Летопись Абульфата начинается изложением хронологических дат от сотворения мира до завоевания земли Ханаанской, каковой период определяется в 2794 года. Затем автор переходит к изложению событий времени И. Навина и последующих. До времени императора Адриана повествование Абульфата идет параллельно Кн. Иисуса, но рассказ Абульфата полнее и связнее. Абульфат, как и автор Кн. Иисуса, относит образование схизмы среди израильтян ко времени Илии, упоминает о Сауле, Давиде, Соломоне и Ровоаме. Тогда как Книга Иисуса от Новуходоносора прямо переходит к Александру Великому, Абульфат упоминает о персидских царях Ксерксе, Агашвероше, Артахшаште и Дарии и об иудейских правителях Симоне (Маккавее) и Иоанне Гиркане которых он относит ко времени, предшествующему эпохе Александра Великого. После этого он сообщает, сведения о секте досифеян и тогда уже переходит ко времени Александра Великого. Рассказ Абульфата об Александре совпадает частью с тем, что сообщается у И. Флавия, частью с теми легендами, которые ходили на востоке. Период от Александра до Адриана, опущенный в Книге Иисуса, в хронике Абульфата опять освещен несколькими фактами. Автор сообщает о деятельности современного Александру первосвященника Езекии, о переводе самарянскими старейшинами св. книг на греческий язык для царя Птоломея, об иудейских сектах, о царе Александре Ианнее и его благоволении к самарянам, о Клеопатре. Автор также кратко упоминает о распятии Иисуса Христа при Тиверии и об убиении Иродом Иоанна Крестителя. Период от Тиверия до Адриана Абульфат опускает. Затем, после изложения сведений о времени Адриана он упоминает кратко о благоволении к самарянам Антонина, о жестокостях Коммода и останавливается более подробно на описании деятельности Бабы- Раббы. Далее идет речь об отношении к самарянам импер. Декия и Тахуса, под которых разумеют Констанция. Из последующих греческих императоров упоминается Феодосий, Маркиан и Зенон, при чем отмечаются некоторые факты, относящееся к истории самарян за время управления названных императоров. Последние известие хроники касается факта утверждения магометанского господства на востоке. Заключением хроники Абульфата служит список патриархов и первосвященников до времени Магомета. В двух рукописях хроники Абульфата есть дополнения, сообщающие о положении самарян в период магометанского владычества до половины X в. По мнению Фильмара 189 эти дополнения не принадлежат к первоначальному составу Летописи, и сделаны позднейшими переписчиками, при чем были извлечены из записей, современных самым событиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

2 . Что Иерусалим сожжён будет огнём, что случилось после пророка спустя 200 л. 379 . 3 . Что израильтяне изгнаны будут в северные страны, выше Дамаска 380 , что сбылось после 60–80 л. 381 . Всё сие предсказано было в цветущее время израильского царства. 4 . Что пленные и развеянные израильтяне возвратятся в своё отечество 382 . Сие произошло после 300 л. или ещё позже. 5 . Гораздо далее сего досягает предсказание о Мессии и обращении язычников 383 . XV. Век Авдия Много в Св. Писании встречается мужей, известных под именем Авдия 394 . Был ли кто-нибудь из них пророк, и тот ли это, который царём Иосией приставлен был над художниками храма, восстанавливающих Храм 395 , – неизвестно. От сего самого и век его сомнителен. Известно только из Авд.1:20 , что Иерусалим находился тогда под властью халдеев, и что многие граждане его были пленены; почему можно думать, что Авдий пророчествовал после заточения Иехонии в Вавилон или после седьмого пленения 396 . Но что он пророчествовал прежде разрушения Иерусалима, сие видно из Авд.1:12–14 , где он увещевает идумеян, чтобы они опять не возобновляли вражды против иудеев. XVI. Народ, к которому писал пророк Народ, к которому устремлена была проповедь Авдия, называется идумеянами, которые в отношении к святой земле обитали на юге, при горе Сеир 397 . XVII. Случай Угнетённые потомки Иаковли