Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10.8. Правление династии Маккавеев (Хасмонеев). Воцарение Ирода Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Мы уже полностью вышли за пределы библейского повествования. Иоанн Гиркан еще более расширяет подвластную ему территорию, и одним из его судьбоносных деяний было присоединение Идумеи, то есть потомков Исава, которые постоянно были противниками Израильтян. Потом их насильственно обратили в иудейскую веру. Это имело весьма большое значение, потому что Ирод Великий был из идумеев; благодаря насильственному слиянию с иудеями он и получил возможность прийти к власти. Иоанн Гиркан был у власти около двадцати лет, и ему на рубеже первого и второго веков наследовал его сын, Александр (правил 104 – 78 гг.), который знаменовал собой упадок династии. Если об Иоанне Гиркане свидетельствовали, что у него был даже дар пророческий, то Александру дали прозвище «фракиец» за его жестокость. Он был весьма успешен в своих военных походах, но его очень не любили, поскольку Александр формально, не исполнял должности первосвященника, он провозгласил себя царем. Первые Маккавеи скромно именовали себя предводителями народа, а Александр провозгласил себя царем; но при этом он претендовал на то, чтобы исполнять и первосвященнические обязанности. Однажды, во время праздника Кущей, он явился, чтобы самолично совершать служение, что вызвало протест народа. Его это не остановило, произошли волнения, и несколько тысяч человек были ранены у Храма. Началась настоящая гражданская война, причем партию, противостоящую Александру, возглавляли появившиеся тогда фарисеи. Те партии, которые упоминаются на страницах Евангелия, сложились как раз во времена Маккавейского движения. Фарисеи возглавляли противную Александру партию и призвали себе на помощь потомка Селевкидов, Димитрия III. Но в критический момент патриотизм у фарисеев взял верх, и они отказались от помощи Димитрия III и присоединились к Александру Яннаю, что его лично спасло, так как дела его были незавидны. Тем не менее, он подавил восстание и распял восемьсот зачинщиков его, никакой благодарности к фарисеям не проявил; в это время увеличился приток в общины ессеев.

http://sedmitza.ru/lib/text/431243/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН I ГИРКАН (175-104 гг. до Р. Х.), первосвященник и этнарх Иудеи из династии Хасмонеев, правивший со 135/4 до 104 г. до Р. Х. И. Г. был 3-м сыном одного из лидеров Маккавейского восстания Симона Маккавея. Талант военачальника проявился у И. Г. уже при завоевании Акры (ок. 141 г. до Р. Х.), сир. крепости, построенной рядом с Иерусалимским храмом и ставшей оплотом просир. партии в Иерусалиме (об этом см. разд. «Греко-римский период» в ст. Израиль древний ). После взятия Акры Симон назначил И. Г. начальником евр. войск в г. Гезере (Газаре) (ср.: 1 Макк 13. 53). Власть над Иудеей И. Г. унаследовал после смерти отца, погибшего вместе с 2 старшими сыновьями от руки зятя Птолемея, к-рый по совету сир. царя Антиоха VII Сидета (138-129) попытался завладеть троном этнарха. Однако народ не поддержал Птолемея, и оставшийся в живых И. Г. без труда овладел Иудеей ( Ios. Flav. Antiq. XIII 7. 4). Лепта, отчеканенная при Иоанне I Гиркане. Реверс, аверс Лепта, отчеканенная при Иоанне I Гиркане. Реверс, аверс В первый же год правления И. Г. столкнулся с проблемой защиты страны от сир. завоевателей. Антиох VII вторгся в Иудею, опустошил почти всю страну и осадил Иерусалим. По условиям капитуляции иудеи должны были снести часть городской стены и выплатить значительную контрибуцию в качестве наказания за завоеванные еще Симоном Маккавеем греч. города Иоппия и др. (Ibid. 8. 2-3). Размещения селевкидского гарнизона в Иерусалиме удалось избежать только после уплаты дополнительной дани в 500 талантов и предоставления заложников (Ibidem). Иосиф Флавий сообщает о посольстве И. Г. в Рим, где сенат подтвердил союз с Иудеей и принял указ, согласно к-рому Антиох должен был вернуть И. Г. оставленные иудеями прибрежные города. Практической помощи, однако, со стороны римлян не последовало (Ibid. 9. 2). По мнению ряда исследователей, это событие относится к периоду войны И. Г. с Антиохом VII 134 г. ( Schürer . 1973. P. 204-205).

