... А коли пошлю свои Царевы Великого Князя грамоты по городом и приказным людем на грамотчики, а велю им сохами свои Царевы и Великого Князя селы, что за бояры и за детьми боярскими, и за служилыми людьми в поместье, и митрополичьи, и владычними, и вотчинами, и куплями, и монастырскими, и черными и всеми без омены, чей хто нибуди, свои Царевы и Великого Князя дела делати, или город, или пруды делати, или свои Царевы и Великого Князя двора ставити, или хлеб молотить и вести в которой город, и наши приказные люди или хто поедет моего Царева и Великого Князя дела делати сохами, – и теми манастырскими селы и деревнями моего Царева и Великого Князя дела делати не нарежают никоторого и к сохам их не прикладывают никоторым делом. А на сю мою жаловальую тарханную грамоту моей Царевы и Великого Князя грамоты дертные нет никоторые. А наместницы наши старитцкие и дмитровские и их тиуны игумена Еуфимья з братьею, или по нем инын игумен буде, и их людей и крестьян не судят ни в чем, опричь душегубства, и кормов своих на них не емлют и не всылают к ним ни по что» . ... «А через сю грамоту хто чем игумена з братьею изобидит или что не по грамоте учинит, – и тому от меня, Царя и Великого Князя, быти в опале и в продаже. Дана грамота на Москве лета 7080 шестаго августа в два десять девятый день» . На обороте Л. 2: Царь и Велики Князь Иван Васильевич всеа Руси . 20 декабря. На Соборе епископов во главе с Царем и Великим Князем Иоанном Васильевичем и Митрополитом Московским и всея Руси Антонием прославлен в лике святых в Иосифо-Волоколамском монастыре Преподобный Иосиф Волоцкий , преставившийся 9 сентября 1515 года. 1579 год. 25 мая. Царь Иоанн Васильевич отправляет в Иосифо-Волоцкий монастырь пожертвование в 10 рублей на поминовение души Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского по «Малюте по Бельском да по сыне его по Горяине» . 20 декабря. Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич посетил Иосифо-Волоцкий монастырь и пожертвовал обители 160 рублей . 20 декабря. Во время этого посещения Иосифо-Волоцкой обители Царь Иоанн Васильевич также пожертвовал 10 рублей на поминовение души Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Эта новая парадигма имела, разумеется, не только и не столько даже внешнеполитическое значение. Это была форма легитимации, опять же «иконической», но уже не через образ «Грозного ангела», но праведного и милостивого царя. Уже не ветхозаветного, но продолжающего миссию первого христианского императора Константина. Эта новая политика требовала и новых «иконических» жестов, прямо противоположных деяниям Грозного. Именно так и следует понимать перенесение мощей митрополита Филиппа, убитого по приказу Иоанна Васильевича, из Соловецкого монастыря в Успенский собор Кремля. Алексей Михайлович в письме боярину Одоевскому писал: «И порадовал нам Бог, великому государю, великаго солнца: якоже древле царю Феодосию пресветлаго солнца Иоанна Златоустаго возратити мощи, тако и нам даровал Бог целителя, новаго Петра, и втораго Павла проповедника, и втораго Златоуста, великаго пресветлаго солнца Филиппа, митрополита московскаго и всея Росии чудотворца, возратити мощи». То есть это действо было «иконой» перенесения мощей святого Иоанна Златоуста, который в начале V века был предан суду, лишен сана и сослан за обличение жены византийского императора Аркадия Евдоксии.  А при императоре Феодосии мощи святителя были перенесены в столицу. Алексей Михайлович, уподобляясь византийскому царю, обратился с молением к мощам Филиппа «… разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна». Таким образом, он, как и его отец Михаил, принимал наследие Грозного, но не с гордостью, а с покаянием за грехи «предка». Поначалу… Такое продуманное следование византийской модели не могло не привести к попытке реализовать принцип «симфонии» светской и духовной властей. Для Руси это было совершенно революционной идеей. Царь и даже великий князь, с момента обретения русской церковью «независимости» от Константинополя, еще при Василии Темном, держал главу ее в жесткой зависимости от своей непререкаемой воли. И этот «симфонический» эксперимент, спровоцированный самыми благими намерениями, в конечном счете привел к результату, обратному задуманному — полному подчинению церкви диктату царя уже в период правления сына «нового Константина».

