Но все это конечно далеко не совсем надежные свидетельства о том, что вера в появление мессианской звезды была распространена не только в среде талмудического иудейства, но и в более раннее время. Самые древнейшие указания на это веровапие встречаются только или в чисто христианских или в христианизированных позднейшими интерполяциями произведениях; так, в Заветах 12 патриархов говорится: «на небе взойдет звезда его (Мессии), как царя, сияя светом знания» 702 . Из иудейских памятников можно указать только на Сивиллины книги, где при описании предмессианских бедствий говорится: «на западе воссияет звезда, которую называют кометой (κομτην): она будет знамением меча, голода и гибели смертных» (III, 334–335). Но здесь речь идет не о звезде Мессии в точном смысле, а о тех знамениях, которые будут предвещать наступление великих испытаний и бедствий, имеющих постигнуть землю перед пришествием Мессии. Глава 3. Служение Мессии и устроение мессианского царства Имя Мессии или Помазанника по своему значению может указывать на предназначение грядущего избавителя Израиля к служению или царскому, или пророческому, или первосвя-щенническому, так как в ветхом завете священного помазания удостоивались лица, избиравшиеся на эти служения. Но вероятнее всего иудеи соединяли с именем «Помазанника» то представление, что грядущий избавитель совместит в своем лице все эти три служения, т. е. будет одновременно и царем, и пророком и первосвященником. Это тем более вероятно, что тройственное служение приписывалось иудеями даже исторически известным лицам; так, Иосиф Флавий говорит об Иоанне Гиркане, что он, как правитель народа, первосвященник и предсказатель будущего, явился одновременно и царем, и первосвященником и пророком 703 . Но чаще всего такое троякое служение приписывалось великому пророку Моисею, и притом не только палестинскими иудеями, но даже александрийским философом Филоном. А так как с одной стороны личность Мессии по полноте духовных дарований всегда возвышалась в представлении иудеев над всеми ветхозаветными праведниками и политическими деятелями, а с другой – пророк Моисей, как освободитель евреев от египетского рабства, очень часто считался прообразом грядущего избавителя народа, то вполне естественно предполагать, что иудеи считали и Мессию наделенным дарами тройственного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Так, он пытается сообщить вероятность своему предположению о связи ессеев с Египтом косвенным путем, обращаясь именно к доказательству того положения, что следует-де допустить возможность «влияния александрийского образования на палестинскую теологию вообще» 743 . В подтверждение этой мысли Гфрэрер приводит прежде всего то теоретическое соображение, что «перенесение мистики из Египта в Палестину весьма-де понятно, по причине близости обеих стран, частых торговых сношений и узаконенных путешествий на праздники» 744 , а затем это свое соображение о возможности влияния Египта на Палестину в религиозном отношении Гфрэрер старается подкрепить некоторыми свидетельствами, из которых одно заимствовано им у караитского писателя, а два другие из талмуда. «Один караитский писатель, по имени рабби Калеб, названный Мудрым, говорит Гфрэрер, приведя у себя рассказ Иосифа об иудейском правителе Иоанне Гиркане, воспылавшем ненавистью к фарисеям и перешедшем на сторону саддукеев 745 , прибавляет от себя еще следующее: Гиркан, в отмщение за нанесенное ему оскорбление, умертвил всех фарисеев; (что, замечает Гфрэрер, нисколько не представляется совсем невероятным). Только один из них, рабби Снмеон-бен-Сетах, избегнул этой кровавой расправы и бежал в Александрию, откуда он возвратился в следующее царствование: et tunc (quum redux factus esset ex Alexandria Aegypti) coepit palam jactare, quod ipsi esset Kabbalah, sive lex oralis, cujns ne minimum quidem indicium exstat in lege scripta, adeoque docnit multa extra legem