Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь Иоанна Заволоко 28.02.2014 418 Время на чтение 12 минут О Иване Никифоровиче Заволоко я впервые услышал в Пушкинс ком Доме на берегу Невы. Его там знали все, особенно в отделе древних рукописных и старопечатных книг, и говорили с уважением и восхищением как о талантливом этнографе, знатоке древней русской культуры и собирателе древних рукописей и книг, которые он безвозмездно передавал в Древлехранилище Пушкинского Дома. Сам я с ним познакомился в 70-х годах в Риге, где он имел на ул.Межотес небольшой домик. Лет ему было на восьмой десяток, но выглядел он - богатырь богатырём, такой вот дед Гостомысл или Микула Селянинович. Зубы у него были все целые, русые волосы крупными кудрями падали на уши и лоб, лицо чистое, румяное и чудная окладистая борода. Он смотрел на мир добрым всепрощающим взглядом и, что редко бывает среди людей, не жаловался и никого не осуждал. Но вот беда: левая нога у него отсутствовала. Её ампутировал хирург в далёком таёжном лагере. Иван Никифорович родился вместе с новым XX веком в старообрядческой семье донских казаков, которые ещё при царе Алексее Михайловиче переселились в Герцогство Курляндское, где ещё раньше обосновались старообрядцы Поморского согласия. Со временем там образовалась крепкая старообрядческая Гребенщиковская община с большим храмом без алтаря, училищем, больницей и богадельней для стариков и инвалидов. Все эти учреждения занимали целый квартал, где кучно поселились старообрядцы, рослые, с породистыми русскими лицами, свято блюдущие древние православные традиции, сохраняющие иконы старого письма и другие предметы церковной культуры. Особенно они берегли переплетённые в кожу, с литыми медными застёжками, дониконовские рукописные древлепечатные книги. Книги потемнели от времени и дыма, были закапаны воском, но их блюли паче зеницы ока. С малолетства Ваню водили в моленную. Помещение было громадное, разделённое деревянной, в рост человека, перегородкой, сплошь увешанной иконами. Одесную перегородки становился на молитву мужской пол, а ошуюю - женский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > К сожалению, мы оказались единственными представителями Русской Православной Церкви Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов об интронизации Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х 11.02.2013 2202 Время на чтение 4 минуты Вчера в одном из главных храмов Дамаска - Крестовоздвиженской церкви - в условиях повышенных мер безопасности состоялась торжественная интронизация нового Антиохийского Патриарха Иоанна Х. Мне выпала честь принять участие в этом важном мероприятии в составе делегации из шести человек от Фонда Апостола Павла, который возглавляет Валентина Алексеевна Ланцева. Фонд уже 9 лет занимается активной благотворительной деятельностью в Сирии. Прилетели мы в Дамаск ранним утром, и, как это всегда бывает при таких важных событиях, всё началось с искушений. Нас никто не встретил, и мы оказались на площади перед международным аэропортом в Дамаске с большим багажом, поскольку представители Фонда везли подарки Святейшему Патриарху, архиереям Антиохийской Православной Церкви. Пришлось договариваться с местными жителями и добираться в город самостоятельно. Слава Богу, все произошло без эксцессов, хотя дорога от аэропорта на Дамаск не считается безопасной. Когда мы приехали в старый город, нас ожидало новое искушение. Все дороги к церкви, где проходила интронизация, были перекрыты автоматчиками-ополченцами и полицией, машины дальше не пускали, и нам пришлось с огромным грузом в руках продвигаться по узким улочкам города. Наконец нас остановил патруль, поскольку наш груз вызвал подозрения, и нам пришлось оставить одного из членов делегации с чемоданами и коробками, а самим с иконами и хоругвями, малым крестным ходом, двинуться к храму. Удивительно было наблюдать реакцию людей, которые нас видели – они радостно улыбались, когда узнавали, что мы русские, прикладывались к иконам. Один ливанский христианин-маронит пошел рядом с нами, приложился к иконам и, преодолевая языковые различия, объяснил, что тоже идет на интронизацию. Мы ему вручили одну из икон и стал тоже членом нашей делегации, вместе с нами его пропустили в храм, и до конца службы, пока мы не передали иконы Патриарху, он смиренно нес послушание, держа икону. Мы оказались рядом с солеёй, можно сказать, среди почетных гостей.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/11/k_...

