Богословские науки разделялись на приготовительные (Свящ. Писание, патрология, церковная история), системы (догматика, нравственное богословие, литургика) и практические (прикладные) (пастырское богословие, гомилетика, каноника, обличительное богословие). Указывал на неудовлетворительность и недостаточность учебников и непригодность большинства записок, подаваемых наставниками. Проект Д. предусматривал создание педагогических советов, предоставление семинариям права выбора наставников, упразднение звания профессора, разделение наставников на старших и младших по заслугам и усердию, ограничение срока службы 30 годами. 3 февр. 1862 г., после окончания работы комитета, Д. вместе с общим журналом и проектом нового устава семинарий (Там же. С. 295-388) представил в Синод доклад и «Особые соображения» относительно требуемых преобразований (Там же. С. 187-210). Обсуждение предложенных комитетом мер затянулось, в марте 1866 г. был создан новый комитет, к-рый завершил работу по преобразованию, осуществив часть идей Д. Главное положение о разъединении общеобразовательной и специально богословской школы (с уравнением в правах воспитанников гимназий и семинарий) так и не было принято. За время пребывания в С.-Петербурге Д. неоднократно исполнял обязанности первоприсутствующего, участвовал в хиротонии 9 архиереев, в т. ч. 12 июня 1861 г.- Выборгского еп. Иоанникия (Руднева). На богослужениях Д. в столичных храмах любил бывать имп. Александр II . Архиерей нередко присутствовал на публичных экзаменах в СПбДА, на собраниях АН, в Славянском комитете. Реализовал идею своего предшественника на кафедре архиеп. Иннокентия (Борисова) о создании епархиальной прессы. 30 окт. 1859 г. подал в Синод ходатайство об издании в Одессе «Херсонских епархиальных ведомостей» , к-рые начали выходить с 1860 г. и стали образцом для епархиальных ведомостей в др. епархиях. 16 нояб. 1859 г. из состава Херсонской епархии была выделена Таврическая с центром в Симферополе. 3 апр. 1860 г. Д. был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/178167.html

отцов. До идеала приснопамятного моего наставника я тогда еще не дорос. Вполне верно и метко и общее суждение А. И. Пр-го о П. И. Шалфееве: «с даром слова не очень бойким, с памятью, не приученной к буквальному заучиванию, он не был самым блистательным, но, нет спора, был одним из самых основательных и точных студентов» и, кроме того, был «глубоко религиозен» еще в студенчестве 148 . Таким же оказался он и на кафедре. Глубоко входил он в предмет, не был красноречивым оратором, не говорил, а читал свои лекции и по временам только прерывал свои чтения, поднимал одного из студентов 149 и рассуждал с ним по поводу какого-нибудь вопроса, пришедшего ему в голову во время лекции, и эти рассуждения, скорее беседы, лишенные всякой официальности, были особенно интересны 150 . П. И. Шалфеев пользовался большим нашим расположением и вниманием. И это тем более замечательно, что его предмет, чисто богословский, стоял вместе со Св. Писанием – уединенно – в этом курсе, среди предметов философских, гражданско-исторических, словесных, физико-математических, отвлекавших от него наше внимание и сочувствие в свою сторону. К сожалению и великому нашему удивлению, этот достойнейший наш наставник, с глубоким умом и такой же религиозной настроенностью, не пользовался благоволением начальства, тогдашнего ректора Преосв. Иоанникия (Руднева, † митрополит Киевский), который, как слышно было, заподозрил его в либерализме на основании (как тогда говорили) его статьи «Христианство и прогресс», напечатанной в «Православном обозрении» (1861, т. IV), и еще сотрудничества в журнале «Дух христианина», считавшемся тогда либеральным. Слухи эти оправдываются фактами: обойденный в движении по службе и огорченный невниманием начальства к его материальным, семейным нуждам 151 , он решился выйти из академии на службу по министерству народного просвещения, принял предложение об отправлении за границу, для приготовления к профессуре по философии в университете, но не далее, как через месяц после состоявшегося нового назначения (в мае 1862 г.), он скончался 26 июня того же 1862 года, от тяжкой болезни – воспаления брюшины (перитонита, а не «от скоротечной чахотки», как сказано у А.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Принято решение о канонизации Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева) 20 июля. ПРАВМИР. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении к лику святых известного афонского подвижника и ревностного поборника православия преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева), нетленные мощи которого были найдены в Киево-Печерской Лавре. Во время заседания Синода были также утверждены иконописные изображения и представленные проекты тропарей и кондаков святым ( журналы и 30 ). Почтение памяти преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) Священный Синод УПЦ установил 16/29 июля (старый/новый стиль), а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого – 7/20 июня (старый/новый стиль), в день его преставления. Преподобный Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) – один из выдающихся подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия на Украине в XVII веке. Еще при жизни его глубоко почитали монашествующие Волыни и Галиции, называвшие его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксировали даже официальные соборные акты. Так, Церковный Собор Киевской Митрополии, прошедший в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цветущим». Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, и оказал серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Среди многочисленных заслуг подвижника, помимо ревностного отстаивания чистоты православной веры, стоит также назвать участие в основании Великого Манявского скита в Карпатах и возрождении афонских уставов в монастырях в Галицко-Волынском крае в XVII ст.