scriptam, quemadmodum sapientes nostri passim meminerunt. Это далее ниже объясняется так: itaque interpretationes induxit pro beneplacito, atque in ejus manu fuit elevare vel aggravare, et quodcunque tandem visum foret addere, demere de lege scripta, interpretamenta docere, quae doctores, quibus veritas cordi est, neutiquam ferre neque se illorum judicio probare potuissent. Adsensum tamen ei praebuit pars magna hominum istius aetatis, quoniam rem ad maximum in Israële virum retulit, dicendo quod sit traditio Mosis ex Sinai» 746 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По его словам, храмовыми зданиями и находившимися здесь сосудами, и жертвенным материалом заведовали левиты. „Ежедневная жертва приносилась перед восходом солнца и после захода его. В то время, когда жертва полагалась на алтарь, священник трубил на вершине горы благословения, а (другие) священники потом повторяли по всем местам, так что как бы по одному мановению глаз все израильтяне знали, что жертва положена на алтарь, и вставали для молитвы.» При Иоанне Гиркане самарянский храм был разрушен. Монтгомери предполагает, что во время Ирода Великого, покровительствовавшего самарянам, на вершине Гаризима вновь было воздвигнуто здание храма. „Мы», говорит Монтгомери, „вполне можем думать, что когда самарянская женщина рассуждала с Иисусом относительно святости „этой горы» ( Ин. 4:20 ), то она указывала ему на некоторое здание, увенчивавшее вершину 1089 . По нашему мнению, это предположение Монтгомери не может быть подтверждено никаким положительным свидетельством 1090 , и, в данном случае, нужно признать справедливым замечание Прокопия, что самаряне „никогда не строили (после разрушения) никакого храма, но довольствовались почитанием вершины Гаризима, как святейшего места» 1091 . После разрушения храма местом богослужебных собраний у самарян стали служить синагоги. Самарянские синагоги существовали в Наблусе, в Риме и, как следует заключать из указа Феодосия II-ro, во многих других городах 1092 . Епифаний как на особенность устройства древней Наблуской синагоги указывает на то, что она имела вид театра, т. е. представляла здание без крыши 1093 . Однако, в отличие от иудеев, самаряне, по-видимому, и по разрушении храма, продолжали приносить на вершине Гаризима обычные жертвы ( Ин. 4:21–23 ). Если точно свидетельство Вениамина Тудельского 1094 , жертвоприношения существовали у самарян еще в XII в. Но позже, как указывают самаряне в своих письмах, они прекратили свои жертвоприношения 1095 . Очевидно, и в более древние времена жертвоприношения не всегда совершались, так-как в некоторые периоды доступ на Гаризим для самарян были закрыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Наконец, нельзя отказать Иосифу в компетентности и верности различения фарисейства и саддукейства с морально-практической стороны, с которой они прежде всего себя заявляли, особенно по их отношению к религиозным заповедям, не находящимся в Писании, который отрицались саддукеями, признававшими единственным и достаточным правилом жизни то только, что предлагает Писание, но пользовались уважением и обязательностью, наравне с Писанием, от фарисеев 662 , проводивших с большим успехом и в народ свои неизвестные в законе Моисеевом, основанные на предании, правила внешней жизни. Может быть, это различие, как утверждает Graetz, не имело вначале того непримиримо оппозиционного характера, какой оно приняло после, выступив впервые в упомянутом инциденте при Иоанне Гиркане. Но неизбежность такого исхода намечалась уже самыми обстоятельствами появления той и другой партии. Если кровавое наступление на Иудейство со стороны эллинизма и Сирийского влияния вызвало к жизни фарисейство, как энергическую реакцию против отступления от закона и обычаев (равно также и ессейство), то крайность этой реакции, начавшей штемпелевать и обычай в качестве религиозной заповеди, вызвала саддукейство, как, с другой стороны, выступление этого и проведение на деле дало пищу – обреченному было к падению – фарисейству. Оппозиционный характер саддукейства по отношению к фарисейству здесь, впрочем, имел некоторую осмысленную определенность и сдержанную основательность. Он противостоял скрупулезной религиозности и щепетильности фарисейства без того, чтобы менее уважать Иудейство. Он протестовал усилению строгости закона не отрицанием последнего, а апелляцией к этому самому закону, и неимение другой определенной системы кроме Пятокнижия здесь было б.