В государственном и общественном устройстве Московской Руси произошли важнейшие изменения. Возврат к старым порядкам был невозможен.   Выстраивалась прочная основа Русского государства – Государь, правящий вместе с Земским собором,  бояре и дворяне, служилое воинское сословие, которое защищает Русскую землю, и крестьяне-земледельцы, которые пашут землю, сеют хлеб и вместе с посадскими людьми, купцами и ремесленниками платят государственные подати-налоги.     Крестьяне-земледельцы не только кормили своего помещика-дворянина за то, что он нес воинскую службу. Крестьяне и посадские платили подати в казну. Но эти подати были невысокими. Все иноземцы это отмечали. Тьяполо писал, что царь мог бы получать в несколько раз больше, “но не обременяет налогами” людей. Ему вторит и Олеарий: “Подданные обыкновенно не платят больших податей”.  После реформ государя Иоанна Васильевича на Русской земле стал устанавливаться порядок и спокойствие. Исчезала татьба и разбои, которые расцвели при боярском правлении, наместникам становилось трудно злоупотреблять властью. Потомки князей и бояр, пострадавших в царствование Иоанна IV, сохранили память о Грозном царе как жестоком и несправедливом тиране. Служилые люди почувствовали себя «государевыми людьми». И это название – «государевы люди» осталось почетным и до наших дней, так с гордостью именуют себя многие военные. При Грозном царе дети боярские, дворяне и стрельцы перестали бедствовать, чувствуя заботу Государя. Поэтому неудивительно, что народ в своих песнях и былинах так высоко оценивает царствование государя Иоанна Васильевича Грозного. Карамзин писал: «Добрая слава Иоанна пережила его худую… но история злопамятнее». Но вынужден признать, что «память народная оказалась добрее». Итоги правления царя Иоанна Васильевича Грозного, которые невозможно оспорить: Основаны 155 городов и крепостей, в их числе Архангельск, Арзамас, Воронеж, Орёл; построены 60 монастырей и 40 церквей, в частности, Покровский собор — храм Василия Блаженного на Красной площади. Расцвет церковного зодчества, расцвет иконописи в те годы отмечают все искусствоведы. 

http://radonezh.ru/2020/12/04/serial-gro...

Юрьево. Троицкий на Пьяне монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1576 и 2008. Адрес: Нижегородская область, Гагинский район, коренной берег Пьяны напротив с. Юрьева Координаты: 55.32129, 44.96686 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Проезжая по любой из двух дорог, ведущих со стороны областного центра через Бутурлино в Гагино, в любую погоду - и солнечную, и пасмурную - можно заметить блестящую точку на холме над селом Юрьевом. Это блестит купол часовни, стоящей на месте, где произошло событие, ставшее одним из решающих в значительном расширении границ Руси и заселении новых мест русскими со второй половины XVI века. Маршрут последнего похода Иоанна IV Грозного на Казань в 1552 году, с учётом неудач предыдущих походов, для основного войска был выбран сухопутным через Муром, передовой же отряд прибыл в Казань ранее царя, водным путём через Нижний Новгород. Переправившись через Оку, войско вступило в край глухих лесов, населенный в основном мордвой-эрзя, а также татарами. В непролазных дебрях заблудиться было проще простого, поэтому Грозный постоянно прибегал к помощи местного населения. На местах днёвок-станах войско ставило небольшие деревянные церкви-обыденки, возводившиеся за день, которые царь снабжал иконами и утварью. На месте мордовского Орземасова городища велением Грозного основан новый форпост Руси - крепость Арзамас. Дальнейший путь войска лежал в сторону реки Пьяны. Один из станов царя располагался на южном течении реки близ нынешнего села Юрьево Гагинского района, где в урочище Мухина гора располагалась эрзянская деревня Мушки, а в урочище Совья гора - татарская деревня Пара. Запись в тетрадке священника погоста Сакмы А.В. Вознесенского, переданной им сотруднику «Нижегородских губернских ведомостей» Анатолию Коробкину, гласит: «Царь Иоанн Васильевич Грозный, идя на Казань, остановился, для дневки, близ мордовской деревни Мушек. В это время пришли к нему гонцы из под Казани, от воеводы князя Курбского с вестью, что царская рать разбита татарами и много русских взято в плен. Царь прослезился, задумался, решил возвратиться в Москву, помолился и уснул. Во сне явилась к нему Божия Матерь в таком виде, как изображается на образе Тихвинском, и словами, исполненными кротости, и обещанием своей всемогущей помощи одобрила Грозного. Проснувшись, царь увидел ту икону, несомую ангелами с божественным пением, упал на колени, повелел служить молебен… и коленопреклоненно, пламенно молился сам царь, бояре и все воинство… И приказал Иоанн в этом месте создать монастырь во имя Святой Троицы… и двинулся далее…».

