При архим. Серафиме (Богоявленском), 7 окт. 1884 г., по благословению митр. Московского Иоанникия (Руднева) в М. С. м. открылись публичные собеседования с народом, «направленные к улучшению его жизни». Считая, что «общенародное пение может иметь весьма важное влияние на пробуждение и укрепление в православном народе религиозно-церковной жизни», архим. Серафим ввел в монастыре такое пение. С сент. 1886 г. в одно воскресенье стали проводить собеседование с прихожанами, в другое - всенародное пение поздней Божественной литургии ( Токмаков. 1885. С. 32-33). В настоятельство архим. Серафима был издан краткий исторический очерк об обители, подготовленный И. Ф. Токмаковым. В 1885 г. в соборном храме было устроено калориферное отопление, но оно действовало только год, и в зимнее время службы совершались в Никольской ц. В 1886 г. архим. Серафим поднял вопрос о реставрации настенной живописи и иконостаса собора, к реставрации был привлечен иконописец палешанин Н. М. Сафонов . Решением Синода от 17 марта 1887 г. пришедший в ветхость храм прп. Марии Египетской был укреплен 5 железными обручами, внутри здания установили подпорки. При настоятеле (1891-1904) архим. Димитрии (Ключарёве) завершилась реставрация обители, было торжественно отмечено 500-летие Сретения Владимирской иконы Божией Матери (1895), в 1897 г.- 500-летие основания мон-ря. К празднику был возобновлен Никольский храм (стены были покрыты живописью, переделаны печи и пол) с приделом во имя Всех святых (освящен 30 сент. 1894), отделана соборная церковь, возведен новый корпус для братии. В нач. XX в. в мон-ре кроме Сретенского собора, церквей Никольской и недействовавшей Мариинской, а также 8-гранной колокольни около ворот находилась Владимирская часовня с отдельным выходом на Б. Лубянку, где совершались чередным иеромонахом молебны, панихиды и водоосвящение ( Иосиф, иером. 1911. С. 17-18). Она также была возобновлена на средства неизвестного благотворителя к празднованию 500-летия обители в 1897 г. К 1 июля 1895 г. в мон-ре проживали 2 архимандрита, 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 11 послушников и 13 рабочих (ЦГИАМ. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 26).

http://pravenc.ru/text/2564214.html

„ 1888 .......................... 2.268 „ 45 „ „ 1889 .......................... 3.545 „ 90 „ „ 1890 .......................... 3.020 „ 55 „ „ 1891 .......................... 6.466 „ 13 „ „ 1892 .......................... 7.627 „ 65 „ „ 1893 .......................... 7.110 „ 44 „ „ 1894 .......................... 3.789 „ 27 „ „ 1895 .......................... 5.970 „ 12 „ „ 1896 .......................... 3.092 „ 95 „ „ 1897 .......................... 2.194 „ 07 „ „ 1898 .......................... 3.449 „ 11 „ „ 1899 .......................... 2.471 „ 57 „ „ 1900 .......................... 4.388 „ 11 „ „ 1901 .......................... 3.169 „ 06 „ „ 1902 .......................... 4.266 „ 70 „ „ 1903 .......................... 3.359 „ 42 „ „ 1904 .......................... 2.938 „ 11 „ Из только что приведенной таблицы видно, что ни в один год истекшего двадцатипятилетия Братства количество единовременных денежных пожертвований Братству не было менее 2.000 р. Но были годы, в которые пожертвования были особенно обильны и значительны. Это были, не считая года открытия Братства, следующие годы: 1882 год, в который 1.000 р. была пожертвована бывшим тогда Митрополитом Московским Иоанникием и от лиц, пожелавших остаться неизвестными, чрез священника В. Ф. Руднева поступили 2.000 р.; 1886 год, в который переданы были в кассу Братства, по духовному завещанию диакона Сергиевской, что в Рогожской, церкви А. Ф. Невского, З.000 р.; 1891 год, в который поступили следующие крупные пожертвования: 2.000 р. от Архиепископа Тульского Никандра, 1.000 р. от Митрополита Киевского Иоанникия, 1.000 р. от Ю. И. Базановой и 1.000 р. от В. П. Кельх (последние три тысячи пожертвованы были в пользу бывших воспитанников Академии), 500 р. от Епископа Дмитровского Виссариона и 500 р, от профессора В. Д. Кудрявцева; 1892 год, в который поступили в кассу Братства: 1.000 р. от Архиепископа Тульского Никандра, 1.000 р. от Ю. И. Базановой и 1.000 р. от В. П. Кельх (последние два пожертвования в пользу бывших воспитанников Академии), 1.000 р. от проф. В.Д. Кудравцева (собственно на издание его сочинений), 600 р. от бывшего тогда Митрополита Московского Леонтия, 500 р. от Архиепископа Тверского Саввы, а равно пожертвования некоторых других Преосвященных, прибывших в Сергиеву Лавру на торжество пятисотлетия кончины Преп. Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/b...

