Вслед за учреждением епископии последовало расширение ее канонических полномочий; в 1203 году она стала Тырновской архиепископией. В период 1186–1203гг. в подчинение Тырновскому предстоятелю перешли 8 епархий, отпавших от Охридской архиепископии: Видинская, Браничевская, Средецкая, Вельбуждская, Нишская, Белградская, Призренская и Скопская. Царь Калоян (1197–1207), брат Петра и Иоанна Асеня I, использовал сложное положение, в которое попали византийский император Алексей III Ангел (1195–1203) и Патриарх Иоанн V Каматир (1191–1206) в связи с 4-м крестовым походом и захватом в 1204 году Константинополя латинянами. Константинопольский Патриарх был вынужден признать Тырновского как церковного главу и предоставить ему право рукополагать епископов. Кроме того, Тырновский архиепископ, используя ситуацию, присвоил себе аналогичные права и в отношении Охридского диоцеза: архиепископ Василием были поставлены архиереи на вдовствующие епископские кафедры Охридской архиепископии. Одновременно царь Калоян вел переговоры с Римским папой Иннокентием III о признании за ним царского достоинства. Условием коронации Калояна папа ставил церковное подчинение Риму. В сентябре 1203 года в Тырнов прибыл капеллан Иоанн Каземаринский, вручивший архиепископу Василию посланный папой палиум и возведший его в ранг примаса. В письме от 25 февраля 1204г. Иннокентий III подтвердил назначение Василия «примасом всей Болгарии и Валахии». Окончательное утверждение Римом Василия ознаменовалось его помазанием, совершенным 7 ноября 1204 года кардиналом Львом, и вручением ему знаков высшей церковной власти и «Привилегиума», определявшего каноническое состояние Тырновской архиепископии и полномочия ее главы. Уния с Римом служила средством достижения определенных политических целей, и, когда в международном аспекте она стала препятствием дальнейшего повышения ранга Болгарской Церкви, от нее отказались. Большинство исследователей считает, что заключение унии представляло собой формальный акт и ничего не изменило в православной богослужебной и обрядовой практике Болгарии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В I. Аксухе «благородство и независимость убеждений много скрывали его незнатное происхождение» 219 ; высокий рост и красивое лицо филадельфйца К. Ангела с избытком вознаграждают незнатность его происхождения 220 ; незнатное происхождение графа Балдуина выкупается его военными способностями 221 . Логофет дрома I. Каматир имел высокий рост, величественную осанку, достойную благородного происхождения его с матерней стороны 222 . I. Дука, при других прекрасных качествах, обладает еще благородным происхождением 223 . Когда Андроник Комнин и севаст Каламан домогались любви Филиппы, последний потерпел неудачу между прочим и потому, что был мал ростом и происходил из захудалого роду 224 . Благородство происхождения и знатность ( γε νους επι ςημον) ставится всегда в противоположности с низким, ничтожным и презренным 225 ; знатность рода и положение различается не только у соотечественннков, но и у латинян и турок; знатные люди противополагаются толпе, ремесленникам, мелким торговцам и т. п. Знатность рода, в соединении с другими высокими качествами, не редко навлекает гонения и возбуждает подозрение в завистливых и не так щедро одаренных императорах 226 . Умственное образование, ораторский талант. При благородном происхождении человек должен обладать другими качествами, чтобы быть вполне высоким и достойным с точки зрения Никиты. Между отличительными качествами хорошаго человека умственное образование и телесная красота занимают самое видное место. Свободные науки и, как высшая степень образования, философия-составляют удел весьма не многих людей. В характеристиках государственных мужей своего времени Никита почти всегда обращает внпмание на образованность или невежество их. Логофет дрома I. Каматир «кончиком пальца только дотронулся до высоких наук, недолюбливал достопочтенную философию и не желал следовать ее правилам» 227 ; напротив, «I. Дука получил хорошее научное образование, был сведущь и в свободных науках», равно Андроник Комнин отличался и знанием изящных наук, и философским образованием 228 ; Исаак Комнин учился ораторскому искусству у Василия Рентакина.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Среди сочинений, написанных политическим стихом - «Аллегории на «Илиаду»» и продолжающие их «Аллегории на «Одиссею»», «Книга историй», соч. «О метрах» и поэма «Теогония», посвященная севастократориссе Ирине, излагающая по Гомеру и Гесиоду мифы о происхождении языческих богов и героев. Возможно, выбор политического стиха в качестве метра для этих сочинений был продиктован не личными пристрастиями И. Ц., к-рому подобная «низкая» форма была весьма неприятна, а особым требованием покровителей ( Jeffreys. 