http://sobory.ru/article/?object=12434

Конец XIV века. Тяжко занемог благочестивый князь Михаил Александрович Тверской. «К нему возвратились тогда, – пишет Карамзин, – послы из Константинополя: тверской протопоп Даниил и церковники, которые ездили с милостынею в Грецию и привезли от патриарха в дар князю икону Страшного Суда. Забыв болезнь и слабость, князь встал с ложа, встретил сию икону на дворе, целовал оную с великим усердием и пригласил к себе на пир знатнейшее духовенство с нищими, слепыми и хромыми; братски обедал с ними и, ведомый слугами, каждому из гостей поднес так называемую «прощальную чашу» вина, моля их, чтобы они благословили его. Никто не мог удержаться от слез. Облобызав детей, бояр, слуг, Михаил пошел в соборную церковь , поклонился гробам отца и деда, указал место для своей могилы и стал на паперти, где собралось множество людей, которые смотрели на него с горестным умилением. Сей некогда величественный князь, быв необыкновенно высок и дороден, казался уже тению; бледный, слабый, он едва передвигал ноги. Народ плакал и безмолствовал; но когда Михаил, смиренно преклонив голову, сказал: «Иду от людей к Богу: братия! отпустите меня с искренним благословением!» – тогда все зарыдали, единодушно восклицая: «Господь благословит тебя, князь добрый.» Он сошел со ступеней. Сыновья и бояре хотели вести его во дворец, но Михаил к изумлению их указал рукой на лавру святого Афанасия. Приведенный в монастырь, был там пострижен епископом Арсением, назван Матфеем, и в седьмой день скончался, с именем князя умного, милостивого и грозного в похвальном смысле.» Царские палаты в Москве День тезоименитства царя Иоанна Васильевича Грозного. Приглашен к столу чтимый царем и митрополитом Макарием Василий Блаженный, Христа ради юродивый. Потчуют его питием, а он содержимое чаши трижды выплескивает в окно, вызывая этим гнев Грозного. «Царю, престани от гнева твоего, – говорит святой Василий, – и веждь излиянием сего пития аз угасих огонь, имже в сей час объят бе весь Новгород, и потуших пожар сим.» И действительно, в этот день был пожар в Новгороде, и царю было донесено, что во время «запаления града» видели «нагого мужа с водоносом, заливающа пламень огненный.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Я уже говорил о казнях, произведенных Иваном Грозным. Необходимо подчеркнуть: они имели место, но количество их сильно преувеличено. Согласно Синодику опальных, который царь сам составил в 1583 году, для того чтобы поминать за упокой казненных, в опричнину Грозный казнил около 4000 человек. При этом надо отметить, что за последние семь лет своего правления он практически никого не казнил. Конечно, 4000 человек – это больше, чем было казнено в правление предыдущих великих князей. Однако до Ивана Грозного никто из его предшественников так долго не правил и не провел таких реформ. Наконец, для сравнения с Европой: в одну Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года во Франции было уничтожено в 10 раз больше, чем за 8 лет опричнины, – 40 000 протестантов… Еще один поразительный факт: в Кормовой книге Ростовского Борисоглебского монастыря сохранилась информация о том, что царь приказал поминать Никиту Курцова «с товарищи» 28 ноября и 29 декабря. Никита Афанасьевич Фуников Курцов (потомок знаменитого Ратши) был казначеем и хранителем государственной печати, ближним человеком Ивана Грозного, родственником Новгородского архиепископа. Он был казнен в 1570 году по делу о новгородской измене. Но ведь на 28 ноября (память преподобномученика Стефана Нового) приходится родовой праздник Пешковых-Сабуровых! В Кормовой книге Троице-Сергиевой лавры род Пешковых-Сабуровых поминается именно под этим числом: «Род Пешковых. Поминати Димитрия (Семеновича, двоюродного брата отца Соломонии. – М.Е.-Л.), Семиона, Акилины, Иоанна, Никифора (трое последних мужчин – троюродные братья Соломонии. – М.Е.-Л.), Доминики, Димитриа, инока Сергия, инока Андреяна (Ангелова; старца, келаря Троице-Сергиева монастыря. – М.Е.-Л.). Дачи их [на помин души] вотчина в Коломенском уезде на Москве реке село Сабурово» . Это говорит о том, что царь Иван Грозный выделил среди поминаемых именно семейство Пешковых, также казненных по новгородскому делу. Это был совершенно рациональный выбор царя. А вот вам пример иррационального «совпадения»: этот самый Никита Курцов приобрел свои земли в Сосенском стане Подмосковья у Кудеяра Ивановича Маркова – одного из прототипов атамана Кудеяра, в образе которого отразилось и народное представление о сыне Соломонии Сабуровой – князе Юрии Васильевиче ! Поистине – тесна история…

