13. вси бо прроцы и законъ до прорекоша. ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна 14. И аще хощете той хотй И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти А в этих словах Господь указывает причину, почему со времени Иоанна Предтечи явилось такое сильное стремление к царству небесному потому, что о явлении сего царства прорекоша (прорекли) закон и пророки, т. е. законодатель Моисеи в своих законоположительных книгах и в установленных им жертвах, и за ним пророки в своих писаниях, а Иоанн Креститель напомнил и разъяснил народу эти предсказания. И аще хощете прияти (если хотите принять), той (он) есть Илия, хотяй (которому должно) приити. Здесь Господь еще повторяет, кто такое Иоанн, говорит, что он есть Илия, т. е. великий из пророков. Пр. Малахия предсказал, что пред лицом Мессии будет послан Илия, чтобы приготовить Ему путь (4:5–6). Это, конечно, не значило того, что сам, взятый на небо, пророк Илия явится оттуда, а то, что явится пророкь, подобный Илие, т. е., какь говорит евангелист Лука, с духом и силою Илииною (1:17). Но Иудеи понимали пророчество Малахиино так, что ожидали самого Илию, Иеремию и некоторых других пророков, которые будто бы явятся с неба и приготовят их к принятию Мессии (16:14; Ин. 1:21 ). Потому, т. е. сообразно ожиданию Иудеев, И. Христос и прибавил: если хотите принят. 15. имй ушы слышати да слышитъ. Кто имеет уши слышать, да слышит Господь нередко говорил эти слова, производя учение народа. Слова эти были народной пословицей и часто употреблялись народными учителями, или раввинами, для того, чтобы возбудить особенное внимание слушателей к тому учению, которое высказывалось ими прежде или после сих слов. Так как И. Христос придавал особенное значение Своей речи об Иоанне, то и заключил ее такими словами, которые призывали к особенной внимательности (Мих.). Еванг. Лука, передав речь Господа об Иоанне и о Себе Самом, прибавляет: весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым, а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, т. е. о своем спасении, не крестившись от него (7:29–30). Не этих ли фарисеев и законников представляют собою разные наши современные лжеучители, которые даже отвергают не только прочия таинства, но и самое крещение, как бы не необходимое для спасения? Вот до чего доводит их суемудрие! Зач. 41-е. Речь Иисуса Христа об Иудеях

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

2 . Хочешь, приведу пример святого, все дела которого достойны похвалы? Вспомни Иакова, который произвел на свет двенадцать сыновей, и все они стали патриархами, вождями народа Божьего и наследниками Иакова; отец радовался обо всех их, так и об Иоанне сказано, что его рождение несет радость всем. И когда человек решает порождать детей на благо других людей и ревностно посвящает себя этому, он должен молиться Богу и просить, чтобы каждый его сын, входящий в мир, был таким, как Иоанн, и его рождение принесло бы радость. В Писании об Иоанне сказано: «Он будет велик пред Господом» ( Лк.1:15 ). Утверждение «Он будет велик пред Господом» показывает величие души Иоанна, которое не скрыто от глаз Бога. Но есть и «малость» души, которая указывает на ее добродетельность. 3 . Вот как я понимаю сказанное в Писании: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих» ( Мф.18:10 ). «Малых сих» следует понимать как противоположность великих. Писание не повелевает мне не презирать того, кто велик, – великого нельзя презирать, –но говорит мне: «Не презирайте ни одного из малых сих». Следует заметить, что слово «малый» использовано не случайно, ведь и в Писании сказано: «А кто соблазнит одного из малых сих…» ( Мф.18:6 ). «Малого» можно соблазнить; великого же соблазн не может одолеть. 4 . Затем в Писании сказано об Иоанне: «Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» ( Лк.1:15 ). Рождение Иоанна сопровождалось многими чудесами. Архангел объявил о пришествии Господа и Спасителя нашего; архангел возвестил и о рождении Иоанна. «Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей». Иудеи не увидели дела Господа нашего, Его «знамения и чудеса» ( Ин.4:48 ) и врачевания недугов их; Иоанн, еще находясь в утробе матери, возрадовался так, что невозможно было удержать его. Когда приходит мать Иисуса Христа, он пытается выскочить из утробы. Елисавета говорит: «Когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем»( Лк.1:44 ). Иоанн был еще в утробе матери, когда исполнился Духа Святого, но Дух не был началом его сущности или природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

