Москва. Сретенский монастырь. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский собор На территории Сретенского монастыря Карта и ближайшие объекты Собор Сретенского монастыря, ныне - единственный монастырский храм. Остальные церкви монастыря были уничтожены в 1930-х годах. Построен на месте древнего храма, известного с 1397 г., освящен в 1679 г. Пятиглавый, двухсветный храм. Вскоре после постройки к нему были пристроены с севера, юга и запада арочные крыльца. Из них сохранились только северное и западное, так как с юга в 1706 году был возведен придел Рождества Иоанна Предтечи. В 1707 году по заказу стольника С.Ф.Грибоедова мастерами костромской школы были выполнены росписи интерьера собора. Эти росписи считаются последним шедевром древнерусского искусства в Москве; они созданы уже в эпоху перехода к барокко. Храм был закрыт в 1920-е годы. В нем помещались последовательно общежитие, гараж, реставрационные мастерские. В 1958-1962 гг. проводилась реставрация. В 1991 году открыт как приходской храм, с 1993 года - подворье Успенского Псково-Печерского монастыря . В 1995 году с восозданием Сретенского монастыря приобрел нынешний статус. Сретенский собор находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г. Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть. В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы. Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным. Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

http://sobory.ru/article/?object=02411

Проповедник и поэт. Жизнь архиепископа Иоанна Архиепископ Иоанн (князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) родился 23 августа 1902 года в Москве. Род Шаховских восходил к Рюрику через святого равноапостольного великого князя Владимира. Дед архиепископа, генерал Иван Леонтьевич Шаховской, принимал участие в Бородинском сражении. «Чувством русскости», по собственному признанию владыки Иоанна, он был больше всего обязан своему отцу, Алексею Николаевичу, предводителю дворянства в городе Венев Тульской губернии. Отец был совершенно прост в обращении с людьми, аристократизмом не бравировал, при случае пахал вместе с крестьянами землю в своём имении. Эта открытость души, с детства привитая Дмитрию в кругу семьи, пригодилась ему потом в жизни. Ему всегда было легко общаться и с простыми людьми, и с высокопоставленными особами. И те, и другие становились в дальнейшем его духовными детьми. В их числе были великая княгиня Ольга Александровна Романова, сестра царя-страстотерпца Николая II, и генерал Пётр Николаевич Краснов. В 1915 году Дмитрий Шаховской поступил в Императорский Александровский лицей, но занятия в нём прервались революцией 1917 года. Семнадцатилетним юношей Дмитрий принял кратковременное участие в Белом движении, с 1920 года жил в эмиграции. В Париже в 1921 году Дмитрий учился в Школе политических наук и жил исключительно светской и во многом, по его признанию, легкомысленной жизнью. «Вглядываясь в то отдалённое, что было со мною в юности, – вспоминал он, – я вижу лишь цепь благодеяний Божиих и вереницу моих отступлений от Божиих законов. Я не знал тогда, что религиозная духовная жизнь с её абсолютными законами причин и следствий духовных касается так близко, так неотразимо всех людей... В юности мы мало об этом думаем». В 1922 году Дмитрий переехал в Бельгию, где поступил в Лувенский университет. В это время у него открылся поэтический дар, и с 1923 по 1925 годы он выпустил три сборника стихотворений. Тогда же он начал издавать в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный», в котором печатались писатели и поэты Русского зарубежья: Иван Бунин, Марина Цветаева, Владислав Ходасевич, Алексей Ремизов. У Шаховского проявилась склонность к философии, его статьи печатал Николай Бердяев в своём журнале «Путь»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2016 19 мин., 24.07.2016 1-я страница обложки – картина Дмитрия Кустановича «Сросшиеся деревья» (2014, dkust.com). Внизу надпись: «СИЛА ЛЮБВИ. Пять историй о людях, которых не разделила даже смерть». См. одноименную статью Екатерины Моисеенковой (с.34-40) в разделе «Вера».   