Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН КАЛЕКА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоанн XIV Калека (греч. Ιωννης Καλκας; 1283 - 1347 ), патриарх б. Константинопольский (1334 - 1347), византийский ученый, юрист, ритор и писатель Родился в 1283 году в городе Апрос во Фракии , в незнатной провинциальной семье; по месту рождения известно его прозвище Иоанн Апрен (Απρηνς). Классического образования не получил, коснувшись " эллинской мудрости " , по словам историка Никифора Григоры , лишь " кончиком пальца " . Как пишет Григора, Иоанн Калека был человеком небольшого роста, с приятным лицом и живой речью. Обладал прекрасной памятью: через 2-3 часа мог повторить наизусть то, что прочел. Произнося проповеди, рассуждал так, как будто читал по книге; никогда не запинался из-за забывчивости. Таланты Иоанна Калеки были достаточно поздно замечены вел. доместиком Иоанном Кантакузином . Иоанн Калека некоторое время был его духовником; до февраля 1334 года был священником дворцового клира. Иоанн Калека был женат, имел сына и дочь, которая после возвышения отца вышла замуж за вел. стратопедарха Иоанна Ватаца, потомка никейских императоров. Ввиду предстоящей церковной карьеры Иоанн Калека развелся с женой. В 1334 году кандидатура Иоанна Калеки была предложена на патриарший престол Иоанном Кантакузином с одобрения имп. Андроника III Палеолога . Свящ. Синод Константинопольской Церкви сначала воспротивился избранию, но 10 дней спустя, в феврале 1334 года, Иоанн Калека был возведен в сан митрополита Фессалоники , что давало ему возможность быть избранным патриархом. Вскоре он был поставлен патриархом Константинопольским . В качестве мотива избрания Иоанна Калеки историк Церкви протопр. Иоанн Мейендорф предполагает желание имп. Андроника и его окружения ослабить возросшее за годы междоусобной войны императоров Андроника II и Андроника III (1320-1328) влияние Церкви на государственные дела и в особенности избавиться от влияния монашества на патриаршее ведомство.

http://drevo-info.ru/articles/13679494.h...

Сочинение о молитве Иисусовой Введение В настоящий сборник включены две работы свт. Марка Эфесского 1 , как нельзя лучше соответствующие исихастской тематике, поскольку они касаются как Иисусовой молитвы, так и паламитских споров, проблематика которых все еще была актуальной для византийского богословия на протяжении многих десятилетий после Соборов XIV в. Комментарий к Иисусовой молитве, составленный свт. Марком Эфесским уже на закате Византийской империи на основании раннего анонимного толкования (помещенного в настоящем сборнике выше), впервые был опубликован в Венеции в 1782 г. в греческом Добротолюбии 2 в новогреческом парафразе, местами значительно отличающемся от оригинального текста, и по дефектной рукописи (с утраченным именем Марка), однако в славянском и русском (до 1988 г.) переводах это произведение отсутствует. С новогреческого текста были выполнены и переводы на современные европейские языки: впервые (фрагментарно, с приложением обеих графических схем) на французский 3 , затем (полностью, в составе Добротолюбия ) на французский и итальянский. Русский перевод сделан с новогреческого в 1988 г. – вероятно, архимандритом Амвросием (Погодиным) 4 . Первое (критическое) издание древнегреческого оригинала осуществил иеромонах (ныне епископ Бачский) Ириней (Булович) в 1975 г. 5 на основании трех рукописей 6 . С этого текста был сделан английский перевод 7 . Русский перевод с древнегреческого толкования свт. Марка Эфесского выполнен А. Г. Дунаевым, ему же принадлежат и сноски к переведенному сочинению (разбивка на параграфы сделана согласно переводу Н. Констаса). Произведение свт. Марка Эфесского Силлоги(сти)ческие главы ( κεφλαια συλλογιστικ κατ τς αρσεως τν κινδυνιστν περ διακρ σεως θε ας οσ ας κα νεργε ας) было издано впервые 1849 году в качестве приложения к editio princeps Жизни во Христе св. Николая Кавасилы 8 . Затем это издание было повторено в Лейпциге в 1899 9  году. Проблематика сочинения свт. Марка находится в русле проблем, находившихся в центре паламитских споров 10 . Достаточно назвать трактаты свт. Григория Паламы О божественном единении и различении ( διακρ σεως) и антипаламитов Мануила Калеки (PLP 10289) О сущности и энергии и Иоанна Кипариссиота (PLP 13900) О различии ( διαφορ ς) божественной сущности и божественной энергии. Поскольку другое основное сочинение свт. Марка в защиту паламитского богословия (О различении божественной сущности и энергии – 2 трактата против Мануила Калеки) до сих пор не издано 11 , данный трактат остается одним из важнейших для знакомства с наследием свт. Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Византийские церковные партии в XIV веке.-Характеристика паламитов в полемических сочинениях той эпохи.-Отождествление паламитов с богомилами,-Пропаганда антицерковных учений в Македонии и Болгарии.-Житие Феодосия Терновского.-Палама и царь сербов Стефан Душан.-Пропаганда антицерковных учений в России.-Значение термина «стригольник». – Взгляды на происхождение ереси стригольников.-Обличения ереси.-Догматические, метафизические и обрядовые черты в учении стригольников объясняются из системы вероучения богомилов. Отринутые церковью учения представляют собою благодарный материал для проверки и обоснования весьма важной в культурно-историческом отношении проблемы о степени и области влияния Византии на южных и северо-восточных славян. В общем, конечно, никто не будет отрицать этих влияний в сфере богословско-церковной и литературной, но в частности, но отношению к отдельным учениям и идеям, остается много неясного и гадательного в рассуждении способов и путей передачи плодов византийской духовной производительности. В особенности это имеет значение относительно тех учений и идей, которые для своего распространения по отдаленным окраинам нуждались в посредничестве, то есть, разносились не самими греками, а непосредственными учениками их из южных славян. Весьма вероятно, что при посредстве этих последних византийские идеи доходили и до России. Мы предполагаем здесь проследить пропаганду византийских антицерковных движений XIV века и наметить следы их на севере России в ереси стригольников. Начиная с конца тридцатых годов XIV столетия, в Византийской империи происходило весьма живое философское и богословское движение, взволновавшее все классы общества и породившее раскол в церкви. Мало-помалу образовались три партии, которые оспаривали одна у другой главенство в церкви; непеременное господство и падение этих партий необходимо сопровождалось смутой и потрясениями, следствия которых давали себя знать до самого конца XIV века. Чтобы не повторять здесь подробностей, изложенных в предыдущей главе, ограничимся самым существенным. Возгоревшийся между Варлаамом и Григорием Паламою спор о существе Божием и об энергиях разделил церковь на два лагеря: варлаамитов и паламитов. Прежде чем партии варлаамитов и паламитов окончательно организовались и формулировали свои церковно-богословские воззрения, выделилась средняя умеренная партия, которая с одной стороны не одобряла увлечений Паламы, с другой же, хотя и отвергала принципы Варлаама, но считала возможным войти в соглашением одним из представителей партии варлаамитов Акиндином. Эта средняя умеренная партия господствовала в период от 1340 по 1347 год и группировалась около патриарха Иоанна Калеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ ΙΙ патриарх Антиохийский (1344-1364). По происхождению армянин, вероятно из армян-халкидонитов . После избрания на Патриаршество прибыл для утверждения в К-поль, где оказался вовлечен в идейно-политическую борьбу в связи с движением исихазма . И. примкнул к К-польскому патриарху Иоанну XIV Калеке , противнику свт. Григория Паламы . Столичный мон-рь Одигон, где пребывали И. и его приближенный Арсений, митр. Тирский, стал одним из центров антипаламитской полемики. Подпись И. заверяет копию постановления К-польского синода от 4 нояб. 1344 г. с осуждением паламита Исидора Монемвасийского (RegPatr, N 2250). В кон. 1344 или 1345 г., накануне отъезда из К-поля, И. составил трактат (не сохр.), обличавший учение исихастов по образцу томоса Иоанна Калеки (RegPatr, N 2253); известен ответ на него, написанный свт. Григорием на рубеже 1345 и 1346 гг. (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 625-647). Вернувшись на Восток, И. оставил своим представителем в К-поле митр. Арсения. С победой в визант. внутриполитической борьбе имп. Иоанна VI Кантакузина (1347) значительно укрепились позиции приверженцев исихазма в империи. Церковный Собор 1351 г. окончательно осудил антипаламитские воззрения. Митр. Арсений пытался опротестовать соборные решения, апеллируя к