http://bogoslov.ru/event/6026494

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Андрей; † до 1575), митр. Московский и всея Руси. Род. в Переславле-Залесском, был женат, служил священником; его духовным отцом был прп. Даниил Переяславский († 1540), предсказавший, что Андрей будет духовником московского государя. В 1550 г. Андрей стал протопопом Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В 1552 г. во время казанского похода сопровождал Иоанна Грозного и совершал богослужения о даровании победы рус. оружию. На пути в Казань, во Владимире, получил исцеление у мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . После взятия Казани участвовал в закладке ц. в честь Благовещения. В 1553 г. к протопопу Андрею обращался дьяк И. М. Висковатый со своими недоумениями об иконах. В 1554 г. протопоп Андрей крестил в Чудовом мон-ре царевича Иоанна Иоанновича (восприемником был митр. Московский свт. Макарий ), в 1555 г. присутствовал при хиротонии первого архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) . В том же году в Москву был перенесен с Вятки чудотворный образ свт. Николая Великорецкого, к-рый «поновляли» митр. Макарий и протопоп Андрей. В 1561 г. протопоп Андрей сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь (его род записан в монастырском пергаменном синодике). В 1562 г. принял монашество в Чудовом мон-ре с именем А. После кончины митр. Макария, 9 февр. 1564 г., был созван Собор, на к-ром митрополит Московский и всея Руси получил право носить белый клобук, подобно архиепископу Новгородскому, и скреплять грамоты печатями красного воска, подобно архиепископу Казанскому. 24 февр. 1564 г. А. был избран и 5 марта поставлен митрополитом Московским. При избрании А. получил от царя грамоту (подтвержденную царем Борисом Феодоровичем Годуновым Патриарху св. Иову в 1589), в к-рой сказано, что все люди, служащие митрополиту (Патриарху) и живущие на его землях и землях его мон-рей, подлежат только суду митрополита (Патриарха), кроме дел о душегубстве; кроме того, митрополичьи (Патриаршие) крестьяне освобождались от ряда повинностей. При А. прекратилось участие Главы Рус. Церкви в решении вопросов гос. управления. В 1564 г. вместе с царской семьей А. посетил Переславль и освятил соборный храм в переславль-залесском во имя вмч. Никиты мон-ре , построенный на пожертвования Иоанна Грозного. Затем царь и митрополит отправились в Троице-Сергиев мон-рь, где молились у мощей прп. Сергия Радонежского . Среди поставленных А. архиереев можно назвать архиеп. Казанского свт. Германа (Садырева-Полева) , хиротонисанного 12 марта 1564 г.

http://pravenc.ru/text/76870.html

В 1563 г. в монастырь по приказу Ивана Грозного была сослана княгиня Евфросинья Старицкая, организовавшая здесь знаменитую мастерскую лицевого шитья. Удалённый от столицы, окруженный стенами монастырь с конца XV в. становится местом ссылки. Междоусобицы и придворные интриги приводят в монастырские стены князей Воротынских, бояр Шереметьевых, друга и советника царя Иоанна Грозного Селивестра, царя Симеона Бекбулатовича и многих других известных в русской истории людей. Но самого знаменитого своего узника монастырь узрел в 1676 г. когда после десятилетнего пребывания в соседнем Ферапонтовом монастыре в Кириллов перевели шестого русского патриарха Никона. Бывший друг царя Алексея Михайловича, реформатор русской церкви в 1666 г. был лишён патриаршего сана и отправлен в ссылку. В Кириллове бывший патриарх находился 5 лет. В 1681 г. тяжело больной Никон получил разрешение возвратиться из ссылки, но по дороге скончался. Расположенный далеко от Москвы, обнесенный прочными стенами, Кириллов монастырь становится также местом ссылки противников Ивана Грозного. Число их особенно увеличивается в 30—40-е годы XVI века, в период боярского правления. Условия нахождения в нем ссыльных были весьма различны: от проживания в довольно льготных условиях (свои хоромы, свои слуги, особый стол) до строгого заточения. В 1499 году был подвергнут опале и отправлен в Кириллов монастырь один из приближенных бояр Ивана III — Василий Косой-Патрикеев, постриженный под именем Вассиана. В дальнейшем ему предстояло занять одно из ведущих мест в лагере не стяжателей. В годы боярского правления при малолетнем князе Иване Васильевиче (Грозном) был низложен группировкой Шуйских и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь митрополит Иоасаф Скрипицын. В бурное царствование Ивана Грозного Белозерье стало местом не только ссылки, но и прибежищем для опальных вельмож, пытавшихся, нередко безуспешно, укрыться от царских палачей под монашеской рясой. Так, в 1560 году после отстранения от власти круга влиятельных царских советников, известных под именем «избранной рады», один из виднейших государственных деятелей этого периода, священник московского Благовещенского собора Сильвестр добровольно принял пострижение в Кириллове монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=00500

