Вместе с тем ему, как законному архимандриту черниговскому, вручили в полное распоряжение древний Елецкий монастырь и с имениями – селом Авдеевкой и селом Горбовым и принадлежностями их, землями, полями, сенокосами, озёрами и перевозом Авдеевским на реке Десне. Да будет он верным строителем, правителем и начальником помянутого монастыря архимандрии черниговской. Да имеет усердное попечение о строении и украшении его. Да процветёт под его ревностным управлением пустынное то место, как крин красный во славу Господа Бога, славимого в Троице и в похвалу Пречистой Госпожи Богородицы. Каждый из православных, духовного и светского чина, зная о сём нашем изволении и свидетельстве, должен признавать господина отца преподобного Иоанникия Галятовского архимандритом черниговским и отдавать ему должное уважение, а монахи, желающие жить в том монастыре, да повинуются ему с любовью, как отцу, для благословения Божия и нашего архиерейского. Для полного уверения приказали мы выдать ему сию грамоту с печатью архиепископской и надписью руки нашей. Писано в монастыре Всемилостивого Спаса Новгород-Северском 6 августа 1669 года» 19 . Гетман, с своей стороны, в том же августе месяце 22 числа универсалом утвердил за Елецкой обителью и её архимандритом отцом Иоанникием сёла Авдеевку и Горбов. Но здесь всего замечательнее то, что, по ясным словам гетмана, эти сёла – давние владения Елецкой обители, отнятые у неё насилием и теперь возвращаемые ей. Гетман пишет: «Поневаж ясне в Богу преосвященный его милость отец архиепископ Черниговский и Новгородский Лазарь Баранович, маючи под властию своею запустилой архимандрии черниговской села, то есть Овдеевку, Горбов, с перевозом и з иншими угодьями, знову до тоей же архимандрии святой елецкой чсрниговской приворочает и превелебному в Богу его милости отцу Иоанникию Галятовскому архимандриту черниговскому в моц подает. Тоды и мы до такого духовнаго зточаючись порядку, иж бы конечне вышереченные Овдеевка и Горбовка, з перевозами и зо всякими угодиями, як здавна належали, так и теперь, чтоб при той же архимандрии черниговской зоставали, заховуем и приказуем».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Заглавие сочинения: «Сия книга, названная перло многоценное, составлена трудолюбием чрез Кирилла Транквиллиона, проповедника Слова Божия, архимандрита Черниговскаго монастыря елецкаго, со всею о Христе братиею общаго монастыря; новыя песни похвальныя триперсональному Бозству, Отцу и Сыну и Духу Святому, ново на свете издана, з новой друкарни его, за благословением и позволением старших, в маетности монастыря черниговскаго елецкаго святой Пречистой, его властным коштом, року 1646». Сочинение писано стихами и прозой; похвалы поются Богу, Богоматери, ангелам, апостолам; здесь же лекарство против смертных грехов, о страшном суде и кончине мира. Хотя сочинитель выставляет себя архимандритом елецким в 1646 году, но он гораздо раньше того вытеснен был из Елецкого монастыря; да он же и сам говорит, что «витает» не в монастыре, а в маетности монастырской, то есть на каком-нибудь хуторе. В «Истории иерархии» 1635 и 1637 годы поставлены временем управления его Елецкой обителью; вероятно, 1637 год был последним годом пребывания его в разорённой обители, а потом скитался он кое-где. «Как пастырь архиепископии черниговской, так писал преосвященный Лазарь в грамоте Иоанникию, видя крайнее запустение знаменитого монастыря архимандрии черниговской елецкой, издревле пользовавшегося благотворениями