Однако Варлаам не сложил оружия. Едва выйдя из зала заседаний Собора, он заявил, что «все было подстроено Паламой», конечно, имея в виду в первую очередь императора, без которого результат соборной дискуссии едва ли бы был столь перспективен для святителя. Но из опасения неизбежного наказания за нарушения соборного определения, буквально на следующий день уехал в Авиньон, где вскоре Римский папа Климент VI (1342–1352) хиротонисал его в епископы Кесарийские 641 . Но и для Андроника III Палеолога это была последняя победа, которую ему даровал одержать Бог . После окончания Собора царь почувствовал себя совершенно разбитым физически – сказались многочисленные военные походы и ранения. Он отправился в монастырь Одигов и здесь впал в бесчувственное состояние. На третий день император пришел в себя и, почувствовав смертный час, пригласил к себе царицу Анну Савойскую, которую просил принять его кончину с душевным спокойствием. 15 июня 1341 г. 45-летний Римский император Андроник III Младший Палеолог скончался. LXXV. Императоры Иоанн V Палеолог (1341–1391), Иоанн VI Кантакузен (1347–1354), Матфей (1354–1357), Андроник IV Палеолог (1376–1379) и Иоанн VII Палеолог (1390) Глава 1. Гражданская война. Кантакузены против Палеологов Смерть императора Андроника III Палеолога оказалась роковой для Византии. Ушел из жизни человек, способный хоть как-то сохранить централизованное управление Римским государством и не только отразить нападения врагов, но и вести последние в истории Империи наступательные войны по восстановлению ее территориальных границ. Теперь же его преемником оставался 9-летний мальчик Иоанн V Палеолог, объективно не способный в тот момент управлять державой. Как и ранее, самой могущественной фигурой оставался великий доместик Иоанн Кантакузен, но и его положение существенно изменилось. Когда Кантакузен находился при императоре и действовал от его имени, столичная аристократия вынужденно мирилась с этим фактом. Теперь же легитимность власти великого доместика, желавшего сохранить свою роль фактического правителя Византийской империи и опекуна царевича, была сведена к нулю. Оппозиция сплотилась вокруг императрицы Анны Савойской и Константинопольского патриарха Иоанна Калеки, к которым примкнул Алексей Апокавк. Бывший товарищ Кантакузена, ранее занимавший пост министра финансов и дуки флота, очень забеспокоился, узнав, что Кантакузен переехал в царский дворец, где пребывал царевич, и окружил его наемной варяжской стражей. Он полагал, что с минуты на минуту великий доместик объявит себя Римским императором, но этого не произошло. Тогда Апокавк, все мерявший своими категориями, решил, будто Кантакузен желает вначале устранить царицу, патриарха и его, а затем уже брать в руки царскую власть. Эти размышления, совершенно не соответствовавшие мыслям самого Кантакузена, подтолкнули Апокавка к стремительному переходу в лагерь императрицы Анны Савойской и патриарха Иоанна Калеки 642 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как говорил старец схимонах Зосима: «Кто Царства Небесного желает, тот богатства Божьего желает, а не Самого еще любит Бога». Примером этого может служить следующий рассказ. Один христианин, ищущий спасения своей души, решил для этой цели взять к себе на иждивение калеку нищего, лежащего в притворе храма. Он взял его в свое жилище и стал кормить и заботиться о нем. Но все это он делал с холодною душою и с равнодушием к душе калеки. В калеке он видел не брата, не живую душу, ищущую не только пропитания, но и любви, а только средство для спасения своей собственной души. Душе калеки стало тяжко от такого отношения, и он потребовал, чтобы его обратно отнесли в притвор храма. О признаках Христовой любви пишет так и епископ Вениамин (Милов): «Любовь имеет потребность предаваться другим безгранично и до самозабвения. Любовь воспринимает любимых не как людей, а как детей Божиих, дорожит ими