Постоянные перемещения епископов через каждые два-три года должны были воспрепятствовать сближению низшего духовенства и паствы с архиереями, а также появлению в среде иерархии людей популярных или опытных церковных политиков. Победоносцев делал митрополитами и членами Святейшего Синода людей незначительных, которых сам не ценил, например, Московских митрополитов Леонтия Лебединского (1891–1893) и Сергия Ляпидевского Предшественника Леонтия, митрополита Иоанникия Руднева (1882–1891), обер-прокурор перевел в Киев, где влияние архиерея со слишком независимыми суждениями было не столь заметно. Но, будучи старшим среди трех митрополитов — Московскую кафедру занимал тогда Владимир Богоявленский (1898–1912), а Петербургскую — Антоний Вадковский (1898–1912),— Иоанникий с 25 декабря 1898 г. стал первенствующим членом Святейшего Синода, и только его скорая смерть (7 июня 1900 г.) положила конец натянутым отношениям между ним и Последним первоприсутствующим в победоносцевском Синоде был сравнительно молодой, поставленный в 1898 г. в Петербургского митрополита по желанию императора Николая II Антоний Вадковский. Он, пожалуй, более других выделялся среди епископов последних лет синодального периода своими человеческими и пастырскими Взгляды Победоносцева на состояние Церкви были крайне пессимистичны: он видел в ней не более чем «затерянные в глубине лесов и в широте полей... храмы, где народ тупо стоит... ничего не понимая, под козлогласованием дьячка». Тем нужнее казалось ему демонстрировать внешнюю полноту власти Церкви посредством помпезных торжеств. В 1888 г. праздновался 900-летний юбилей Крещения Руси. В 1885 г. был отмечен 1000-летний юбилей памяти святых Кирилла и Мефодия. В 1889 г. чествовали 50-летие воссоединения униатов с православной Церковью в Белоруссии (1839). В 1883 г. было три крупных церковных торжества: 500-летний юбилей явления иконы Тихвинской Божией Матери, 100 лет со дня преставления святителя Тихона Задонского и освящение храма Христа Спасителя в Москве, происходившее с большой пышностью.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Победоносцев обвинял Иоанникия Руднева в том, что тот находился под влиянием своего окружения (Письма. 2. С. 261). Среди епископов Иоанникий высоко ценился как энергичный и самостоятельный иерарх. Он часто упоминается у Саввы: Хроника. 8–9. Ср.: ПБЭ. 6. Стб. 771–784. Богородский Я. А. Митр. Антоний (Вадковский) в казанский период его жизни и деятельности, в: Прав. соб. 1913. 2. С. 263–279; М. Б. Антоний, митроп. С.-Петербургский и Ладожский. СПб., 1915; Дмитриевский А. В Бозе почивший митрополит Петербургский Антоний и его славянофильские воззрения, в: Церк. вед. 1912. 47. С. 1910–1920; он же. В Бозе почивший митр. Петербургский Антоний и его сношения по церковным делам с православным Востоком, в: Прав. соб. 1914. 6. С. 598–606; митроп. Антоний. Речи, Слова и поучения. СПб., 1912. 3-е изд. Краткие биографические сведения (до 1900 г.) см. в: ПБЭ. 1. Стб. 893–904; см. также прим. 458 и § 12, 21. Кроме своих ежегодных отчетов Победоносцев организовал подготовку и публикацию также особого «Обзора деятельности Ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III» (СПб., 1901), в котором много места было отведено сообщениям о церковных и церковно-политических торжествах. Рункевич. Русская Церковь в XIX веке. С. 721. Ср.: Савва. Хроника. 7. С. 581. Савва. Хроника. 7. С. 395 (о поведении одесского генерал-губернатора барона Роппа); с. 18 (о поведении харьковского губернатора барона Укскюля); Евлогий Георгиевский. С. 107 (о варшавском генерал-губернаторе князе Имеретинском) — чтобы назвать лишь несколько примеров. Флоровский. С. 411, 413. Работа С. С. Ольденбурга (Царствование имп. Николая II. Белград, 1939. 