великих благочестивых князей русских, скорбя душой о разорении каменной церкви Успения Пречистой Госпожи Богородицы, мы подвиглись ревностью по дому Пресвятой Богородицы. Призвав на помощь Господа в Пречистую Деву, решились под державой православного монарха царя Алексия Михайловича поднять из развалин обитель, дать ей способного архимандрита – строителя и господина... На эту высокую архимандричью степень избрали мы отличного и способного к Божией службе, опытного в науках Священного Писания , искусного в жизни иноческой, почтенного человека, господина отца Иоанникия Галятовского, бывшего ректором и игуменом киевского братского монастыря. С соизволения высокопочтенного господина Демяна Игнатовича, гетмана запорожских войск царского величества, и других особ духовного и светского сословия, по архиерейской власти, данной нам высочайшим Архиереем Христом Спасителем нашим, и по чину Святой Апостольской Церкви, мы возвели и посвятили его на степень.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Икона не сохранилась, известна по фотографиям. Иконографически соответствовала гравюре 1676 г. из книги архим. Иоанникия, с к-рой, очевидно, и была написана. В отличие от черниговской иконы скругленного верха не имела. Размеры иконы 59×46 см. В 1724 г., как зафиксировано в соборной описи, икона уже имела серебряную ризу, вложенную жителем Курска Финогеном Безходарным. Не исключено, что со временем произошла замена чтимого харьковского образа его списком. По описаниям нач. XX в., икона имела характерный для времени создания (не ранее 2-й четв. XVIII в.) темно-синий небесный фон с розовым горизонтом и ее оклад, судя по принципам орнаментики, был выполнен в кон. XVIII в. Ист.: Иоанникий (Галятовский), архим. Скарбница потребная и пожиточная всему свету. Новгород-Северский, 1676. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Кафедральные черниговские мон-ри: Ильинский, Елецкий и Борисоглебский. Чернигов, 1861; он же. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 3. Отд. 2. С. 10-13; Добровольский П. М. Чудотворная икона Богоматери Елецкая-Черниговская. Чернигов, 1899; он же. Черниговский Елецкий Успенский 1-кл. мон-рь: Ист. описание. Чернигов, 1900. С. 10-12, 101-103; Ефимов А. Н., свящ. Черниговский Елецкий мон-рь Успения Пресв. Богородицы, со времени основания и до наших дней (1060-1902): Святыни и достопримечательности обители. Чернигов, 1903; Багалей Д. И., Миллер Д. П. История города Харькова за 250 лет его существования (с 1655-го по 1905-й г.). Х., 1905. Т. 1. С. 354-356. Ил. на с. 355; Поселянин Е. Богоматерь. С. 399-400; Лужницький Г. Словник чудотворних богородичних ikoh Украïни//Intrepido pastori: Наук. зб. на честь блаж. патр. Йосифа Cлinoro. Рим, 1984. С. 154, 187; Адруг А. К. Чephiribcьka чудотворна ikoha Бoroмamepi//Poдobiд. 1996. 14. С. 106-111; он же. Визначна пам " ятка давнього украïнського малярства. Чephirib, 2001; Черниговский Елецкий Св.-Успенский жен. мон-рь: Ист. очерк (от основания до 1998), описание святынь и достопримечательностей мон-ря с прил. док-тов, относящихся к новейшей его истории/Сост.: мон. Вероника (Терехова). К., 1999; Пуцко В. Г. Ренессансные схемы рус. икон Богоматери: Елецкая и Казанская//Н. П. Кондаков, 1844-1925: Личность, науч. наследие, архив. СПб., 2001. С. 91-99; Емельянова Е. А. «Сказание о чудотворной иконе Елецкой Богоматери» в книге Иоанникия Галятовского «Скарбница потребная»//Книга в пространстве культуры. М., 2007. Вып. 1(3). С. 135-142.

