778 Урбанский. Религиозный быт хлыстов Казанской губернии (Известия по Казанской епархии, 1903, 13, с. 541; ср. ibid. 1891, 13, с. 407). 779 Головкин, Очерки Оренбургской хлыстовщины, Оренбург, 1899, с. 83. (Оттиск из Оренбург. Е. В. за 1897–1899 гг·). 782 Надеждин, Исследование о скопческой ереси, 1845 (Кельсиев, Сборник правительственных сведений о раскольниках, вып. 3, Лондон. 1862) с. 66, Приложения. 783 Показание хлыстовки Влазневой: «на беседках... невольно плачешь. слезы катятся градом» (Дело Оренб. окруж, суда об Утицких, т. 1. л. 133). 786 Мельников, Материалы для истории хлыстовской и скопческой ересей (Чтения в обществе истории и древностей российских, 1873, кн. 1, с. 97–98, – скопческая песня). 788 Братское Слово, 1893, ч. I. с. 774 (Из архива С. Д. Нечаева. Донесение В. П. Клюквина о скопцах). 789 Недетовский, Василий Фёдоров Мокшин. Эпизод из истории сектантства в Воронежской губернии (Труды Воронежской учёной архивной комиссии, 1902, в. I, с. 81). 793 Sainte Thérèse, Vie, écrite par elle – même (Oeuyres très – complètes de sainte Thérèse, publiées par M. l’Abbé M., t. I, Paris, 1840, p. 225); Rouby L’hystèrie de sainte Thérèse (Archives de neurologie, 1902, octobre, p. 320). Ср. анонимную заметку «Hypersécrétion des larmes chez les mystiques» (Archives de neurologie, ibid,, p. 397). Упомянув о даре слёз у св. Доминика и короля Людовика Святого, автор делает общее замечание: «Cette hypersécrétion s’observe chez ce genre de malades, à peu près pour toutes les glandes (железы). A rapprocher de la sialorrhèe (слюнотечение)». 800 Преосвященный митрополит Московский Иоанникий, постригая моих товарищей, не спрашивал сего обета, говоря, что ученому монаху невольно иногда приходится нарушать его по болезненности. Примечание автора Хроники. 814 Хиротония ректора Кишиневской семинарии, архимандрита Афанасия во епископа Новгород-Северского, викария Черниговского. 816 По вопросу о судебной реформе в духовном ведомстве бывшим профессором А.Ф. Лавровым-Платоновым (ныне архиепископом Литовским Алексием) напечатано несколько капитальных сочинений, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И меня не забыли среди этого торжества, и я почтен великою, необыкновенною в моем положении наградою. Дай Бог здравствовать и долгоденствовать Царю и всем, иже во власти суть, за их великое внимание к стоящим вдали и на низших ступенях иерархической лествицы! От трудов при коронации Вы, конечно, отправитесь для новых трудов в Синод. И в Питере желаю Вам счастливых успехов по делам Синода и вне его. —890— 1883 г. На Вас Муром взирает с особенною надеждою. Уже четыре года написан известным А.Ф. Ковалевским акафист Муром. Угодникам Петру и Феврония, исправлен другими, нужна только санкция Св. Синода. Вам, как служившему, при Муром. соборе, предстоит особая честь содействовать утверждению или разрешению этого акафиста для употребления. Прошу Вас от лица всех Муром. граждан и чтителей Чудотворцев пересмотреть акафист, ввесть его в Св. Синод прямо от себя или чрез тамошнюю цензуру и утешить нас резолюцией. Время летнего заседания в Синоде самое благоприятное для проведения акафиста. Представляю при сем этот акафист в распоряжение Вашего Высокопреосвященства; посылаю остальные письма владык к преосв. Евсевию... Есть, впрочем, много писем. к преосв. Евсевию, которые я и сам не читал и оставил у брата, Троице-Вишняковского протоиерея Феофилакта Ив. Кроткова 717 . Если угодно перелистовать их (б. ч. официальные), потрудитесь послать к нему своего келейника и моим именем истребовать от него. Один из Могилевских хотел бы напечатать все письма архиереев к преосв. Евсевию 718 и просить меня прислать их, но я не решусь передавать того, что обещано мною Моск. Обществу Любителей Дух. Просвещения, некоторые же письма и опубликовать нельзя, как Вы сами изволили заметить. Время не пришло. Празднуя настоящую коронацию, Вы, вероятно, записали все примечательное и внесете в свою хронику. Это будет прекрасным дополнением к описанию прежней коронации. Вами изданному. Испрашивая себе ваших св. молитв, имею честь быть“... В 3 часа обедал у старого знакомого купца Н.