Итак, воспевайте псалмы вместо плача, чтобы вместо плача, (это) было вам в благословение». 6. Говоря это, Мария позвала всех близких Ея, и сказала им: «Востав, молитеся». И помолившись, они сели, обсуждая между собою величие Божие и знамения, которые Он сотворил. И в то время, как они беседовали, явился Апостол Иоанн, и постучал в двери, и, отворив, вошел. Когда же Мария его увидела, (Она) возмутилась духом, и вздохнув, заплакала, и воскликнула громким голосом, говоря: «Чадо Иоанне, не забудь слова, которые Учитель тебе заповедал о Мне, когда Я оплакивала Его на Кресте, говоря: Ты уходишь, Сыне Мой, и кому Меня оставляешь, и с кем Я буду жить? И, Он сказал Мне, в то время, как ты присутствовал и слышал: «Иоанн – тот, кто будет заботиться о Тебе». Ныне, чадо, не забудь заповеданного тебе касательно Меня, и вспомни, как Я тебя любила больше, чем всех Апостолов. Вспомни, что ты возлежал на груди Его более, чем прочие. Помяни, что тебе единому Он сказал тайну, возлежащему на груди Его, которую никто не знал, кроме Меня и тебя, ибо ты девственник и избранный; Он не восхотел и Меня огорчить, ибо Я была Обиталищем Его. Ибо Я сказала Ему: «Скажи Мне то, что Ты сказал Иоанну». И Он сообщил тебе, и Мне дал участие (в тайне). Ныне же, чадо Иоанне, не оставляй Меня». Говоря это, Мария заплакала тихим гласом. Иоанн же не сдержался, так что дух его возмутился, и он не знал, что сказать Ей: ибо он еще не знал, что Она выйдет из тела. Тогда (он) сказал Ей: «Мария, Мати Господня, что Ты желаешь, чтобы я сделал для Тебя? Вот, я отпустил к Тебе моего слугу 10 , чтобы он приносил Тебе пищу. Ты не хочешь, чтобы я преступил заповедь Господа моего, которую Он заповедал мне, говоря: «Обходи весь мир, пока грех не будет уничтожен». Ныне же, поведай мне скорбь Твоей души. Не имеешь ли Ты в чем-нибудь недостатка?» И сказала ему Мария: «чадо Иоанне, Я ни в чем не имею недостатка из того, что в этом мире, но так-как после завтра Я изыду из тела, Я прошу тебя, сотвори в отношении Меня человеколюбие, и позаботься о Моем теле, и пусть оно одно будет положено во гроб, и сохрани его с братиями твоими, Апостолами, по причине первосвященников.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Каждое из этих мнений имеет свою долю правды, но ни одно из них, взятое в отдельности, не может быть признало положительно верным и всем им недостает начала, из которого бы с историческою необходимостью вытекали они. Такое начало предлагает нам Евангелие в тех местах, где изображает нам деятельность И. Христа, наглядно выражая соответствие ее с деятельностью Иоанна Крестителя. В евангелии Матфея говорится об Иоанне: «в те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне иудейской и говорит: покайтеся, ибо приближилось царство небесное» 32 . Тоже самое почти буквально говорится о Христе: «с того времени (т. е. после своего крещения) Иисус начал проповедовать и говорить: покайтеся, ибо приближилось царство небесное». Проповедь И. Христа таким образом, как и проповедь Иоанна была проповедью покаяния. Такое согласие замечается не только в учении, но и в отношении крещения. «Тогда выходили к нему – говорится об Иоанне – и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» 33 . Об И. Христе у ев. Луки также говорится: И весь народ слышавши Его и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым. А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе не крестившись от него (т. е. учеников Его) 34 . Такая параллель между деятельностью Иоанна и И. Христа дает основание к следующему решению вопроса о происхождении христианского крещения – решению самому простому и на наш взгляд самому естественному. В первое время проповеди Христовой продолжалось еще крещение Иоанново, преподаваемое учениками И. Христа; и это тем скорее могло быть, что Он освятил его собственною личностью, и что оно по цели и назначению вполне согласовалось с намерением Спасителя. Оно было посвящением для царства небесного и существенного различия не могло быть в том, крестил ли Иоанн в грядущего, о котором Сам Он говорил иудеям, что Он уже среди их находится 35 , или ученики И. Христа, требовавшие веры в Того, Которого Иоанн торжественно указал как ожидаемого… Крещение это ограничивалось только иудеями. Это видно из того, что при Иоанновом крещении требовалось прежде всего покаяние, которое в той форме, в какой требовалось, могло быть обязательно только для иудеев. И