императору, а потом покинул К-поль. И. сначала принял постановления Собора (ок. 1352), но впосл., видимо под влиянием митр. Арсения, снова примкнул к антипаламитам. В авг. 1354 г. власти Мамлюкского султаната приняли жесткие меры против христиан Египта и Сирии. Зиммии изгонялись с гос. службы, им было запрещено ездить верхом на лошадях и мулах, пользоваться общими с мусульманами банями, предписывалось носить определенную одежду, по к-рой их можно было отличить от мусульман. Однако притеснения продолжались недолго. Во 2-й пол. 50-х гг. XIV в. И. был низложен частью антиохийского клира, ориентировавшейся на К-польскую Церковь и паламитов. Новым патриархом был провозглашен Пахомий, митр. Дамасский (см. Пахомий II ). И. перебрался на Кипр под защиту правившей там династии Лузиньянов. На Кипре существовала значительная мелькитская (правосл.) община эмигрантов из Сиро-Палестинского региона; там же под покровительством католич. властей образовался кружок визант. интеллектуалов прокатолич. и антипаламитской ориентации. В источниках сохранились упоминания об участии И. в местной церковной жизни - в празднестве по случаю обретения частицы Честного Креста и в крестном ходе во время нашествия саранчи. Эти события относятся к правлению кипрского кор. Гуго IV (1324-1359). Переписка К-польского патриарха Каллиста I с антиохийским духовенством в 1360-1361 гг. свидетельствует, что законным Антиохийским патриархом в Византии считали Пахомия, сторонника исихастов. И. скончался на Кипре.

http://pravenc.ru/text/293481.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВКАСИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (XIV в.), на Сев. Кавказе, в составе К-польского Патриархата, упоминается в неск. актах Свящ. Синода К-польской Церкви, а также в нек-рых др. визант. источниках XIV в. Предстоятель К. м. присутствовал в К-поле на заседаниях Свящ. Синода в авг. 1317 г. и неск. позднее (в соборном акте он указан перед митрополитом Литовским) ( Hunger. Register. T. 1. S. 334, 342). Вероятно, им был архиеп. Савва, к-рый поминается в «Сугдейском синаксаре» 2 апр. 1318 г. ( Νυσταζοπο λου. 1965. P. 131. 140). Время и обстоятельства создания К. м. неясны. Попытка исследователя В. А. Кузнецова отнести дату ее основания к кон. XIII в. безосновательна ( Кузнецов. 2002). Во-первых, приводимая им информация о том, что на Свящ. Синоде в К-поле при имп. Андронике II Палеологе (1282-1328) якобы присутствовал епископ К. м. Василий, основана на недоразумении в прочтении текста «Истории Иерусалимских патриархов» Досифея Нотары. В действительности на Влахернском Соборе в К-поле в 1285 г. присутствовали митрополиты Зихии Василий и Алании и Сотириуполя Никита ( Laurent. 1927. P. 147-148). Во-вторых, в 17-19-й нотициях К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. P. 400, 407, 413) К. м. перечисляется вслед за Литовской митрополией . Создание последней датируется в рукописях 17-й нотиции 1282 либо 1300 г., и при этом указывается, что она основана при имп. Андронике II Палеологе и патриархе Иоанне Глике (1315-1319). Т. о., дата явно неверная; в настоящее время учреждение Литовской митрополии датируют 1315-1317 гг. (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 51). Присутствие предстоятелей Литвы и К. м. в составе Свящ. Синода 1317 г. дает возможность предположить, что около этого времени К. м. и была образована патриархом Иоанном Гликой из прежней Аланской митрополии, подобно тому как Литовская - из Киевской митрополии. В дальнейшем К. м. упоминается в деле Аланского митр. Симеона, который до июля 1356 г. совершил незаконное рукоположение в К. м., за что и был низложен патриархом Каллистом I ( Hunger. Register. T. 3. S. 212-229; Hinterberger. 1999; Kresten. 2002). Однако в 1364 г. права Симеона, в т. ч. на «места около Алании, Кавкасии и Ахохии», были подтверждены патриархом Филофеем Коккином (о деле Симеона см.: Miklosich, M ü ller. Vol. 1. P. 477-478. N 221). Т. о., патриарх Филофей рассматривал действия Симеона как законные, что может свидетельствовать о том, что к началу его Патриаршества (1353) К. м. вновь вошла в состав Аланской митрополии. Произойти это могло еще при патриархе Исидоре I Вухире (1347-1350), к-рый упразднил такие решения своего предшественника патриарха Иоанна XIV Калеки , как раздел Киевской митрополии и отделение Сотириуполя от Аланской митрополии.

