К. руководствуются уставами и конституциями своих орденов или конгрегаций, в которых отражены отличия в адм. и организационном устройстве. История ордена К. Поселения латинских монахов в окрестностях горы Кармил появились, вероятно, во время 3-го крестового похода (1189-1192; см. ст. Крестовые походы ). По мнению нек-рых историков, 1-е упоминание содержится в «Сказании...» визант. паломника Иоанна Фоки (1185): на месте разрушенного греч. мон-ря, вблизи т. н. пещеры прор. Илии, «один муж, монах, иерей по сану, седой по волосам, родом из Калабрии, по откровению пророка прибывши сюда, в этих местах или на бывших строениях монастыря устроив маленькую ограду, и воздвигши малый храм, и собравши братии человек десять, ныне то святое место населяет» ( Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//ППС. 1889. T. 8. Вып. 2(23). С. 58-59). Отождествление этого подвижника из Калабрии с франц. крестоносцем католич. св. Бертольдом из Лиможа сохраняется в орденской традиции, хотя 1-й мон-рь К. был расположен не у моря, а в долине Вади-эс-Сия, на горе Кармил, вблизи т. н. источника прор. Илии. Согласно орденскому преданию, основатель К. католич. св. Брокард считается учеником и преемником Бертольда († ок. 1198) на посту настоятеля общины. Патриарх Альберт Иерусалимский вручает устав кармелитам. Фрагмент алтаря. Худож. П. Лоренцетти. 1328–1329 гг. (Национальная пинакотека в Сиене) Патриарх Альберт Иерусалимский вручает устав кармелитам. Фрагмент алтаря. Худож. П. Лоренцетти. 1328–1329 гг. (Национальная пинакотека в Сиене) По просьбе Брокарда и монахов общины «у источника» лат. патриарх Иерусалима Альберт (1205-1214; резиденция в Акре) составил устав (formula vitae), в к-ром упорядочил существовавший образ жизни общины на основе традиционного для Палестины лаврского типа организации монашества; в правилах не были отражены зап. монашеский устав прп. Венедикта Нурсийского или Августина устав , хотя патриарх Альберт Иерусалимский принадлежал к августинцам-каноникам (см.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Мученики Ипатий и Андрей из Лидии были два друга с детства. Ипатий сделался иноком, а впоследствии епископом Ефесским, Андрей пресвитером. За иконопочитание, при Льве Исаврянине, влачили их по городу и, наконец, заклали (ок. 730 г.). 22 . Сщмч. Фоки, еп. Синопийского; прор. Ионы, прп. Ионы, отца Феофанова, творца канонов, и Феодора Начертанного; мч. Фоки, свт. Петра мытаря; памят. прпп. отец, почивающих в Киеве, в Антониевой пещере. 23 . Зачатие св. слав. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; мчч.: Андрея, Иоанна, Петра и Антонина (чад Иоанновых); мц. Ираиды, прпп.: Ксанфиппы и Поликсении. 24 . Первомуч. и равноапост. Феклы; прпп.: Коприя и Пикандра пустынножителя, Псков. чудотв. Св. первомуч. Фекла осенила крестом «множество дров и хврастия, собраннаго под нею на сожжение ея», и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу. Вот какую силу имеет крест Христов! 25 . Прп. Евфросинии, прп. Сергия игумена, Радонеж. чудотв.; прп. Евфросинии Суздальской в мире Феодулии; мч. Пафнутия и иже с ним (546 мчч.). 26 . Преставление св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Св. ап. Иоанн Богослов явил нам один из бесчисленных примеров силы креста: он, по сказанию Прохора, ученика его, знамением креста некогда исцелил лежащего при пути больного человека. 27 . Мч. Калистрата и дружины его (49 мчч.); прп. Савватия, Соловец. чудотв.; мц. Епихарии, прп. Игнатия; свв. апп.: Марка, Аристарха и Зины. Прп. Савватий († 1435 г.), когда получил извещение от Бога о скорой своей кончине, то поспешил с Соловецкого острова на твердую землю, чтобы найти священника и приобщиться св. Тайн, а раскольники-безпоповцы не считают нужным приобщаться ни при жизни, ни пред смертию. 28 . Прп. Харитона исповедн.; прор. Варуха, мчч.: Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и пр.; убиение св. Вячеслава, кн. Чешского. 29 . Прп. Кириака отшельника, прп. Феофана милостивого; мчч.: Дады, Гаведлая и сестры его Каздои. Преподобный Феофан милостивый был мирянин и женатый, гражданин Газский. Он до того был нищелюбив, что сам обнищал и умер от водяной болезни, но из мощей его истекло целебное миро.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

