В это тяжелое время Иоанникию представился случай с опасностью для себя явить ревностное благочестие в охранении-святыни в храме Божием.    Об этом он рассказывал впоследствии так: «Однажды вхожу я во святый алтарь и вижу, что на святом жертвеннике сидит толстый помещик, которому монастырский ризничий показывает различные священные вещи. Помещик был богат и отличался вольностью, маловерием и особенно страстью к сутяжничеству. Видя такое поругание святого места, я затрепетал от ужаса.    Думаю себе: если сказать ему, что следует, то от него и не отвяжешься. Оставить же его попирать святое место было невыносимо для моего благоговейного чувства. Стал я перед святым престолом и помолился мысленно, говоря: «Господи, помоги! Ревнуя поревновах по Твоей святыне! Аще угодно Тебе попустить, чтобы я пострадал, да будет воля Твоя»! Затем, подойдя к жертвеннику, я заложил локоть правой руки за спину сидящего и сбросил его с жертвенника так, что он пролетел в северную дверь, как сатана.    Тогда Анастасий обратился к коварной хитрости; он начал делать доносы на Иоанникия не от себя, а от лица других иеромонахов, будто бы казначей Иоанникий и некоторые другие не повинуются настоятелю . Вследствие таковых доносов, в следующем 1829 году было предписано из консистории настоятелю игумену Анастасию строго следить за поведением казначея Иоанникия и некоторых других; а затем скоро в том же, 1829 году, 25 января состоялся указ о переводе казначея иеродиакона Иоанникия в Домницкий монастырь, под строжайший надзор, с запрещением впредь до дальнейшего распоряжения. Итак, Иоанникий, по одним голословным доносам, без всякого следствия, неповинно осужден был страдать на месте своего изгнания.    Два года и десять месяцев томился Иоанникий в Домницком монастыре под запрещением. И какая это была жизнь! Всякий час он трепетал за свою будущность, постоянно опасаясь разделить участь несчастных духовных лиц, гонимых неправдой. Всякий день с прибытием почты, ожидал он решения своей участи и был подобен человеку, над которым нависла страшная скала, готовая оборваться и раздавить его. Тяжело положение такого человека! «Я тогда плакал, — рассказывал он после, — и плакал, как изгнанный из рая; от многих слез едва не лишился зрения. Горе мое было сильно главным образом тем, что не было никакой надежды и на будущее; не представлялось никакой возможности избавиться от нависшей опасности. И знал и видел, что клевета вполне восторжествовала: архиерей был против меня, консистория тоже; чего же можно было мне ожидать доброго?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Бывшие при этом люди испугались и не знали, что им предпринять. Бросились вслед за бесноватым и увидели: как раз против западных дверей собора бесноватый опять повалился на землю, отец же Иоанникий цел и невредим сидел на нем и держал его за волосы. Сродники бросились, чтобы связать веревкою руки и ноги бесноватому, но о. Иоанникий это им воспретил, говоря: " Не троньте, оставьте его в покое; более он уже не побежит; мы с ним поборолись, и вот видите, чей верх " , — причем показал на голову бесноватого, держимую им крепко за волосы. Потом он встал, прикрыл бесноватого своею епитрахилью и начал читать над ним заклинательные молитвы. Больной лежал тихо, только тяжело дышал, как бы собираясь нечто из себя извергнуть. Наконец с большим усилием извергнул смрадную кровавую пену, столь смрадную, что окружавшие его, не терпя смрада, от него отшатнулись. После этого больной приподнялся, встал, начал класть поклоны по направлению к собору, вошел в самый собор и там усердно молился, а на другой день после исповеди у о. Иоанникия приобщился Святых Таин, к которым прежде около пяти лет не мог приступить. На исповеди объяснил он, что беснование постигло его в то время, когда он дерзнул нанести побои своей матери, и с тех пор жестоко его мучило. С полною надеждою на выздоровление отправился он из Святых Гор домой на Кубань, получив наставление от о. Иоанникия, как себя вести, чтобы опять не подвергнуться действиям злого духа. Впоследствии о. Иоанникий говорил, вспоминая этот случай, что когда бесноватый вскинул его себе на плечи и понес по лестнице на площадку вокруг собора, почувствовал он в себе ту необычайную силу, которою без труда поборол бесноватого, мысленно призывая сладчайшее имя Господа Иисуса. Не только взрослые, но очень часто и дети приводимы были к о. Иоанникию с ясными признаками беснования: говорили разными наречиями, предсказывали будущее, богохульствовали так, что страшно было слушать. Но управляться с ними, по отзыву о. Иоанникия, были гораздо ему легче, чем со взрослыми, не по их малорослости и малосилию, а потому что невинная еще природа детская была гораздо восприимчивее к действию Божией благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Владыка Афилохий уверил Блаженнейшего митрополита Онуфрия в непрестанных молитвах об умножении братской любви на Украине, прекращении всех конфликтов и всех бед, которые постигли народ этой страны в последние несколько лет. Он также попросил передать слова поддержки архиепископу Львовскому и Галицкому Филарету и всей его пастве. «Надеемся, что справедливость и здравый смысл на Украине восторжествуют, и что Киев и в будущем окажется достойным называться столицей святого Князя Владимира, — подчеркнул иерарх Сербской Православной Церкви. — Также хотим надеяться, что одно из основных человеческих прав — право свободы вероисповедания — власти Украины будут соблюдать, тем самым защищая права единственной канонической Православной Церкви, чьим Предстоятелем Вы являетесь». Письма с выражением поддержки в связи с поджогом храма во Львове  ранее направили епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий и епископ Пакрацкий и Славонский Иоанн (Сербская Православная Церковь), митрополит Верийский, Наусский и Кампанийский Пантелеимон ( Элладская Православная Церковь ). Епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий осудил действия поджигателей и выразил слова поддержки архипастырю, духовенству и верующим Львовской епархии . «Трудно поверить, что в стране, в которую святой князь принес свет Христова Евангелия, его храмы подвергаются поджогам. Это преступление могли совершить только те, кому совершенно чужды христианская этика и уважение к фундаментальному праву каждого человека иметь свой дом молитвы». Епископ Иоанникий также выразил надежду, что правоохранительные органы сделают все от них зависящее, чтобы найти виновных, и будут защищать право верующих иметь свои храмы для встречи с Богом. Епископ Пакрацкий и Славонский Иоанн, говоря о поджоге храма во Львове и о страданиях Церкви на протяжении всей ее истории, упомянул в этом контексте лагеря смерти в хорватском Ясеноваце, «где в XX веке была пролита кровь сотен тысяч православных христиан от рук людей, также называли себя христианами». Он заверил архиепископа Филарета в своих молитвах и обещал в своих контактах с международными организациями свидетельствовать о страданиях и дискриминации духовенства и верующих Украинской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5144112...

