Ревизор возлагал надежды по части исправления семинарии на ректора, иеромонаха Иоанникия, от которого, по его словам, можно было ожидать, что «упомянутые недостатки исправлены будут, как и до сего времени, по возможности, исправляемы были» 3360 . Вторая ревизия нашла, что «классы языков доводятся до хорошаго состояния и ученики обучаются оным прилежно» 3361 , но прежняя главная слабая сторона семинарского учения – сочинения по-прежнему оказывались неудовлетворительными 3362 . Кроме того, как бы взамен языков, теперь хромало преподавание математики и риторики. Преподавателем последней «без причин опущены были некоторые входящие в ея состав предметы»: именно, когда ревизор назначил некоторым ученикам написать «образец письма к родителям об окончании учебнаго года», то они отказались – на том основании, что «статьи о письмах не было им читано» 3363 . Причину замеченной неуспешности учеников ревизор опять нашёл не в учителях, которые, вообще говоря, все оказались, по его отчету, на своих местах 3364 , а в том, что «в предыдущие годы не исключали учеников из семинарии по причине ея малочисленности» и в результате оказалось «не малое количество глупых и безуспешных» 3365 . Впрочем, если судить по разрядным спискам учеников, то семинарское преподавание было удовлетворительно. По ведомости 1822 года из 22 учеников высшего отделения в первом разряде было 7 учеников, в среднем 5 из 19, в низшем 8 из 26. Правда, что и третий разряд за то оказывался значительным: в высшем и среднем отделениях по пяти человек, в низшем 6 3366 . В таком же почти отношении распределение по разрядам имеется и в ведомости 1830 года 3367 . Что касается нравственной стороны учеников в Минской семинарии, то по последнему отзыву ревизора (1830 года), она не оставляла желать ничего лучшего. «Кротость, повиновение начальству и прилежание в науках», – пишет ревизор в своём отчётё: «составляют преимущественную черту учеников Минской семинарии. К сему не мало способствует большей частью недостаточное состояние родителей и родственников, которые воспитывают их в бедности и смирении.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Если отпустят нас к половине мая, то немедленно отправлюсь на родину, а оттуда и в Москву, надеясь, что добрые мои благодетели и отцы не оставят меня в приюте (сутки на двои-трои). Считаю долгом моим принять благословение и от незабвенного ректора моего, Высокопреосвящ. Митрополита Иоанникия. Вероятно, он не будет гневаться на меня, что я не последовал его совету и не постригся в монашество. Всё же я служу Церкви Христовой и учу юношество Закону Божию. Да продлит Господь святые дни ваши, и да даст Вам —794— 1883 г. силы и крепости на вашем трудном святительском поприще!“ 27-го числа получил я письмо из Москвы от княгини Софьи Васильевны Мещерской 2469 . Она писала от 24-го числа: „Преосвященнейший Владыко! Давно хотела я писать Вам, чтобы просить молитв ваших о здравии моего бедного мужа. Увы, испытание, посланное всем нам Господом, продолжается. Первая болезнь почти миновала, но теперь Борис Васильевич 2470 страдает болью в печени, которая совсем истощает его силы. Доктора и их наука как бы бессильны. Одна моя надежда на Господа Бога; Он один может поражать и воздвигать с одра болезни, – только бы вера наша не оскудевала. Сестра моя Карамзина возобновила своё ходатайство перед её Величеством о заветном своём желании привлечь женские монастыри к составлению рассадников сестёр милосердия. Государыня Императрица приняла мысль эту с живым участием, передала её г. Обер-Прокурору Св. Синода, для исполнения по возможности. Преосвященный Нижегородский 2471 уже получил предложение передать проект этот мат. игуменьям Нижегородских монастырей. Семя брошено, – от Господа возрастить его, и тогда может быть и мы увидим ещё его плоды. Прошу Ваше Преосвященство верить в глубину моего уважения и преданности“. При письме приложен печатный листок следующего содержания: „Предположение о привлечении женских монастырей к составлению рассадников сестёр милосердия. Таким привлечением достигались бы следующие цели: 1) Сердобольный, тёплый уход в земских больницах за страдальцами и подача им духовных утешений, чего не могут дать обыкновенные сиделки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К рассвету весь вал был в наших руках и войска, перегруппировавшись, начали ещё более трудное дело – уничтожение турецких войск внутри города, так как последние, ожесточившись, отдавали каждый клочок земли только ценою смерти. Из всех защитников Измаила было убито 30860 