http://pravoslavie.ru/58844.html

То, что Новгородский архиепископ благословил молодых этим образом, свидетельствует: наследие потомков Захарии Чета вышло на общероссийский уровень – их родовые символы становились общенациональными . Участники этой свадьбы 1571 года прекрасно помнили, что 64 года назад отец нынешнего царя женился на другой представительнице рода Сабуровых – Соломонии. Несомненно, тема ее судьбы обсуждалась, и именно тогда немец Гейденсталь услышал из уст одной боярской дочери подтверждение того, что у Соломонии все-таки родился сын – князь Юрий Васильевич. На смотре невест и свадьбах Ивана Грозного и его сына Ивана присутствовало множество представителей Сабуровых и Годуновых; вероятно, они и были источником этой информации. Но брак царевича Ивана был несчастным – уже через год Евдокия Сабурова была пострижена в монастырь, затем царевич женился еще два раза, но умер в 1581 году, так и не оставив потомства. Что касается мифа об убийстве царевича Иваном Грозным, то его впервые озвучил иезуит Антоний Поссевино, который перед этим в пух и прах проиграл спор о вере Ивану Грозному. А художник Репин упрочил этот миф своей картиной, увенчав себя сомнительными «лаврами» другого любителя вешать ярлыки историческим деятелям – Пушкина. После смерти царевича в родовой монастырь его первой жены – Костромской Ипатьевский – были вложены Евангелие, сочинения святителя Иоанна Златоустого, образ святителя Николы Чудотворца с деяниями и складни – «Живоначальная Троица» и «Воплощение Богоматери». Вернемся к Борису и Ирине Годуновым. С учреждением опричнины Борис вошел в состав опричного войска (как и некоторые другие Годуновы и Сабуровы) , но про них неизвестно, чтобы они принимали какое-то участие в тех самых казнях, за которые опричников не любил народ. Его сестра Ирина Годунова родилась примерно в 1557 году и уже в 7 лет была принята на воспитание в Кремль, где росла вместе с Федором-царевичем – своим одногодком. Федор-царевич женился на Ирине примерно в возрасте 15 лет. Точная дата свадьбы Федора-царевича и Ирины Годуновой неизвестна, принято считать, что это произошло не позднее 1575 года. Вполне вероятно, что она состоялась в 1572 году – вслед за свадьбой старшего сына Грозного. Именно в этом году братья Дмитрий Иванович и Борис Федорович Годуновы сделали первый земельный вклад в Ипатьевский монастырь – село Прискоково, что неподалеку от Плеса (ныне – Ивановская область).