http://pravenc.ru/text/469568.html

I. История самарян. 1 . Различные названия самарянской народности и ее образование . Названия самарян. Свидетельства Библии и клинописных текстов об образовании самарянской народности. Еврейский элемент в самарянстве. Изложение и разбор мнения Генгстенберга о чисто языческом происхождении самарян. Отношение еврейского и нееврейского элементов в самарянской народности. 2 . Образование религиозной общины самарян . Исторический характер свидетельства 4Цар 17:24–41 . Мнение Шрадера о создании ассириянами вассального царства в Самарии. Мотивы колонизации Самарии ассирийскими царями. Первоначальная религия ассирийских колонистов. Начало служения Иегове. Гипотеза А. А. Олесницкого . Свидетельство 1 кн. Ездр 4:1–5 об образовании религиозной общины самарян: разбор возражений против свидетельства и его достоверность. Повествование 1Ездр 4:1–5 . Исследование свидетельства 1Ездр 4:6–23 . Отношения самарян и иудеев при Ксерксе и Артаксерксе. Санаваллат и другие защитники самарянских интересов. Значение деятельности Неемии в истории самарянско-иудейских отношений. Окончательное формирование самарянской религиозной общины и построение храма на Гаризиме. 3 . Судьбы самарянской общины после построения храма на Гаризиме. Самаряне при Александре Великом и его преемниках. Положение самарян при Иоанне Гиркане и в эпоху римского владычества в Палестине. Положение самарян при Константине Великом и Констанции. Баба-Рабба. Положение самарян при Феодосии Великом, Гонории, Феодосии II, Зеноне, Анастасии, Юстиниане и Юстине II. Самаряне в период владычества в Палестине, арабов и турок. Положение самарян в XIX в. 4 . Самарийская область . Границы Самарийской области. Самарийские города: Самария, Сихем, Сихарь и другие. 5 . Самарянская диаспора . Причины образовали самарянской диаспоры. Самарянская колония в Египте. Самарянские колонии в Палестине, Сирии и др. странах II. Религия самарян. Предварительные замечания. 1 . Догматика самарян и особенности в их понимании Моисеева обрядового закона . Самарянский монотеизм. Ангелология самарян. Воззрения на Моисея и на данный им закон. Почитание Гаризима. Мессианские верования самарян. Самарянская эсхатология. Самарянское толкование Моисеевых законов об обрезании, о чистом и нечистом, о браке, о правах наследования. Самарянский календарь. Особенности самарянского толкования законов о праздниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Мал.1:3 .  а Исава воз­ненавидел и пред­ал горы его опустоше­нию, и владе­ния его – шакалам пустыни. Здесь речь идет уже не об Исаве, как родоначальнике иудеев, а о происшедшем от Исава народе идумейском. Господь возненавидел народ идумейский. Выражение это представляет собою антропологизм, который употребил Малахия для того, чтобы убедить слушателей своих – евреев – в том, что их-то Бог действительно любит. В самом деле, любя евреев, нельзя было, в тоже время, не ненавидеть идумеев, которые всегда старались причинить евреям всякое зло. Ненависть Бога к Едому обозначает непрестанный гнев Божий против этого народа, который также продолжал, не переставая, делать всякое зло избранному Богом народу еврейскому. – «Предал горы его опустошению». Горы были местом жительства идумеев (ср. Авд 1.3 ). Опустошить горы – значит, поэтому, разрушить все жилища идумеев. – «Шакалам пустыни» – см. Ис 34.13 . Тихомиров переводит это место так: «владения его (сделал) степным пастбищем». – Какое опустошение Идумеи здесь разумеет пророк – сказать, наверное, нельзя. Естественнее всего предположение, что он намекает здесь на опустошения, причиненные Идумее персидскими царями – Дарием Гистаспом, Ксерксом и Артаксерксом, которые во время походов своих на Египет не могли миновать Идумеи и, естественно, подвергали ее каждый раз опустошению, тогда как к евреям эти цари были, вообще, милостивы. Мал.1:4–5 .  