Был ли царь Иван Грозный местночтимым святым «Как человек я грешен, но как царь — свят!» — говорит в вышедшем на экраны фильме Лунгина Иван IV. В Церкви и около Нее существуют люди, почитающих царя Ивана Грозного как… святого. «Нескучный сад» публикует подробный разбор аргументов по теме. 10 ноября, 2009 «Как человек я грешен, но как царь — свят!» — говорит в вышедшем на экраны фильме Лунгина Иван IV. В Церкви и около Нее существуют люди, почитающих царя Ивана Грозного как… святого. «Нескучный сад» публикует подробный разбор аргументов по теме.  «Как человек я грешен, но как царь — свят!» — говорит в вышедшем на экраны фильме Лунгина Иван IV . Удивительно, но в Церкви и около Нее существует группа людей, действительно почитающих царя Ивана Грозного как… святого. Такими людьми многочисленные исторические свидетельства его душевного нездоровья и патологической жестокости объявляются клеветой «врагов России», а историю почитания этого человека они прослеживают вплоть до самого дня его кончины. «Нескучный сад» публикует подробный разбор подобных аргументов.  Церковь обманывают? В октябре 2003 года газета «Вашингтон пост» стала готовить материал о царе Иоанне Грозном. 3 октября состоялась беседа директора бюро «Вашингтон пост» в Москве Сусанны Глассер «с одним из наиболее компетентных исследователей темы Л.Е. Болотиным». Последний, изучив вопрос об отношении к личности Иоанна IV в средствах массовой информации и в заявлениях православных общественных движений России за последние 12 лет, пришел к выводу, что информационно-аналитический аппарат Русской Православной Церкви не предоставляет ее Священноначалию «достоверной информации по вопросу реального церковного почитания Царя Иоанна Васильевича Грозного». «Штатные сотрудники предоставляют на Патриаршее благорассмотрение фальшивку. И потом они сами в своих выступлениях полемизируют с выдуманной ими фальшивкой. Они сочинили информационный фантом об организованных группах, партиях почитателей святости Царя Иоанна. И они «обличают» именно эти выдуманные маргинальные церковные группы и партии». А между тем, речь, по мнению господина Болотина, должна идти не о подобных группах, а о почитании « церковным народом, передовой его частью — исповедниками Православия — святости Царя Иоанна Васильевича Грозного», каковое является «органичной частью внутренней церковной жизни».

http://pravmir.ru/byl-li-car-ivan-grozny...

С этого времени устанавливается тип лицевых Апокалипсисов, новая разработка лицевых Евангелий и лицевых Псалтирей. Правда, накануне эпохи Грозного известна художественная обработка сюжетов Библии в псковской Толковой Палее 1477 года 205 ; лицевая Псалтирь, кроме старой традиции до XIV в., представлена была за полстолетия до Грозного великолепной Углинкой Псалтирью 1485 года с массой символических изображений 206 . Это дает основания предполагать, что развитие живописного искусства в библейских рукописях совершалось последовательно, и век Грозного только продолжал обычную традицию, унаследованную от прежнего времени. Но внимательное наблюдение усматривает особый подъем и планомерность в этой деятельности в век Грозного: весь предшествующий лицевой библейский материал был заново переработан (Библия, Псалтирь); лицевые Евангелия и Апокалипсис почти целиком созданы в это время. В общем все это побуждает смотреть на время Грозного, как на особую эпоху в деле сближения живописного искусства с библейскими сюжетами. Полную лицевую Библию в связи с таким же изображением всемирной истории – мы имеем от времени Иоанна Грозного, и это, разумеется, не случайность. Эта Библия возникла в эпоху, когда московское царство, упоенное высоким положением, какого оно достигло – по крайней мере в умах своих государственных людей я своих книжников –под властью Грозного царя, подводило итоги своим историческим воспоминаниям, выискивая в них оправдания притязаниям, шедшим далеко за пределы Москвы... Увековеченные в красках повествования Библии, через хронографии возможно полный свод старых русских летописей, должны были завершиться подробным изложением событий счастливого царствования великого государя, царя и великого князя Ивана Васильевича. Величию замысла московских книжников XVI века соответствовало и исполнение этой громадной библейской и исторической энциклопедии: текст ее писан на лучшей бумаге, какую в то время можно было достать; в частях, дошедших до нас, сохранилось 9700 слишним листов и более 16000 раскрашенных иллюстраций; весь этот материал в дошедшей до нас части состоит из 10 фолиантов, рассеянных по разным книгохранилищам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Изд.: СбРИО. 