3, 1. О Предтече Господнем. «Вот Я послю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел Завета, которого вы желаете». Ангел, приготовляющий путь Господу,– Предтеча Господень, предсказанный Исаией, как «глас вопиющего в пустыне» ( Ис. 40 ). Мессия назван в пророчестве «Господом» и «Ангелом Завета» в смысле вестница воли Триипостасного Бога. Это пророчество как предсказание об Иоанне Крестителе и Предтече Христа приводится у евангелистов-синоптиков ( Мф. 11–10 ; Мк. 1, 2 ; Лк. 2, 27 ). Далее говорится, что это пришествие Мессии будет в «день Господень», т.е. оно не даст иудеям никаких внешних преимуществ, но будет сопровождаться судом. «День Господень» будет как огонь, переплавляющий золото и серебро, и как щелок очищающий. Господь обличит и накажет чародеев, прелюбодеев, ложно клянущихся, удерживающих плату у работавших, притесняющих вдов и сирот и помилует всех, боящихся Господа. В 4, 5–6 пророк вторично предсказывает явление вестника пришествия Господа: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного, И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием». Толкование этого пророчества основывается на свидетельствах синоптических Евангелий и Откр. 11, 3–13 . Евангелисты-синоптики, указывая, что в пророчестве этом говорится об Иоанне Предтече ( Лк. 1, 17 ; Мф. 17, 10 ; Мк. 9, 11 ) отмечают, что Иоанн придет «в духе и силе Илии» приготовить путь для евангельского служения Господа. Действительное же и личное пришествие пророка Илии, согласно толкованиям свв. Отцов и верованию всей Церкви ожидается перед вторым пришествием Господним. Церковное учение об этом запечатлено в тропаре пророку Илии, где он называется вторым предтечей пришествия Христова». Книгой пророка Малахии заканчиваются пророческие книги, вместе с тем и все канонические книги. Ветхозаветные пророчества оканчиваются тем, чем начинается Евангелие – повествованием об Иоанне Крестителе. Богослужебное употребление книги прор. Малахии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

3 . Еще говорил: «Кто не удерживает языка своего во время гнева, тот не удержит и своих страстей». 4 . Еще говорил: «Лучше есть мясо и пить вино, чем злословием съедать плоть брата своего». 5 . Он же говорил: «Змей изгнал Еву из рая клеветой. Поэтому злословящий ближнего подобен змею. Он губит душу того, кто слушает его, – не спасет и своей». 6 . «Сокровище монаха, – говорил авва Иперехий, – есть произвольная нищета. Брат! Собирай себе сокровище на небесах: ибо будешь наслаждаться им в беспредельные веки». 7 . Еще говорил: «Живи постоянно умом своим в Царствии Небесном – и ты скоро наследуешь это Царствие». 8 . Говорил также: «Драгоценное украшение для монаха есть послушание; кто имеет послушание, тот будет услышан Богом и с дерзновением предстанет перед Распятым; ибо распятый Господь послушлив быв даже до смерти ( Флп.2:8 )». Об авве Иоанне Колове 1 . Рассказывали об авве Иоанне Колове 4 : удалившись в Скит к одному фивийскому старцу, он жил в пустыне. Авва его взял сухое дерево. Посадил и сказал ему: «Каждый день поливай это дерево кружкой воды, пока не принесет плода». Вода же была далеко от них, так что Иоанн уходил за нею с вечера и возвращался к утру. После трех лет дерево ожило и принесло плод. Старец, взяв с него плод, принес в собрание братий и сказал братии: «Возьмите, ешьте плод послушания!» 2 . Рассказывали об авве Иоанне Колове: «Сказал он однажды старшему своему брату: «Я решился не иметь никаких забот, как не имеют их Ангелы, которые ничего не работают, а постоянно служат Богу», – и, скинув с себя одежду, пошел в пустыню. Прожив там одну неделю, возвратился к своему брату. Когда постучался в двери, брат узнал его, но, не отворяя дверей, спрашивает его: «Кто ты?» Он сказал: «Я Иоанн, брат твой». Брат отвечал ему: «Иоанн стал уже Ангелом и его нет между людьми». Иоанн упрашивал его и говорил: «Это – я». Но тот не отворял ему, а оставил его скорбеть до утра. После, отворив ему двери, сказал: «Ты человек и тебе нужно опять работать, чтобы пропитать себя». Иоанн поклонился ему и сказал: «Прости мне " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