Пролог (на заставке фото Кирилла Гyщuha(slovnoki))   Татьяна Ратгауз. На рыбную ловлю ( «Мы поднимемся на рассвете … »). Стихотворение. Рига, июль 1936//Фома. - – июль 2016. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Очень высокая мода, или О том, что проходит и что остается . Фото #ZS, www.flikcr.com//Фома. - – июль 2016. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Числа:   Даты месяца – июль. Фото Aleks G. и Александра Алпаткина//Фома. - – июль 2016. – С.6-7. – (рубрика « Числа »). Представлены даты: 7 июля. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна . – С.6; 25 июля . 190 лет назад в Петербурге были казнены пятеро руководителей декабристского восстания. – С.6; 2 июля . День памяти святителя Иоанна (Максимовича). – С.7; 28 июля. 210 лет назад родился Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу». – С.7; 6 июля. 220 лет назад родился император Николай Первый . – С.7. Интервью номера:   Как Артемьев Москву спасал. История с участием Пушкина, газеты «Правда» и старца из Лавры. Беседа с художником-реставратором Алексеем Валерьевичем Артемьевым о преемственности в русской культуре, о его видении нашей истории и, конечно, о вере. Беседовала Инна Волошина . Фото Владимира Ештокина и из архива Алексея Артемьева//Фома. - – июль 2016. – С.8-19. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Алексей Валерьевич Артемьев » (С.11). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Иван Глазунов ,        заслуженный             художник России//Фома. - – июль 2016. –             С.98. – (рубрика « Эпилог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-159-...

Рядом с ним почивают еще два священномученика. 13 января. ПРАВМИР. В Казахстане найдено место захоронения священномученика Порфирия (Гулевича), епископа Симферопольского и Крымского. Письмо с соответствующим сообщением пришло архиерею Симферопольской и Крымской епархии митрополиту Лазарю от протоиерея Вадима Алексеева, настоятеля храма в честь святого Иоанна Кронштадтского (поселок Жетыген, Астанайской и Казахстанской епархии), сообщают «Новости Крыма» . Мощи были найдены в конце 2013 года. «Он покоится в 40 км от Алма-Аты, на бывшем полигоне НКВД «Жаналык», близ храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, поселка Жетыген. Рядом с ним почивают еще два священномученика: священники Сергий Бредников (память 8 декабря) и Симеон Афонькин (память 10 декабря). На этом погосте в братских могилах покоятся тела 4,5 тысяч жертв Большого террора. Среди них священномученик Тихон (Шарапов), на момент ареста он был правящим архиереем Алма-Атинским», — сообщил священник. Епископ Порфирий, в миру Поликарп Васильевич Гулевич, родился в семье священника 26 февраля 1864, в с. Токаревка Литинского уезда Подольской губернии. Окончил Подольскую духовную семинарию (1885 год). С 22 октября 1886 года — священник. В 1914–1928 годах — благочинный и настоятель собора в городе Ольгополе, некоторое время преподавал Закон Божий в местной гимназии. Овдовел. Выступал против обновленческого движения: в своих проповедях открыто обличал его представителей и среди своей паствы распространял листовки, призывающие оставаться верными Патриарху Тихону. Пользовался авторитетом среди верующих, вопрос о его рукоположении во епископа рассматривался украинскими православными архиереями с 1925 года. Участвовал в тайной работе по организации на Подолье групп духовенства и верующих, неподконтрольных властям. В 1927 году принял монашеский постриг. Критично относился к решению Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) отменить поминовение всех епархиальных архиереев, находившихся в лагерях и ссылках: «Невозможно отказаться от сосланных епископов, это все равно, что отказаться от самих себя».

http://pravmir.ru/v-kazaxstane-najdeno-z...