Если Едом скажет: «мы разо­рены, но мы восстановим раз­рушен­ное», то Го­с­по­дь Саваоф говорит: они по­строят, а Я раз­рушу, и про­зовут их областью нечестивою, народом, на который Го­с­по­дь про­гневал­ся навсегда.: И увидят это глаза ваши, и вы скажете: «воз­величил­ся Го­с­по­дь над пред­елами Израиля!» Не только из прошедшего разрушения Идумеи усматривается ненависть Иеговы к Едому, но и вся последующая история Едома – история попыток подняться снова в качестве самостоятельного государства – докажет ясно, насколько решительно грозное определение Иеговы об этом ненавистном народе. При этом пророк говорит, что эта ненависть вызвана в Боге нечестием идумеев. Их нечестие будет ясно всем ( «прозовут их»). – Пророчество это исполнилось окончательно при иудейском правителе Иоанне Гиркане, который поразил идумеев и заставил их принять обрезание (около 130 г. до Р. X.). – «Возвеличился Господь», т. е. велик Бог земли израильской.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С 60-х гг. XX в. (до и после Шестидневной войны 1967 г. и перехода западного берега моря под контроль Израиля) зап. и израильские ученые продолжили раскопки; среди них были: Дж. М. Аллегро; С. Стеколь (он также вскрыл 10 или 12 могил на кладбище (The Oxford Handbook of the Dead Sea Scrolls/Ed. T. H. Lim, J. J. Collins. Oxf., 2010)); Р. Даджани (Департамент древностей Иордании, 1965-1967 гг.). Й. Патрих (1984 (с И. Ядином), 1985, 1991; Patrich. 1994) изучил окрестности и пещеры (включая 3Q и 11Qb) и доказал, что их использовали как склады или укрытия; А. Дрори и И. Маген (1993-1994) также исследовали окрестности К. (программа Департамента древностей Израиля «Операция «Свитки»»). В 1995-1996 гг. М. Броши и Х. Эшель продолжили раскопки в пещерах К. и на кладбище ( Broshi, Eshel. 1999); в 1996 г. раскопки вела группа Дж. Стрейнджа ( Strange. 2006); тогда же и позднее (1996-1999, 2001-2004) - группа под руководством Магена и Ю. Пелега ( Magen, Peleg. 2006). На плато К. с 2002 до нач. 2010 г. работали Р. Прайс и О. Гутфельд ( Price, Farhi. 2010). До российского читателя материалы исследований в К. доходили в переводах популярных книг (Г. А. Штоль, А. Донини и др.) и научных обзорах ученых, изучавших рукописи Мёртвого м. и общие вопросы археологии религии ( Амусин. 1961; Он же. 1965; Он же. 1971; Он же. 1983; Тантлевский. 1994; Он же. 2012; Тексты Кумрана. М.; СПб., 1971-1996. 2 вып.). Хронология С нек-рыми поправками (работы Дж. Магнесс, Магена, Пелега и др.) полевые наблюдения де Во сохраняют значение до наст. времени. Хронология основана на достаточно богатом, хотя не полном и не до конца систематизированном материале. Де Во полагал (не все ученые поддерживают его т. зр.), что К. возник в VIII в. до Р. Х. как звено в цепи укреплений на востоке Иудеи, был разорен вавилонянами (VI в. до Р. Х.) и вновь заселен только в кон. II - нач. I в. до Р. Х. при Хасмонеях (при Иоанне I Гиркане , 135/4-104, или позже, ок. 100 до Р. Х.), стремившихся к контролю над долиной Иордана и Иудейской пустыней (это подтверждает сходство плана кумран. поселения с планами соседних укреплений Руджм-эль-Бахр (евр.- Мааганит-ха-Мелах), вблизи устья Иордана и Хирбет-Мезин. В 31 г. до Р. Х. кумран. поселение, видимо, пострадало от землетрясения, было восстановлено при Ироде Архелае (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.), во время 1-й Иудейской войны было сожжено и оставлено (июнь 68 г. по Р. Х.), но руины иногда использовали римские воины и иудейские повстанцы.