А чтобы вы знали, в какое время Я приду к вам с судом и милостию, чтобы осудить нечестивых и наградить благочестивых, и что вы должны делать для встречи и принятия Меня, вот Я пошлю «ангела моего пред лицем моим» ( Мал. 3:1 ), «пошлю к вам Илию Фесвитянина» 64 , то есть, пошлю к вам пророка, похожего по духу и ревности на Илию Фесвитянина. Иудеи, не поняв сего места св. пр. Малахии, думали, что Илия Фесвитянин лично придёт к ним перед пришествием Мессии, а потому ученики Спасителя говорили после Фаворского события: «как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» (т. е. прежде Мессии). Тогда Господь отвечал им: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его... Тогда ученики поняли, что Он говорит им об Иоанне Крестителе» ( Мф. 17:10–13 ; Сн. Мк. 9:11–13 ; Лк. 9:8 ). Сам Господь ещё прежде говорил народу, что Иоанн Предтеча есть Илия, которому должно прийти ( Мф. 11:14 ), а св. Ангел пояснил Захарии, что Иоанн потому называется Илиею, что предидет пред Спасителем в духе и силе Илии ( Лк. 1:17 ), т. е. Иоанн будет действовать с такою же силою и ревностью, с какими действовал и Илия. Есть, впрочем, другое мнение, что Илия пророк лично явится перед вторым пришествием Христовым вместе с Енохом, и полагают, что они-то и будут теми свидетелями или обличителями Антихриста, о которых говорит св. Иоанн в Апокалипсисе ( Апок. 11:3 ) 65 . «Прежде, – говорит св. Кирилл Александрийский , – приходил блаж. Иоанн Креститель в духе и силе Илии; но как он проповедывал, говоря: «уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего», так и Божеств. Илия проповедает, что скоро, немедленно грядет имеющий судить вселенную в правде... Пророк возстановит порядок, приведет некогда разделившихся к единой вере и устроит сердце человека ко искреннему его, дабы Судия, пришед, не поразил земли в конец, т. е. совершенно и всецело». Поскольку же св. прор. Малахия здесь говорит о первом пришествии Спасителя, то у него под Илиею должно разуметь Иоанна Предтечу. «Пророчественно говорит это Малахия (поясняет св. Ефрем Сирин ), об Иоанне Крестителе, и это исполнилось (что обратит отца к сыну и проч.) на Иоанне, как подтверждает слышанное 3ахарией от Ангела ( Лк. 1:17 ); о нем и Господь наш говорил Иудеям ( Мф. 11:14 )». А потому, днем великим и страшным ( «просвещенным») должно разуметь не второе 66 , а первое пришествие Спасителя в мир. Оно воистину велико, ибо сопровождалось величайшими делами, оно воистину страшно для неверующих, ибо обрекало их на вечную погибель, грозило страшными бедствиями за неверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Беседа 36. Евангелие от Матфея, глава 11, 1–19. «Свидетельство Иисуса Христа об Иоанне Крестителе» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по тексту Евангелия от Матфея. И сегодня мы приступаем к изучению 11-й главы этого Евангелия. Общее название сегодняшней беседы: Свидетельство Господа Иисуса Христа об Иоанне Крестителе, и мы будем рассматривать 11-ю главу с 1-го по 19-й стих. И мы читаем 1-й стих упомянутой главы: Мф.11:1 . «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Послав учеников, Сам Он на время успокаивается, не творит чудес, а только учит в синагогах» . То есть Иисус Христос приступает к исполнению обычных раввинских обязанностей. Он учит людей Закону Божию в синагоге. Как мы ранее беседовали, раввины в те времена были народными учителями, которые в противоположность иудейским священникам не отгораживали себя от общения с простым народом, а, напротив, находились в самой его гуще. Раввины не входили в элитарный клуб храмовых священников, закрытый для каждого простого человека и даже для не храмовых левитов, а жили именно интересами простых людей, разделяя их труд, скорби и переживания. Так как Христос пришел не «…нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ), в Его обязанности (по Закону) входило научение людей правильному исполнению Божьих Заповедей. То есть учить и наставлять из Закона в синагоге – была Его прямая обязанность.  