Синодик Синодик писан полууставом с киноварью, старинною скорописью, на простой бумаге, в лист старинного формата; ветхие листы местами подклеены, в кожаном переплете. На обороте заглавного листа, раскрашенного киноварью и другими красками, находится следующее оглавление: «Книга, глаголемая Синодик, Ерославца малого уезда: Пресвятой Богородицы честного и славного успения и преподобного отца нашего игумена Тихона чудотворца пустыни положен: Лета 7198 ноября месяца в двадесять первый день; за сим следует приписка: от Рождества Христова 1680-е. Начинается сей Синодик с 1-го раскрашенного листа всеобщим поминовением: Помяни Господи души усопших раб Твоих и рабынь, прежде почивших века сего от Адама и до сего дне и т. д. На обороте 17 го листа, расписанного разноцветными красками, находится следующая надпись: Лета (1680) дал сию книгу, глаголемую Синодик вкладу, в дом Пресвятой Богородицы и преподобного отца Тихона чудотворца пустынь: дьяк Симеон Стефанович Кудрявцев, по родителях своих вечный поминок, при игумене Ионе с братиею и при священницех старце Савватии и Никифоре белом». 12-й лист, также раскрашенный, начинается опять общим помянником, который и продолжается до 14 листа. От сего листа начинается именой помянник великих князей Российских, от царя и великого князя Иоанна, во иноцех Ионы, до царя и великого князя Иоанна Алексеевич а. На 15 листе помянник Московских патриархов; последним записан Питирим († 1673): другой рукой, приписаны: Никон, Иоаким и Андриан. От 16 и до 18 листа идет помянник великих князей от Владимира и до царевича Матвея. От 18 и до 21 листа на обороте, писан помянник благоверных цариц и великих княгинь, от Анастасии до великой княгини Гликерии. На 21 листе писаны имена игуменов, строителей и братии обители сея. Помянник этот начинается так: «сея обители начальника преподобна отца, игумена Тихона, игумена Исаии, игумена Никандра, игумена Трифона, схимника игумена Авраамия, схимника игумена Иосифа, архимандрита Родиона схимника (против имени его на полях написано: бывший игумен сего монастыря), игумена Пахомия схимника, игумена Герасима схимника (упоминается под 1630 годом), игумена Феодосия схимника (упоминается под 1048–54 годами), игумена иеромонаха Ионы (упом. от 1661 по 1684 год). С 22 листа на обороте начинается помянник разных родов: боярских, монашествующих, духовных и мирских, всякого чину людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Скачать epub pdf Указатель имен А ввакум Петров, протопоп, идеолог старообрядчества, писатель – 386, 395, 396, 414, 418, 425, 431, 435, 446, 452, 453, 474, 478–481, 496, 497, 552, 625 Авессалом, сын царя Давида, библ. – 103, 220, 344, 611, 612 Авраам (Авраам Странноприимец), патриарх, библ. – 12, 81, 83, 93, 98, 132, 196, 198, 209, 215, 249, 323, 326, 333, 338, 472, 565, 597, 599, 604 Авраамий, волоколамский старообрядец – 385–388, 402 Авраамий, инок, писатель-старообрядец – 414 Авраамий (Аврамий), казначей, затем игумен Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245, 398, 534 Авраамий, монах юрьевецкого Успенского монастыря – 405 Авраамий, «раскольнический патриарх " » – 391 Авфония, «нечестивый еврей» – 614 Адам, первый человек, библ. – 93, 209, 332, 333, 584, 596, 599, 604 Адриан, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 21, 258, 397, 399, 509 Адриан, русский патриарх – 467, 579 Адриан (Андреян), волоколамский старообрядец (см. Авраамий) Адрианова-Перетц В.П., исследователь фольклора и литературы Древней Руси – 446, 448, 480, 496, 625 Азарий, св. – 7, 562 Аксаков И.С., писатель и издатель – 484, 623, 624 Алевиз Фрязин, итальянский архитектор – 609 Александр, дьяк, писатель-паломник – 476 Александр, дьякон из Нерехты – 406 Александр, переводчик (см. Шкарлат Александр) Александр, старообрядческий священник 385 Александр, сын Симона Киринея – 99, 340, 608 Александр Македонский, царь Македонии, великий полководец – 592 Александр Михайлович , великий князь Тверской – 572 Александровский М., исследователь, историк церкви – 397, 620 Алексеев И., исследователь – 402, 415 Алексей, старец, старообрядец – 391 Алексей Комнин, византийский император – 569 Алексей Михайлович, русский царь – 424, 588, 621 Алексей Петрович, царевич, сын Петра I – 405, 585 Али, пророк – 607 Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский художник, св. – 570 Алкей, древнегреческий поэт – 616 Алферов (Ольферов) С.Т. – 16, 137, 253 Аммон, сын Лота и его дочери, библ. – 599 Аммон, сын царя Давида, библ. – 611

