Там, где были горе и нужда, появлялся владыка, туда его тянуло всей душой. 23 июня. ПРАВМИР. Исполнилось 300 лет со дня кончины святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири, одного из особо почитаемых сибирских святых. Он родился он в декабре 1651 года в Нежине в семье, принадлежащей к известному дворянскому малороссийскому роду Максимовичей. Его родители были людьми небедными и щедро жертвовали свои средства на возведение и благоукрашение храмов. После окончания Киевской коллегии (позднее ставшей академией) был оставлен в ней в должности преподавателя. В 1676 году в Киево-Печерской Лавре он был пострижен с именем Иоанн. В 1677 году, во время русско-турецкой войны ( 1677-1681) молодой монах был включен в состав посольства, направленного гетманом Малороссии к царю Феодору Алексеевичу. Помимо просьб о помощи военной лаврские монахи просили, в случае нападения турок на Киев, дать им возможность укрыться в другом монастыре. Царь и войско послал, и Брянский Свенский Успенский монастырь предоставил, повелев отцу Иоанну быть в нем архимандритом. Документальных свидетельств о жизни архимандрита Иоанна до 1635 года не сохранилось. Появляются они лишь в связи возложением на него настоятельства Елецким монастырем. Хиротония Иоанна во епископа Черниговского была совершена в Москве 10 января 1697 года. Сам ученый-богослов и плодовитый писатель (им написано около двенадцати книг), он был покровителем просвещения в своей епархии. Им была основана в Чернигове славяно-латинская школа, дававшая образование детям не только духовенства, но и дворян, мещан и казаков. Его же властью во всех церквах Черниговской епархии были заведены синодики для занесения в них имен благотворителей. Существует предание, что назначение его митрополитом Тобольским и всея Сибири произошло не без участия светлейшего князя Меншикова, задетого независимым поведением святителя. Меншиков собирался сам назначить день освящения церкви в одном из своих черниговских имений, о чем и сообщил владыке через посланного с этой целью управляющего. Архиепископ на это заметил, что назначить дело его, а не князя, и сам установил время освящения церкви. Кроме того, по всегдашнему своему обычаю он отказался от угощения, предложенного после церковного торжества. Все это оскорбило князя.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Подвижник благочестия, стяжавший обильные плоды благодати» К 25-летию со дня прославления Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского («Босого») 02.07.2019 1294 Время на чтение 3 минуты Ровно 25 лет назад, 2 июля 1994 года, в Сан-Франциско (США) состоялось долгожданное прославление одного из величайших подвижников Православия в XX столетии, молитвенника за всех страждущих и нуждающихся, защитника и пастыря, оказавшихся вдали от многострадальной Родины – Святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича). На торжественном акте прославления в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» присутствовала Ольга Николаевна Куликовская-Романова, которая лично знала Владыку. Сегодня, спустя четверть века после канонизации Святителя, Ольга Николаевна с волнением в сердце вспоминает это важное событие не только в жизни Русского Зарубежья, но и для себя лично: «Для меня эти торжества имели громадное духовное значение. Прошло больше года после блаженной кончины моего супруга Тихона Николаевича Куликовского-Романова. Эту утрату я пережила очень тяжело. Но во время Святого Иоанновского прославления я всё время чувствовала близкое присутствие Тихона Николаевича, который был на всех торжествах прославления Святых Царственных Мучеников в ноябре 1981 года. Эта духовная поддержка, данная мне от мощей Святителя Иоанна, буквально вернула меня к деятельной жизни и к радости продолжения дела Тихона Николаевича - содействия прославлению Царской Семьи в России». В сердце Ольги Николаевны сохранились тёплые воспоминания встреч с Шанхайским чудотворцем. Рассказ о святителе глава Благотворительного Фонда имени Великой Княгини Ольги Александровны любит начинать следующими словами: «Владыка Иоанн был, несомненно, странником Божиим, а в его судьбе наиболее ярко и символически отразилась судьба России – изгнание после революции за пределы России. Вселенское рассеяние не только страдало, но и несло свет во все уголки нашей планеты. Владыка Иоанн был одним из таких ярких русских светочей.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/02/po...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Святой архиерей 02.07.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: свт. Иоанн Шанхайский Слово в день памяти святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Каждый год, идя по кругу церковного календаря, мы перечитываем жития празднуемых нами святых. Потому что они каждый раз по-новому говорят сердцу человека. Житие каждого святого длится в веках, и в нем раскрывается действие спасения Божия в нашем времени, таинство вечности. Жизнь одного святого принадлежит всем временам, как Евангелие, которое он исполнил в жизни. Нет ничего более современного, чем духовный подвиг этого человека, и воистину, пока длится история, «ныне время благоприятное, ныне день спасения». Но со святыми, близкими нам по времени, мы ощущаем особенную связь и с особенной силой благодаря им обретаем вечную память в наших днях — которая сегодня придает смысл всему, что не должно погибнуть. Великий праведник, святитель Иоанн (Максимович), отошедший ко Господу 19 июня (2 июля) 1966 года в возрасте 70 лет — самый близкий нам по времени, самый последний прославленный святой, живший на земле. Жизнь его охватывает период апокалиптических бурь XX века, и его имя стоит рядом с самыми любимыми в Церкви именами последних святых — преподобного Серафима Саровского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Силуана Афонского, святых Царственных мучеников и всех новомучеников и исповедников Российских, посланных Богом накануне огненных испытаний Церкви или в самый разгар их. Его каждодневное со дня принятия сана евхаристическое служение с изливающимися щедро чудесами можно сравнить только со служением святого праведного Иоанна Кронштадтского. Его подвиг неусыпающей молитвы перекликается с тысячедневным стоянием на камне преподобного Серафима, со свидетельством преподобного Силуана на Афоне в 1937 году, когда кровь в России лилась рекой, что «молиться за других — это кровь свою проливать». Незадолго до своей кончины святитель Иоанн открыл верному ему человеку, что со дня иноческого пострига он никогда не спал лежа на постели, а если засыпал, то в кресле или на коленях перед иконами.

