Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 г. о новом учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии – Премудрости Божией Скачать epub pdf Учение протоиерея С. Булгакова о Софии – Премудрости Божией Письмо Блаженнейшаго Митрополита Антония Высокопреосвященному Митрополиту Евлогию. Ваше Высокопреосвященство Милостивый Архипастырь. Во исполнение Соборнаго определения при сем препровождаю Вам копию доклада выделенной Собором Комиссии для обсуждения учения протоиерея Сергия Булгакова о Св. Софии, а также постановления вынесеннаго Собором по заслушании вышеозначеннаго доклада. Не в первый раз учение протоиерея С. Булгакова привлекает наше внимание. Вашему Высокопреосвященству известно опубликованное в 1927 году послание Архиерейскаго Синода Русской Православной Церкви заграницей, указывавшее на некоторыя отклонения от Православия в его сочинениях. Упомянутое послание не разбирало учения протоиерея Булгакова во всех подробностях, а лишь указывало на неправославное и вредное направление его. Протоиерей Булгаков не только не постарался освободить свое богословствование от мыслей, вызвавших эти оправданныя нарекания, но наоборот опубликовал ряд новых сочинений, в которых еще подробнее излагает свои взгляды. Эти взгляды подвергнуты разбору в недавно вышедшем сочинении Преосвященнаго Архиепископа Серафима, врученном Вам в бытность Вашу в Сремских Карловцах. Ранее того учение протоиерея Булгакова подверглось весьма основательной критике Преосвященнаго Иоанна (Максимовича) , Епископа Шанхайскаго, в книжке, которую Вам посылаю при сем. Но помимо этих и других печатных выступлений, учение протоиерея Булгакова вызывало и вызывает не мало толков в церковном обществе. Самое положение его, как возглавителя единственной русской богословской школы в Западной Европе, придает книжкам протоиерея Булгакова такое значение среди читателей русской богословской литературы за рубежом, что то или иное суждение иерархии о его учении стало настоятельно необходимыми Приступая вновь к такому суждению, уже не в Синоде, а в Соборе, мы нашли излишним всякое запрашивание объяснений автора, как потому, что он не находится в нашем подчинении, так и потому, что его учение достаточно полно всем известно из его печатных трудов. Пусть протоиерей Булгакову ссылаясь на некоторыя другия свои формулировки, утверждает, что не отступает от общепринятаго учения Православной Церкви, пусть в своих лекциях, как Вы говорили нам здесь, протоиерей Булгаков не проповедует этого учения, а излагает Православную веру так, как она принята нами от Св. Отцов, – это нисколько не меняет сущности дела, ибо противоречие между православным учением и мыслями, содержащимися в его печатных трудах, настолько глубоко, что до отречения его от своей ереси православныя по содержанию лекции его студентам, не ослабляя вреда от его печатных трудов, не могли бы быть вполне убедительными для слушателей, неизбежно вызывая у них недоумение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Отчаяние, полное надежды Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 22 – 29 марта. – Священный Синод. – Надежда на возвращение. – Уничтожение под присмотром НАТО. – Горькая пятилетка. - Два предательства. – Прививка национализма. – Сохранить русскую речь. – Первый гуманист. – Мультики в храме. – Вызов обществу. – География глазами кришнаита. – Святая преподобная Мария Египетская. В четверг, 25 марта, в Москве прошло первое в 2004 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Как отмечает РИА «Новости»  «повестка дня заседания по традиции заранее не разглашается». Заседание Священного Синода  возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий . «Приступая к работе, Патриарх Алексий объявил, что первым вопросом повестки дня заседания Священного Синода является такое радостное и благодатное событие, как возвращение чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери в Россию», - сообщает «Седмица.Ru». Синод принял решение, что возвращение в Россию чудотворной иконы состоится 23 июня 2004 года, - передает сайт « Newsru.com » . Также решением Священного Синода Русской Православной Церкви канонизированы 20 новомучеников, пострадавших за веру, открыты новые монастыри и заграничные приходы, - информирует читателей тот же сайт . Полностью с журналами заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года можно ознакомиться на патриаршем сайте. Кроме того, на заседании Священного Синода была назначена дата Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Как передает «Интерфакс» , Собор пройдет в Москве с 3 по 8 октября нынешнего года. «Одним из главных пунктов повестки предстоящего высокого собрания станут перспективы сближения с Русской Зарубежной Церковью», - отмечает агентство. Интервью с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром можно прочитать на сайте «Русской линии». С первоиерархом Русской Зарубежной Церкви беседовал инок Всеволод (Филипьев). В интервью митрополит Лавр отмечает, что «все зарубежные святители в изгнании всегда жили надеждой на возвращение в Россию, на Родину» и цитирует слова святителя Иоанна (Максимовича), который писал: «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с Ней, когда исчезнут причины, разъединявшие их».