И мы читаем далее: Мф.11:2–3 . «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». Как мы ранее говорили, Иисус вступает на общественное служение проповеди только после ареста Иоанна Крестителя. И в этом заключается символический смысл. Иоанн Креститель, последний ветхозаветный пророк, и, плененный царем Иродом, он символизирует плененный Закон, над которым воцарился и превознесся грех. Креститель символизирует собою последние, на пределе возможностей, человеческие усилия в деле исполнения Божией Заповеди; а Ирод – символ победы греха над благочестием, когда грех пленяет в нашей жизни любое доброе намерение в деле исполнения Божией Заповеди. Апостол Павел писал о подобном соотношении: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» ( Рим.8:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ведь невозможно даже перечислить всех причин, по которым это могло произойти. А что таковых могло быть весьма много, да к тому же и важных, – то кто окажется столь неопытным в человеческих делах, чтобы это отрицать или в этом сомневаться? Действительно, кому не ясно, как много могло быть сообщено царю других более страшных – истинных или ложных – известий, так что он, боявшийся, как бы царственное Дитя не обратилось против него или его детей, побуждаемый опасениями против других более близких родственников, занял свои мысли, отвлеченные от той заботы, принятием мер предосторожности в делах более близких. Итак, оставив это предположение, скажу следующее. После того, как волхвы ничего не сообщили Ироду, он мог подумать, что они были обмануты ложным видением звезды, и поскольку не нашли Того, Кого считали родившимся, то стыдились возвратиться к нему. Такое предположение вполне могло успокоить его и отвлечь от поисков и преследований Отрока. Когда же после очищения Матери Его родители пришли с Ним в Иерусалим и совершилось в храме то, о чем повествует Лука, слова пророчествовавших о Нем Симеона и Анны стали распространяться и достигли слуха Ирода, вернув его к прежнему намерению. Тогда-то Иосиф по откровению во сне с Младенцем и Матерью Его бежал в Египет. Ирод же, увидев, что он осмеян волхвами и желая осуществить намерение умертвить Христа, убил, как повествует Матфей, многих младенцев. Глава XII 25 . Матфей об Иоанне говорит так: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» ( Мф. 3:1–3 ). Марк и Лука тоже согласны с тем, что это свидетельство Исаии говорит об Иоанне. Ибо и многие следующие слова из того же пророка упоминает Лука, когда повествует об Иоанне Крестителе. А евангелист Иоанн показывает, что Иоанн Креститель о самом себе привел то же самое свидетельство пророка Исаии ( Ин. 1:23 ), так же, как и Матфей привел некоторые слова Иоанна, которых другие не привели: «Покайтесь, – говорит, – ибо приблизилось Царство Небесное»; эти слова Иоанна другие евангелисты пропустили.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Весь Константинополь пришел в смятение, когда узнал историю святого Иоанна, и сочувствовал скорби его родителей. На похороны добровольного мученика у его хижины собрались толпы людей, а позднее на том месте построили церковь, где молитвами преподобного Иоанна Кущника благодать Божия совершает множество чудес. 28 января 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Лариса 28 января 2021, 20:11 Преподобный Иоанн Кущник! Помоги мне, грешной Ларисе, выдержать все невзгоды и гонения. Научи терпению. Помолись о здравии и жизнеустроении моей семьи. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Благодарю. Надежда 27 января 2020, 13:18 Завтра 28 января, у моего духовного отца, батюшки, протоиерея Иоанна день Ангела. Он в больнице Сергиева Посада. Люди добрые, помолитесь о его здравии. Батюшка, Иоанн Кущник, моли Бога о Протоиерее Иоанне. Татиана 1 апреля 2019, 07:05 14Душевный человек не принимает того, что " от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. 15Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 2). Святый преподобный Иоанне, моли Бога о нас! виталий 28 января 2019, 12:23 Слава Богу за великих святых! дивен Бог в святых Его! спаси Господи и помилуй многих из нас обольстившихся желанием богатств неправедных. моли Бога святой Иоанн- о константинопольском патриархе Варфоломее- о вразумлении его Вадим 30 января 2018, 15:16 Дорогой Илья(27.01.2016),ни кто за два года нисчел нужным тебе отвечать,значит не перебор! Святый Иоане моли Бога о нас грешных Михаил. 28 января 2018, 19:36 Моли Бога о нас грешных,Святой Иоанне.Да укрепит нас Господь в духовной брани, против сил поднебесных.И дарует нам всем на земле живущим, по твоим молитвам,мир и Любовь от Бога.Слава тебе Господи. Аминь... Мария 28 января 2018, 14:02 Святой Иоанн Моли Бога о моих детях посл. Максима, дочери Иларии, муже Николае. ДА Господь дарует нам все потребные ко спасению. Фаина 26 января 2017, 11:31

