Во время пребывания в Константинополь епископу Кремонскому пришлось не раз узнать о том неуважении и непочтении, с какими в Византии, в придворных сферах, относились к папам римским. Он узнал, какого невысокого мнения Византийцы держались касательно западного религиозного смысла. Он выносит то впечатление, что как прежде папы терпели нередко неприятности и несчастья от императоров византийских, даже подвергались ссылке, так и вперед им нельзя ожидать себе ничего лучшего. И как бы в пример того, как Византийцы относятся к папам, Луитпранд рассказывает, как во время его пребывания в Константинополь было принято византийским правительством посольство папы Иоанна, в котором были и епископы, посольство, имевшее своей миссией – цель, довольно близкую к той, ради которой прибыл в Византию сам Луитпранд. Послов папы, по изображению Луитпранда, Византийцы считали достойными смерти, и только потому не удостоили их этой чести, что не хотели марать своих рук в крови каких-то рабов, мужиков, – какими представлялись им папские послы. Византийцы, по уверению епископа Кремонского‚ находили приличнее всего высечь папских послов розгами, вырвать волосы на голове и бороде, зашить их самих в мешки и бросить в море. Но кончилось тем, что папские послы заключены были в тюрьму. По словам того же Луитпранда, когда он отправлялся из Константинополя на Запад домой‚ то ему вручено было два письма: одно на имя императора Германского, начертанное золотыми буквами и с такой же печатью, от лица самого Никифора Фоки, а другое на имя папы, – при этом случае Луитпранду разъяснили, что посылается письмо папе не от имени императора, этого папа не достоин, а лишь от имени брата царского Льва, и что по той же причине письмо, адресованное папе, начертано лишь серебряными буквами и с серебряною печатью; к этим словам еще было добавлено: если же папа и вперед не станет благоразумнее, то пусть он знает, что ему грозит погибель. По рассказу Луитпранда, раз император Никифор во время торжественного царского обеда, за которым присутствовали и патриарх Константинопольский, и епископы греческие, завел с западным епископом – послом речь о различных религиозных вопросах, но эта речь направлялась, не к какой другой цели, а к унижению и посмеянию (ludum haberet) западного вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Скачать epub pdf Cod. 65. Феофилакт Симокатта. История Переводчик: Исихаст Прочитана история Феофилакта, эпарха и антиграфа, в восьми книгах. Феофилакт этот египтянин родом. Его стиль не лишен изящества, но вследствие чрезмерного использования образных выражений и аллегорических изысков холоден и по-детски безвкусен; далее, его часто несвоевременные отступления в область нравоучительных изречений свидетельствуют о пристрастии к избыточному многословию. В остальном он не заслуживает порицания. Он начинает с царствования Маврикия и доходит до воцарения Фоки. В первой книге он рассказывает, как император Тиберий объявляет Маврикия своим преемником на тот момент, когда Иоанн возглавлял константинопольскую церковь , и как Тиберий дал наставление Маврикию устами квестора Иоанна, которому было поручено обратиться к самому Маврикию и народу вместо басилевса, и как Тиберий обручил с Маврикием свою дочь И как он умер (14.08.582) на следующий день после Маврикиевой интронизации и как перед смертью он узрел видение, сказавшее ему: «Вот что, Тиберий, говорит тебе Троица: времена нечестивой тирании не придут в твое правление» Эти слова предвозвещали трагедию безбожного и тиранического царствования святотатца Фоки [замечание самого Фотия]. И как Маврикий заключил договор с аварами, которые незадолго до того осадили Сирмий, и согласился выплачивать варварам через купцов по 80 тысяч золотых монет в год одеждой и серебром Но договор продлился два года и был нарушен