1887. Т. 59; 1892. Т. 71; 1910. Т. 129; РИБ. 1914. Т. 31; ДДГ. С. 426-444; Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951; Tsar Ivan IV " s Reply to Jan Rokyta/Ed. V. A. Tumins. The Hague, 1971; Лихачев Д. С. Канон и молитвы Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного)//Рукописное наследие Др. Руси: По мат-лам Пушкинского дома. Л., 1972. С. 10-27; Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979; Рамазанова Н. В. Тропарь и кондак на перенесение честных мощей кн. Михаила Черниговского, «...творение Иоанна, богомудраго царя, самодержца Российского»: К проблеме атрибуции//Лит-ра Др. Руси: Источниковедение: Сб. ст. Л., 1988. С. 107-116; Серегина Н. С. Стихиры митр. Петру «творения» Ивана Грозного//Древнерус. певч. культура и книжность: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 69-80. Ист.: АИ. Т. 1; ААЭ. Т. 1; ПСРЛ. Т. 13, 14; 21. Пол. 1-2; 29; Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе/Пер.: М. Г. Рогинский//РИЖ. 1922. Кн. 8. С. 8-59; Шлихтинг А. Новое известие о России времени Ивана Грозного/Пер.: А. И. Малеин. Л., 1934; Поссевино А. Ист. сочинения о России XVI в./Пер.: Л. Н. Годовикова. М., 1983; Горсей Д. Записки о России, XVI - нач. XVII в./Пер., коммент.: А. А. Севастьянова. М., 1990; Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000; Штаден Г. Записки немца-опричника/Сост., коммент.: С. Ю. Шокарев. М., 2002; Россия и греческий мир в XVI в./Отв. ред.: С. М. Каштанов. М., 2004. Т. 1; Лобакова И. А. Житие митр. Филиппа: Исслед. и тексты. СПб., 2006. Лит.: Михайловский Н. К. Иван Грозный в рус. лит-ре// Он же. Соч. СПб., 1897. Т. 6. Стб. 127-220; Ковалевский П. И. Иоанн Грозный и его душевное состояние. СПб., 19017; Платонов С. Ф. Иван Грозный. Берлин, 1924; Бахрушин С. В. Иван Грозный. [М.,] 1944; То же// Он же. Науч. труды. М., 1954. Т. 2. С. 256-328; Будовниц И. У. Иван Грозный в рус. ист. лит-ре//ИЗ. 1947. Т. 21. С. 272-330; Садиков П. А. Очерки по истории опричнины. М.; Л., 1950; Дуйчев И. Византия и визант. лит-ра в посланиях Ивана Грозного//ТОДРЛ. 1958. Т. 15.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

Другая часовня с такими же изображениями находится на Звенигородском шоссе, д. 4, на территории другого нашего предприятия, но выходит она на открытую улицу. Рядом с обеими часовнями находятся памятники воинам, отправившихся на фронт с этих предприятий и погибших в Великую Отечественную войну. У этих часовен мы молимся о упокоении в Царствии Небесном православных защитников Отечества, одним из которых, выдающимся защитником Православной Руси, без сомнения, был Царь Иоанн Васильевич. По моему мнению, часовни носят совершенно каноничный характер, потому что, сооружая их, мы опирались на соборное решение Русской Православной Церкви: в Соборной грамоте 1613 года Царь Иоанн Васильевич Грозный именовался благочестивым и христолюбивым. Такую же оценку деятельности Царя Иоанна Васильевича Грозного давал в 1602 году святитель Иов, первый Патриарх Московский. В Коряжемских святцах, датируемых 1621 годом, Царь Иоанн Васильевич Грозный поминается как святой благоверный Царь. Его иконографические изображения с нимбом были созданы в XVII веке в Грановитой палате, в Новоспасском монастыре в Москве в храме Преображения Господня и в Успенском храме Успенского монастыря в Свияжске. Сохранились такие же изображения Царя Ивана Васильевича с нимбом на клеймах ряда икон Пресвятой Богородицы и в книжных миниатюрах XVII века. Всё это свидетельствует о местном почитании Царя Иоанна Васильевича Грозного в XVII веке как благоверного Царя. Собственно говоря, и в XIX веке, когда по решению Императора Александра III заново расписывалась Грановитая палата, было восстановлено изображение Царя Иоанна Васильевича Грозного с нимбом (по благословению священноначалия, окормлявшего в то время храмы Московского Кремля). Поэтому, следуя многовековой традиции Русской Православной Церкви, для этих часовен мы выбрали такое же иконографическое изображение Царя Иоанна Васильевича Грозного. Почитание Царя как святого, видимо, умалилось в конце XVII века в связи со старообрядческим расколом, по той же причине, что и прекратилось почитание преподобной Анны Кашинской, преподобного Стефана Радонежского (брата Сергия Радонежского) и некоторых других русских святых. Старообрядцы поднимали на щит решение Стоглавого собора (прошедшего по повелению Царя Ивана Васильевича в 1551 году), утвердившего двуперстное крестное знамение, а Соборами и 1656, и 1666-1667 года двуперстное крестное знамение было запрещено. К началу ХХ века умалилось почитание многих святых благоверных Князей: Даниила Московского, Ивана Калиты, Димитрия Донского. В наши дни почитание этих святых стало повсеместным, и благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного почитают ныне как святого многие священнослужители Московского Патриархата и миряне.