http://pravmir.ru/sinod-upts-blagoslovil...

Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание монаха Иоанна Святогорца (Вишенского) – ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 30 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, о причислении к лику местночтимых святых Киевской епархии митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева) (+1900). Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева) – ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 31 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Ровенского и Острожского Варфоломея об образовании женского монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Ровенской епархии Украинской Православной Церкви (с. Андрусиев Гощанского района Ровенской области). ПОСТАНОВИЛИ: благословить: 1) образовать женский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Ровенской епархии Украинской Православной Церкви (с. Андрусиев Гощанского района Ровенской области); 2) принять и зарегистрировать Устав женского монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Ровенской епархии Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 32 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря об освобождении от должности наместника (игумена) Космо-Дамиановского мужского монастыря Симферопольской епархии Украинской Православной Церкви (г. Алушта АР Крым) архимандрита Маркела (Мисюры) и назначении на эту должность иеромонаха Амфилохия (Осоченко) с возведением в сан архимандрита. ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 33

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

К лику святых причислены митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий и схииеромонах Вассиан Слепой 29 августа. ПРАВМИР. В Киево-Печерской Лавре в праздник Успения Пресвятой Богородицы состоялось прославление в лике святых митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева, умер в 1900 году) и схииеромонаха Вассиана Слепого (Балашевича, умер в 1827 году). Как сообщает  информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви, за богослужением, которое возглавил Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, была совершена последняя заупокойная лития по митрополиту Иоанникию и схииеромонаху Вассиану, после чего были объявлены решения Священного Синода УПЦ от 19 апреля и 20 июля 2016 года о причислении их к лику святых. Также были зачитаны жития новопрославленных подвижников. church.ua Память преподобного Вассиана Слепого (Балашевича) Священным Синодом УПЦ установлено совершать 25 апреля по старому стилю (8 мая — по новому), в день его преставления, а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого 7 июня по старому стилю (20 июня — по новому), также в день его преставления. Оба святых были похоронены в Киево-Печерской Лавре. Могила святого Иоанникия находится в Крестовоздвиженском храме, а преподобного Вассиана — возле храма Рождества Пресвятой Богородицы. church.ua Митрополит Иоанникий, в миру Иван Максимович Руднев (1826-1900) родился в семье бедного дьячка в Новосильском уезде Тульской губернии (ныне в Орловской области); обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил курс в Киевской духовной академии; 11 октября того же года принял монашеский постриг. 21 декабря 1854 года возведен в сан архимандрита. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 января 1864 года – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 года возведен в сан архиепископа. С 8 декабря 1877 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 27 июня 1882 года – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий.

http://pravmir.ru/ukrainskaya-tserkov-pr...

