Пафос их – отсечение обеих крайностей: несторианства и евтихианства (монофизитства). В борьбе против первого св. Ефрем использует знаменитую формулу «одной природы», имеющую истоки в аполлинарианских подлогах, но запечатленную авторитетом св. Кирилла Александрийского , и говорит: «Если кто душой и устами не исповедует единой воплощенной природы Бога Слова против Нестория, отделяющего друг от друга природы Господа, – тому да будет анафема!» 318 Здесь также утверждается, что Христос «из двух природ» и «познается в двух природах», т. е. сополагаются два выражения, которые на Халкидонском соборе сочли опасными употреблять вместе («из двух природ» признавал и Евтихий, хотя и вином смысле, чем православные), но которые церковные богословы позднейшего периода часто сополагали, придавая им вполне ортодоксальный смысл. 319 Приснодева Мария провозглашается «истинной Богородицей» или " Матерью второго рождения Бога Слова». Подчеркивается «неизреченный способ соединения» (или «неизреченное соединение») природ Христа, причем это соединение может быть только «соединением по ипостаси». Наконец, подтверждается авторитет четырех Вселенских соборов, включая и Халкидонский собор. Второе сочинение (или, возможно, фрагмент его), опубликованное С. Хелмером, называется «Из догматических определений, соответствующих этимологии, против философа и пресвитера Акакия Апамейского». Оно представляет собой маленький сборник (9 главок) кратких богословско-философских определений. Так, понятие «сущность» ( οσ α) определяется здесь как существующее «в вещи» (или «действительно» – ν πργματι), а не призрачно ( ο φσματι); она отождествляется с «природой», «бытием» и «присущим» (или «порожденным» – τ πεφυκναι). Другими словами, в этом сочинении св. Ефрем озабочен созданием необходимого «логического инструментария» для решения христологической проблемы; процесс создания подобного «инструментария» проходил на протяжении VI-VII вв. и завершился «Диалектикой» св. Иоанна Дамаскина . Сохранился еще и ряд фрагментов из других сочинений св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Согласно последней, «совершенные» должны быть подобны ангелам, которые не одевают нагих, не питают голодных и не заботятся о своих братьях: Liber Graduum, col. 751. 357 I/14 (55)=B18 (148—149). 358 Мф. 5:7. 359 B65 (456—457). Текст отсутствует в греческом и русском переводах. 360 I/41 (173)=B65 (455). 361 Этот термин заимствован Исааком у Макария Египетского, Иоанна Апамейского и других сирийских писателей. См. Brock. Note 1 to II/10,34. 362 II10,33—34. 363 I/10,35. 364 II/10,35. 365 Мы будем подробно рассматривать тему мистического «опьянения» в главе VII. 366 П/10,36. 367 Ср. Рим. 12:15. 368 Букв. «из–за чрева». 369 Последние три фразы отсутствуют в греческом и русском переводах. 370 I/89 (424)=B50 (349—350). 371 I/14 (59)=B18 (154). 372 II/1,19. 373 I/89 (424)=B50 (350). 374 Букв.: «Сначала будем принуждать себя к молчанию, и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию». 375 I/41 (171—172)=B65 (450—452). 376 I/14 (59)=B18 (154). 377 I/91 (434)=B57 (403—404). Речь идет о философе Секунде (II в.). 378 I/42 (178—180)=B66 (468—470). 379 I/42 (180)=B66 (470). 380 I/85 (412)=B46 (334). 381 1 Пет. 3:4. 382 Письмо 2 (сир. версия). 383 В греческом тексте: «свободного образа жизни». 384 I/21 (92—94)=B35 (243—247). 385 Ср. 1 Кор.9:24—25. 386 II/10,40. 387 I/14 (59)=B18 (154). 388 I/2 (10)=B2 (12). 389 Достаточно вспомнить «Толкование Блаженств» св. Григория Нисского и «Лествицу» преп. Иоанна Синайского. 390 Сир. «что нет конца ее прозрениям». 391 I/21 (81)=B35 (225). 392 I/21 (87)=B35 (235). 393 I/36 (156)=B60 (424—425). 394 I/63 (340)=B11 (119). 395 I/21 (91)=B35 (242). 396 I/35 (152)=B59 (418). 397 Ср. Рим.8:17. 398 I/74 (371)=B35 (222). 399 I/41 (174)=B65 (459—460). 400 II/31,1. 401 Ср. Мф.4:1—2. 402 I/21 (89—90)=B35 (238—240). 403 I/56 (276)=B4 (40—41). 404 II/24,3. 405 Букв. «детскому и иудейскому». 406 Ср. Мф.6:16; 21:13; 21:23. 407 II24Д—5. 