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/29/...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 490-летию Царя Иоанна Грозного В творческой мастерской протоиерея Феодора Конюхова состоялось освящение памятной доски, посвященной фактическому основателю государства Российского 08.09.2020 2981 Вчера православная общественность вспоминала знаменательную дату – 490-летие со дня рождения выдающегося русского Государя, первого русского Царя и фактического основателя государства Российского – Иоанна Васильевича Грозного. Царь Иван родился 25 августа по юлианскому календарю 1530 года. В этот день в центре Москвы в творческой мастерской знаменитого русского путешественника и протоиерея Русской Православной Церкви Феодора Конюхова состоялось историческое событие, сообщает наш корреспондент, посетивший памятное мероприятие. Отец Феодор в своей мастерской пристроил часовни, на которых размещается большое количество памятных досок, посвящённых не только выдающимся путешественникам, но и знаменитым общественным деятелям и русским Государям. У входа в творческую мастерскую стоит памятник деду Иоанна Грозного – Царю Иоанну III Великому. Он объединил б ольшую часть русских земель вокруг Москвы и фактически завершил дело воссоединения русских княжеств в единое Московское государство. На стене рядом с памятником появилась мемориальная доска, посвящённая его внуку – первому русскому Царю Иоанну Грозному. 450 лет назад Иоанн Грозный узаконил донское казачество. Инициатива по созданию памятной доски принадлежит депутату Касимовской городской думы, атаману Валерию Васильевичу Камшилову, который изготовил и доставил в Москву памятную доску Царя Иоанна Васильевича. Памятная доска установлена по благословению схиархимандрита Илии (Ноздрина), духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На памятной доске Царь Иоанн изображён, как на знаменитой картине Великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Фотографий и портретов, достоверно передающих черты Иоанна Васильевича, не сохранилось. Поэтому организаторы решили остановиться на картине Васнецова, которая наилучшим образом передаёт характер первого русского Царя.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/08/k_...

Список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери был преподнесен в дар Иосифо-Волоцкой обители видным сподвижником Царя Иоанна Васильевича Грозного Григорием Лукьяновичем Скуратовым-Бельским . Список Владимирской иконы Божией Матери с первых дней прославился чудесными творениями и получил название Волоколамской иконы Божией Матери и является главной святыней монастыря на протяжении столетий и до сего дня. В настоящее время хранится в музее имени Андрея Рублева в Москве. 1573 год. В Иосифо-Волоцком монастыре был похоронен Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, погибший 1 января при штурме крепости Вейсенштейн (Пайде) в Эстляндии. Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский был ктитором Иосифо-Волоцкой обители . 18 сентября во время сильного пожара случившегося в Иосифо-Волоцком монастыре сгорело 17 братских келий. Возвращавшийся из Великого Новгорода в Москву Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич остановился в царских покоях Иосифо-Волоцкого монастыря и пожертвовал «200 рублев на кельи, а 50 рублев на масло» . 1573–1580 гг. Предатель и клятвопреступник князь А. Курбский в Литве пишет свое клеветническое сочинение о Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче и в том числе полные ненависти и откровенной лжи измышления о преподобном Иосифе-Волоцком и о монахах Иосифо-Волоцкого монастыря . 1575 год. 21 сентября. Царь Иоанн Васильевич отправляет в Иосифо-Волоцкий монастырь пожертвование на поминовение души Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского. И велел Царь Иоанн Васильевич « поминати его, доколя манастырь… стоит» . 1576 год. 3 июня. Царь Иоанн Васильевич отправляет в Иосифо-Волоцкий монастырь пожертвование в 50 рублей на поминовение души Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского . 1578 год. 29 августа. Жалованная тарханная и несудимая грамота Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Евфимию на села Малечкино, Луковниково и других сел разных уездов и о подсудности обители только Царскому суду . В Царской грамоте указано: «Се яз, Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есми Пречистые Богородицы Иосифова манастыря игумена Еуфимья з братьею, или хто по нем иный игумен в том монастыре будет.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