2 т. и Мюнхен, 1941) может рассматриваться лишь как скромное начало исследования этого царствования; конспективный обзор дает Е. Шмурло (1922). С. 531–553. О внутренней политике из обширной мемуарной литературы можно выделить воспоминания В. Н. Коковцова, С. Е. Крыжановского, В. И. Гурко и А. Н. Наумова; воспоминания С. Ю. Витте зачастую слишком субъективны. По истории либеральных течений и их отражения в деятельности Государственной думы наиболее ценными являются работы В. А. Маклакова: Первая Государственная дума. Париж, 1939; он же. Вторая Государственная дума. Париж, 1946; Власть и общественность на закате старой России. Париж, б.г. (ок. 1939 г.); он же. Воспоминания. Нью-Йорк, 1954 (не слишком информативны). См. также работы: Curtiss, Leontowitsch, Пушкарева и Ковалевского.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

К Ближним пещерам с Лаврского двора ведет дорога – спуск мимо здания Лаврской типографии. Внизу спуска, справа, около ворот помещается главная иконная лавка, в которой можно приобретать иконы, кресты и другие предметы церковной утвари и религиозного употребления. Прямо против ворот чрез дорогу начинается вход в Ближние Лаврские пещеры. Вход этот представляет крытую галерею со множеством деревянных ступеней. В самом конце галереи находятся три церкви, стоящие у входа в Ближние пещеры. Первая церковь во ими всех печерских преподобных построена в 1839 г. Она – каменная и теплая. В ней совершается богослужение в зимние месяцы ежедневно, а в летние по праздникам. Другая церковь , большая, Крестовоздвиженская, построена в 1700 г. В ней находятся святыни: 1) большой крест, на месте храмовой иконы, с частию Животворящего Креста Господня, и 2) чудотворная икона Казанской Божией Матери за левым клиросом. Под полом храма погребены тела умерших Киевских митрополитов: Филарета Амфитеатрова , в схиме Феодосия († 21 декабря 1857 года), Арсения Москвина († 27 апреля 1876 года), Филофея Успенского († 29 января 1882 года), Иоанникия Руднева († 7 июня 1900 года) и Феогноста Лебедева († 22 января 1903 года). Третья церковь – Сретенская, деревянная, устроена в 1854 г., при келиях блюстителя Ближних пещер, для духовника Киевского митрополита – подвижника Филарета – иеросхимонаха Парфения, славившегося святостию жизни своей. В Крестовоздвиженской церкви особая дверь ведет в самые Ближние пещеры. В сих пещерах имеются три церкви: 1) Антониевская близ келии преп. Антония печерского, устроенная в глубокой древности, при основании монастыря; 2) Введенская, устроенная тогда же и 3) Варлаамовская во имя преподобного Варлаама, первого игумена печерского, устроенная в 1691 году иждивением Киевского митрополита Варлаама Ясинского, бывшего прежде того архимандритом Киево–Печерской Лавры. В Ближних пещерах почивают нетленные мощи следующих печерских чудотворцев: Преп. Антония, основателя сих пещер (память 10 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

В эти годы продолжали действовать лишь три православных храма, которые стали главными местами молитвы русских эмигрантов . Статус кафедрального митрополичьего собора в 1921 г. получила церковь св. Марии Магдалины в центре Праги. После проведения железных дорог Прага во второй половине прошлого века стала важным узлом и промышленным районом, где трудилось много русских. По инициативе архиепископа Варшавского и Новогеоргиевского Иоанникия (Руднева), задумавшего «снять нравственное принижение с православного духовенства», и кн. В.А. Черкасского, летом 1866 г. был образован Строительный комитет по сооружению храма, в котором были «заинтересованы одинаково и православное население Варшавы, и вся Православная Россия». Его возглавил генерал-лейтенант Г.П. Рожков, бывший гражданский губернатор Варшавы. Проект пятиглавой церкви в «тоновском» русском стиле составил приглашенный из столицы арх. Синода Н.