м. лучшим опровержением фарисейских предписаний. Объединяя все эти главные различия и находя их достаточными для характеристики обеих партий, Graetz устанавливает такое общее и существенно отличающее их определение. Первая (фарисейская) партия, исходя из религиозной точки зрения, в исключительную заботу Иудея поставляла религиозную целость и неприкосновенность Иудейства, и этим критиковала все политические мероприятия, которые, по их воззрению, должны быть совершенно подчинены религиозным интересам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Это можно сказать, наприм., о Де-Ветте, который готов бы был признать принадлежность 109 псалма Давиду, но при словах 7-го ст. ему невольно думается о каком-либо Асмонейском князе, напр. об Иоанне Гиркане (Comm. Psal. СХ. S. 470). А Гитциг положительно думает, что только один Иоанафан может вполне быть признан предметом 4-го стиха (См. Psal. СХ, S. 311–321). 137 Бог как бы так хотел сказать Соломону, по словам Боля: «Зачем тебе печалиться об отпадении Первосвященника, когда ты сам священник, как некогда был также священником и вместе царём твой предшественник в Салиме (т. е. Иерусалиме), Мелхиседек?» (Bohl. Mess. Psal. S. 328–329). 139 В таком же приблизительно смысле понимает и Боль священство Иерея 4-го ст. 109 псалма, относимое им к Соломону. «Ненормальность выражения в уничтожится сама собою», говорит он, «когда вспомним, что слово было не чуждо каждому Израильтянину. Из кн. Чис. 3и 8:16–18 мы видим, что Бог поставил Левитов вместо первородных Израиля, который весь прежде был обязан к священническому служению. По 19 гл. 6 ст. Исх. весь Израиль, был народом священническим. И древние праотцы, как представители своих фамилий, сами совершали священнические обязанности». (Mess. Ps. S. 339–342). 140 Некоторые, пожалуй, могут ссылаться на распространённость в первые времена обычая соединения царского достоинства с священническим, по которому мог быть назван священником всякий из еврейских царей. Но во 1-х: хотя Мелхиседек и может быть поставлен в аналогию со всеми царями, бывшими вместе и священниками, но должно помнить, что он был священником истинного Бога. Во 2-х: у Евреев этого патриархального обычая не могло быть, не только во время Давида, но и гораздо раньше, или, если отдельные случаи и могли быть, то только в виде явного преступления закона, почему совершенно неверно утверждает Хвольсон, что около времени Давида не осуждались жертвоприношения, совершавшиеся лицами, непринадлежащими к роду священников (см. «Характер семитич. народов» Русск. Вести. 1872 г. II кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Это имя правоверными иудеями вслух не произносилось. 491 Идумеяне за 200 лет до разрушения храма при Иоанне Гиркане были приневолены к принятию еврейской религии и с тех пор почти совершенно слились с иудеями, так что могли быть названы ими «соплеменниками». (Перев.) 492 Иещуа бен Гамала получил сан первосвященника за две меры динариев, данных Агриппе II его богатой женой Марфой. Он вытеснил тогда Иещуу – сына Данная, который, в свою очередь, замещал Анана – сына Анана. Таким образом, Иешуа, о котором здесь идет речь, был третьим первосвященником. 496 Осада Иерусалима на некоторое время была отложена только по той причине, что, как пишет Тацит (Ист., V, 13), «потребовалось время для постройки осадных машин всех возможных видов, и изобретенных древними, и придуманных современными мастерами». 