А. Молодцова. От него проехал на Арбат к Николоявленскому протоберею С.П. Зернову. Пил у него чай и слышал, между прочим, рассказ его о взаимных неприятных сношениях митр. Иоанникия и Харьковского еп. Амвросия, накануне освящения храма Христа Спасителя, по поводу речи

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—263— покойника, который любил так глубоко и молился так пламенно и постоянно. В сём намерении заключим сегодняшнее наше поминовение близких нашему сердцу усопших и вознесем к престолу Всевышнего последнее молитвенное возглашение о них с любовью и надеждой. Аминь“. Когда, по окончании панихиды, братчики перешли в актовый зал и заняли места, в числе собравшихся, кроме академической корпорации, были: прот. Н.В. Благоразумов, профессор Моск. университета прот. А.М. Иванцов-Платонов, прот. Г.П. Смирнов-Платонов, священник В.А. Быстрицкий, свяш. М. П. Багрецов и др. Открытое председателем братства, профессором Д.Ф. Голубинским, общее собрание началось чтением отчёта за минувший год. Из сообщавшихся в отчёте данных слушатель выносил то отрадное впечатление, что деятельность и средства братства неизменно развиваются и с каждым годом получают всё большие и большие размеры. Капитал братства достигает уже в настоящее время до 41 тысячи рублей и, кроме того, организованная при братстве особая московская комиссия, поставляющая своей специальной задачей вспомоществование нуждающимся бывшим воспитанникам академии, имеет свой основной капитал, возросший до четырёх с половиною тысяч. С чувством глубокой признательности выслушаны были братчиками сообщения отчёта о крупных пожертвованиях Высокопреосвященных: Иоанникия, митрополита Киевского (1000 р.), Никандра, архиеп. Тульского (2000 р.), потомственных почётных гражданок Базановых (2000 р.), проф. В. Д. Кудрявцева (500 р.), моск. Богоявленского монастыря через преосв Виссариона (500 р.), почётного блюстителя академии Н.М. Федюкина (300 р.), графа С.В. Орлова-Давыдова (220 р.) и др. Все эти цифры может быть внушат читателю мысль, что дела братства находятся в настоящее время в блестящем положении; но такое заключение было бы слишком поспешным. Параллельно с увеличением средств братства быстро возрастает и та тяжесть благотворительных расходов, которую приходится ему нести на своих плечах, и возрастает в такой ужасающей прогрессии, что братству при

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда преподобный Иоанникий Великий в юности поступил на воинскую службу, тогда, сказано, был возлюблен всеми товарищами за кротость и смирение. Кроме того, он соблюдал строгий пост и сохранял целомудрие. Часто, по службе бывая во дворце, он и там находил время целые ночи проводить в молитве, а воздержание его в пище было беспримерно. Когда он прослужил в греческом войске шесть лет, тогда болгары объявили грекам войну, и Иоанникию пришлось выйти против врагов. На войне он явил необыкновенное мужество: как второй Давид, он всюду поражал иноплеменников; на глазах царя защитил дружину его от врагов и посекал их, говорится в житии его, как траву. В одно время, когда во время сражения болгары пленили одного