http://pravenc.ru/text/1319758.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ ПАЛАМА [Греч. Γρηγριος Παλαμς] (ок. 1296, К-поль - 14.11.1357, Фессалоника), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста), архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви. Жизнь Источники Свт. Григорий Палама. Икона. Посл. треть XIV в. (ГМИИ) Свт. Григорий Палама. Икона. Посл. треть XIV в. (ГМИИ) Основным источником сведений о жизни Г. П. является «Похвальное слово св. Григорию» ( Philotheus. Encomium), написанное его другом и учеником Филофеем Коккином , патриархом К-польским. «Похвальное слово» основано на офиц. документе, к-рый был составлен в результате расследования, предпринятого в 1363 г. по поручению Каллиста I , патриарха К-польского (PLP, N 10478). Проч. свидетельства современников о Фессалоникийском святителе могут быть разделены на 2 группы - сочинения его сторонников и противников. К 1-й относятся 2-я кн. «Истории» имп. Иоанна VI Кантакузина (PLP, N 10973; Cantacus. Hist.) и «Похвальное слово иже во святых отцу нашему Григорию, архиепископу Фессалоникийскому Паламе» Нила , патриарха К-польского (PLP, N 11648; Nil. Const. Enc. Palam.). Ко 2-й - 11-я кн. «Истории» Никифора Григоры (PLP, N 4443; Niceph. Greg. Hist.), письма мон. Григория Акиндина (PLP, N 495; Greg. Acind. Ep.) - важнейший источник для периода споров Г. П. с мон. Варлаамом Калабрийским (PLP, N 2284) и Григорием Акиндином, а также его «Речь к Иоанну Калеке» (1343) о событиях, происшедших с нач. 1341 г. Важным источником сведений о жизни Г. П. и об окружавшей его политической и социальной действительности являются сочинения самого святителя, прежде всего его эпистолярное наследие - письма к Григорию Акиндину и Варлааму Калабрийскому (ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 200-312) и письма к разным лицам, в т. ч. 1-е и 2-е к брату Макарию (PLP, N 21550), к честнейшим старцам, к Филофею Коккину, 2 письма из плена (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 315-548), а также «Опровержение грамоты Калеки» (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 587-623) и «Опровержение послания Игнатия Антиохийского» (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 625-647). Детство и учеба

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛИМПИОТИССЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ Монастырь Пресв. Богородщицы Олимпиотиссы. Фото: greekorthodoxreligionstourism.blogpost.com Монастырь Пресв. Богородщицы Олимпиотиссы. Фото: greekorthodoxreligionstourism.blogpost.com [Η ερ μον Παναγας Ολυμπιωτσσης (Ολυμπιτισσας)], женский (ранее мужской) общежительный действующий мон-рь Элассонской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен на юж. склоне горы Олимп, на северо-западе от г. Эласоны (Элассон; Фессалия). Самый древний и самый крупный мон-рь региона. Кафоликон мон-ря построен при имп. Андронике II Палеологе в кон. XIII в. и, вероятно, существовал еще до возникновения обители. На одной из реликвий мон-ря - резной деревянной двери на зап. стороне кафоликона - имеется дата: 1296 г. Однако неизвестно, что обозначает этот год: основание, или обновление храма, или учреждение мон-ря. Ктиторами храма являлись севастократоры Константин и Феодор, сыновья и преемники в качестве правителей Фессалии Иоанна I Дуки Комнина († 1289), их погребения находятся в обители. Древнейшим документом, подтверждающим существование монастыря, а не только храма на склоне горы, является хрисовул от 1336 г. имп. Андроника III Палеолога (1328-1341), подлинность к-рого ученые иногда ставят под сомнение. Вторым важным и несомненно подлинным источником, сообщающим о мон-ре, служит сигиллий 1342 г. патриарха К-польского Иоанна XIV Калеки , дарующий О. Б. м. статус стравропигиального. Впосл. К-польские патриархи регулярно подтверждали этот статус на протяжении всего многовекового существования мон-ря, в т. ч. и во времена тур. владычества (сохр. множество патриарших грамот, свидетельствующих