    21. преподобных отец наших, симеона Христа ради юродиваго, и Иоанна спостника его: И святаго пророка иезекииля.    Стихиры преподобных, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: и пророка, глас 8. Подобен: о преславнаго чудесе! На стиховне октоиха. Тропарь преподобных, глас 4: Боже отец наших: ноемвриа в 28-й день. и пророка, глас 2: пророка твоего иезекииля: септемвриа в 4-й день. На Утрени, канон октоиха един: и святых два, на 8: преподобных, глас 4: и пророка, глас 8. По 3-й песни, Кондак пророка, глас 4. Подобен: явился еси: божий явился еси пророк иезекииле чудне, господне воплощение всем провозвестил еси, сего агнца и зиждителя сына божия явльшася во веки.    И седален преподобных, глас 5: Слава пророка, глас 3. По 6-й песни,    Кондак преподобных, глас 2. Подобен: Твердыя: Во плоти явльшася безплотнаго, и добродетельми премирно просиявшаго, симеона равноангельнаго и богоноснаго восхвалим, с нимже Иоанна приснопамятнаго, верою и любовию, яко молящияся господу непрестанно о всех нас.     22. (:. святыя мироносицы и равноапостольныя марии магдалины: И возвращение мощей святаго священномученка фоки.    Стихиры святыя, глас 8. Подобен: о преславнаго чудесе, и святаго, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Слава, святыя, глас 6: Первее видевши: На стиховне октоиха. Слава, святыя, глас 8: Волею обнищавшему:    Тропарь святыя, глас 1: христу нас ради от девы рождшемуся честная магдалина мариа последовала еси, того оправдания и законы хранящи: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.    И святаго, глас 4: И нравом причастник: септемвриа в 3-й день. На Утрени, канон октоиха един, и святых два: святыя, глас 8, и святаго, глас тойже. По 3-й песни,    Кондак фоки, глас 6. Подобен: еже о нас: яко святитель принося отче жертвы, на конец себе принесл еси жертву живу: свидетельствовав законно о Христе бозе, от ангел укрепляемь, и смерть изволяя сый с вопиющими тебе: прииди фоко с нами, и никтоже на ны.    И икос, и седален святыя, глас 8: и мученка, глас 4. По 6-й песни,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

21. Преподобных отец наших, Симеона Христа ради юродиваго, и Иоанна спостника его: И святаго пророка Иезекииля. Стихиры преподобных, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: и пророка, глас 8. Подобен: О преславнаго чудесе! На стиховне октоиха. Тропарь преподобных, глас 4: Боже отец наших: ноемвриа в 20-й день. и пророка, глас 2: Пророка твоего Иезекииля: септемвриа в 4-й день. На утрени, канон октоиха един: и святых два, на 8: преподобных, глас 4: и пророка, глас 8. По 3-й песни, Кондак пророка, глас 4. Подобен: Явился еси: Божий явился еси пророк Иезекииле чудне, Господне воплощение всем провозвестил еси, сего Агнца и Зиждителя Сына Божия явльшася во веки. И седален преподобных, глас 5: Слава пророка, глас 3. По 6-й песни, Кондак преподобных, глас 2. Подобен: Твердыя: Во плоти явльшася безплотнаго, и добродетельми премирно просиявшаго, Симеона равноангельнаго и богоноснаго восхвалим, с нимже Иоанна приснопамятнаго, верою и любовию, яко молящияся Господу непрестанно о всех нас. 22. Святыя мироносицы и равноапостольныя Марии Магдалины: И возвращение мощей святаго священномученика Фоки. Стихиры святыя, глас 8. Подобен: О преславнаго чудесе, и святаго, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Слава, святыя, глас 6: Первее видевши: На стиховне октоиха. Слава, святыя, глас 8: Волею обнищавшему: Тропарь святыя, глас 1: Христу нас ради от Девы рождшемуся