http://pravenc.ru/text/Кумран.html

Мих. 7:16, 17 . Узрят языцы и усрамятся от всея крепости своея, руце возложат на уста своя, и уши их оглохнут, полижут перст яко змиеве плежуще по земли, смятутся во облежении своем: о Господе Бозе нашем ужаснутся и убоятся от Тебе. С Евр.: «Народы увидят, и устыдятся всего могущества своего, положат руку на уста, уши у них оглохнут. Прах будут лизать, как змеи, как ползающие по земле. Содрогнутся в укреплениях своих; устрашатся Иеговы, Бога нашего, и убоятся Тебя». Т. е. языческие народы, увидев великие чудеса Божии, явленные еврейскому народу в возвращении и по возвращении его из плена, особенно изумленные чудесами Христа Спасителя и Его св. апостолов, не имея возможности говорить, положат руки на уста свои в знак своего изумления и молчания и будут как оглохшие от страшного удара грома. Находясь в таком состоянии изумления, народы языческие «полижут персть яко змиеве плежуще 167 по земли». Выражение «полижут персть» означает рабскую покорность, какую выражали подчиненные или побежденные на Востоке могущественным властителям (см. толк, на 71-й псалом, ст. 9. Ис. 49:23 ). Народы выразят еврейскому народу рабскую покорность. Это случилось при Маккавеях: Иоанафане, Симоне, Иуде и Иоанне Гиркане. (Подоб. см. Ос. 14:5–8 ; Иоил. 3:17–20 ; Ам. 9:12–14 ). Но всего более можно и должно относить слова пророка ко временам христианским, когда язычники, уверовав, выразили и выражают свою глубочайшую покорность Господу земными поклонениями и другими знаками. Языческие народы, продолжает пророк, видя чудесные дела Божии, «смятутся во облежении 168 своем " – ужаснутся в своих крепостях. Не народа еврейского убоятся эти народы, замечает пророк, а Тебя, Бога нашего, ужаснутся и вострепещут, видя явное и чудесное Твое покровительство избранному Тобою еврейскому народу, или, лучше, Церкви, Тобою основанной. Мих. 7:18 . Кто Бог якоже ты, отъемляй беззакония и оставляяй нечестия останком наследия своего? и не удержа гнева Своего во свидение, яко волитель милости есть. С Евр.: «Какой Бог, как Ты, прощающий беззаконие, не вменяющий преступления остатку наследия твоего?»

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Но, не вдаваясь в изъяснение слов Апостола, которые, как вообще известно, незаконно приво­дятся предестинационистами, как доказательство в свою пользу, мы должны сказать относительно Исава, что ни пророк Малахия, ни вообще Ветхий Завет не дают оснований видеть в его судьбе безусловное предопределение, «absolutum reprobationis decretum». Рейнке, разбирая приведенный взгляд Кальвина, справедливо, по нашему мнению, указывает на Быт.33:3–16; 35:29 , откуда видно, что Исав раскаялся в своей ненависти к Иакову и обнаружил истинно братские чувства (Reinke, a. a. O). Мы к этому можем прибавить, что и Моисей не смотрел на Эдома, как на отверженного Богом, а видел в нем брата Израилю и надеялся на его дружелюбие, хотя, впрочем, надежды эти и оказались тщетными ( Числ.20:14–21 ). Тем не менее в книге Второзаконие (23:8) прямо содержится требование: «не гнушайся Идумеянином, потому что он – брат твой». Затем Рейнке же приводит и такой аргумент ad hominem: утверждая вечное предопределение Божие об Исаве, кальвинисты должны бы отрицать возможность спасения и для всех потомков Исавовых и таким образом стать в противоречие с пророчествами В. З. о царстве Мессии; но они этого не делают и, вопреки смыслу Мал.1:4 , настаивают, что в Мал.1:3 говорится об одном Исаве (ibid.). Мы полагаем, что в этом случае обе стороны не правы. Несомненно, что ст. 3 относится и к самому Исаву, и к его потомкам; но несомненно также, что по смыслу ст. 4 эдомлянам (т. е. потомкам Исава) никогда не будет спасения или помилования. Чтобы избежать предестинационизма, мы, очевидно, должны избрать другой путь. Чтобы не оказывалось противоречия между Мал.1:3–4 и пророчествами Исаии и других пророков, возвещавших принятие в царство Мессии всех народов, необходимо допустить в этом случае разность точек зрения. В чем эта разность, – подсказывается самой историей Идумеи после пророка Малахии, т. е. подсказывается самим исполнением Малахиина пророчества. Мы видели, что это исполнение состояло в ряде жестоких