В более позднее время сюжет трактовался в историческом духе: святого пронзает копьями группа воинов, в состав композиции могли включаться фигуры мч. Луппа и ангела с венцом (росписи 10-х гг. XIV в. в ц. св. Апостолов в Фессалонике и сер. XIV в. в парекклисионе Д. С. в мон-ре Ксенофонт; упрощенный вариант - на выпущенном в Фессалонике медном ассарии Иоанна V, ок. 1365-1376; по мнению Ксингопулоса, подобная композиция описана в экфрасисе Иоанна или Марка Евгеника). Обычно сцена убиения святого входит в состав житийных или минейных циклов. Однако известны и отдельные иконы на этот сюжет, относящиеся в основном к поствизант. эпохе (критские иконы XV-XVII вв. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае, в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне и в Музее Бенаки в Афинах); та же сцена, вероятно под влиянием житийных икон, помещена на нижнем поле серебряного оклада иконы Д. С. на троне из мон-ря прп. Дионисия на Афоне (1-я пол. XV в.). Фрагмент изображения Д. С. в темнице (сцены убиения?), относящийся к XII в. (?), сохранился в крипте базилики святого в Фессалонике, отождествлявшейся с местом его заключения. В XVII-XVIII вв. создавались и отдельные иконы Д. С. в темнице, благословляющего мч. Нестора на бой с гладиатором Лием (иконы XVII в. из Протата и XVIII в. из ц. Неа-Панагия в Фессалонике). Редким примером отдельной иконы со сценой погребения Д. С. является образ XVI в. из собрания Греческого ин-та в Венеции, принадлежащий к числу распространенных в эту эпоху композиций, изображающих погребение святых с участием сонма духовенства и певцов на фоне храма. Иконография Д. С. на Руси имела широкое распространение. Ее особенности заключались в неравномерности развития и отсутствии ряда популярных в Византии и на Балканах иконографических вариантов и в появлении мотивов, неизвестных визант. искусству. Древнейшие примеры изображений святого, относящиеся к XI-XII вв., как правило, принадлежат к типу Д. С.-воина, что, очевидно, было связано с его особым почитанием князьями из дома Рюриковичей и их окружением.

http://pravenc.ru/text/178231.html

«Текст «Истории» Фукидида дошел до нас в рукописях византийского времени (древнейшая флорентийская рукопись относится к Х в., остальные – к XI–XII вв.)» [ 7 ]. «Текст «Киропедии» сохранился в ряде средневековых рукописей» [ 8 ], старейшей из которых оказывается Codex Escorialensis T III 14, датируемый XII веком. А ведь речь идет об авторах V в. до Р.Х. … Не по античным, а по средневековым рукописям приходится ученым выверять современные издания древних авторов… [ 9 ] Но когда мы говорим о книгах Нового Завета, то здесь ситуация совсем иная. От первого тысячелетия до нас дошло свыше 5 000 рукописей новозаветных книг. Полные своды книг Нового Завета мы встречаем в рукописях IV в. (Синайский и Ватиканский кодексы); рукописи отдельных книг относят к III в. (прежде всего речь идет о рукописях из собраний Честера Битти и Мартина Бодмера). Так, написанное позже всех Евангелие от Иоанна дошло до нас в почти полном кодексе, именуемом «Бодмер II» или p66 (рукопись содержит в себе полностью главы 1–14 и фрагменты глав 15–22) [ 10 ]. Эта рукопись создана около 200 года. Часть 2 Отдельные же фрагменты имеют еще более интересную судьбу. В 1920 г. в Египте Бернардом Гренфеллом в походной сумке умершего во II в. египетского солдата был найден папирус p52, содержащий отрывок из Евангелия от Иоанна (разговор Христа с Пилатом [см.: Ин. 18, 31–33 и 37–38]). Затем этот папирус хранился в Библиотеке Райленда в Манчестере; исследован и опубликован в 1935 г. С. Робертсом. По особенностям почерка все ученые независимо от своей конфессиональной принадлежности датируют этот папирус первой половиной II в. (вероятно, ранее 130 г.) [ 1 ]. Евангелие от Иоанна написано после всех Евангелий; Ап. Иоанн был юношей во времена земной жизни Спасителя, и он был единственным из Апостолов, кто не был убит и дожил до старости, скончавшись в 117 г. по Р.Х. Евангелие Апостол написал в конце жизни, т.е. на рубеже I–II веков [ 2 ]. Значит, копия, имеющаяся в нашем распоряжении, отстоит всего на два десятилетия от времени написания оригинала. Для историков это удивительное свидетельство аутентичности текста. В советские годы атеисты говорили (и их домыслы любят сегодня воспроизводить рериховцы): «Евангелиям верить нельзя, они написаны не Апостолами, а неизвестными авторами конца II или даже III в.». Но сегодня археология говорит о новозаветных рукописях начала II века. Более того, есть папирусы, о которых ведутся споры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Таже глаголют вси. И всех иже в надежди воскресения и проч. по обычаю яко же выше писано есть. И тако поклоншася отходят. 