«Когда мы вместе собраны вокруг Христа, то по-настоящему сильны, с уверенностью и надеждой взирая на Христа и на наше будущее», — сказал митрополит Иоанникий, подчеркнув, что «нельзя позволить искушениям моря житейского обуревать нас до такой степени, чтобы разделить нас», но что и среди искушений века сего православным христианам следует твердо «хранить единство и святую веру, исполняя заповедь Христову о любви». Митрополит Иоанникий тепло поблагодарил Русскую Православную Церковь за поддержку Сербской Православной Церкви и сербского народа в испытаниях, которые постигли их в новейшей истории. «Дорогие братья и сестры, спасибо вам за вашу всегдашнюю готовность открыть для нас свое сердце, за вашу великую любовь, которую вы явили нам, когда нам было тяжелее всего. Когда у нас была война, когда распадалось наше государство Югославия, когда мы переживали множество испытаний, блаженнопочивший Русский Патриарх Алексий и тогда митрополит, а ныне Святейший Патриарх Кирилл приезжали к нам, чтобы ободрить нас и утешить наш народ. Конечно, они не могли остановить военные действия и бомбардировки нашей родины, но их духовная, моральная братская помощь, их поддержка для нас много значили и давали нам силы выдержать все искушения, которые тогда на нас постигли, — сказал митрополит Иоанникий. — Сегодня, когда тяжело всему русскому народу и всей Русской Православной Церкви, я хотел бы поблагодарить Русскую Православную Церковь за ее тогдашнее внимание, которое, конечно, продолжилось далее и будет продолжаться впредь». Иерарх Сербской Православной Церкви выразил готовность молиться за чад Русской Православной Церкви, «за мир и за преодоление испытаний, и за справедливое разрешение тех испытаний, которые сейчас переживают Русская Православная Церковь и русский народ, и русское государство». «Мы верим в силу Русской Православной Церкви, которая пережила самые тяжкие испытания в эпоху большевистско-коммунистической власти, пережила гонения и страдания», — сказал иерарх, сравнив ее величие с благолепием храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской, в котором совершалось богослужение.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5968397...