http://moral.ru/святой-архиерей/

Скачать epub pdf К 250-летию со дня кончины В текущем году Русская Православная Церковь молитвенно празднует 250-летие со дня блаженной кончины одного из духоносных подвижников благочестия – Святителя Иоанна (Максимовича) , митрополита Тобольского и всея Сибири, чудотворца, почивающего в Покровском соборе г. Тобольска. Прошло много лет со времени его блаженного преставления, но в благодарной памяти русских православных людей, особенно сибиряков, хранится живой образ Святителя Иоанна, который и по преставлении своем не оставляет без благодатной помощи всех, молитвенно притекающих к нему. Святитель родился в Нежине в 1651 г. в благочестивой семье шляхтича Максима Васильковича. Уже в детские годы он обнаружил особенную склонность к чтению слова Божия и святоотеческих творений, любил посещать церковные службы. Этой крепкой религиозной настроенностью с раннего возраста определилась потом и вся его дальнейшая жизнь. Будущий Святитель получил образование в Киевской коллегии митрополита Петра Могилы, впоследствии преобразованной в академию. Там под руководством даровитых руководителей Иннокентия Гизеля, Иоанникия Галятовского и многих других искренне преданных Православию и православной богословской науке учителей в нем была посеяна глубокая любовь к богословским занятиям, которым он и отдался со всем пылом молодости, блестяще закончив курс Могилянской коллегии. Как способный и лучший по успехам питомец, он был оставлен при ней учителем. В течении восьмилетнего пребывания он явил образец трудолюбивого ученого богослова и глубоко религиозного человека. Здесь, при посещении Киево-Печерской Лавры, в горячей молитве к печерским угодникам зародилось и созрело в нем пламенное стремление к иночеству. Приняв вот игумена Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля пострижение с именем Иоанна, он вступил в число братии Лавры. Кроме благочестия и смирения, юный инок отличался замечательным красноречием. Это выдвинуло его, с общего согласия полюбившей его братии, на послушание лаврского проповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Услышав, что Владыка живет и служит в Храме Святителя Тихона Задонского в Сан-Франциско, в том самом домовом храме, куда переехал из Шанхая Святитель Иоанн Максимович , и где создал приют, где осталась его келья, у меня сложилось впечатление, что епископ Феодосий стал его воспреемником и последователем. Позже, когда мы отдыхали после очередной поездки в келье, мама вздохнула: «Как было бы хорошо поехать поклониться и помолиться Святителю Иоанну Шанхайскому », на что я возразила, мол что ты, в Америку так далеко лететь, да и жить негде и билеты такие дорогие, хватит, что мы и так часто в Израиль летаем. Так поговорили, да и забыли. Но вышло, как писано, что слово есть сила и не изнеможет у Бога всяк глагол, и по отьезду домой в Америку Владыка Феодосий подарил нам дарственную медаль в память 20-летия(1994–2014) со дня прославления Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисскаго чудотворца, также святое масло и икону и сказал: «Приезжайте теперь к нам в Америку , к Святителю Иоанну, берите и папу с собой, с жильем вам поможем, если надо – сделаем приглашение». Мы обрадовались, заулыбались, начали благодарить, а Владыка нас благословил, вложив мне что-то в руку и ушел собираться, так как через пару часов он уже уезжал. Мы пришли в келью, несмотря на позднее время, сна не было уже ни в одном глазу. Уже начали строить планы, прикидывать, когда надо вылетать, да еще думали, как бы подготовить папу, чтоб ненароком не отказался ехать с нами. Тут мне в руку что-то кольнуло, я раскрываю ладонь – а там зелененькая купюра – оказалось Владыка вместе с приглашением сделал и первый взнос для нашей поездки. Так в тот вечер Святитель пришел в нашу келью. На следующее утро звоним мы папе и рассказываем, какое у нас чудо –пригласили в Америку , где мы сможем поклониться Святителю Иоанну Шанхайскому , а папа нам в ответ, что вчера к нам в дом тоже пришел Иоанн Шанхайский , и вот каким образом. К нему по работе приехал клиент из Сан-Франциско, а по нашей просьбе он привез икону Святителя Иоанна Шанхайского , которую он приобрел именно в том Соборе, где почивают мощи Святителя, освятил на мощах и попросил еще отнести в алтарь. Самое необычное было то, что именно в один день мы так сказать получили приглашение от Святителя Иоанна поехать к нему на поклонение. С этого дня все и началось.… Другая Америка