Иван Добровольский Скачать epub pdf Краткая биография Василий Федорович Руднев (в монашестве Тихон) родился в 1834 году 1 в подмосковном селе Кончинине в семье бедного сельского пономаря. «Лишившись в молодых летах отца, а вскоре и матери, он остался круглым сиротою. Но при помощи Божией и добрых людей он благополучно возрос и получил среднее духовное образование», – писали «Московские церковные ведомости» за 1904 год. Василий Руднев окончил Спасо-Вифанскую семинарию, основатель которой митрополит Платон (Левшин ; 1737–1812) ставил целью воспитать ученое и культурное духовенство. В аттестате говорилось, что Руднев обучался «при способностях очень хороших и прилежании весьма ревностном наукам». Сразу по окончании семинарии, в июле 1856 года, студент Василий Руднев был произведен Высокопреосвященным митрополитом Московским и Коломенским Филаретом в диаконы и определен служить в церкви святых Космы и Дамиана в Старой Кузнецкой слободе. О диаконском служении Василия Руднева знавший его протоиерей П.С. Шумов говорил: «Он старался не сокращать, а расширять диаконские обязанности свои. На первых же порах он взял на себя труд за каждой литургией вместо причастного стиха прочитывать житие дневного святого, а дома в свободное время занимался обучением детей. Но любимым его занятием было духовное чтение. На последние, очень скудные средства свои он начал собирать библиотеку, которая, увеличиваясь, под конец жизни достигла больших размеров. …Тихий и миролюбивый, спокойный и всегда одинаковый, он скоро сделался любимцем прихожан, из которых одни вступали с ним в духовное родство, другие приглашали в домашние учителя для детей своих, и у всех он был другом семейства, постоянным посетителем и собеседником. Прихожане высоко ценили его душевные качества, благородство души его, и щедро помогали ему при его весьма скудных средствах. Наконец, по их просьбе он посвящается в их приход во священники». 2 августа 1868 года о. Василий Руднев был рукоположен в священники Космодамианской церкви Высокопреосвященным Иоанникием, митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/s...