великое терпели искушение, когда враждебные для них сыны Исава, наслаждаясь благоденствием, презирали и издевались над ними. Сие унижение иудеев идумеянами подало случай Авдию устремить против последних словесный меч свой. XVIII. Само пророчество и событие оного Почему Авдий равно как Амос 398 , Иеремия 399 , Иезекииль 400 и писатель псалма 401 обличает идумеян во вражде их против иудеев и увещевает их не умножать более скорби своих собратьев, потому что они и сами испытают подобную участь; а в утешение иудеев предсказывает, что Сион некогда избавлен будет, и иудеи, даже десять колен израильских, обратно получив принадлежащие им области, займут ещё самую Идумею и пределы филистимские, что и случилось за 125 л. до Р.Х. при Иоанне Гиркане.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

О взимании первосвященником храма ежегодного налога и части продуктов (масла, вина, зерна), а также о взносах в царскую казну свидетельствуют отметки о натуральном взносе на остраконах и штампы на ручках сосудов, оставленных в храме или переданных администрации. Подтверждением растущего влияния эллинизма является обилие амфор для вина с островов Эгейского м. К нач. XXI в. в И. собрано более 1 тыс. ручек амфор со штампами (ок. половины - в городе Давида, относительно хорошо изученном), из них 430 - с о-ва Родос. Часть ручек можно датировать: крупнейшая группа (216 экз.) относится к 205-175 гг. до Р. Х.; ранних (до 260 г. до Р. Х.) и поздних (после 150 г. до Р. Х.) - не более 10. Это говорит о том, что в И. в большом количестве потреблялись изготовленные иноверцами вина, хотя прежде религ. предписания строго соблюдались. О распространении в И. греч. языка, ставшего в III в. до Р. Х. языком коммерции и администрации в городах побережья и в Идумее , свидетельствуют длинные греч. надписи эпохи Антиоха IV Епифана, в т. ч. на монетах: грекоязычных (тетрадрахма 305 г. до Р. Х. (времени Птолемея I) - 1-я монета Иудеи с портретом правителя) и двуязычных (первая 103 г. до Р. Х. и Александра Янная (103-76 гг. до Р. Х.)). При Хасмонеях (142-63 гг. до Р. Х., расцвет И.- при Иоанне I Гиркане и его сыне Александре Яннае) границы И. вновь расширили: были плотно заселены и обнесены новой стеной Храмовая гора, Верхний и Нижний город (с неоднородным в религ. отношении населением); в Верхнем городе открыты большие отрезки стен с прямоугольными башнями, построенные из квадров. В целом линия стены Хасмонеев следовала линии крепости железного века (т. н. Первой стены). Вокруг города были построены монументальные гробницы, из к-рых примечательна т. н. гробница Ясона. Кубическое сооружение завершено пирамидальной кровлей, стены покрыты прекрасно отесанными блоками известняка, балка портала опирается на единственную дорическую колонну. Внутри расположено 2 камеры с погребальными скамьями, нишами-локулами, каменными оссуариями; найдены монеты, лампы, сосуды. На стене обнаружено граффити с изображением корабля и греч. и арам. надписи, упоминающие некоего Ясона. К тому же времени относятся и монументальные семейные гробницы в долине Кедрона, к востоку от города (т. н. гробницы Авессалома, Иосафата и Захарии, Бней Хезир). К событиям борьбы за И. Антиоха VII с Иоанном Гирканом (132 г. до Р. Х.) относится найденный на скальном основании крепости Акра «склад» свинцовых снарядов для пращи, железных наконечников стрел и копий, камней для баллисты ( Johns. 1950. Fig. 7), что может указывать на существование в районе цитадели стены и башен, строительство к-рых приписывают Маккавеям. Римский протекторат. Ирод Великий