из греческих вельмож, Иоанникий бросился на пленивших и, одних побивши, а других рассеявши, пленника освободил. Подвиги его были вообще настолько велики, что царь приказал записать о них в памятную книгу, для того чтобы по окончании войны почтить Иоанникия высоким саном и великими дарами. Один же из подвигов Иоанникия был особенно замечателен. Против одного болгарина, отличавшегося необыкновенной силою и побившего множество греков, никто не мог устоять; Иоанникий же, узнавши о нём, смело устремился на него и тотчас же обезглавил. Таким-то необыкновенным победителем на полях битвы показал себя благочестивый воин-юноша. Из этого повествования открывается то, что скорее же правы мы, говорящие, что в битвах преимущественно победителем остаётся благочестивый воин, нежели те, которые уверены, что побеждает врагов воин, только надеющийся на своё оружие и храбрость. Посмотрите на Иоанникия: освобождая вельможу, он борется со многими и одних поражает, а других обращает в бегство; видит перед собою второго, по силе Голиафа, и поражает его. Но ведь не забудьте, что все эти поражённые и рассеянные Иоанникием были не сброд какой-нибудь, но опытные воины, которые, как сейчас слышали, одолевали греков, и одолевали не раз. Значит, не в силе Господь, а в правде и «не на силу коня смотрит..., а благоволит [в битвах] к боящимся Его [и] к уповающим на милость Его» ( Пс.146:10–1 1). А ввиду этого и вы, воины боголюбивые, для того чтобы и самим сделаться верными победителями врагов, не в оружии и не в храбрости своей полагайте надежду на победу, а в своей благочестивой жизни и в постоянном угождении Богу делами добрыми; и не с одним оружием плотским выступайте на брань, но и с духовным; исходите ограждённые верою, вооруженные молитвою и упованием. И не прежде устремляйтесь на врага, как изливши тёплые молитвы пред Господом и Его Пречистой Матерью. И если так будете поступать, тогда ваша благочестивая жизнь, ваши молитва и упование принесут и плод не мёртвый. Несомненно, что тогда враги не устоят пред лицом вашим, и гордость и силу их сокрушите вы. Аминь. 5-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Чтобы получающие патриарший сан «через симонию» не имели никакой надежды на получку ежегодной тысячной дачи, русскому резиденту в Константинополе повелевается наблюдать за тем, как и при каких обстоятельствах совершилась перемена на патриаршем Константинопольском престоле, о чем немедленно доносить Святейшему Синоду и иностранной коллегии. И только когда, по донесении резидента, «таких перемен в тамошних Константинопольских патриархах не окажется, но престолоправительствуют правильно и общим правоверных избранием по смерти предместника своего, а не чрез симонию сан патриарший на себя восхитив, то таковому и впредь повсегодно оную определенную по тысяще рублев на год милостыню, из означенной же пятитысячной рублевой суммы, отпускать вышереченным образом» 133 . Кроме денежных дач патриархам иногда посылались очень ценные подарки. Так, в 1626 году Иерусалимскому патриарху Феофану от царя и Филарета Никитича посланы были «серебряные вызолоченные рукомойник да лахань, весу в обоих 31 гривенка (15 1/2 фунта) и сорок золотников, а гривенка по 5 рублев, итого 159 рублей, 6 алтын». В 1644 году тому же Феофану послано было с архимандритом его Анфимом 10 окладных икон, «а на оклад на те иконы пошло ефимочного серебра, которое взято из сибирского приказу, пуд, 8 гривенок и 25 золотников, цена по 7 рублев фунт, итого 337 рублев, 27 алтын, 3 деньги. Да на тот же оклад пошло листового золота 7300 листов, цена по 9 рублев, по 24 алтына, по 2 деньги тысяча; итого 71 рубль, 