http://pravoslavie.ru/58844.html

Вологда. Церковь Феодора Стратилата. Федоровская церковь, Феодоровская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Точной даты постройки этой церкви нет. Установлено существование храмозданной грамоты, относящейся ко времени царствования Ивана Грозного. Следовательно, церковь Святого Феодора Стратилата, видимо, построена во второй половине XVI века. Некоторые исследователи называют различные даты постройки церкви. Это можно объяснить лишь тем, что храм много раз горел и каждый исследователь указывает год перестройки. Существует легенда о том, что царь Иван Грозный, находясь в Вологде, получил известие о рождении сына Федора. В честь этого события царь приказал построить храм именно на том месте, где он находился в момент получения известия - на правом высоком берегу реки Вологды. Однако это только легенда. Сын Грозного Федор родился в 1557 году, царь в этом году в Вологде не был. Впоследствии Грозный неоднократно посещал Вологду, и возможно, что церковь Святого Феодора Стратилата была построена по его воле. В 1769 году в Вологде случился большой пожар, церковь " полуобгорела " . Это указывает на то, что церковь была уже каменной. Г.К. Лукомский в книге " Вологда в ее старине " пишет: " ... Внутри церкви поражает своею красотою иконостас. Он едва ли не лучший в смысле чистоты форм и линий стиля барокко... " Храм снесен в начале 30-х годов XX века. В.А. Боярищев, http://www.booksite.ru/cherch/vologda/boiar3.htm Основание церкви святого великомученика Феодора Стратилата связывают с одним из приездов в Вологду царя Ивана IV Грозного. Существует легенда о том, что монарх, находясь в Вологде, получил известие о рождении в Москве сына Федора. В честь небесного покровителя младенца – Федора Стратилата – и был освящен этот храм. Строительство церкви по поводу какого-либо радостного события, к примеру, победы в сражении, рождения наследника, избавления от эпидемии, было в средние века весьма распространенным явлением. Будущий царь Федор родился в 1557 году, однако, установлено, что в год рождения сына Иван IV не мог находиться в Вологде. При этом известно о существовании храмозданной грамоты, в которой указывалось на то, что деревянная Федоровская церковь была возведена по приказу Ивана Васильевича и освящена во время его пребывания в Вологде. Об этом свидетельствовало и наличие в церкви придела во имя Иоанна Воина, небесного покровителя царской особы. Придел этот даже в начале ХХ века называли Царским. В Писцовой книге 1617 года указывается на существование в Вологде Федоровского сорока, состоящего из 40 дворов, расположенных около церкви Федора Стратилата. Менее чем в 50 метрах от Федоровской церкви находился дом купца Гоутмана, в котором во время своего последнего приезда в Вологду в 1724 году останавливался Император Петр Великий.

http://sobory.ru/article/?object=35506

Известно несколько преданий о том, как была построена церковь в Высоких (Каменных) Полянах. Одно из них рассказывает: «Церковь сия современна царствованию Ивана Васильевича Грозного, который, проходя с войсками против литовцев через сии места, но не проходил лесом и болотом и, достигнув равнины, где ныне воздвигнута сия церковь, как бы от избытка благодарных Богу чувств за благополучное совершение трудного пути, сказал: „на сей поляне да будет село Поляны“ и вслед за тем воздвигнута, на собственное иждивение, сия Предтеченская церковь. Это предание подтверждается самой кладкой стен возобновленного храма» (из «описания церкви в с. Полянах» середины XIX в., по А. А. Селину). Другое предание, которое до сих пор в ходу у местных жителей (в том числе и д. Большие Кусони), гласит, что церковь сложена из кирпичей, которые по приказу Ивана Грозного несли с собой солдаты во время Ливонского похода. Каждый солдат нес по одному кирпичу. Обе легенды не вызывают доверия, так как участие Ивана Грозного во главе русских войск против ливонцев произошло в 1572 г., на 6 лет позже первого упоминания о селе и храме. Древнерусская реликвия долгое время оставалась без должного внимания исследователей. Ее изучение состоялось лишь в 1994–1995 гг. Уже предварительное обследование каменнополянской Предтеченской церкви выявило ее своеобразие и, в ряде случаев, уникальность архитектурного решения. Перед нами традиционный тип крестово-купольного четырехстолпного храма на высоком подклетье и с тремя апсидами. Акцентированная высота подпружных арок центральной главы придает подкупольному пространству особую значимость в общей композиции храмового интерьера. Своеобразна сама техника кладки стен из плит, установленных «на иконку» с грубо отколотыми краями. Новгородские мастера в середине XVI в. эту технику не употребляли. В Москве она вообще неизвестна. Она присутствует в стенах Ивангородской крепости раннего строительного периода, возведенных на полстолетия ранее церкви в Каменных Полянах. Строительное своеобразие последней, по мнению петербургского историка О. А. Прудникова, могло быть вызвано следующим обстоятельством. «В XVII веке в Тесовской волости производились разработки строительного материала, использовавшегося в Новгороде для мощения полов. Доставка плит в Новгород могла осуществляться только по Иваногородской дороге, на которой между Тесовым и Новгородом стояло село Поляны. Если допустить существование Тесовских разработок и в более раннее время, то окажется вполне возможным использование этого транзита строительных материалов для строительства Полянского храма». Исследователь подчеркивает: «Остается отдать должное древним каменщикам за их уникальную технику, позволившую предельно рационально использовать этот не предусмотренный для стенной кладки строительный материал».