http://pravoslavie.ru/4885.html

П. Никона Черногорца В начале царствования визант. имп. Константина X Дуки (1059-1067) насельник т. н. Чёрной Горы близ Антиохии на Оронте мон. Никон Черногорец начал работу по составлению обширного компендиума «Истолкования заповедей Господних» (Ερμηνεαι τν ντολν το Κυρου), нередко имеющих в рукописях название «Пандект истолкований божественных заповедей Господних» (Πανδκτης τν ρμηνειν τν θεων ντολν το Κυρου). Благодаря этому заголовку за сочинением мон. Никона закрепилось в науке краткое название «Пандекты». Сам Никон Черногорец характеризует свой труд как «всеобъемлющую и большую книгу» (παγκσμιον κα μγα βιβλον - Γιγκου. 1991. Σ. 56). П. Никона Черногорца представляют обширный тематический флорилегий в 63 главах, составленный из сочинений св. отцов и учителей Церкви (прежде всего свт. Иоанна Златоуста и сиро-палестинских подвижников), житий святых, соборных и святоотеческих канонов, дисциплинарно-покаянных уставов и т. п. По образцу П. Антиоха Никон предназначал свой труд для мон-рей, не имеющих собственных б-к или лишившихся их в результате варварских нашествий (на Чёрной Горе и в регионе Антиохии такими варварами были турки-сельджуки). Из-за большого объема П. Никона были разделены на 2 тома (возможно, еще самим автором). Количество известных на сегодняшний день греч. списков П. Никона Черногорца приближается к 70 (их полный перечень см.: Максимович. 2004. С. 332-337). По причине дороговизны П. в их первоначальном объеме Никон Черногорец предпринял их сокращение, озаглавленное в рукописях «Правила и уставы и некоторые повествования, касающиеся монахов» (Καννες κα ροι κα μερικ διηγματα προσκοντα μοναχος - Γιγκου. 1991. Σ. 56). Отдельной книгой он издал также оглавление П. (PG. 106. Col. 1360-1381). Существуют 2 перевода П. Никона на церковнослав. язык, сделанные в XII (древнерусский) и кон. XIII - 1-й пол. XIV в. (болгарский) (подробнее см. в ст. Никон Черногорец , разд. Переводы сочинений Н. Ч. на церковнослав. язык). Имеется также араб. перевод, сделанный не позднее XIII в. (Γιγκου. 1991. Σ. 60-61).

http://pravenc.ru/text/2578801.html

По-разному складываются судьбы русских писателей. Каждый делает самостоятельно свой выбор и полностью отвечает за него, как и за дарованный ему Богом талант словесного творчества. Одной из культовых фигур для российской интеллигенции конца XIX века, а затем и партии большевиков почти весь XX век был писатель Максим Горький. Его книги переиздавались многотысячными тиражами. Школьники были обязаны читать его чарующую «Песню о Буревестнике», пьеску «На дне», а в старших классах анализировать довольно скучный роман писателя «Мать». Биография писателя, в целом знакома читающей публике. Но мы отметим некоторые, ключевые на наш взгляд, вехи и обстоятельства его жизни, которые, как нам кажется, малоизвестны. Пешков Алексей Максимович родился 16 марта 1868 года в г. Нижнем Новгороде, а умер 18 июня (н. ст.) 1936 года в Горках, под Москвой. Похоронен на Красной площади. В 1892 году был напечатан его первый рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом М. Горький. В детстве Алёше довелось трудиться в иконной лавке и побыть некоторое время учеником в иконописной мастерской И. Я. Салабановой. Но сам он в юношеском возрасте увлекался философией Фридриха Ницше и в 1887 году пытался покончить с собой. Причиной попытки самоубийства молодого человека был тяжёлый внутренний духовный и душевный разлад, который привёл к тому, что в конечном итоге Алексей Пешков сформировался как типичный лишний человек, похожий на лермонтовского Печорина – антипода пушкинского Гринёва. В 1891 году Алексей, ведомый духом мятежа, уходит бродяжничать из Нижнего Новгорода. В Куряжском монастыре, что под Харьковым, он смог увидеть святого Иоанна Кронштадского. Между ними состоялся разговор, который писатель запомнит на долгие годы… Впервые Максим Горький напечатает злобно-карикатурное описание их краткой встречи в литературном приложении к газете «Накануне» N29, 1922, 30 апреля. В этом очерке Максим Горький свидетельствует о себе и своём отношении к мipy: «…Меня крутил по земле вихрь сомнений, я ходил среди людей полуслепой, не понимая смысла их жизни, их страданий, почти до безумия изумленный их глупостью и жестокостью, измятый своим бессилием, не находя нигде ответов на острые вопросы, а они резали душу мне» .