С. 403, 418, 420; 8. С. 353. Распоряжение Александра III было сообщено Святейшему Синоду через обер-прокурора изустно, а затем опубликовано в виде указа Синода (Калашников. 1177). В журнале «Русский архив» за 1906 или 1908 г. помещена фотография архиепископа Никанора Бровковича в богатой бархатной рясе. В моем архиве есть фотография, сделанная во время торжественного юбилея Киевского митрополита Иоанникия Руднева в 1899 г., на ней представлены 24 иерарха большей частью в бархатных или шелковых рясах. 985 Согласно статье 115 Устава духовных консисторий (изд. 1883 г.), епархиальные архиереи имели право передавать по завещанию свое облачение и прочее имущество. При отсутствии завещания облачение поступало в ризницу кафедрального собора; судьбу других вещей решал суд. Если в продолжение определенного срока не объявлялись наследники, то имущество переходило в собственность архиерейского дома (изд. 1841 г. Ст. 121; ср. Устав в изд. Палибина 1912 . С. 51). 986 Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 416. 987 Там же. С. 417 и след. 988 Там же. 989 Попов. С. 195 и след., 200 и след.; Русс. арх. 1863. С. 863; Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 2. С. 9; Сборник. 10. С. 275; Чтения. 1862. 2. Смесь. С. 3; Рачинский А. Кирилл Флоринский, епископ Севский, в: Русс. ст. 1876. 3. С. 454—457; Шпачинский. С. 235; Русс. ст. 1878. 5. С. 187 и след.; 1871. 3. С. 583; 1908. 7. С. 40, 44, 54; Чтения. 1880. 1. Смесь. С. 7—10; РБС (Яблонский-Фомич). С. 470; (Ибак-Ключарев). С. 662 и след. 26 марта 1802 г. Святейший Синод в особом указе предостерегал епархиальных архиереев от жестокого обращения с подчиненным приходским духовенством (ПСЗ. 27. 20683). 990 Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 389, 400; ср. с. 381—406. 991 Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 1. С. 402—405. 992 ПСЗ. 17. 12618; 18. 12909; 19. 13609, 13908; 24. 17624; 26. 19885; 30. 23037. 993 Сборник. 113. 1. С. 143—145, 75, 151, 30—52 (о Филарете Дроздове). Одним из похвальных исключений был архиепископ Кирилл Богословский-Платонов, своим добросердечием снискавший большое уважение и любовь духовенства и верующих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