http://pravenc.ru/text/189785.html

Много внимания он уделял развитию образования, книгоизданию, благотворительности и т. д., что привело к возрождению Православия в регионе после падения коммунистического режима. 12 сент. 2007 г. он был избран патриархом РумПЦ. С 5 марта 2008 г. митрополитом Молдовы и Буковины стал архиеп. Крайовский и митр. Олтенийский Феофан (Саву). Интронизация состоялась 8 июня. Выпускник богословского ин-та Бухарестского ун-та (1984), он защитил диссертацию на звание доктора богословия в Православном богословском институте преподобного Сергия Радонежского в Париже (1990) «Богочеловечество Христа и обожение человека в произведениях свт. Максима Исповедника». Митр. Феофан продолжил начинания своего предшественника. В 2016 г. были завершены реставрационные работы в митрополичьем комплексе в Яссах, к-рый открыт для посещения вместе с вновь основанным Музеем митрополии, ставшим местом хранения и экспозиции памятников церковного искусства, а также, благодаря его современному оснащению, здесь проводятся конференции, симпозиумы и т. д. Святыни Одна из наиболее почитаемых святынь М. и Б. м.- чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» из Нямецкого мон-ря. Она была изучена К. Костей в кон. 80-х гг. XX в. и после снятия оклада ее датировали XIV в., атрибутировали как памятник визант. живописи высокого палеологовского стиля ( Costea. 1989. P. 381-392). Как чудотворная икона известна со средневековья. В XVII в. в книге архим. Иоанникия (Галятовского) «Новое небо» описаны 2 чуда, во время которых икона приподнималась в воздух: в 1491 г. на Вознесение Господне, и в 1655 г. на Пасху ( Luca (Diaconu). 2010. P. 238-242). Ист.: Erbiceanu C. Istoria mitropoliei Moldovei i a Sucevei i a catedralei mitropolitane din Jai. Bucur., 1888; Dobrescu N. Istoria Bisericii din România, 1850-1895. Bucur., 1905; Iorga N. Istoria bisericii româneti i a vieii religioase a românilor. Bucur., 19302. Vol. 2; T. S. (Simedrea T.) Mitropolitul Pimen al Moldovei i Sucevei//BOR. Bucur., 1934. An. 52. N 11/12. P. 754-755; Vasilescu E.

http://pravenc.ru/text/2564050.html

По свидетельству Сильвестра (Косова) , в 1616-1617 гг. Смотрицкий исполнял обязанности ректора Киево-Братской школы (см. в ст. Киево-Братский в честь Богоявления мужской монастырь ), где преподавал латинский язык. В 1618 или в 1619 г. Смотрицкий принял монашеский постриг с именем Мелетий в виленском Свято-Духовом мон-ре. В «Обороне Оправдания...» (1621) он писал, что «почти что с детских лет» симпатизировал монахам. (К. Студинский в неопубликованной работе «305-лimmя cмepmi Meлemiя Смотрицького» на основании латиноязычной глоссы на одном из экземпляров «Треноса...» предположил, что причиной пострижения был разрыв с невестой Алисией Гулевичевной, дочерью волынского правосл. шляхтича,- ЦДIAYЛ. Ф. 362. Оп. 1. Д. 60. С. 2.) В Свято-Духовой обители М. был нек-рое время послушником архим. Леонтия (Карповича). Он имел возможность посещать униат. виленский во имя Святой Троицы монастырь , встречался и беседовал с лидерами униатов. В окт. 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан IV возглавил в Киеве хиротонию М. во епископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского с возведением в сан архиепископа. На Полоцкую кафедру изначально был определен архим. Леонтий (Карпович), но из-за его болезни, а затем и скорой смерти архиепископом Полоцким стал М. После хиротонии М. вернулся в Вильно (вероятно, в кон. окт. 1620) и был избран архимандритом Свято-Духова мон-ря. На похоронах своего наставника Леонтия (Карповича) М. прочитал пламенную проповедь, напечатанную на «простой мове» с посвящением Киевскому митр. Иову (Борецкому) (Казанье на честный погреб пречестного и превелебного мужа, господина и отца Леонтия Карповича. Вильно, 1620) и на польск. языке (1621). Это единственная опубликованная проповедь М. Характеризуя благочестие и подвижническую жизнь архим. Леонтия, автор делает акцент на деятельности почившего в защиту Православия, обличает унию. Леонтий (Карпович) изображен как деятель, труд к-рого был посвящен общему благу. Сочинение М. оказало влияние на проповеди архим. Иоанникия (Галятовского) .