Выступая на церемонии открытия, епископ Назарий отметил, что для России 2017 год отмечен исторической датой: исполняется 100 лет октябрьской революции. Это событие потрясло не только Российскую империю, но и весь мир. В знак благодарности за любовь, с которой посещает Будимлянско-Никшичскую епархию епископ Назарий в торжественные дни памяти святителя Василия Острожского, а также в знак дальнейшего укрепления связей между двумя братскими православными народами епископ Иоанникий преподнес наместнику Лавры список афонской святыни — Хиландарской иконы Божией Матери «Троеручица» для Благовещенского храма, который, к сожалению, пока является музеем, с надеждой на то, что храм вскоре будет возвращен обители. Вечером в канун  дня памяти святителя Василия Острожского в освященном во имя этого святого  соборном храме города Никшич митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершил всенощное бдение в сослужении епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия, а также священнослужителей Будимлянско-Никшичской епархии. За богослужением молился епископ Кронштадтский Назарий. За содействие братским отношениям между славянскими православными народами епископ Иоанникий вручил митрополиту Викентию высшую награду епархии — медаль святого великомученика Георгия Победоносца (I степени). Владыка также вручил гостю из Русской Православной Церкви в качестве памятного дара наперсный крест и панагию. Глава Среднеазиатского митрополичьего округа сердечно поблагодарил Преосвященного Иоанникия за высокую награду и гостеприимство. 12 мая, в день памяти святителя Василия Острожского, владыка Викентий возглавил Литургию в центральном соборном храме монастыря Острог в Черногории, где пребывают честные мощи святого. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий, собор священнослужителей епархии. За богослужением также молились епископы Диоклийский Кирилл и Кронштадтский Назарий. Тысячи верующих приехали в Острог, чтобы принять участие в молитвенном праздновании памяти Острожского чудотворца и приложиться к его святым мощам.

http://patriarchia.ru/db/text/4895313.ht...

«Много тех,– говорит он в прошении об освобождении,– которые и не знают, что такое коммунизм: кого-то силой принудили, кто-то обманут, кто-то – чтобы быть как все…». Часто он совершал обход больниц и тюрем, посещая скорбящих и больных. Но в конце концов, когда пришла его очередь, пощады ему не было. Из сохранившихся записей видно, что он не страшился мучений. Зная цену мученичества первых христиан, он укреплялся их примером, ибо знал и победу христианства, знал и то, что ждет тех, кто отрекся от Христа. Как будто предвидя свою скорую гибель, в Пасхальном послании (1943 года) он призывал паству к крестоношению, терпению в гонениях, страданиях и унижениях, к стойкости. Характерны его слова: «Но они (гонения) не должны пугать нас, напротив, должны наполнять сердца наши радостью, ибо тем мы удостаиваемся уподобления Господу нашему Иисусу Христу. Он должен оставаться нашим идеалом, святым примером». Таким полным надежды и веры в воскресение Христово было последнее обращение митрополита к своей пастве. Добрый пастырь всякое поучение свое подтверждает собственным примером. Так и митрополит Иоанникий: все, чему учил, все, о чем писал, подтвердил и засвидетельствовал своей мученической смертью. Он остался верен Христу и своему народу до конца. Место его захоронения неизвестно, но его имя и его подвиг становятся нам все более близкими, лик – все более светлым, чудотворным. Потому мы благодарным сердцем и усты завершаем повествование о новосвященномученике Иоанникии, восклицая: «Святый священномучениче Иоанникие, моли Бога о нас!». Тропарь, глас 1: Кровь твоя, и священства твоего, И народа твоего верного, За Господа пострадавших, Словно Авелева кровь, вопиет небу, Священномучениче Иоанникие, Архипастырю Цетиньский, А ныне ты и чада твои, Собранные в Царствии Небеснем, Молите Христа Бога, Да укрепит Он в нас веру правую И дарует свободу святую Многострадальному сербскому и Всему православному роду христианскому. Кондак, глас 4: Сотаинниче Пресвятыя Троицы, Учитель мудрости и страха Божия был еси, Иоанникие победоносче. Примером добродетели словом и делом был еси Священству и народу своему, Разделив с ним мученичество Христа ради, И имя Божие прославил еси. Егоже новомученицы молите Просветить и спасти души наша.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