А. Сычев, над росписями и иконами трудились Санкт-Петербургские академики Р. Ф. Виноградов и В. В. Васильев. Заложенную в 1867 г. церковь, в сооружении которой были «заинтересованы одинаково и православное население Варшавы, и вся Православная Россия», 29 июня 1869 г. освятил архиепископ Иоанникий. К этому дню императрица Мария Александровна подарила образ св. Марии Магдалины. В следующем году в новом храме побывал император Александр II . До Первой мировой войны церковь была приходской. Кроме местных жителей, в ней молились солдаты, чины полиции и жандармского управления, служащие железной дороги. В 1928 г. в подвальном этаже была освящена нижняя церковь во имя Страстей Господних, а два года спустя весь собор был отремонтирован. Часть бывшего причтового дома была отведена под резиденцию предстоятеля Польской Церкви и канцелярию, которые располагаются здесь и поныне. Церкви Вольского прихода располагались у западных ворот Варшавы, на православном кладбище. 26 июля 1836 здесь был погребен варшавский губернатор, ген. Н. П. Панкратьев. Однако официальное открытие кладбища произошло с освящением на нем Владимирской церкви 2 ноября 1841 г., перестроенной по инициативе наместника генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича из костела св. Лаврентия. Храм посвятили памяти русских воинов, погибших при штурме Вольских укреплений 26 августа 1831 г., в день Владимирской иконы Божией Матери. Это была первая русская церковь, в которой предусматривалось устройство памятных досок в честь военных событий. Паникадило было составлено из военных доспехов: пушек, сабель, копий, секир, подсвечниками служили “зажженные гранаты”.

http://bogoslov.ru/article/4861337

Даниловский звон. Часть 2 К возвращению колоколов Данилова монастыря из Гарварда в Москву Колокольня Данилова монастыря Шли годы… Вес колоколов Данилова монастыря все более увеличивался, а их количество к концу XIX века возросло уже до четырнадцати . Главным источником пополнения колокольного ансамбля были пожертвования благотворителей, в первую очередь тех, кто имел на территории обители родовые захоронения. Из бумаг монастырского архива становится известным, что в 1888 году «Большой» колокол Струговщикова по чьей-то неосторожности был разбит. Настоятель обители архимандрит Иона с насельниками возымели намерение восстановить праздничный благовестник. Идея сразу же нашла отклик в сердцах даниловских прихожан. Но всех опередила купеческая вдова Анастасия Сергеевна Захарова, пожелавшая в память покойного мужа на собственные средства изготовить «главный колокол на колокольню Данилова монастыря» . Годом ранее ею уже было сделано крупное пожертвование в пользу обители: куплен за 1500 рублей дом, построенный на монастырской земле и принадлежавший коллежскому секретарю Никольскому, – для устройства в нем церковно-приходской школы . 27 июля 1890 года она написала письмо на имя митрополита Московского и Коломенского Иоанникия (Руднева), в котором испрашивала позволения «устроить» колокол «весом около 600 пудов с тем, чтобы разрешено было употребить в это же число и старый колокол весом в 314 пуд». При этом она поясняла, на что конкретно пойдет ее денежный вклад в 15 000 рублей: «Как добавочное число около 280 пудов меди к 314 пудам, так и переливка колокола, и равно и подвешивание на колокольню будет сделано на мои средства, на что и прошу разрешения Вашего Высокопреосвященства. При сем представляю удостоверение архитектора о прочности колокольни и копию надписи на старом колоколе, свидетельствующую о том, что он не имеет археологического (то есть уникального, исторически примечательного. – И.С. ) значения» . Прошение купеческой вдовы было подкреплено письменным ходатайством настоятеля Данилова монастыря архимандрита Ионы со старшею братиею, в котором говорилось: «Для благолепия монастырского богослужения нам желательно было бы иметь б о льший колокол, посему просим Ваше Высокопреосвященство, нашего милостивого архипастыря и отца, благоволите разрешить нам принять жертву Захаровой на изложенном ею условии» .