человек и взято в плен 9 тыс. Мысль взять Измаил считалась безумием. Сами участники измаиловского штурма, глядя после – при дневном свете, – куда это им приходилось ночью взбираться и лезть, – сами не верили. И Суворов говорил, что на такой штурм можно пускаться только раз в жизни. Императрица писала, что другого подобного штурма в летописях военных она не знает. Турки, никак не ожидавшие взятия Измаила, впали в неописуемый ужас и оцепенение. На другой день было торжественное молебствие, которое служил герой – священник Полоцкого полка. Салютом из взятых орудий и благодарными речами А. В. Суворова к своим чудо-богатырям закончилось это торжество. Так пала последняя твердыня турок на Дунае. Путь к Балканам был открыт. И прав был священник Ф. Боголюбов, когда писал: «Твёрдая вера в Бога, крепкая надежда в Него, усердная молитва , низводя с неба невидимо помощь Божию, видимым образом сказывается в подъёме духа армии, в её мужестве и энергии. Знали это отцы и прадеды наши, знали – и говорили: «Кто боится Бога, тот неприятеля не боится». В самом деле, человек религиозный, всецело преданный Промыслу Божию, терпеливо переносит все лишения и испытания и спокойно – смело идёт навстречу всякой опасности. Для него не страшна сама смерть: «за веру святую, за Царя-Батюшку, за землю родную положу жизнь и душу: на то давал присягу», – в простоте сердца рассуждает Русский воин и безбоязненно вступает в бой с неприятелем». В годы Крымской войны 1853–1856 годов на плечи православного духовенства были возложены задачи разъяснения народу дипломатических усилий России, хода военных действий. Военное духовенство отвечало за «дух» армии. И в сложнейшей обстановке оно вело себя достойно своего призвания. Об этом говорят следующие факты. Иеромонах Иоанникий Добротворский с первых дней осады Севастополя постоянно был в траншеях, ежедневно обходил батареи с крестом в руках, вдохновляя солдат на подвиги. В ночь со 2 на 3 марта 1855 года в составе одного из батальонов Камчатского полка участвовал в ожесточённом бою, ободряя своим словом и примером солдат, тут же напутствовал умирающих, утешал и перевязывал раненых. Среди трупов вражеских солдат пастырь усмотрел офицера, притворившегося мёртвым, которого пленил и сдал военному начальству. За отличие и мужество иеромонах был награждён золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Время же в будущем сохранит народные нотации твоих превосходных дел, якоже всяк град и царство хранит своя истории, чтоб весь век сих не загладил. Что же более, аще присносущность дала негли ведение древности, чтоб не возгордилася власть немощи коея противу тебе, по да хранит тя и соблюдает на многа лета в сем благоцветном стоянии императорскаго величества, благодатно Божиею да узриши чада и чада чад, к благополучнейшему преемству императорскаго вашего величества в веки веков, и по сих да восприимете и присносущность. О Россие! He была ты никогда посещена толикими людми, толикими языки. От всех стран мира, яко же видети ныне, стекающеся с ревностию вси видети венчану благочестивейшую великую государыню нашу императрицу Екатерину Алексеевну. Но между иными, кои со тщанием стекающеся пришли хваляще и удивляющеся превеликой славе твоей поклонитися тебе не толико внегда приклонили до земли главы своя, елико паче честь получили себе, что попущено им тебе похвалити, преходящей в таковом подлозе чести, и к тому, кой чтит, пришел и я на такое время, оставя леса монастыря моего. И хотя я размышлял в себе беседовати молча, понеже не чаял внити в глубочайшую пучину похвал славы твоя, однакож без никакой моей надежди, самое подлежащее отверзло уста моя, и доволно дало мне словес, и тако склоних ум мой опыт сотворити, и что не может совершити опыт единыя великия истины, и единаго жарчайшаго хотения. Хотя я и не говорил, понеже был во все сие время вне себе со удивлением размышляя великое множество похвал твоих; и сего ради возжелах наипаче, чтоб я имел много очей видети славу императорскаго твоего величества, как имел очи Аргос, много ушей, как имела Фама, чтоб мог слышати тебе, много языков, как имел Пюрг (башня) в Вавилоне, чтобы возмогл я говорить о твоем величестве, и много рук, как имел Вриарей, чтоб возмог я писать славы твоя; но понеже таковая дарования мне не далися от Бога, как я желал, да благоугодно явится вашему императорскому величеству сей малейший дар труда жарчайшаго моего хотения, и да возвеличит его свободностию вашего императорскаго величества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioannikij-i-So...