христоподражательно, ревнует об очищении в них образа Божия, содействует возвышению их богоподобия и безраздельного единения с Богом. Любящие Бога по закону контраста ненавидят путь греха, лжи и человеческие вымыслы и одновременно всем сердцем обращены ко всему сопредельному в Сослужении Богу. Например, они любят Божии храмы, даже камни и прах их, благоговеют перед святынями, богослужением и церковно-богослужебным языком, усиливающим наши теплые чувства к Богу». Признаком наличия любви Христовой, по словам прп. Исаака Сириянина, является наличие у человека дара слез. Он пишет: «Любви обычно воспоминанием о любимых возбуждать слезы. А пребывающий в любви Божией никогда не лишается слез, потому что никогда не имеет недостатка в том, что питает в нас памятование о Боге; почему и во сне своем беседует с Богом. Ибо любви обычно производить что-либо подобное, и она есть совершенство людей в этой жизни». Как говорит еп. Игнатий (Брянчанинов): «Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, который приготовил себя чистотою сердца, ума и тела. Чем больше приготовил себя, тем больше и степень дара, потому что Господь Бог и в милости Своей правосуден».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

1,2 Христиане продолжают посещать Храм, и вот однажды Петр и Иоанн проходят мимо калеки, расположившегося на своем привычном месте, где он долгое время просил милостыню, при дверях храма, называемых Красными. Для просящего подаяния это место выбрано как будто весьма удачно, поскольку народ, направляясь на богослужение, вряд ли мог пренебрегать им. В то же время ожидать милостыни в этом месте при столь оживленном движении могло быть и пустым занятием. 4,5 Вот почему рассказчик говорит, что Петр и Иоанн всмотрелись в него. Происходит истинная встреча. Маршалл пишет: «То, что могло оказаться просто поводом к обезличенному, механическому подаянию, обернулось личным взаимодействием» (Marshall I. H., Acts [IVP, 1980], р. 88). В результате шансы калеки получить милостыню возросли, пусть и не слишком высоко. 6 Ожидания читателя, только что прочитавшего (2:44–47), как христиане продавали имения и всякую собственность для помощи тем, кто нуждался, также укрепились. Но Лука стремится не к изображению великодушия, с каким христиане расстаются со своими деньгами, а старается пояснить, почему они считают материальное ценностью преходящей, временной. Христиане могут поделиться и чем–то более ценным. Петр обладает (и делится) целостностью, передающейся по вере во имя (или властью) Иисуса Христа. 7 Продолжая тему межличностного контакта, Лука рассказывает о том, как Петр взял этого человека за правую руку и поднял, вследствие чего вдруг укрепились его ступни и колена. 8 Вид человека, которого прежде приходилось приносить к дверям Храма, а ныне начавшего не только ходить, но и скакать, восхваляя Бога, поражает еще больше, ибо во дворе Храма такая картина представлялась, должно быть, недостойным лицедейством. 9,10 Можно представить себе изумление и ужас народа, постепенно распознававшего в нем прежнего калеку. 11 Соломонов притвор представлял собой портик с колоннадой вдоль восточной стороны внешнего двора Храма. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Сам Иисус учил там ( Ин. 10:23 ), и у христиан этот притвор был, видимо, излюбленным местом встреч (ср.: Деян. 5:12 ). Исцеленный не отходил от Петра и Иоанна, и весь народ в изумлении сбежался к ним, словно сами ученики были «люди святые» или целители.