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Иван Грозный Грозный Иван IV Васильевич (1530–1584) – великий князь Московский – с 1533, русский царь – с 1547. «О произведениях Грозного, – отмечал академик Д.С.Лихачев, – писать нелегко. Это во всех отношениях крайне своеобразный автор. Надо преодолеть немало трудностей, чтобы определить даже то, что принадлежит Грозному, и надо испытать не меньше затруднений, чтобы раскрыть особенности его творчества. Но зато дойдя до существа его писательской натуры, мы открываем необыкновенно интересную творческую личность – личность в своем роде единственную и ни на кого не похожую, экспрессивную и все-таки загадочную, как бы выступающую из теней и полутеней, подобно лицам стариков на картинах Рембрандта». Одно из таких его загадочных лиц Ивана Грозного выступило в 1886 году, когда архимандрит Леонид опубликовал древнюю рукопись «Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна, деспота российского» и привел надпись об освящении собора в 1564 году в Переяславле Залесском, гласившую, что «…всенощное бдение слушал и первую статью сам царь чел и божественную литургию слушал, и красным пением с своею станицею, сам же государь пел на заутрени и на литургии». В 1911 году известный исследователь А.И.Шляпкин обратил внимание на тождественность одного из посланий Ивана Грозного с текстами, известными под именем Парфения Уродливого, впервые высказав гипотезу, что Парфений Уродливый (Юродивый) – это псевдоним Ивана Грозного. В 1972 году Дмитрий Лихачев опубликовал молитвы Парфения Уродливого, приведя доказательства их принадлежности Ивану Грозному. Современные исследователи продолжили поиск, и к настоящему времени выявлено пять молитв, связанных с именем «Ивана Богомудрого Царя, Самодерждца Российского». Все они вошли в одиннадцатый том «Библиотеки литературы Древней Руси» (С Пб., 2002). В комментариях к этому изданию Е.Л.Алексеевой и Т.Р.Руди отмечается: «Стихотворное наследие Древней Руси представлено почти исключительно в жанрах церковной гимнографии. Главными стихотворными приемами являлись ритм (но без организации текста в стопы), синтаксическая инверсия и повторы. Поскольку тексты исполнялись на определенные мелодии, было необходимо сохранение заданного количества слогов; иногда это достигалось прибавлением гласных в тех местах, где они когда-то были в эпоху до падения редуцированных гласных (тогда краткие гласные обозначались буквами ер и ерь), или введением искусственных гласных. Из публикуемых текстов это явление, называемое в музыковедении «хомонией», особенно ярко представлено в «Стихирах митрополиту Петру».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Это основные направления деятельности пресс-службы. Она была помощником владыки Иоанна в его работах. - В книге «Самодержавие духа» увидели идеализацию царя Иоанна Грозного. Считается, что владыка Иоанн дал ход движению за канонизацию этого русского самодержца. Как бы вы прокомментировали подобные мнения? - С моей точки зрения, говорить о том, что владыка Иоанн идеализировал царя Иоанна Васильевича Грозного, серьезное преувеличение. Он считал, что тот образ царя, который с давних пор представляет русская историография, намеренно искажен, и он выступил против этой клеветы. Позиция владыки изложена в его книге. Повторюсь: на мой взгляд, это не идеализация - это возврат к исторической правде. Владыка был одним из первых, кто поднял вопрос о необходимости восстановления исторической правды по отношению к Иоанну Грозному, оболганному и оклеветанному. Позже появились публикации других исследователей, которые стали разрабатывать вот этот взгляд на личность и деятельность Грозного. В истории есть ключевые фигуры, и владыка Иоанн это прекрасно понимал. Таким был, помимо царя Иоанна Васильевича, и государь Николай II, который тогда не был еще прославлен официально Русской Православной Церковью, хотя в народе было почитание государя-мученика и его семьи. Владыка уже тогда поднимал вопрос о необходимости сбора материалов для их канонизации. Митрополит Иоанн (Снычев) выступает на II Конгрессе соотечественников - За свою деятельность владыка подвергался всевозможным нападкам. Как он относился к ним? - Владыка делал то, что мог и должен был делать. Он всегда стоял за правду Божию. А при отстаивании правды, при отстаивании своих взглядов ты, естественно, будешь подвергаться и нападкам, и насмешкам, и оскорблениям. Владыка это понимал. И мне кажется, не обращал внимания. Хотя, возможно, как человек, и переживал, скорбел, что его позицию не все разделяют. Но внешних проявлений гнева, раздраженности, какой-то подобной же ответной реакции не было. Владыка Иоанн был человеком внутренне очень цельным, очень духовным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