Закрыть Автократор Иоанн Васильевич и современное государственное строительство К 491-й годовщине со дня рождения Государя и к недавним высказываниям В.В. Путина о Малюте Скуратове 08.09.2021 1737 Время на чтение 18 минут Парсуна Царя Иоанна Грозного. Была подарена в Москве в 1676 году Царем Феодором Алексеевичем датскому королю Кристиану V через посла Фридриха фон Габеля. Конец XVI – начало XVII века. Дерево, 36×34 см, темпера. Национальный музей Дании, Копенгаген. Часть Первая 25 Августа/7 Сентября — в день памяти Апостолов из 12 Варфоломея и из 70 Тита, а также Святителя Мины Царьградского православные царисты отмечают Рождество Благоверного Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Говоря в заголовке о государственном строительстве, я указываю не на одномоментные события в истории России, связанные с созданием государств разного типа в разные эпохи, но на единый непрерывный многовековой процесс, который характерен и для нынешнего периода жизни нашей Отчизны. И недавние высказывания Главы Российского государства Владимира Владимировича Путина об эпохе Царя Иона Грозного отнюдь не случайны. О шествии разрушителей и первоначальном сопротивлении Насколько я помню, в детстве и юности моё отношение к Царю Ивану Грозному никогда не было резко отрицательным или даже антипатичным. Помню детский интерес к публикации в «Неделе» о гробнице Царя, в те же годы пару раз по телевизору показывали фильм Сергея Эйзенштейна. Довольно рано, не по возрасту, прочитал лермонтовскую «Песнь про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Затем осилил изданную в Ташкенте в 1942 году книжку Р.Ю. Випера «Иван Грозный» (она и сейчас сохранилась в домашней библиотеке). Одолеть трехтомник Ивана Костылева «Иван Грозный» не решался, только листал его. Была ещё в домашней библиотеке какая-то детская научно-популярная книжка по истории древнерусской письменности, в которой большая глава была посвящена Царской Либерии и поискам её И.Я. Стеллецкого. Перечитывал ту книжку многократно.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/08/...

Клементьево. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная, оштукатуренная, приходская церковь построенная в 1703 г. в стиле барокко. Изначально - двухэтажный ярусный храм с отдельно стоящей колокольней был выстроен на средства князя Б.И. Прозоровского в стиле московского барокко. В нижней Никольской церкви имелись Преображенский и Ильинский приделы. Многоярусная надвратная колокольня была построена в 1730-х гг. над въездом в церковный двор на средства И.М. Ефимовского. В храме были родовые усыпальницы Прозоровских и Ефимовских. Церковь закрыта в 1931 г., разобрана в 1940 г. Из кирпича рядом построена школа. От церковного здания уцелела только стройная надвратная колокольня с пристроенными к ней с севера и юга служебными строениями. На двухъярусном кубическом основании колокольни установлены два восьмерика, верхний из которых перекрыт куполом с барабаном главки. Декор здания сводится к лопаткам и простым оконным наличникам. Внутреннее убранство отсутствует. Передана верующим в начале 2000-х гг. На этом месте была деревянная церковь Святого Николая, уничтоженная в Смутное время. В 1629 г. она построена вновь. В 1653 г. село входило в Шеборшинскую дворцовую волость. В 1691 г. в жалованной грамоте написано: «великие государи (Петр и Иоанн) пожаловали боярина, князя Петра Ивановича Прозоровского за его многие службы, что он при великих государях живет непрестанно, со всем усердием... велено ему дать вотчину из своих великих государей дворцовых волостей в Московском уезде: Шеборшинскую, Тягожскую и Карачаровскую с селами, деревнями и пустошами». В 1701 г. Клементьево отдано князю Борису Ивановичу Прозоровскому по разделу с его братом Петром Ивановичем. Князь Борис Иванович Прозоровский (1654-1718) в 1670 г. был мучим в Астрахани Разиным. В 1672 г. пожалован чином стольника (первым для юношей из родовитых семейств), в 1674 г. - комнатный стольник царя Феодора Алексеевича. В 1682 г. - участник Собора по уничтожению местничества, боярин,в период двоецарствия Иоанна и Петра Алексеевичей он постоянно сопровождал царя Иоанна на богомолья, с 1692 по 1697 г. - воевода в Нижнем Новгороде. В 1697 г. пожалован саном ближнего боярина.