отзыв И. Христа об Иоанне и обращение к нему ( Mamф. XI, 7 . и д. и Лyk. VII, 22 и д.) показывают, что дело Иоанна могло простираться только на иудеев. При том, при тщательности, с какою новозаветные писатели сообщают все, что касается этого предмета, наверное не осталось бы не замеченным если бы уже тогда язычники получили доступ в общество чад Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Мессианские пророчества О Предтече Господнем (3:1): «Вот, Я пошлю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел Завета, которого вы желаете». Ангел, приготовляющий путь Господу, Предтеча Господень, предсказанный Исаией как «глас вопиющего в пустыне» ( Ис. 40 ), Мессия назван в пророчестве «Господом» и «Ангелом Завета» в смысле вестника воли Триипостасного Бога. Это пророчество, как предсказание об Иоанне Крестителе и Предтече Христа при водится у евангелистов-синоптиков ( Мф.2:10 ; Мк.1:2 ; Лк.2:27 ). Далее говорится, что это пришествие Мессии будет в «день Господень», т.е. оно не даст иудеям никаких внешних преимуществ, но будет сопровождаться судом. «День Господень» будет как огонь, переплавляющий золото и серебро, и как щелок очищающий. Господь обличит и накажет чародеев, прелюбодеев, ложно клянущихся, удерживающих плату у работающих, притесняющих вдов и сирот и помилует всех, боящихся Господа. В стихах 4:5–6 пророк вторично предсказывает явление вестника пришествия Господа: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришел и не поразил земли проклятием». Толкование этого пророчества основывается на свидетельствах синоптических Евангелий и Откр.11:3–13 . Евангелисты – синоптики, указывая, что в пророчестве этом говорится об Иоанне Предтече ( Лк.1:17 ; Мф.17:10 ; Мк.9:11 ), отмечают, что Иоанн придет «в духе и силе Илии» приготовить путь для евангельского служения Господа. Действительное же и личное пришествие пророка Илии, согласно толкованиям святых отцов и верованию всей Церкви ожидается перед вторым пришествием Господним. Церковное учение об этом запечатлено в тропаре пророку Илие, где он называется «вторым предтечей пришествия Христова». Книгой пророка Малахии заканчиваются пророческие книги, а вместе с тем и все канонические книги. Ветхозаветные пророчества оканчиваются тем, чем начинается Евангелие – повествованием об Иоанне Крестителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Мир живет внешним, христианин – внутренним. Когда человек мира желает быть физически сильным и здоровым, он следит за питанием и образом жизни, без труда отказывается от того, что вредно, изнуряет свое тело гимнастикой. Христианин больше телесного здоровья ценит здоровье души и силе физической предпочитает силу духа. И в деле собирания духовных сил, духовного здоровья не обойтись без поста так же, как спортсмену – без упражнений. Говоря людям об Иоанне Крестителе, Господь спрашивает их: «Кого смотреть ходили вы в пустыню, трость ли, ветром колеблемую?» Вопрос был, конечно, риторическим. Потому и шли к Иоанну, что не был он «тростью, ветром колеблемою». Мы тоже порой ощущаем себя не тростью ветром колеблемой. Но не потому, что тверды, а потому что ветра еще настоящего не было. А вот когда задует, посмотрим, что мы за трости. И как же не хочется быть слабым, непрочным, как хочется крепости духа, уверенности, непоколебимости! Потому и тянулись к Иоанну, потому и мы тянемся к людям цельным и сильным, надеясь, что рядом с ними и сами хоть немного утвердимся. Найти такого человека, сблизиться с ним – большая жизненная удача. Но случается это редко и очень рассчитывать на такую удачу не стоит. В конце концов, у нас у всех есть Иисус Христос, общаться с Ним все мы можем и не только сблизиться, а более того – соединиться, стать одним целым. «Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь во Мне пребывает и я в Нем» (Ин.6:56). Но вернемся к разговору об Иоанне Крестителе. Указав людям на его твердость, Господь продолжает спрашивать, видели ли они в Иоанне «человека, одетого в мягкие одежды» (Мтф.11:8). Конечно, нет! О том, в какие одежды был одет Иоанн Креститель, знали все. Да и не в одеждах дело. Все понимали, что выражение «мягкие одежды» означает не то, во что одет был пророк. «Мягкие одежды» – это комфортная жизнь. К такой жизни всегда стремится какая-то часть нашей души. Но это не лучшая часть. Чем приятнее и комфортнее жизнь, тем мы слабее, тем легче даже слабому ветерку согнуть нас.