579 Мнимые старообрядцы говорят, что во святей литургии, юже прежде на седми просфорах служиша, Никон Патриарх отложи от них две просфоры яже за Царя и Патриарха выимашеся и за все священство; сия отложив, на пяти просфорах только литургию отправляти предаде (Российский виноград, в статье о Никоне). Отменил же две просфоры, т. е. Патриарха и царя для того, чтобы таким образом оставить священство и царство и смесить их воедино с простолюдинством (Российский виноград). Патриарх Никон подлинно признал достаточным для принесения на жертвенник пяти просфор. Но, отменив две просфоры, не оставил без ясного поминовения ни Священства, ни Царя, как то видно из Служебника, изданного им, в котором читаем: «Помяни, Владыко человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха нашего (имя рек)». «Помяни, Господи, Благоверного и Христолюбивого Государя нашего, Царя и Великого Князя» (имя рек). Но что поминовение царя и священства соединилось с простолюдинством – вины нет. Наш Господь за всех молился совокупно ( Ин.17:11, 20, 21 ), и апостол предписал молиться за вся человеки, а в том числе за царя и за вся, иже во власти суть ( 1Тим.2:2 ). Такого поминовения всех вместе требовали древнейшие греческие и славянские Потребники, именно XII, XIII, XIV и XV веков (например, харатейный Служебник Антония Римлянина XII века, хранящийся в библиотеке Новгородского Софийского собора; харатейные Служебники XIII, XIV и XV веков, находящиеся в той же библиотеке; печатные Служебники, изданные в Венеции 1519 и 1554 г.; Номоканон, печатанный в Киеве в 1624 году – см. правило 10) (Выписки из этих и других подобных книг см. в книге: Истин. древн. и ист. прав. Хр. Церк., ч. 2, стр. 196–199 и в книге: Выписки из старописм. и старопеч. книг, Озерского, ч. 2, стр. 108–141). Число пяти просфор на литургии начало в России изменяться на шесть, кажется, со времени Всероссийского митрополита Киприана.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Соборное богослужение Великого Четверга в Константинополе в IX-XII вв. отражено в Типиконе Великой церкви В Великий Четверг с утра и до полудня совершалось поклонение св. копью - тому самому, по преданию, которым было пронзено ребро Спасителя (Ин 19. 34); этот чин совершался лишь в К-поле, что естественно связано с уникальностью реликвии (ныне св. копье находится в Риме). Утреня имела обычный порядок; из песнопений Типикон указывает тропарь на Пс 50 (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: " Semeron ho basileus tes dzoes " (греч.) - Днесь црарь жизни). По окончании утрени Патриарх совершал поклонение св. копию при пении тропаря 2-го гласа: " Proskunoumen ten logchen " (греч.) (Покланяемся копию). Тот же тропарь пели и на антифонах тритекти (третье-шестой час - дневная служба будних дней Великого поста), когда поклонение св. копию завершалось (на др. день - в Великую пятницу - поклонение копью совершалось еще раз). После входа тритекти на амвоне пели тропарь 3-го гласа: " Ho rapistheis huper genous anthropon kai me orgistheis " (греч.) (Заушенный за род человеческий, и не прогневавыйся) и читали паремию (Иер 11. 18 - 12. 15, с прокимнами: из Пс 82 до нее и из Пс 75 - после). После отпуста тритекти совершался чин омовения св. престола. Вечером служили вечерню, в конце которой был чин умовения ног: Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 пресвитерам, 2 митрополитам и 1 архиепископу при чтении Ин 13. 3-11 (в Евхологиях чин представлен полностью - см. ст. Умовение ног). После чина совершался вход с Евангелием, и сразу с чтений (без Трисвятого и проч.) начиналась Божественная литургия. Чтения Литургии: Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 139, Иов 38. 1-21, прокимен из Пс 58, Ис 50. 4-11, прокимен из Пс 2, 1 Кор 11. 23-32, аллилуиарий, составное Евангелие (за основу взято повествование евангелиста Матфея, с 2 вставками: Мф 26. 2-20, Ин 13. 3-17, Мф 26. 21-39, Лк 22. 43-44, Мф 26. 40-27. 2). В Литургию включен чин освящения мира; вместо херувимской песни и причастна поется тропарь 4-го среднего гласа " Tou deipnou sou " (греч.) (Вечери твоея) (Mateos. Typicon. T. 2. P. 72-77).