1974. P. 151-154). Значительный интерес представляют заключительные 133 стиха «Теогонии», т. н. эпилог. В нем автор утверждает, что стиль и язык каждого произведения должны соответствовать уровню образования и ожиданиям читателя: где-то уместен аттический диалект, где-то народный язык, где-то точная терминология. К представителям разных народов следует обращаться на их родном языке. Иллюстрируя это утверждение, И. Ц. приводит примеры приветствий на «варварских» языках (русском, арабском, персидском, аланском, куманском и т. п.). Ряд стихотворных сочинений И. Ц. посвящен актуальным событиям: это эпитафии (Феодору Каматиру и императорам (см. выше)) и сатирические поэмы о критиках и личных врагах (в т. ч. о некоем недоброжелателе, вырвавшем листы из книги со стихами И. Ц.). Нередко И. Ц. обращается к формальным экспериментам и языковой игре: форма стихотворения на смерть Мануила I определена автором как «лестница ямбов»: каждый новый стих начинается с повторения последнего слова предыдущего стиха (тогда как обычно термином «κλιμακωτς» (ступенчатый) обозначается стих, в к-ром каждое последующее слово содержит на один слог больше, чем предыдущее). Известны шуточные «Героические стихотворения» И. Ц., каждый стих этого цикла содержит все 24 буквы греческого алфавита. Значительную часть наследия И. Ц. составляют схолии к произведениям античных авторов: Гесиода («Труды и дни»), Эсхила, Еврипида, Аристофана, Ликофрона, Фукидида, Оппиана («Галиевтика») и др. Ему также принадлежат эпитома «Мифологической библиотеки» Аполлодора, стихотворное переложение риторического корпуса Гермогена, ямбический парафраз «Географии» Птолемея (утрачен), комментарий к «Подручным таблицам» Птолемея (не опубл.; Paris.

http://pravenc.ru/text/471551.html

императором, он по-прежнему называл «василевсом» Алексея III, но при этом хвалебно отзывался и о Феодоре I, который к тому моменту уже был провозглашен войсками императором, но еще не коронован и к к-рому Н. Х. рассчитывал поступить на службу в Никее. Версия «a» была создана Н. Х. в последние годы жизни (1215-1217) и осталась незавершенной. Это единственная редакция «Истории», к-рая была написана по собственной инициативе Н. Х. В ней наиболее ярко проявился личный взгляд Н. Х. на историю Византии эпохи Комнинов и первых лет существования Никейской империи. В заглавии последней редакции «Истории» Н. Х., стесненный тяжелыми материальными условиями (его семья в течение долгих лет жила во временном палаточном городке), не нашедший поддержки у своих бывших покровителей и не добившийся успеха при дворе Феодора I, отказался от всех прежних чинов и обозначил себя просто «господином» («Временное повествование господина Никиты Хониата...»). Эту редакцию отличает крайняя степень критичности по отношению к представителям династии Комнинов: Н. Х. беспощаден к Исааку II и Андронику I, Мануила I обвиняет в увлечении астрологией и сексуальной распущенности, а Алексея III - в том, что он погряз в роскоши и упустил момент, когда крестоносцы оказались у стен К-поля ( Nicet. Chon. Hist. P. 459, 540). Именно редакции «a» историографическая традиция Нового времени обязана негативным образом ключевой фигуры XII в.- императора Мануила I ( Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos, 1143-1180. Camb., 1993. P. 1-26). В редакцию «a» были внесены многочисленные морализаторские отступления, выпады против астрологии и оккультизма, сравнения варваров с византийцами не в пользу последних (германцы мужественнее, а сельджуки благороднее и великодушнее изнеженных и двуличных византийцев), личные выпады против прежних покровителей Н. Х. -Василия Каматира, Константина Месопотамита и Феодора Ириника, язвительные замечания в адрес правителей новых гос. образований, претендовавших на визант. наследие (Мануил Маврозом, Давид Великий Комнин и Феодор I - «трехголовый монстр»: Nicet. Chon. Hist. P. 625). Основной целью последней редакции «Истории» Н. Х. был поиск причин падения Византии. Если в редакции «b» вина за него целиком возлагалась на крестоносцев, то в редакции «a» трагедия объяснялась только внутренними причинами. Задуманная как официальная придворная история императоров династии Комнинов, «История» в финальной версии превратилась в рассказ об упадке и разложении империи, окрашенный в самые пессимистичные тона благодаря личной трагедии автора.

