Когда по смерти Иоанна на кафедру вступил Кириак (595–606), он, не признавая разрыва между церквами, послал свое общительное послание в Рим и его поддержал император, и Григорий пошел на некоторые уступки. Григорий в ответном послании Кириаку хвалил его за православие, но советовал ему отказаться от титула «вселенский». Своему апокрисиарию служить вместе с Кириаком он не разрешил, но подателя синодики Кириака принял в свое С этой синодикой вышел инцидент, освещающий слабость римской эрудиции в церковной истории. В своем общительном послании Кириак между прочим перечислял еретиков, которых он признает осужденными, и в их ряду стояло имя Евдоксия константинопольского (арианина). Григорий Великий зазрел Кириака на этом пункте, – опасаясь, не предаст ли он анафеме кого-либо православного, – и обратился к Евлогию александрийскому за разрешением вопроса о том, кто этот неведомый в Риме Евдоксий. А когда Евлогий успокоил папу, что Евдоксий – еретик, и сослался на историю Созомена, то Григорий опять впал в колебание, так как Созомена, будто бы, «не приемлет римская церковь ». В злополучное правление Фоки римские епископы продолжали агитацию против титула «вселенский», и, по-видимому, не без успеха. Бонифатию III (606–606) удалось получить от Фоки указ, – «ut sedes apostolica beati Petri apostoli caput esset omnium ecclesiarum, id est ecclesia Romana, quia ecclesia Constantinopolitana primam se omnium ecclesiarum scribebat» 78 . Чтобы Фока запретил константинопольскому епископу давать титул οικουμενικς, из этого известия не видно (но Фока мог иметь неудовольствие на Кириака за строгое охранение последним [это факт] церковного права убежища); а в праве на титул «вселенского» константинопольскому и римскому епископу никогда не отказывали. Во всяком случае, за константинопольским патриархом, несмотря на всякие римские протесты, удержался спорный титул и доныне. Римский смысл оппозиции против титула «вселенский» в переписке Григория I закрыт был тем, что Григорий ставил вопрос на общую почву, понимал его как дело всех епископов; его смирение не позволяло выставлять свои собственные преимущества. Впрочем, и смирение бывает о двух концах. Григорий называл себя «servus servorum Dei» 79 , но этот титул более претенциозный, чем οικουμενικς πατριρχης: из Мк.10:44 видно, что именно «primus» должен быть таков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

202 Основанная в 425 г. Феодосием II при церкви в Халкопратиях (район Константинополя) со штатом из 28 учителей, она, по мнению Скабалановича, существовала до времени Фоки (602–610); была закрыта и вскоре вновь открыта Ираклием; ко времени прихода к власти исаврийской династии помещалась все еще в Халкопратиях при так называемой царской цистерне, имела 12 учителей и ректора; была снова в 726 г. закрыта Львом III Исав- ром, восстановлена частично в виде «публичной школы» во главе с Львом Математиком императором Феофилом при храме Сорока мучеников и полностью в 843 г. кесарем Вардой в Магнаврском дворце; пришла, по-видимому, в упадок в царствование Никифора Фоки, Иоанна Цимисхия и Василия Болгаробойцы и была восстановлена Константином IX Мономахом (в 1043 г. по новейшей датировке), учредившим для каждой науки кафедру, которая замещалась особым маистором (название, которое надо отличать от магистра, – чиновный ранг). Кафедру философии занял Михаил Пселл с титулом ипата философов, кафедру юриспруденции – Иоанн Ксифилин с титулом номофилакса, кафедру риторики – Никита с титулом магистра риторов и какую-то кафедру Иоанн Мавропод; местопребыванием «академии» стал храм Св. Георгия Тропеофора (Победоносца) при Манганском монастыре. 203 Однако все ученые последующего времени, фактически исходя из тех же данных, что и Скабаланович, дружно отказались от употребления термина «византийская академия», предпочтя ему название « Константинопольский университет». 