http://pravoslavie.ru/4462.html

И хотя в 1908–1914 годы С.Г. Рункевич имел мало возможности заниматься научно-исследовательской и литературной работой и почти все время отдавал служебным обязанностям, тем не менее его научный потенциал стал находить себе все большее практическое применение, причем применение в кругу наиболее насущных вопросов церковной жизни того времени. Его глубокие исторические знания и навыки делопроизводственной деятельности пригодились во время его работы в Предсоборном Совещании, в деятельности юбилейного Совещания по празднованию 200-летия Святейшего Синода. Необычайно плодотворной была его деятельность в Учебном комитете при Святейшем Синоде, активно занимавшемся в те годы реформированием духовной школы. Большой интерес представляет инициатива Рункевича, связанная с острейшей проблемой кодификации церковных законов, к сожалению не решенной и по сегодняшний день. Ко всякому вопросу он подходил со свойственной ему основательностью, руководствуясь не только обязанностями службы, но прежде всего личной обеспокоенностью положением церковных дел. И тем не менее среди всей разнообразной служебной деятельности по-прежнему исключительное место занимает его исследовательская работа. Его фундаментальная монография «Александро-Невская Лавра, 1713–1913» является примером необычайной научной добросовестности и трудоспособности историка. 406 К вопросу об изменении формы наградного списка священнослужителей и клировых ведомостей//Ц Вед. – 1909. – С. 421–426. 407 Ардонская Александровская миссионерская семинария открыта в 1895 г. на базе одноименного духовного училища, основанного в 1887 г. в честь императора Александра III. 411 Пятидесятилетие Высочайше учрежденной Комиссии… – С. 77–78; РГИА. Ф. 814. Оп. 1. Д. 192. Л. 208–209. 412 Комиссия работала под председательством Киевского митрополита Иоанникия (Руднева). В ее состав входили: Московский митрополит Сергий (Ляпидевский) (скончался до окончания заседаний комиссии), Новгородский архиепископ Феогност (Лебедев), Финляндский архиепископ Антоний (Вадковский) , товарищ обер-прокурора В.К. Саблер, председатель Учебного комитета протоиерей А.И. Парвов (по его кончине, протоиерей Смирнов).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Даже в середине столетия Киевская Академия значительно опережала другие Духовные школы и по уровню научной подготовки и по числу студентов: в Московской Академии тогда обучалось около 500 воспитанников, а в Киевской – 1200. В связи с реформой духовного образования в 1817 году Академию временно переименовали в Семинарию, но через два года, в сентябре 1819 года состоялось торжественное открытие новой Академии, устроенной в соответствии с уставом 1814 года как четырехгодичная высшая школа. Первым ректором преобразованной Академии стал архимандрит Моисей (Антипов-Гайтанников), позже экзарх Грузии. В 20–30-е годы большое влияние на учебный процесс в Академии оказывал митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) , крупный ученый, церковный историк. Он содействовал развитию в Академии церковно-исторической науки. Под его руководством были написаны серьезные труды по истории Русской Церкви. В 30–40-е годы особое покровительство Академии оказывал преемник митрополита Евгения митрополит Филарет (Амфитеатров) , богослов глубокой учености и инок высокого христианского благочестия. В 20-е годы во главе Академии стоял святой Мелетий (Леонтович), впоследствии архиепископ Харьковский. Среди ректоров Академии были замечательные духовные писатели, ставшие впоследствии известными иерархами: архиепископы Иннокентий (Борисов) , Антоний (Амфитеатров) , Дмитрий (Муретов). В 80–90-е годы Академию возглавлял известный ученый догматист епископ Сильвестр (Малеванский) . В 1837 году, в ректорство архимандрита Иннокентия (Борисова) , при Академии стал выходить журнал «Воскресное чтение», а в 1860 году началось издание «Трудов Киевской Духовной Академии», на страницах которых публиковались богословские, церковно-исторические и канонические исследования. В этом издании помещались выполненные силами Академии переводы творений Апостольских мужей, святого Иринея, епископа Лионского, и западных отцов: Тертуллиана , святого Ипполита, святого Киприана Карфагенского , блаженного Августина, блаженного Иеронима. В XIX веке Академия взрастила епископа-аскета Феофана Затворника , митрополитов Леонтия (Лебединского), Иоанникия (Руднева), Владимира (Богоявленского) .