http://pravmir.ru/apostolskiy-post/

Мф.11:4—5.   И отвещав Иисус рече има: шедша возвестита Иоаннови, яже слышита и видита: слепии прозирают и хромии ходят, прокаженнии очищаются и глусии слышат, мертвии востают и нищии благовествуют» . И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; Смотри, как Он ответил не на придуманный вопрос их, а на действительную причину, по которой они были присланы. Благовествующими нищими назвал апостолов: ибо кто беднее рыбаря? Мф.11:6.   И блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне . и блажен, кто не соблазнится о Мне. Это сказал в особенности ради учеников Иоанна, открывая им тайну их сердца и показывая, что не скрылось от Него и то, когда они соблазнялись тем, что Он ел с мытарями и грешниками (Мф. 9:14), и когда они открыто упрекали Его прежде в чревоугодии пред учениками Его, как сказано в девятой главе. Мф.11:7.   Тема же исходящема, начат Иисус народом глаголати о Иоанне . Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне:… Те, исправленные (в своем заблуждени11), ушли. Почему же Он не говорил об Иоанне в их присутствии? Дабы не показалось, что Он льстит Иоанну. Мф.11:7.   Чесо изыдосте в пустыню видети; трость ли ветром колеблему . что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?: Народ, услышав вопрос Иоанна и не зная его цели, был смущен: каким образом тот, который высказал столько, и столь великих, свидетельств о Христе, теперь сомневается; народ подозревал, что Иоанн переменился. Зная это, Христос врачует такое подозрение, показывая вместе с тем, что Он — сердцеведец. Желая пристыдить, Он говорит с упреком: «чесо изыдосте в пустыню видети; трость ли ветром колеблему?» т. е. легкомысленного ли и непостоянного человека и подобно тростнику колеблющуюся мысль, — как вы думаете теперь, — или скорее наоборот — постоянного и твердого более, чем скала, как свидетельствовало о том ваше внимание к нему тогда и стечение?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

– «Он есть Илия» и пр.: великий пророк, который взят был на огненной колеснице на небо ( 4Цар.2:11 ). Пророк Малахия предсказывал ( Мал.4:5,6 ), что Илия будет послан пред лицом Мессии, чтобы приготовить Ему путь. Это конечно не значило, что сам ветхозаветный Илия должен явиться, а подобный оному Илие, или, как говорится в Евангелии от Луки, человек с «духом и силою Илии» ( Лк.1:17 ). Но это пророчество было понято иудеями в собственном смысле; они ожидали самого Илию, Иеремию и некоторых других пророков, которые приготовят путь Мессии ( Мф.16:14, 17:10 ; Ин.1:21 ). Господь объясняет истинный смысл пророчества, указывая Илию в Иоанне, и так как это до такой степени противоречило убеждению иудеев, что могло показаться им совершенно невероятным, – то Он и предваряет это объяснение речью: «если хотите принять». Мф.11:15 . Кто имеет уши слышать, да слышит! «Кто имеет уши» и пр.: Господь часто пользуется этим выражением. Кажется, оно было народной пословицей или обычным выражением народных учителей – раввинов и означало, что должно слушателям быть особенно внимательными к словам, которые сим выражением предваряются или сопровождаются. Поскольку Господь особенно высокое значение придавал своей речи об Иоанне, то Он и заключает ее призванием к внимательности: пусть тот между вами, кто способен понимать не для всех понятный смысл некоторых событий и значение некоторых лиц, пусть будет внимателен, пусть вникает и поймет! Мф.11:16–17 . Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. «Кому уподоблю род сей»: от речи о великом Иоанне и высоком его служении Спаситель обращается к изображению отношений народа к Иоанну и Себе, указывая, как этот род строптивый (в массе) не довольствовался ни служением Иоанна, ни делами Христовыми. Господь уподобляет современное поколение ( γενε) иудеев детям, жалующимся на своих товарищей за то, что эти товарищи не присоединяются к их играм, ни веселым, ни печальным, и укоряют их за то.