Маслов Н.В. Православное учение о спасении по трудам Глинских старцев. М., 2005. С. 43–61. Преподобный Иоанн (Крюков) (1795–1867) Память 9/22 сентября Преподобный Иоанн 24 известен как ревностный молитвенник. В миру он был богатым владельцем фабрики, но любовь к Богу побудила его оставить богатство и поступить в Глинскую пустынь. 22 июня 1840 г. Иоанн был пострижен в монашество с именем Иоанникий. «С первых дней поступления в монастырь отличительными чертами отца Иоанникия были простосердечие, усердие к послушаниям, искренность, честность. С простотой нрава соединялась в нем глубокая искренняя вера, чуждая колебаний и сомнений» 25 . Глинская пустынь воспитала его как воина Христова. О высоте его духовной жизни свидетельствует тот факт, что в этой обители он исцелил двух бесноватых. Преподобный Иоанн (Крюков) Тонолитография. Москва. Литографическая мастерская А.П. Руднева, 1875 г. Известно, что по молитвам преподобному Иоанну от этого его портрета происходили исцеления и чудеса В 1844 г. был назначен экономом Святогорского Успенского монастыря. Здесь он был пострижен в схиму с именем Иоанн, 17 лет подвизался в затворе и прославился великими подвигами. «Старец имел дар прозорливости. Часто он называл по имени людей, которых видел впервые. Он имел также дар исцеления, который щедро изливал на страждущих. Иеросхимонах Иоанн предсказал день своей кончины, которая последовала 11 августа 1867 г. Впоследствии богомольцы часто служили панихиды на его могиле, где совершилось множество исцелений» 26 . При жизни был написан портрет затворника (копия его представлена выше). В Святогорской пустыни этот портрет был издан. Известны случаи исцелений и чудес от портретов преподобного Иоанна 27 . Литература Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С. 297. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках. М., 2007. С. 169. Духовные светочи России. М., 1999. С. 212. Преподобный Досифей Благоговейный (Колченков)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1910-1914 гг. собор был расписан бригадой художников во главе с В. П. Гурьяновым . Монументальная живопись исполнена в неорус. стиле, с элементами неовизантийского и академического направлений, а также стиля модерн. В орнаментальном живописном убранстве органично использовано сочетание серебра и золота. В соборе помещен ряд композиций на исторические темы, в т. ч. «Сретение Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот в Москве», «Крещение святой Руси при святом князе Владимире» в юж. люнете придела св. равноап. кн. Владимира на юж. стене (аналог росписи В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве). Еще одна сцена, посвященная Иверской иконе Божией Матери, помещена в люнете сев. стены над окнами в приделе Рождества Иоанна Предтечи - «Старец Гавриил сподобился принять на море образ Пресвятые Богородицы Иверския». В вост. люнете алтарной части храмового пространства одним из самых выразительных образов является изображение Пресв. Богородицы, исполненное по типу эскиза Васнецова («Богоматерь шествует по облакам в окружении серафимов и херувимов»), но решенное Гурьяновым через призму иконописной традиции. В барабане собора расположена композиция, иллюстрирующая одно из самых загадочных мест в тексте Откровения Иоанна Богослова, - «Поклонение двадцати четырех старцев Сидящему на престоле». Вероятно, старейшим сохранившимся зданием обители являются старые настоятельские кельи на юж. стороне мон-ря - первоначально одноэтажные палаты, построенные ранее сер. 90-х гг. XVII в. (возможно, в сер. XVII в.; ср.: Одинец. 1990. С. 137, 138-139). В 1750 г. они были надстроены на 1 этаж, а в 1781 г. при ремонте кровли 2-й этаж был увеличен в высоту (Там же. С. 138-139). Одновременно со строительством Никольского собора на южной стороне мон-ря построены патриаршие кельи ( Она же. 2001. С. 86). Верхние покои келий посредством деревянной галереи (разобрана в нач. XVIII в.) соединялись с Никольским собором. Патриаршие кельи были расписаны первоначально в кон. XVII в., в XVIII в. росписи заменили (перед входом в сени 2-го этажа сохранился портрет патриарха Адриана). В 1767 г. между старыми настоятельскими кельями и патриаршими кельями построена деревянная галерея, разобранная в 1778 г. ( Она же. 1990. С. 137). В дек. 1870 г. по прошению жившего в П. Н. м. на покое еп. Никодима (Казанцева) и при участии митр. Иоанникия (Руднева) в одном из помещений в патриарших кельях устроена церковь во имя святого праведного Никодима, освященная самим еп. Никодимом 17 дек. того же года ( Никифор (Бажанов). 1886. С. 56; Леонид (Толмачёв). 2015. С. 77-78).

http://pravenc.ru/text/2579990.html

В центре территории, позднее занимаемой монастырем, находился пруд (окончательно засыпан в конце XIX века), называвшейся в память св. Василия Блаженного - Васильевским. Собственно история монастыря начинается с того времени, как в 1837 г. городская усадьба, построенная прежней владелицей Надеждой Васильевной Шепелевой (ур. Энгельгардт), перешла во владение семейства князя Владимира Сергеевича Голицына, по завещанию она перешла к его сыну князю Сергею Владимировичу Голицыну. В 1849 г. из-за ран оставил службу и поселился в этом доме. Для его больной супруги княгини Прасковьи Николаевны Голицыной был устроен домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» - по благословению Святителя Филарета митрополита Московского и под наблюдением архимандрита Антония (Медведева), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Храм освящен 18 (31) октября 1856 г. Святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским. По совету Святителя Филарета трудами дочери князя В.С.Голицына, княжны Александры Владимировны Голицыной после смерти отца и отъезда из Москвы матери при домовом храме был устроен приют для иногородних монахинь, сборщиц подаяния. Территория усадьбы отошла во владение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Приют с больницей, названный «Филаретовским», был открыт 11 октября 1865 г. наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым). В 1889 г. княжна А. В. Голицына обратилась с прошением о преобразовании приюта в монастырь. 6 (19) сентября 1889 г. последовал указ Св. Синода об основании общежительного женского монастыря «Всех скорбящих Радосте». Штат - игуменья, 15 монахинь и послушницы. Первая игуменья - Евпраксия (фамилия неизвестна). Монастырь сохранил приют и больницу. Открытие монастыря состоялось 16 (29) сентября 1890 г. Соборный храм монастыря во имя Всемилостивого Спаса построила известная благотворительница, купчиха из г. Воскресенска Акилина Алексеевна Смирнова (тайная монахиня Рафаила). По благословению митрополита Московского Иоанникия (Руднева) проект храма был разработан архитектором Иваном Терентьевичем Владимировым, мастером «нового русского» стиля в церковном зодчестве конца XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=24185