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Отметим, что в ряде других донесений преподавателей СПбДА также отмечалась слабая подготовка абитуриентов, в частности, по русской и древней церковной истории. Одним из самых распространенных было указание на плохое умение письменно излагать свои мысли – на отсутствие логики, наличие грамматических ошибок, стилистических несообразностей и т.п. При этом отмечаемое профессором по кафедре всеобщей церковной истории В. В. Болотовым чрезвычайно слабое знание древних языков, особенно греческого, находилось в противоречии с выводом преподавателя греческого языка о «весьма удовлетворительных» познаниях, продемонстрированных во время испытательных экзаменов 620 . На недостаточно удовлетворительные результаты письменных экзаменов по гомилетике (было предложено написать «слово» на текст Лк. 14:26 621 ) указывал и доцент Н. К. Никольский , обращая внимание на «отсутствие живого и задушевного отношения к предмету речи», «недостаток внутреннего убеждения», сухой язык, заученные, но малопонятные для многих термины, что напоминает схоластические проповеди 622 . На этот раз терпение Учебного комитета в отношении доцента Глубоковского истощилось. Председатель Комитета протоиерей о. А. И. Парвов, задетый неблагоприятными отзывами Глубоковского об успехах семинаристов, зимою 1895 года инициировал против него в Синоде особое «дело» 623 . По словам Николая Никаноровича, Парвов «усмотрел поход» против себя, предположив, что он ведется с целью проведения в жизнь мысли митрополита Иоанникия (Руднева) о назначении в Учебный комитет специального синодального члена, подведомственного непосредственно Св. Синоду, с целью вывести Учебный комитет из «подавляющей зависимости от обер-прокурорской власти» 624 . В качестве отправной точки для обвинений против Глубоковского о. Парвов использовал поданную Глубоковским (во исполнение синодального указа от 16 мая 1894 г.) «Записку Св. Синоду о преподавании Св. Писания в духовных семинариях». Она была составлена Николаем Никаноровичем в конце января 1895 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Храм декорирован в стиле московского зодчества XVII в. пучками пилястр, карнизами, поясами ширинок, наличниками разных форм, барабаны глав - аркатурой. Стены собора были облицованы мрамором и расписаны Н. М. Сафоновым (роспись утрачена). Архитектуре храма соответствует оформление 5-ярусной колокольни (1895-1900, архит. А. А. Латков), построенной также в рус. стиле. В 1-м ярусе расположены св. врата, 3, 4 и 5-й - ярусы звона, увенчанные небольшим шатром с луковичной главкой. С 2 сторон вплотную к колокольне примыкают 2 часовни, увенчанные шатрами. Все сооружение декорировано узорочьем, выполненным из кирпича со вставками из белого камня. С возведением собора Пещерное отд-ние иногда именовалось Черниговским скитом или мон-рем, управлял к-рым благочинный Г. с. В 1861-1870 гг. здесь был построен юж. братский корпус, в 1889 г.- 2-этажный трапезный корпус, в 1893 г.- каменная ограда, в 1904 г.- вост. братский корпус. К нач. XX в. при Г. с. были построены 4 гостиницы и странноприимный дом. Скит владел часовней у Ильинских ворот (освящена 11 июля 1863), подворьем в Москве, фермой со скотным двором, пчельником. В Г. с. подвизались старцы схиигум. Илия (Иларий; 1863), иеросхим. Иларион ( 1878), схим. Израиль ( 1878), иеросхим. Александр Гефсиманский , иером. Исидор (Козин; 1908), прп. Варнава (Меркулов) , прп. Герман (Гомзин) . В 1902 г. в Г. с. принял постриг буд. Патриарх Московский Алексий I . Скит и Пещерное отд-ние были любимейшим местом отдыха Московских митрополитов Филарета (Дроздова), Иоанникия (Руднева), Сергия (Ляпидевского) . В скитской гостинице останавливались М. В. Нестеров , И. С. Шмелёв , драматург В. И. Немирович-Данченко (1858-1943), режиссер К. С. Станиславский (1863-1938), М. М. Пришвин и др. На кладбище близ Черниговского собора погребены К. Н. Леонтьев , В. В. Розанов . К 1847 г. в Г. с. проживало ок. 40 чел., к 1914 г.- 217 чел. (из них 77 чел.- в Пещерном отд-нии). С 1912 г. Г. с. возглавлял игум. Мефодий, с 1916 г.- иером. Израиль, в 1918 г. возведенный в сан игумена Патриархом Московским Тихоном .