из-за алчности варваров ибо варвар [аварский каган] потребовал еще 20 тысяч золотых Это привело к разрыву перемирия (582): поэтому варвары захватывают город Сингидон Августы и Виминакий и осаждают город Анхиал Эльпидий и Коментиол отправлены в качестве послов римлян к аварскому кагану и подвергаются худому обращению за свободные речи Коментиола перед варваром В следующем (583) году Эльпидий вновь отправлен послом к кагану с предложением уплатить дополнительные 20 тысяч золотых монет и он возвратился в Византию вместе с неким Таргитием, представителем авар Когда же варвары разграбили немало римских территорий, Таргитий был сослан на остров Халкиду на шесть месяцев Коментиол же, избранный стратигом против славян, со славой отличился И как каган опять разорвал договор, и о маге Буколобре; и разорение варварами множества римских городов

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Если можно дать веру сообщению Иоанна Никиуского, то Ираклий нашел казну совершенно пустой, так как Фока с Леонтием в последний час утопили в море все царские сокровища. 94 Свидетельством о тех финансовых затруднениях, которые испытывал Ираклий в первые годы своего правления, является изданный в 612 году указ о числе клириков «Великой церкви» (т. е. храм св. Софии) и «святой Богородицы во Влахернах почитаемой», а также штаты служб патриархии. Точно определяя цифры разных категорий клириков и служащих, император запрещает всякие отступления от этих норм, а также прием в штаты сверх комплекта по проискам заинтересованных лиц. 95 Придворная знать за время правления Фоки еще более развратилась, и всякого рода произвол властных людей царил даже в ближайшем окружении двора. Развращение общественных отношений в первые годы правления Ираклия рисует один эпизод, сохраненный Никифором. – Некто Вутилин, принадлежавший по рангу к кандидатам, как назывался особый разряд придворных чинов военного звания, обладал большими земельными угодьями вблизи столицы и обижал своих соседей в пограничных спорах. В числе его соседей была одна вдова. По приказанию Вутилина, его люди пошли войной на соседей, и в схватке был убит сын вдовы. С окровавленной одеждой сына вдова поспешила в столицу искать правды на суде императора. Она его увидала, когда он садился на коня, и, схватив за узду и показывая одежду сына, накликала на императора такую же беду, если он не отомстит за ее обиду. Ираклий успокоил несчастную мать и обещал наказать Вутилина. Кара, однако, замедлилась. Зная за собою незаконные поступки, Вутилин не являлся в столицу. Однажды во время ристаний на ипподроме император заметил Вутилина в рядах публики и приказал префекту города арестовать его. Вызвав затем вдову, он выдал ей Вутилина, предоставив ей осуществить свое право мести. И Вутилин погиб таким же родом смерти, как и сын вдовы. 96 Дикий произвол и кровавые казни Фоки расстроили ряды служилой знати, окружавшей двор, и общая измена Фоке в роковые для него дни водворила полную анархию. Ираклию предстояла задача организовать правительство. Как он справился с нею, о том наше предание сохранило лишь самые скудные сведения. Следуя примеру предшественников, он старался, по-видимому, окружить себя родственниками. Его брат Феодор занял пост куропалата, а Никита сохранил завоеванное им положение правителя Египта. 97 Эти два человека стояли ближе всех к новому трону. Что касается Приска, который был связан с Ираклием соучастием в перевороте, то за ним было сохранено звание комита экскувитов, но Ираклий не оставил его при себе в столице, а поручил ему командование войском на восточной границе. Успехи персов в войне с империей. Завоевание Сирии и Палестины. Судьба Иерусалима. Посольство к Хосрову от сената. Деятельность Никиты в Египте. Завоевание Египта персами