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) Архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) 1. Гавриила (Петрова), митрополита Новгородского 2. Самуила (Миславского), митрополита Киевского 3. Платона (Левшина), митрополита Московского 4. Иннокентия, архиепископа Псковского 5. Кирилла (Флоринского), викария Севского 6. Симона (Лагова), епископа Рязанского 7. Вениамина (Румовского-Краснопевкова), епископа Архангельского 8. Иринея (Братановича), епископа Вологодского 9. Тихона (Малинина), епископа Воронежского, впоследствии Тверского 10) Павла (Зернова), епископа Костромского 11. Амвросия (Подобедова), архиепископа Казанского 12. Виктора (Онисимова), епископа Владимирского и Суздальского 13. Дамаскина (Семенова-Руднева), епископа Нижегородского 14. Амвросия (Серебреникова), архиепископа Екатеринославского 15. Феоктиста (Мочульский), епископ Севского 16. Феофила (Раева), епископа Тамбовского 17. Арсения (Тодорского), епископа Вологодского 18. Не известного 19. Серапиона (Александровского), архимандрита Московского Богоявленского монастыря, потом епископа: Дмитровского, впоследствии митрополита Киевского 20. Арсения, архимандрита Тверского Успенского Желтикова монастыря 21. Варлаама (Миславского), архимандрита Киево-Братского монастыря и Ректора Академии 22. Иринея (Клементьевского), архимандрита Новгородского Юрьева монастыря и члена Св. Синода 23. Иннокентия (Лаврова), архимандрита Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря 25. Варлаама архимандрита Богоявленского Голутвина монастыря и ректора Коломенской Дух. Семинарии 25. Иоанна (Терликова), архимандрита Ниловой Пустыни, потом настоятеля Московского Симонова монастыря 26. Михаила (в монашестве Августина) Сахарова     Архиепископ Арсений (Верещагин), к которому адресованы были напечатанные ниже письма, был один из видных деятельных и уважаемых русских архипастырей второй половины XVIII столетия 1 . Он родился 27-го января 1736 года 2 в г. Кашин от священника Успенского собора Иоанна Алексеева (Верещагина) 3 и при крещении наречён Василием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Старая Слобода. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Свято-Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Из листка, распространяемого в храме: Небольшая историческая справка о Свято-Казанском храме в с. Старая Слобода Александровского района. Село Старая Слобода с незапамятных времен было дворцовым, принадлежащим великокняжескому двору. Здесь со времен Переяславского Залесского княжества находилась летняя резиденция русских великих князей. В состав великокняжеской усадьбы с названием Александрова Слобода входили: большой деревянный теремный дворец, деревянная церковь, большая конюшня и каретник, а также другие хозяйственные постройки. Усадьба была исключительно удобна по расположению: от нее пути вели и в Переяславль Залесский, и в Дмитров, и в Москву, и в Суздаль и Владимир. Поскольку центром здешней земли был Переяславль Залесский, то в усадьбе Александровой Слободы перебывали все переяславские князья, в том числе Великий князь Александр Невский. Основание усадьбы и церкви предполагается во второй половине 12 века. Предположительно, первоначальная деревянная церковь была освящена во имя Святителя Николая Чудотворца. Здешняя усадьба потеряла свое главное значение в начале 16 века, когда в декабре 1513 года царская - великокняжеская усадьба переместилась в Новую Александрову Слободу, на месте которой сейчас стоит Александровский Успенский женский монастырь . На прежнем месте осталось дворцовое село Старая Слобода. Летом 1689 года село оказалось в центре событий, связанных с маневрами так называемых потешных войск, которые проводил здесь юный царь Петр Алексеевич и генерал-англичанин Патрик Гордон с Преображенским и Семеновскими полками. По указанию царя Петра Первого, по его обещанию и по заверенной воле брата его, только что, в январе 1696 года умершего, царя Иоанна Пятого, 10 августа 1696 года в Старой Слободе рядом с прежней обветшавшей церковью заложили новую кирпичную церковь, строительство которой было завершено 4 мая 1698 года. Строителем храма был духовник Великого Государя о. Феофан Феофилактович, Протопресвитер Благовещенского собора Московского Кремля. Основной престол в холодной церкви - во имя Казанской иконы Божией Матери. Одновременно с ним строился левый (северный) придел вот имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Более поздний - правый (южный) придел св. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=03537