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В связи с усилением позиц ии Иоанна Кантакузина и смертью дуки Апокавка (11 июня 1345) Анна стала понимать ошибочность поддержки патриарха в его антипаламитской деятельности и пожелала получить более полное представление о содержании полемики. Для этого помимо 2 «Догматических трактатов» Филофея Коккина (не изданы), «Истории вкратце...» Дисипата и «книги материалов» (bibl ion) Иоанна Калеки (Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 612; отрывки из нее в томосе 1347 г .) она обратилась к написанным по ее просьбе посланию Г. П. «Державнейшей и благочестивейшей владычице Палеологине» (янв. 1346 ) и «Исповеданию к владычице» Акиндина. После коронации Иоанна Кантакузина 21 мая 1346 г . патриархом Иерусалимским Лазарем , так и не получившим утверждения от императора после избрания еще при Андронике III и оставшимся после смерти последнего верным Кантакузину, состоялся Собор в Адрианополе, к-рый низложил Иоанна Калеку за хиротонию Акиндина и его соратников. В сент. 1346 г . в Константинополе императрице было подано прошение за подписью 6 митрополитов и архиепископа, в к-ром содержалось требование суда над патриархом (текст: PG. 151. Col. 767–770). Патриарх, пытаясь оправдаться в глазах императрицы, разорвал общение с Акиндином. Но 2 февр. 1347 г ., когда Иоанн Кантакузин был уже рядом с Константинополем, Анна созвала Собор, к-рый, рассмотрев «книгу материалов» Иоанна Калеки против Г. П., низложил патриарха, осудил всех противников Г. П. и их писания, а Г. П. реабилитировал (события этого Собора изложены в томосе, обнародованном 8 февр. 1347). Вечером того же дн я Иоанн Кантакузин вошел в столицу. После длительных собеседований с императрицей Г. П. и Андроник Асень были посланы к Иоанну Кантакузину для переговоров, результатом которых явилось восстановление мира: Иоанн VI Кантакузин встал во главе государства, а Иоанн V Палеолог стал его соправителем . В результате состоявшегося 8 февр. 1347 г . под председательством императора Иоанна Кантакузина и императрицы Анны Собора был обнародован новый томос, подтверждавший соборный томос 1341 г . и подводивший Иоанна Калеку под осуждение, которому подвергся в июне 1341 г . Варлаам . В отношении Акиндина подтверждался приговор июльского Собора 1341 г .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205969...

Еще при земной жизни Своей Господь наш Иисус Христос называл верующих в Него Своим малым стадом. Не смущайтесь этим, а радуйтесь. И знайте, что к этому малому стаду во все века принадлежали и доныне принадлежат очень многие весьма крупные ученые и философы, сумевшие сочетать свою веру в науку с высшей верой в Бога и Христа Его; а среди тех, которые отвергают религию, основываясь на данных науки, подавляющее большинство не имеет никакого отношения к науке и говорит о ней только понаслышке. А вам, простым неученым людям да будут крепчайшей опорой слова Христовы: «Если не умалитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Аминь. 2 мая 1954 г. О двух исцелениях калек святыми апостолами Вы мало знаете славянский язык и плохо слушаете апостольское чтение, а нынешнее чтение из Деяний апостольских заслуживает глубокого внимания и рассуждения. Выслушайте его на русском языке, внимайте каждому слову. «В Листре некоторый муж, не владеющий ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Он слушал говорившего Павла, который взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, сказал громким голосом: Тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: Боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведши к воротам волов и принесши венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение» Деян. 14, 8-13 Это первое повествование в Деяниях апостольских об исцелении святыми апостолами несчастного калеки, который от чрева матери своей не мог ходить, был парализован, имел высохшие ноги, скрюченные и негодные для ходьбы. Сейчас вы слышали, что такого исцелили в языческом городе Листре св. апостолы Павел и Варнава. Теперь послушаем другое повествование в 3-й главе Деяний апостольских о подобном же исцелении такого же калеки св. апостолами Петром и Иоанном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Но что это, как не классический гуманизм, спросит человек, знакомый с богословскими азами. Разве неизвестно, что