http://pravenc.ru/text/2565428.html

Сразу после полудня, тот отрезок времени, за который можно совершить четыре раката (например, 30 мин.после полудня), относится только к полуденной молитве. Это значит, что в этот промежуток времени нельзя уместить и полуденную и постполуденную молитвы, но одну полуденную. А то время перед заходом солнца, которого достаточно для совершения четырехракатной молитвы, относится только к послеполуденной. Время совершения вечерней и послевечерней молитв начинается сразу после захода солнца (как только исчезнет краснота на небе) и кончается в полночь. Для тех, кому недоступны цивилизованные методы определения полночи, шариат предлагает разделить пополам промежуток времени между заходом солнца (вечерним азаном) и рассветом (утренним азаном). Середина этого промежутка времени считается полночью. Точно так же, как и с полуденными молитвами, время после захода солнца, которого достаточно для совершения трех ракатов (напр., 20 – 25 мин.), относится только к вечерней молитве, а время перед полночью, необходимое для совершения четырех ракатов, считается исключительно временем послевечерней молитвы. 2) Призыв на молитву Основным из приемов оповещения мусульман о наступлении времени молитвы считается азан – призыв с минарета мечети глашатая – муэдзина. Азан и икамат (оповещение о начале молитвы) произносится только на арабском языке и включает в себя семь свидетельств: Аллаху акбар – 4раза. (Аллах велик) Ашхаду ан ля иляха илляллах ( ) – 2 раза. (Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха) Ашхаду аннаМухаммадан расулуллах ) – 2 раза. (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха) Хайа ’аля – с – салях( ) – 2 раза. (Спешите на молитву) Хайа ’аля – л – фалях ( ) – 2 раза. (Спешите к спасению) Хайа ’аля хайриль – ’амаль ( ) – 2раза. (Спешите к благому делу) Аллаху акбар – 2 раза. (Аллах велик) В шиитских мечетях после фразы о признании Мухаммеда посланником Аллаха, добавляется: «Ашхаду анна ’Алийан валийуллах» ( ) – 2 раза. (Свидетельствую, что Али – Вали (признание преемства Али духовной и светской власти после Мухаммеда) Аллаха). Икамат включает в себя все те же возглашения плюс еще одно – кад камати – с – салях (

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Анализ других слов, которые относятся к фактам хронологически установленным, и писем – в особенности адресованных к вельможам и должностным лицам, – убеждает нас вполне, что и в них тщательно соблюден хронологический порядок (Введ. 48). Можем даже высказать с убедительностию, что и те слова и письма, которые касаются неизвестных из других источников фактов и лиц, и оне равно вписаны в кодекс в хронологическом порядке». Мы не можем здесь входить в прения с издателем на счет правильности хронологического порядка, устанавливаемого им для произведений М. Акомината, хотя бы и научный и личный интерес (против автора этого отчета г. Лампрос не редко оппонирует в примечаниях) побуждал нас не соглашаться с некоторыми доводами почтенного издателя. Следует отдать г. Лампросу справедливость. Он оказал весьма ценную услугу хронологии, не уклонившись от весьма трудной задачи – оправдания хронологического порядка Лавренцианского кодекса. Точно также должно быть отмечено как свидетельство глубокой любви к писателю и искреннего отношения к делу то обстоятельство, что издатель указал каких писем Акомината не сохранилось во всех кодексах. В особенности он сожалеет об утрате письма к великому эконому о бедственном положении Эгины (II т. стр. 577), к патриарху В. Каматиру о церковных делах афинской митрополии (т. II стр. 563), которое дополнило бы незаменимый доклад императору Алексею III. Что касается до самых кодексов, на основании которых сделано издание, их несколько. Первый во Флоренции, в библиотеке Лаврентия Медичи, второй в Оксфорде, в Бодлеевой библиотеке, третий в Мадриде, – это главные, заключающие в себе, за небольшими исключениями, все, сохранившееся от М. Акомината. Затем следуют еще два оксфордских, один венский, один ватиканский и четыре парижских, в которых сохранились некоторые произведения. Со всеми этими рукописями г. Лампрос тщательно ознакомился, сравнил тексты, исправил дурные чтения по лучшим спискам. Только один мадридский кодекс остался ему неизвестным. Но благодаря любезности библиотекаря, из этого списка он получил копию письма к М. Акоминату Григория Антиоха. Это уже особенное