поражений и разгромов, закончившихся при Иоанне Гиркане совершенным уничтожением Эдома в смысле отдельного народа, слиянием его с Израилем, так что ко времени Христа Эдома уже не было, и ни один эдомлянин не мог принять крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Что же ответствует Спаситель? Не оправдывает ли отцов самарянства за создание храма на самарянской горе? или может быть одобряет иерусалимлян, доселе ставящих построение сего храма в вину самарянам? Ни то, ни другое. Божественная мысль устремляется к будущему, а не к прошедшему, и даже не к настоящему. Будущее, и притом скоро, положит конец распре иудеев с самарянами: грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу, говорит Господь. Бесконечно превосходство ума Божия над умом человеческим! особенно очевидно оно в том, что ум человеческий ограничен в своих размышлениях прошедшим и настоящим (насколько известно ему то и другое), а ум Божий зрит будущее, и вместе с тем зрит отдаленнейшие цели путей Божиих. Как же будущее разрешит раздор иудеев с самарянами касательно места поклонения? Разрешит тем, что поклонения Богу не будет ни на сей горе, ни во Иерусалимех; и рады бы тогда иудеи попрекнуть самарян гаризинским храмом, и рады бы поносить их за нехождение во Иерусалим, как единственное место ( τπος) поклонения Богу; но у них самих в Иерусалиме уже не будет ни храма, ни поклонения Богу. Обратим внимание на некоторые частности в выражениях Господа. Слова: ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся – можно передать так: как в этой горе не поклоняетесь, (потому что самарянский храм был разрушен еще около 130 года до Р. Христова, при Иоанне Гиркане), так и в Иерусалиме покланяться не будете. В Иерусалиме не будете поклоняться не по той уже причине, по которой теперь не поклоняетесь, ибо о теперешнем не поклонении в Иерусалиме, на сколько оно происходит от самарянского нежелания и упорства в расколе, нельзя говорить в будущем времени (в этом смысле не поклонение самарян было для времени беседы Христа с самарянкою настоящее, а не будущее). В Иерусалиме вы не будете поклоняться по такой же (приблизительно) причине, по какой и в горе сей не поклоняетесь, – по такой, что и там будет разрушен храм. Итак, вот ответ Христа на вопрос самарянки о месте поклонения: не только у вас на горе сей не будет поклонения Отцу, но и в Иерусалиме не будет его. Если бы самарянка спрашивала о месте поклонения вообще, или безотносительно, то ответ Спасителя был бы не полон, не удовлетворителен, ибо Он не указывает, где вообще возможно и уместно поклонение; но так как самарянка спрашивала об основательности иудейских нареканий на самарянскую гору, как недостойную быть местом поклонения в виду существования Иерусалима и храма, то ответ Господа имеет всю силу и разительность: не только у вас (упрекаемых), на этой горе, но и у иудеев (упрекающих), в Иерусалиме, в скором времени не будет поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим чтобы внимать словам Твоим. Закон (Тору) дал нам Моисей, наследие обществу Иакова. И он был царь Израиля, Когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми. Далее во Втор. 33, 6–25 следует по отдельности благословение каждому из двенадцати колен Израилевых. И в завершение Моисей возглашает: Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь тебе, и во славе Своей на облаках. Прибежище (Твое) Бог древний, и (ты) под мышцами вечными. Он прогонит врагов от лица твоего, и скажет: истребляй! Израиль живет безопасно, один; око Иакова (видит пред собою) землю обильную хлебом и вином, и небеса его каплют росу. Блажен ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ хранимый Ягве, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы Твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их. 925 Прочитав цельно благословение Моисея, становится совершенно ясно, что оно целиком обращено к народу Израильскому. В основу благословения взято шествие Божие с Израилем, народом Своим, от Синая, где был заключен Завет, и далее Бог расчищает путь перед народом Своим, прогоняет его врагов и устрояет безопасную и блаженную жизнь его. В благословении двенадцати коленам содержится некий пророческий момент