О долгих насилиях над приближенными, а потом и родственниками князя А.И. Вяземского, а затем и над самим князем пишет А. Шлихтинг , но о смерти самого А.И. Вяземского от этих истязаний он не упоминает. Подлинных документов по факту расследования измены князя Афанасия Ивановича Вяземского не сохранилось. В синодиках наказанных в годы Опричнины и потом прощенных Царем Иоанном имя князя Афанасия Вяземского не упоминается. Это может означать, что он не был наказан смертной казнью, а потому годы спустя не требовалось его духовного прощения от Царя. Совсем не исключено, что князь А.И. Вяземский между 1570 и 1571 годами умер своей смертью, а иностранцы решили записать его в «жертвы тиранства» Царя Иоанна. Однако создатели сериала «Грозный» данную историческую неясность решили преподнести именно в духе клеветнических писаний иностранцев. 8 серия. Битва при Молодях. 0.20) В начале 8 серии фильма показано как по указу Царя Иоанна Васильевича его верный слуга Малюта Скуратов укрывает в тайном месте книги знаменитой библиотеки Царя Иоанна Грозного – Либерии. Притом кинематографический Малюта Скуратов коварно по очереди убивает всех сопровождавших людей, кто участвовал в сокрытии Либерии в каком-то подземелье. До настоящего времени уже не одну сотню лет ведутся поиски библиотеки Царя Иоанна Грозного. Написаны сотни исследований о составе библиотеки и о ее возможном нахождении в различных местах. Однако и сегодня совершенно неизвестно, где она может находиться. Никаких документальных сведений об участии Малюты Скуратова в укрытии Либерии не существует. Это полный вымысел авторов фильма. Данная безобразная сцена основана на сплетнях и сочинениях иностранцев о Царе Иоанне Васильевиче Грозном. Нет никаких летописных и документальных свидетельств о том, что могла быть такая просьба со стороны Царя Иоанна Васильевича Грозного. Упоминания об этом в работах русских и советских историков основываются на переписке Царя Иоанна Грозного с английской королевой Елизаветой I и якобы неких тайных договоренностях, переданных устно через посланников.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

Но основа русского чина все-таки греческая: те же молитвы, тоже венчание от венчанного, та же ектенья, многолетие, поздравление и поучение. Чин венчания Димитрия Иоанновича дошел до нас в одном списке в таком виде, который представляет собою ни более, ни менее, как церемониал, имеющий в виду венчание, как будущее. Ясно, что чин наперед составлялся и составитель его, взяв за основу византийский чин венчания X в., пополнил его «стариной», некоторыми чертами из позднейшего византийского чина венчания, как он совершался в соединении с миропомазанием, и некоторыми оригинальными чертами. Чин венчания Димитрия Иоанновича послужил образ- —188— цом для последующего времени. Чин венчания кн. Василия Иоанновича не сохранился. Чин венчания Иоанна Васильевича Грозного (16 января 1546 г.) повторяет чин венчания Димитрия Иоанновича и даже в литературном изложении обнаруживает прямую зависимость от него. Но новые политические идеи внесли и нечто новое в чин. В чине прямо заявлено, что великий князь был венчан «прародителя его венчанием, царя Великого Владимира Мономаха » и действительно под явным влиянием повести о Мономаховых регалиях на Иоанна Грозного пред первою коронационною молитвою возложен был крест из животворящего древа. Но в этом только и разница собственно в венчании: в остальном полное подобие. 738 Кроме краткого чина венчания Грозного, сохранилось в нескольких редакциях подробное описание его, в котором говорится и о миропомазании Грозного. 739 Но был ли в действительности Грозный помазан? Хотя невольно возникают вопросы, которые могут, по-видимому, оставлять под сомнением миропомазание Грозного, однако есть основания предполагать его. Описание миропомазания Грозного озаглавлено так: «чин, како подобает помазати царя». По-видимому, заглавие слишком обще. Частный ли в виду случай? Но так как миропомазание теперь употреблено в первый раз, то естественно возникал вопрос: «как оно совершается? по какому чину?» Когда возник этот вопрос, поручено было кому-нибудь навести справки и составить чин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Русскому царю приписывается восемь браков, но даже официально признанных четыре - это разве не препятствие к причислению его к лику святых? Может этот аргумент покажется кому-то смехотворным, несерьезным. Но для Русской православной церкви, как и для католической, это серьезное препятствие к канонизации. Священномученику Гермогену тоже, как и Грозному, Господь послал в жизни тяжелое испытание - у него умерла любимая жена, и он принял