498 Гадара не могла быть главным городом Переи, так как принадлежала к Декаполису. Непонятна эта неточность Иосифа Флавия. 499 Все эти города и небольшие поселения находились в районе Иордана и на северо-восточном побережье Мертвого моря. 500 Пропретор Гай Юлий Виндекс, возмущенный тиранией Нерона, предложил своему войску низвергнуть его и возвести на престол правителя Испании Гальбу. (Перев.) 502 Бетлептефитская топархия не названа Иосифом Флавием среди топархий (III, 3, 5). Находится она между Эммаусом и Идумеей. 504 Холмы, находящиеся на востоке от Мертвого моря, состоят из тяжелой горной породы, содержащей до 20 % железа. 506 Бальзам использовали как лекарство, а также как ароматическое вещество. Он широко экспортировался и приносил прибыль. 508 Из плодов миробалана производили масло для лечебных целей, а также изготовляли черную краску, плоды употребляли при дублении кож. 511 «Содомские яблоки» – красивые на вид, но несъедобные. Иосиф здесь пересказывает сюжет о наказании города Содома за грехопадение его жителей. 513 Нимфидий – с 65 г. н.э. преторианский префект, предпринял попытку покушения на Нерона, но был убит преторианской гвардией. 514 Тигиллин – с 62 г. н.э. также преторианский префект, доверенный Нерона, покончил с собой после неудачи заговора против Отона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сравнительно спокойное состояние и естественное проникновение иноземной культуры в III в. ослабило исключительность иудеев; мы меньше слышим о мессианских чаяниях и находим в Иерусалиме целую партию, готовую итти навстречу эллинизации. Даже высшее духовенство оказывается в этом отношении податливым. Достойный первосвященник Ония III был свергнут своим братом Иисусом, принявшим имя Ясона (174) и вступившим с Эпифаном в сделку. Чрез три года царю предложил лучшие условия Менелай, который умертвил Онию и явился самым деятельным проводником эллинизации и паганизации. Когда Ясон выгнал его из Иерусалима, Антиох явился и жестоко наказал город; стены были разрушены, поставлен сирийский гарнизон, отправление религии запрещено, суббота и обрезание отменены под угрозой казни, в храме поставлен жертвенник Зевсу олимпийскому. Этого было достаточно для пробуждения. Выдвигаются Маккавеи, к ним пристает законническая партия хасидеев, т. е. праведных, и мы знаем, что благодаря их стараниям удается отстоять национальную религию и самобытность. Затем создается известное политическое могущество. В Симоне (142–135) иудеи получили наследственного первосвященника и этнарха из нового асменейского рода и признание со стороны римлян, а при его сыне Иоанне Гиркане (135–104) покорили старых врагов – самарян и идумеев, заставив последних принять обрезание. Аристовул I принимает царский титул и воюет успешно в Галилее; брат Аристовула, Александр Яннай покоряет и юдаизирует Итурею; он разрушил ряд греческих городов в Галааде, подчинил моавитян, и на западе почти весь берег к югу от Птолемаиды. Таким образом было восстановлено Иудейское царство в пределах, оставивших позади себя давидовы. С этих нор сплошное иудейское население из ничтожного пространства у окрестностей Иерусалима распространяется до моря, озера Мерома и по ту сторону Иордана. Образуются три иудейские провинции: Иудея, Галилея, Перея. Истребляются языческие культы и вводится насильственно иудейство. Казалось, наступили меесианские времена. Но хасидеи ждали иного порядка вещей, да и обстоятельства были гораздо более сложны. Представители после-пленного законничества стояли на стороне Маккавеев только до тех пор, пока те боролись за веру и закон; они не могли сочувствовать возрождению царской власти, да еще усиленной узурпированным у законного рода Садокидов первосвященством и идущей не из дома Давидова. К тому же династия скоро стала преследовать мирские цели, а это было несовместимо с мелочностью