http://sobory.ru/article/?object=02217

Конец XIV века. Тяжко занемог благочестивый князь Михаил Александрович Тверской. «К нему возвратились тогда, – пишет Карамзин, – послы из Константинополя: тверской протопоп Даниил и церковники, которые ездили с милостынею в Грецию и привезли от Патриарха в дар князю икону Страшного Суда. Забыв болезнь и слабость, он встал с ложа, встретил сию икону на дворе, целовал оную с великим усердием и пригласил к себе на пир знатнейшее духовенство вместе с нищими, слепыми и хромыми; братски обедал с ними и, ведомый слугами, каждому из гостей поднес так называемую «прощальную чашу» вина, моля их, чтобы они благословили его. Никто не мог удержаться от слез. Облобызав детей, бояр, слуг, Михаил пошел в соборную церковь , поклонился гробам отца и деда, указал место для своей могилы и стал на паперти, где собралось множество людей, которые смотрели на него с горестным умилением. Сей некогда величественный князь, быв необыкновенно высок и дороден, казался уже тенью; бледный, слабый, он едва передвигал ноги. Народ плакал и безмолвствовал; но, когда Михаил, смиренно преклонив голову, сказал: «Иду от людей к Богу: братия! отпустите меня с искренним благословением!» – тогда все зарыдали, единодушно восклицая: «Господь благословит тебя, князь добрый». Он сошел со ступеней. Сыновья и бояре хотели вести его во дворец, но Михаил, к изумлению их, указал рукой на Лавру святого Афанасия. Приведенный в монастырь, был там пострижен епископом Арсением, назван Матфеем, и в седьмой день скончался, с именем князя умного, милостивого и грозного в похвальном смысле». Царские палаты в Москве. День тезоименитства Царя Иоанна Васильевича Грозного. Приглашен к столу, чтимый Царем и митрополитом Макарием, Василий Блаженный, Христа ради юродивый. Потчуют его питием, а он содержимое чаши трижды выплескивает в окно, вызывая этим гнев Грозного. «Царю, престани от гнева твоего, – говорит святой Василий,– и веждь, яко излиянием сего пития аз угасих огонь, имже в сей час объят бе весь Новгород, и потуших пожар сим». И действительно, в этот день был пожар в Новгороде и Царю было донесено, что во время «запаления града» видели «нагого мужа с водоносом, заливающа пламень огненный».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