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Подробнее о святом Иоанне Лествичнике и его «Лествице» читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения Тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 1: Пустынный житель и в телеси Ангел/и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./Слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Перевод: Житель пустыни — ты и Ангел во плоти, и чудотворцем стал, Богоносный отец наш, Иоанн. Постом, бдением, молитвой приняв небесные дарования, исцеляешь больных и души приходящих к тебе с верой. Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеление. Кондак преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 4: На высоте Господь воздержания истинна тя положи,/якоже звезду нелестную, световодящую концы,//наставниче Иоанне, отче наш. Перевод: На высоте воздержания Господь поставил тебя, наставник и отец наш Иоанн, как истинную неподвижную звезду, к свету ведущую концы земли. В воскресенье 14 апреля служат литургию святителя Василия Великого. Это один из десяти дней в году, когда совершается такое богослужение. Подробно об особенностях редкой литургии читайте в нашем материале . Отличительной чертой наступающей недели становится богослужение в среду — 17 апреля, вечер которой называется «стояние Марии Египетской» . В храмах прочитывается канон преподобного Андрея Критского целиком, а также житие святой Марии Египетской. В этот уникальный вечер православные христиане стараются попасть в храм. Чтение Евангелия: Евангелие от Марка, глава 9 стихи 17–31 Читать отрывок 17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. 19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

http://foma.ru/nedelja-chetvertaja-velik...

Спирит : Оставив в стороне и этот вопрос, хотел бы побеседовать с тобой о реинкарнации, которая называется также перевоплощением, или переселением душ. Мы знаем, что она отвергается вами, а между тем Священное Писание подтверждает ее. Так, оно ясно говорит о реинкарнации Илии в Иоанне Крестителе, ибо ангел возвестил об Иоанне, что он будет Предтечей Господа в духе и силе Илии ( Лк.1:17 ). И Иисус сказал о нем, что он есть Илия, которому должно придти ( Мф.11:14 ), или, другими словами, тот, чье перевоплощение предсказано в пророчествах, например у Малахии (см.: Мал.3:1–4 ). В другой раз Иисус отождествил обоих пророков, когда сказал ученикам, что Илия в лице Иоанна явился вторично, хотя и остался неузнанным: говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели... Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе ( Мф.17:10–13 ). Итак, Иоанн Креститель это Илия перевоплотившийся, или заново родившийся на земле. И, наконец, есть примеры возьмем хотя бы ночную беседу с Никодимом (см.: Ин.3:3–7 ), когда Иисус говорит о «новом рождении» (то есть, опять-таки, о реинкарнации) прямо, а не иносказательно. Священник : Верно, что у пророка Малахии предвозвещено второе явление Илии. Но исполнение этого пророчества ожидается пред наступлением дня Господня, великого и страшного ( Мал.4:5 ), то есть перед концом света, и, стало быть, не может одновременно относиться к дням земной жизни святого Иоанна Крестителя. Также и слова ангела, что Иоанн предыдет Господу в духе и силе Илии ( Лк.1:17 ), не означают, что он перевоплотившийся Илия, но что он уподобится Илии проповедью покаяния, ревностью о Боге, подвигами веры и самоотречения. Равным образом нельзя буквально понимать слова Господа об уже совершившемся пришествии Илии, как и пояснение евангелиста, что они относились к Иоанну (см.: Мф.11:14; 17:10–13 ). Это со всей ясностью доказывает отрицательный ответ Иоанна на вопрошение священников и левитов, не Илия ли он (см.: Ин.1:21 ). Будь Иоанн «реинкарнацией Илии», он не стал бы отрицать то, о чем, по вашему мнению, свидетельствовал Сам Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Тогда именно, сказано у пророка, “изыдите и взыграйте, якоже тельцы от уз разрешени”, потому