http://pravenc.ru/text/2562844.html

Среди церковной утвари примечательны: серебряный вызолоченный чеканный крест с частицами мощей, переданный в 1717 г. настоятелем переславль-залесского Горицкого монастыря архим. Пахомием; серебряное кадило (1 фунт 50 золотников), вклад свящ. П. Леонтиева; неск. серебряных богослужебных сосудов, вклад XVIII в. мон. Антония, а также «по обещанию» иером. Амвросия (Потёмкина). В ризнице хранилось множество богатых облачений, в т. ч. золотого глазета, золотосеребряной парчи и др. В храмовый праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери 28 июля в Ж. м. совершался крестный ход из всех церквей Осташкова (ГА Тверской обл. Ф. 179. Оп. 1. 309. Л. 2). Книжное собрание Ж. м. к нач. XX в. составляли: напрестольное Евангелие (1663), обложенное красным бархатом, с середником и медными наугольниками, поступившее в 1-й пол. XVIII в. из Ниловой Столобенской пуст., Евангелие (Киев, 1703) с серебряным вызолоченным чеканным окладом и Апостол (1679) - вклад 17 февр. 1717 г. настоятеля Горицкого монастыря архим. Пахомия, «Диоптра» (1612, братская типография виленского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыря и 1698, Могилёвская типография Максима Вощанки), соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Мессия Правдивый» (Киев, 1669), соч. Иннокентия (Гизеля) «Огородок Марии Богородицы...» (Киев, 1676), «Скрижаль» (1656), кн. «Перло многоценное» (Могилёв, 1699), составленная иером. Кириллом (Транквиллионом-Ставровецким) , неск. томов Четьих-Миней (Киев), а также Синодик (1735). Настоятели и братия В XVIII - нач. XX в. Ж. м. управляли строители и игумены. С 1772 по 1785 г. настоятели Ж. м. Сильвестр, Иоанникий, Иоасаф и Михаил одновременно по назначению архиереев были надзирателями Осташковского ДУ, а с 1773 г., после перевода в Ж. м. духовного правления, иногда исполняли обязанности членов правления. В 1724 г. в Ж. м. было 10 монашествующих; в 1764 г. проживали строитель-иеромонах, казначей-иеромонах, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха; в 1817 г.- 7 монахов и священник. В 1853 г. в Ж. м. числились настоятель, казначей, 2 иеромонаха, священник, 2 диакона, 7 послушников; в 1861 г.- настоятель, казначей, иеромонах, иеродиакон, священник, диакон, 6 послушников; в 1880 г.- настоятель, 4 иеромонаха, 3 иеродиакона, монах, диакон, послушник; в 1890 г.- настоятель, 3 иеромонаха, иеродиакон, монах, священник, диакон, 3 послушника; в 1901 г.- игумен, 7 монахов, 7 послушников; в 1917 г.- настоятель, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 указных послушника, с видом на жительство и на испытании 5 послушников. Материальное обеспечение

http://pravenc.ru/text/182319.html

Вы говорите, почему нельзя предположить и прочее? Разумеется, наука без предположений обойтись не может. Но есть предположения умные, которые если и не осуществляются, то все-таки приносят пользу для науки и иногда чрезвычайно большую, будя и направляя мысль к решению тех или иных задач и попутно освещая те или иные вопросы. Некоторые из таких предположений, благодаря новой, оригинальной постановке вопросов, – несоизмеримо важнее самых фактов. Все это хорошо известно. Но есть предположения и неумные, и также известно, как они именуются. Вы говорите: доказательств, доказательств! Докажите, что книги, вышедшие в свет в известные годы из типографий Слёзки, Желиборского и т. д., не выходили в те же годы из типографии Львовского братства… Помилосердуйте, профессор Титов! Какие вам нужны доказательства? Самый факт – отсутствие подобных книг желаемого вами издания и отсутствие всяких оснований для предположения, чтобы они братской типографией были изданы, – есть уже само по себе доказательство. Вы говорите: Как нет никаких оснований для подобного предположения? Я, проф. Титов, их указываю. Я заявляю: в рассматриваемой мною описи (возьмем для примера одну книгу) Ключ Разумения 1665 г., Иоанникия