честная Магдалина Мариа последовала еси, того оправдания и законы хранящи: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем. И святаго, глас 4: И нравом причастник: септемвриа в 3-й день. На утрени, канон октоиха един, и святых два: святыя, глас 8, и святаго, глас тойже. По 3-й песни, Кондак Фоки, глас 6. Подобен: Еже о нас: Яко святитель принося отче жертвы, на конец себе принесл еси жертву живу: свидетельствовав законно о Христе Бозе, от ангел укрепляемь, и смерть изволяя сый с вопиющими тебе: прииди Фоко с нами, и никтоже на ны. И икос, и седален святыя, глас 8: и мученика, глас 4. По 6-й песни,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ід, Воздвижение честного Креста. Tomo 3, fol. 51, книжка слов et Tomo 5, fol. 239. іе, св.м. Никиты. Tomo 5, folio 260, один лист. св.м. Евфимии. Tomo 5, folio 280, листов три. і, св.м. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Tomo 4, fol. 480, полтрета листа. іи, св. Евмения. Не нашел. і св.мм. Трофима, Савватия и Доримедонта. Tomo 5, fol. 337, полтрета листа. к, св.м. Евстафия Плакиды и иже с ним. Tomo 6, fol. 30, листов 6. ка, св. апостола Кондрата. Не нашел. кв, св. Фоки епископа Синайского. Не нашел. А св. Фоки вертоградаря Tomo 5, folio 363, больше листа. кг, Зачатие св. Иоанна Предтечи и св.м. Андрея и Иоанны, и чад их. Не нашел. кд, св.м. Феклы. Tomo 5, fol. 389, пол листка. ке, пр. Евфросинии, преименованной Измарагдом. Tomo 1, fol. 43, полтора листка св. Иоанна Богослова. Tomo 6, folio 1114, полкварта листа. к, св.м. Каллистрата и дружины его. Tomo 5, f. 407, полтрета листа. ки, св. Харитона. Tomo 5, folio 428, три листа. к, св. Кириака нет (потом «нет» зачеркнуто) есть. Tomo 5, fol. 474. л, св.м. Григория Армейского. Tomo 5, fol. 480. Подобным образом процитированы и все следующие месяцы. Характер ссылок дает основание предполагать, что все они сделаны по какому-то одному агиологическому сборнику, состоявшему из семи томов. А так как в самом начале месяцеслова стоит крупными буквами сделанная надпись «SURIUS», то можно с полною уверенностью утверждать, что все эти отметки сделаны по сочинению латинского аббата Лаврентия Сурия: «Vitae sanctorum orientis et occidentis», вышедшему в первый раз в 1560–1575 годах и имевшему несколько изданий. Святитель, как видно по бывшему у него в руках экземпляру Сурия и сохранявшемуся в Московской Типографской библиотеке 3261), пользовался вторым изданием этого сборника, напечатанным в 1578–1586 годах 145 . Судя по имеющимся на корешках томов надписям, книги сначала находились в Виленском Свято-Духовском монастыре, затем чрез Кирилла Филимоновича переданы были в монастырь Печерский и отсюда поступили к свят. Димитрию. Седьмой том имеет надпись: «ex libris Варлаама Ясинского» и, по-видимому, принадлежал знаменитому Киевскому митрополиту 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Следы влияния греческих проскинитариев в русской паломнической литературе, - утверждал В. В. Данилов, - заметны очень явственно». Исследователь готов был «подчинить» этому влиянию, по сути дела, все древнерусские хождения, начиная с произведения игумена Даниила. При этом он дал проскинитариям следующую категорическую характеристику: «Греческие проскинитарии по содержанию и стилю не принадлежат к художественной литературе. Это памятники практической письменности, содержащие сухие перечисления мест с указанием связанных с ними древнебиблейских и евангельских воспоминаний. Как произведения коллективные, создававшиеся веками, они не имеют ни авторской окраски, ни национальных oчepmahuй».