204 По и в отношении правомочности его применения в последнее время высказываются сомнения. Не без оснований считается, что в Византии никогда не было университетов в том смысле, как они понимаются в отношении западноевропейского средневековья, т. е. «как свободных корпоративных объединений учителей и учеников для научной работы и профессионального обучения», располагавших «корпоративной автономией по отношению к церковным и государственным институтам». Как раз этот основополагающий признак, по мнению Вайса, полностью отсутствует у императорских учебных заведений Византии, которые прежде всего являются школами для обучения кадров государственно-чиновничьего аппарата (Funktionersschule).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

919 Об отношениях Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия к Святославу в связи с болгарскими делами речь была уже выше. Особенно важны отношения Василия II Болгаробойцы к русскому великому князю Владимиру, с именем которого связано представление об обращении в христианство его самого и русского государства. В восьмидесятых годах Х века положение императора и его династии казалось критическим. Поднявший восстание против Василия Варда Фока, имея на своей стороне почти всю Малую Азию, подошел с востока к самой столице, тогда как с другой стороны победоносные в то время болгары грозили ей с севера. В столь стесненных обстоятельствах Василий обратился за помощью к северному князю Владимиру, с которым ему и удалось заключить союз на следующих условиях: Владимир должен был отправить на помощь Василию шеститысячный отряд, взамен чего получал руку сестры императора Анны и обязывался за себя и за свой народ принять христианскую веру. Благодаря русскому вспомогательному отряду, так называемой «варяго-русской дружине», восстание Варды Фоки было подавлено, и сам он погиб. Избавившись от страшной опасности, Василий, по-видимому, не хотел соблюдать обещания, данного Владимиру, относительно сестры Анны. Тогда русский князь осадил и взял важный византийский город в Крыму Херсон (Корсунь). После этого Василий II уступил. Владимир принял крещение и получил в супружество византийскую царевну Анну. Год крещения Руси: 988-й или 989-й, в точности неизвестен; одни ученые стоят за первый, другие за второй. На некоторое время между Византией и Русью снова настали времена мира и согласия; обе стороны безбоязненно вели между собой торговлю. В 1043 году, в царствование Константина Мономаха, в Константинополе произошла, по словам источника, между «скифскими купцами», т. е. русскими, и греками ссора, во время которой один знатный русский был убит. 920 Очень вероятно, что это обстоятельство послужило поводом к новому походу русских на Византию. Русский великий князь Ярослав Мудрый отправил в поход своего старшего сына Владимира с большим войском на многочисленных судах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В подобном же отношении к этому закону стоял и преемник ФокиИоанн Цимисхий (969–976). Цимисхий вообще благосклонно относился к монашеству и даже строил монастыри, хотя законоположение 964 г. и при нем оставалось в силе. 532 В начале своего царствования он построил новый монастырь – Дамидийский ( Δμιδος) в феме Армениакской, куда и заключил Феофано, вдову Никифора Фоки. 533 Он нередко посещал знаменитую монашескую гору Олимп в Вифинии 534 и по смерти патриарха Полиевкта (970) избрал на Константинопольскую кафедру олимпийца Василия, человека весьма добродетельного, с детства посвятившего себя монашеству. Но если сам Никифор Фока, а потом его преемник Иоанн Цимисхий оказались бессильными в борьбе с духом времени, то их подданные не делали и опыта этой борьбы: они без сопротивления подчинялись тому течению, которое составляло характерную особенность их эпохи и которое побуждало византийцев почти поголовно оставлять мир и заключаться