http://pravenc.ru/text/293782.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10.8. Правление династии Маккавеев (Хасмонеев). Воцарение Ирода Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Мы уже полностью вышли за пределы библейского повествования. Иоанн Гиркан еще более расширяет подвластную ему территорию, и одним из его судьбоносных деяний было присоединение Идумеи, то есть потомков Исава, которые постоянно были противниками Израильтян. Потом их насильственно обратили в иудейскую веру. Это имело весьма большое значение, потому что Ирод Великий был из идумеев; благодаря насильственному слиянию с иудеями он и получил возможность прийти к власти. Иоанн Гиркан был у власти около двадцати лет, и ему на рубеже первого и второго веков наследовал его сын, Александр (правил 104 – 78 гг.), который знаменовал собой упадок династии. Если об Иоанне Гиркане свидетельствовали, что у него был даже дар пророческий, то Александру дали прозвище «фракиец» за его жестокость. Он был весьма успешен в своих военных походах, но его очень не любили, поскольку Александр формально, не исполнял должности первосвященника, он провозгласил себя царем. Первые Маккавеи скромно именовали себя предводителями народа, а Александр провозгласил себя царем; но при этом он претендовал на то, чтобы исполнять и первосвященнические обязанности. Однажды, во время праздника Кущей, он явился, чтобы самолично совершать служение, что вызвало протест народа. Его это не остановило, произошли волнения, и несколько тысяч человек были ранены у Храма. Началась настоящая гражданская война, причем партию, противостоящую Александру, возглавляли появившиеся тогда фарисеи. Те партии, которые упоминаются на страницах Евангелия, сложились как раз во времена Маккавейского движения. Фарисеи возглавляли противную Александру партию и призвали себе на помощь потомка Селевкидов, Димитрия III. Но в критический момент патриотизм у фарисеев взял верх, и они отказались от помощи Димитрия III и присоединились к Александру Яннаю, что его лично спасло, так как дела его были незавидны. Тем не менее, он подавил восстание и распял восемьсот зачинщиков его, никакой благодарности к фарисеям не проявил; в это время увеличился приток в общины ессеев.

http://sedmitza.ru/lib/text/431243/

Мих. 7:16, 17 . Узрят языцы и усрамятся от всея крепости своея, руце возложат на уста своя, и уши их оглохнут, полижут перст яко змиеве плежуще по земли, смятутся во облежении своем: о Господе Бозе нашем ужаснутся и убоятся от Тебе. С Евр.: «Народы увидят, и устыдятся всего могущества своего, положат руку на уста, уши у них оглохнут. Прах будут лизать, как змеи, как ползающие по земле. Содрогнутся в укреплениях своих; устрашатся Иеговы, Бога нашего, и убоятся Тебя». Т. е. языческие народы, увидев великие чудеса Божии, явленные еврейскому народу в возвращении и по возвращении его из плена, особенно изумленные чудесами Христа Спасителя и Его св. апостолов, не имея возможности говорить, положат руки на уста свои в знак своего изумления и молчания и будут как оглохшие от страшного удара грома. Находясь в таком состоянии изумления, народы языческие «полижут персть яко змиеве плежуще 167 по земли». Выражение «полижут персть» означает рабскую покорность, какую выражали подчиненные или побежденные на Востоке могущественным властителям (см. толк, на 71-й псалом, ст. 9. Ис. 49:23 ). Народы выразят еврейскому народу рабскую покорность. Это случилось при Маккавеях: Иоанафане, Симоне, Иуде и Иоанне Гиркане. (Подоб. см. Ос. 14:5–8 ; Иоил. 3:17–20 ; Ам. 9:12–14 ). Но всего более можно и должно относить слова пророка ко временам христианским, когда язычники, уверовав, выразили и выражают свою глубочайшую покорность Господу земными поклонениями и другими знаками. Языческие народы, продолжает пророк, видя чудесные дела Божии, «смятутся во облежении 168 своем " – ужаснутся в своих крепостях. Не народа еврейского убоятся эти народы, замечает пророк, а Тебя, Бога нашего, ужаснутся и вострепещут, видя явное и чудесное Твое покровительство избранному Тобою еврейскому народу, или, лучше, Церкви, Тобою основанной. Мих. 7:18 . Кто Бог якоже ты, отъемляй беззакония и оставляяй нечестия останком наследия своего? и не удержа гнева Своего во свидение, яко волитель милости есть. С Евр.: «Какой Бог, как Ты, прощающий беззаконие, не вменяющий преступления остатку наследия твоего?»