И меня не забыли среди этого торжества, и я почтен великою, необыкновенною в моем положении наградою. Дай Бог здравствовать и долгоденствовать Царю и всем, иже во власти суть, за их великое внимание к стоящим вдали и на низших ступенях иерархической лествицы! От трудов при коронации Вы, конечно, отправитесь для новых трудов в Синод. И в Питере желаю Вам счастливых успехов по делам Синода и вне его. На Вас Муром взирает с особенною надеждою. Уже четыре года написан известным А.Ф. Ковалевским акафист Муром. Угодникам Петру и Февронии, исправлен другими, нужна только санкция Св. Синода. Вам, как служившему, при Муром. соборе, предстоим особая честь содействовать утверждению или разрешению этого акафиста для употребления. Прошу Вас от лица всех Муром. граждан и чтителей Чудотворцев пересмотреть акафист, внес его в Св. Синод прямо от себя или чрез тамошнюю цензуру и утешить нас резолющею. Время летнего заседания в Синоде самое благоприятное для проведения акафиста… Представляю при сем этот акафист в распоряжение Вашего Высокопреосвященства; посылаю остальные письма владыке к преосв. Евсевию. Есть, впрочем, много писем к преосв. Евсевию, которые я и сам не читал и оставил у брата, Троице-Вишняковского протоиерея Феофилакта Ив. Кротона 974 . Если угодно перелистовать их (б.ч. официальные), потрудитесь послать к нему своего келейника и моим именем истребовать от него. Один из Могилевских хотел бы напечатать все письма архиереев к преосв. Евсевию 975 и просить меня прислать их, но я не решусь передавать того что обещано мною Моск. Обществу Любителей Дух. Просвещения, некоторые же письма и опубликовать нельзя, как Вы сами, изволили заметить. Время не пришло. Празднуя настоящую коронацию, Вы, вероятно, записали все примечательное и внесете в свою хронику. Это будет прекрасным дополнением к описанию прежней коронации Вами изданному. Испрашивая себе ваших св. молитв имею честь быть»… В 3 часа обедал у старого знакомого купца Н.А. Молодцова.. От него проехал на Арбат к Николоявленскому протоиерею С. И. Зернову. Пил у него чай и слышал между прочим, рассказ его о взаимных неприятных сношениях митр. Иоанникия и Харьковского еп. Амвросия, накануне освящения храма Христа Спасителя, по поводу речи последнего, (т. е. Амвросия), приготовленной для произношения при этом торжественном случае Митрополит требовал себе речь, а речь не была еще переписана.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Дух Святой украшает всё. И глаза слезами, и тело красотой, и сердца страхом Божиим, и ум мудростью, и совесть угрызениями, и душу тоской по раю. Он украшает небо ангелами, вселенную звездами, воздух облаками, траву зеленью, горы родниками, всю природу цветами, пшеницей, неисчислимой живностью. Дух Святой хранит всё. И народы от войны. И людей от ненависти и всяких грехов. Он хранит звезды небесные и души человеческие. Он хранит дома от раздоров, тела от болезней, души от бесов. Повсюду ставит ангелов хранителей. Дух Святой подает великим милость, малым – покорность, больным – терпение. Он дает матерям любовь к детям и детям – любовь к родителям. Он дает христианам послушание Церкви. Он дает мужество мученикам, радость преподобным, надежду искушаемым. Он дает слезы глазам, кротость сердцам, разумение уму, нежность душе, крепость телу. Дух Святой раждает, растит, просвещает, дождит, омывает, умудряет и хранит. Он осеняет хорошее, пожигает плохое, отрезает гнилое, утешает сердца разбитые, собирает души рассеянные. Всё делает, всё растит, всё совершенствует Дух Святой. Возлюбленные верующие! Архимандрит Иоанникий (Бэлан) Дух Святой есть сила Божия в мире. Дух Святой есть жизнь и упование спасения нашего. Без Него