украшение издания, что в конце присоединены письма к М. Акоминату (стр. 399–429) и приложены фотографические снимки с рукописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Но главная опасность грозила империи со стороны всё возраставшего морского владычества африканских и испанских арабов. Изгнанные из Кордовы повстанцы осели первоначально в Египте (815 г.) и с 823 года угрожали оттуда Криту. Этот сброд, выгнанный также и из Египта, бросился под начальством Абу Хафс Омара на этот остров и в 826 году окончательно покорил его. До 961 года правили здесь потомки Омара, как независимые князя. Презренное государство корсаров стало бичом для Эгейского моря, постоянной угрозой для островов и приморских городов. И на западе Михаилу не везло. Фатимидские арабы, прельщённые изменниками-вельможами, начали селиться в Сицилии; игра, которую 1200 лет перед тем вёл с сицилийцами Карфаген, повторилась здесь с существенно более печальным исходом. Михаил умер в 829 году, оставив империю своему сыну Феофилу (829–842 гг.), одному из безотрадных явлений на императорском престоле восточного Рима. Мания величия, по примеру восточных султанов, чванство всезнайством, самостоятельно и единолично разрешающее все военные, церковные и административные вопросы, и решительное непонимание знамений времени – вот отличительные признаки этого сильно переоценённого, но в сущности незначительного правителя. В Сицилии продолжалась начатая Михаилом война. Патрикий Феодот пал в 831 году при штурме Минея (Минава); в 832 году сарацины овладели Панормом. С остальными западными князьями, с халифом Кордовским и с франкской монархией восточный Рим поддерживал посольствами дружеские сношения. Весьма важные для понтийской торговли хазары стояли в особенно интимных отношениях с Византией; против страшных печенегов брат императрицы Федоры, спафаро-кандидат Петрона Каматир, заложил по просьбам хазарского хана на Дону крепость Саркел ( " Белая вежа«); по его же предложению и республиканскую свободу Херсона, протевон которого с архонтами, так называемыми «отцами города», правил совершенно независимо, ограничили тем, что поставили императорского стратига наместником для надзора за этой важной колонией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Собственно между светскими лицами XII в. редко было высокое научное образование; чаще встречаются подобные примеры в среде духовных лиц. Между ними Евстафий Солунский занимает, одно из первых мест. Никита так говорит об его образовании: «Евстафий был знаменит ораторским талантом и отличался всеми добродетелями.... в особенности же он превосходил других убедительностью речей и знанием всякой мудрости, как христианской, так и языческой» 229 . Считая словесное образование существенным признаком лучших людей, Никита, из скромности, так выражается в одном месте: «архипастырь Афинский, Михаил Хонский-мой родной брат; я горжусь этим родством и радуюсь, что в нас течет одна и та же кровь, но сознаюсь, я совсем не похож на него ни по добродетели, ни по красноречию» 230 . С понятием об образованном человеке почти всегда соединяется еще – ораторский талант и известная доля остроумия и находчивости. Последнее качество может стать уделом и не римлянина, хотя и оно возвышает одного человека над другими. У протостратора Алексея с острым умом соединялся прекрасный дар слова 231 ; человек, наделенный подобным даром, составляет предмет зависти для других и не редко гибнет жертвою подозрительности императоров 232 ; выражениями: με γας ε ν λο γοις характеризуется Евфимий, епископ Новых Патр 233 , βαθυ νους, πολυ μητις – император Андроник 234 ; за ораторским талантом Евстафия Солунского признается сила, могущая действовать на камень 235 ; епископ афинский Михаил мог бы огонь свести на нечестивых, ос наслать на лагерь врагов 236 ; за Федором Стиппиотом признается остроумие, глубокомыслие и сообразительность 237 ; Логофет дрома I. Каматир, хотя и не отличался особенною любовью к высшим наукам, однако обладал непринужденностью в разговоре: речь его лмлась подобно прекрасному потоку, текущему по покатости, за что и приобрел он великую славу 238 . Он был незаменимый собеседник на веселом пиру; когда он разгорячался, остроты и рассказы его сыпались без конца. Таким образом, красноречие ценилось не только в делах общественных, но и в жизни частной.