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

37 Ам.5:25–27 . Моисей нигде не упоминает о служении евреев в пустыни Ремфану и Молоху; посему, никоторые переводят сие место так «вы приносили Мне заколения и жертвы в пустыни в продолжение сорока лет; но теперь вы восприясте скинию Молохову... сего ради преселю вы далее Дамаска». Но такой перевод 1) не согласен с еврейским словосочинением; ибо в подлиннике употреблена речь вопросительная; 2) исторически нельзя подтвердить существование в царстве израильском служения Молоху и Ремфану во времена Пророка Амоса; 3) Первомученик Стефан упрекает в идолослужении не современников Амоса, но современников Моисея ( Деян.7:42 ). Моисей во многих местах Пятокнижия ясно дает заметить, что народ не строго соблюдал полученный на Синае закон. Так, он упрекает их в том, что в пустыни они приносили жертвы, кому где было угодно ( Втор.12:8 ), тогда как был уже закон приносить жертвы только в Скинии ( Лев.17:5 ). В другом мест он ясно упрекает евреев в идолопоклонстве ( Лев.17:7 ). В том же преступлении упрекает современников Моисея и Пророк Иезекииль ( Иез.20:6–8 и дал). Моисей не излагает подробно преступлений евреев, вышедших из Египта, как поколения уже осужденного Богом; и вообще, по удалении евреев от Синая лишь немногие события замечены в сказании Моисея. Еврейское слово Kijun LXX заменили словом Ремфан, более известным. Ремфан, или Рефан на коптском языке означает планету Сатурн. Идолопоклонство евреев, как объясняет св. Первомученик Стефан, состояло в поклонении звездам: предаде их служити воем небесным ( Деян.7:42 ). Моисей, может быть, имея в виду этот род идолопоклонства, предостерегает от него новое поколение евреев ( Втор.4:19 ). – Под словом скиния разумеют небольшой походный храм (νας), в котором египтяне носили с собою во время путешествия изображения богов. См. Letronne, recucil. des inscriptions de I’Egypte. T. I. p. 306. 40 Основываясь на нынешнем еврейском чтении, некоторые думают, что пророчество сие исполнилось при Иоанне Гиркане (Flav. 13, 9, 1), который заставил идумеев принять обрезание: но такое объяснение несправедливо. Ибо 1, Гиркан посредством обрезания присоединил к Иудейской религии одних только идумеев, но не все народы, как сказано в пророчестве; 2, присоединил по своему произволу и насилием, тогда как у Пророка сказано, что Господь сам сотворить сие ( Ам.9:12 ); 3, принятие идумеев и всех язычников в царство Божие должно совершиться, как предвозвещает Пророк, по восстановлении падшей скинии Давидовой; следовательно, при царе из потомства Давидова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

Через 70 лет (после первого пленения народа Израильского в 606 году до Рождества Христова), Кир царь Персидский даровал Иудеям позволение вернуться назад на родину в 536 году до Рождества Христова (первая книга Эздры, гл. 1 и 4). Хотя оставшимся и было разрешено, по возвращении в землю их отцов, вновь воссоздать храм и стены Иерусалимские, под руководством Неэмии, но прошло еще много лет, пока им удалось исполнить то и другое. Александр Великий, во время своего знаменитого похода, обласкали иудеев, подняли из ничтожества Иерусалим и даровал ему обильные привилегии. При разделении Македонского царства, после смерти Александра Великого, Палестина и Иерусалим снова очутились между соперничествовав- шими монархиями, Египетской и Сирийской, а потому и стали опять поприщем долгих войн между этими двумя государствами. Много раз Иерусалим переходил из рук в руки, пока не перешел во власть Птоломея Сотера (305 г.). В царствование его, как и при первых Селевкидах, град Давидов пользовался миром и, казалось, готовился начать новую жизнь, как вдруг после долгой