[lvi] В качестве одного из примеров «безыскусственного изложения» В. В. Данилов процитировал «Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о Святых местах в Палестине». Между тем именно это паломничество никак не соответствует приведенной характеристике. Начнем с того, что нам известно (из текста «Сказания» и двух рукописных глосс, сделанных на единственном манускрипте конца XII века) имя автора и даже некоторые подробности его биографии. Его звали Иоанн Фока и, судя по всему, в качестве воина он «соратовал» императору Мануилу I Комнину (1143-1180) в его походе в Атталию (тогда Иоанн впервые встретился со старцем Ивиром), после чего принял священнический сан (его отец на склоне лет принял монашеский постриг с именем Матфея), жил на о. Крит, откуда в 1185 г. совершил паломническую поездку по Святым местам. Словом, с «национальными очертаниями» у Иоанна Фоки все в порядке. Что касается «авторской окраски», то она присутствует в «Сказании» в большой степени. О «живой фантазии и чувстве изящного» автора писал еще И. Е. Tpouцkuй[lvii]. Вслед за ним О. Р. Бородин указывал, что творение Иоанна Фоки «наделено значительными художественными достоинствами», «отличается логичной, продуманной композицией», а литературный стиль «отмечен чистотой, выразительностью и даже своеобразной uзыckahhocmью».[lviii]O литературном мастерстве автора свидетельствуют ландшафтные панорамы, экфрасисы в «Сказании» (описания фресок «дома Иосифа» в Назарете, «пещеры Рождества Христова в Вифлееме» и др.), достойные встать в один ряд с лучшими образцами описательной прозы профессиональных византийских писателей, о его незаурядной образованности (как церковной, так и светской) - искусное владение разнообразным библейским и святоотеческим материалом, «библейские обороты речи» (И. Е. Троицкий), а также свободное цитирование Иосифа Флавия и Ахилла Татия («Левкиппы и Клитофона»). В «Сказании» содержатся уникальные сведения исторического, географического, экономического, этнографического характера: рассказ о периодических эпидемиях в Птолемаиде, о секте «хасиссиев», т. е. ассасинов, и т. д.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Патриаршество Полиевкта (956-970) отмечено, напротив, острым противостоянием патриарха и императора. Полиевкт встал в оппозицию к стремившемуся ограничить влияние Церкви имп. Никифору II Фоке (963-969). Он безуспешно выступал против женитьбы императора на имп. Феофано в 963 г. (RegPatr, N 789q) и против императорской новеллы, ограничивающей монастырское и церковное строительство и имущественные права (RegImp, N 699), а также писал императору, убеждая того отказаться от решения прославлять как мучеников всех воинов, погибших в бою (RegPatr, N 790). Еще одним шагом Никифора Фоки, вызвавшим негодование патриарха и значительной части клира, стало то, что он вынудил поместный К-польский Собор принять томос о невозможности рукополагать епископов без санкции императора. Сразу же после гибели Никифора Фоки в дек. 969 г. патриарх Полиевкт обратился к новому имп. Иоанну I Цимисхию (969-976) с просьбой отменить это решение и с требованием изгнать Феофано из дворца (RegPatr, N 793). Когда эти условия были приняты, Цимисхию соборным решением было возвращено право входить в собор Св. Софии, которого он был лишен как убийца прежнего императора (RegPatr, N 794). Поставление Полиевкта, патриарха К-польского в 956 г. Миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 137v) Поставление Полиевкта, патриарха К-польского в 956 г. Миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 137v) В эти же годы быстро развивались мон-ри на Св. Горе Афон (при поддержке императора в нач. 60-х гг. X в. была основана Великая Лавра , немного позже - мон-рь Ватопед ), а также стремлением КПЦ отстоять свои права как на Востоке, так и на Западе. В 968 г. в ответ на агрессивную политику герм. имп. Оттона I в Италии патриарх Полиевкт особым распоряжением закрепил за епископией Отранто статус митрополии (RegPatr, N 792), рассчитывая т. о. усилить свое влияние в Юж. Италии. Попытки укрепить свои позиции на Ближ. Востоке связаны с отвоеванием в 969 г. Антиохии , Полиевкт стремился распространить влияние КПЦ на Антиохийский Патриархат: участвовал в назначении Антиохийского патриарха Феодора II в янв. 970 г., подтвердил право Александрийских патриархов совершать службы в своих к-польских метохиях (RegPatr, N 795-796).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