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Известная веселость нрава, приятный характер-отличаются как дорогое преимущество некоторых людей 239 . Эти качества уважались при дворе и в обществе. Остроумие уважал император Иоанн, веселыми людьми окружал себя Исаак 240 . I. Каматир, который умел и пропеть под звуки лиры и кифары, и проплясать кордак, был не только любимым гостем у императора Мануила, но и с успехом был употребляем в сношениях с иностранными властителями, которых он умел обворожить своим веселым нравом 241 . Эти качества, между прочим, упоминаются Никитою в числе таких, которые не дают покоя и мешают спать царям. Императоры считали для себя особенною честью, чтобы подданные признавали в них и философское образование и ораторский талант; для этого лучшие из них почетными дарами привлекали к своему двору людей образованных 242 . Образованность, красноречие и общительность признаются как бы отличием благородного римлянина: варвар не может усвоить себе этих плодов цивилизации 243 ; варвары не имеют, по крайней мере в одном лице, соединения подобных качеств. Телесная сила, хитрость, находчивость, крепость, свойственная «мужу кровей», придается в частности некоторым из них 244 . Непривлекательные черты человека недоступного, несообщительного, молчаливого и сосредоточенного в себе самом соединяются с таким нравственным уродством и бесчеловечием, что невольно заставляют предполагать соответствие между теми и другими в представлении писателя. Таким у него выведен I. Пуца, уничтоживший флот, поборами скопивший себе несметные богатства, обременивший государство непосильными налогами 245 . Любовь к интригам, двуязычие, хитрость, коварство и притворство уподобляют человека библейскому змию искусителю 246 ; сострадание, доступность и открытый нрав, напротив, делают его любимцем всех 247 . Мужество на войне и телесная красота. С совершенством нравственным соединяется совершенство физическое. Мужество на войне и красота суть характеристические черты сочувственных лиц в истории Никиты. Обыкновенный способ обозначать военные дарования у Никиты краток и точен: Просух – ου χ δρις τα πολε μια 248 , I.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Закрыть Иудейское царство и Жидовин-богатырь Борьба с Хазарским каганатом на примере былин русского героического эпоса 07.03.2023 2146 Время на чтение 25 минут Фото: В.Васнецов. Богатыри «Бились, дрались рукопашным боем, Бились, дрались день до вечера, С вечера бьются до полуночи, Со полуночи бьются до бела света» (Былина «Илья Муромец и Жидовин»). Индейское (Иудейское) царство Учитывая, что героями нашего исследования являются люди, чьим повседневным ремеслом, а точнее искусством, была вооруженная борьба, представляется важным определить их противников. Нужно узнать, против кого они сражались, а уже после обратить внимание на их иерархию ценностей, то есть понять, за что и ради чего они воевали. Русские Былины, как, впрочем, и любой героический эпос, имеет свою историческую основу. Но те или иные ситуации такой основы не тождественны происходившим событиям, точнее тому, как определенные факты истории отражаются в летописях и хрониках. Например, когда богатырь-оборотень Волх Всеславьевич в одноименной былине захватывает некий город Индейского царства с палатами и стенами «белокаменными», то это не обязательно столица Хазарского Каганата Саркел, построенный византийским военным инженером Петроной Каматиром в 834 году и переименованный русскими после его захвата в 965 году князем Святославом в Белую Вежу. Советская историческая наука совершила много значимых открытий, незаслуженно игнорируемых в наше время, значительно сократив количество «белых пятен» на исторической карте нашего Отечества. Изучение салтово-маяцкой культуры Хазарского государства с её монументальными «белыми» городищами и, в целом, выявление гигантской хазарской военной фортификационной системы южнее линии Воронеж — Харьков, позволяет нам видеть реальную историческую основу в былине «Волх Всеславьевич». «Можно с полным правом утверждать, что археологические открытия последних десятилетий в Подонье имеют для изучения былинного эпоса, по сути дела, такое же значение, как и открытия Генриха Шлимана и продолжателей его дела в Малой Азии – открытия, безусловно подтвердившие историческую реальность гомеровского эпоса», писал Вадим Кожинов .

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/07/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010