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Другой известный лютеранский богослов, ученик Меланхтона, Давид Хитрей (родился в 1530 году, † в 1600 году) не соглашается с Иллириком относительно протяжения времени царствования антихриста и благоразумно убеждает не определять его произвольно. Сам же Хитрей, в толковании на Апокалипсис, определяет только начало царствования антихриста. Он полагает, что антихрист явился около шестисотого года по P. X. и ясно намекает, что Григорий Великий был первым антихристианским первосвященником. Хитрей приводит три основания своего мнения. Первое то, что в это время Григорий установил призывание святых и учредил мессу за умерших. Второе то, что в 606 году Римский папа Бонифаций III испросил у Фоки титул всемирного епископа. Третье то, что это время точно совпадает с числом имени антихриста, 666. С числом имени антихриста сходится и время, в которое Пипином было утверждено царство антихриста; потому что от 97 года, в который Иоанн написал Апокалипсис, до Пипина протекло почти 666 лет. Точно также и от Пипина до Иоанна Гусса, который первый ниспровергнул папу Римского и объявил его антихристом, прошло приблизительно 666 лет 990 . Эти основания столько же шатки, сколько нелепо само мнение. Призывание святых и поминовение усопших за литургией существовали в Церкви ещё раньше Григория. Дарование Фокой папе титула вселенского епископа действительных прав папы не увеличило, а притязания на первенство в Церкви папы заявляли и раньше. От Рождества Христова до указа Фоки протекло всего только 607 лет, от года написания Апокалипсиса до года, когда Пипин даровал папам область – 658 лет, от Пипина до Гусса – 640 лет, а не 666 лет. Гусс назвал пап и клириков подготовителями пути для антихриста или предшественниками последнего; но в таком смысле папу назвал антихристом раньше Гусса Виклеф. И сами лютеране даже хвалятся тем, что впервые антихрист открыт и изобличён Лютером. Иоанн Бугенгаген (родился в 1485 году, † в 1558 году), один из самых ревностных помощников Лютера в деле распространения и укрепления протестантского исповедания, учил об антихристе согласно с Лютером. В учении Апостола Павла о человеке греха он находит указание на папство и Мухаммеда. Держай, по его мнению, означает Римскую империю, в особенности Нерона; храм Божий – христианскую Церковь 991 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Уже в 972 г. возобновилась война на Востоке, начавшаяся с вторжения императора в месопотамские области Нисибина и Майяфа-рикина 677 . Главное же сражение разыгралось в Сирии, где предстояло упрочить и продолжить дело Никифора Фоки. Фатимиды, которые незадолго до того установили свою власть в Египте, распространили свою державу на переднеазиатские области и уже в 971 г. предприняли нападение на Антиохию. Поход Иоанна Цимисхия 974 и 975 гг. был сильным ответным ударом, который веял духом настоящего крестового похода. Из Антиохии император в начале апреля выступил против Эмесы, а оттуда пошел на Баальбек, который пал после недолгого сопротивления. Дамаск также сдался победоносному императору, признав его верховенство и обязавшись выплачивать дань. Затем Цимисхий вторгся на святую землю Палестины, захватил Тивериаду, Назарет, приморский город Акко и, наконец, Кесарию, главный опорный пункт египетских арабов. До Святого Града Иерусалима оставалось не так уж далеко, но император сознавал опасность слишком поспешного продвижения вперед. Он отступил на север, по пути заняв целый ряд важных приморских городов, среди которых были Берит (Бейрут) и Си дон. Во всех занятых городах были поставлены императорские коменданты. Своему союзнику, армянскому царю Ашоту III, Цимисхий направил победную реляцию, которая начиналась словами: «Услышь и узнай о чудесах!» – и завершалась заявлением: «Вся Финикия, Палестина и Сирия освобождены от ига сарацин и признают господство римлян!» 