72 Иоанн Никиускийрассказывает о неудаче покушения на убийство Никиты, которое устроил Воноз; замысел был выдан Никите одним лицом из свиты Воноза. 74 Theoph.298, 19–20. – Ошибочное представление Гиббона было повторено еще недавно Дилем в его прекрасном исследовании: L’Afrique byzantine, р. 520. 76 Butler, в исследовании The Arab Conquest of Egypte, p. 34, заставляет Ираклия сделать продолжительную стоянку в Фессалониках. Основанием для этого предположения служит путаное свидетельство, сохраненное в летописи патр. Евтихия, Eutychii Annales . Patr. Gr. Ill, p. 1085: Porro in urbe Salónica iuvenis fuit nomine Heraclius, cum quibusdam urbis illiuus patriciis. Patricii autem sumptas naves hordeoque tritico et ieguminibus impletas per Heraclium Constantinopolim miserunt ipsis in subsidium et alimentum, cum obsidione in angustias redacti essent. 77 Термин букелларии, обозначавший личную дружину вождя в V в., вышел, по-видимому, из употребления в течение VI в. Он появляется здесь неожиданно, и позднее еще один раз, в виде названия особой фемы в центре Малой Азии. 78 Место стоянки Приска названо у Иоанна Антиохийского, – τα Βοραδος. О топографии этого места см. Pargoire. Byz. Zeits. XII, 459 – близ нынешнего Кадрига-лиман и Кум-Капу. 80 Проф. Терновский. Греко-восточная церковь в период вселенских соборов (Киев, 1883), стр. 352–353, приписал имп. Фоке попытку поднять патриотизм населения проведением узаконения о причислении к лику мучеников воинов, павших в бою. Попытка эта не удалась, так как сама идея не встретила одобрения. Проф. Терновский ссылается на Вальсамона, P. G. 138, р. 635–638, но он заимствовал самое сведение у Папарриогопуло, которого раньше цитирует. По справке в тексте Вальсамона оказывается, что вопрос о канонизации воинов, павших в битвах за отечество, был поднят в Х-м веке благочестивым императором Никифором Фокой. Таким образом, его соименник VII века неповинен в посягательстве на святость подвига мученичества. 82 Мюллерв своем издании отрывков Иоанна Антиохийского исправил χεις на εχοις. Тогда фразе можно дать вопросительный характер, за что и стоит Бейнз в своем этюде об Ираклии. Никифор, Brev. 4, 26, передает ответ Фоки в такой форме: συ μλλον κλλιον διοικν μλλεις, т. е. еще яснее выражена ирония.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

«Сокрытые августой служители вышли из темной комнаты и на дворцовой кровле ожидали прибытия Иоанна. Был пятый час ночи (т. е. около полуночи), сильный северный ветер волновал воздух, и шел снег; тогда показался у берега Иоанн со своими соумышленниками, приближаясь к Вуколеону на лодке. Свистом он дал знать о себе стоящим на кровле служителям, ибо таков был между ними условный знак. Спустив на веревках короб, они подняли поочередно всех сообщников, а потом и самого Иоанна. Взобравшись сверх всякого человеческого ожидания и обнажив мечи, они бросились в царскую спальню... Нашедши по указанию местного слуги лежавшего на полу царя, они стали попирать его ногами. Только что Никифор проснулся и оперся головой на руку, ему нанес сильный удар мечом Лев Валант. Страдая от полученной раны и обливаясь кровью, он воскликнул громко: «Богородица, помоги!» Между тем Иоанн, сидя на царском ложе, приказал притащить к нему царя» 478 . Затем Никифора подвергли разнообразным издевательствам и оскорблениям и наконец лишили жизни. Судьба, конечно, была несправедлива к Никифору Фоке. Смерть его не вызвала в столице никаких потрясений, и на другой день убийца его спокойно занял престол. Между тем так печально окончивший жизнь государь по своим громадным военным дарованиям занимает одно из первых мест в истории