ни один человек не может быть христианином, не может стяжать жизнь вечную. Он дается каждому человеку в Крещении, через таинство помазания святым и великим миром, которое есть печать Духа Святого. Вспомоществуемый добрыми делами христианина, Дух Святой возрастает, умножается в сердце его, наполняя его Божественными дарами. В особенности обновляется Дух Святой в человеке истинным покаянием, молитвой и более всего принятием Пречистых Таин Христовых. Дух Святой сохраняется в сердце человека чистой жизнью, беспорочной, приумножается смирением, обнаруживается молитвой, совершенствуется Божественной любовью. Он проявляется в нас дарами душевными и телесными, прославляется в нас таинственными чудесами, проповедуется нами словом живым и жизнью духовной. Напротив, Дух Святой в нас опечаливается деланием греха, отгоняется от душ наших привыканием всяким смертным грехам, особенно блуду и гордыне. Совсем изгоняется из сердец наших неверием, хулой и отчаянием, от которых да сохранит нас благодать Пресвятого Духа.

http://pravoslavie.ru/79629.html

Ар. Иоанникий 8 октября 1858 г. Варвара Ильинична! Добрые матери И. Клеопатра и К. Рафаила пишут ко мне, что София Ильинична под руководством внимательной старицы Макарии видимо успевает в прохождении монастырской жизни и много еще успеет, если будет ей повиноваться с полною доверчивостью к ее умным распоряжениям, заимствуемым от опыта духовной жизни. Слава Богу! По-видимому, она нашла добрую кормчую, и, есть надежда, что плавание ее корабля будет благополучным, если не попрепятствуют ему на пути волны мира сего. Будем же молиться о ней Царице Небесной, чтобы Она в добром сем деле благопоспешила ей. В обстоятельстве, случившемся на сих днях в вашем доме, ничего нет особенного. О случае сем и от оного происшедшем впечатлении я рассказал старцу о. Анатолию, которому местность вашего дома коротко известна, и просил его истолковать, отчего ель, стоявшая возле комнат, пала внезапно. На этот вопрос старец отвечал мне так: «Здесь нет ничего необыкновенного. Ель была старая, и надобно же ей было когда-нибудь упасть. К тому же прошедшие ночи ветер дул сильный и помог ей свалиться без труда; приписывать же этому событию другое значение не следует, дабы не впасть в суеверие». Такое истолкование старца по сему предмету мне нравится, и я оное передаю вам для того, чтобы вас успокоить, ибо оно вполне справедливо. В самом деле, если принимать все случаи, какие бывают в жизни, за знак какого-либо несчастья или смерти, то мы каждый раз должны тревожиться и ждать последствий в томительном понурении напрасно; а сколько в жизни таких и подобных сему случаев бывает? Уж если на этот раз думать о чем, то думать и благодарить должно всеблагого Бога за спасительный Его промысл, рука Которого видимо отклонила от дому несчастье, какое мог бы произвести удар при падении на оный дерева. Будем же Ему благодарны и Его Св. воле покорны. Тогда и смерть нас не устрашит. За присылку чая усерднейше благодарю. Мне этот подарок и совестно было принять, как ничем не заслуженный; но усердие усердствующей превозмогло. Да вознаградит ее Господь за этот дар!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так, старец архимандрит Иоанникий совершенствовался в добродетелях жизни подвижнической; и Господь не оставлял его без Своего покрова, но в ободрении и подкреплении его на пути подвигов не раз сподоблял его чудесно. Однажды старец задумался об участи своего покойного отца; ему хотелось узнать, имеет ли он надежду на получение блаженства в вечности. Помыслив об этом, он стал усердно молиться Господу. После молитвы, во сне ему представилось следующее: он вдруг оказался в каком-то прекрасном