http://sobory.ru/article/?object=07299

Конь-Колодезь. Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о деревянной церкви в селе Конь-Колодезь относится к 1711 году. К середине 18 века был возведен трехпрестольный каменный храм, проект которого разработали в Санкт-Петербурге в мастерской архитектора Коробова. При церкви в 1885 году была открыта церковно-приходская школа. В начале 1930-х годов храм был закрыт, в здании устроено зернохранилище, а часовня разобрана на кирпичи. Позже эта участь постигла и церковь, из кирпичей которой была построена школа, сгоревшая в 1990-х годах. В 2001 году здание бывшей усадьбы Сенявиных, где частично расположился храм, было передано Липецкой епархии. По данным Справочной книги для духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате церкви числились: священник Андрей Яковлевич Никитин и псаломщик Александр Алексеевич Патрицкий. Церкви принадлежало 35 десятин пахотных земель. Приход насчитывал 321 двор, где проживало более 2600 человек. Источник:  http://rustemple.narod.ru/lp_kon_kolodez.html Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в с. Конь-Колодезь, Задонского уезда, каменная с колокольнею, с приделами: на правой стороне св. Илии (в трапезной с левой стороны), на левой - Преображения Господня, построена в 1795 году, возобновлена в 1835 году помещиком Сенявиным. Прежде в этом селе была тоже Богословская церковь и при ней в 1732 году был поп Иаков. Земли пахатной и сенокосной 40 десятин. Прихожан 1130 душ. В приходе деревни: Бестужево (8 верст) и Знаменка (6 верст)». Источник: http://rustemple.narod.ru›lp_kon_kolodez.html Домовый храм открыт в 2003 г. в доме-усадьбе бывшего помещика Синявина XVIII в., недалеко от места, на котором стоял храм, сооруженный в 1731-1739 г.г. и разрушенный в годы советской власти. В 2004 г. начаты, а в 2009 г. завершены ремонтно-восстановительные работы домового храма на втором этаже здания. На первом этаже здания располагается воскресная школа, музей адмирала Синявина. В летнее время в здании располагается детский православный лагерь Липецкой епархии. Здание является памятником истории и культуры XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=07279