http://pravenc.ru/text/164929.html

—22— по вступлении в семинарию и, по крайней мере, в первые годы своего обучения в ней не имел средств, чтобы приобрести себе обувь, и ходил в лаптях, в которых шествовал домой во время школьных отпусков по снежным сугробам и весенним разливам. Другой же, вспоминая о своем детстве, описывал, как отцу приходилось самому укачивать его, тогда младенца Николая, и как он однажды, оставленный совершенно одиноким в люльке, висевшей посреди пустой избы, чуть было не задохнулся в ней. Родитель другого семинариста, псаломщик, за неимением средств к существованию подрабатывал башмачным ремеслом, а бедность семьи еще одного воспитанника заставляла его для уплаты необходимого за содержание и обучение в семинарии возить камень на шоссе 32 . Такой тяжелой жизнь семинаристов, особенно своекоштных, оставалась до вступления на Московскую кафедру приснопамятного митрополита Иоанникия (Руднева). «Посетив в первый раз семинарию, он, по собственным его словам, «до глубины души был поражен той крайне неприглядной обстановкой, среди которой проходила жизнь воспитанников семинарии». Долго тянувшееся дело о перестройке семинарских зданий им было быстро приведено к окончанию. По его архипастырскому ходатайству Священный Синод указом от 5 декабря 1884 года разрешил правлению Семинарии произвести работы по перестройке и расширению зданий семинарии согласно с проектом и сметами, составленными архитектором Зыковым и отпуск денег из Духовно-Учебного Комитета по строительной части определил начать с 1884 г. В мае этого года работы по перестройке семинарии были начаты, а к 30 сентября все работы были окончены» 33 . Столовый корпус был частично расширен, над ним возведен второй этаж, соединенный с частично реконструированным новым семинарским корпусом. В выстроенном здании Г-образной формы разместилась столовая и квартиры наставников. Передним фасадом корпус выходил на красную линию дороги из Лавры в Вифанию, образуя единый фронт застройки с новым семинарским корпусом. Боковым южным фаса- —23— дом, обращенным на Вифанский монастырь, он образует единый фронт застройки со старым семинарским корпусом. Особым благодеянием митрополита Иоанникия было устроение бесплатного общежития для своекоштных семинаристов, за что приснопамятный владыка среди семинаристов и наставников школы удостоился наименования «второго Платона». Устроением этого общежития устранялась проблема жилья среди воспитанников семинарии, а с самих семинаристов и их семей снималось тягостное бремя поиска средств для уплаты долгов за жилье и питание. Теперь воспитанник мог не беспокоиться об этом и спокойно посвятить всего себя обучению. Единственное, что сохранил митрополит Иоанникий, так это добровольные пожертвования на общежитие со стороны родителей семинаристов, если такие желающие будут находиться.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010