месте; пред ним расстилалась низменная равнина с разнородной красотой растений; к востоку возвышалась небольшая покатость, на которой был расположен прекрасный сад. Посреди сада стоял величественный дом, но еще неотделанный: в нем не было ни окон, ни дверей. Проходя мимо дома, он увидел в нем своего покойного отца, который подозвал его к окну и сказал: «сын мой! ты строил этот дом для себя; но с того времени, как ты подарил его мне, он мне принадлежит. А ты теперь начинай для себя строить другой!» Вскоре архимандрит Иоанникий убедился, что это знаменательное сновидение было не без значения для него. На третий день после сновидения его пригласил к себе настоятель пустыни игумен Евстратий. Этот игумен был сам по себе прост, но в характере своем имел некоторые странности. Между прочим, он страстно любил производить постройки. Поэтому он постоянно нуждался в деньгах. Полагая, что архимандрит Иоанникий имеет большие деньги, он предложил ему пожертвовать на обитель пять тысяч рублей. Когда архимандрит объявил, что у него нет не только пяти тысяч, но даже не имеется и на свои келейные нужды, – игумен Евстратий вообразил, что тот не хочет дать, и, разразившись против него гневом, начал укорять его, обзывая «тунеядцем», «дурноедом» и проч., и грозил выгнать его из Глинской пустыни. Возвратясь в свою келлию, архимандрит Иоанникий благодарил Господа за то, что он услышал его молитву за отца. Видимо было для него, что материал для постройки другого дома, взамен отданного Иоанникием своему отцу, предлагался; нужно было только с терпением взяться за его созидание. Поэтому архимандрит Иоанникий приготовился с терпением и любовью переносить все оскорбления, какие имели быть ему нанесены Божием попущением, для его же пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Немногочисленные свидетельства о пастырской деятельности М. относятся прежде всего к Киеву. Здесь по его приказу было разобрано здание кафедрального костела. Одновременно он сумел получить значительные суммы денег для ремонта Софийского собора. Сохранились фрагменты его переписки в связи с этими работами с киевским полковником В. Ф. Дворецким. Продолжало работать училище при Киево-Братском в честь Богоявления монастыре . Его ректор Иоанникий (Галятовский) вступил в конфликт с М. и уехал на Правобережье, новым ректором в 1665 г. стал Варлаам (Ясинский) . Другой проблемой, в решение которой был вовлечен М. в нач. 60-х гг. XVII в., был вопрос о том, кто будет гетманом Левобережной Украины после перехода на сторону Речи Посполитой гетмана Ю. Б. Хмельницкого. Претендентами были переяславский полковник (и наказной гетман) Я. С. Сомко и нежинский полковник В. Н. Золотаренко, бывший патрон М. Первоначально в споре претендентов М. занимал нейтральную позицию, но в февр. 1662 г. в Киеве с участием М. собрались сторонники В. Н. Золотаренко и обратились к царю с просьбой созвать раду для избрания гетмана с участием запорожцев, что было очевидным отступлением от существовавшей практики. Царь ответил согласием и поручил созвать такую раду кн. Г. Г. Ромодановскому. Не дожидаясь этого, Сомко в марте 1662 г. созвал раду в Козельце, на которой был избран гетманом, а М. привел его к присяге. В дальнейшем, однако, и М., и В. Н. Золотаренко утверждали, что Сомко добился такого решения насилием, и обвиняли его в подозрительных контактах с Ю. Б. Хмельницким и татарами. В результате решения этой рады царь не подтвердил. Отношения между Сомко и М. резко ухудшились. Сомко добивался, чтобы кто-нибудь другой стал местоблюстителем митрополии, т. к. М. «смуту учинил и войско его не любят» (АЮЗР. Т. 5. 