По рекомендации митрополита Московского Иоанникия (Руднева), проект монастыря был ориентирован не традиционно вовнутрь, на внутреннее пространство, монастырский двор, а вовне — в город, к миру и к человеку. Монастырский собор и трапезный храм, женская гимназия и высшие женские богословские курсы были построены по красной линии Новослободской улицы. В этой «вывернутости», обращенности к миру Скорбященского монастыря выражена идея духовного и социального служения человеку и обществу. Уже в 1870-е гг. княжна Александра Голицына приглашает для руководства общиной сестер милосердия монахиню Евпраксию из Костромского Анастасьиного монастыря, который в то время был примером социального служения. В Скорбященском монастыре действовали больница для безнадежно больных — прообраз современных хосписов, приют для девочек-сирот, странноприимный дом для иногородних монахинь. Именно в Скорбященском монастыре в 1916 г. были открыты Высшие женские богословско-педагогические курсы — первое в России высшее духовное заведение для женщин. Скорбященский монастырь очень любила и часто посещала преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна. Монастырь быстро рос: в 1915 г. в обители и на монастырском хуторе было уже 265 монахинь и послушниц. В 1894 г. при Скорбященском монастыре было открыто кладбище. На нем были похоронены многие известные люди того времени: адвокат Ф.Н. Плевако, философ Николай Федоров, историк Д.И. Иловайский, дрессировщик А.Л. Дуров, редактор газеты «Московские ведомости» В.А. Грингмут. В 1918 г. монастырь был закрыт, а в 1929-м разрушены три малых храма. По сей день сохранились обезглавленный собор Спаса Всемилостивого , Рукодельный корпус (1911 г., архитектор С.М. Ильинский), надгробная часовня инокини Рафаилы (Смирновой), участки ограды. Восстановить и сохранить Скорбященский монастырь, этот образец национальной русской культуры, ставший частью ее истории, передать его нашим потомкам — долг нашей исторической памяти. Сохранившиеся здания и фрагменты ограды, фундаменты снесенных зданий, ограды и ворот, а также сохранившиеся чертежи и фотографии дают возможность воссоздать ансамбль Скорбященского монастыря со стороны Новослободской улицы. Осуществление этого проекта восстановит градообразующее значение памятника и коренным образом изменит облик Новослободской улицы.