О том, что это не первое происшедшее в последнее время на украинской земле посягательство на храм канонической Церкви, упоминается в письме на имя Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, которое направил митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Сербская Православная Церковь). «Тревожные вести о трудном положении Украинской Православной Церкви Московского Патриархата на Украине сподвигли нас написать Вам это письмо поддержки и пожелать Вам и вверенной Вам пастве помощи и защиты Единственного Праведного Судии. Мы особенно переживали за Десятинную церковь в Киеве и храм святого князя Владимира Киевского во Львове, которые подверглись нападкам радикальных экстремистов, в чьих сердцах вместо любви Божией укоренилась зависть и ненависть к ближнему», говорится в послании. Владыка Амфилохий уверил Блаженнейшего митрополита Онуфрия в непрестанных молитвах об умножении братской любви на Украине, прекращении всех конфликтов и всех бед, которые постигли народ этой страны в последние несколько лет. Он также попросил передать слова поддержки архиепископу Львовскому и Галицкому Филарету и всей его пастве. «Надеемся, что справедливость и здравый смысл на Украине восторжествуют, и что Киев и в будущем окажется достойным называться столицей святого Князя Владимира, подчеркнул иерарх Сербской Православной Церкви. Также хотим надеяться, что одно из основных человеческих прав право свободы вероисповедания – власти Украины будут соблюдать, тем самым защищая права единственной канонической Православной Церкви, чьим Предстоятелем Вы являетесь». Письма с выражением поддержки в связи с поджогом храма во Львове ранее направили епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий и епископ Пакрацкий и Славонский Иоанн (Сербская Православная Церковь), митрополит Верийский, Наусский и Кампанийский Пантелеимон (Элладская Православная Церковь). Епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий осудил действия поджигателей и выразил слова поддержки архипастырю, духовенству и верующим Львовской епархии. «Трудно поверить, что в стране, в которую святой князь принес свет Христова Евангелия, его храмы подвергаются поджогам. Это преступление могли совершить только те, кому совершенно чужды христианская этика и уважение к фундаментальному праву каждого человека иметь свой дом молитвы». Епископ Иоанникий также выразил надежду, что правоохранительные органы сделают все от них зависящее, чтобы найти виновных, и будут защищать право верующих иметь свои храмы для встречи с Богом.

http://patriarchia.ru/db/text/5148569.ht...

Были ли довольны в Москве грамотами, доставленными Стефаном Юрьевым или нет – об этом сказать трудно, но, как мы сейчас увидим, царь не поверил им и в Январе, 1666 года снаряжено было новое посольство в Константинополь по делу патриарха Никона . Посланы были находившийся в Москве Афонской горы архимандрит Иоанникий и Чудова монастыря келарь Савва, с которыми посланы были царем грамоты к константинопольскому патриарху Дионисию и к бывшему патриарху Парфению. К Дионисию написано, что Иоанникий и Савва посланы к нему от царя говорить о делах бывшего патриарха Никона , о приезде иконийского митрополита Афанасия и о присылке экзарха 215 , к Парфению же царь обращался с просьбою прийти в Москву для исправления церковных дел 216 ; посланным поручено было просить его словесно, чтобы он, посоветовавшись с Дионисием, ехал экзархом 217 . Но отправление этого посольства было замаскировано; сделано было так, как будто Иоанникий, приезжавший в Москву за милостыней, возвращался на Афон в свой Павлоградский монастырь, которого он был архимандритом, а Савва будто ехал с ним на богомолье по обещанию 218 . Паисий Лигарид в описании московского собора (ч, I гл. XXIV) говорит, что отправление этого посольства «более походило на бегство, чем на посольство»; так тайно оно состоялось, что только трое об нем знали. Паисий не называет, кто были эти трое, но вероятно, кроме самого царя и двух посланных, никто об этом посольстве, не знал. – «И так – говорит Паисий там же – Савва возвратился без результатов, получив неудачу в своих огромных надеждах; предполагал воздвигнуть трофеи выше всех, а вышел ничем, ни третьим, ни четвертым мегарцем по лжи». – Паисию посольство Саввы не понравилось, поэтому он об нем ничего более и не сказал. Но вот как это было. Посланным дана царская грамота к святогорским инокам, чтобы они из своей среды выбрали греков добрых и ученых трех человек, знающих еллинское и славянское учение, а именно Евфимия духовника Павловского монастыря с товарищами, и послали бы к великому государю в Москву 219 . Но иноки не послали Евфимия, а выбрали Иверского монастыря проигумена Иоакима, духовника патриарха Парфения, и Ватопедского монастыря соборного старца Виктора, которые должны были сопровождать Иоанникия и Савву в Константинополь к патриарху. В это время турки получили весть, что на Афоне явились царские лазутчики, и потому стали разыскивать и, не найдя никого, схватили Иоанникия и хотели его скованного послать к визирю, однако оставили на Афоне под надзором. Поэтому Савва отправился к патриарху один и в провожатые ему даны были старец Евгений и поп Феодор 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