монашество. Царь не захотел оставаться вдовцом, это было его право, и он еще потом несколько раз вступал в брак. Осуждать же царя в том, наверное, не стоит, что он не смог понести предназначенный ему Господом крест - после первого брака жить вдовцом, самому воспитывать своих двух сыновей-наследников царевичей Иоанна и Федора и не жениться снова, но своим многочисленными браками он сам лишил себя возможности быть когда-нибудь причисленным к лику святых. Святитель Гермоген, называя Ивана Грозного благочестивым и христолюбивым благоверным государем царем, отнюдь не призывал к его канонизации, хотя в конце шестнадцатого века уже рассматривался вопрос о причислению к лику святых таких современников Грозного, как святителей Гурия и Варсонофия, а также Василия блаженного. Все они вскоре были канонизированы Святейшим Патриархом Иовом. Святитель Гермоген также принимал активное участие в этой канонизации, а вот причислить к лику святых Ивана Грозного, по-видимому, не считал возможным. У царя Ивана Васильевича были выдающиеся заслуги перед Отечеством, но у святости очень немыслимо высокие критерии, и по мнению Гермогена ( и когда он был митрополитом Казанским, и когда его избрали предстоятелем Русской православной церкви), Грозный этим критериям не соответствовал. Главным препятствием к канонизации он, судя по всему, считал многоженство царя. О не тождественности государственных заслуг и святости, часто говорит сегодня и Святейший Патриарх Кирилл, когда его в очередной раз досаждают вопросами о канонизации Ивана Грозного. А, между прочим, несмотря на то, что католическая церковь не признает Карла Великого причисленным к лику святых, он почитается в Ахене как святой покровитель этого города. У нас тоже апологеты Ивана Грозного считают его святым и молятся ему. И это, наверное, их право. Однако лучше все же молиться и простить заступничество у святых, которые официально канонизированы православной церковью, и таких святых, слава Богу, у нас не мало. Тот же священномученик Гермоген. При этом он, как и царь Иван Васильевич, был великим патриотом России и государственником. Иван Васильевич же, хотя и не святой, но великий русский царь, и велики его заслуги перед Отечеством. Он превратил Россию в огромную христианскую супердержаву, в «Третий Рим», упрочил международный престиж нашего государства, расширил торговые и культурные связи со странами Европы и Азии.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/15/...

Да, мой предок совершил тяжкий грех Почему царь Алексей Михайлович не оправдывал преступлений царя Ивана Грозного 19 июля, 2017 Почему царь Алексей Михайлович не оправдывал преступлений царя Ивана Грозного Сегодняшние почитатели Ивана Грозного «не видят» его преступлений, а указывающих на эти преступления называют «либералами и русофобами». А в XVII веке никто Ивана Васильевича не оправдывал — ни народ, ни царь Алексей Михайлович. Почему? И в чем разница отношения людей к тиранам тогда и сейчас? Размышляет публицист и богослов Сергей Худиев. «Спасти Русь православную от свирепства царского» Сергей Худиев В прошедшее воскресенье Церковь праздновала память святителя Филиппа, митрополита Московского. Его история хорошо известна. Митрополит Филипп, видя бесчинства опричнины, сначала мягко, с глазу на глаз, увещевал царя Иоанна Грозного прекратить его жестокости и беззакония, но потом дело дошло до открытого столкновения, митрополит отказался благословить царя во время службы в соборе и резко обличил его при всем народе. Как говорится в акафисте этому святому: «Спасти хотя всю Русь православную от суемудренного свирепства царского, яко пастырь добрый, душу твою за паству положити готовый, ты, святителю Христов, всенародно ярость самонравного царя на кротость преложити потщался еси. О новых же злодеяниях опричнины уведев и гнев царский на себе испытав, к венцу мученическому приуготовил себе и в благодатном умилении ко Господу взывал еси чистыми твоими устами хвалебную песнь: Аллилуиа». Царь добился низложения митрополита по облыжным обвинениям и его ссылки в отдаленный монастырь, куда через некоторое время прибыл близкий сподвижник Грозного — Малюта Скуратов, который потребовал благословения на поход на Великий Новгород и, не получив его, задушил святителя. На что мне хотелось бы обратить внимание — это на историю канонизации митрополита Филиппа. Святитель был убит в 1569 году, а уже в 1591-м его мощи перевозят в Соловецкий монастырь. В конце XVI века создается его житие и уже заметно его почитание как святого с днем памяти 9 января. Примерно тогда же появляются его первые иконы.

http://pravmir.ru/da-moy-predok-sovershi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010