408 По этому учению, «деятельность» есть собственно исполнение заповедей Христовых, «естественное любомудрие» — созерцание тварного бытия и проникновение в сокровенный смысл тварных существ (познание «логосов тварных вещей»), а «богословие» есть созерцание света Святой Троицы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Память прп. Феодосия совершается И января. («Душеп. чт.», 1887 г. 443–444.) О Феодосии и его учениках и подвижниках его обители см. гл. 81–86, 90,95,96 «Дух. Луга». Бани и вообще всякого рода заботы о плоти считались у строгих иноков излишними. Авва Александр с грустью говорил: «Отцы наши никогда не умывали лица своего, а для нас открыты общественные бани». Гл. 168. Глава 81 О кладезе, в котором явилась вода по чудотворной силе образа св. Феодосия Бог, по его молитве, даст тебе воду! Вот что еще рассказали нам отцы. «На днях, – говорили они, – одна христолюбивая женщина, из страны апамейской, рыла колодезь. Много она издержала и дорылась до большой глубины, но воды не нашла. На нее напало уныние: ей жаль было и напрасных трудов, и денег. Однажды видит она незнакомца, который говорит ей: «Пошли и вели принести изображение аввы Феодосия из монастыря в Скопеле, и Бог по его молитве даст тебе воду». Женщина немедленно отрядила двоих и, приняв из рук их образ святого, опустила его в колодезь. И тотчас показалась вода, наполнившая цистерну до половины. Те, кто вынул икону из воды, принесли и нам, и мы пили и прославили единодушно Бога». К главе 81 Город Апамея в Сирии, при Аксии, притоке Оронта. Там хранилась часть животворящего Креста Господня. Заметим почитание икон святых в древней Церкви. Глава 82 Жизнь старца Иоанна в Скопеле Велик этот старец и страшен демонам. В том же монастыре мы видели старца по имени Иоанн. Отцы этого места говорили нам про него: «Подлинно, христиане, велик этот старец и страшен демонам. Кто бы ни пришел, будучи одержим нечистым духом, он каждому дарует исцеление». Глава 83 Чудесная помощь отшельника Иоанна Бог тебе поможет! Вот еще что слышали мы от отцов этого места. В двадцати четырех милях от монастыря есть гавань по прозванию Малый Мыс. В этой гавани хозяин одного корабля вместимостью в тридцать тысяч модий желал его спустить в море. Целых две недели пробился он с тремястами рабочих, трудившихся ежедневно, но не мог не только спустить корабля в море, но даже сдвинуть с места. Это было дело злых людей. В большом унынии и горе хозяин не знал уже, на что ему решиться. По Божию устроению, старец пришел в то место. Корабельщик, хорошо его знавший, увидав его, сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Состоялась братская беседа предстоятелей Антиохийской и Русской Православных Церквей 26.01.2014 25 января 2014 года в Патриаршей и Синодальной резиденции Данилова монастыря прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X , совершающим мирный визит в Русскую Православную Церковь . В составе делегации, сопровождающей Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X, — митрополит Аккарский Василий, митрополит Триполийский Ефрем, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон, архимандрит Филипп (Язейджи), архимандрит Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас) и группа мирян. От Русской Православной Церкви во встрече участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов), сотрудник ОВЦС диакон Феодор Шульга. Обращаясь к Предстоятелю Антиохийской Церкви , Святейший Патриарх Кирилл приветствовал высокого гостя в Даниловом монастыре, духовном центре Русской Православной Церкви, и поздравил Блаженнейшего Иоанна с избранием на древний престол Антиохийской Церкви. Говоря о темах, которые предполагается затронуть на встрече, Его Святейшество сказал: «Думаю, что очень важным пунктом переговоров должны быть совместные размышления об укреплении отношений между нашими Церквами». Предстоятель Русской Церкви отметил, что история этих отношений очень богата, и Предстоятели Антиохийской Церкви не раз в прошлом посещали Святую Русь. Помимо этого, Святейший Владыка упомянул о таких событиях, как участие митрополита Мексиканского Антония в праздновании 1025-летия Крещения Руси, поездка в Россию епископа Апамейского Исаака. Кроме того, недавно состоялась поездка председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона в Ливан на празднование 25-летия хиротонии архиепископа Филиппопольского Нифона, главы Представительства Патриарха Антиохийского при Московском Патриаршем престоле.