между гуманистическим и богословским образом человека — пропасть? Что гуманисты забыли главное — глубинную испорченность человека, первородный грех? Что мы живем в падшем мире и это составляет ситуацию человека, conditio humana? Какие уж в падшем мире свобода, творчество, радость? Послушность, самопринуждение, плач о собственной мерзости — вот уместные формы здешнего благочестия. Можно быть уверенными, что Иоанн Павел II никак не забывал о «падшести мира» и о грехах человеческих — он, переживший и нацистскую оккупацию Польши, и атеистический режим, он, в каждой стране посещавший в первую очередь места величайших бедствий, захоронения тысяч людей, убитых тысячами других людей (и в России он хотел посетить такое место, Соловки). И тем не менее он утверждал, что не с падения все начиналось и не падением кончается. «В каждом человеке есть место для скинии Божией» — его слова. Дело же пастыря — приготовить это место, напомнить, что слову Господа о творении: «Хорошо весьма!» — может ответить человеческое слово: «Хорошо нам с Тобой!» — и что наш разуверившийся в себе современник ничем не хуже тех, кто смог это слово сказать. И, конечно, главными его гостями были те, кто искал помощи и утешения. В конце 1999 года на площади Святого Петра я издалека наблюдала «Тысячелетие калек» (воскресение, посвященное всем увечным). Толпы физических и психических инвалидов проходили перед Папой. Папа сам был уже сильно изувечен своим недугом. Калеки со всего света проходили перед великим калекой, и он благословлял каждого. И отходя, они менялись — они буквально сияли радостью. Особенно меня поразило такое преображение группы умственно неполноценных детей, которые, казалось, просто ни на что не могут реагировать. В своем слове к этому юбилею, к миллениуму Иоанн-Павел II сказал, что в этом образе, в образе калеки человечество и подходит к порогу нового тысячелетия. Долгий понтификат Иоанна-Павла II еще будет осмысляться и оцениваться. Его блистательное, звездное начало — и последнее десятилетие, когда весь мир видел физическое мучение и угасание некогда «самого спортивного», «самого подвижного и открытого» из римских понтификов. Эти последние годы Папы для многих стали самой волнующей проповедью: ведь мы принадлежим цивилизации, которая как огня боится старости, болезни, смерти. Боится страдания и бережется от сострадания. Цивилизации успеха, здоровья, бесконечно продлеваемой молодости, которая, словами Антония, митрополита Сурожского, «идет спиной к смерти и старости». «Откройте двери Христу!» — этими словами начал свое папское служение Иоанн-Павел II, полный сил, надежд, идей, которые могли бы помочь зашедшей в «тупик прямого продолжения» истории. Старый и больной Иоанн-Павел II показывал, что значит — держать эти двери открытыми и не бояться.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Иван Босой, Киевский (Память 10 июня). В сороковых годах, в Киеве, в той местности, где теперь находятся присутственные места, находились ветхие домики. Здесь один благочестивый мещанин принял к себе бесприютного Ивана Босого. Иван Босой, усмотрев у этого мещанина развалившийся погреб, ископал в нем небольшую пещеру и в ней поселился для своих благочестивых подвигов. Он бывал часто в Десятинной церкви на богослужениях. Однажды в самый лютый мороз пришел он в Десятинную церковь на всенощную накануне праздника Святителя Христова Николая, – пришел босым, без шапки и в нанковом халате, и простоял с благоговением на коленах всю всенощную. С той поры он стал часто бывать здесь. Благочестивый капитан Протасов в Лыбедской части гор. Киева, приняв к себе Ивана Босого, отвел ему весь нижний, довольно обширный этаж своего дома для его благочестивых подвигов. В новом помещении Иван Босой принимал и покоил странников и бедных. После этого Иван Босой нанял оба этажа прежде жилых комнат под Киево-Андреевской церковью, – комнат, которые служат как бы