в монастырях. Поэтому постройки новых монастырей и при Никифоре и Цимисхии шли своим чередом, хотя справедливость требует сказать, что мы не знаем ни одного известия о прямом нарушении закона 964 г., т. е. о том, что новооснованные монастыри снабжались крестьянскими и иными землями и недвижимыми имениями... В 964 г. один из родственников императора Никифора – Иоанн Лампардопул, философ и протосикрит, имея добрую душу и движимый ревностью и пламенной любовью к божественному, воздвиг с основания мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы близ местности Димистианы ( Δημηστινη), в митрополии Древних Патр, в Пелопоннесе, и назвал его монастырем Философа ( μον το Φιλοσφου). Ктитор построил при монастыре храм, келлии и все потребное для хозяйства. Он пожертвовал в монастырь священную утварь и сделал некоторые другие приношения, обещав и впоследствии не оставлять монастырь своими милостями. После постройки монастырь, по просьбе Иоанна, был принят патриархом Полиевктом (964) в число ставропигиальных. 535 Патриарх Василий, когда был оклеветан перед царем Иоанном Цимисхием в измене и вынужден был оставить патриаршество, удалился (974) в монастырь на реке Скамандре, который он сам же и построил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Комитопулами, как известно, назывались предводители болгарского восстания, сыновья комита Шишмана, Самуил, Аарон и другие. Здесь, очевидно, следует разуметь царя Самуила: «Вверху комета жгла эфир; внизу комит (ομτης) опустошает запад. Та звезда – символ теперешней тьмы; она умерялась (исчезала, смирялась) с восходом Луцифера (солнца). А эта другая (комета, ομτης, то есть, комит или комитопул; поэт играет словами) возжглась с закатом Никифора. Сей страшный тифон, рожденный от злодеев, все сожигает: где рыканья твоей силы, вождь непобедимаго Рима? По природе царь и на деле Никифор (Никифор значит победоносный), немного приникнув из гроба, рыкни, лев, и научи лисиц жить между скалами». Комета, с которою сравнивается сын комита, комит или комитопул Самуил, есть, конечно, та комета, которая явилась перед смертью Цимисхия, летом 975 года. Но, по своему обычаю, поэт не желает говорить о Цимисхии рядом с Никифором: хотя болгарское восстание вспыхнуло только по смерти Uoahha I , он представляет дело так, как будто это сделалось вследствие смерти Никифора Фоки. Не Цимисхия и вызывает он из гроба, а, как всегда, Никифора. Нечего указывать на сходство в заключении пьесы с вышеприведенною надписью на гробнице Фоки митрополита мелитинского Иоанна, то есть, по нашему мнению, Геометра. Тот же самый Никифор вызывается и в следующем стихотворении, написанном после поражения Греков в теснине (клисуре) Родопской, что, как известно нам теперь, случилось в 986 году, при отступлении от Средца-Сардики. Стихотворение LXIII, р. 296 Cram. озаглавлено: «На поражение Римлян в Болгарской теснине» (Ες τ πϑος ωμαων τ ν τ Βουλγαρι λεσει): «Если бы даже солнце сошло со своего места, я все-таки не подумал бы, что стрелы Мисян будут сильнее копий авсонийских (римских). Пропадите, деревья, злые горы, пропадите, мрачные скалы! Здесь лев содрогнулся пред (робкими) ланями. Когда ты, Фаэтонт (солнце), скатишь под землю златоблестящую колесницу, поведай великой душе кесаря вот что: «Дунай похитил венец Рима; возьмись скорее за оружие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Участие Грузин в греческих междоусобиях во время Василия II хорошо известно как из византийских источников, так и собственно из грузинских. В грузинской хронике и в житии св. Евфимия Грузинского повествуется, как во время первого бунта Варды Склира императрица Феофано, мать Василия II, обратилась с просьбою о помощи к куропалату Давиду, властителю Грузии. Торник (Торникий), знатный Грузин, принявший монашество на Афоне, в монастыре, недавно основанном св. Афанасием, его родственником, был