http://pravoslavie.ru/37502.html

Посмертное чудесное предстательство архиепископа Феофана Утром 25 декабря 1989 года мне позвонили из Франции. В то время я жил в Голландии, в Амстердаме, и звонок тот был от мамы моей близкой подруги-француженки, дружба с которой длилась тогда уже около двадцати лет. Жила она в Амстердаме, но улетела теперь домой на рождественские каникулы, чтобы провести их со своей семьей. И вот утром 25 декабря – звонок от ее мамы. Голос мамы был полон отчаяния, когда она сказала, что Катрин стало очень плохо. Она спрашивала, могу ли я приехать к ним во Францию. В тот же день, поздно вечером, я выехал из Амстердама на машине и спустя примерно девять часов прибыл на следующее утро в маленький городок Бурбон Л " Аршамбоу. Катрин исповедовала католицизм, но в вере ее не было ничего фальшивого, лицемерного, чистота ее веры была вполне сродни православной. Она жила в искренней простоте. Она с интересом наблюдала мой путь обращения в Православие, которое совершилось в 1988 году. Катрин горячо любила блаженного святителя Иоанна (Максимовича) , архиепископа Феофана Полтавского: особое место в ее сердце занимал игумен Герман (Подмошенский), чьи лекции, которые он читал во время своих приездов в Амстердам, ее глубоко трогали. Когда я спросил ее однажды, не готова ли она креститься в Православие, она ответила: «Я чту и люблю Православную веру, но здоровье мое не позволяет мне серьезно думать об этом. Креститься я хотела бы, приняв веру Православную всем своим сердцем, умом и душой, но крещение лишь как внешний обряд – не для меня. Болезнь моя держит меня, не дает сосредоточиться на другом». Тем не менее я продолжал рассказывать Катрин о вере Православной, и она по-прежнему слушала с большим интересом. Жизнь Катрин драматически изменилась восемь лет назад, когда врачи поставили диагноз: рак щитовидной железы. После удаления щитовидной железы ей прописали препарат железа и объявили, что от рака она излечилась. Однако всего лишь несколько месяцев спустя рак был обнаружен у нее в легких и в печени. И жизнь ее, начиная с этого момента, стала непрерывной борьбой с болезнью. Ко времени, о котором идет речь, болезнь уже развилась в мучительную форму рака костей. Катрин ходила при помощи костыля.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Святитель Иоанн Шанхайский «Ибо в нем сила Господа» Крест, бывший до Христа орудием позорной казни преступников и поэтому вызывавший страх и отвращение, после распятия на нем Господа Иисуса стал символом и знаменем нашего спасения. Им Господь сокрушил диавола, с него Он сошел в ад, освободил томившихся там праведников и ввел их в Царство Небесное. Изображение Креста страшно для демонов, ибо в нем – сила Самого Господа. Так, знамением Креста император Константин Великий сокрушил Максенция 1 . Увидев на себе милость Божию, Константин попросил свою мать, царицу Елену, отправиться в Иерусалим и найти Животворящий Крест, который и был обретен в 326 году 2 Многие исцеления и другие чудеса творились и творятся как от Самого Креста Христова, так и от его изображения. Им хранит Господь Своих людей от всех врагов видимых и невидимых. В праздничные и посвященные святому Кресту дни мы молим Бога, чтобы не только отдельным людям, но и всем христианам, всей Церкви Бог даровал Свои милости. Очень выразительно об этом говорится в тропаре Кресту Господню, составленном в VIII веке другом преподобного Иоанна Дамаскина – святым Космой, епископом Маиумским: «Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы царем (благоверным) на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Начало этой молитвы взято из 27 псалма. В Ветхом Завете словом «люди» обозначались только исповедовавшие истинную веру. «Достоянием» или «наследством» было всё, принадлежащее Богу, Его собственность, каковой в Новом Завете является Церковь Христова. Изображение Креста страшно для демонов, ибо в нем сила Самого Господа Молясь о спасении людей Божиих, христиан, как от вечных мук, так и земных бедствий, мы просим Господа, чтобы Он благословил нас и ниспослал благодать и милость всей Церкви, внутренне укрепил ее. Моление о даровании «победы царем», носителям верховной власти, имеет в основе 10 стих 143 псалма и напоминает об одержанных силой Божией победах ветхозаветного царя Давида. Именно явление Креста святому Константину Великому сделало впоследствии римских монархов, бывших до той поры гонителями христиан, защитниками Православия от внешних врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Скачать epub