основанием Андреевской церкви. В этих комнатах Иван Босой принимал, кормил и покоил странников, калек и бедных. Комнаты разделены были на шесть отделений. В первом отделении жили калеки мужского пола, во втором отделении калеки женского пола; в третьем отделении была для них, для бедных и странников, трапеза, таковых трапезовало каждый день более двухсот; в четвертом отделении были поварня и хлебня, в пятом отделении находились съестные припасы; в шестом отделении были келлии Ивана Босого и ученика его Дамиана. Келья Ивана Босого была посредственная, не большая и не малая, вся от потолка до стола со всех сторон была украшена иконами разных размеров и достоинств; пред некоторыми из них теплились неугасимо лампады. В переднем углу келлии лежал на полу камень в два пуда, о который Иван Босой, во время ночных своих молитв, полагал земные поклоны, отчего на лбу его сделался нарост величиною в куриное яйцо. Иван Босой носил вериги почти в пуд, заклепанные на нем навсегда, а другие, чугунные, полуторапудовые вериги висели у него на стене в келлии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тут интереснее вот что: мы уже готовы считать Русскую Православную Церковь оставшейся единственно верной, или еще нет? Картина Репина " Крестный ход в Курской губернии " . Медицины нет , калеки бегут за чудотворной иконой, больше помощи ждать неоткуда. Вместо леса одни пеньки , экономика полностью не развита, для отопления у людей только дрова. Это ваша пресловутая монархия ! Поищи исторические реалии в картине Васнецова " Иван царевич и серый волк " . 14. Ответ на 11, Андрей Карпов: Правильно. Господь открыл двери церкви более 40 лет назад и что? Большинство народа не узнало время посещения Его. Поэтому, горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись... Не надо ваши бредни выдавать за ВЕРУ ХРИСТОВУ. Константинопольский патриарх выдал томос раскольникам и небесные молнии его не поразили. Никто ведь в мире не считает, что ближе всего к ГОСПОДУ именно вы. Ватикан тот провозгласил себя единственной христианской церковью. Тут интереснее вот что: мы уже готовы считать Русскую Православную Церковь оставшейся единственно верной, или еще нет? Картина Репина " Крестный ход в Курской губернии " . Медицины нет , калеки бегут за чудотворной иконой, больше помощи ждать неоткуда. Вместо леса одни пеньки , экономика полностью не развита, для отопления у людей только дрова. Это ваша пресловутая монархия ! 13. Ответ на 9, Vladislav: Ни константинаполький патриарх, ни раскольники, ни Ватикан к святому праволавию не относятся, они более соответствуют Тиру и Сидону ,поэтому то с них и взятки гладки. А у нас, где Христос почти на каждой улице, достаточно только в церковь зайти, ситуация более соответствует Хоразину и Вифсаиде и даже более - Иеруалиму евангельских времён, о котором Господь сказал: Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели...Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего...И ты, Капернаум, до неба вознёсшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/30/vs...

В течение 1342-1347 гг. состоялось неск. антипаламитских Соборов, однако все акты были впосл. уничтожены. Свидетельства о них см.: RegPatr, N 2233 (июнь-сент. 1342), 2239 (февр.-март 1343), 2249 (4 нояб. 1344, осуждение и отлучение свт. Григория Паламы), 2252 (нояб. 1344, 1-е послание патриарха с осуждением свт. Григория), 2253 (нояб. 1344, патриарший томос, содержащий интерпретацию томоса 1341 г.), 2260 (лето 1345, новое послание патриарха с объяснением томоса 1341 г.), 2265 (кон. янв.- 2 февр. 1347, отлучение и анафематствование свт. Григория Паламы и его сторонников, прекративших поминать патриарха; отнесение протопр. Иоанном Мейендорфом ( Мейендорф. 1997. С. 96. Примеч. 