о их дальнейшей судьбе. Вступление же и заключение целиком относится к Израилю, с которым Бог шествовал от горы Синай до Обетованной земли. Эти слова не содержат в себе пророчества о буду­щих судьбах мира, о христианстве и исламе. Хотя всякий верующий в Ягве Бога, конечно, может ощущать себя в прибежище Бога древнего и под мышцами Его вечными. Ведь случается, поем же мы песню по какому-то поводу в нашей жиз­ни, хотя составлена она была совсем другим поэтом и по другому поводу. И тот поэт ничего о нас не пророчествовал, а есть сходство жизненных ситуаций. А теперь в деталях. Ясно сказано, что великий Моисей благословил сынов Израилевых 926 – сынов Израилевых, а вовсе не сынов Исмаила, и не сынов Иса­ва. Не говорится и о том, что в свое время Израилю придет благословение от Исмаила или Исава, да и не приходило никогда. Бесконечные войны и распри характеризовали отношения Израиля с исмаильтянами и Едомом. С исмаильтянами эти распри продолжаются и поныне, а идумеи уже давно приняли веру Израиля (в 126 г. до Р.Х. при Иоанне Гиркане I), так что не Сеир открыл Бога сынам Израилевым, а сыны Израиля – Сеиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Дальнейшие сведения о судьбе Идумеи сохранились уже в книгах Маккавейских. В 1Мак.5:3, 65 сообщается: «Тогда Иуда ополчился против сынов Исава в Идумее, в Акравиме, так как они держали в осаде Израиля, и поразил их великим поражением и смирил их, и взял добычи их (ст. 3)... После того вышел Иуда и братья его и воевали против сынов Исава в земле, лежащей к югу, и поразил Хеврон и селение его и разрушил укрепление его и сжег башни его вокруг него» (ст. 65). Это было около 165 года до Р. X. 647 Во 2Мак.10:14–18 сообщается: «Горгий же 648 , сделавшись в тех местах военачальником, содержал наемные войска и непрерывно поддерживал войну против Иудеев. Вместе с ним и Идумеи, владевшие удобными укреплениями, тревожили Иудеев и, принимая к себе изгнанных из Иерусалима, предпринимали войны. Бывшие же с Маккавеем, совершая моление и прося Бога быть помощником им в войне, устремились на укрепление Идумеев. И, сделавши на них сильное нападение, они овладели этими местами, отмстили всем сражавшимся на стенах, умерщвляли всех попадавшихся на встречу и побили не менее двадцати тысяч. Не менее десяти тысяч бежали в две весьма крепкие башни, снабженные всем против осады». Окончательно уничтожилась Идумея, в качестве особой национальности и особой страны, при Иоанне Гиркане. Иосиф Флавий повествует (кн. 13, гл. 9, § 1): «Гиркан завоевал Идумейские города Адору и Мариссу и, покорив всех Идумеев, позволил им жить в земле своей, ежели они примут обрезание и законы Иудейские. Идумеи, жалея оставить отечество свое, допустили совершить над собою обрезание и приняли все обычаи Иудейские. С того времени сделались они Иудеями» 649 . Это было около 130 или 120 г. до Р. X. 650 Посте этого уже вместе с Иудеями Идумеи подпадают римскому владычеству; но самобытность их, как народа, должна считаться прекратившеюся еще при И. Гиркане. Св. Ефрем Сирин исполнение пророчества настоящего стиха видит именно в победах Иуды Маккавея и Иоанна Гиркана 651 . § 22. . Выражение следует переводить «и назовут их», или лучше – «прозовут их». Глагол ( – 3 л. мн. ч. perf. по виду каль) значит 1) «кричать», 2) «звать», «кликать», 3) «называть», «именовать», 4) «читать (вслух)» 652 . Третье из этих значений и имеет место в нашем случае. В этом значении гл. соединяется с дополнением в винительном падеже для обозначения имени, которым называют, и в дательном для обозначения лица называемого. Так все это и есть в рассматриваемом месте пророка Малахии. Мы переводим будущим временем потому, что выражаемое всем этим предложением содержание представляется следствием упомянутых перед тем неудачных попыток Эдома восстановить разрушенное, а последние, как мы видели, имели совершиться в будущем по отношению к пророку Малахии. Подобным же образом переводят: LXX («κα πικληθσεται ατος»), вульгата («et vocabuntur»), таргум («и назовут»), сирский (тоже), арабский (как LXX). Лютер («und soll heissen sie»), славянский («и нарекутся им»), русский («и прозовут их») и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010