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Аварийный храм XII века в Новгороде 3,5 года ждет начала реставрации 21.11.2018 Финансирование противоаварийных работ на объекте культурного наследия федерального значения " Церковь Петра и Павла на Синичьей горе " XII века, охраняемого ЮНЕСКО, в Великом Новгороде невозможно без определения пользователя, сообщает МТУ Росимущества. " В связи с неудовлетворительным состоянием объекта культурного наследия МТУ Росимущества обратилось в адрес департамента госохраны культурного наследия Минкультуры РФ с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению церкви " , - говорится в ответе управления на запрос " Интерфакса " . Этот вопрос был согласован 22 апреля 2015 года. " Проектная документация, подготовленная по госконтракту с Минкультуры РФ, до настоящего времени министерством не согласована " , - отмечает МТУ Росимущества. В сообщении подчеркивается, что " вопрос о финансировании противоаварийных работ на объекте культурного наследия может быть рассмотрен Минкультуры РФ при условии наличия у объекта пользователя " . Управление обратилось в Северо-Западную дирекцию по строительству, реконструкции и реставрации с просьбой принять церковь на праве оперативного управления либо безвозмездного пользования с целью проведения работ по спасению объекта. " Указанное предложение до настоящего времени учреждением не рассмотрено " , - говорится в сообщении. Росимущество также планирует включить церковь Петра и Павла в госпрограмму " Развитие культуры и туризма " на 2013-2020 годы. Агентство направило губернатору Новгородской области письмо с просьбой о содействии в решении этого вопроса. В письме Росимущества говорится, что с 2013 по 2015 года в ходе проведения реставрации в церкви были установлены строительные леса и временная кровля. Как сообщалось, в 2012 году депутаты Госдумы обратились с открытым письмом к федеральным и местным властям по поводу возможной утраты разрушающейся церкви Петра и Павла на Синичьей горе. Они оценивали состояние памятника как катастрофическое. " На памятнике архитектуры уже 10 лет нет кровли, разрушаются стены, которые могут обрушиться в любой момент. Шатер храма рухнул в 2009 году " , - отмечалось в письме.

http://drevo-info.ru/news/24311.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Археологи нашли в Новгороде считавшиеся утраченными тысячелетние фрески 12.07.2016 Археологи нашли фрагменты фресок начала XII века на руинах Благовещенской церкви на Рюриковом городище в Великом Новгороде , сообщили в понедельник " Интерфаксу " в Новгородском государственном музее-заповеднике. Ранее эти фрески считались навсегда утраченными. " Есть крупные фрагменты с декоративными деталями. Есть кусочки с фрагментами изображений святых. Есть граффити. В одном случае - почти целая надпись с рисунками. Что это такое - будем разбираться вместе с лингвистами " , - рассказал собеседник агентства. 110 планшетов с обломками фресок переданы для обработки в Новгородский центр по реставрации монументальной живописи. Там специалисты под руководством известного реставратора Тамары Анисимовой будут заниматься сборкой фресок из фрагментов. Раскопки на Городище продолжаются. " Фрески XII века - это потрясающее начало раскопок. Тем не менее, мы ждем чего-то еще более интересного " , - добавили в музее. Рюриково городище находится в 2 км к югу от центра современного Новгорода, у истока Волхова из озера Ильмень. В IX-X веках городище являлось древнейшим Новым Городом русских летописей. На Рюриковом городище сохранились конструкции двух храмов Благовещения: один из них, построенный в 1103 году, является вторым после новгородского Софийского собора древнейшим храмом Северной Руси, второй датируется XIV веком, и до нашего времени сохранились лишь его руины. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.07.2016 17:04:10 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии Скончался архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Шамординской пустыни 29.04.2024 В Ужгороде митрополит Феодор (Мамасуев) освятил новый храм Немецкие мусульмане призвали власти создать «халифат Германии» В северной Индии христианского священника и мирянина тяжело ранили за проповеди 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/20914.html