http://drevo-info.ru/news/16591.html

T. 94.1981. P. 5–36. 1506 См.: Martikainen J. Johannes von Apamea und die Entwicklung des syrischen Theologie//IV Symposium Syriacum – 1984. S. 257–263. 1507 Помимо названной вступительной статьи к французскому переводу творений Иоанна Апамейского, где излагаются и его основные богословские идеи, см. также работу: Beulay R. La Lumière sans forme. Introduction à l’étude de la mystique chrétienne syro-orientale. Chevetogne, 1990. P. 95–101. 1508 Такая трихотомическая антропология является довольно обычной для святоотеческого учения о человеке. Ср. на сей счет наблюдение Ф. С. Владимирского: «Относительно довольно распространенного и обычного у святых отцов и церковных учителей трехчастного деления человека следует заметить, что у большинства восточных писателей, особенно позднейших, эта трихотомия (писатели Западной Церкви совершенно отвергали ее, за исключением разве блж. Августина) имеет как бы несколько условный характер. Высшая часть человеческой природы – дух ( πνεμα) у них не является, собственно говоря, отдельной силой или способностью, необходимой в составе этой природы: “дух” есть сила, привходящая в человека на пути его нравственного совершенствования, – это есть собственно Дух Божий, возрождающий его, делающий его “духовным” вместо “душевного”, так что, конечно, истинный и совершенный человек-христианин должен иметь в себе “дух”, но и не имеющий этого “духа” есть человек, потому что природа человека состоит собственно из тела и души» (Владимирский Ф. С. Антропология и космология Немезия, еп. Емесскаго, в их отношении к древней философии и патристической литературе. Житомир, 1912. С. 231–232). Это наблюдение позволяет понять и некоторые аспекты аскетики Иоанна Апамейекого. 1509 За исключением удивительного феномена преп. Исаака Сирина , который, принадлежа формально к несторианской церкви (и являясь даже, хотя и очень краткое время, несторианским епископом), явил в своих творениях глубину православного богомыслия. Объяснить данный феномен достаточно трудно. Например, Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Иоанну Златоусту , а «святому Иоанну» ( ) (Sin. syr. 24, fol. 69r; Vat. syr. 125, fol. 66r). Возможно, сирийское слово «мар», т.е. «господин», дало греческим переводчикам повод отождествить этого «святого Иоанна» со свт. Иоанном Златоустом . Прочтение имени Иоанна поддерживают практически все западно-сирийские рукописи. Кроме того, в одной восточно-сирийской рукописи эта цитата приписывается не Феодору Мопсуестийскому, а «святому Иоанну» (Berolin or. quart. 1159, f. 190r). Стоит отметить еще одну особенность в исследуемом фрагменте. Речь пойдет о «естественном ведении», или «проницательном ведении, различающем добро от зла» (Isaacus Ninivita, 1909, 318. Cap. 44; Исаак Сирин , 1911, 399–400). Эта мысль, повторяющаяся несколько раз в этом трактате, несомненно, присуща прп. Исааку, так как это одна из основных аскетических идей, посвященная трем степеням ведения, и восходит она непосредственно к Иоанну Апамейскому [Бёлэ, 2021, 138–141; 144–146]. Напротив того, Феодору Мопсуестийскому такая мысль была чужда. По учению Феодора, первозданные Адам и Ева не обладали естественным различением добра и зла и различали их только благодаря заповеди Творца (см.: (PG 66, 812)). «Если бы у них не было этой заповеди, – пишет Гурьев, – то они не имели бы, по мнению Феодора, познания ни о добре, ни о зле и не отличались бы в этом случае от неразумных животных. «История Адама, говорит Феодор, служит к познанию свойств общей всем людям природы. Различия добра и зла, также и познания греха мы не имели бы, если бы это не различалось для нас законом и мы совершали бы все, что не вздумалось, подобно неразумным животным» [Гурьев, 1890, 279–280]. Нам представляется, что именно в этом, то есть в экзегетической трактовке, которую мы находим у Феодора и которая вступает в противоречие с контекстом у прп. Исаака, может заключаться основная причина, послужившая к внесению интерполяции со стороны несторианских переписчиков. Подтверждением данного тезиса служит еще одна восточно-сирийская (несторианская) рукопись, в которой вместо имени «Феодор» находится фраза: «один из учителей» (Isaacus Ninivita, 1909, XI; Berolin.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ot...