pdf “Святость – это не просто праведность, но достижение такой духовный высоты, что благодать Божия, наполняющая святого, от него переливается и на тех, кто общается с ним. Велико блаженство святых, в котором они пребывают, созерцая славу Божию. Будучи полны любви к Богу и людям, они отзывчивы на людские нужды и ходатайствуют перед Богом и помогают тем, кто к ним обращается”. Характеризуя такими словами древних святых, Владыка Иоанн одновременно суммировал и свое личное духовное устремление, которое сделало его одним из величайших святых нашего времени. ВЛАДЫКА ИОАНН, в крещении Михаил, родился в Харьковской губернии 4-го июня 1896-го года у благочестивых дворян Бориса и Глафиры Максимович. Уже с детства в юном Михаиле чувствовалось какое-то особое стремление к святости, подобное тому, какое было у его дальнего родственника – выдающегося сибирского миссионера святителя Иоанна, митрополита Тобольского , прославленного Богом чудесами и нетлением мощей. Михаил был болезненным мальчиком с плохим аппетитом; игрушечных солдатиков он превращал в монахов, а крепости – в монастыри. Святогорский монастырь, расположенный недалеко от имения Максимовичей, располагал молодого Михаила к вдумчивому отношению к жизни. Под влиянием отрока Михаила инославная гувернантка приняла Православие. В 1914-ом году Михаил окончил Полтавский Кадетский Корпус и поступил в Харьковский Императорский Университет на юридический факультет. Учился он превосходно, хотя часть своего времени он уделял изучению житий святых и духовной литературе. Харьковская церковная жизнь содействовала начальным шагам юного Михаила по пути благочестия. В усыпальнице харьковского собора почивали мощи чудотворца архиепископа Мелетия (Леонтовича), который проводил ночи в молитве, стоя с поднятыми руками. Михаил полюбил этого святого и начал ему подражать в подвиге ночного бодрствования. Так постепенно у юного Михаила стало зреть желание всецело посвятить себя Богу, и в связи с этим в нем стали проявляться высокие духовные качества: воздержание и строгое отношение к себе, великое смирение и сострадание к страждущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Скачать epub pdf § I София – греческое слово, значущее «мудрость», «премудрость». Премудрость – одно из свойств Божиих. «Бог един премудр» ( Рим. 14:26 ; 1Тим. 1:17 ). Он только один дает действительную мудрость людям, а мудрость земная есть мудрость бесовская ( Иак. 1:5, 3:15 ; 1Кор. 12:8 ). Так как каждое свойство Божие, кроме личных, принадлежит каждому из Лиц Святой Троицы, то премудр Отец, премудр Сын, премудр и Святый Дух. Но когда слово «Премудрость» употребляется, как имя собственное, то под этим подразумевается Второе Лицо Святой Троицы на основании богодухновенных слов Апостола Павла, что «мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ). С первых веков христианство Премудростию Божиею называло Второе Лицо Святой Троицы, и относило к Нему все тексты Священного Писания , где о Премудрости Божией говорится не только, как о свойстве, а также как о личном начале. Но в последнее время появилось религиозно-философское течение, желающее видеть в Софии-Премудрости нечто иное, чем ипостасное Слово Божие. Создается целое особое учение о Премудрости-Софии. «Божественная София, – пишет прот. Булгаков в «Неопалимой Купине», – есть предвечное самооткровение Пресв. Троицы, Слава Божия, Божественный мир вечных сущностей, Божественное Все, Откровение Отца в Единородном Сыне и в Духе Святом» 2 . Премудростию Божиею создан мир, а потому он есть, по выражению автора, «тварная премудрость». А «в Богоматери соединились Премудрость небесная и тварная, Дух Святый, живущий в Ней, с тварной человеческой ипостасью»; поэтому «это тварная Премудрость, на небе прославленная и увенчанная, как Царица небесная». Таким образом, по автору, Богоматерь Прославленная «есть тварь, но уже и не тварь», соединяет в Себе Божественное и тварное начало 3 . Но поскольку автор проводит мысль, что полнота человека – соединение мужского и женского образа, то в книге «Друг Жениха» он в соответствие Богородице ставит Иоанна Предтечу, который есть «сама человеческая Софийность, Премудрость в человеке», а, как избранное чадо Премудрости, «глава» человеческого рода. Предтеча и Богоматерь представляют Церковь , «представляют Премудрость в человеческом естестве», возглавляют собою «всех чад Премудрости». А так как автор утверждает, что боговоплощение возможно лишь при богоприятии и боговстрече, «они выражают собой человеческую сторону