об этом). Первоначально обитель была посвящена празднику Преображения Господня и до XVIII в. упоминалась в документах с этим посвящением; когда именно произошло переименование, точно установить невозможно. Название «Панагия Олимпиотисса» связано с одноименной иконой Божией Матери, к-рая чудесным образом начала двигаться из заброшенного мон-ря в Карье (также на Олимпе) по направлению к мон-рю Преображения. Согласно преданию, ночью местный пастух увидел в траве странный свет и, опасаясь приближаться к нему, швырнул в свечение камень, после чего его руку парализовало. Подойдя, он увидел икону Божией Матери. Пастух немедленно рассказал о случившемся односельчанам, к-рые, сбежавшись в указанное место, обрели икону и торжественно перенесли ее в обитель над Элассоном. Рука пастуха исцелилась после того, как он принес покаяние. В связи с обретением чудотворной иконы обитель стала называться «Панагия Олимпиотисса» и в ней помимо праздника Преображения Господня стали с особой торжественностью отмечать праздник Успения Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2578339.html

По-прежнему лишенный необходимых средств, Л. предпринял 2-ю попытку бежать к Иоанну Кантакузину, на этот раз успешную. 21 мая 1346 г. патриарх венчал Иоанна вместе с супругой на царство в Адрианополе и тогда же принял участие в Соборе архиереев, поддерживавших Кантакузина, к-рые объявили о низложении К-польского патриарха Иоанна Калеки (RegPatr, N 2262). После победы в гражданской войне Иоанна Кантакузина (февр. 1347) Л. снова обрел покровительство визант. властей. Известны его подписи под томосом о низложении Иоанна Калеки от февр. 1347 г. и под синодальными актами мая и авг. 1347 г. в поддержку свт. Григория Паламы и нового К-польского патриарха Исидора I Вухира (RegPatr, N 2272, 2289). Император утвердил Л. на Иерусалимском престоле (RegPatr, N 2275) и отправил в Египет посольство во главе с Мануилом Сергопулом и Л. с просьбой к султану Насир ад-Дину Хасану о возвращении Л. на кафедру. Герасим тоже отправился в Каир, рассчитывая получить поддержку мамлюкских властей, однако по дороге скоропостижно скончался (окт. 1349), и Л. беспрепятственно занял Патриарший престол. В лит-ре фигурируют упоминания еще одного помимо Л. и Герасима Иерусалимского патриарха 40-х гг. XIV в.- Арсения. Его подпись вместе с подписями 3 палестинских епископов стоит под документом, датируемым нояб. 1344 г. Возможно, Арсений представлял одну из группировок иерусалимского клира, не признававшую ни Л., ни Герасима, пребывавших на тот момент в Византии. В авг. 1354 г. в Мамлюкском гос-ве началось одно из самых сильных гонений на христиан, инициированное эмиром Шейхуном, игравшим ключевую роль при султанском дворе. Были возобновлены традиц. бытовые ограничения для инаковерующих, конфискованы церковные земли, христиан увольняли с гос. службы, в ходе антихрист. беспорядков был разрушен ряд церквей. С этим гонением каким-то образом связан арест Л. Конкретные обвинения, предъявленные ему, в источниках не упоминаются. Патриарх был доставлен в Каир, где Шейхун, насколько можно судить по летописи Иоанна Кантакузина, склонял его к отречению от христианства. Не преуспев в этом, эмир приговорил патриарха к смерти. Султан настоял на замене смертной казни телесным наказанием, и Л. был подвергнут жестокому бичеванию, а затем брошен в тюрьму. В ходе военного переворота в июле/авг. 1357 г. Шейхун был убит, и гонение на христиан прекратилось. Л. освободили, вернули на кафедру, а осенью того же года отправили с султанским посольством в Византию. Известно, что вместе с К-польским патриархом свт. Каллистом I он присутствовал при отречении от трона сына Иоанна Кантакузина Матфея в дек. 1357 г. в Эпибатах, близ Силиврии (RegPatr, N 2403). Возможно, после этого Л. остался в столице империи на неск. лет либо посетил ее еще раз, о чем свидетельствует упоминание об участии Иерусалимского патриарха в церковном Соборе, проходившем в К-поле в 1361 г. (RegPatr, N 2432).