Византии. Роковым его несчастием была неспособность найтись в той обстановке, которая не походила на военный лагерь; он хотел всех измерять на свой аршин и ради отвлеченной и, может быть, фиктивной задачи был в состоянии пожертвовать легко дающеюся в руки реальностью. Некоторая двойственность и непоследовательность в характере внешнего поведения Никифора Фоки хорошо подмечена его историком Львом Диаконом. Указав в нем множество достойных всяческих похвал качеств, он заключает 479 : «Многие ставили ему в вину тот недостаток, что он требовал от всех безусловно соблюдения добродетели и не допускал ни малейшего отступления от строгой справедливости. Вследствие этого он был неумолим в отмщении и казался страшным и жестоким по отношению к погрешившим и несносным для тех, кто привык беспечно проводить день за днем. По моему же мнению, если бы при тогдашних благоприятных обстоятельствах, по зависти переменчивой судьбы сей муж не был так неожиданно изъят из жизни, то Ромэйская империя достигла бы такого великого блеска, какого никогда прежде не имела. Промысл же, гнушаясь суровых и чрезмерных замыслов людских, ограничивает их, сокращает и обращает в ничто неисповедимыми, ему ведомыми способами, направляя ко благу ладью жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Монастырь св. Фоки (102) ( Janin. 1969. P. 498-499), первоначально был построен как дворец с портиками, банями и цистернами братом патриарха Иоанна VII Грамматика (837-843) Арсавиром, который затем продал его буд. имп. Василию I, а тот устроил здесь монастырь. Игуменом обители был назначен Петр Галатийский, подвизавшийся на Олимпе (пам. визант. 9 окт.; SynCp. Col. 121-124); число братии вскоре возросло до 150 чел. В XI в. мон-рь неоднократно переходил из рук в руки, о чем сохранилось документальное свидетельство. Из рус. паломников мон-рь упоминает только Антоний Новгородец. В нач. XIII в. обитель была передана лат. капитулу св. Михаила в Вуколеоне, после ухода латинян возродилась; в последний раз упоминается в связи со свт. Григорием Паламой ( 1357). На месте визант. храма в стамбульском районе Ортакёй существует совр. греч. церковь св. Фоки. Вид Константинополя с мечети Лалели. Фотография. Кон. XIX в. Вид Константинополя с мечети Лалели. Фотография. Кон. XIX в. Церковь св. Фомы в квартале Амантия (103) (ν τος Αμαντου) ( Janin. 1969. P. 248-250), освящена во имя ап. Фомы. Псевдо-Кодин и ряд хронистов указывают, что церковь была основана паракимоменом Амантием при имп. Анастасии I. Однако имеются свидетельства о более раннем ее существовании. Так, в 438 г. здесь были кратковременно положены мощи свт. Иоанна Златоуста при их перенесении в К., а в 461 г. храм пострадал в городском пожаре. В таком случае Амантий может быть отождествлен с консулом 344-345 гг. или с евнухом имп. Евдоксии. Сохранилась посвященная Амантию и построенной им церкви эпиграмма, согласно к-рой храм находился на самом побережье (об этом говорит и название мола в честь св. Фомы). Существовало предание, нашедшее отражение в «Хронике» Иоанна Никиуского (VII в.), что в ц. св. Фомы в 610 г. проходила коронация имп. Ираклия и туда же был приведен для казни сверженный им имп. Фока. Церковь упоминается в связи еще с 2 пожарами - при имп. Льве VI (886-912), который ее впосл. восстановил, и в конце царствования Константина VII Багрянородного (945-959), когда стихия бушевала рядом с храмом. Церковь локализуется вблизи гавани Софианы и, по мнению Жанена, может быть отождествлена с церковью монастыря Августы (см. выше). В храме совершался синаксис в память его освящения (19 сент.) и во имя ап. Фомы (6 окт.). По свидетельству Иоанна Зонары, церковь еще существовала во 2-й пол. XII в. После эпохи лат. господства упоминания о храме отсутствуют; возможно, он стал ошибочно отождествляться с храмом арх. Михаила в местности Адда.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010