Галятовского, показан книгой печати Львовской. Я знаю, что он вышел из львовской типографии М. Слёзки, но я, проф. Титов, понимал и понимаю выражение «печати Львовской» в смысле типографии братской и думаю, что Ключ Разумения Галятовского издан был одновременно обеими типографиями. Ну-ка докажите, что я не прав? Воистину, начинается сказка про белого бычка. Пойдем, однако, навстречу странной фантазии проф. Титова и будем приводить доказательства от разума. Так как я пишу преимущественно для публики широкой, то опять начну речь, иллюстрируя ее примером. Проф. Голубев написал объемистое сочинение о Петре Могиле . Иоанникий Галятовский в свое время то же написал объемистое сочинение, озаглавив его: Ключ Разумения. Оба сочинения изданы. Профессор Голубев мог издать свое сочинение или на средства, находившиеся в его распоряжении, сделав соответствующий заказ в типографии сам; или продать рукопись для издания её книгопродавцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Могилы, о чем подробности см. в нашем исследовании: „Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники”, ч. II Киев. 1898 г., стр. 514–515). 5) Служебник 1646 года (полное заглавие см. в „Описании славяно-русских книг Каратаева. СПБ. 1883 г. 597) издан тщанием и иждивением в Христе привелебного его мил. Господина Арсения Желиборского... во Львове, в типографии Михаила Слёзки. Року Божию 1646, авг. 23”. (Об отношении к сему изданию митрополита П. Могилы и каре, постигшей за оное М. Слёзку, см. наше исследование о Петре Могиле , ч. II, прилож. докум. XXXII и в тех же приложениях, стр. 475–478). 6) Ключ разумения 1665 года – тоже издание Слёзкинское по счету третье, первое вышло в свет в Киеве в 1659 году (кроме второго отдела с особым заглавным листом: „Казаня, приданый до книги, Ключ разумения названой”, вышедшего в свет 20 июня 1660 года); второе – во Львове в типографии того же Слёзки. Второе издание есть дословная перепечатка первого, Киевского; но третье, приготовленное к печати во время довольно продолжительного пребывания во Львове самого автора (Галятовского) было по местам исправлено и значительно дополнено, о чем оговорено в самом оглавлении, которое приводим дословно: „Ключ разумения, священником, законником и лайком належачий: с поправою и придатками, от недостойного иеромонаха Иоанникия Галятовского, ректора и игумена братского, Киевского, року 1665, месяца сентябрия дня 30, во Львове, свету поданый в типографии Михаила Слёзки“. – Означенные „придатки“, увеличивая размер книги на 1/3 против прежних изданий, состоят преимущественно в присовокуплении некоторых новых поучений (надо полагать произнесенных Галятовским во дни местных Львовских праздников, каковы, напр., две проповеди на день св. великомученика Георгия, памяти которого был посвящен кафедральный храм во Львове), в распространении нового отдела о чудесах Богородицы. К этому изданию присовокуплена посвятительная „предмова“ от имени Галятовского Львовскому епископу Афанасию Желиборскому, – предмова немаловажная для уяснения положения Галятовского за указанный период его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Было ли испрошено Слёзкой у автора разрешение перепечатать его книгу или (что им делаемо было нередко) нет, – во всяком случае самый факт издания ее во Львове может служить, до некоторой степени, объяснением, почему Галятовский, вынужденный бежать от гонений Мефодия, направил свои стопы в означенный город. Третье издание «Ключа», вышедшее в 1665 году во Львове, во время пребывания здесь Галятовского, снабжено от его имени посвятительной предмовой львовскому епископу Афанасию Желиборскому. Эта предмова не лишена некоторых указаний, имеющих значение для выяснения положения Галятовского в указанный период его жизни. Расточая, в духе того времени, похвалы Желиборскому и, между прочим, упомянув об его любви к ближнему, Галятовский продолжает: «и я сам дозналем (сей любви), гды под час