http://pravoslavie.ru/59059.html

Вспомним, сколь решительно отверг Иоанн Креститель догадки фарисеев, будто он пророк Илия (см.: Ин.1:21 ). Тем самым Предтеча Господень наперед заградил уста всякому, кто воскрешает сегодня языческое учение о метемпсихозе, а в доказательство дерзает ссылаться на слова Господа: говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели, и на пояснение к ним евангелиста: Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе ( Мф.17:12–13 ). И хотя о святом Иоанне Крестителе написано, что он предыдет пред Господом в духе и силе Илии ( Лк.1:17 ), но невозможно вывести отсюда, что в нем заново воплотился (реинкарнировался) пророк Илия. Истинный смысл речения Господня открывается лишь при свете того, что говорится Им о святом Иоанне в других местах. Ибо слова: И, если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти ( Мф.11:14 ), означают, что Предтеча пришел с ревностью и верой пророка Илии, а слова: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё ( Мф.17:11 ) – что Илия придет перед Вторым пришествием, в конце времен, как предрекли и пророки Ветхого Завета (см.: Мал.4:1–6 ). Но придет он не в чужом теле, а в том, в каком вознесен был на небеса огненной колесницей (см.: 4Цар.2:11–12 ). Горе тем, кто покидает святую и правую веру в Господа и Спасителя и льнет к языческим религиям буддизма и индуизма с их учением о реинкарнации! Ибо буддизм не знает ни Бога, ни человеческой души, ответственной перед Ним. Он оставляет немощного человека бороться со злом собственными силами и потому по справедливости может быть назван религией атеистической. То же относится и к индуизму, в котором нет ничего близкого учению Библии о Боге, человеке и человеческой душе. А оно таково: когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ). Посему будем твердо помнить, что тело, которое мы носим, соделается прахом, душа же наша пойдет к Богу, а не в иные тела. Какая религия древнее религии патриархов – Адама, Сифа, Ноя, Авраама, которые созерцали Бога, сотворившего небо, землю и человека, все видимое и невидимое? И кто из этих людей Божиих веровал сам или учил других, что души очищаются от грехов, блуждая по разным телам? Не безумие ли верить в эти бесовские учения сегодня, когда слово Христово сияет в мире ярче солнца?! Не безумие ли оставить свет Евангелия и уйти в бесовский мрак?!

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Второе обретение главы святого пророка Иоанна Предтечи. Источник: www.mpda.ru Обретши главу Иоанна, словно в руках держа ее, что подумаем о себе, о чем помолимся? Подумаем о своей главе, то есть о своих мыслях, о своих ушах, о своем языке, о своих глазах. Что мы видим, и что ищем видеть? Не больны ли мы, вместе с похотью плоти и гордостью житейской, еще и похотью очей (1 Ин. 1:16) Больны, конечно. Господи помилуй! Что входит в наш слух и далее, как запретное лакомство, проникает в сердце? К каким речам мы жадно прислушиваемся? Господи помилуй! Если органы чувств наших есть окна и двери в наш душевный дом, то не о нас ли сказал Иеремия: «Смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши» (Иер. 9:21) Что мы говорим? Каким речам позволяем подниматься со дна сердца и слетать с кончика языка? Не есть ли наш язык источник яда, смешанного с медом? Языком «благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братии мои, сему так быть» (Иак. 3:9-10) О чем мы думаем? В какую барахолку, в какой склад секонд-хенда мы превращаем свой ум и память, унижая их царственное достоинство! Когда еще и увидеть немощь свою, как не в постные дни . В воздержании языка, в очищении ума с какой еще главы брать пример, как не с главы Предтечевой? Читайте также — Иоанн Предтеча — где помолиться святому? Возьми, Иоанне, и нас за руку Иоанне святый, приклонивший главу под меч, приклони к земле смирения вознесенную нашу гордыню. Вкусной пищи не евший, поддержи нас в посте, чтобы подсушив чрево и не услаждая гортань, могли мы ощутить сладость Слова Божия. Звавший людей к исправлению и изменению, голос твой и к нам обрати. Позови нас на правые пути, и да услышит сердце наше тебя, вопиющего: «Покайтесь». Приводивший людей к Агнцу, словно Невесту к Жениху, возьми, Иоанне, и нас за руку. Доведи нас до Сладчайшего Иисуса, да и мы пред Ним до земли поклонимся, да и мы принесем Ему покаяние, да и мы услышим от Него: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8:11) Читайте также:

http://pravmir.ru/obretenie-glavy-ioanna...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010