678 Ясно, что это утверждение являлось сильным преувеличением: оно указывало не на фактические достижения, но на цель, к которой стремился император в своем походе. Но даже и то, что было достигнуто во время этой стремительной победной экспедиции, означало невероятный успех: завоевания Никифора Фоки были не только закреплены, но и значительно расширены, а тем самым преимущественное положение Византийской державы в Передней Азии получило прочное основание. Из своего славного похода Иоанн Цимисхий вернулся в Константинополь смертельно больным (вероятно, тифом). Он умер 10 января 976 г.: его правление неожиданно оборвалось, продлившись всего шесть лет. 6. Наивысшая точка византийского могущества: Василий II

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда по смерти Иоанна на кафедру вступил Кириак (595–606), он, не признавая разрыва между Церквами, послал свое общительное послание в Рим, и его поддержал император, и Григорий пошел на некоторые уступки. Григорий в ответном послании Кириаку хвалил его за православие, но советовал ему отказаться от титула «Вселенский». Своему апокрисиарию служить вместе с Кириаком он не разрешил, но подателя синодики Кириака принял в свое общение 112 . В злополучное правление Фоки Римские епископы продолжали агитацию против титула «Вселенский» и, по-видимому, не без успеха. Бонифатию III (606–606) удалось получить от Фоки указ – «ut secies apostolica beati Perti apostoli caput esset omnium ecclesiarum, id est ecclesia Romana, quia ecclesia Constantinopolitana primam se omnium ecclesiarum scribebat» [«да будет апостольский престол блаженного апостола Петра, то есть Церковь Римская, главою всех Церквей, так как Церковь Константинопольская писала себя первой среди всех Церквей»]. Чтобы Фока запретил Константинопольскому епископу давать титул οκουμενικς [Вселенский], из этого известия не видно (но Фока мог иметь неудовольствие на Кириака за строгое охранение последним – это факт – церковного права убежища); а в праве на титул «Вселенского» Константинопольскому и Римскому епископу никогда не отказывали. Во всяком случае, за Константинопольским патриархом, несмотря на всякие римские протесты, удержался спорный титул и доныне. Римский смысл оппозиции против титула «Вселенский» в переписке Григория I закрыт был тем, что Григорий ставил вопрос на общую почву, понимал его как дело всех епископов; его смирение не позволяло выставлять свои собственные преимущества. Впрочем, и смирение бывает о двух концах. Григорий называл себя «servus servorum Dei» [«раб рабов Божиих»], но это титул более претенциозный, чем οκουμενικς πατριρχης [Вселенский патриарх]: из [Евангелия от] Марка 10:44 видно, что именно «primus [первенствующий]» должен быть таков 113 . Но это, о чем умолчал Григорий, досказал Адриан I (772–795) в своих посланиях к императрице Ирине и к Тарасию Константинопольскому (от 26 октября 785 года).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

в виде исторической хроники с автобиографическими вставками, причем, описывая события 887–950 гг., автор прежде всего задавался целью изобличить свергнутого Оттоном I итальянского короля Беренгара II перед потомками и таким образом воздать ему по заслугам (отсюда название книги); 22 главы «Деяний Оттона» (Historia Ottonis sive Liber de rebus gestis Ottonis imp. an. 960–964), описывающие историю правления императора Оттона Великого с 960 по 964 г., подробности его второго похода в Италию, коронацию и смещение папы Uoahha XII ; наконец, «Отчет о посольстве в Константинополь к императору Никифору Фоке» ( Relatio de legatione Constantinopolitana adNicephorum Phocam), написанное после второго посольства Лиутпранда в Константинополь в 968 г. (по поводу возможности составления брака сына и наследника Оттона