22. Ответ на 18,19 учителю продолжение ГОСПОДЬ запретил грабить и убивать а вы оправдываете всеми способами разные злодейства. Мол, и слыхам не слыхивали. Не передёргивайте, милейший. И не приписывайте мне того, чего у меня нет. Я не утверждал, и другие не утверждают, что слыхать не слыхивали. Слыхивали. Только не о фантастических цифрах, которые Вы и ваши единомышленники приводите. Число реально казнённых за время правления Царя Иоанна Грозного (46 лет) примерно можно подсчитать, и подсчитывалось по документам. Это примерно 3-4 тыс. человек включая уголовные преступления. Большинство казнённых известны, принадлежали к высшим сословиям и были уличены в изменах, были неоднократно прощаемы под клятву на кресте. Как у апостола Павла в Послании Римлянам сказано: «начальник есть слуга Божий… ибо он не напрасно носит меч… отмститель в наказание делающему злое» Можно вспомнить и случай с равноапостольным князем Владимиром, и что ему сказали церковные служители, когда он поначалу не решался казнить распоясавшихся воров, разбойников, убийц. СУД БОЖИЙ, не суд человеческий. , - да именно так, и один Господь может судить Помазанника Своего и лишь Он определит, кто занимался грабежами и злодействовал, а кто казнил реальных изменников своему Царю и клятвопреступников или лихоимцев. Ибо сказано: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104:15) 21. Ответ на 18,19 учителю В псковских летописях нет помазаников, московские князья. ГОСПОДЬ запретил идолопоклонство. А кроме псковских летописей, где узнаешь правду про старые времена. То есть, если я правильно понял, Вы не признаёте святость церковного таинства миропомазания Царя на Царство, а почитание Государя как помазанника Божьего называете идолопоклонством? Оригинально. Что-то какая-то новая ересь получается. Тем самым отрицается учение православной Церкви о православном Государе и месте его в православном Царстве. Это таинство известно ещё с ветхозаветных времён, когда пророк Самуил помазал на Царство Саула. В псковских летописях могут величать Царя Иоанна Грозного как угодно, однако это не отменит того достоверного факта, что Иоанн Грозный был венчан на Царство митрополитом Московским Макарием особым чином и принял титул Царя равный императорскому. Сей факт был признан патриархом Константинополя и остальными патриархами, следовательно, после этого таинства государь Иоанн Васильевич стал помазанником Божиим. До Иоанна Грозного да, были великие князья Московские. И какое у Вас прямо мнение о правде в псковских летописях. В других летописях её видно нет.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

Тринадцать лет царствования Ивана Васильевича 6 Царствование Иоанна Грозного памятно России во всех отношениях: памятно по огромному расширению её пределов, по её страданиям и по необычайности добродетелей, вызванных самими страданиями. Царь Иван Васильевич был сын царя и великого князя Василия Ивановича от его второй жены. Первая жена Василия Ивановича, женщина непорочная в глазах человеческих, была ещё жива, когда он вступил в новый брачный союз; у неё детей не было, а Василии Иванович желал, чтобы его потомство сидело на Русском престоле; – он решился с нею развестись, женился на княжне Глинской, и у него родился сын, царствовавший в последствии под именем Ивана Васильевича Грозного. Иван Васильевич был ещё младенцем, когда умер его отец, и воспитание будущего царя, так же как и управление царством, были предоставлены вдовствующей великой княгине. Елена Глинская не отличалась нравственностью на престоле. Члены Боярской Думы, советники и любимцы великого князя Василия Ивановича, не отличались также ни совестливостью, ни благородством души. Двор сделался обителью разврата и кровопролития, и бедное младенчество Ивана Васильевича окружено было гибельными уроками и ещё более гибельными примерами всех пороков. Так возрастал будущий правитель России: душа страстная, но развращённая с детства; ум необычайный, но, к несчастью, не освещённый знанием обязанностей человеческих. Так достиг он юношеского возраста и вступил в правление государством. Народ, утомлённый крамолами бояр и негодующий на унижение России в последние годы их правления, встретил с радостною надеждою своего молодого царя, одарённого красотою и величием, редкими способностями к делу государственному и удивительным красноречием, которого доказательства сохранились для потомства в его письмах; но надежды скоро обратились в уныние. Россия наполнилась слухом о жестоких казнях. Москва была облита кровью невинных жертв и приведена в ужас буйным развратом своего царя. Иван Васильевич начинал то страшное царствование, которое, в продолжение нескольких десятков лет устрашало современников и губило в бесплодных страданиях силы государства. Сильвестр