отправлен с письмами к Давиду Грузинскому. Согласно с просьбою императрицы, куропалат Давид прислал вспомогательный корпус в 12.000 человек, начальство над которым принял сам Торник, еще не забывший своего прежнего военного ремесла. Именно этому отряду обязан был император и его полководец (Варда Фока) поражением бунтовщика, принужденного бежать к Сарацинам (в Персию). Грузины воротились на родину, отягченные богатою добычею; на счет ее был выстроен на Афоне Грузинский (Иверский) монастырь Портаитиссы, то есть, привратницы, так названный ради чудотворной иконы, недавно прибитой волнами к монастырю св. Афанасия и помещенной над входом монастырским: это знаменитая Иверская Богородица, копии с которой почитаются у нас в Москве 145 . У Геометра, конечно, не разумеется под грабежами добыча, получившая такое хорошее употребление... Во время мятежа Варды Фоки Грузины уже не были защитниками права и законного государя, а, напротив, составляли главную опору мятежника, и когда он пал в сражении около Абидоса в борьбе с Русскими (апрель 989), то часть их пристала, по-видимому, к прежнему врагу Склиру, а другие продолжали борьбу на свой страх. Армянский историк (Асохик, стр. 180) пишет, что из числа отложившихся вместе с Фокою еще оставались некоторые, как, например, магистр Чортванел, племянник (по брату) монаха Торника, засевший в странах Дерджана и Тарона; они были разбиты и усмирены только в 990 году, когда против них послан был патриций Иоанн. К этому моменту, то есть, к разбоям грузинским после смерти Варды Фоки, и относится стихотворение Иоанна Геометра . Болгарское восстание – ибо под Скифами здесь разумеются Болгары – предполагается еще как предмет общих жалоб.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

9. Я уже рассказал, что стратилат Варда [Склир] был послан императором против только что возникшего мятежа Варды Фоки из Европы в Азию. Узнав об этом, [скифы] совершали внезапные набеги, беспощадно разоряли и опустошали Македонию, причиняя тем самым ромеям огромный вред. Магистр Иоанн, по прозванию Куркуас которому было доверено находившееся там войско, предавался сверх меры бездействию и пьянству, проявляя неопытность и неумелость в управлении делами; поэтому помыслы росов и исполнились своевольной дерзостью. Государь не выносил их надменной наглости и явных обид, ему наносимых; он поспешил сразиться с ними в открытом бою, чтобы всеми силами поражать и оттеснять их. Для этого он приказал снарядить огненосные триеры и отправил на продовольственных судах в Адрианополь много хлеба и корма для вьючных животных, а также достаточное количество оружия для войска, чтобы ромеи во время сражения не испытывали ни в чем недостатка. Пока шли эти приготовления, Иоанн женился на дочери императора Константина Багрянородного Феодоре, которая не слишком выделялась красотой и стройностью, но целомудрием и всякого рода добродетелями, без сомнения, превосходила всех женщин. Торжество бракосочетания состоялось в ноябре месяце, на втором году правления Иоанна Народ был охвачен несказанной радостью, потому что государь мягко и справедливо управлял подданными. Особенно удивляло в Иоанне то, что он, будучи от природы исполнен величия и высокомерия, проявлял благосклонность и снисходительность к подданным и щедро оделял нуждающихся. Так он провел тогда в Византии зиму, увеселял народ дружественным угощением и состязаниями в театре. Ожидая весны, он ежедневно обучал находившееся при нем войско умению передвигаться в полном вооружении во всех направлениях и упражнял его в различных военных приемах, придуманных самыми доблестными мужами для сражений. КОММЕНТАРИИ: 1. Парсакута - местечко в феме Армениаки, где, по-видимому, были главные поместья Фок и куда на жительство были сосланы родичи Никифора Фоки после его убийства. Местоположение Парсакуты не установлено (Шлюмберже. 1896, 61, примеч. 1).