Великого, будущего императора Оттона II Рыжего, с византийской принцессой в целях примирения Оттона Великого с Византией) в форме письма Оттону Великому и его сынуˆЭти переговоры безуспешно велись с 967 г.; предметом их была дочь императора Романа II принцесса Анна, на брак с которой предлагалось обменять Апулию, подчиненную Оттоном I. Однако только с убийством в 969 г. императора Никифора II Фоки и вступлением на престол Uoahha I Цимисхия дело приобрело положительный оборот, и брак (в обмен на Апулию, переданную Византии, но без Беневенто и Капуи, которые остались у Оттона), наконец, состоялся. Однако невестой стала не принцесса Анна, а Феофано. Ее отцом, как полагают ныне, был Константин Склир, брат знаменитого военачальника Варды Склира (ум. 991), несколько раз поднимавшего восстания против императора Василия II Болгаробойцы, а матерью – София Фокена, племянница Никифора Фоки. Сестра Константина Склира, Мария Склйрена, была первой женой Иоанна Цимисхия, который, таким образом, приходился дядей Феофано; его племянницей она и именуется в анналах Монтекассино. (Ранее считалось, что Феофано – дочь одного из византийских императоров: либо Романа II, либо Константина VII Багрянородного.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем как происходили эти события под Никеей, царский флот одержал победу над неприятельскими кораблями в открытом море и возвратил под власть империи пролив Геллеспонт, завладев крепостью Абидос. Вместе с этим Константинополю перестала грозить опасность быть отрезанным от своих заморских провинций и лишенным средств продовольствия, и, хотя передовые отряды самозванца показались на Босфоре, тем не менее паракимомен Василий чувствовал перемену дел к лучшему. Трудно понять, какими соображениями руководился он, обратив свои взоры к томившемуся в заключении на острове Хиосе племяннику царя Никифора Фоки, Варде Фоке, который в свое время поднял бунт против Иоанна Цимисхия, потерпел поражение от Варды Склира и в течение семи лет содержался под строгим надзором. Правда, в военном смысле это был вождь старой школы, воспитанный в славных походах царя Никифора на Востоке и считавшийся лучшим в то время знатоком военного искусства 511 , но, с другой стороны, это был прежний бунтовщик, на которого едва ли можно было полагаться. Выбор паракимомена остановился на этом роковом для империи человеке главным образом потому, что при отменных военных качествах он происходил из каппадокийского поместного сословия, где имел большие связи и известность и где мог равняться по авторитету с Вардой Склиром. Для Фоки подобное предложение правительства, соединенное с званием магистра и с титулом доместика восточных войск, было столько же неожиданным, как и лестным. Он обязался священной клятвой, что не будет злоупотреблять доверием, и приступил к выполнению своей трудной задачи с большими предосторожностями. Под рукой у правительства не было достаточных военных средств, между тем в тылу у Варды Склира близ Кесарии и на восточной границе оставались хотя и расстроенные, но все же значительные части под начальством магистра Евстафия Малеина и Михаила Вурцы, много раз упоминаемого дуки Антиохии. Прямая задача нового доместика состояла в том, чтобы поставить себя в соприкосновение с этими военными частями.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Слово Златоуста: А πλαν πατριρχαι, положенное Алексеевским Уставом на 31 декабря, по Типикону вторично полагается и 25 декабря 493 . Общий с Алексеевским Уставом состав этой группы восполняется значительным количеством новых произведений, положенных как на те же самые дни и памяти, так и на шесть новых 494 , из которых две памяти – муч. Фоки 22 сентября и ап. Тита 25 августа – вовсе не указаны в Алексеевском Уставе 330, а остальные указаны, но без чтений. Сентябрь. 