небеспечный, под час внутрнеи войны домовой в отчизне нашой, мне, от небеспеченства уходячему, не тылко в Епархии, але в келии своей мешканье далесь, гды на сейме Варшавском перед наивысшим канцлером коронным и в Львове перед ясне велможным воеводой русским добрыми словами мене припоминались, гды в намеренном, а теперь уж совершенном деле, на хвалу Велможному имени Бозскому и Родителце (sic!) и святым Божим руку помощи мне подалес...». Второй труд Иоанникия Галятовского, изданный во время его пребывания во Львове, носит заглавие: «Небо новое з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная дева Мария Богородица з чудами своими». Время его выхода в свет – конец 1665 года, именно 12 декабря . Книга посвящена автором «Анне Могилянце Потоцкой». Таким образом, Галятовский в конце 1665 года находился еще во Львове, но пребывание его здесь, на основании рассматриваемого же труда должно быть продолжено долее. Дело в том, что Небо новое имело два издания, и хотя время выхода в свет обоих их, на заглавных листах, приурочено к одному и тому же году, месяцу и числу (т.е. к 12 декабря), но последнее издание, без сомнения, отделяется от первого более или менее продолжительным временем. Второе издание, вызванное, надо полагать, успешным сбытом первого, отличается от сего последнего присоединением к заключительному отделу книги под заглавием: «Чуда Пресвятой Богородицы разные на разных местцах», новых восьми чудес (17–24), имеющих преимущественно, местный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Но надпись, видимо, сочинена в Киеве: «ЦРЬ ВЛАДИМИР» (в Московской Руси Владимир всегда именовался князем) 1169 . Среди лаврских гравюр первой половины – середины XVII в. встречается несколько вариантов «Успений», но все они лишь отражают ту или иную позднесредневековую иконографию 1170 . Указание на почитаемую монастырскую икону «Успение» и на древность ее иконографии фиксируется в первый раз в издании книги Иоанни кия Галятовского «Ключ разумения», точнее, во второй ее части – «Каза ния приданыи до книги Ключ разумения названой», которая вышла в 1660 г. Здесь, в разделе «Чуда Пресвятой Богородици некоторый... з розных авторов собраныи», впервые назван чудотворный образ «Успение». Пересказывая на свой лад главу Киево-Печерского патерика о посылке в Киев строителей из Влахерн, Иоанникий Галятовский пишет: «В Цариграде Пречистая дева Богородица, призвавши до себе муляров до Влахерн, казала им ити в землю Рускую, и в Киеве церковь на имя свое будовати, дала им злота и сребра на три лета, и дала им образ Успения своего, же бы такий был в церкве намесный» 1171 (курсив мой. – Э. С.). То же самое Галятовский повторяет в своей следующей книге «Небо новое», 1665 г. 1172 Как известно, формулировка древнего Патерика – совсем иная, не уточняющая сюжета иконы (мастера рассказывают, что Богородица повелела построить церковь в свое имя «... и дасть нам икону: та наместная, рече, да будет...» 1173 (курсив мой. – Э. С.). (Аналогичные, то есть неопределенные, формулировки еще сохраняются и в упомянутых монастырских изданиях 1635 и 1638 гг., где излагаются легенды Патерика.) Для нашей темы не случайно, что почти одновременно с новой формулой Галятовского, т. е. в 1661 г., Лавра издает «Повествование о бессмертном Успении» 1174 . Решительные шаги в формировании почитания иконы «Успение» были подкреплены и появлением ее гравированных изображений. В 1660 г., синхронно с «Ключом разумения» И. Галятовского, Лавра предприняла новое издание Киево-Печерского патерика 1175 , где название на титульном листе было обрамлено гравированными изображениями: внизу – Успенский храм Лавры, по его сторонам – Антоний и Феодосий, в завитках древа, произрастающего из Успенского храма – святые иноки, о которых идет речь в Патерике, а вверху – изображение «Успения», с характерной иконографией чудотворной «киево-печерской» иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010