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/drugaja-...

В крещении новорожденного мальчика назвали Михаилом. Он рос болезненным. Образование получил соответственно своему происхождению - кадетский корпус и юридический факультет Харьковского Университета, после окончания которого даже работал в суде. Со студенческой скамьи окружающие воспринимали Михаила человеком особой духовной одаренности, так что популярный в то время среди верующей молодежи архиепископ Антоний (Храповицкий) постарался с ним познакомиться. Впоследствии он оценивал Иоанна (Максимовича) как человека, близкого ему по духу. Конечно, влияние архиепископа, ставшего его духовником, было огромным, и уже в эмиграции в 1926 году он постригает его в монашество с именем Иоанн. Вслед за этим последовало рукоположение. В эмиграции, в Югославии, невзирая на страшную нищету и необходимость постоянно добывать деньги на жизнь, юноша закончил Богословский факультет белградского университета. Несколько лет молодой иеромонах подвизался на учительском поприще, и, надо сказать сразу о двух вещах. Во-первых, поскольку семинария, где он трудился, находилась в Битоле, он попал под влияние великого сербского подвижника епископа Николая (Велимировича), во-вторых, с первых же шагов на пути монашеском он проявил себя как великий аскет. Подобно древним монахам, он никогда не спал лежа, строго постился и каждый день служил Божественную Литургию или хотя бы причащался, если не мог послужить. «Этот маленький, слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления», - писал об иеромонахе Иоанне (Максимовиче) первоиерарх Русской Церкви Заграницей митрополит Антоний (Храповицкий). Студенты впоследствии вспоминали не только о его аскетизме, но и о доброте и заботе по отношению к ним. «В этот же период он опубликовал ряд Богословских работ («Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской Богословской мысли», «Как Святая Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь», «Учение о Софии - Премудрости Божией»), в которых со святоотеческих позиций полемизировал со сторонниками теологической концепции « софиологии », в первую очередь, со священником Сергием Булгаковым ». Кое в чем он был не согласен и с Владыкой Антонием (с его теорией искупления), но из уважения к духовному наставнику полемизировал с ним частным образом.

http://ruskline.ru/analitika/2016/07/14/...