Представитель Русской Церкви принял участие в Патриаршей Литургии в Успенском соборе Дамаска 30 июня 2023 г. 11:24 29 июня 2023 года, в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла по новоюлианскому календарю, по приглашению Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна X представитель Русской Православной Церкви архимандрит Филипп (Васильцев) принял участие в Божественной литургии в дамасском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Служение Литургии возглавил Блаженнейший Патриарх Иоанн в сослужении митрополита Гор Ливанских Силуана, митрополита Захлейско-Баальбекского Антония, митрополита Латтакийского Афанасия, митрополита Хамаского (Епифанийского) Николая, викарных епископов Ларисского Моисея, Дарайского Моисея, Сергиопольского Иоанна, Селевкийского Романа, Филадельфийского (Иерапольского) Арсения, епископа Апамейского Феодора, секретаря Священного Синода епископа Эмиратского Григория, представителя Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийской Патриаршем престоле архимандрита Филиппа (Васильцева), и.о. игумена Патриаршего монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы в Баламанде архимандрита Георгия (Якуба), декана богословского факультета Баламандского университета архимандрита Иакова (Халиля), духовенства Дамаска, сирийских и ливанских епархий Антиохийской Православной Церкви . Богослужение совершалось на арабском, церковнославянском и греческом языках,  сообщает  сайт Представительства Русской Православной Церкви в Дамаске. По запричастном стихе проповедь на тему праздника произнес митрополит Латтакийский Афанасий. После отпуста Божественной литургии Блаженнейший Патриарх Иоанн обратился с Первосвятительским словом к сослужившим ему архипастырям, духовенству, а также многочисленным молящимся, поздравив их с днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Накануне праздника представитель Русской Православной Церкви принял участие в соборной вечерне, которую совершил Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X в Патриаршем монастыре в честь явления Господа святому апостолу Павлу. Обитель была построена на месте этого события в Таль-Кавкабе, пригороде Дамаска. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6039300.ht...

651 На Афоне чтят память мученика 20 октября, в день перенесения мощей на Афон, и еще 1 мая (Афонский патерик. Ч. 2). 653 Johannes Chrysostomus. Opera omnia/Opera et studio Bernardi de Montfaucon. 13 v. V. 1. Содержание другого сочинения его – «Апология монашества» – см. в: Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. 654 Так говорит блаж. Феодорит (Феодорит, Киррский. Церковная история. СПб., 1852. Кн. 3 (далее – Феодорит, Киррский. Церковная история. – Ред.)). Краткий менолог: «родила того чудного Иоанна, называемого Златоуст». Это неправда. Мать Златоуста называлась Анфусою ( Сократ Схоластик . Церковная история: В 7 кн./Пер. СПбДА. СПб., 1850. Кн. 6). Вероятно, что сын св. Публии был тот Иоанн, которого св. Мелетий посвятил в апамейского епископа (Феодорит, Киррский. Церковная история. Кн. 5). В славянском прологе 9 октября «приближися браку, родивши Феодора, святаго пресвитера». Что это значит? Не более, как ошибка писца, перешедшая в печать. Менолог Василия: «на короткое время связанная узами брака родила святейшаго пресвитера Иоанна». 655 Менолог Василия: «диакониса Церкви, в Антиохии сирской». В прологе: «По- плии служебницы» (SiaKoviaanv). 657 Св. Златоуст в слове о св. Вавиле. Юлиан следовал эпикурейцу Лукиану, который говорил (in Philopatr.) об ап. Павле: «когда встретится со мною тот галилеянин, плешивый, с орлиным носом, восходивший с земли на третье небо». Раз Юлиан писал в Артабию (Ер. 7): «клянусь богами, я не умерщвлял галилеян и не хочу, чтобы 658 Феодорит, Кирский. Церковная история. Кн. 3. То же в обоих менологах. Мартиролог Барония под 3 октября: «В Антиохии (кончина) святой игумении Публии; она, когда отступник Юлиан проходил мимо, пела со своими девами Давидову песнь: идоли язык сребро и злато, – подобни им да будут творящии я; по приказанию императора били ее по щекам и жестоко обругали». 