68) этого события к 1344 ошибочно), 2268 (нач. февр. 1347, отлучение и анафематствование сторонников свт. Григория Паламы, пытающихся перетолковать решения томоса 1341 г.). В сент. 1346 г. состоялся Собор при участии 6 архиереев (RegPatr, N 2263) в поддержку свт. Григория Паламы, по итогам к-рого было принято донесение императрице с обвинениями патриарха Иоанна Калеки в симонии и в «варлаамизме». 23 окт. 1346 г. группа из 7 епископов (еще 3 подписи добавлены позднее) подписала заявление о поддержке томоса 1341 г. (RegPatr, N 2264). Собор 1347 г. После обвинения Собором, состоявшимся в сент. 1346 г., Иоанн Калека, пытаясь оправдаться в глазах императрицы, разорвал общение с Акиндином. Но 2 февр. 1347 г., когда Иоанн Кантакузин был уже рядом с К-полем, имп. Анна созвала Собор, к-рый, рассмотрев «книгу материалов» Иоанна Калеки против свт. Григория Паламы, низложил патриарха, осудил всех противников святителя и их писания, а свт. Григория реабилитировал (события этого Собора изложены в томосе, обнародованном 8 февр. 1347). Вечером того же дня Иоанн Кантакузин вошел в К-поль. После длительных собеседований с императрицей свт. Григорий Палама и Андроник Асень были посланы к Иоанну Кантакузину для переговоров, результатом которых явилось восстановление мира: имп. Иоанн VI Кантакузин встал во главе гос-ва, а имп. Иоанн V Палеолог стал его соправителем ( Cantacus. Hist. 3. 99-100).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Очевидно, Давид активно участвовал на стороне свт. Григория Паламы в обоих соборах и его деятельность весьма способствовала осуждению идей Варлаама и Акиндина, хотя в документах соборов его имя, как простого монаха, не фигурирует. Можно предположить, что по окончании соборов в Константинополе Давид, чувствуя, что его задача выполнена, снова удалился в Парорию 29 (ожидавшееся нашествие «скифов» в этой области не состоялось). После соборов О том, где пребывал Дисипат в последующее время, сведений не сохранилось. Исходя из того факта, что в Константинополе в 1342–1344 гг. жил пользовавшийся поддержкой патриарха Иоанна Калеки Григорий Акиндин, Р. Браунинг выводит, что Дисипата в это время там быть не могло, вследствие чего исследователь предполагает 30 , что тот мог находиться в лагере Иоанна Кантакузина , воевавшего в это время с Калекой, либо на Афоне, однако какие-либо данные об этом отсутствуют. В 1341–1342 гг. свт. Григорий, несмотря на запрет июньского собора обсуждать догматические вопросы, создал серию трактатов, направленных против Варлаама и Акиндина. Эта деятельность свт. Григория послужила поводом к прещениям против него со стороны патриарха Иоанна Калеки (в частности, Паламу несколько раз заключали под стражу), а также к тому, что Калека, решивший опереться на Григория Акиндина в противодействии Паламе, которого он считал сторонником Кантакузина, разрешил Акиндину выступать против свт. Григория. Акиндин написал ряд сочинений, направленных против свт. Григория, и среди них – Ямбы против Паламы 31 . Свт. Григорий в это время находился в заключении 32 ; возможно поэтому, а возможно – если иметь в виду понимание событий, предложенное А. Риго, согласно которому начало выступления Варлаама против исихазма связано непосредственно с кружком прп. Игнатия Исихаста, в который входил и Дисипат 33 , – чувствуя свою ответственность за ход полемики, возникновение которой связано в том числе с ним самим, Давид ревностно взялся за написание ответного сочинения – Ямбов против Акиндина 34 (2-я пол.1343 г. 35 ), созданного, по словам Г. М. Прохорова, «чтобы завоевать сердца молодежи» 36 . Действительно, особенно в начале паламитских споров круг православных, окончательно не определившихся в своей позиции по вопросам, вокруг которых развивалась полемика, был достаточно широк 37 . И Григорий Акиндин, и, очевидно, Давид Дисипат стремились убедить в истинности своей позиции и заручиться поддержкой, с одной стороны, светской и церковной власти, с другой – самых широких кругов и, в первую очередь, молодежи.

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010