что освобождены от греховных уз» т. 30, с. 144]. Говоря же о последнем стихе, он замечает: «так пеплом стал богатый для Лазаря» [там же, с. 145]. И, наконец, завершающие слова книги: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5-6). Эти слова в Новом Завете относятся к Иоанну Предтече. Книга пророка Малахии – это самая последняя каноническая книга Ветхого Завета. Мы видим, что Ветхий Завет оканчивается на той самой точке, с которой впоследствии начинается повествование новозаветное – на проповеди Иоанна Предтечи. Помните, ученики спрашивали: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:10-13). Но, тем не менее, все-таки говорится конкретно, что будет послан Илия. Об Иоанне же говорится, что он «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1:17). Поэтому сам пророк Илия (как вы помните, он не вкусил смерти) явится перед вторым пришествием Спасителя для того, чтобы проповедовать покаяние. Последняя книга Ветхого Завета в своем пророчестве об Иоанне Предтече, пророчестве о пришествии Христа в храм Свой поставляет нас уже на пороге Нового Завета. И на этом умолкает глас пророческий. Господь все сказал, возможная для Ветхого Завета полнота откровения дана, и Иерусалиму осталось только узнать «день посещения своего» (Лк. 19:44). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431597/

1 . Захария, исполненный Святого Духа, изрек два пророчества: первое – о Христе, второе – об Иоанне. Это ясно видно из его слов. Он говорит о Спасителе так, словно Он уже присутствует и действует в мире; затем он говорит об Иоанне. «И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» ( Лк.1:68 ). Ибо, когда Бог посетил Свой народ, желая избавить его, «пребыла Мария с нею [Елисаветой] около трех месяцев», после того, как ангел говорил с Ней. Некой непостижимой силой Спаситель Своим присутствием наставил не только Иоанна, как мы уже сказали, но также, как об этом свидетельствует Евангелие, и Захарию. 2 . В течение этих трех месяцев Захария постоянно получал духовную пищу от Духа Святого и неосознанно научался, а затем изрек пророчество о Христе, сказав: «Посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида» ( Лк. 1:65 ), ибо Христос «родился от семени Давидова по плоти» ( Рим. 1:3 ). Он воистину стал «рог спасения нам в дому Давида» ( Лк. 1:69 ), и следующая фраза подтверждает это: «У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы» ( Ис. 5:1 ) 2 . Так на какой вершине он был посажен? На Христе Иисусе, о Котором в Писании сказано: «И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих» ( Лк.1:65 ). 3 . «Спасет нас от врагов наших». Не следует думать, что речь идет о телесных врагах, – скорее о духовных. Ибо Господь Иисус, «сильный в брани» ( Пс.23:8 ), пришел, чтобы сокрушить всех наших врагов, избавить нас от их козней и спасти «нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас» ( Лк.1:71 ). И «сотворит милость с отцами нашими» ( Лк. 1:72 ). Я полагаю, что когда пришел Господь и Спаситель наш, то осияла благодать Божия на Авраама, Исаака и Иакова. Ибо трудно поверить, что те, которые еще раньше видели Его день и возрадовались, позднее не получили никакой пользы, когда Он пришел, родившись от Девы. И почему я говорю о патриархах? Я, следуя за авторитетом Евангелий, смело восхожу в высшие области, ибо присутствие Господа Иисуса и Его владычество благотворно повлияло не только на земное, но и на небесное. Поэтому и Апостол говорит: «Чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:20 ). Но если присутствие Господа благотворно сказалось на земле и на небе, почему ты боишься сказать, что Его пришествие также принесло еще большую пользу тем, на ком исполнилось сказанное в Писании: «Сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которой клялся Он Аврааму, отцу нашему» ( Лк.1:72–73 ), и дарует нам избавление «небоязненно… от руки врагов наших» ( Лк.1:74 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010