В 1867 г. в связи с принятием новых уставов и штатов ДС и ДУ Перервинские приходское и уездное уч-ща были объединены в одно Перервинское ДУ, просуществовавшее до 1918 г. В преобразованном ДУ были созданы 5 основных классов и 1 подготовительный. Благодаря заботам митр. Иоанникия (Руднева) в 1890 г. Перервинское ДУ было расширено, в него перешли «приходящие воспитанники» Заиконоспасского ДУ. В 1901 г. в уч-ще в дополнение к существовавшим открылись 4 параллельных класса. После этого численность учеников достигла 320 чел. В 1910/11 г. в уч-ще было 323 ученика (11 приходящих, 140 - на полном епархиальном содержании, 70 - на половинном, 5 - на полных стипендиях, 8 - на половинных стипендиях, 6 - полных пансионеров, 83 - половинных пансионера). Среди воспитанников Перервинского ДУ - проф. А. П. Лебедев , духовный писатель прот. М. И. Хитров (1851-1899), архиеп. Никон (Рождественский) . Выпускниками Перервинского ДУ в кон. XIX - нач. XX в. были митр. Киевский Иоанн (Соколов) , профессор литургики МДА А. И. Георгиевский (1904-1984), священноисповедники и священномученики: протоиереи Петр Любимов , Василий Смоленский , Павел Смирнов , Николай Архангельский , Иоанн Виноградов , Петр Пушкинский , священники Алексий Веселовский , Алексий Скворцов, Парфений Грузинов , Алексий Лебедев, Петр Голубев , Алексий Протопопов, Иоанн Орлов , Сергий Фелицын , Петр Косминков , Владимир Красновский , Павел Успенский , Феодор Грудаков , Сергий Воскресенский , Иоанн Косинский , Александр Крутицкий , диаконы Павел Любимов , Симеон Кречков , псаломщик Сергий Архангельский . 25 нояб. 1884 г. по благословению митр. Иоанникия (Руднева) в П. Н. м. открылись религиозно-нравственные чтения. В соответствии с решением Синода от 15 июля 1906 г. при П. Н. м. было создано уч-ще для глухонемых мальчиков, на содержание которого обитель выделила 400 тыс. р. Торжественное открытие училища состоялось 31 окт. того же года. Обучение продолжалось 6 лет, программа включала Закон Божий, рус. язык, краткие сведения из географии, истории и естествознания, арифметику, чистописание, рисование, черчение и нек-рые ремесла. Содержалось уч-ще за счет П. Н. м., благотворителей и платы нек-рых состоятельных учеников. Под разными названиями уч-ще просуществовало до 2000 г. Архив