и точностью в исполнении закона. Хасидеи разорвали с правителями; их обособленность стяжала им кличку «нерушим» («сепаратисты»), греч. фарисеи, которую они приняли и под которой известны в истории. Народ пошел за ними, и победоносный во внешних войнах Александр Яннай едва мог с ними справиться у себя дома, а умирая завещал, как говорят, своей жене и преемнице – Александре (76–67) примириться с ними. При ней фарисеи снова получили преимущественное влияние, а царица имела только призрачную власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Самое усвоение Аристовулом царского древнеизраильского титула, впервые после 381-летнего перерыва, было возможно, очевидно, лишь при указанном пренебрежении. Вообще относительно царской власти во Израиле фарисеи могли иметь только 2 представления: или Бог должен быть признаваем единственным законным Царем страны и тогда – ни о каком земном царе не могло быть и речи; или же оставалось признавать законным, возвеличенный пророками царский род Давида и в таком случае – царь из колена Левита, каков был Асмоней Аристовул, не мог быть, очевидно, царем законным и желательным. Как кажется, вынужден был считаться с этой альтернативой и сам Аристовул, когда, не находя опоры для себя в этих воззрениях, почерпнутых из Св. Писания, признавал уместным прилагать к своему имени царский титул только на греческом языке. Другая особенность правления Аристовула в связи с тем же общим духом его политика открывается в его отношении к греческой культуре, элементы которой, до сих пор сдерживаемые до насильственного подавления, выдвинулись опять с тем большею силою, особенно после устранения фарисеев при Иоанне Гиркане. Могучая волна безудержного эллинизма настолько увлекала Аристовула, что он отличен наименованием φιλλλην’а 675 , т.е. друга Греков, не оставаясь в долгу перед чем и историки греческие (Страбон, Тимаген и др.) характеризуют его, как «мужа благоразумного и много полезного Иудеям», ссылаясь, между прочим, на его Итурейские успехи. Впрочем, едва ли эллинофильство Аристовула и благосклонное отношение его к греческой культуре было новостью и исключительной привилегией Аристовула. Уже то обстоятельно, что его отец дает своим детям греческие имена (ριστβουλος 676 , Αντγονος, λξανδρος) показывает, что Аристовул шел лишь по дороге, проторенной его предшественником. Нельзя также не видеть, с другой стороны, и того, что самое эллинофильство отнюдь не препятствовало Иудейскому правителю оставаться или, по крайней мере, казаться простым Иудеем, как показывают особенно те же Итурейские завоевания Аристовула, сопровождавшиеся принуждением побежденных к обрезанию и принятию других Иудейских обычаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Делич в комментарии на книгу Бытия (изд. В 1872 и 87 г.г.) приписывает самому Моисею только большую часть Второзакония, книгу Завета ( Исх.19 –24гл.) и некоторые другие отделы. Другие части Пятокнижия писались Елеазаром, сыном Аарона, каким-нибудь старейшиной, Иисусом Навином. Затем собирались и пополнялись пред Иосией, после Иосии, но прежде плена. А все Пятокнижие едва ли было закончено ко времени 70 толк., т.е. к 3 в. до Р.Х. Зейнекке (Geschichte des Volkes Israel. 1884г.) начало происхождения Пятокнижия, происхождение Второзакония, относит к времени первых Птоломеев (320–250г. до Р.Х.), происхождение книги Левит, называемой им священническим кодексом, относит к 164г., когда якобы Лжеиезекииль издал свои пророчества. О существовании же всего Пятокнижия есть свидетельства только от второй половины предпоследнего века (136–106г. до Р.Х.), когда самаряне при Иоанне Гиркане получили его от евреев. Но кем, как и когда оно написано, для смелого в других случаях Зейнекке эти вопросы остались не решенными 23 . Принятие же самарянами Пятокнижия от евреев, как последнюю хронологическую дату о существовании Пятокнижия в нынешнем виде, признают и позднейшие, нам известные ученые: Гункель (Handkom. Zum Genes. 