боговоплощения» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Слова и проповеди Скачать epub pdf Жизнь владыки Митрофана Митрофан Константинович Зноско-Боровский родился 4/17 августа 1909 года в городе Брест-Литовске в семье священника. В годы Первой мировой войны его отец был полковым священником в 8-м Финляндском стрелковом полку, и за доблесть был награжден рядом орденов, а также золотым наперсным крестом на георгиевской ленте. Мать владыки умерла от тифа, когда ему было девять лет, и дальнейшее его воспитание взяла на себя старшая сестра Ольга. Двое из его братьев – Арсений и Алексей – также послужили Богу в сане священника; старший Арсений был расстрелян коммунистами в 1925 году, младший Алексей, ныне покойный, служил в Польской Православной Церкви, и также немало потерпел от богоборцев за свою церковную деятельность, проведя в советском концлагере восемь лет. Окончив гимназию в Брест-Литовске и решив стать на путь служения Церкви, студент Зноско поступил на богословский факультет Варшавского Университета. В то время Православная Церковь в Польше переживала тяжелый период в связи с насильственной полонизацией Церкви, проводимой польским правительством. Молодому Митрофану, отстаивавшему русские интересы на богословском факультете, пришлось вынести немалую борьбу, которая окончилась его переводом на богословский факультет Белградского Университета, в качестве личного стипендиата патриарха Варнавы. Помимо прохождения богословских наук, Митрофан Константинович за послушание ежедневно посещал блаженнейшего митрополита Антония во все время своего пребывания в Белграде. Эти назидательные встречи с великим иерархом дали юному Митрофану едва ли не больше, чем формальное изучение наук. В этот же белградский период своего бытия молодой студент сблизился с иеромонахом Иоанном (Максимовичем) , бывал в доме его родителей и присутствовал на его хиротонии во епископа Шанхайского. Духовная и дружеская связь отца Митрофана и святителя Иоанна продолжалась до блаженной кончины последнего. Окончив Белградский Богословский Факультет в 1934 году, Митрофан Константинович вернулся в Польшу и, сдав соответствующее экзамены и удовлетворив все требования богословского факультета Варшавского университета, был удостоен ученой степени магистра богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Часть III Богословские труды, творения, проповеди Предисловие. Православное Богословие блаженного архиепископа Иоанна (Максимовича) Несколько лет тому назад одна Игумения Русской Зарубежной Церкви, женщина праведной жизни, говорила поучение в храме обители в день престольного праздника, на Успение Пресвятой Богородицы. Она слезно умоляла сестер и паломников, собравшихся на праздник, всецело и безоговорочно принимать то учение, которое Святая Церковь нам передает, которое Она с таким тщанием блюла в течение всех веков, и не выбирать для себя, что в нем «важно», а что «второстепенно»; ведь считая себя мудрее Священного Предания, можно и совсем его утерять. Итак, когда Церковь повествует нам в ее песнопениях и через святые иконы, что святые апостолы чудесным образом собрались со всех концов вселенной, чтобы присутствовать при Успении и Погребении Пресвятой Богородицы, мы, будучи православными христианами, несвободны отрицать или перетолковывать это, но должны верить церковному преданию просто и чистосердечно. Молодой американец, принявший православие и выучивший русский язык, присутствовал при этом поучении. Глядя на иконы, написанные в традиционном иконописном стиле, на которых апостолы изображены на тучах, несущих их к Успению Божией Матери, он как раз сам задумывался над этим вопросом. Спрашивалось, действительно ли мы должны понимать это как чудесное событие или это просто «поэтическое» объяснение собрания всех апостолов к этому событию, или может даже некое оригинальное «идеализированное» изображение вообще не состоявшегося события? (Таковы, на самом деле, вопросы, занимающие некоторых современных «православных богословов»). Слова праведной Игумении глубоко поразили молодого американца-неофита, и ему стало ясно, что есть нечто более глубокое в восприятии и понимании Православия, чем то, что открывает нам наш ум и наши чувства. В то мгновение православное предание передавалось ему не книгами, а живым сосудом, восполненным этим учением и преданием, и необходимо было воспринимать не умом только или чувствами, но прежде всего сердцем, которое таким образом и начало глубже проникаться Православием.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010