6 денег. Да на венцы и на подписи взято из казны ж 44 золотых, по рублю золотой, итого 44 рубли. Да серебряным мастерам, от того иконного окладу от дела дано 65 рублев. Всего на иконный оклад изошло 517 рублев, 28 алтын, 3 деньги». В то же время Феофану сделана была и послана шапка (митра) ценою в 880 рублев, 29 алтын» 134 . В то же время и Александрийскому патриарху Иоанникию посланы были: 4 местные, обложенные серебром иконы, драгоценная митра из золота и каменьев «с яхонты и лалы и с изумруды и жемчугом обнизана», а также «святительская одежда со всею службою и понагея и посох» 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Кроме Осетии работа комиссии охватила также Дагестан (Дагестанская обл.), Ингушетию (Терская обл.) и Абхазию (Кутаисская губ.). Обращение горцев проходило с большим трудом. В письме Ермолову от 25 февр. 1822 г. И. отметил, что «между горскими народами, окружающими Грузию, остаются в язычестве бассиане и ингуши»; по отзывам миссионеров, они «склонны к принятию христианства, но боятся обиды от черкес, которые соседей их дигорцев и алагирцев (этнографические группы осетин.- Авт.), восприявших св. крещение, притесняют за то». Описывая ситуацию в Абхазии, И. указал на массовую недавнюю исламизацию христ. населения региона и выразил надежду, что люди легко перейдут обратно в христианство. К ингушам была отправлена миссия (не принесла результатов), а Абхазия, как отметил в ответном письме Ермолов (21 марта 1822), прежде «нуждается в политическом успокоении» ( Иона (Василевский)//Там же. Т. 6. Ч. 1. С. 423; Ермолов//Там же. С. 423-424). Священство здесь было представлено архим. Иоанникием и протоиереем (имя неизв.), служившими в церкви в Соук-Су (ныне Лыхны), «ни в чьей не состоящими зависимости» и просившими И. принять их «в свое ведомство». По совету Ермолова И. ввел их в подчинение архиереев Мегрелии, поскольку она наиболее близка территориально Абхазии ( Иона (Василевский)//Там же. С. 431; Ермолов//Там же. С. 433). В нач. 30-х гг. XIX в. вопрос о назначении в Абхазию архиерея поставил абх. кн. Михаил Шарвашидзе; помимо религ. соображений он привел также политические. По его мнению, христианизация населения значительно снизит связь жителей Абхазии с черкесами-мусульманами, «производящими вредные действия в его владении» ( Панкратьев//Там же. Т. 7. С. 404). Трудности в христианской проповеди встретились и в случае с этнографическими группами грузин. Так, 21 февр. 1829 г. И. писал гражданскому губернатору Тифлиса П. Д. Завилейскому, что хевсуры и пшавы часто возвращаются к исконным языческим обычаям: совершают браки и погребают «по идолопоклонническим обрядам… отнимая друг у друга жен, производят ссоры и кровопролитие» ( Иона (Василевский)//Там же.

http://pravenc.ru/text/578300.html

Речь архимандрита Иоанникия при наречении его во Епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии Ваше Святейшество. Милостивейшие Архипастыри и Отцы. Отрок Самуил, когда Господь звал его: Самуиле, Самуиле! по наставлению первосвященника Илия, отвечал: глаголи Господи, яко слышит раб твой ( 1Цар.3:9 ). Вот наилучшее отношение человека к Богу, когда Господь призывает его. Не многословно выражение сие, но весьма о многом говорит оно: им свидетельствуется со стороны человека и глубокая вера в Господа Бога, всеведующего и всемогущего, и крепкая надежда на Господа, что Он, в какое бы звание не призывал человека, в какое бы положение и состояние ни поставлял его, никогда не оставит его без всесильной благодатной Своей помощи, и, наконец, сыновняя любовь к Богу, соединенная с сердечною преданностию к Нему, безусловным послушанием