Ш Шапки Шапки были разных видов и имели разные названия. В старину Русские носили высокие остроконечные шапки; потом стали носить шапки с мягкой, придавленной к голове тульей, от чего они казались низкими и плоскими 1005 . У простонародья шапки делались из войлока, поярка, сукманины, – зимой с меховым исподом и такой же опушкой; у людей богатых и знатных – из тонкого сукна и бархата; у государей – из алтабаса, зарбафа, бархата, атласа и других золотных и шелковых тканей, с вышитыми или нашитыми украшениями из золота, жемчуга и драгоценных камней. У большей части шапок делались меховые околы или опушки, у других – меховые же заломы или отвороты, с одной и с двумя прорехами или петлями, к которым присаживались запоны, образцы, пуговицы и проч. У Бориса Федоровича были две шапки из червчатого скорлата с петлями и круживом, низанными в рясную: у одной на прорехе 6 жемчужных пуговиц, а над прорехой «запона кораблем с раковиною»; у другой образцы с бирюзой в золотых гнездах 1006 . Запона состояла иногда из одного драгоценного камня или Бурмицкого зерна, обведенных камнями же меньшей величины или обнизанных жемчугом. К запоне прикреплялось дорогое перо; напр. золотые перья с драгоценными камнями были нашиты на шапки царей Иоанна и Петра Алексеевичей; стальное перо с алмазами было вставлено в запану для царя Иоанна Алексеевич а 1007 . Названия шапок были следующие: каптур, клобук, кучма, мурмолка, науруз, столбунец, треух (см. эти слова), шапка горлатная и шапка черевья. Шапки горлатные делались вышиной с локоть, к верху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горл (душек), от чего получили и название горлатных; вершок их делался бархатный, парчевой или суконный, с одной или двумя кистями из шелка, серебра, золота или жемчуга. У шапки Бориса Федоровича был «вершок шапошной оксамичен золотом да серебром, по оксамиченью сажен жемчугом; у него 2 кисти: кисть золота да другая серебряна», с жемчужным зерном вместо ворворки. У него же 6 шапок горлатных черных 1008 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Сентябрь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 сентября Черниговская Гефсиманская икона Она находится в пещерной церкви Гефсиманского скита, близ Троице-Сергиевой лавры. Эта святая икона является вкладом в пещерный храм Архистратига Михаила девицы Александры Григорьевой Филипповой. После смерти своего отца она со своими сестрами некоторое время жила в Хотьковом монастыре у священника Иоанна Алексеева, а мать ее уехала в Москву приискивать себе место, чтобы содержать себя и свою осиротевшую семью. В углу комнаты, которую добрый священник дал для жительства детям-сиротам, стояла писанная на полотне Черниговская Ильинская икона Божией Матери, полученная священником в благословение от одного монаха Троице-Сергиевой лавры. В продолжение трех месяцев Александра часто молилась перед ней и так привыкла к иконе, что когда нужно было уезжать в Москву к матери, она просила у священника позволения снять с нее для себя копию. Но о. Иоанн обещал отдать ей саму икону, когда вся семья устроится в Москве. В сентябре 1826 года Филиппова приехала в Хотьков монастырь и получила от священника обещанную икону Богоматери. Привезя ее в Москву, она решила поновить живопись на иконе; с этой целью она призвала живописца, который и исполнил ее желание. Благочестивая и набожная девица, часто бывавшая на богомолье в Троицкой лавре, пожелала поместить находящуюся у нее икону Богоматери в таком месте, где бы ее достойно чтили и хранили, и обратилась за советом к архимандриту Антонию. Наместник сначала посоветовал ей поставить икону в лаврской церкви, устроенной в честь Смоленской иконы Богоматери, а потом склонился к тому, чтобы икона была поставлена в нижней пещерной церкви Гефсиманского скита. В 1842 году икону торжественно с присланным из скита монахом перевезли из Москвы в скит. Икона была поставлена в нижней пещерной церкви Архистратига Михаила, с левой стороны от иконостаса, где пребывает она и доселе.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010