56. С. 118). По-видимому, первоначально предполагалось, что с помощью запорожцев удастся добиться избрания В. Н. Золотаренко, но со временем наметилось сближение между М. и главой Запорожской Сечи кошевым атаманом И. М. Брюховецким. Сохранились письма атамана к М. от апр. 1662 г., содержавшие резкие выпады против казацкой старшины - «панов городовых», которые «землю пустошат» и присваивают себе все доходы. Брюховецкий выражал надежду, что будет «порядок путный и обереженье всякое... а которые под панами полковниками маетности и мельницы есть, и те б доходы чтоб до скарбу войскового шли» (Там же. 46. С. 101). Он просил М. убедить царя принять соответствующие решения. Эти предложения повторяли мысли, высказанные в письмах М. к Ртищеву, а Брюховецкий казался человеком, способным их осуществить. Одновременно были полностью разорваны отношения с Сомко. Царскому посланцу Ф. А. Лодыженскому М. говорил, что из-за Сомко он не может ехать в Киев и будет ждать созыва новой рады в Гадяче, где собирались запорожцы. В эти годы М. получал значительную финансовую помощь из Москвы: при выезде в Киев - 6100 р., в 1662 г.- 1000 р. на хлеб и 3050 р.

http://pravenc.ru/text/2563126.html

А.Н. Надеждин 75-тилетие с. -петербургской семинарии 1 марта 1884 года исполнилось 75 лет, со времени открытия спб. духовной семинарии на основаниях всеобщей и коренной реформы духовных училищ 1808 года. На таких основаниях петербургская семинария открыта первая, так же как и петербургская духовная академия; в других семинариях реформа вводилась не ранее, как спустя 5 лет после того, т. е. по окончании 1-го курса спб. академии в 1814 году. Семидесятипятилетие свое семинария, по определению правления, с разрешения Высокопреосвященного митрополита, отпраздновала особым торжеством. В воскресенье 4 марта, после архиерейского священнослужения, устроен был акт в одном из классов. Акт происходит под председательством самого Высокопреосвященного митрополита Исидора, в присутствии членов св. Синода, некоторых чиновников духовного ведомства и многих почетных гостей, большею частию из бывших воспитанников, или наставников спб. семинарии. Семинарской корпорации особенно утешительно было видеть своим гостем Владыку митрополита, весьма давно неудостоивавшего семинарию своим посещением. На акте читал историческую записку о спб. семинарии преподаватель гражданской истории, им составленную и потом напечатанную в «Христ. чтении» (1884 г. 5–6); секретарь сообщил сведения о спб. семинарии к 1-му марта 1884 г., с кратким извлечением из отчета за минувший учебный год; о. ректор читал телеграммы и письма, полученные к этому дню от разных лиц, большею частью преосв. архиереев; синодальный обер-прокурор К. П Победоносцев так же почтил семинарию письмом своим, на имя ректора, в котором высказывал сожаление, что по болезни «должен отказать себе в удовольствии присутствовать на (семинарском) торжестве». Подробности празднования описаны в особой брошюр, изданной семин. правлением в память 75-летия семинарии. Год 75-летия спб. семинарии ознаменован еще важным в семинарской жизни событием, это – изданием нового устава дух. семинарий, Высочайше утвержденного 22 авг. 1884 года. Особенности этого устава, весьма быстро составленного комиссией, под председательством московского митрополита Иоанникия, заключаются в следующем: выборное начало отменено, состав правления сокращен, власть епархиального архиерея над семинарией увеличена, так же как и начальственный авторитета ректора; классические языки и математика ослаблены, новые языки сделаны необязательными, словесность и русская история несколько усилены, богословские науки увеличены в числе и раздроблены по всему семин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010