http://sedmitza.ru/lib/text/433431/

Итак, восток к этим римским воззваниям отнесся с полным равнодушием.  Когда по смерти Иоанна на кафедру вступил Кириак (595—606), он, не признавая разрыва между церквами, послал свое общительное послание в Рим и его поддержал император, и Григорий пошел на некоторые уступки. Григорий в ответном послании Кириаку хвалил его за православие, но советовал ему отказаться от титула «вселенский». Своему апокрисиарию служить вместе с Кириаком он не разрешил, но подателя синодики Кириака принял в свое общение .  В злополучное правление Фоки римские епископы продолжали агитацию против титула «вселенский», и, по–видимому, не без успеха. Бонифатию III (606—606) удалось получить от Фоки указ, — «ut sedes apostolica beati Petri apostoli caput esset omnium ecclesiarum, id est ecclesia Romana, quia ecclesia Constantino–politana primam se omnium ecclesiarum scribebat»  . Чтобы Фока запретил константинопольскому епископу давать титул οικουμενικς, из этого известия не видно (но Фока мог иметь неудовольствие на Кириака за строгое охранение последним [это фактцерковного права убежища); а в праве на титул «вселенского» константинопольскому и римскому епископу никогда не отказывали. Во всяком случае, за константинопольским патриархом, несмотря на всякие римские протесты, удержался спорный титул и доныне.  Римский смысл оппозиции против титула «вселенский» в переписке Григория I закрыт был тем, что Григорий ставил вопрос на общую почву, понимал его как дело всех епископов; его смирение не позволяло выставлять свои собственные преимущества. Впрочем, и смирение бывает о двух концах. Григорий называл себя «servus servorum Dei»  , но этот титул более претенциозный, чем οικουμενικς πατριρχης: из Марк. X, 44 видно, что именно «primus» должен быть таков.  Но это, о чем умолчал Григорий, досказал Адриан I (772—795) в своих посланиях к императрице Ирине и к Тарасию константинопольскому (от 26 октября 785 г.). Императрица Ирина, извещая Адриана о поставлении Тарасия в епископа константинопольского, называла, по обычаю, Тарасия «вселенским патриархом». В ответ на это Адриан спрашивает: что он должен думать об этом титуле? Скрывается ли в нем imperitia, или schisma, или haeresis?  Если именуемый «вселенским» этим самым дает понять, что он выше римского епископа, supra praelatam sibi sanctam Romanam ecclesiam, quae est caput omnium Dei ecclesiarum, describatur  , " ) он, без сомнения, выставляет себя противником св. соборов и еретиком; если он «вселенский», то он — смешно сказать — имеет первенство даже над кафедрой римской церкви. Б конце концов, папа высказывается очень категорично: кто называет себя вселенским, тот чужд православной веры. Итак, борьба против титула «вселенский» выяснилась как борьба за римское верховенство. Таким образом, восстановившееся на этот раз общение римской кафедры с константинопольской осложнено было совсем не миролюбивыми задатками, которые и повели к разделению церквей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

– Сказание Св. Аркадия Архиеп. Кипрского. Слово похвальное на пречестную память Св. великомученика Никиты, л. 532–540 об. Нач. «Созывает паки нас, о христолюбцы. Христолюбив бо сый и благочестия добропобедный великий мученик Никита.» – В той же день обретение Св. первомученика Стефана; писано о семь Августа во 2-й день, л. 540 об. В 16-й день – и Месяца июля в 11-й день мучение Св. Евфимии, л. 542–553 об. Нач. «Царствующу Диоклетиану присну же Антинату сущу бысть гонение велие на христианы.» – Сказание вкратце о премудром Киприане Митрополите Киевском всея России, л. 554–561 об. Нач. «Сей Преосвященный Киприан Митрополит Киевский и всея Русии, бысть родом земли Сербские.» «Грамота Митрополита Киприана», л. 556 об. В 17-й день. Мучение Свв. мучч. Веры, Надежды, Любве и матери их Софии, л. 562–579 об. Нач. «Словесе разсеяну бывшу по всей поднебесней Господем Иисусом Христом.» В 19-й день. Преставление благоверного и христолюбивого Великого Князя Феодора Смоленского и Ярославского и сынов его Князя Давида и Константина, л. 580–591. Нач. «Сей убо бысть благоверный