осады овладел Иерусалимом один из Селевкидов, сирийский царь Антиох Епифан. Он разграбил храм Иерусалимский и осквернил его языческим богослужением. Тирания Антиоха Епифана (176–163 гг. до Рождества Христова) повергла град Давидов в новые бедствия, тем более, что сирийцы воздвигли гонение на последователей Бога истинного. Доведенные до отчаяния жестокостью и преследованиями сирийских царей, евреи восстали под начальством Иуды Маккавея, родом из Мадианы. Благодаря победам Маккавеев, Иерусалим снова стал столицей независимого царства, основанного в 142 г. до Рождества Христова) домом Маккавеев, и истинное богослужение было в нем снова восстановлено и храм возобновлён. После Иуды, Иерусалим был взят сирийцами, при помощи голода, причем стены Сиона были разрушены. Ионафан, отнявший град Давидов от сирийцев, укрепил его еще сильнее, чем прежде. При Иоанне Гиркане Иерусалим снова подвергся осаде сирийцев, которыми и был принужден к сдаче.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С другой стороны, и иудеи выжидали только удобного времени, чтобы отомстить самарянам. Время это настало при Иоанне Гиркане. Вскоре после принятия на себя звания первосвященника и правителя народа, Иоанн Гиркан, пользуясь обстоятельствами, стал расширять пределы Иудеи. В 130 г. он завоевал Сихем и священную самарянскую гору Гаризим, а вместе с тем разрушил и храм на Гаризиме 544 . 21-й день Кислева – день падения ненавистного иудеям святилища впоследствии стал для них праздничным днем, в который раввины не дозволяли никому быть печальным 545 . Это, однако, не усмирило самарян, и они по-прежнему старались, вредить иудеям. Тогда Иоанн Гиркан, пользуясь смутами в Сирии и благополучием внутри своего государства, решился снова наказать ненавистных соседей. Около 110 г. он, мстя за обиды, причиненные самарянами иудейским союзникам мариссянам, подступил к Самарии. Не надеясь силой взять этот город, Гиркан начал правильную осаду его: он обвел Самарию со всех сторон рвом и длинною стеною, простиравшеюся на 80 стадий. Главными начальниками над этими работами Гиркан поставил сыновей своих Антигона и Аристовула. Осажденные самаряне дошли до такой нужды, что должны были питаться нечистотами. Тогда они обратились к Антиоху Кизическому. Но Антиох, дойдя до Самарии, был разбит здесь Аристовулом и едва не попался в плен, будучи преследуем до Скифополя. Снова началась осада, и самаряне снова обратились за помощью к Антиоху. Последний, получив подкрепление от Птоломея Лафура, стал опустошать иудейскую область, надеясь отвлечь Гиркана от осады Самарии. Но он попал в хитро устроенную засаду, потерял значительную часть войска и должен был удалиться в Триполи, поручив продолжение войны с иудеями Епикрату и Каллимандру. Каллимандр вскоре был убит, а Епикрат, имея по свидетельству И. Флавия, „ненасытную жадность к деньгам“, предал иудеям Скифополь и близкие к нему места. Благодаря этому Иоанн Гиркан, наконец, взял Самарию. Раздраженный продолжительностью осады, он разрушил самарянскую столицу до основания, раскопал ее место, проведя здесь источники, и вообще не оставил следа от знаменитого города 546 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Даже с чисто нравственной точки зрения идеал Гиркана является гораздо более ценным, чем мечты фарисеев. Ибо забота о личной святости и богоугодности эгоистична, раз она не служит великим задачам общественной пользы; забота же Гиркана о своем личном явлении имела нравственную ценность потому, что только при его помощи Гиркан мог доставить своему народу возможность занять то положение, которое казалось ему достойною целью всей его жизненной работы. С другой стороны весьма понятно, что нравственное влияние фарисеев на иудейский народ еще более возросло, после того как Иоанн Гиркан отвернулся от них. Их благочестивое рвение, лишенное всякого искания внешней выгоды, вызывало удивление, тогда как в разрыве Гиркана с прежними друзьями легко видели результат эгоизма и заблуждающегося честолюбия. 