и всегдашнею готовностию следовать гласу и велениям Его. А посему, зовет ли кого Господь непосредственно, как Самуила, пли посредственно – через учиненные Свои власти, их же сердца и помышления в деснице Его, – призывает кого к тому или иному званию и служению, или же когда, по премудрым планам Своего промышления, убожит кого и богатит, смиряет и высит ( 1Цар.2:7–8 ), ответ со стороны призываемого человека всегда должен быть один: глаголи Господи, слышит раб Твой. —233— Не иное что, по наставлению Вашему, Святители Христовы, и я изъявил ныне пред Вами, выслушав державное слово Царево о мне и сказав: благодарю, приемлю и ни мало вопреки глаголю; ибо не иное что усматриваю в отечески милосердом глаголе Вашем о мне Государю моему, как глас Божий, бывший к Вам, а ныне через Вас и Помазанника Своего вещающий и мне. Но что я слышу ныне? Призвав меня в делателя духовного вертограда Своего, сначала в звании, как и Самуила, только служителя во храме пред иереями и Святителями Своими, а потом и в сане священнодействователя Святых Таин Его, милосердый Господь, в течение слишком двадцатитрехлетнего моего служения Ему, глаголал ко мне многочастно и многообразно... Не исчислить всего, чрез что и как глаголал ко мне Господь во все это время, но всегда и во всем один слышался глас Его: отвергнись себе, возьми крест свой и по Мне гряди ( Мф.16:24 ; Мк.8:34 ; Лк.9:23 ). Сей-то глас Божий о самоотвержении и кресте слышу вот я и ныне в первосвященническом о мне глаголе Вашем, Святители Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Живите просто, как ребенок на руках у своего отца» Архимандрит Иоанникий (Коцонис) Источник: Православие и современность      Как часто современному человеку не хватает простоты и как трудно бывает ее приобрести… Неоценимой помощью на этом пути для нас могут стать советы подвижников ХХ века. А кому-то помогут не меньше краткие истории из жизни людей, мысливших и поступавших по-настоящему просто. Несколько таких историй можно найти в книге архимандрита Иоанникия (Коцониса) «Афонский отечник», вышедшей в свет в 2014 году в издательстве Саратовской епархии. Один подвижник говорил: — Подвиг, ревность, чувство собственной нищеты, надежда (которая есть духовный кислород), утешение и вера делают наше преуспеяние постоянным. Не жалкий вид, вынужденное послушание и молитва через силу, не слезы и печаль, которая от диавола. Плакать о своих грехах с верой в любовь Божию — это хорошо. Но плакать потому, что этого хочет диавол,— этого я не допускаю. Часто диавол сокрушает человека отчаянием и выходит победителем. Но так нельзя. Живите просто, как ребенок на руках у своего отца. Доверие Богу есть постоянная молитва, имеющая добрые плоды. Отчаяние от диавола. Не говорите: «Что сейчас со мной случилось, того не переменишь», но предайте себя доверчиво Богу и твердо уповайте на Него. Старец сказал: — Я не занимался специально многими вопросами — знаю немного из святоотеческой мудрости и стараюсь применить…. Но вот что я понял: для человека не существует яда. Яд делается сладким, когда воспринимаешь его духовно. Мы часто видим, как кто-нибудь совершает грех. Но он сокрушается, по-настоящему кается, исповедуется и получает Божественное утешение. Если же кто не получает утешения, то должен понять — что его искушает изнутри, какой помысл, и тогда следует пойти и исповедать его духовнику, после чего придет утешение… Кто участвует в горе страдающего брата и сострадает ему, тот молится, просит, и Бог помогает ему. На Карулях — в самой безводной пустыне Святой Горы — был один подвижник, который для утешения и для защиты от змей и мышей имел котенка.