...Писан на Москве, лета 7020 ..., сентября в 20 день (дата выдачи Жалованной грамоты Великого Князя Василия Ивановича в рукописи повреждена – не сохранилась последняя цифра прописью; грамоту можно предположительно датировать игуменством Даниила с 9 сентября 1515 г., днем смерти Иосифа Волоцкого, и 27 февраля 1522 г., когда Даниил был возведен в сан митрополита; документ следует датировать 20 сентября одного из годов между 1515–1520 гг. (20 сентября 1521 г. – это уже 7030 г.)) . На обороте грамоты написано: « Князь Великий Иван Васильевич всея Русии по сей грамоти пожаловал Пречистые манастыря Иосифовы пустыни игумена Нифонта з братьею, или кто по нем иный игумен в том манастыри будет, а наместником своим и всем пошленником о всех пошлинах, которые в сей грамоти писаны, велел у них ходити о всем по тому, как в сей грамоти писано, а сее у них грамоты рушити не велел никому ничем. Писана на Москве, лета 7042-го генваря 20 день . А у подписи подпись дьяка Федора Мишурина» . « Лета 7050 девятого, майя в 17 день , Царь и Великий князь Иван Васильевич всеа Русии сее грамоты слушел, и выслушав сю грамоту, Пречистые Иосифова монастыря игумена Гурья з братьею пожаловал, или хто иный по нем игумен будет, велел им сю грамоту подписати на свое Царево и Великого Князя имя, сее у них грамоты рушити не велел никому ничем, а велел у них ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. А подписал царев и великого князя диак Кожух Григорьев сын Кроткого» . 1530 год. 25 августа. В подмосковном Царском дворце в селе Коломенском у Великого Князя и Государя всея Руси Василия Иоанновича и Великой Княгини Елены Глинской в день памяти Святых апостолов Варфоломея и Тита в семь часов ночи родился сын, Князь Иоанн Васильевич. 25 августа. Сразу же после рождения долгожданного наследника престола, будущего Царя Иоанна Васильевича, Великий Князь и Государь Василий Иванович с находившимся в то время в Москве волоколамским старцем Тихоном (Зворыкиным) отправил игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Нифонту и старцу Тихону (Ленкову) послания с просьбой «бить челом» Кассиану Босому стать восприемником новорожденного .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

упоминается в «Выписи из писцовых книг г. Мурома» 1566 г., но ее описание и сведения о нахождении в ней храмовой иконы свт. Николая в драгоценном окладе имеются только в документе, составленном более чем полвека спустя. В «Сотной с писцовых книг г. Мурома» 1623/24 г. впервые и с подробностями описан «образ местной великого чюдотворца Николы», он «обложен серебром басменным, венец, да 3 гривны басменные ж. Да у того образа на полях приписано образ Всемилостивого Спаса, да образ пречистые Богородицы, венец и гривны серебряные басменные ж» (Сотная с писцовых книг. 2010. Л. 45. С. 42-43). Составители этого документа указывают, что «церковь и в церкве образы и свечи и книги и ризы и все церковное строение блаженные памяти государя царя и великого князя Иванна Васильевича всеа Русии (Иоанна IV Грозного.- О. С.)» (Там же. Л. 45 об. С. 43). Если допустить, что абсолютно все предметы в Николо-Набережном храме были созданы по личному повелению царя Иоанна Грозного, то происхождение образа свт. Николая становится вовсе не ясным: государь мог сам специально привезти его в Муром. Писцы документа в 1-й четв. XVII в. не могли знать все подробности создания образа, даже авторы описи храма кон. XIX в. не подозревали, что под «темным письмом» иконы может скрываться настолько древняя живопись. Они датировали ее XVI в. как единственную среди др. «древних» икон храма XVII-XVIII вв. (вероятно, привязывая ее ко времени Иоанна Грозного - см.: Опись древних церквей г. Мурома//Науч. архив МИХМ. 29. Л. 37/42 об.). Тогда же В. Г. Добронравов фиксировал, что «кроме иконостаса в церкви сохранилось немало древних икон. Из них особенно чтима прихожанами икона Николая Чудотворца; местными жителями она почитается чудотворною» ( Добронравов. 1897. С. 172). Почитание иконы продолжалось и в советские годы, до закрытия Николо-Набережного храма в 1940 г. В 60-70-х гг. XX в. прихожане еще помнили, что чудотворный образ до изъятия его в музей «находился с севера левого клироса алтаря придела Власия, на западной стороне деревянной тумбы» ( Епанчин.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010