Фоном С. С. служит космическая катастрофа, знаменующая конец мира: солнце и луна меркнут, звезды спадают с неба, само небо свертывается, как свиток (Мф. 24:29 и Откр. 6:12–14), от престола Судьи льется огненная река (Дан. 7:10). Среди поэтических разработок темы С. С.: византийская поэма (т. н. кондак) Романа Сладкопевца (VI в.), древневерхненемецкий эпос «Муспилли» (IX в.) и латинская секвенция «Dies irae» («День гнева», XIII в.; вошла в состав католической заупокойной службы, т. н. реквиема), а также многочисленные фольклорные тексты, в т. ч. русские «духовные стихи». Искусство зрелого средневековья создает многофигурные композиции, где Христос восседает на престоле в центре, по обеим сторонам от Него сидят двенадцать апостолов, также участвующих в совершении Суда, Дева Мария и Иоанн Креститель стоят перед престолом Христа, а Адам и Ева припадают к Его стопам, умоляя за грешное человечество, Ангелы трубят в трубы, апостол Петр впускает праведных в рай, бесы ввергают грешников в ад и т. д. Иконографическая схема формируется в Византии к XI в. и оттуда распространяется на Италию (мозаика собора в Торчелло, XII в.), на южнославянский мир и на Русь (фрески Дмитриевского собора во Владимире, XII в. и Успенского собора во Владимире, нач. XV в.); и в искусстве готики и раннего Ренессанса, и в русской иконе XVI–XVII вв. она подвергается различным модификациям, но лишь Микеланджело (фреска Сикстинской капеллы) порвал с традицией, подчинив тему своим собственным идеалам — титаническому гневу Христа на человечество отвечает столь же титаническое отчаяние человечества. СУДЬБА — понятие–мифологема, выражающее идею детерминации как несвободы. От понятия С. следует отличать два другие понимания детерминации, оставляющие место свободе: научное, т. е. каузальную детерминацию (причинность), и теологическое, т. е. смысловую детерминацию (Провидение, предопределение). Каузальное понимание допускает возможность выйти за пределы необходимости, проникнуть в ее механизм и овладеть им. При теологическом понимании человеку предлагается увидеть бытие как бесконечную глубину смысла, как истину, что опять–таки связано с идеей свободы: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). В обоих случаях содержание понятий «познание» и «свобода» весьма различно, но связь между ними очевидна. Напротив, С. не только скрыта от человеческого ума (как многие каузальные связи), не только непознаваема (как и Провидение) — она «слепа» и «темна» безотносительно к познающему субъекту, по самому своему бытию. С. не просто скрыта в некоей темноте, но сама есть темнота, не высветленная никаким смыслом, — и притом именно в качестве несвободы. У С. есть (в глазах верящего в нее) реальность, но нет никакой «истинности», а поэтому ее можно практически угадывать методами гадания, ведовства, мантики, но ее немыслимо «познать», ибо в ней принципиально нечего познавать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

5 . И воскресшаго в третий день по Писанием. 6 . И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7 . И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. 8 . И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки. 9 . Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . 10 . Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11 . Чаю воскресения мертвых ( Ин.6:54 ). 12 . И жизни будущаго века. Аминь. ( Ин.5:24 ). 32. Как иначе называется исповедание веры? Исповедание веры называется также Символом веры или кратким изложением веры. 33. Как разделяется Символ веры ? Символ веры разделяется на двенадцать членов. Пояснения: I. Символ православной веры был составлен и объявлен на Первом и Втором Вселенских Соборах. На Первом Вселенском Соборе, состоявшемся в 325 г. в Никее, были приняты и объявлены I, II, III, IV, V, VI, VII члены и первая половина VIII члена; на Втором Вселенском Соборе, состоявшемся в 381 г. в Царьграде (Константинополе), были приняты вторая половина VIII члена и IX, X, XI и XII члены. Поэтому этот Символ веры и получил название Никеоцареградского. Этот Символ был составлен на основании Священного Предания и Священного Писания. II. Член Символа называется по-гречески «догма», то есть «учение Церкви». а) О Боге и Его свойствах 36. Кто есть Бог? Бог – Творец и Господь неба и земли. 37. Можем мы видеть Бога? Бога мы не можем видеть, потому что Бог есть дух, не имеющий тела. Пояснение: Иисус Христос сказал: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). 