http://pravmir.ru/dolg-nashej-pamyati/

В 1899 г. начал работу Комитет по историко-статистическому описанию Орловской епархии, в состав к-рого вошли ректор Орловской ДС прот. В. А. Сахаров и преподаватели. В том же году вышел труд Г. М. Пясецкого «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей». В кон. XIX - нач. XX в. из Орловской епархии в Синод поступали ходатайства о перенесении мощей сщмч. Кукши из Киево-Печерской лавры в Орловскую епархию; эти просьбы Синод отклонял. Но в 1895 г. по просьбе Орловского еп. Мисаила (Крылова) и по благословению Киевского митр. Иоанникия (Руднева) в Орловскую епархию доставили икону сщмч. Кукши с частью его мощей, икона была написана в Киево-Печерской лавре (утрачена в советский период). Позднее такая же икона была привезена в Болхов. Резолюцией Орловского еп. сщмч. Кириона (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) ) от 25 апр. 1905 г. и указом Синода от 13 авг. того же года в Орловской епархии было установлено торжественное празднование памяти сщмч. Кукши 27 авг. и поминовение его на богослужебных отпустах в храмах епархии (Орловские ЕВ. 1905. Отд. офиц. 32. С. 331-332; 34. С. 355). В кон. авг. 1913 г. в епархии торжественно отмечалось 800-летие со дня мученической кончины сщмч. Кукши. На торжествах присутствовали вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , Киевский митр. Флавиан (Городецкий) , духовник Марфо-Мариинской московской женской обители милосердия прот. Митрофан (впосл. схиархим. преподобноисп. Сергий (Сребрянский) ) и др. почетные гости. С момента возникновения до нач. XX в. в Орловской губ. было построено или полностью перестроено ок. 1 тыс. церквей, в т. ч. 42 в Орле: кафедральный Ахтырский собор, 15 приходских, 5 кладбищенских, 12 домовых, 5 церквей при архиерейском доме, 4 церкви в орловском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре. В 1905 г. насчитывалось 2 060 795 прихожан, 915 приходов, 771 каменная церковь, 271 деревянная, 872 приходские, 44 кладбищенские, 15 церквей при казенных заведениях, 18 домовых, 36 приписных и 1 единоверческая церковь, 16 богаделен (в к-рых жили 256 чел.), 766 церковных и 22 благочиннические б-ки, 9 муж. мон-рей (насельники - 214 монахов и 106 послушников); 6 жен. мон-рей (насельницы - 557 монахинь и 1142 послушницы). В 1906-1937 гг. существовало Елецкое викариатство Орловской епархии . Духовное образование и просвещение, миссионерская деятельность до 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРМСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Пермской и Кунгурской епархии Пермской митрополии), находится в г. Перми. Основан в 1873-1875 гг. как жен. община на юго-зап. окраине города, на т. н. Барановской заимке при р. Данилихе. Эти земли с постройками 21 июня 1872 г. выкупили для создания жен. обители купцы 1-й гильдии меценаты братья Г. К. (1814-1893) и Ф. К. (1810-1883) Каменские, ставшие главными попечителями общины. На содержание причта и сестер они внесли в Пермский Мариинский общественный банк капитал в 50 тыс. р. серебром «для приращения процентами» ( Остроумов. 1875. С. 3). Первыми насельницами стали прибывшие из Мотовилихинского Завода девицы. По ходатайству Каменских начальницей общины стала монахиня нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря Руфина (Брезгук; 1825-1907), переведенная в Пермь по благословению свт. Иоанникия (Руднева) и старца еп. Иеремии (Соловьёва) . 15 авг. 1873 г. еп. Иеремия благословил ее иконой преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, освященной на их мощах. Мон. Руфина прибыла в Пермь вместе с нижегородскими инокинями Ниной (Хвальковской; 1831-1922), Никодимой и Павлой. В одном из деревянных домов на Барановской заимке была оборудована церковь (с востока пристроен алтарь, с запада - 2-этажный трапезный корпус с кельями) с 2-ярусным резным иконостасом работы пермского цехового мастера П. Д. Баталова. 1 окт. 1873 г. ее освятил в честь Казанской иконы Божией Матери архиеп. Пермский и Верхотурский Антоний (Смолин). На торжестве освящения присутствовал губернатор Н. Е. Андреевский. В нач. 1873 г. в общине проживали 18 сестер, к кон. того же года - 26, а к окт. 1875 г.- уже 60 сестер. По прошению Каменских решением городской Думы от 23 янв. 1874 г. общине отвели еще 8 дес. земли для строительства новых зданий. Первоначально сестрам благотворительствовали также пермский купец П. Ф. Камчатов и фабрикант П. Д. Дягилев (1808-1883), дед известного театрального деятеля.

http://pravenc.ru/text/2580036.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010