5. Иуда Аристобул Иоанн Гиркан умер в 105 году до P. X., на 31-м году своего правления (136–105 до P. X.). Старший из пяти его сыновей – Иуда, носивший греческое имя Аристобула, решил доставить своему правлению больший блеск, восстановив древнеизраильский царский титул, после того как в продолжение 381 года не было ни одного иудейского царя. Правда, он сделал это, очевидно, только на греческом языке. Ибо на дошедших до нас медных монетах, чеканившихся в период его правления, имеется простая надпись на еврейском языке: „Иуда первосвященник», и „общество иудеев». По такому точно образцу чеканились монеты уже при Иоанне Гиркане 6 . Во всяком случае, принять царский титул можно было только пренебрегши партией фарисеев. Последние могли иметь относительно царской власти в израильском народе только два мнения. Или Бог признавался единственным законным царем страны и тогда ни о каком земном царе не могло быть и речи. Или же можно было вместе с пророками признавать законным царский род Давида; но тогда приходилось отвергнуть царя из колена Левитова, каким был Асмоней Аристобул. Эти воззрения, почерпнутые из священного писания, заставили, очевидно, Иуду Аристобула прилагать к своему имени царский титул только на греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Автор очень тщательно собрал материал к своей „Истории сынов Божьих», как называлась его книга на еврейском языке. Нет достаточного основания полагать, что автор пользовался письменными первоисточниками в собственном значении слова. Правильное понимание работы этого историка достигается, может быть, скорее всего, если допустить, что он хотел своей книгой пополнить чувствительный пробел в современной ему литературе. По его собственным словам, уже тогда существовала история Иоанна Гиркана, написанная, вероятнее всего, придворным историографом по приказанию самого Гиркана, или же кого-нибудь из его ближайших преемников. Это произведение можно считать продолжением первой книги Маккавеев. Следовательно, первая книга Маккавеев предполагает, что о более ранних асмонейских правителях еще не было тогда таких сочинений, как книга об Иоанне Гиркане. И так как этот царский род стоял тогда в апогее своего могущества, то, понятно, он не желал предать забвению славные военные подвиги, благодаря которым он так возвеличился И к счастью, нашелся человек, сумевший очень искусно рассказать потомству историю асмонеев, по образцу лучших древнееврейских повествований (какое мы имеем, например, в книгах Самуила) не перенося, однако, нравов и взглядов времен Давида в эпоху Маккавеев. В первой книге Маккавеев отмечена была известная религиозная сдержанность. Это замечание имеет свою верную сторону, не следует только преувеличивать ее. Герои этого исторического произведения действуют и говорят исключительно по собственному побуждению; нигде в нем не упоминается о Боге, который бы внушал мысли людям, даже при таких великих событиях, как восстание Маттафии 7 . Но исполнение закона считается национальной задачей, от пренебрежения которою должны страдать честь и самобытность иудейства. Если в этом проглядывает дух саддукейства, то он выступает, может быть, и в том месте, где с удовольствием рассказывается о решении иудеев бороться в субботу против сделанного на них нападения, а не давать себя убить; в дальнейшем повествовании об этом, впрочем, не упоминается больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010