http://pravoslavie.ru/123072.html

При желании Вам мира, здравия и спасения вручаю себя со вверенною мне братиею Вашим святым молитвам и с нижайшим высокопочитанием пребыть честь имею Вашего Высокопреподобия нижайший слуга и сомолитвенник недостойный Строитель И Моисей 28 ноября 1835 Оптина Пустынь. Письмо 87 Ваше Высокопреподобие Достопочтеннейший Отец Архимандрит! Известясь от нашего сообитателя отца Иоанникия о Вашем отеческом приятствовании Его и оказанном участии в ходатайстве нашем о наделении землею 3 по Монаршей Милости к поддержанию монастырей жалуемой. Приняв сие Ваше Благодетельное усердие знаком Вашего к обители Благорасположения и Христианской любви, приношу Вашему Высокопреподобию мою и общебратственную покорнейшую Благодарность и всенижайше прошу ради Бога довершить с помощи ю Его оное Ваше Благодетельство, как личным Вашим ходатайством, так и наставлением Братии наших, где и у кого искать им в оном случае покровительства. В наделении сем землею пустынь имеет немалую нужду для упрочивания и надпредбудущее время в содержании Братства Благонадежным источником. Сим учините обители Ваше значительное Благодеяние, которое останется навсегда памятником для обитателей ея как нынешних, так и впредь имущих быть; да и пред Богом оное незабвенным пребудет. В надежде продолжения Вашей к нам о Господе любви и Благорасположения, вручая себя и вверенное мне Братство Вашим святым молитвам, с нижайшим моим Высокопочитанием пребыть честь имею Вашего Высокопреподобия Достопочтеннейшего Отца покорнейший слуга и сомолитвенник недостойный Строитель И. Моисей со всею о Христе Братиею. 11-го марта 1836 Оптина Пустынь. Письмо 88 Ваше Высокопреподобие Достопочтеннейший и Благодетельнейший Отец Архимандрит! Проходя служение мое в Начальстве, по силе моей старался быть полезным для обители и для обитающего в оной Братства, не ища здешней награды; не смею сказать, чтобы вполне мог успеть и достигнуть настоящей цели, токмо желание мое известно Испытующему сердца. Но начальству угодно было почтить меня наградою Игуменства. Я принял сие с Благоговейным чувством, однако и с опасением взыскания: Ему же дано будет много, много взыщется от него. Не титло достоинства спасти может на втором пришествии Христовом; оные часто бывают и преткновением; да еще некто от Святых любомудрствует, едва обретается в человецех мозий носити честь. Принеся Вам мою чувствительнейшую Благодарность за два писания Ваши и поздравление меня с сею наградою, всепокорнейше прошу возслать молитву Вашу к Небесному Владыке, да возмогу понести неосужденно сан сей, и в прохождении служения моего дарует мне Свою помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Кроме Осетии работа комиссии охватила также Дагестан (Дагестанская обл.), Ингушетию (Терская обл.) и Абхазию (Кутаисская губ.). Обращение горцев проходило с большим трудом. В письме Ермолову от 25 февраля 1822 года вл. Иона отметил, что " между горскими народами, окружающими Грузию, остаются в язычестве бассиане и ингуши " ; по отзывам миссионеров, они " склонны к принятию христианства, но боятся обиды от черкес, которые соседей их дигорцев и алагирцев (этнографические группы осетин. - ред.), восприявших св. крещение, притесняют за то " . Описывая ситуацию в Абхазии, Иона указал на массовую недавнюю исламизацию христианского населения региона и выразил надежду, что люди легко перейдут обратно в христианство. К ингушам была отправлена миссия (не принесла результатов), а Абхазия , как отметил в ответном письме Ермолов (21 марта 1822), прежде " нуждается в политическом успокоении " . Священство здесь было представлено архим. Иоанникием и протоиереем (имя неизв.), служившими в церкви в Соук-Су (ныне Лыхны), " ни в чьей не состоящими зависимости " и просившими Иону принять их " в свое ведомство " . По совету Ермолова Иона ввел их в подчинение архиереев Мегрелии, поскольку она наиболее близка территориально Абхазии . В начале 1830-х годов вопрос о назначении в Абхазию архиерея поставил абх. кн. Михаил Шарвашидзе; помимо религиозных соображений он привел также политические. По его мнению, христианизация населения значительно снизит связь жителей Абхазии с черкесами-мусульманами, " производящими вредные действия в его владении " . Трудности в христианской проповеди встретились и в случае с этнографическими группами грузин. Так, 21 февраля 1829 года митр. Иона писал гражданскому губернатору Тифлиса П. Д. Завилейскому, что хевсуры и пшавы часто возвращаются к исконным языческим обычаям: совершают браки и погребают " по идолопоклонническим обрядам… отнимая друг у друга жен, производят ссоры и кровопролитие "  была отправлена Исполнительная экспедиция верховного грузинского правительства, о результатах которой Паскевич писал митр.

http://drevo-info.ru/articles/27116.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010