http://pravenc.ru/text/2462525.html

По возвращении, зимой 1339/40 года, Варлаам обнародовал новое, отредактированное собрание антиисихастских трактатов под заглавием " Против мессалиан " . Вскоре после этого свт. Григорий возвратился на Афон , где добился подписания наиболее авторитетными монахами Святогорского томоса - документа, осуждавшего идеи Варлаама, хотя и не упоминавшего его имени. Примерно в то же время он написал в ответ на трактаты " Против мессалиан " третью " Триаду " , в которой изложил учение об обожении , о Фаворском свете как нетварной энергии Божества, а также свое понимание различия между божественной сущностью и энергиями. В ноябре 1340 года, после обвинений со стороны Варлаама Калабрийского афонских монахов в мессалианстве , было принято соборное послание о призвании свт. Григория Паламы и монахов для разбирательства . После жалобы Григория Акиндина , что послание было направлено не лично свт. Григорию Паламе, но Фессалоникийской Церкви,- это ставило свт. Григория в положение обвиняемого, - весной 1341 года было составлено новое послание; передать его свт. Григорию Паламе должен был Акиндин . В начале мая 1341 года было решено созвать Собор (несмотря на попытки патриарха Иоанна XIV Калеки решить дело патриаршим судом) для решения спора между Варлаамом и афонскими монахами . Первый Собор Заседание Собора, на котором Варлаам выступил обвинителем, состоялось 10 июня 1341 года . Варлаам выдвинул обвинения против учения исихастов о способе молитвы и о Фаворском свете, который Варлаам считал тварным. Свт. Григорий Палама получил право на защиту, и было рассмотрено собрание трактатов Варлаама " Против мессалиан " (зачитывались отрывки из текстов, которые монахи опровергали цитатами из св. отцов), после чего обвинитель превратился в обвиняемого. Итогом Собора явилась победа свт. Григория Паламы: Варлаам был осужден (хотя и не предан анафеме) в возведении хулы на священнобезмолвствующих и по совету вел. доместика Иоанна Кантакузина просил прощения у святителя . Собор запретил все дальнейшие как письменные, так и устные обсуждения рассмотренных вопросов. В июне-июле 1341 года (после 10 июня) патриарх Иоанн XIV Калека издал окружное послание о Соборе и об уничтожении писаний Варлаама, через несколько дней после заседания Собора уехавшего в Италию .

http://drevo-info.ru/articles/13679490.h...

Грамота Патриарха Иоанна XIV, калеки (Апрена), IV. Из похвального слова патриарха константинопольского Филофея архиепископу Солунскому Григорию Паламе о причтении архиепископа к лику святых. Перевод V. Грамота константинопольского патриарха Кирилла Лукариса о причтении к лику святых Герасима Кефалонийского, от Июля месяца 1622-го года. VI. Грамота того же патриарха Константинопольского Кирилла Лукариса о причтении к лику святых Иоанна Критского и 98-ми его соподвижнинов, от 29-го Апреля 1632-го года  Перевод VII. Грамота Константинопольского патриарха Гавриила о причинении к лику святых Дионисия, архиепископа Закиноского, от Июня месяца 1703-го года. Перевод Б. Русские I. Русские святые, которым праздновалось в Московском Успенском соборе между 1622–1743 годами, по четырем уставным записям этого собора II. Грамота архиепископа Холмогорского Афанасии в Соловецкий монастырь, от 16-го Сентябри 7 690-го года, о праздновании преп. Герману Соловецкому III. Грамота патриарха Адриана архиепископу Холмогорскому Афанасию, от июля месяца 1691 -го года, с отказом на просьбу о дозволения перенести мощи Иоанна и Логгина Яренгских из Яренги в Холмогоры IV. Постановление патриарха Адриана относительно Вологодских почитаемых усопших: Герасима, Галактиона и Игнатия, от 1691–1692 года V. Указ св. Синода от 15-го Марта 1722-го года о том, чтобы в гробницы и раки, поставленные над не обретенными телами святых, не класть резных и надолбленных колод VI. Указ св. Синода от неизвестного числа после 9-го Марта 1725-го года о подложных мощах преп. Иосифа Волоколамского VII. Указ св. Синода от 25-г о Ноября 1737-го года о пресечении суеверий, состоявшийся в следствие именного Высочайшего указа от 14-го Ноября того же года VIII. Требование императрицею Елизаветою Петровной в 1744-м году сведений от св. Синода о мощах святых которые в продолжение того или иного времени находились на вскрытии, не быв при сем или для сего свидетельствованы, и которые потом без должного свидетельства снова сокрыты были в землю IX.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010