Ксизово. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь была построена в начале XVII века, поскольку уже в 1620 году в документах упоминается село Никольское по названию церкви. Каменную церковь с главным престолом Николая Чудотворца Мирликийского выстроил в 1759 году помещик Яков Дмитриевич Бехтеев. В 1865—1869 гг. (по другим данным, в 1867 г.) была выстроена существующая ныне каменная Никольская церковь на месте старого каменного храма. Существуют легенды, что в Никольском храме служил сам святитель Тихон Задонский. Известна его тесная связь с родом Бехтеевых, у которых он часто гостил в имениях в Липовке и Ксизово. В дореволюционное время два храма села Ксизово (Никольский и Иоанна Дамаскина) собирали на богослужение всю округу: жителей сел Балахна, Замятино, Засновка, Мухино, Соловьевка и др. В 30-х годах двадцатого столетия намоленное место не раз осквернялось. Разбивали о землю кресты, чернили святые росписи, сдирали оклады, рубили топорами иконы. Там, где очищались души молитвами, устроили маслобойню и склад, на кладбище – автозаправочную станцию. Известен последний священник – протоиерей Вележев Георгий Алексеевич, 1847 г.р., уроженец с. Патриаршее (ныне с. Донское)Задонского района. Постановлением коллегии Воронежской Губчека от 30.01.1921г. по обвинению в вымогательстве был приговорён к 5 годам лишения свободы условно. Оригинал статьи на сайте Липландия . Церковь в селе Ксизове Задонского уезда, с приделами на правой стороне святого Алексия Московского митрополита, на левой – Тихвинской иконы Божией Матери, вновь построена в 1867 году усердием крестьянина Ивана Абанина и прихожан. При этой церкви тёплая в честь преподобного Иоанна Дамаскина, при обеих церквах одна каменная колокольня. Земли 110 десятин пахотной и сенокосной. Есть план и межевая книга. Два штата. Прихожан 1590 душ.  В приходе деревни: Мухина, Замятнина (3 версты). Церковь в Ксизове существовала (Николаевская) с 1765 года; в 1865 году хотели её возобновить, но она обрушилась, а потому решились построить новую.

http://sobory.ru/article/?object=02078

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА (7.12. 1718, Росток - 7.03.1746, Холмогоры), правительница Российской империи (9 нояб. 1740 - 25 нояб. 1741). Дочь герц. Карла Леопольда Мекленбург-Шверинского и царевны Екатерины Иоанновны, дочери царя Иоанна V Алексеевича , в Крещении по протестант. обряду получила имя Елизавета Екатерина Христина. В России с 1722 г., с 1730 г. воспитывалась при дворе императрицы Анны Иоанновны , стремившейся оставить российский престол за потомками своего отца царя Иоанна V и воспрепятствовать приходу к власти потомков имп. Петра I . В 1733 г. Елизавета Екатерина Христина приняла Православие с именем Анна в честь императрицы. 3 июля 1739 г. в петербургском Казанском соборе еп. Вологодский Амвросий (Юшкевич) обвенчал А. Л. с принцем Брауншвейг-Беверн-Люнебургским Антоном Ульрихом, к-рый остался лютеранином. 12 авг. 1740 г. у А. Л. родился сын, названный в крещении Иоанном (см. Иоанн Антонович ) и объявленный имп. манифестом от 5 окт. 1740 г. наследником престола с титулом вел. князя; регентом при наследнике был назначен герц. Э. И. Бирон. 17 окт. 1740 г. скончалась императрица Анна Иоанновна, 18 окт. был обнародован манифест, согласно к-рому российский престол наследовал Иоанн Антонович. 23 окт. в Исаакиевском соборе состоялась церемония приведения к присяге на верность новому императору, а по существу регенту Бирону. Правосл. жители С.-Петербурга, недовольные усилением инославного влияния, порой отказывались от присяги, поскольку «та присяга учинена благоверному государю князю Иоанну, а он родился не от христианской крови и не в правоверии» и «отец Его Высочества иноземец, и в церковь не ходит, и святым иконам не поклоняется». Правительница Анна Леопольдовна. Портрет. Неизвестный художник. Ок. 1740 г. (ГРМ) Правительница Анна Леопольдовна. Портрет. Неизвестный художник. Ок. 1740 г. (ГРМ) В ночь с 8 на 9 нояб. 1740 г. фельдмаршал Б. К. Миних с одобрения А. Л. арестовал и низложил Бирона.