659 Оба менолога на 9 октября. Мартиролог Усуарда умноженный под 8 июня: «Публии вдовы и игумении, о которой причастная история в гл. 36 шестой книги». Римский мартиролог Барония под 9 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архив Пн Состоялась братская беседа Предстоятелей Антиохийской и Русской Православных Церквей 26 января 2014 г. 02:49 25 января 2014 года в Патриаршей и Синодальной резиденции Данилова монастыря прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X , совершающим мирный визит в Русскую Православную Церковь. В составе делегации, сопровождающей Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X, — митрополит Аккарский Василий, митрополит Триполийский Ефрем, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон , архимандрит Филипп (Язейджи), архимандрит Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас) и группа мирян. От Русской Православной Церкви во встрече участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов), сотрудник ОВЦС диакон Феодор Шульга. Обращаясь к Предстоятелю Антиохийской Церкви , Святейший Патриарх Кирилл приветствовал высокого гостя в Даниловом монастыре, духовном центре Русской Православной Церкви, и поздравил Блаженнейшего Иоанна с избранием на древний престол Антиохийской Церкви. Говоря о темах, которые предполагается затронуть на встрече, Его Святейшество сказал: «Думаю, что очень важным пунктом переговоров должны быть совместные размышления об укреплении отношений между нашими Церквами». Предстоятель Русской Церкви отметил, что история этих отношений очень богата, и Предстоятели Антиохийской Церкви не раз в прошлом посещали Святую Русь. Помимо этого, Святейший Владыка упомянул о таких событиях, как участие митрополита Мексиканского Антония в праздновании 1025-летия Крещения Руси, поездка в Россию епископа Апамейского Исаака. Кроме того, недавно состоялась поездка председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона в Ливан на празднование 25-летия хиротонии архиепископа Филиппопольского Нифона, главы Представительства Патриарха Антиохийского при Московском Патриаршем престоле.

http://patriarchia.ru/db/text/3538603.ht...

Сие и воспевала ты, сие и исполнилось на тебе, совершеннейшая из жен; это было и псалмопение и надгро­бие по отшествии тебе, прекрасно умиренная по мятеже страстей и в общую чреду успения вкусившая сон, даруемый возлюбленным Божиим, как прилично было той, которая и жила и отошла со словами благочестия... » Кончина святой Горгонии последовала около 372 года. Память Преподобного Александра, обители Неусыпающих первоначальника Родом из Асийских стран. Получив образование в Царьграде, вступил там же в военную службу, но чрез несколько времени оставил ее, чтобы служить Единому Богу. После подвигов в Сирии прибыл в Константинополь и основал обитель Неусыпающих. Скончался по­сле 50-летних подвигов 3-го июля 430 года. Обитель Неусыпающих названа так потому, что по уставу преподобного Александра иноки беспрерывно день и ночь пели псалтирь на двух клиросах, переменя­ясь по часам. (Вторично вспоминается 3-го июля). Память о преподобных Моисее Белоезерском и Поликарпе Брянском По описанию святых Белоезерских, «преподобный Моисей, прозорливый инок, на посаде Белоозера в Троицком монастыре», по­чил после преподобного Кирилла Белоезерского (1427 г.) и прежде преподобного Кирилла Новоезерского (1532 г.). Поскольку же Тро­ицкий Устьшехонский монастырь перенесен на посад Белоезерский около 1480 года 375 , то подвиги преподобного Моисея прозорливого на­добно отнести к концу XV века. Преподобный Моисей чтится местно 376 . О преподобном Поликарпе Брянском известно только то, что он был основателем Брянского Спасского монастыря и что он после долгой подвижнической жизни скончался игуменом своей обители февраля 23-го. В описи монастырей 1662 года читаем: «за Спасским (Брянским) монастырем и Поликарпа чудотворца 13 дворов». По этому известию, преподобный Поликарп скончался прежде 1662 года и в этом году уже известен был по чудесам. Мощи его почивают под спудом в Брянском Спасском храме, с 1764 года, по упразднении монастыря, приходском 377 . Святого Полихрония, епископа Церкви Апамейской (в Сирии), современника преподобного Маруфы, епископа Месопотамского. В 427 году Феодорит так оканчивает свою историю: «Полихроний превосходно пасет Церковь Апамейскую, соединяя со знаменитостью жизни знаменитость учения» 378 . В тот же день празднование в честь Сокольской иконы Бого­матери. Прославилась эта икона в 1172 году и находится в Преоб­раженской церкви упраздненного (1786 г.) Сокольского монастыря Полтавской епархии. День двадцать четвертый. Первое и второе обретение главы Святого Иоанна Предтечи

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010