и христолюбивый Великий Князь Феодор Смоленский, сын Великого Князя Ростислава Смоленского.» – В лето 6970, месяца Марта в 5-й день, проявление Св. чудотворцев Ярославских благоверного Великого Князя Феодора и сынов его Давида и Константина, л. 592–619 об. Нач. «Како убо и когда и в кое время прояви Бог угодники своя.» – Чудеса благоверного Князя Феодора, л. 594. В 20-й день. Списание жития и муки Св. Евстафия и жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта, л. 620–640 об. Нач. «Во дни царствия Траяна, идольстей жертве одержащи.» Страсть Свв. новоявленных великомученик и исповедник Великого Князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора вкупе пострадавших от царя Батыя, л. 642–653. Нач. «Бысть в лета 6746, пришедше Тотари на все православие брани побеждающии и гради разоряюще.» – О убиении злочестивого царя Батыя, л. 563. – Сентября и июля в 22-й день, мучение Св. мученика Фоки, л. 658–671 об. Нач. «Паче же уне прияти от благомужества и терпения от блаженного мученика Фоки.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Войну против азиатских Хамданидов неприлично жадный Варда Фока вёл вначале неуспешно; однако, его дельному сыну Никифору удалось восстановить дисциплину в войске и порядок в гражданском управлении. Последний блеск правлению Константина придало посещение русской княгини Ольги, крестившейся с многочисленной свитой в столице империи в 957 году. Христианизация этого столь важного для Византии народа должна быть, однако, признана заслугой более позднего поколения. Когда 9 ноября 959 года Константин умер, он оставил трон своему распутному, нетвёрдому и ещё молодому сыну Роману II (959–963 гг.). Сначала отец женил его на Берте, внебрачной дочери короля Гуго Прованского; позднее наследник без памяти влюбился в красивую, честолюбивую и беспринципную Анастасию, дочь трактирщика. Бесхарактерный отец позволил в 957 году, едва достигшему девятнадцати лет наследнику взять её себе в жены под именем Феофано. Она стала злым гением императорского дома. При Романе правление вёл в высшей степени способный патрикий Иосиф Вринга. Он передал ведение грандиозной морской экспедиции против гнезда критских пиратов лучшему полководцу империи Никифору Фоке, доместику схол. Уже давно из византийских гаваней не выходило столь блестящей армады. Превосходному ведению дела соответствовал беспримерный успех. В марте 961 года столица Крита Хандак была взята после кровопролитного штурма и сравнена с землёй; мусульманское население было изгнано, или обращено византийскими миссионерами, во главе со св. Никоном, в христианство. Этот удар снова сделал, наконец, византийцев господами в собственном море. И в Азии счастье сопутствовало Никифору. В 962 году в его руки перешла Долиха, Иераполь и киликийский Аназарб. Хамданида Иейф-ад-Давла он разбил близ его столицы Алеппо, взял посады города и самый город; удержался лишь кремль. Узнав о приближении арабской армии из Дамаска, он отступил с богатой добычей. Как раз во время этих необычайных успехов, 15 марта 963 года, умер Роман, оставив вдову Феофано и двух несовершеннолетних сыновей Василия (957 г.) и Константина VIII (961 г.). Никифор, принёсший сперва клятву на верность правительству вдовствующей императрицы, руководимой Врингой, узнав о кознях против него, появился у ворот столицы с азиатским войском и принудил Врингу к удалению. 16 августа 963 года патриарх короновал его императором, а вскоре затем он женился на вдове императора Феофано. Правление Никифора II Фоки (963–989 г.) и его преемников Иоанна Цимисхия (969–976 гг.) и Василия Болгаробойцы (976–1025 гг.) является временем настоящего расцвета византийского могущества. «Тогда, подобно молнии, появился Фока, и обрушился на врагов Рима... Он разорял, сжигал, пленял города и земли варваров. Он перебил мириады иноземцев и распространил господство и могущество римлян. Арабы дрожали, армяне и сирийцы тряслись, сарацины отступали, турки бежали, а римляне покоряли их земли и страны, и имя Фоки наводило на всех ужас». (Георгий Амартол ed. Muralt. стр. 961).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010