http://pravenc.ru/text/2579990.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 20.02.1826, с. В. Скворчье Новосильского у. Тульской губ.- 7.06. 1900, Киев), свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых), митр. Киевский и Галицкий. Род. в семье бедного сельского диак. Максима Ивановича Руднева. Впосл. отец И. принял от сына-епископа постриг с именем Макарий и в сане иеромонаха служил в Крестовой ц. Саратовского архиерейского дома; в 1871 г. погребен в склепе под алтарем Преображенского собора (разрушен в 30-х гг. XX в.) саратовского Преображенского мон-ря. Родной брат И. свящ. П. М. Руднев служил в храмах Саратова, в т. ч. к 1878 г. в Воскресенской кладбищенской ц. По воспоминаниям И., годы детства и отрочества «были наполнены многих нужд и лишений», поэтому впосл. «во всех местах архипастырского своего служения» он «со свойственною ему энергией старался облегчить гнетущую бедность в управляемом им духовенстве и с практической мудростью и умением изыскивал меры к улучшению его жалкого и тяжелого быта» (50-летний юбилей. 1900. С. 3-4; Заслуги преосв. Иоанникия. 1878). Иоанникий (Руднев), митр. Киевский и Галицкий. Фотография. 90-е гг. XIX в. (ГИМ) Иоанникий (Руднев), митр. Киевский и Галицкий. Фотография. 90-е гг. XIX в. (ГИМ) С 1835 по 1839 г. обучался в Новосильском ДУ, располагавшемся при Свято-Духовском мон-ре. Во 2-м классе Иван заразился тифом, и вслед за ним заболела вся семья. 25 дек. 1837 г. мать мальчика скончалась. Иван очень тяжело переживал утрату. Впосл., уже будучи Киевским митрополитом, И. на личные средства построил и в 1894 г. освятил 6-престольный храм над ее могилой, выделив на вечное поминовение родных и на ремонт храма 10 тыс. р. неприкосновенного капитала. С 1839 по 1845 г. обучался в Тульской ДС. Проявил «блестящие успехи» в учебе и, еще находясь в среднем отд-нии семинарии, был приглашен инспектором обучать его детей; в высшем отд-нии давал уроки в младших классах за отсутствующих учителей. За год до окончания полного курса семинарии, как лучший ученик, был определен в КДА.

http://pravenc.ru/text/577942.html

Тотчас же преступлено к отделке помещения для храма; заказан иконостас (Гребенскому по рисунку архитектора М.П. Иванова), иконы, утварь. Арсений Арсеньевич сделал собственно для этого храма все необходимое для совершения богослужения, так что нет никакой нужды приносить сюда что-либо для богослужения из верхнего храма. – К весне 1889 г. было все готово: и храм и все храмовые вещи. Храм вышел довольно поместительным; он занимает площадь в 400 квадрат, аршин; столбы и арки разделяют его на три части: алтарь, храм и притвор; стены, своды, столбы и арки его по клеевой краске украшены орнаментом; кроме наружного входа, устроен внутренний из верхнего храма по витой железной лестнице. С разрешения Высокопреосвященнейшего митрополита Иоанникия освящение его состоялось 23-го апр. – – в неделю св. Жен Мироносиц. Чин освящения и литургию совершал приходской священник В.Ф. Руднев в сослужении священников Петро-Павловской, на Якиманке, церкви И.Ф. Мансветова и Москов. уезда, села Ховрина, В. В. Руднева. В конце литургии настоятелем церкви свящ. Рудневым сказано слово, в котором, между прочим, объяснено почему новоосвящённый храм посвящен имени Всех Святых. По окончании литургии благоукрасителям храма потомственным почетным гражданам Арсению Арсеньевичу и Александре Александровне были поднесены от приходского священника Руднева икона Всех Святых в серебряном окладе, а от прихожан адрес, вложенный в бархатную папку. В новоосвящённом храме в течение 40 дней богослужение совершалось неопустительно. Вслед за отделкой нижней церкви преступлено к отделке верхней. – Арсений Арсеньевич Глушков, о котором неоднократно упоминалось выше, питал особенно горячее усердие к своему приходскому храму. После того, как он вышел таким изящным по своей внешней архитектуре, он хотел, чтобы и внутренний его вид конца XVI или начала XVII века был выдержан в нем точно – во всех частях. Нужно было найти такого архитектора, который бы хорошо был знаком с русским древним зодчеством. Арсений Арсеньевич искал и нашел такого в лице Дмитрия Николаевича Чичагова.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/n...