В посаде, который примыкает к Серпуховскому кремлю, но расположен выше по течению р. Нары, стоит живописная группа церквей. Ближе к реке и к крепостному валу, на обложенном камнем холме, стоит храм Успения Пресвятой Богородицы. Деревянный храм Успения на этом месте впервые упоминается в 1620 г. в Дозорных книгах Патриаршего Казённого приказа. Это материалы переписи, проведённой Иваном Васильевым сыном Всеволодским при участии серпуховского духовного начальства, и, в частности, «поповского десятского успенского попа Никифора». Тогда в приходе Успения числилось всего 10 дворов. По данным же 1653 г., приход насчитывал 21 двор, а в 1703 г. — 15 дворов и сдавал внаём две лавки на церковной земле, соседствовавшей с городским торгом (доход этот шёл на закупку богослужебного вина, ладана и воска). Есть сведения, что в конце XVII в. при Успенском храме был уже придел во имя св. апостола Иоанна Богослова. 26 апреля 1737 г. священник серпуховского храма Успения о. Василий Евтихиев(3) «с приходскими людьми» обращаются в Синодальный Казённый приказ с просьбою перенести старую деревянную церковь, а на месте её построить новую, каменную. 2 мая того же года прошение их было удовлетворено, и к 1744 г., «тщанием прихожан», построена каменная Успенская церковь с тёплым Иоанно-Богословским приделом. С 1804 по 1869 г. к церкви Успения была приписана стоявшая через дорогу от неё Преображенская церковь. В 1817 г. в Успенском храме из-за «удара грома» случился пожар, повредивший его кровлю. В 1854 г. на средства потомственного почётного гражданина Николая Максимовича Коншина (1798-1853 гг.) построено современное здание Успенской церкви. Смета на ее строительство 3 марта 1845 г. была подписана архитектором Таманским, который, видимо, и является автором. Скорее всего, это Иван Трофимович Таманский (1775-1850 гг.), причастный к строительству храма Николы Белого в Серпухове (1833-1857 гг.), ученик М. Ф. Казакова и реставратор Московского Кремля. Для стиля И. Т. Таманского было характерно сочетание классицизма с готическими и древнерусскими мотивами. Отныне в храме три придела: иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в колокольне — преподобного Николы Святоши (возможно, тезоименитого святого храмоздателя). Храм Успения — ранний образец русского архитектурного историзма 2-й пол. XIX в. Строгая геометрика его объёмов под чисто внешним узорочьем декора — еще не изжитое наследие стиля ампир. Белокаменная резьба и лепнина фасадов воспроизводят мотивы русских иконостасов конца XVII столетия. Внутри храма сохраняются росписи в академической манере.