5. Похвальное слово Космы Веститора на пророка Захарию: Μστα τν ρρτων 495 . 8. Слово Иоанна Дамаскина : Приидите все народы 496 . 14. а) Слово Софрония Иерусалимского Σταυρο πανγυρις, κα τς ο σκιρτσειε 497 . б) Слово Пандолея Диакона: Пакы въздвижется крест 498 . в) Слово Александра монаха 499 . г) Слово Златоуста: Что мне сказать, или что возглаголать? 500 . 22. Мучение священномученика Фоки – Священен конечно и достославен 501 . 23. Слово на зачатие Предтечи 502 . Ноябрь. 1–8. Три слова Златоуста на Озию и Серафимов 503 . 8. Слово Пантолея диакона на чудеса бесплотных 504 . 19. Похвальное слово Василия Великого муч. Варлааму 505 . 21. Два малых слова. Прокла 506 . и Германа 507 . Декабрь. 9. Слово Георгия Никомидийского на зачатие св. Анны, Матери Богородицы 508 . 25. Слово Златоуста: Вижу таинство необычайное и чудное 509 . Слово Златоуста: Что сие днесь знамение прорицанию 510 . 29. Слово Златоуста на младенцев 511 . Январь. 1. Слово на обрезание и св. Василия: Сень имый закон грядущих благ 512 . 6. Слово Григория Чудотворца : Мужие, возлюбленные Христу 513 . Слово Софрония (патр. Иерусалимского) – Πλιτ φς 514 . Февраль. 2. Слово Мефодия Патарского . – Некогда, по возможности в кратких словах 515 . 3. Слово Златоуста на праздник: Господь наш Иисус Христос не только облекается плотью 516 . Слово св. Кирилла на тот же праздник: Радуйся зело, дщи сионя 517 . Март. 25. Слово Григория Неокесарийского чудотворца на праздник: ‘Εορς μν πσας 518 . Слово Златоуста: Опять радостные благовествования 519 . Июнь. 24. Похвальное слово Златоуста на Рождество Предтечи 520 . 29. Послание св. ап. Петра 521 . Похвальное слово Златоуста (апп. Петру и Павлу) 522 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

монаха. Св. Петра, иже в Атрои. Петр. Мучч. Кронида, Леонтия и Серапиона. 1295. 13. Священномуч. Корнилия. мР. А. У. Н. 2 февр. Свв. Кронида (Крока), Леонтия, Серапиона братьев. Иерон. Р. 15 сент. Илии, Лукиана, Зотика. Иерон. Н. 27 мая. 13. Обновлевие храма воскресения Христова. Св. Петра, иже и Атрои. 14. Воздвижение св. Креста. Иерон. мР. Р. В. А. У. 15. Пр. Филофеи пресвитера. 16. Муч. Севастианы. Петр. Пр. Дорофея египетского. 239. 16. Св. великомуч. Евфимии. Иерон. Алляц. Б. А. У. и все 16 сент. Ф. 7 апр. Р. Н. вторично 13 апр. Свв. мучч. Виктора и Сосфена. мР. В. А. У. Н. 10 сент. 16. Пр. Дорофея пустынника. 17. Свв. мучч. Пелия, Нила и Илии. Иерон. Р. А. У. Н. 19 сент. 17. Св. муч. Феодотии каппадок. в Никее. 18. Свв. жен мучч. Софии и Ирины. 1295. Муч. Кастора. Син. 1. 18. Св. муч. Кастора. 20. Св. Евстафия Плакиды. В. 19 сент. Ф. 1 нояб. У. 2 ноября. 21. Священномучч. Ипатия и Андрея при Льве Исавре. Петр. Муч. Евсевия. 239. 21. Св. ап. Кодрата. мР. А. У. Н. 26 мая. 22. Св. Фоки вертоградаря. Екл. Св. Петра мытаря. Петр. 22. Св. муч. Фоки, еп. синопийского. Иерон. Б. мР. Р. В. А. У. Н. 14 июля. Св. муч. Фоки вертоградаря. А. У. 5 мар. (Иерон. В Антиохии). 22. Св. Петра прежде мытаря. Пр. Ионы отца Феофана и Феодора начертанного. 23. Мучч. Андрея, Иоанна, Петра, Антонина. Петр. 23. Зачатие Иоанна Предтечи. Иерон. Анги. Б. и все 24 сент. 24. Пр. Коприя. 1293. 24. Св. первомуч. Феклы. Иерон. Англ. Б. и все 23 сент. Иерон. Р. Н. втор. 22 февр. Иерон. еще 20 дек. 24. Пр. Коприя. 25. Преп. Евфросинии. Иерон. Б. В. А. У. Н. 1 янв. мР. А. У. Н. 11 февр. 26. Св. Иоанна Богослова. Карф. Алляц. Б. мР. Р. В. У. 27 дек. Иерон. мР. В. А. У. 6 мая. Иерон. Галлик. Р. Н. 24 июня. Иерон. еще 25 мая. 27. Пр. Игнатия, игум. обители Глубокой реки. 1295. Свв. ап. Марка и Зины. 1295. 27. Пр. Игнатия, игумена обители Глубокой Реки. Св. ап. Зины. 28. Св. пророка Варуха. 1295. 28. Свв. мучч. Зосимы и Александра с 3 другими в Антиохии. Иерон. 28. Св. прор. Варуха. Пр. Харитона исповедника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010