http://pravenc.ru/text/115606.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХАНГЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан на мысе Пур-Наволок, в 30 верстах от впадения Сев. Двины в Белое м. (на территории совр. Архангельска), наряду с корельским во имя свт. Николая Чудотворца мон-рем играл важную роль в распространении христианства в Двинской земле. Об основании А. м. сообщает недатированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна (ИРИ. Т. 3. С. 300) - по всей видимости, того из Новгородских архиереев с этим именем, к-рый занимал кафедру в 1389-1415 гг.; предположение основано на описании в грамоте сословий и гражданского устройства Заволочья, характерного для XIV в. (ц. во имя арх. Михаила старше мон-ря, поскольку в грамоте она упоминается как уже существующая). Н. М. Карамзин (История. Т. 2. Прим. 47) и В. В. Крестинин считали, что А. м. основан в XII в. (при еп. Иоанне, 1110-1129, или свт. Илии (в схиме Иоанне ), 1165-1186). Об основании обители в XII в. говорит сохранившаяся копия челобитной игумена А. м. Иеремии от 1695 г. к царям Петру I и Иоанну V Алексеевичам : «А тому, государи, богомолию (А. м.- В. С.) больши 500 лет» (цит. по: Кириллов. Прим. 9). Однако большинство историков (митр. Макарий (Булгаков) , А. А. Шахматов , В. В. Зверинский , В. Ф. Андреев и др.) относили основание А. м. к кон. XIV в. В 1419 г. мон-рь был разорен норвежцами, вскоре возобновлен на прежнем месте. Грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1543 г. игум. Феодосию предписывала местным властям в связи с голодом в Двинской земле содержать игумена и 35 старцев А. м., передавая в мон-рь по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса из царских житниц; в следующем году царской грамотой А. м. был освобожден от постоя. Однако двинские власти не выдавали мон-рю положенного царской грамотой хлеба, и из-за голода к 1551 г. число братии сократилось до 12 чел. Впосл. число насельников увеличивалось, и в 1587 г. в мон-ре жили 42 старца. В 1550 г. в А. м. существовали шатровый холодный храм во имя арх. Михаила и теплая ц. во имя прор. Илии, в 1587 г. помимо ц. во имя арх. Михаила с приделом мч. Мины в обители была теплая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Первоначально А. м., как и большинство сев. обителей, был особножительным, после монастырской реформы в Новгородской епархии архиеп. свт. Макария в 1528 г. все обители, в т. ч. и А. м., приняли общежительный устав.

http://pravenc.ru/text/76444.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Красноярской митрополии РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода 28 дек. 2011 г. Кафедральный город - Канск, кафедральный собор - во имя Св. Троицы в Канске. Правящий архиерей - митр. Ппнтелеимон (Кутовой ; в.у. с 9 июля 2019). К. и Б. е. объединяет приходы в границах юго-вост. районов Красноярского края : Абанского, Богучанского, Дзержинского, Иланского, Ирбейского, Канского, Кежемского, Нижнеингашского, Партизанского, Рыбинского, Саянского, Тасеевского и Уярского. К февр. 2012 г. в епархии насчитывалось 28 действующих храмов, в клире состояли 25 священников, 2 диакона. Территория совр. К. и Б. е. (Канский окр.) с XVII в. входила в Тобольскую епархию, с 1834 г.- в Томскую, с 1861 г.- в Енисейско-Красноярскую епархию. Первые правосл. храмы в Канском окр. были построены в старожильческих поселениях в XVII-XVIII вв.: св. Иоанна Предтечи при Троицком солеваренном заводе (ныне с. Троицк Тасеевского р-на) (1680), св. апостолов Петра и Павла в с. Чунском (1754), Всемилостивого Спаса в с. Ирбейском (1760), арх. Михаила в с. Новосёлове (1767), свт. Николая Чудотворца в с. Монашенском (ныне с. Амонаш Канского р-на) (1770), свт. Николая Чудотворца в с. Михалёве (1770), св. Иоанна Богослова в с. Троицко-Заозёрном (ныне г. Заозёрный) (1784), в честь Богоявления в с. Тасееве (1794), Рождества Христова в с. Христорождественском (ныне с. Дзержинское) (1794), св. апостолов Петра и Павла в с. Рыбинском (1796). Храм при Канском остроге - деревянная ц. во имя Всемилостивого Спаса - был поставлен в 1722 г., 1-м священником в нем был Алексий Афанасьев. К 1717 г. в Канский острог переселились 20 семей красноярских казаков, получивших из казны средства для постройки домов и документы об освобождении от податей. Казачье поселение и церковь находились к востоку от острога. Спасская ц. была единственным в Красноярском у. ружным храмом. В кон. XVIII в. жители с. Канского обратились к Тобольскому архиеп. Варлааму I (Петрову-Лавровскому) с просьбой о разрешении построить в селе каменную соборную церковь с приделом в честь Покрова Пресв. Богородицы. 21 сент. 1797 г. архиеп. Варлаам отправил красноярскому прот. Алексию Алексееву грамоту о строительстве собора. Собор возводился в 1800-1804 гг. енисейскими мастерами под рук. А. Казаретина и А. Малетина. Собор был освящен в янв. 1805 г. В то время в с. Канском имелось 140 домов, в к-рых жили 1100 чел.