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Данные сцены фильма совершенно не соответствуют исторической действительности. Как отмечал в своих трудах Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), опричники Царя Иоанна Грозного – это «корпус царских единомышленников, его со-служивцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию» . Владыка Иоанн особо подчеркивал, что «Опричнина стала в руках Царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской Православной Соборности и Державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга. Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители – палаты, кельи, великолепная крестовая церковь. Ревностно и неукоснительно исполнял Царь со своими опричниками весь строгий устав церковный. Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания – борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал Царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды». Введение среди опричников монастырского устава, несомненно, было изначальным замыслом Царя Иоанна Васильевича Грозного при учреждении Опричнины, а не исполнением более позднего совета князя Афанасия Вяземского, конечно, вполне православного военного, но, в отличие от Царя, человека совершенно далекого от понимания уставных монастырских проблем. Русский историк И.Я. Фроянов в своем фундаментальном труде, посвященном Царствованию Царя Иоанна Васильевича Грозного, писал: «Можно утверждать, что Святорусское Царство Иван Грозный строил, сообразуясь с апостольским словом, которым православные христиане призывались строить свою земную жизнь так, чтобы у них были: “Один Господь, одна вера, одно крещение”» (Еф., 4; 5). И в этом своем строительстве Царь усматривал служение Богу» .

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

Поистине, он - самая непостижимая фигура русской истории. По сложности, непредсказуемости, таинственности Иоанн Васильевич превосходит и Петра I, и Иосифа Сталина, с которыми его обычно сравнивают. Одни почитают Грозного царя святым, другие - небывалым злодеем. Я полагаю, что своего рода ключ к пониманию личности Иоанна Грозного может дать роман " Бесы " , вернее, один из его образов. Недаром именно Иваном-царевичем хочет наречь Ставрогина Верховенский. Конечно же, Достоевский не думал намекать на первого русского царя, но именно в таких подсознательных интуициях и раскрывается подлинный гений. Без сомнения, Иоанн Васильевич Грозный не самозванец, формально он царь законный. Но если смотреть с духовной точки зрения, всё окажется несоизмеримо сложнее и загадочнее. Я полагаю, что Иоанн IV, как никто другой в русской истории, и нравственно, и эстетически прообразует " новое религиозное сознание " , провозглашающее единство Христа и антихриста - " Бога - Зверя " , по определению Дмитрия Мережковского. Достоевскому принадлежит открытие в литературе явления двойничества. Ставрогин - ярчайший пример раздвоенной личности, страстно желающей совместить два полюса: добро и зло. Но разве не такой же эксперимент над самим собой проделывал первый русский царь, разве не пытался он встать " по ту сторону добра и зла " , когда одной рукой составлял каноны святым, а другой - истязал людей в застенках?! Можно сколько угодно спорить, убивал ли Иоанн своего сына или митрополита Филиппа, но суть дела от этого не меняется. Грозный царь пытался совместить несовместное, он хотел, подобно демиургу, преодолеть законы земного естества. Поскольку сделать это невозможно, то вместо преодоления естества получилось противоестество. В этом заключается надрыв, духовно-нравственная болезнь и величайшая трагедия как Иоанна IV, так и всей России. Плохо Ницше знал русскую историю, а то он понял бы, что его сверхчеловек по сравнению с нашим Иоанном Васильевичем просто скучный бухгалтер. Те люди, которые сегодня " канонизируют " Иоанна Грозного, не отдают себе отчета в том, какие разрушительные огненные стихии они вызывают из небытия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010