1901г. 70s.) и Кауч (Guthe. Bibelworterbuch. 1903г. 450s.). Все упомянутые нами многочисленные рационалистические гипотезы, предположения и соображения, как в 17 и 18 столетиях, так и в 19 и текущем 20, не остались без разбора. Наиболее ценными в апологетическом духе трудами из 19в. считаются следующие: Hengstenberg. Autentie des Pentateuchs. Berl. 1836–1839. Huvernik. Einleitung in das Alte Testament 1836–49гг. Smith. The Book of Moses or the Pentateuch in its authorship. Long. 1868. Knabenbauer. Der Pentateuch und die unglaubige Bibel kritik. 1873г. Keil. Einleitung…(1873) и Kommentar uber die Bücher Moses (Leipz/1866–70). Cornely. Introductio specialis in V. T-ti sacros libros. Par. 1887 (из общего издания Cursus Scripturae sacrae.). Vigouroux. Les livres saintes et la critique rationaliste. Par. 1890. Martin. Introduction a la critique general de Ancien Testament. De origine du Pentateuque. Par. 1886–1889г.г. Hoedemaker. Der Mosaische Ursprung der Gesetze in den Büchern Exodus, Leviticus und Numeri. 1897г. Green. Die Hohere kritik des Pentateuchs. 1897г. Green. Die Einheit der Genesis. Gütersloh. 1903г. в русской литературе: проф. Ф. Елеонский. Разбор мнений современной критики о времени написания Пятокнижия. Христ. Чт. 1871,2; 1872,1–2. 1873,2–3. Царевский. О подлинности Пятокнижия. Труды Киевской академии 1889г. Арно. Защита Моисеева Пятокнижия. Прав. Соб. 1870, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

I. История самарян. 1 . Различные названия самарянской народности и ее образование . Названия самарян. Свидетельства Библии и клинописных текстов об образовании самарянской народности. Еврейский элемент в самарянстве. Изложение и разбор мнения Генгстенберга о чисто языческом происхождении самарян. Отношение еврейского и нееврейского элементов в самарянской народности. 2 . Образование религиозной общины самарян . Исторический характер свидетельства 4Цар 17:24–41 . Мнение Шрадера о создании ассириянами вассального царства в Самарии. Мотивы колонизации Самарии ассирийскими царями. Первоначальная религия ассирийских колонистов. Начало служения Иегове. Гипотеза А. А. Олесницкого . Свидетельство 1 кн. Ездр 4:1–5 об образовании религиозной общины самарян: разбор возражений против свидетельства и его достоверность. Повествование 1Ездр 4:1–5 . Исследование свидетельства 1Ездр 4:6–23 . Отношения самарян и иудеев при Ксерксе и Артаксерксе. Санаваллат и другие защитники самарянских интересов. Значение деятельности Неемии в истории самарянско-иудейских отношений. Окончательное формирование самарянской религиозной общины и построение храма на Гаризиме. 3 . Судьбы самарянской общины после построения храма на Гаризиме. Самаряне при Александре Великом и его преемниках. Положение самарян при Иоанне Гиркане и в эпоху римского владычества в Палестине. Положение самарян при Константине Великом и Констанции. Баба-Рабба. Положение самарян при Феодосии Великом, Гонории, Феодосии II, Зеноне, Анастасии, Юстиниане и Юстине II. Самаряне в период владычества в Палестине, арабов и турок. Положение самарян в XIX в. 4 . Самарийская область . Границы Самарийской области. Самарийские города: Самария, Сихем, Сихарь и другие. 5 . Самарянская диаспора . Причины образовали самарянской диаспоры. Самарянская колония в Египте. Самарянские колонии в Палестине, Сирии и др. странах II. Религия самарян. Предварительные замечания. 1 . Догматика самарян и особенности в их понимании Моисеева обрядового закона . Самарянский монотеизм. Ангелология самарян. Воззрения на Моисея и на данный им закон. Почитание Гаризима. Мессианские верования самарян. Самарянская эсхатология. Самарянское толкование Моисеевых законов об обрезании, о чистом и нечистом, о браке, о правах наследования. Самарянский календарь. Особенности самарянского толкования законов о праздниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010