В назначенный день литургия совершена местным благочинным о. протоиереем П. С. Ляпидевским в сослужении приходского священника В. Ф. Руднева и сына его священника села Ховрина В. В. Руднева. После литургии к ним присоединились священник Покровской общины И. Ф. Мансветов и Новоспасского монастыря ризничий Феодор; взяты хоругви, подняты запрестольные и местные иконы и крестный ход при колокольном звоне, сопровождаемый народом, отправился на место закладки – к подвальному этажу будущего храма. Там по церковному чиноположению совершено освящение воды и елея; после чего прочитана молитва Честному и Животворящему Кресту и он водружен руками священников в будущем алтаре на горнее место; для закладки были приготовлены два белых камня и медная доска с надписью; на одном камне было высечено углубление, на другом – осьмиконечный крест; в углублении теплилась лампада и были положены кресты, найденные в могилах при рытии фундамента; народ опустил туда несколько монет золотых, серебряных и медных; для заливки доски была приготовлена мастика. На доске изображен крест и вырезана следующая надпись: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Лета 1885, месяца маия в 19 дня при державе Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича, с разрешения Святейшего Синода, по благословению Высокопреосвященного Иоанникия митрополита Московского заложен сей храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы, сооружаемый на иждивение прихожан и посторонних благотворителей. Боже Триипостасный! Призри с высоты Святыя Твоея на место сие и благослови дело рук наших. Священник Василий Руднев. Церковный староста архитектор Михаил Иванов». О. Василий Руднев в своем обращении к прихожанам опять напоминал о трудностях предприятия и просил их верить в помощь Божию и проявлять ревность к делу: «Что чувствуют наши сердца? Вспоминая бедность, ветхость, тесноту первого храма, понятно, никто не пожалеет о нем. Что ж радоваться нам? Да, но только отчасти . Смотря на размеры положенного основания храма, рассматривая чертежи его, нельзя не чувствовать некоторого душевного удовольствия: скажу, пожалуй, нельзя не радоваться, но опять повторю – радоваться только отчасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/a...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 25-й том «Православной Энциклопедии» продолжает публикации материалов на букву «И». Его открывает статья «Иоанна деяния», посвященная раннехристианскому апокрифу, который описывает служение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Завершает том крупный материал, повествующий об Иосифе (Шумлянском, 1643-1708), епископе Львовском и Каменец-Подольском, который в 1700 г. открыто перешел в унию вместе со своей епархией и положил начало Униатской церкви в Галиции. 25-й алфавитный том энциклопедии - преимущественно биографический. Среди древних святых, о которых рассказывают материалы тома: преп. Иоанникий Великий (846) из византийского монастыря Антидион на Олимпе Вифинском; преп. Иоанникий Девичский, сербский святой (1430 г.). В числе русских православных святых, носивший имя Иоанникий, о которых рассказывает том энциклопедии, следует отметить преп. Иоанникия Радонежского (XIV в.), ученика преп. Сергия Радонежского; святителя Иоанникия (Руднева, 1826 — 1900 гг.) митрополита Киевского и Галицкого, преп. Иоанникия (Гомолко, 1912 г.), настоятеля знаменитой Глинской пустыни. Отдельный материал посвящен священномученику Иоанникию (Липовацу), митрополиту Черногорско-Приморскому, убитому в 1945 г. партизанами-коммунистами. 25-й том знакомит читателей с Ионафаном, сыном 1-го царя Израильского Саула, Иоасом, 9-м царем Иудейский (835-796 г. до Р.Х.), Иоафамом, 11-м царем Иудейским (ок. 740-731 г. до Р.Х.), а также двумя правителями по имени Иохаз – 11-м Израильским царем (814-800 г. до Р.Х.) и 17-м царем Иудейским (ок. 609-608 г. до Р.Х.). 25-й том представляет масштабный комплекс статей, посвященных православным святым, иерархам, церковным деятелям, которые носили имя Иоасаф. В этом ряду особое внимание обращают на себя материалы о свт. Иоасафе (Скрипицыне, 1555 г.), Митрополите Московском и всея Руси, который возглавлял Русскую Церковь в период малолетства великого князя Иоанна IV — будущего царя Иоанна Грозного, и свт. Иоасафе (Горленко, 1705-1754 гг.), епископе Белгородском и Обоянском.

http://pravenc.ru/shop/657836/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010