http://sobory.ru/article/?object=00306

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Иоанн - Святитель русского зарубежья Предисловие составителя 08.09.2008 364 Время на чтение 4 минуты   В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга «Владыка Иоанн - святитель Русского зарубежья», составленная протоиереем Петром Перекрестовым, ключарем кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (Сан-Франциско). Книга посвящена видному иерарху русского рассеяния архиепископу Иоанну (Максимовичу; 1896-1966). Общецерковное прославление святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в лике святых (память 19 июня/2 июля) совершилось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года. Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой книги. Каким должен быть христианин? Друг святителя Иоанна (Максимовича) сербский богослов архимандрит Иустин (Попович) говорил, что каждый христианин призван быть «живым ходячим Евангелием» Христовым. Сам владыка Иоанн определял святость следующим образом: «Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается». Известен рассказ о том, как три брата пришли к благодатному старцу. Двое из них в течение нескольких часов задавали ему вопросы о духовной жизни. Третий брат сидел молча, лишь изредка взирая на старца. В конце беседы старец обратился к молчавшему брату и спросил его: «Почему ты молчишь? Неужели у тебя нет вопросов?» Брат ответил: «Для меня достаточно смотреть на твое лицо, чтобы получить все ответы на мои вопросы». Господь сподобил меня более четверти века служить в храме, построенном святителем Иоанном, Шанхайским и Сан-Францисским чудотворцем, проходить свое пастырское служение рядом с его мощами, быть свидетелем бесчисленных чудес по молитвам владыки и убедиться в том, что св. Иоанн живет и действует, как живой. В течение этих лет, «взирая на лицо владыки», я по мере сил собирал «крохи, падающие со стола» владыки: сведения, свидетельства, статьи, фотографии, проповеди, документы и воспоминания об этом великом архипастыре, молитвеннике, подвижнике и чудотворце ХХ века.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об одной «ошибке» в судьбе святителя Иоанна Шанхайского и другие истории Рассказы протоиерея Стефана Павленко 01.07.2021 2039 Время на чтение 12 минут Святитель Иоанн Шанхайский Фото: pravoslavie.ru От автора : Это уже третья запись наших бесед с митрофорным протоиереем Стефаном Павленко, настоятелем храма Всех Святых в Земле Российской просиявших, в городе Бурлингейме, в Калифорнии. Первая и вторая части здесь: Как обновляются иконы и сбываются пророчества , Люди старой России ). Протоиерей Стефан Павленко Фото: pravoslavie.ru Как моя мама пела на клиросе вместе с будущим святителем Иоанном Шанхайским Моя мама, Мария Дмитриевна Шатилова, родилась в 1916-м году в Петрограде. Ее папа, мой дед, был офицером Русской Императорской армии, сражался на полях Первой мировой войны, был награждён тремя орденами, в том числе орденом Святой Анны с надписью «за храбрость». После революции дед, бывший кадет и юнкер, стал одним из первых, кто записался в Добровольческую армию. Бабушка была родом из старинной дворянской семьи: урожденная Толстая, она приходилась троюродной сестрой и Льву Толстому, и Алексею Толстому. О своих родных и о том, что по их жизни можно изучать историю России, я уже рассказывал. А сейчас хочу рассказать о том, как моя мама, будучи еще ребенком, пела и читала на клиросе вместе с Михаилом Максимовичем, будущим святителем Иоанном Шанхайским. Семья Шатиловых покинула Крым вместе с армией, и мама росла в Сербии. Прабабушка и бабушка пели на клиросе в Свято-Троицком соборе Белграда и, конечно, брали с собой мою маленькую маму. Там Шатиловы познакомились и подружились с Максимовичами. Когда Митрополит Антоний (Храповицкий) в 1924-м году поставил в чтецы 28-летнего Михаила Максимовича, студента богословского факультета Белградского университета, маме было 8 лет. Так что мои прабабушка, бабушка и моя 8-летняя мама вместе с будущим владыкой Иоанном пели и читали на клиросе, и мама знала его еще мирским юношей, знала его иеромонахом и знала его епископом.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/01/ob...

Знакомство первой леди России с Зарубежной Русью Показав ей эти священные реликвии, я сказал: «Вот, мы в течение 90 лет старались сохранить эти священные предметы», на что супруга Президента ответила: «Главное, не предметы, а то, что сохранили православную веру и традиции». 4 июля, 2010 Показав ей эти священные реликвии, я сказал: «Вот, мы в течение 90 лет старались сохранить эти священные предметы», на что супруга Президента ответила: «Главное, не предметы, а то, что сохранили православную веру и традиции». 23 июня c .г., в день памяти святителя Иоанна Тобольского (Максимовича), Светлана Владимировна Медведева, супруга Президента России, посетила кафедральный собор Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости в Сан-Франциско. Этот визит особенно значим в контексте преодоленного три года назад раскола и восстановления единства Русской Православной Церкви. В редакцию портала « Правмир » после публикации фоторепортажа о визите Светланы Медведевой в собор пришло множество писем с просьбой подробнее рассказать о визите. Ключарь собора протоиерей Петр Перекрестов согласился ответить на просьбы читателей и поделился своими впечатлениями о визите. — Отец Петр, расскажите, как проходила подготовка к такому высокопоставленному визиту? Как это обычно бывает, перед визитом гостя такого уровня было немало волнений, в особенности в плане вопросов протокола и безопасности. Наш храм впервые посетила жена главы государства, и принимать высокую гостью для нас было большой честью. Светлане Владимировне было предложено для посещения много разных мест в Сан-Франциско, но ее выбор остановился лишь на нескольких, в том числе и на нашем храме. Главной причиной того, что из всех храмов Сан-Франциско Светлана Владимировна выбрала именно наш, было ее желание приложиться к мощам св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца . Когда Светлана Владимировна бывает за границей, она непременно наносит визит в местные православные храмы, независимо от того, большие ли они, богатые ли  и известные.

http://pravmir.ru/znakomstvo-pervoj-ledi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010