I. Преподобный Иоанникий Великий, по любви к безмолвию, имел обычай уходить на молитву в церковь (не в богослужебные часы), и там в полном уединении совершал свое правило. Ученик преподобного, блаженный Евстратий, желая душевной пользы себе, давно искал случая видеть уединенную молитву своего учителя; но это ему никак не удавалось. Раз, однако ж, он успел незаметно войти за ним в храм и стал в темный угол, а св. Иоанникий, не подозревая, что за ним следили, спокойно начал сам обычное правило. По мере того, как ум преподобного возносился к Богу, и тело его начало отделяться от земли; и стоял он на воздухе все время, пока продолжалась его пламенная молитва . Выходя из церкви, св. Иоанникий заметил Евстратия и сказал ему строго: «В Писании сказано: “не приселится к Тебе лукавнуяй” ( Пс.5:5 ), зачем же ты лукаво подкрался и подсмотрел мою грешную молитву?» (Ч.-Мин. ноября 4). II. Подобное же сказание находим в жизнеописании преподобной Марии Египетской и преподобного Луки Елладского. III. В Египте в первые века христианства было много дивных подвижников, и едва ли где-нибудь люди достигали большей меры святости, чем жившие там славные мужи. В пустыне нижнего Египта безмолвствовал авва Иосиф. Однажды посетил его авва Лот и сказал ему: «Отец мой! по силе моей я исполняю малое молитвенное правило, соблюдаю умеренный пост, стараюсь наблюдать чистоту, не принимая греховных помыслов, что мне надлежит еще сделать?». Старец стал на молитву и простер руки к небу, и персты его сделались подобными десяти зажженным светильникам. Потом он сказал авве Лоту: «Если хочешь, будь весь, как огонь. Невозможно называться монахом, если не будешь пламенеть, как огонь».(Отечник еписк. Игнатия, стр. 298). IV. Там же, в Египте, славился подвигами преп. Арсений. Жизнь этого великого отца была истинно ангельская, а молитва, как молитва Серафимов... Один из братии по некоторой нужде пришел к хижине аввы Арсения и сквозь дверную щель увидел старца как бы огненным, весь он был подобен пламени. Брат достоин был такого видения, потому и сподобился. Немного постоявши, он постучал в дверь; старец вышел и, заметив изменение в лице брата, спросил его, давно ли он тут и не видел ли чего? Брат сказал, что не видал. Старец, побеседовав с ним, отпустил его. (Чет.-Мин. мая 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Испрашивая Архипастырского благословения на это святое дело, – пребываю Вашим смиренным послушником. Кронштадтский протоиерей Иоанн Сергиев. 16 Ноября 1900 г. На письме помета·. «1900 года 17 Ноября. – В Духовную консисторию – для соответствующих распоряжений, при соображении назначения, данного пожертвованию жертвователем Сибиряковым. Архиепископ Николай». Епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию (Надеждину). 28 ноября 1900. Кронштадт Его Преосвященству, Преосвященнейшему Иоанникию, Епископу Архангельскому и Холмогорскому, Кавалеру. Представляя Вашему Преосвященству дарственную записку г-на Раменского на жертвуемый им, в прибавление к дарованной уже мне для постройки Сурского Подворья 951 , участок земли в количестве 271 кв. саж и план сего участка 952 , покорнейше прошу Ваше Преосвященство принять на себя труд исходатайствования мне Высочайшего разрешения на принятие означенного дара 953 . Протоиерей Иоанн Сергиев. На письме помета: «1900 г. Ноября 28. Консистория даст ход делу. Е Иоанникий». Епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию (Надеждину). 28 ноября 1900. Петербург Телеграмма Почтительнейше испрашиваю Вашего архипастырского благословения посвятить в сан игумении Сурской обители настоятельницу Варвару, а послушницу, заведующую постройкою подворья Анну Сергееву постричь в рясофор в Петербургском подворье Леушинского монастыря в день храмового праздника 4 Декабря архиереем по назначению митрополита 954 . Прошу телеграфировать Ваше благословение 955 Леушинское подворье Протоиерею Иоанну Сергиеву. Бассейная 31. На телеграмме помета·. «1900 г. Ноября 28. Заготовить телеграмму как благословение посвящаемой и постригаемой. Е Иоанникий». В редакцию журнала «Русский Паломник». Первая половина декабря 1900. Кронштадт В Редакцию «Паломника» Препровождая шесть руб , прошу Редакцию высылать общеполезный Журнал «Паломник» по известному адресу 956 . Протоиерей Иоанн Сергиев. Надеюсь в будущем году доставлять новые статьи из моего Дневника в распоряжение «Паломника» 957 (особ Александра Ив Поповицкого) 958 . Игумении Алексии (Пляшкевич). 23 декабря 1900. Кронштадт

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010