38. Какие свойства Божии, кроме Его невидимости, мы должны помнить? Кроме невидимости Бога мы должны еще помнить, что Бог есть дух: 1) вечный и совершенный; 2) вездесущий и всеведущий; 3) премудрый и всемогущий; 4) пресвятой и справедливый; 5) всеблагой и всемилосердный. 39. Что значит: Бог – вечен? Бог вечен – это значит, что Бог всегда был, есть и будет ( Пс.89:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Встретился Ему прокаженный, который говорил: Господи, аще хощеши, можеши мя очистити, и Он сказал: хощу очистися ( Матф. 8:2–3 ). Плоть Господня коснулась Его, и болезнь прошла, проказа исчезла. Напитал пять тысяч пятью хлебами ( Ин. 6:5–14 ) собственным телом: ибо, приняв хлеб, воздал хвалу Отцу и преломил и дал ученикам своим, а ученики подали народу и наполнили 12 кошниц остатков. Одному Богу свойственно отпущать грехи, но Он сказал: да увесте, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи ( Марк. 2:10 ); еще сказал Он: никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси ( Ин. 3:13 ). Замечаешь, как Божественные свойства Он сообщил природе человеческой! Но когда видишь Его жаждущим, алчущим, утомленным, проливающим пот, преданным Пилату, влачимым и мучимым воинами, находящимся в предсмертных муках, молящимся: Элои, Элои, лама совахвами, т. е. Боже мой, Боже мой, почто Мя оставил еси ( Марк. 15:34 ), или: Отче мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты ( Матф. 26:39 ), – когда видишь Его распятым на кресте, – видишь, что руки и ноги Его прободены гвоздями, а ребро копьем: тогда помышляй, что Бог Слово оставался бесстрастным, но усвоял Себе все то, что претерпел Своею плотью. А дабы показать, что и во время страдания Он не оставлял собственного храма, когда иудеи совершали это печальное дело с Господом, Он, как Бог, помрачил лучи солнца, покрыл тьмою всю землю, раздрал завесу храма ( Лук. 23:44–45 ), сокрушил камни, воскресил мертвых ( Матф. 27:51–53 ). Все это Он сделал для того, чтобы ты понял, что Он соприсутствовал страждущему, усвоял Себе его страдания, но Сам, не подверженный страданиям, совершил все это... Воздадим же Ему – Богу славу ныне и присно и во веки веков. Аминь 68 . 68 „Деяния вселенских соборов“, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Казань, 1893 г. Издание второе. Том второй, стр. 145–147. Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 2. – 905, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

«Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин. 14:10 ). «Видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14:9 ). Апостол Павел представляет Святого Духа в том же положении к Богу, в каком дух человеческий находится по отношению к человеку ( 1Кор. 2:11 ). 3.5. Понятие личности; личность и природа Отождествив понятия «ипостаси» и «лица», Каппадокийцы явились создателями нового понятия, которого не знал античный мир. Это понятие – «личность» 187 . Божественные Ипостаси обладают единой сущностью, поэтому нет никакого природного свойства или качества, по которому можно было бы их различать, однако Божественное Откровение не оставляет сомнения в том, что Отец, Сын и Святой Дух, будучи совершенно тождественны по природе, суть реально различные личностные существа. В конечном счете выразить различие между личностью и природой можно только посредством грамматических категорий «кто» и «что». Природа всегда отвечает на вопрос «что?» и обозначает некоторую качественность, тогда как личность, отвечая на вопрос «кто?», указывает на того, кто является субъектом действия или состояния. На вопрос «кто?» мы отвечаем именем собственным. Имя собственное является в нашем языке единственным адекватным средством для указания на тайну личности. Одним из первых этим методом различения воспользовался свт. Григорий Богослов , согласно которому «Сын не Отец, потому что Отец один, но то же, что Отец. Дух не Сын, потому что Единородный один, но то же, что Сын» 188 . Впоследствии в таком ключе высказывались и другие свв. отцы. Так, в XII столетии свт. Николай Мефонский говорил: «Отец и Сын не одно, а два, хотя по естеству – одно, потому что – иной и иной, хотя не иное и иное» 189 . Учение великих Каппадокийцев о единосущии Божественных Лиц привело к отказу от попыток мыслить личность в категориях природы: личность не есть ни часть, ни свойство, ни функция природы. Соотношение между понятиями природы и личности можно выразить следующим образом. Если природа есть некоторая качественность, то личность – конкретный носитель качеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010