда великий князь Иван Васильевич вместе с сыном своим великим князем Иоанном 4116 и со всем войском возвратился в Москву, то все люди исполнились чрезвычайной радости, восхваляя за славное избавление Бога и Пресвятую Богородицу 4117 . С этого времени в богоспасаемом граде Москве установлен был новый праздник в честь иконы Пресвятой Богородицы, нарицаемой Владимирской, посему в настоящий день 23 июня и совершается крестный ход во славу и благодарение Спасителю всего мира, Христу, Богу нашему, и Его Пречистой Матери. Тропарь, глас 4: Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши Владычице, чудотворную твою икону, к ней же ныне мы притекающе, и молящеся тебе взываем сице: О пречудная Владычице Богородице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей, и вся грады и страны христианския невредими от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко милосерд. Кондак, глас 8: Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего, и обычно зовем Ти: радуйся, невесто неневестная.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Фёдоровское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Теплая Покровская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1864. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, с.Федоровское Координаты: 56.330102, 40.363972 Проезд: Из райцентра Суздаль юго-восточный выезд через пригодордное село Ивановское 10км на село Туртино. В центре села Туртино повернуть налево в гору, проехать школу, и двигаясь поверху села по главной улице выехать в первый прогон между жилыми домами в поля, далее грунтовой дорогой на юго-восток 3км до с ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из райцентра Суздаль юго-восточный выезд через пригодордное село Ивановское 10км на село Туртино. В центре села Туртино повернуть налево в гору, проехать школу, и двигаясь поверху села по главной улице выехать в первый прогон между жилыми домами в поля, далее грунтовой дорогой на юго-восток 3км до с. Федоровское. В селе доехать до первого дома, далее пешком через размытую плотину на другой берег запруды к церквям. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Федоровское находится от Владимира в 23 верстах, а от Суздаля в 10 верстах. Федоровское было вотчиной Спасо-Евфимиева монастыря, которому пожаловано было вел. князем Иоанном Васильевичем в 1472 г. на поминовение умершего брата, князя Юрия Васильевича. Четыре жалованные Спасо-Евфимиеву монастырю грамоты на село Федоровское, данные вел. князем Василием Ивановичем и царем Иоанном Грозным (XVI в.), значатся в описи монастыря 1660 г. под 93-96. Село указано в приходорасходных книгах Спасо-Евфимиева монастыря под 1697 г. В селе имеются две каменные церкви: холодная, с главным престолом в честь св. и чудотв. Николая, построена в 1802 г. усердием прихожан, и теплая, с престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1864 г. также усердием прихожан. Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1826 г.; опись церковного имущества составлена в 1822 г.

http://sobory.ru/article/?object=02744

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010