http://pravenc.ru/text/1470267.html

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 33. Приезд в Оптину владыки Михея (Алексеева). Посещение Оптиной Великой княгиней Елисаветой Феодоровной Романовой В начале 1914 года в скит Оптиной пустыни приехал владыка Михей, епископ Уфимский (в миру Михаил Феодорович Алексеев; 1851–1931). Он был дворянин, окончил в Петербурге Морское училище, достиг чина капитана 1-го ранга, командовал кораблями; был духовным чадом протоиерея Иоанна Кронштадтского и раз в неделю исповедовался и причащался у него в Кронштадте в Андреевском соборе. Когда скончалась его жена (1890), он по благословению отца Иоанна поступил послушником в скит Оптиной пустыни, а отсюда в Московскую Духовную Академию (1892) и в том же году был пострижен в монашество. В 1897 году он, в сане игумена, – настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря, с 1901-го – Херсонского Владимирского. В 1901 году был хиротонисан во епископа Сарапульского и в дальнейшие годы занимал кафедры Архангельскую и Уфимскую. Он много занимался благотворительностью и имел по этому поводу переписку с Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. В 1913 году владыка Михей вышел на покой и поселился в Почаевском монастыре, но в следующем году решил перейти в скит Оптиной пустыни. Летописец скита (рясофорный инок Александр Аваев 507 ) отмечает частые служения владыки в храмах обители. 26 января 1914 года: «Литургию в монастыре служил преосвященный Михей». 2 февраля: «Сретение Господне. Литургию в монастыре служил преосвященный Михей. Вечером владыка посетил старца отца Нектария». 14 марта: «Сегодня преосвященный Михей служил в скиту литургию. По окончании обедни владыка благословил братию и сказал краткое задушевное приветствие». 16 марта: «В монастыре на литургии преосвященный Михей посвятил монастырского иеродиакона отца Иосифа в сан иеромонаха и монаха отца Иосифа (бывшего скитского библиотекаря) – в сан иеродиакона». 25 марта: «Литургию в монастыре служил преосвященный Михей». 6 апреля: «Светлое Христово Воскресение. Литургию в Казанском соборе служил преосвященный Михей, а в больничной церкви архимандрит Ксенофонт. В скиту в 7 часов было отслужено бдение, на котором присутствовал владыка». 7 апреля: «Литургию в скиту в новом храме служил преосвященный Михей. Пели два хора: монастырский и скитской. После обедни владыка сказал речь, в которой благодарил скитян за оказанную ему любовь». 25 мая: «День Святой Троицы. Литургию в монастыре служил преосвященный Михей. Перед литургией был царский молебен. В 7 часов в скиту началось бдение, на котором присутствовал преосвященный Евфимий [Лапин, епископ Барнаульский. – Ред.]. Владыка выходил на величание, а после 6-й песни канона произнес речь, в которой указывал скитянам на великую пользу скитского уединения для усовершенствования духовной жизни» 508 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010